Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 19:28:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?  (Прочитано 2097 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Августа 2012, 16:46:12 »

Юрий  Смирнов, Русская народная линия

Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?

«Креативщики»...



В предвыборных статьях В.В. Путина было уделено внимание развитию креативности и креативного класса во взаимосвязи с культурой и образованием, как явлениям, способствующим модернизации и успешному поступательному развитию России, российского общества, факторам социально-экономического роста.

Так в отношении культуры президент заметил, что «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Для России существует возможность не только сохранить свою культуру, но и использовать ее как мощный фактор продвижения на глобальных рынках. Русскоязычное пространство - это практически все страны бывшего СССР и значительная часть Восточной Европы. Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей»[1]. Тем самым В.В. Путин особо указал именно на сохранение и развитие традиционной российской культуры и ее экспорт в другие страны мира, использование именно своей самобытной русской, российской культуры и образования, как конкурентного преимущества на мировых рынках.

Российский президент, рассуждая о таком явлении, как так называемый «креативный класс» особо подчеркнул важнейшую миссию «креативных» специалистов - служить опорой общественной морали, сказав, что «в любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали»[2]. И наконец, глава Российского государства сделал акцент на том, что образование «это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры»[3].

Теоретические благие пожелания и рассуждения президента, пока далеко не всегда подтверждаются фактами, которые продуцирует повседневная практика. На деле, во многом здравый и верный посыл президента, направленный на поддержание идей повсеместного развития творческих начал, профессионального и обыденного креатива, формирования «креативного класса», в смысле инициативной, интеллектуальной, нравственной категории работников разных профессий, склонных к новаторству, обучению и развитию на протяжении всей жизни (в том числе самообучению) и т.д. искажается и ловко подменяется другими тенденциями.

Предприимчивая молодежь активно подхватила новый (пришедший с запада[4]) лозунг, исказила в выгодном для себя свете и уже успешно его использует. Как известно, сегодня московскую культуру возглавляет министр С.А. Капков и он же активно поддерживает новую российскую «креативную» молодежь, по многим признакам отличную от светлых образов президента Владимира Путина, но, тем не менее, окрестившую себя тем самым, вроде бы созидательным, «креативным классом». В реальности, происходит подмена понятий, искажение идей президента и успешное встраивание в культурно-управленческие отношения людей не только всячески приветствующих интервенцию западной (особенно американской) культуры, но, в сущности, являющихся агентами влияния, во всяком случае, подтверждающих эту гипотезу своим поведением, высказываниями и биографией. (Автор данного текста обнаружил целую серию недавних публикаций характеризующих, обличающих сущность московского «креативного класса» в сфере культуры. См.: «Анадырь-на-Москве», «Фишман и Ко окультурят Москву», «Культ Ура», «Капковские неформалы приходят в московские учреждения культуры» [5, 6, 7, 8]).

Конечно, некоторые реформы С.А. Капкова, с одной стороны, можно назвать некими признаками модернизации и инновации, оптимизации деятельности архаичных и неэффективных организационных структур, с другой стороны, при ближайшем рассмотрении в проводимых реформах заметен явный уклон в сторону продвижения нетрадиционных, зарубежных форм культуры и искусства, свертывания зарекомендовавших себя творческих направлений и подходов, принижение, а нередко и полное пренебрежение российскими традициями и достижениями в области культуры и искусства.

Повсеместно прослеживающийся в деятельности министра С.А. Капкова и его сподвижников уклон в области культуры и науки в сторону западных концепций, технологий, подходов, аналогов и методик, значительно меньшее, а то и отсутствующее внимание традиционной российской культуре подчеркивают тот явный раскол между посылами российского президента и деятельностью чиновников-исполнителей воли первого лица государства. Президент, делает ставку именно на отечественную культуру и науку, на их культивирование, развитие и распространение. Чиновники, на примере господина Капкова по сути идут против воли первого лица государства и гнут свою, выгодную и близкую им политику по привлечению зарубежных заимствований, вытеснению отечественных кадров и замены их на потенциальных агентов иностранного влияния, окончивших иностранные школы. Как говорит Сергей Капков: «Мы не пытаемся советский опыт взять. Скорее западный, он вполне успешный» [9]. В сложившихся условиях непростой геополитической ситуации опасность надвигается не только над культурой, наукой и т.п., но в силу системного синергетического эффекта под вопросом оказывается безопасность всего государства. Уже на основе этих примеров государственным служащим и широкой общественности стоит не просто задуматься над складывающейся ситуацией, а, возможно, пересмотреть ротацию кадров, пресекать излишнее внедрение интервентов.

Далее перейдем к некоторым фактам, наглядно демонстрирующим драматическую ситуацию, складывающуюся в московской, а в перспективе, с такими-то тенденциями, и во всей российской культуре. Для этого приведем и рассмотрим наиболее яркие высказывания пособников лжекреативного класса.

Дорога в культуру С.А. Капкова

«Абрамович - это не секрет - хотел и хочет восстановить там (в Парке культуры и отдыха им. М. Горького) павильон «Шестигранник» и перевести туда центр современного искусства (Центр современной культуры «Гараж» - «Пятница»). На свои деньги, я замечу. Я в Госдуме этим вопросом занимался-занимался, потом столкнулся с тем, что все-таки нужен директор и концепция парка. Мы встретились с мэром и Романом Аркадьевичем, я рассказал, какая ситуация. И мэр говорит: «А давай ты будешь директором». Я говорю: «Нет, давайте лучше я поищу директора». Он говорит: «Ну, ты ведь уже так разобрался, понимаешь, куда двигаться». В общем, уговорил меня, ну я и пошел» [10].

Цель деятельности министра московской культуры С.А. Капкова

А. Яблоков: «Зачем вы работаете? Ради денег? На благо москвичей? Чисто по-человечески интересно». С. Капков: «Мне хочется собрать, знаете, такой кейс вещей, которые могут быть оценены» [11]. Вот к чему стремиться менеджер Капков, а вовсе не к общественному благу. Вещи, символы, слава, а вовсе не люди, важнее всего!

Формула успеха С.А. Капкова

«Моя основная формула: нужны молодые городские профессионалы. Сейчас их максимум (предположим, те, кто за Прохорова голосовал) 800 тысяч человек. Будет их два миллиона - город будет другой» [12]. Конечно, город будет другой. Он будет как одна большая слаженная корпорация, где каждый знает свое место, живет по законам корпоративного распорядка и культуры и т.п. Только вот забывают менеджеры и поборники корпоративных моделей управления Капков с Прохоровым, что превращение многообразного, столь непохожего, местами противоречивого, самобытного общества в слаженную управляемую менеджерами корпорацию уничтожает все духовное, духовно-нравственно омертвляет людей уподобляя их биороботам производящим и потребляющим. Нужно ли нам такое бездуховное общество запрограммированных людей? Русским людям не нужно точно!

Кадры С.А. Капкова

«Надо привлечь молодых. Не только деньгами, а тем, что они будут причастны к какому-то большому делу. Молодежь не пойдет сохранять - в силу возраста. Они пойдут развивать. Им хочется что-то делать модное, что-то заметное» [13]. Ломать традиции возможно, но хватит ли ума и способностей предложить что-то лучшее. Вряд ли...

Федор Новиков, Мосгорпарк[14]

«Первый опыт госслужбы у меня был в Америке».

«Личный опыт Капкова плюс его общение с Ценципером и «Стрелкой», более свободные возможности использования внебюджетных средств привели к тому, что именно парк Горького стал самой яркой историей».

«Сейчас среди молодых чиновников попадается все больше менеджеров, профессионалов, для которых это just a job. И это очень правильно».

Культура это ничто (так мыслят молодые чиновники) - это просто работа. Великие творцы, великие педагоги и ученые и другие великие люди, внесшие большой вклад в развитие общества никогда не трудились по принципу «just a job». Они были немного фанатики, по-настоящему любящие, увлеченные своим делом, отчасти романтики и мечтатели и только в последнюю очередь прагматики, но уж точно не конъюнктурщики, кочующие от одного проекта к другому ради денег, послужного списка (портфеля реализованных проектов) без душевной привязанности.

«Находясь на госслужбе, можно принимать участие в довольно масштабных изменениях. Поменять целый парк. И ты при этом отлично не только понимаешь, но и видишь, какой кусок работы в этом процессе твой». Культуру режут на куски, модули, матрицы - в сознании Капковских управленцев это уже не целостное неделимое явление, а мозаика, фрагменты, части целого, которые можно собирать и разбирать как конструктор. Хотя известно, что целостная система - это не просто сумма частей.

Игнат Жолобов, Сад имени Баумана[15]

«Отучившись в Америке, начал придумывать рекламные кампании для пива, потом перешел на работу в горнодобывающую компанию «Мечел», где отвечал за связи с госорганами и организовывал спортивные турниры. В 25 лет подал резюме Сергею Капкову на должность директора Сада».

«Люди в культуре не умеют зарабатывать деньги. Они думают, что нужно отдавать что-то под казино, отдать под ярмарки по продаже лифчиков и трусов, сделать парковку, распилить, приватизировать и рвануть в Мексику».

Но лифчики, замененные на вульгарные показы какого-нибудь современного искусства не лучшее решение. Есть управленческие решения, вроде бы разные, но при ближайшем рассмотрении их объединяет одно - конечное негативное воздействие на общество, как бы оно не проявлялось. Видимо «креативная» молодежь не всегда понимает это или просто делает вид, что этого нет.

Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы[16]

«Помощница Сергея Капкова»

«С Сергеем Александровичем (Капковым. - Прим. ред.) мы познакомились в институте «Стрелка». Он пришел к Илье Ценциперу и спросил: «Посоветуйте, что сделать с Парком Горького?» И мы начали плотно вместе работать».

«Капкова назначили директором Департамента культуры. И он предложил: ­«Наташ, а пойдемте со мной!»

«Ты хочешь провести фестиваль джаза, но хрен поймешь, куда тебе заявление нести! Или, например, у тебя есть прекрасная коллекция современного искусства - и ты хочешь ее выставить». Такое вот высокое западное творчество в почете у Капкова и Фишман, ему отдается приоритет. Может быть, современное искусство по образу и подобию западных аналогов, западная музыка (например, джаз) воспитывают патриотов России, укрепляют государственность? Или все же воспитывают новое поколение оранжевых и прочих революционеров, которые хотят видеть лишь западную Европу и Америку и ненавидят все русское, по их мнению, грубое, грязное и отсталое.

Социальный Диагноз: «Я была и на Болотной, и на Сахарова, и снова на Болотной. Только 5 декабря пропустила Чистые пруды. Я не пошла, потому что не успела спросить у Сергея Александровича и думала, что у него будут проблемы из-за меня. Очень страдала - пролежала и проплакала весь вечер. А на следующий день подошла к нему и сказала, что для меня это очень важно и я хочу обязательно пойти в следующий раз. Он ответил: «Наташа, вы с ума сошли! Идите, пожалуйста. Если вас повяжут, вы мне скажите - приеду вас спасать».

Креативной, экспрессивной, если хотите, истеричной молодежи всегда будет мало, их революционный дух вовсе не расчищает бюрократическое болото, а скорее разрушает традиционные культурные основы российского общества, ставя под угрозу суверенитет государства, разваливаемого на отдельные классы, сообщества и «феодальные» уделы.

«Мне двадцать один, и терять мне особо нечего, я полностью подчинила свою жизнь тому, чтобы помогать Сергею Александровичу. Этим, собственно, пока и живу». Теми же, кому нечего терять легко манипулировать и управлять - это прекрасно понимают «взрослые дяди». Молодежи хочется верить, что они сами что-то решают, безусловно, это не так. Они просто инструмент, выполняют заданную программу, алгоритм. Конъюнктура изменится и их время пройдет. Но что они оставят после себя? Можно ли этим будет гордиться? Российские отпрыски псевдо креативного класса не нужны на западе, там хватает своих ушлых выскочек, не станут нужны и в России.

Эти люди - максималисты, они не хотят и не умеют проводить реформы постепенно, с учетом интересов всех сторон. Это революционеры, сторонники шоковой терапии, которым проще все разрушить, разогнать, уволить всех, по их мнению, морально устаревших работников культуры и привести свою команду. Конечно, в них есть что-то хорошее, но свои усилия и способности они, в конечном счете, направляют в антикультурное русло.

Глумление над Христианством С.А. Капкова

«Знаете, мое знакомство с современным искусством началось с работы АЕС в Венеции. А еще я был в Киеве в галерее Пинчука, когда он выставлял свою коллекцию. Меня впечатлила работа Херста «Иисус и ученики» в виде 12 коровьих голов. Или сколько их там»[17]. Похоже, министр московской культуры уподобляется панк-группе P. R. Может быть, выставить эти коровьи головы в каком-нибудь православном храме, раз министр московской культуры так этой мерзостью заинтересовался?

«Культурная» рыночная политика С.А. Капкова

«На старейшую книжную ярмарку в Париже мы привезли Бориса Акунина и Захара Прилепина. То есть не тех, кого мы любим, а тех, кто действительно популярен. Да, они про скинхедов пишут, но это читают»! [18] Так вот Капков продвигает все, что хорошо продается на рынке. Другого, ему и ненужно!

Мышление С.А. Капкова

Капков жалуется Новой газете: «Все, что делается, принимается сразу в штыки. Ну, предположим, говорим: Москва построит 200 храмов - все против! Снесут «Детский мир» и на этом месте начнут строить космический корабль - против! Скажем: будем восстанавливать «Детский мир» - тоже против. И агрессия чувствуется везде: от парковок до вывесок. Я не знаю, с чем это связано, с недоверием к властям или чем-то иным». [19]

Хочется на это ответить господину Капкову, что задача государства не потакать людям во всем, пытаться в любой ситуации суметь угодить всем, тем более в культуре. Государству следует, прежде всего, сохранять и поддерживать культурные традиции, нравственно-духовные основы, определенную культурно-историческую самобытность многонациональной России. Если Капкова этому не учили, он этого не понимает, не знает и знать не хочет - очень плохо. Зарубежные новации, креатив, модернизацию, современное искусство следует реализовывать и внедрять дозированно и выборочно, привлекая для этих целей предпринимателей, инвесторов следящих и следующих за рыночной конъюнктурой, общественным спросом, занимающим рыночные ниши, в которые государственной системе культуры и лезть не следует. Не пытайтесь, господин Капков, угодить всем, сохраните хотя бы лучшие исторически сложившиеся русские культурные традиции, ценности, образцы культуры и искусства, архитектуру, природные ландшафты и экологические системы парков.

Люди спиваются, становятся наркоманами, озлобляются и т.п. вовсе не по тому, что не посещают музеи, библиотеки или театры. Проблема скорее в трудностях жизни, неготовности стойко, осознанно встретить эти трудности и дать достойный волевой ответ.

Сокращение рабочих мест (особенно в регионах), высокая конкуренция на рынке труда в Москве, снятие с работодателей (не только коммерческих, но и государственных) всякой ответственности за работников, увольнения без аттестаций, отсутствие реально действующих программ повышения квалификации - многие негативные факторы уже не закаляют людской дух, а просто ломают. А вместо того, что бы воспитывать в людях стойкость, сознательность, ответственность, самостоятельность новые менеджеры от государственной культуры продвигают современное искусство, увеселительные программы, мероприятия, красочный дизайн и высокий (дорогой, прибыльный) сервис, совсем забыв про воспитание, духовное обогащение средствами культуры и искусства, развитие личностных качеств. Взращиваемое поколение капризных потребителей всегда будет злым и бескультурным, человеку с духом потребителя всегда мало, а так как ресурсы ограничены и конкуренция за блага лишь обостряется общая озлобленность и разочарование будут расти. Лозунг «хлеба и зрелищ» себя дискредитировал. Государственной культуре пора свернуть с пути зрелищ и вновь задуматься о воспитании людей сильных духом, мыслящих, способных к разумному самоограничению и деятельности, пора начать воспитывать.

Коммерциализация государственной сферы культуры ради ее самоокупаемости - это глупость, которая ведет лишь к тому, что учреждения не воспитывают добро, нравственность, чувство прекрасного, а потакают низменным потребностям потенциальных потребителей, стремясь повысить посещаемость и прибыльность, прогибаются под деградирующие вкусы толпы и еще больше снижают планку культурных потребностей и интересов населения.

Хочет ли В.В. Путин этой прозападной ориентации, фактического признания, что без запада, западного образования, внедрения заморских культурных традиций и новаций, примеров и идей в России никто и ничего не может? Так ли нам нужны кадры с западным образованием? Это ли обещал президент избирателям? Надеемся, что нет.

Юрий Смирнов

Примечания:

1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. - Московские новости. 22 февраля 2012 г.

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. - Комсомольская правда, 13 февраля 2012 г.

3. Там же.

4. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2011

5. Брусникин А. Анадырь-на-Москве. - Московский комсомолец, № 25928 от 27 апреля 2012 г.

6. Захаров С. Фишман и Ко окультурят Москву. - Русская народная линия, 11.07.2012

7. Жук И. Культ Ура. - Русский сход, 03.07.2012

8. Полевая А. Капковские неформалы приходят в московские учреждения культуры. - Русская народная линия,05.07.2012

9. Директор по атмосфере. - Новая газета, № 44 от 20 апреля 2012

10. Яблоков А. Сергей Капков: «Культуры у нас нет». - «Ведомости», 02.12.2011

11. Там же.

12. Директор по атмосфере.

13. Яблоков А. Сергей Капков: «Культуры у нас нет».

14. Федор Новиков, Мосгорпарк / Новые чиновники: 7 молодых людей, которые управляют московской культурой, архитектурой и промышленной политикой. - журнал Афиша, №316 c 12 марта по 25 марта 2012 года

15. Игнат Жолобов, Сад имени Баумана, там же.

16. Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы, там же.

17.  Селина Е.Исторический день в Москве - закрываются три галереи. Сергей Капков: «А что касается закрытия галерей - так откроется еще пять». - Interview Россия

18. Там же.

19. Директор по атмосфере.

____________________________

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/nuzhna_li_vv_putinu_kultura_sa_kapkova/
« Последнее редактирование: 20 Ноября 2012, 09:47:01 от Виктор Ч. » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!