Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 05:58:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших  (Прочитано 7884 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 26 Июня 2022, 00:34:52 »


Быть или не быть России

Слово в День Всех русских святых

Протоиерей Александр Шаргунов
 



Сегодня мы со всей Церковью, земной и небесной, со всеми нашими русскими святыми единым сердцем и едиными устами возносим молитву ко Господу. В их устах нет никакой лжи, а только хвала смиренных. Будем учиться этой молитве на каждый Божий день, потому что все искусство вражие направлено на то, чтобы отучить нас молиться, и отделить нас от наших святых. Все делается в мире и будет делаться для того, чтобы задушить молитву любой ценой, растлить молитву, отвлечь от нее, рассеять ее, раздавить самым жестоким способом.

Праздник всех русских святых был установлен на Поместном Соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Надо было нам увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, святые апостолы, мученики и пророки, и все наши русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святые связаны друг с другом.

Мы помним это видение воину Пелгусию накануне решающей битвы за Русь, как гребут на лодке святые князья страстотерпцы Борис и Глеб и говорят: «Поможем сроднику нашему Александру!» В смутные годы, когда стоял вопрос, быть или не быть России, преподобный Сергий явился святителю Арсению, когда тот со слезами молился ему, и сказал: «Предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Предстательством Божией Матери и преподобного Сергия, и, должно быть, всех русских святых, непрестанно ходатайст­вующих за нас пред Господом и Божией Матерью, преподобный Серафим видел всю русскую землю покрытую, как бы дымом, молитвами святых.

Наше слово и наша молитва прежде всего — к новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Их святостью открывается праздник всех русских святых, они составляют бесчисленный сонм, имена которого не смогут вместить никакие календари, и все они становились в горниле страданий святыми, молясь святым. «Во всякое время, на всяком месте, Церковь в своей любви к Богу, — говорит святой Ириней Лионский, — посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается небо и дается нам благодать. Посылаем ли мы их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью?»

Как мы молимся им? Горе нам, если мы не видим этого шествия русских святых, и прежде всего — новомучеников Российских и царственных страстотерпцев. Как мы выйдем без них из нынешней беды, как устоим в грядущих испытаниях, что можем сказать в свое оправдание на последнем Суде Господнем? Почему с такой странной беспечностью не спешим обратиться за помощью к ним, не воздаем им должное, не молимся им прежде всех святых?

Кто любит по-настоящему Россию, тот не может не видеть, что Господь даровал ей нового ангела-хранителя — царя Николая Александровича. Царь принял страдания со всем православным народом — и теперь пребывает вместе с ним. Он отдал свою жизнь и жизнь своих чад за Православную Русь, и теперь имеет особое дерзновение ходатайствовать за нее пред Господом. Разве не достигла уже своего пика сатанинская программа по уничтожению России? «Посмотрите, как поля побелели для жатвы». И как жгут и топчут эти поля! Более чем когда-либо нуждается именно сейчас в молитвах царя-страстотерпца наша многострадальная Родина.

Прославление царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской должно быть актом покаяния всего православного народа, полным и подлинным нашим отделением от революции, длящейся не семьдесят лет, как мы говорили когда-то, сравнивая этот период нашей истории с вавилонским пленением богоизбранного народа, а гораздо дольше. Но какой смысл в канонизации новых святых без молитвы к ним? Все разговоры о государственном устройстве на христианских основах, о спасении России, о восстановлении православной монархии будут бесплодными. Русь без вождя? Но только когда прославленный царь увидит, что печаль наша по Бозе, он сам приблизит нам Божия, а не человеческого избранника, Божию, а не только земную победу. Бог попускает совершаться всем сегодняшним скорбям не без причины.

Пока нет у всех нас глубокого покаяния, что значит это прославление? Жертва царственных страстотерпцев за Россию не может без покаяния быть воспринята Россией. Мы не можем спастись, мы не станем святыми, если из-за равнодушия или страха, или диавольского, извращающего все стыда («кто постыдится Меня, — говорит Христос, — в роде сем, прелюбодейном и грешном»), или вследствие ложного понимания путей Церкви в мире замкнемся в себе.

Кто не почитает современных ему мучеников Христовых, тот не может истинно почитать и всех древних святых — предупреждают нас многие древние святые. Как мы можем сказать, что любим Бога, «дивного во святых Своих», как откроется нам Его дивность в грядущих, еще более горших испытаниях, если мы не примем в нашу жизнь Его святых?

Почему путь русских святых лежит от первых прославленных страстотерпцев Бориса и Глеба до последнего нашего святого царя? Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят гонения?

Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства.

Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную христианскую веру. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты» — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. И может случиться, как писал из ссылки своему чаду один епископ, что для мучеников останется только молчание, подобное тому, какое было у Господа на суде Пилата. Прежде чем телесно умереть за Христа, потребуется отказаться, к радости властей предержащих, исповедать перед лицом беснующегося мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя новому бесчестию и поруганию.

Помним мы также пророчество преподобного Антония Великого о грядущей апостасии: «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть, как все».

Мы не знаем, когда это произойдет. «Не ваше дело, — говорит Господь, — знать времена и сроки, которые Бог положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Но развитие зла в мире убеждает нас в том, что самое страшное уже началось. Агрессивность и конформизм, соглашательство — две постоянных, все более возрастающих опасности для христиан всех времен. Соблазн раствориться в мире, следуя его ценностям, и искушение ненависти к людям, отвергающим истину.

Где взять силы воздавать добром за зло, служить людям, даже если так называемое мировое правительство восстановит против христиан всех людей? «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Христос. Как благословлять жизнь и делать ее на самом деле благословенной во времена проклятия и распада? Как стать христианам теми праведниками, которых недоставало в Содоме? Только верность Христу и только единство с теми, кто жизнью и смертью своей исполнил Евангелие, кто облобызал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа, какой бы привлекательной она ни казалась, только нелицемерная молитвенная связь со всеми нашими святыми, и в особенности — с исповедниками и мучениками, с такими же, как мы грешными людьми, которые стали святыми, — только это может спасти нас.

Жизнь, которой живет человечество после отпадения от Бога, обладает свойством распада. Она — в смерти, и скоро станет мертвой совсем. Но тайна заключается в том, что наши святые, и прежде всего мученики, научились любви у Христа. Они явили любовь к Богу до смерти, и к людям, к нам, — тоже до смерти. Поистине, они всегда носят в теле своем мертвость Господа Иисуса Христа, чтобы и жизнь Христова открылась в теле нашем, так что смерть действует в них, а жизнь — в нас, как говорит апостол Павел (2 Кор. 4, 10). Мы приобщаемся этой жизни по дару Христа, молитвами наших святых, когда молимся им и вместе с ними, становясь незаслуженно Церковью, Телом Христовым.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

25.06.2022


Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 18 Июня 2023, 01:12:38 »


Дивен Бог во святых русских

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших


Сегодня — всероссийский день ангела. Какой календарь может вместить наших святых поименно? Какое сердце способно по-настоящему понять их великий подвиг?




Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Это благоухающее приношение Христу, сотканное из кротости, смирения и любви русского сердца. Недра нашей земли всегда изобиловали природными богатствами, реки — чистой водой, сады — сладкими и красивыми плодами. Но святые — это самые удивительные плоды, это самая чистая вода, это совесть нашей русской души.

Каждый из святых благоухает каким-то своим особым ароматом. Преподобные, праведные, бессребреники, мученики, святители, юродивые, блаженные, равноапостольные, благоверные... Но всех их объединяет одно — это любовь к Богу, любовь к Истине, это их горячее алкание Небесной правды. Любовь — их главный и самый важный подвиг.

И. В. Киреевский очень точно сказал, что «все настоящие ценности пришли в Россию с первым ударом христианского колокола!» Звучание этого колокола сопровождало многовековую русскую святость от страстотерпцев Бориса и Глеба до сонма новомученников XX века, от звонких прозрачных вод Днепра до кровавого страшного моря Бутовского полигона!

Преподобный Иустин Сербский горячо говорит, что «русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Что представляет собой рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой — это ничто иное, как возвращенный рай! Этот рай — в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!»

Святые — это маяки, путеводители, воспитатели человеческой души. Они — друзья Божии. Сам Господь говорит о них: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».

Русские святые — это наша живая нить, соединяющая земное и Небесное. Их заступничеством стоит земля русская. Их молитвами рождаются поколения новых христиан. Их вспоможением не перестает звучать на нашей земле христианский колокол, первые удары которого Русь услышала более 1000 лет назад.

Россия прошла в XX веке сквозь мучительные огненные испытания. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Строители светлого будущего пытались осквернить сияющий светлый антиминс России. Новомученики русские «были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления...» Но как говорит святитель Иоанн Злотоуст: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она — венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная». Голос и молитвы святых убеждают и утешают нас и в наше неспокойное и сложное время. Ф. М. Достоевский говорил: «Россия для того только и живет, чтоб хранить христианство. Кончится вера во Христа, кончится и русский народ».

Один иерарх нашей Церкви рассказывал, как в 70-е годы на одной международной конференции иностранные журналисты задали ему вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки бессмертны!» И когда мы задаем вопросы: А что вообще создало русскую цивилизацию? Что послужило скрепой, фундаментом, основой русской государственности? Что родило русскую культуру? Что помогло нам стать великой державой? То ответ, безусловно, один — Вера, Православие, Церковь, наши Святые!

Русь — она и сейчас, как и прежде, святая! Не потому, что на ней живут одни праведники, святые и угодники Божии. Нет! Россия утопает в грехах. Но потому Русь святая, что Церковь русская хранит в своих недрах евангельский идеал: «Будьте святы, потому что Я Свят». Потому что Православие в генах нашей души! И любой последний пьяница или законченный наркоман где-то в глубине своей души знает и понимает, что для него не закрыта дорожка в храм на покаяние. Любая блудница может услышать: «Иди и впредь не греши». И любой покаявшийся вор, взяточник, аферист или разбойник, такой как и Опта, основавший нашу обитель, может почувствовать, что Бог не отвернулся от него. И каждый более-менее здравомыслящий человек догадывается, что в рай не помогут добраться ни гроб из красного дерева, ни роскошные поминки, а только вера и добрые дела, которые человек смог стяжать в земной жизни.

Святая Русь — это возможность для каждого из нас, начиная с президента и кончая нищим, стоящим с протянутой рукой, осуществить главный замысел Божий о человеке — его обожение. Священномученик Иларион Верейский говорит, что «идеал Православия есть не прогресс, но преображение». Самое важное — не газопроводы и новинки вооружения, хотя и это, конечно, необходимо для страны; самое важное — это преображение человеческой души, преображение сердца каждого из нас.

Человек — это потерянная, но найденная драхма. Господь находит нас, находит драхму нашей души и радуется, если человек становится на путь спасения. И уже не только бабушки в белых платочках, но и люди самых разных сословий и возрастов заполняют наши храмы. «Звание каждого человека — свято!» — говорил Н. В. Гоголь.

Но духовная жизнь это не способ забыться от мира, от каких-то насущных забот. Духовная жизнь — это способ решить наши проблемы. В духе смирения, в духе надежды на Промысл и Любовь Божию. Христианину нельзя прятаться от жизни.

Святые зажгли навечно свечи своих сердец, чтобы Вселенная, погруженная во тьму забвения Бога, хотя бы немного отогрелась у этого света! И мы должны зажечь свои сердечные лампады. Чтобы тьмы стало меньше. Чтобы вместе с преподобным Силуаном Афонским могли воскликнуть: «Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя».

Мудрые как змии и простые как голуби, лучшие многих малых птиц, нищие духом, алчущие и жаждущие Правды русские святые уже прошли свой земной путь. Теперь они светят нам своими молитвами из Вечности. Весь сонм русских святых: от равноапостольной Ольги и до Царственных страстотерпцев, от преподобных Антония и Феодосия Печерских до Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Вси святии! Молите Бога о нас!», то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!» Своей молитвой святые охраняют каждый наш день.

Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Сегодня — всероссийский день ангела.


Игумен Тихон (Борисов)

https://www.optina.ru/sermon/150614_diven_bog_vo_svjatyh_russkih/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 19 Июня 2023, 02:21:14 »


«В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной…»

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)




ВИДЕО  14 мин.


«Хочу сейчас процитировать один документ: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник Всех святых земли Русской, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха». Эти слова были написаны в 1918 году.

Та же ситуация. То же в Русской земле отступление от веры, отступление от заповедей наших отцов. Та же раздробленность. Те же расколы церковные. Всё это происходило не раз. Но праздник Всех святых, в земле Русской просиявших сегодня необычайно важен для нас – так же, как он был важен в 1918 году, когда отцы Поместного Русского Собора вернулись к теме создания этого нашего праздника. Ведь прежде его не было. Когда Россия – огромная, могущественная – благоденствовала, и говорили о необходимости праздника всех Русских святых, отношение, в том числе и в Синоде, было к этому весьма и весьма прохладное. «Ну, зачем! — говорили там — Ведь есть же праздник Всех святых. И в рамках этого праздника пусть совершается прославление всех Русских святых». А вот когда началась раздробленность, когда внешние и внутренние силы стали разорять наше православное Отечество, тогда вспомнили и в самые лютые годы революции, гражданской войны призвали на помощь именно наших единокровных братьев святых – начиная от Бориса и Глеба (первых прославленных русских святых), начиная от святых просиявших на нашей земле – таких, как Андрей Первозванный, которые подвиги свои… то есть просияли его подвиги на юге России; таких, как Климент папа Римский, который в 100-м году нашей эры принял мученическую смерть в Херсонесе, и многих других; конечно, святых более позднего времени.

Честь напомнить Русской Церкви и всей России о наших святых и о необходимости обращения к ним особым образом принадлежит Борису Александровичу Тураеву, профессору Петроградского университета и ныне уже прославленному во святых епископу (а тогда ещё иеромонаху) Афанасию (Сахарову). Борис Александрович Тураев вскоре скончался, хотя при нём уже было принято решение Поместного Собора Русской Церкви об особых молитвах к Русским святым. А закончить дело особого прославления Богом было уготовлено священномученику, священноисповеднику, будущему епископу Афанасию Ковровскому. Первое богослужение, посвящённое Русским святым, было составлено им в тюрьме. В 1922 году он был помещён во Владимирскую тюрьму. Там, вместе со своими собратьями епископами, священниками, монахами – со-заключёнными, со-узниками – они написали, точнее, отредактировали прежний вариант этого богослужения.

 Это будущие новомученики: архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), архиепископ Вязниковский Корнилий, епископ Суздальский Василий, игумен Чудова монастыря Филарет, протоиерей московский Сергей Глаголевский, Николай (Щастнев), священник Николай Дурылин; миряне – Пётр Гурьев, Сергей Касаткин, иподиакон Николай Давыдов. Это всё мученики, которые сами в большинстве своём вошли в диптих Русских святых в качестве священномучеников и исповедников.

 Владыка Афанасий потом десятилетия пребывал в тюрьмах, лагерях и ссылках. Он был и в одиночной камере в Таганской тюрьме, и на Беломорканале, и в Туруханской земле в Сибири, и проносил через всю свою жизнь убеждённость, что наши святые особым образом во все (и конечно же, в тяжкие времена) будут молиться о своих потомках, о своём доме – Святой Руси. Тяжелейшую жизнь прожил владыка Афанасий, но счастливейшую. Он был в тюрьмах, на лесоповалах; долго должен был вырабатывать определённое количество, как тогда называлось, продукции – плёл лапти в бригаде; потом долгие годы был ассенизатором в тюрьме (епископ!). Потом был освобождён. Долго жил в доме инвалидов. В конце жизни оказался во Владимирской губернии, в деревне Петушки, где последние его годы были упокоены возможностью служения, совершения богослужений тайных (а иногда присутствовал явно) и созданием некоторых церковных служб. Но главный его плод литургического творчества – это, конечно, служба Всем святым в земле Русской просиявшим.

 Я вспоминаю, когда мне довелось участвовать в открытии Донского монастыря. У нас был отец Даниил (Сарычев), который был когда-то даже иподиаконом Патриарха Тихона. Он помнил всех этих новомучеников и говорил нам в эти сложные годы: «Не бойтесь ничего. Не зря пролита кровь новомучеников Церкви Русской. Не зря совершён их подвиг! Они вымолят Русь. Они проведут нас пусть через испытания, но к миру Христову». Я верю в эти его слова так же, как верил в 18-м году, в тюрьме в 22-м году, в лагерях, ссылках священноисповедник Афанасий (Сахаров) вместе со своими со-узниками.

 Будем молиться Русским святым, кто бы они ни были – украинцы, белорусы, русские, немцы. Кстати, очень много Русских святых немцев. Я уж не говорю о Елизавете Фёдоровне, об Александре Фёдоровне. В Вологде Прокопий Устюжский – немец, приехал на Русь и стал великим Русским святым. Молимся Русским святым о том, чтобы они привели Русь… всю Русь, наше Отечество к жизни по воле Божией и к устроению по воле Божией, пресекли расколы церковные. Дай Бог, чтобы все эти испытания – по молитвам Пречистой Богородицы, по молитвам Всех святых в земле Русской просиявших (а Святая Русь – это и Киев, конечно!) – не по государственному устроению, а по устроению духовного… Малая Русь – смысл Малой Руси был не в том, что она маленькая, презренная какая-то… Конечно, нет! Малая Русь – это малая, центральная, сердечная. Вот в чём смысл! А нам говорят: унижают… Да наоборот: есть большая Русь, а есть Малая сердечная Русь, откуда и возникла во многом Россия, мать городов русских. Мы знаем, Россия возникла в Новгороде и Пскове, но формировалась во многом там, в Киеве. Поэтому мы-то, как бы нас не отделяли, ни в коем случае не отделяем себя духовно. Правильно ведь? Конечно! И думаю, что и на Украине точно так же, потому что все они не только дети Киево-Печерских святых, но и дети князя Владимира, родившегося в Пскове князя Новгородского и Киевского, княгини Ольги. Многие из них – дети преподобного Сергия по учёбе в Троице-Сергиевой лавре. Как не почитать преподобного Серафима Саровского, русского святого, и многих-многих других!

Дай Бог и им, и нам превозмочь эти тяжелейшие искушения, как превозмог в конце концов их и создатель богослужения, посвящённого Всем святым в земле Русской, в земле Святой Руси просиявшим, — священноисповедник Афанасий (Сахаров). Храни Господь».


Источник
« Последнее редактирование: 20 Июня 2023, 04:14:26 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 20 Июня 2023, 04:06:48 »


Мы с нашими святыми составляем единый народ

Священник Дмитрий Шишкин





Кажется, Достоевский когда-то сказал: Не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть. И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, используя всю широту "палитры святости" запечатлел в сознании русского человека то самое Небо, то состояние духа, преображенного и освященного Божественной благодатью, к которому веками стремится русская душа, .

За всей нашей внешней расхлябанностью и безалаберщиной теплится этот живой и святой огонек правды Божией. Понимание и чувствование этой правды в русском народе, несмотря на всю его кажущуюся, порой, убогость, очевидно. И одна из причин, почему это чувство правды еще живет в душах заключается в неотделимости нас – живущих здесь и сейчас, живущих грешно и бестолково – от тех, кто эту свою бестолковость сумел Божьей милостью и собственными потами, слезами, а зачастую и кровью преодолеть. Мы с нашими святыми составляем единый народ. И они - святые - составляют его духовную, высшую часть, без которой мы – душевно-телесные прожить по-человечески полноценно не сможем.

Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости и лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым и вот что примечательно – в самом основании этой доверчивости лежит стремление к правде так, что даже в страшных своих падениях и заблуждениях народ именно обманывается тем или иным подобием правды и именно этим подобием только и может увлечься, но уж никак не вопросами расчёта, выгоды или прибытка. И вот эта национальная наша черта – искание самой последней и запредельной правды – приводила тысячи наших соотечественников ко Христу, составляя тот единый народ, который мы называем сегодня Святой Русью.

И вот что удивительно – ведь нет, кажется, национальности, не представленной в этой палитре русской святости, но какой-то особенный дух сплотил их всех в единый народ, в единую общность. Если угодно, это даже образчик Вселенской Церкви. Тут вспоминаются слова Писания о том, что Дух один, а даров много. Вот может быть русская святость – это какой-то особенный едва ли объяснимый, но явственный и ощутимый дар Святого Духа. Дар, объединяющих разных святых в одну общность и даже связывающий их с нами - бестолковыми грешниками, пока мы сами не отрываемся от этого святого единства упрямством своей греховной воли и тогда уж действительно перестаём быть русскими, лишаемся этого благодатного дара.

Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот - в иных… Конечно, во всём этом «регламенте» есть перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому, что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения и терпения и любви. Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые, попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть даже в связи со своим земным, конкретным опытом и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя.

Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства… Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по именам и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси! Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли ещё как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать за нас – унылых и погибающих.

И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается. И за всей нашей бестолковостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возогревают в нас ходатайства и воздыхания всех святых в земле Российской просиявших. И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом. А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которой никогда не хотел и не мог жить русский народ.


19.06.2023

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 21 Июня 2023, 04:59:23 »


«Всегда душа русского большего хочет»

Мы должны мало хвалиться, много думать и потихонечку исцеляться

Протоиерей Андрей Ткачев
 




«Господь Иисус Христос, и Божия Матерь, и все святые – это наше единственное сокровище. А нам постоянно хочется на кого-то быть похожими. На немцев, на англичан, на американцев, на французов, на итальянцев, на японцев. На кого хочешь. И мы копируем. Как мартышки. То политические формы копируем, то пытаемся завести у себя какие-то там нравы по западному образцу, и у нас не получается. Как-то смешно получается и не по-настоящему», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв.

«Мы забываем, что наше главное сокровище – Церковь и Господь; поэтому и история наша такая тяжёлая – "с шишками". Господь говорит нам: "Да бросьте вы это! Я – ваше сокровище. Ваше сокровище Я и ваши святые, друзья Мои. У вас же есть сонм святых – вот друзья ваши. Вот ваша цена – ваше сокровище". И надо, чтобы мы повернули голову наверх и поняли – где же сокровище наше», - продолжил он.

«Я не верю, что мы будем делать машины такие точные, как японцы делают. Я не верю, что у нас будут технологии такие хорошие, какие у германцев. Я не верю, что у нас виноделие будет так развито, как в Италии. Не потому что – у нас руки не из того места растут. А потому что – не для этого русский создан», - добавил священник.

Он рассказал, что на Афонской горе однажды, при старце Силуане, афонские монахи купили немецкую машину. То ли эта машина дерево резала, то ли ещё какую-то работу делала. «Монахи собрались вокруг этой машины и начали восхищаться: "Какие же немцы молодцы! Какая машина! Работает, аж не слышно. Даже комара слышно, когда она работает. А как красиво делает дело своё. Вот же немец! Вот немец – молодец. Русский никогда такого не сделает". А старец Силуан сказал: "Немец, конечно, молодец. Но русский такого не сделает не потому, что у него руки слабые или в голове чего-то не хватает. Русский не может всей своей душой думать про земные дела. У него всегда полдуши про небо думает". Так Силуан сказал. Сами почитаете его по желанию; я не цитирую его в точных словах; я некий общий смысл передаю», - подчеркнул протоиерей.

«Всегда душа русского большего хочет. Она Бога хочет, в конце концов. Именно поэтому – не можем мы создать такое, как они, и потом хвалиться на весь мир. Потому что – не для этого мы созданы. Вот такая некая загадка русского народа. Она существует и для самих русских. Они забыли, что они должны Богом жить и иметь Бога – как главное сокровище. Забыли! Почти все забыли. Если правда, что у нас только три процента населения церковных по-настоящему людей, то где же девяносто семь? (Как Христос прокаженных исцелял: "Не десять ли исцелились. А где же девять?") Где остальные?» - вопрошает о. Андрей.

«Вот какой "больной" праздник. Как много святых русских на небе и как мало русских молится на земле», - отметил он, касаясь праздника Всех Святых, в Земле Российской просиявших.

«И последнее – на сегодня. Если мы это говорим, и, если у нас от этого душа болит, то значит – дело исправится. Понимаете? Вы спрОсите: "А что нам сделать?" Ничего! Только слушайте! Сердцем слушайте! Если сердце ваше болит – дело исправится. Это говорил Паисий Святогорец. Если у человека болит сердце о чём-то важном, то в это болящее сердце приходит Христос и исцеляет болезнь. Вот, если мы будем молчать о том, что мы глупые, грешные, слабые, безбожные – тогда ничего не исцелится. Тогда – мы просто пропадём. Но, если мы будем говорить об этом – как сегодня мы с вами говорим; если не будем скрывать, не будем заворачивать в бумажечки, в фантики не будем заворачивать убожество своё; если свою безбожную нищету не будем заворачивать в красивые фантики, а честно скажем: "Мы глубоко упали. Мы далеко отлетели от той красоты, которая раньше была. И силу потеряли, и в башке у нас не пойми что живёт". Если скажем об этой правде и заплачем об этом: "Что ж такое! Как же так? Ведь мы же те же самые – Ивановы, Петровы, Сидоровы"; вот, когда мы это скажем, и сердце заболит – это значит, что к нам Христос придет и проблему вылечит. К больному сердцу приходит Христос», - добавил священник.

«Мы должны мало хвалиться, много думать и потихонечку исцеляться. Чтобы дальше жизнь длилась. И мы не перестали называться этим красивым именем – "Святая Русь". Имя правдивое. Только нужно по-настоящему к ней принадлежать», - заключил протоиерей Андрей Ткачёв.


20.06.2023

Источник
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!