Русская беседа
 
12 Декабря 2017, 02:53:00  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: Рождественский пост  (Прочитано 8090 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 6918


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 29 Ноября 2016, 12:32:06 »


Слово для радующихся наступлению Рождественского поста


Мать-Церковь, дорогой читатель, имеет обыкновение загодя, то есть задолго до наступления самого празднества, готовить своих детей к событиям чрезвычайным, составляющим центральную ось земного и вечного бытия. К таковым, без сомнения, принадлежит Христово Рождество, или явление Бога во плоти.



Вся история человеческого рода, начатая грехопадением праотцев, Адама и Евы, продолженная историей их потомков, историей народов и царств (а преимущественно историей древнего Израиля), — вела и привела к Вифлеему, к таинственному вертепу, где впервые явил нам Свой дивный младенческий лик Спаситель мiра, Христос!

Нет ничего удивительного, что и два с лишним тысячелетия спустя, мы, питомцы Церкви Христовой, не вдруг и не сразу празднуем Господне Рождество, но прежде вступаем в сорокадневный пост (как определено святыми отцами издревле), чтобы мало-помалу озариться и просветиться чудным светом Рождественской ночи…

Начинается это постническое поприще тотчас после празднования памяти святого апостола Филиппа, 15 ноября по церковному календарю {28 ноября по н. ст.), а завершается самим празднеством, ночью 25 декабря (7 января по н. ст.). Устав постнических трудов не столь строг, как во дни Великого и Успенского постов: рыба вкушается неотменно по субботам и воскресным дням, равно и в праздничные дни церковного календаря, за исключением среды и пятницы (если накануне не совершается всенощное бдение). Устрожение поста начинается с предпразднства Рождества Христова 2 января, дня памяти священно-мученика Игнатия Богоносца, когда рыбная трапеза исключается полностью для радеющих о соблюдении церковного Устава во всей строгости.

Следует особо упомянуть о сочельнике, или навечерии праздника (24 декабря/ 6 января). В этот день с глубокой древности христиане вкушали сочиво (отсюда и само наименование «сочельник») — разваренные в собственном соку овощи. Трапеза поставлялась после того, как священнослужители, встав пред зажжённой на свещнике свечой, споют тропарь и кондак праздника, устремив взор на вынесенную посреди храма икону Рождества Христова. Русский благочестивый народ отлагал вкушение пищи до явления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, символом которой и является горящая свеча, поставленная пред Рождественским образом… Но довольно о «столах»…

Обратим внимание, дорогой читатель, на существенную сторону пощения, или, как говорили в старину, «говения», то есть подготовки к приобщению Святых Христовых Тайн (и не один раз) в течение Рождественского поста. Навстречу каким мыслям и чувствам отворим, раскроем ум и сердце наши, если только те окажутся послушны велению нашего духа, просвещённого благодатью?

Опору для этих мыслей и чувств обретём в Евангелии, в повествовании святых апостолов Матфея (1 и 2 гл.) и Луки (2 гл.), составляющих содержательную основу текста Рождественской службы. Заблаговременно прочитав и не раз перечитав эти евангельские главы, соединив с чтением и усердное выполнение молитвенного утреннего и вечернего правил (заповеданных христианину Церковью), усердно посещая предрождественские службы, мы призваны воспарить умом «в области заочны», сообщив самому сердцу способность проникаться и насыщаться этими светлыми размышлениями. Не будем забывать, читатель, что чистосердечное исповедание грехов и приобщение, «со страхом и трепетом», Пречистого Тела и Крови Христовых, соединённое с посильным исправлением жизни, осеняет всю жизнь христианина Божественной силой. Благодать делает невозможное возможным, а помрачённого умом и сердцем грешника изменяет в светлое и кроткое чадо Божие; полагает в уме и сердце новые мысли и новые чувства; раскрывает пред искренним и истинным учеником Христовым мiрдуховный…

Итак, отбросив и оставив позади себя все колебания и сомнения, доверчиво подай мне свою руку, читатель, и мы, под невидимым руководством святых отцов, вступим в священный мир Евангельского Откровения, сокрывшись от утомительного шума окружающей нас суеты…

Я покажу тебе далеко не всё, но ты увидишь главное, увидев, постарайся запомнить увиденное, чтобы затем, в уединении, поразмыслить и над всем прочим, составляющим историю рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Вот перед тобой мудрецы Востока, которые оставили свои дома, сродников и родную землю — ради следования за таинственной звездой, воссиявшей им «от Иакова… Сколько опасностей преодолели они, какие явили мужество, целеустремлённость, покуда не достигли заветной цели своего странствия и не положили, наконец, дивные дары — золото, ладан и смирну — пред Богомладенцем Христом, Повелителем тех звёзд, которым некогда неразумно служили! Готов ли ты, готовы ли мы с тобой отринуть служение обманывающим и губящим нас идолам, собственным страстям гордости, похоти, сребролюбия, чтобы не оставить в душе ничего, кроме златой веры в Искупителя, благоуханной надежды на Его попечение о нас и крепкой, «как смерть», любви, побеждающей самую смерть? Окажемся ли столь сильными, как Гаспар, Валтасар и Мельхиор (Священная история сохранила для нас их имена, как и самые мощи волхвов, которые почивают в золотом ларце в алтаре знаменитого готического Кёльнского собора в Германии), чтобы не испугаться прещений Ирода — мiра, во зле лежащего, — и уйти от него «иным путём» в «страну свою», в страну священного безмолвия и сердечной молитвы, составляющих лучшее украшение боголюбивой души?..

А теперь переведи свой взор, благосклонный читатель (надеюсь, не нанесу тебе оскорбленья этим наименованием и не вызову иронической усмешки), на известное всякому современному паломнику в Святую Землю «поле пастушков»… Вот они, смиренные и незлобивые пастыри овец, чистосердечные, как дети, бодро и зорко несущие свой дозор в холодную зимнюю ночь… Им, им, а не завистливым фарисеям и не надменным книжникам, закоснелым в их холодной учёности, которая не давала ничего ни уму, ни сердцу израильского народа, явился Ангел Господень со словами: « …не бойтесь; я возвещаю вам великую радость.., ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2,10—12).

Похвалимся ли мы с тобой подобными чистотой сердца и ясностью ума, которые позволили вифлеемским пастухам не только воспринять откровение, но и тотчас выполнить, не медля ни секунды, поведенное Ангелом? Находим ли в себе спасительное самоотвержение пастухов, не позволившее им забыться глубоким, тяжёлым сном, в который был погружён весь город, так и не узнавший, не приметивший «времени посещения своего»? Познай, читатель, из примера пастырей, как важно для спасения души «внимать себе», то есть всегда нести духовный дозор на поле сердца своего, не допуская волков (хищные и злые помыслы) до стада. Кроткие овцы — это мир и покой сердца, уравновешенные душевные силы, взбаламутить которые только и тщится враг нашего спасения, душегубец дьявол…

Если имеешь ещё силы и решимость, взгляни, мой читатель, на страшную картину избиения невинных детей вифлеемских, первых мучеников Христа ради, проливших свою младенческую кровь, по злобе Иродовой, поистине сатанинской… Убиты не согрешившие, окончили свою земную жизнь те, кто не успел ее начать!.. Уверуй же вместе со всею Церковью в таинственный, не вмещающийся в рациональное постижение провиденциальный, вещий смысл этих страданий… Скажем вместе с поэтом XIX столетия:

   Премудрость Вышнего Творца
   Не нам исследовать и мерить:
   В смиреньи сердцем надо верить
   И терпеливо ждать конца…

Подобно звёздам на небосводе, безсмертные души вифлеемских младенцев светят нам, сущим в ночи века сего («в котором часто правды не бывает»), и свидетельствуют, что «правда на небеси живет» (выражения заимствованы из ветхозаветных Писаний), там, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная»… И да укрепляется наша с тобой вера во всеблагой и всемогущий Промысл Божий, обращающий самые страшные деяния преступных рук человеческих в благие для их невинных жертв последствия…

Чем ближе мы подходим к завершению поста, тем ярче разгорается над нашими главами чудная Вифлеемская звезда, возвестившая волхвам и время рождения Младенца, и место Его обитания… Лучи этой разумной звезды (по изъяснению святых отцов, она была ангельской силой, а не мёртвым космическим телом) озаряют своим нетленным, немерцающим светом сумрак пещеры — сердечной клети каждого из нас… Лучи этой звезды приводят душу, едва коснутся её, в неизъяснимый трепет и небесную радость, подобие которым мы не найдём здесь, на грешной земле, с её чувственными, скоротечными, исчезающими, как дым, удовольствиями. «Я есмь.. звезда утренняя, — вещает Господь (Отар. 22, 16). — Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам… звезду утреннюю. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2, 26, 28—29). – М вы хорошо делаете, — вторит Господу святой апостол Петр, — что обращаетесь [к слову Божию], как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших* (2 Пет. 1,19).

Утренняя звезда — это сердечная, сокровенная молитва! Она совершается не устами и перстами, а умом и сердцем, она обращает всё существо человека ко Господу, поставляет ученика пред пресветлым ликом Учителя своего…

Озаряемые невечерним светом Рождественской звезды, войдём же, послушный читатель, под своды самого Вифлеемского вертепа… и остановимся вовремя, дабы не преступить положенной нам, грешным, черты и не опалиться тем сиянием, которое исходит от дивного Богомладенца, почивающего в воловьих яслях…

Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мiра, Отец будущаго века, как воскликнул о Нем в пророческом трезвенном упоении «ветхозаветный евангелист», святой пророк Исайя! Вот Он, Чаяние языков, Ожидание всех народов, Свет велий, пришедший в этот мiр для того, чтобы просветить во тьме сидящих! Уже предпразднуя светлую, как день, Рождественскую ночь, воспоём, читатель, со всею Церковью: «Христос раждается, славите… Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…».

Завершая это повествование, оставляю тебя, полюбившийся мне читатель, и вверяю действию Божией благодати, которая, по слову апостола, может назидать своих наперсников (друзей) лучше, нежели слабое, хотя и произносимое от души, человеческое слово…


Протоиерей Артемий Владимиров

http://www.pravoslavie.ru/put/32951.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 6918


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 01 Декабря 2016, 00:18:36 »


Протоиерей Александр Салтыков: «Постных дней у нас много, и в этом сила Церкви»



Протоиерей Александр Салтыков.
   

Начался Рождественский пост, и, как это часто бывает в дни духовных испытаний, вновь некоторых начинает смущать искусительный вопрос: а так ли уж обязательно столь долго – 40 дней – поститься? Корреспондент «Православия.ру» обратился к протоиерею Александру Салтыкову – настоятелю храма Воскресения Христова в Кадашах, декану факультета церковных художеств ПСТГУ, автору многих книг и публикаций – с просьбой объяснить, для чего пост необходим христианину, в чем смысл и значение постов вообще и Рождественского поста в частности. Вот что сказал отец Александр:



Пост дисциплинирует человека

– Почему необходим пост? По нескольким причинам. Самая очевидная и самая наглядная причина (и наиболее, я думаю, понятная) заключается в том, что человеку просто-напросто нужно иметь внутреннюю дисциплину. И в этом смысле пост есть некое дисциплинирующее начало. Нельзя же жить по принципу «хочу»: хочу того, хочу этого, хочу, чтобы всё у меня было… Из-за этого необузданного «хочу», когда, например, дети не встречают никаких препятствий со стороны старших и опытных людей, нередко вырастают преступники. Не всегда, конечно, но бывает и так, и нередко. Поэтому очень важно, чтобы дисциплинирующее начало существовало в жизни каждого человека.

Таким дисциплинирующим началом в христианской жизни являются посты. Причем, обратите внимание, они строго соблюдаются Православной Церковью. И именно почти только Православной Церковью, по существу. В этом большой плюс и сила Православной Церкви!

А ведь очень многие люди говорят, что им, например, трудно поститься.

Помню, однажды побывал в Италии, а у меня с собой были карманные календарики, в которых помечены праздничные и постные дни. Я стал дарить их нашим друзьям католикам. Они поинтересовались: «Что здесь обозначено синим цветом? Зачем эти синие квадратики?» Я объяснил: «Синие квадратики – это постные дни, а красные – это дни праздничные». А они в ответ с осуждением: «Как много постных дней, очень много…»

Да, у нас много постных дней, и в этом как раз сила нашей Церкви, потому что самоограничение необходимо человеку. Только ограничивая себя, он становится настоящим человеком! Становится борцом, воином, приобретает силу – это очень хорошо.



Отказ от поста ослабляет сопротивляемость злым силам

– Пост – это одно из правил Церкви, очень полезное для воспитания духа. Но у поста, кроме дисциплинирующей, есть и сакральная сторона. И пост становится некоей духовной дисциплиной тогда, когда он нами совершается в духовных целях. Почему так? Священное Писание отвечает нам на это словами Господа нашего Иисуса Христа: «Сей род (диавольский) изгоняется только молитвой и постом».


Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор.   

И то, что сегодня многие отказываются от поста, ссылаясь на какую-то невозможность его соблюдения, крайне ослабляет их сопротивляемость злым силам – как внутренним, так и внешним, всем злым силам. Род сей, дорогие друзья, ничем не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Это каждый должен понять. У каждого из вас в жизни встречается множество тяжелых ситуаций, мы часто ощущаем действие какой-то враждебной силы, кто-то непонятно почему нам мешает, у нас что-то не получается, и мы часто не думаем: «видно в поле бес нас водит и кружит по сторонам», как совершенно правильно отметил Александр Сергеевич Пушкин. Поэтому, чтобы не заблудиться в этой вьюге, в этой пустыне, где так мало человеческих лиц встречается в наше время, нужны молитва и пост.



В Царствие Небесное ведет узкий путь

– Смотрите, какое огромное внимание Церковь уделяет посту! Уже начался Рождественский пост, он будет продолжаться 40 дней (по протяженности он равен Великому посту), по прошествии которых мы будем праздновать Рождество. Потом наступят Святки, пройдет некоторое короткое время до Великого поста – и снова 40-дневный пост, Великий, с подготовительной неделей, со Страстной седмицей. Потом – Пасха и Светлая седмица, Пятидесятница… А дальше – опять пост! То есть у нас посты идут подряд. Это, конечно, непросто…

Как видим, что первое полугодие каждого года (даже раньше, с декабря предыдущего) – это посты и праздники. Духовная нагруженность православного христианина чрезвычайно велика. Я не знаю, где еще можно встретить такую высокую духовную нагруженность! Но это очень хорошо…



Постных дней много у нас, и, повторяю, в этом сила Церкви.

Мы с вами должны понять: христианство для нас актуально или нет? Каждый разумный человек должен себя об этом спросить честно. Ведь в результате потрясений XX века мы в огромной степени ушли от традиционного христианства. Оно стало для нас просто некоей такой бытовой традицией – в этом именно смысле мы ушли от его традиционности. Ну, конечно, как православные христиане мы не отходим от каноники православной, но от бытовой стороны мы уже давно ушли. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: «Что для меня христианство? Насколько оно для меня является важным в жизни?» Вот если оно для нас подлинно важно, то надо точно сформулировать, в чем именно его важность, что оно дает нам, зачем оно нам нужно. А если ты не видишь в христианстве ничего важного для себя, если для тебя в христианстве ничего замечательного нет, то ведь дверь открыта! Никто никого никуда не тянет, ни к чему не принуждает! Душа человеческая свободна, как она была свободна у Адама и Евы. Они хотели – и слушали Бога; захотели – послушались сатану. Так что, пожалуйста: всегда остается у каждого человека выбор.

Но если все-таки мы с вами делаем выбор стороны Бога, если мы выбираем Господа и путь Господа, то мы должны понимать, что это – путь трудный, что «узкий путь и тесные врата ведут в Царствие Небесное». Значит, нам нужно приготовиться к трудностям, нужно приготовиться к испытаниям. А их мы боимся, да? Но есть же песни, в которых мы поем, что «не боимся испытаний»! Вот так всегда воспитывали нашу молодежь: что, наоборот, мы идем как раз узкой тропой…

Мы любим об этом говорить, а на деле что же? А сила христианства именно в том, что оно ведет нас безусловно узкой тропой!



Мы должны хоть в чем-то себя ограничить, если мы помним о Христе

– Но вы спросите: а куда эта узкая тропа ведет? В жизни ведь так много радостей, так много приятного… Вот тут как раз и надо задать вопрос: а что такое вечность для меня? Есть ли вообще эта вечность, и что я жду от нее, от вечности?

Вообще, люди очень мало думают о вечности, но ведь жизнь на самом деле очень коротка! В молодости она кажется бесконечной, и это справедливо, потому что она бесконечна в самом деле. В старости она для верующего человека тоже кажется бесконечной, потому что смерть – противоестественна. Но она неизбежна…

Поскольку противоестественность смерти мы преодолеть не можем, мы должны понять, что она есть и что следует за ней.

Нет никакого сомнения, что смерть есть последнее испытание в человеческой жизни. А человек ведь никогда не соглашается с кратковременностью своей жизни. Он всегда протестует против нее и хочет, действительно, бесконечного ее продолжения. То есть он хочет вечности как раз. И она есть! Потому что есть Бог, и «Бог есть не Бог мертвых, но Бог живых», как нам говорит Священное Писание.

Но, чтобы нам как следует приготовиться к этому самому большому переходу, к самому серьезному испытанию, нужно какие-то подготовительные действия совершить. Нужно подумать о том, как и какими средствами себя укрепить. А обойти это препятствие нельзя, значит, нужно идти, как говорится, «на прорыв». Я такое военное слово специально употребляю, потому что именно так учили всегда отцы Церкви с древнейших времен. Они всегда сравнивали Церковь с воинством, а христианина – с воином. А воину всегда приходится иметь лишения: он недоедает, он не всегда может выспаться, на него может быть совершено нападение, его могут даже убить, как известно. Ну, духовного убийства, конечно, нам весьма нежелательно, но всякие опасности существуют на этом пути.

Итак, мы либо идем такой военной тропой – трудным путем христианина, опасным путем, «путем опасным, как военная тропа» (как где-то сказано, а он таковым как раз и является) – это наше понимание пути к вечной жизни. И символизируется оно Распятием Христа.

Потому что Распятие Христа – это единственный в мире религиозный символ, который говорит о главном. Масса символов существует и в других религиях, но это все пустяки какие-то или глупости, например звездочки какие-нибудь там или невесть какие лунки… Но страдания человека – это действительно важнейшая тема для всего человечества, основная тема. Страдания… И поэтому Распятие, изображающее страдающего Человека, есть подлинно живой и настоящий богочеловеческий символ. И он нам всё объясняет.

Поэтому, приближаясь к Распятию, мы должны хоть в чем-то, хоть немного себя ограничить. Если мы помним о Христе, если Он нам дорог, если Он нам нужен, если мы хоть отчасти вникаем в Евангельские тексты, так подробно повествующие о страданиях Христа за человечество, – так давайте хоть в чем-нибудь за ним и пойдем. Хоть в чем-то, хоть немного ограничим свои часто не совсем хорошие потребности и совсем ненужные желания. Тогда мы будем более близки ко Христу и будем более достойными людьми, потому что мы сможем обуздать свои страсти, свои пылкие (часто ненужные) желания и следовать в жизни более высокому призванию.



К Рождеству Спасителя необходимо подготовиться

– Начался пост Рождественский. Он начался на день апостола Филиппа, и уже само по себе это не случайно. Потому что апостольский подвиг – это, конечно, подвиг людей, особенно преданных Христу и Ему наиболее близких. Апостольский подвиг всегда был связан с лишениями, страданиями, с отважным стремлением пройти через любые препятствия, дойти до любых глубин, ничего не боясь, чтобы всем засвидетельствовать о Христе.



Поклонение волхвов. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия.
   

И именно с памяти апостола Филиппа, по особому Промыслу Божию, мы начинаем движение к Рождеству Христову. Пусть апостол Филипп укажет нам этот путь. И пусть его святая память будет для нас как бы руководящей звездой на этом пути, если хотите. Мы знаем, что молитвами апостолов на этой земле освящены все дороги, ведущие ко Христу, потому что начали эти дороги именно святые апостолы.

А через несколько дней мы будем праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Именно в этот день, который по новому стилю приходится на 4 декабря, в храмах начинают исполнять Рождественские стихиры «Христос рождается, славите!» Пречистая Дева, будучи малым ребенком, вводится во храм, Она целиком посвящается Господу, и ангелы поют, воспевают и пророчествуют об этом особом служении Пречистой Девы, избранной от всего рода человеческого.

А затем идут у нас другие праздники: день апостола Андрея, день святителя Николая, далее мы вспоминаем праотцев – вспоминаем родословную Христа, свидетельствуя о том, что воистину Христос стал Богочеловеком. Он воспринял плоть человеческую, не был призрачным явлением или чем-то еще – Он был именно Богочеловеком. А родился Он как человек – и это именно очень важно для всех нас. Ибо существует масса сект, например ислам, которые считают, что всё это было призрачным. Что было какое-то особенное созданное Богом существо избранное, но не Сын Божий.

Нет, мы с этим не согласны. Самое главное в Боге – это любовь, а любовь Христа в том, что Он сошел на землю, воспринял плоть человеческую, родился как человек. В этом был уже кенозис Христа, то есть его добровольное самоуничижение. В этом был и Его Божественный подвиг, который увенчался Его распятием. Поэтому нам важно помнить и о телесной природе происхождения Иисуса Христа. Он родился, как человек, но, в то же время, и не как человек: Пречистая Дева не знала болезней рождения.

Она была как бы вместилищем, Она дала Свою плоть Божественному Логосу – Слову Божию, пришедшему на землю. А болезней рождения, как это присуще всем людям, Она не знала. Это случилось под действием благодати Божией: поэтому Она и так велика, поэтому Она выше ангелов, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Поэтому мы Ее и особенно почитаем через Рождество Христово.

И второй день Праздника Рождества есть Праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Это отправная точка нашего почитания Христа, Его пришествия на землю через Рождество, к которому мы с вами можем только постепенно приготовиться.

Чтобы понять его, мы должны вдуматься в это Божественное воление, в Его величие, в Его таинственность, в Его полную и окончательную исключительность. А на это нужно время и сосредоточенность духа.

Время нам дается отсчетом дней поста, сосредоточенность духа нам дается постом и молитвой. Дается нам также она богослужением и покаянием.

Вот к этому всему мы и должны с вами обратиться – для того, чтобы к Рождеству Христову текущего года подойти уже с новым, более высоким пониманием, сделав хотя бы небольшой шаг к более глубокому проникновению в смысл учения Нового Завета; чтобы приблизиться к заповедям Божиим, которые мы должны исполнить для того, чтобы пройти разные испытания, вплоть до смертных, и войти в вечную жизнь.

Это непростая задача, но Господь нас призывает к ней и помогает нам ее решить.


С протоиереем Александром Салтыковым
беседовал Николай Бульчук



http://www.pravoslavie.ru/put/66234.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 6918


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 28 Декабря 2016, 10:26:06 »


Основание всякого духовного делания

Высказывания о посте


Середина многодневных постов для многих – нелегкое время. Энтузиазм, с которым приступили к посту, остыл, организм несколько устал от ограничений, все труднее противостоять мирской суете, приобретающей особый размах в предновогодние дни. А кое-кто впал и в уныние, печалясь о своей немощи. Тут как раз и нужна поддержка, мудрое духовное слово и наставление. Портал Православие.ру публикует подборку высказываний святых отцов и подвижников о значении и важности поста, выделив их наставления о посте для детей, сейчас особенно актуальные. Не забывала об этом духовном делании и народная мудрость – пословицы о посте тому пример.



«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом»
(Ис. 58: 6–7)

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Мф. 6: 16–18)

«Когда будешь поститься, — разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись. Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого — одень. Тогда откроется ранний свет твой и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя»
Апостол Варнава

«Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный»
Пастырь Ерма



«Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни»
Святитель Иоанн Златоуст

«Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез»
Святитель Иоанн Златоуст

«Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения»
Святитель Астерий Амасийский

«Чем более дней поста, тем лучше врачевство, чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Во дни поста преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется и благочестие награждается»
Блаженный Августин

«Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела»
Преподобный Дорофей Палестинский



«Пост есть начало и основание всякого духовного делания. Какие добродетели ни наздашь ты на основании поста, все они будут непоколебимы и непотрясаемы, как назданные на твердом камне. А когда отринешь это основание, то есть пост, и на место его положишь насыщение чрева и другие неуместные пожелания, тогда все добродетели будут потрясены и разнесены от худых помыслов и от потока страстей, как песок разносится ветром, — и все здание добродетели рушится»
Преподобный Симеон Новый Богослов

«Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому»
Преподобный Симеон Новый Богослов

«Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть когда чрево постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла. Аще убо хощеши, христианине, чтоб тебе пост полезен был, то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда»
Святитель Тихон Задонский

«Положим в основание подвига нашего пост. Существенное качество всякого основания должна быть непоколебимая твердость: иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание само по себе ни было прочно. И мы никак, никогда, ни под каким предлогом не дозволим себе нарушить поста пресыщением, особенно же упивством»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни»
Святитель Феофан Затворник

«Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения»
Святитель Феофан Затворник



«Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь — между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты»
Преподобный Варсонофий Оптинский

«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Пока тот или иной человек лишь умствует о Боге, он никак не способен противостоять демонам, которые только и делают, что насмехаются над немощными светскими мудрованиями. Но стоит ему начать поститься и молиться Богу, как те же демоны наполняются неописуемым страхом. В человеке, который приступит к Богу с искренней молитвой и с терпением и надеждой, будет проходить подвиг воздержания, демонам станет тесно, невыносимо — и они поспешат из него уйти»
Святитель Николай Сербский



«Всегда сытое тело обычно показывает всегда голодную душу. Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более он уменьшает попечения о своем теле и увеличивает радость своей души. Сие не достаточно просто сказать и просто услышать; сие становится ясным само собою, когда человек старается так поступать и применяет это в жизни»
Святитель Николай Сербский

«Пост — есть воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов… Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Как высокий государственный деятель должен зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что ему поручено, так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи»
Святитель Иоанн Шанхайский



«Для здоровых юношей воздержание — самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть»
Преподобный Паисий Святогорец

«В Рождественский Пост приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?
И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу. Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского Поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться»
Митрополит Антоний Сурожский

«Пост — матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам… Пост — самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки. Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы глубокий мир, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков»
Архимандрит Кирилл (Павлов)


Пост и дети



«Должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, — надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога. От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два вида чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности, прививающиеся к питанию»
Святитель Феофан Затворник

«Не принижайте значения поста, приучайте детей к посту с самого раннего возраста… Многие не понимают, и сами не соблюдают постов, и детей не учат соблюдать; и не только не учат, но и подают тлетворный пример попрания поста… В пост мать кормит своих детей мясом и приговаривает: «Кушайте, кушайте, детки! Ничего, что пост. Бог видит, что мы всегда плохо питаемся. Бог простит, Бог не взыщет за это…» О нет, взыщет, если будешь развращать своих детей! Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Сегодня люди следуют мирской логике: «Не надо детишкам поститься, чтобы не заболели, всего у них должно быть в достатке, нужно оберегать их от трудностей». Так и живут, бедолаги, требуя всё время котлет, но с этого им никакого толка. Когда человек радуется, что не ест ради любви Христовой, тогда он по-настоящему питается. Если он ради любви Христовой предпочитает невкусное вкусному, тогда через невкусное наслаждается Христом»
Преподобный Паисий Святогорец


Пословицы и поговорки о посте



    Одно спасенье — пост да молитва.

    Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

    Мимо моста — в реку, мимо поста — не дожить веку.

    Рада б душа посту, так тело бунтует.

    Не все коту Масленица — настал и Великий пост

    Великий пост подожмёт тебе хвост.

    Все посты постимся, а никуда не годимся!

    С поста не мрут, а с обжорства дохнут.

    Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста.

    Во время поста и пища проста.


Иллюстрации: Антон Поспелов

http://www.pravoslavie.ru/89037.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 69500

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 28 Ноября 2017, 10:46:29 »

«Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления»

В издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова



В издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышла новая книга настоятеля храма свт. Николая в Пыжах, члена Союза писателей России протоиерея Александра Шаргунова «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления». Предлагаем вступительную статью книги.

По дороге к Вифлеему

Еще раз дается нам возможность пойти вместе со всею Церковью по дороге к Вифлеему. Христос придет «как тать в нощи», потому что Он любит приходить к людям внезапно. Вся история нашего спасения — сочетание долгих приготовлений и неожиданностей. Кто из нас еще вчера не говорил себе: «Неужели снова начинается Рождественский пост? Как незаметно летит время!» Долгие приготовления и неожиданности — такова Божественная педагогика.

Есть только один очень простой способ приготовиться и не быть захваченным врасплох — участие в молитве Церкви, в богослужении. Потому — кто не ходил раньше в храм по праздникам и воскресеньям, начни ходить. Кто ходил — узнай, что праздников у Церкви намного больше. Надо ли напоминать, что пост, не соединенный с молитвой, не столько полезен для души, сколько вреден. Из года в год повторяется круг богослужений, и каждое из них заранее предупреждает нас, где мы находимся. Поэтому будем внимательны. Каждое богослужение предлагает нам написать новую страницу в новой тетради. Что-то совершенно новое начинается в нашей жизни и с этим новым Рождественским постом. Своей собственной рукой мы будем писать слова, которые еще никогда не были написаны. Эта новая глава нашей жизни может, должна стать самой прекрасной.

Пусть время Рождественского поста будет временем ожидания. Не такого, какое бывает, скажем, на вокзале в ожидании поезда — томительного и скучного. Рождественский пост означает не что иное, как пришествие к нам Христа. Весь Рождественский пост — это Христос, идущий к нам. И почти с самых первых дней поста Церковь поет: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!» То есть — встречайте!

Разумеется, Христос уже пришел. Он пришел раз и навсегда. Его первый приход и есть то, что мы готовимся праздновать. Он уже пришел, и Он снова придет. Когда наступит конец времен, Он снова придет — еще более сокровенно и в то же время еще несравненно более зрелищно, чем это было, когда Он пришел впервые. К этому Его приходу также требуется приготовление, и в нем также будут неожиданности. «Один берется, а другой оставляется». О, если бы я знал!

Но между двумя этими пришествиями есть третье — Его каждодневный приход к нам. Каждый день Рождественского поста будет стучаться к нам в дверь Христос, столь ожидаемый нами, и тем не менее всегда неожиданный. Христос, приходящий к нам, — не идея, витающая в воздухе, но самая реальная реальность. Он — то, что наше, то, что сегодня, то, что сейчас. Постараемся и мы удивить Его, зная, что ничему так радостно не удивляется Христос, как нашей вере. Святые отцы говорят не только о трех пришествиях, но и о трех Воплощениях Христа. Первое — единственное и все определяющее — Воплощение Превечного Слова Божия. В Рождестве, во всей Своей земной жизни и Крестной смерти Христос Своими Божественными тайнами совершает наше спасение. Второе Воплощение — бесчисленный сонм тех, кто шел во все века вслед Христу, — его святые. Их святость в том, что они, начиная от Божией Матери и кончая нашими новыми мучениками и исповедниками, стремились привести свою жизнь в соответствие с жизнью Христа. Третье Воплощение — то, что должны осуществить мы. Мы тоже призваны к святости. Многими скорбями нам предстоит приобщиться ей, но как бы ни было трудно, это призвание чудесно. К святости призваны все крещеные, все те восемьдесят с лишним процентов населения нашей страны, которые называют себя православными. Это глубоко личное каждого из нас дело, и в то же время общецерковное. Одно невозможно отделить от другого, и все происходит конкретно — в сегодняшнем, более чем во все прежние времена противостоянии возрастающему злу в мире.

Будем в постоянной готовности, будем бодрствовать. Бодрствование, или бдение (Церковь время от времени совершает всенощное бдение), заключает в себе радость и мир. Но бодрствовать — значит прежде всего не дать себе уснуть. Для этого должны быть серьезные причины. Мы должны бодрствовать, чтобы не проспать, как юродивые девы, встречу с Тем, ради Кого не жаль никаких трудов и усилий. Ради этого можно не колеблясь совершенно пересмотреть все наши обычаи, все наши ценности, всю нашу жизнь. Рождественский пост — время бодрствования тех, для кого Христос всегда стоит на первом месте. На самом почетном месте, которое может быть предложено только Тому, ради Кого совершается праздник. В самом ли деле Христос занимает такое место в нашей жизни? Разумеется, мы еще не в состоянии отдавать Ему все свое время. Но, может быть, мы способны посвятить Ему наше лучшее время, самое важное для нас? Например, время, которое мы губим напрасно. Понимаем ли мы, что именно тогда нам следовало бы обратиться ко Христу, пребыть с Ним?

Мы говорим, что нет поста без молитвы. Что представляет собой наша молитвенная жизнь? Научились, учимся ли мы принимать Христа таким, каков Он есть? Таким, каким Он хочет дать Себя нам, — то есть в таинствах Церкви? Пение и бдение предлагает нам Церковь, чтобы мы могли держать глаза открытыми. Видеть мрак, который угрожает нам, и свет, который спасает нас от мрака. Это и есть молитва. Бодрствующие в ночи постоянно поддерживают освещающий и согревающий всех огонь. Это и есть таинство Евхаристии. Во время молитвенного бодрствования легче открывать друг другу и Богу глубину своей души. Это и есть таинство покаяния, прощения. Бодрствовать — не значит ждать будущее, которое, может быть, не придет. Бодрствовать — значит жить каждое мгновение тем, что уже пришло. Бодрствовать в течение шести недель с Церковью — это и есть ждать прихода Христа как самого желанного Гостя. Потому что бодрствование — это приготовление наших сердец, и у него свои обряды, свой постоянный стиль жизни.

Время проходит быстро, и точно также Рождественский пост. Едва начавшись, дорога сразу входит в свой ритм, берет разбег. Это немного похоже на наше церковное пение. Первые звуки «Христос раждается!» уже отмечены тем, что мы услышим во всех последующих ирмосах. Каков образ жизни, таков и человек. Не пришло ли нам время по-настоящему изменить наш образ жизни? Не напрасно святые отцы сравнивают пост с трудным путешествием, с долгой дорогой идущего из чужой земли пешком домой. Он ценит выигранное время. Он боится напрасно терять его. Терять время — значит ничего не делать. Или хуже — превращать все в ничто. Превращать все в ничто — значит исполнять свое дело без интереса, придавать слишком большое значение пустякам и слишком малое тому, что имеет подлинную цену. Исчезать в суете, положив в основание жизни непостоянство и пустоту.

Что еще заповедуют нам хорошо знающие дорогу ко Христу святые отцы? Идущий идет с другими. Он внимателен к другим. Стремительный и опытный, он знает, как сообразовывать свой шаг с самым медлительным, с тем, кто не может идти быстрее. Он несет на себе тяжесть другого. Он умеет увидеть уныние идущего рядом и переложить на себя часть его ноши. Он служит другому, не унижая его, он умеет вовремя пошутить, как преподобный Амвросий Оптинский, не нанося обиды, но врачуя душу. Он дает много, а теряет немного. И обретает все, в том числе сердца. Идущий дает пример. Таков его стиль жизни. Он не позволяет себе смутной расслабленности: будь что будет. Он собран и сосредоточен. Он столь же требователен к себе, сколько снисходителен к другим. Он не делает ничего напоказ. Напротив, он терпеть не может бессмысленных украшений и забывает о себе. Он презирает излишества. И от того, что полезно, постепенно переходит к тому, без чего нельзя обойтись. Так избавляется он от ненужного груза. Идущий долгой дорогой должен быть налегке. Он всегда помнит, куда идет. Он избрал трудный путь, и знает, что достигнуть цели можно, только не уклоняясь в сторону. Точность и легкость — вот его девиз. Те, кто обременен многими тяжестями, тоже продвигаются вперед, но с трудом. Много набрав на себя (будь то чрезмерные земные попечения или вычитывание непомерно огромного правила), они скоро выбиваются из сил, а порой кончают тем, что сбрасывают с себя все сразу, без разбора.

Наш Рождественский пост — школа святости, в которой Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» и «иго Мое благо и бремя Мое легко». Чем дольше приготовления, тем прекраснее неожиданности. Пусть наш путь, начавшийся в эти дни, будет ожиданием Праздника — не просто праздничных подарков, обыкновенного человеческого веселья и отдыха, которые мы как будто заслужили после большого труда. Пусть он будет трепетным восхождением навстречу Христу, нас ради родившемуся в Вифлееме и паки грядущему со славою судить живых и мертвых. Как встречаем мы Рождество Христово, такой будет и наша встреча с Господом во Втором Его Пришествии.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/28/rozhdestvenskij_post_ot_zvezdy_vifleema_k_svetu_bogoyavleniya/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 69500

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #34 : 28 Ноября 2017, 10:50:01 »

Пост телесный для пользы душевной

Сегодня начался Рождественский (Филиппов) пост



Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам Христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».

Рождественский пост – последний многодневный пост в гражданском году и первый - в церковном. Он начинается 15 (28) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Однако в отличие от Великого поста, Рождественский пост – нестрогий.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а также от употребления рыбы по средам и пятницам.

Тем не менее, православный пост – это не только телесное воздержание, но и духовная борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/28/post_telesnyj_dlya_polzy_dushevnoj/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 69500

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #35 : 30 Ноября 2017, 05:20:32 »

О Рождестве Господнем и времени благоприятном – как не растерять?

Грядет начало Рождественского поста. О посте, о смысле его, о целях и способах, мере и разумении столько уже сказано и святыми отцами нашей православной Церкви, и добрыми нашими наставниками, пастырями-окормителями, что добавить практически и нечего. Поэтому я дерзну сказать не о самом посте, а о благоприятном времени, на которое он приходится, и как нам себя в этом времени не растерять…



 Плохо ли единение всех со всеми?

Уже не первый год из среды прикладывающих немалые усилия для того, чтобы, забыв заветы и наследие наших твердых в вере наставников, в угоду миру попытаться не себя изменить для Церкви, а Церковь изменить под себя, исходят настоятельные рекомендации о переходе на новый календарь. Уж как бы было распрекрасно, хором твердят они, коли бы мы Рождество Господа нашего праздновали до Нового года! Тогда бы все православные могли разделить радость этого светлого праздника и со всей страной, и с католиками, и вообще со всем миром!

    Уж как бы было распрекрасно, коли бы мы Рождество праздновали до Нового года!

И правда – разве плохо вот такое единение всех со всеми?

А ведь случается, что и плохо бывает, потому что всегда следует прежде рассмотреть, вокруг чего и ради чего это единение происходит.

И я предлагаю этот вопрос рассмотреть как раз на примере этих двух праздников: Рождества Христова и Нового года.

У православных христиан почти каждый день праздник! Над нами даже иногда посмеиваются, дескать – посмотрите на этих людей, они друг друга почти в любой день приветствуют так: «С Праздником!». И правда – почти нет ни дня, чтобы Церковь Святая не чтила память кого-то из мучеников, или праведников, или святителей, или апостолов.… Не говоря уже о воскресных днях, о праздниках Великих.

Но среди всех этих праздников особо я бы выделил два: Светлое Христово Воскресение и Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Первый вообще называется Праздник праздников, а второй входит в число Великих Двунадесятых. О втором и поговорим…

Нам сложно представить степень смирения Господа


Рождество Христово

Рождество Христово. Что же произошло? Отчего событие это затмевает почти все во Вселенной?

Да дело в том, что не случись этого события, этой тайны великой – Боговоплощения, – и не случилось бы спасения человекам, то есть и нам.

Вот что пишет преподобный Иустин Попович:

«Воистину Бог, как человек, на земле родился! Почему? – Чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Ибо без Богочеловека Господа Иисуса Христа жизнь человеческая – целиком и полностью самоубийственная бессмыслица, смерть, поистине самая явная и самая ужасная бессмыслица на земле. Осмыслить смерть – это значит осмыслить жизнь во всех ее глубинах, высотах, бесконечностях. И это делает только Всечеловеколюбивый Господь, Который по неизмерной любви становится человеком и навсегда остается Богочеловеком в человеческом мире. Жизнь человеческая только как Бого-жизнь, жизнь в Боге, приобретает свой вечный смысл. А вне Бога жизнь – это самая нелепая бессмыслица, преисполненная обиды и горечи»[1].

Нам сложно представить и понять степень смирения Господа. Мы как рассуждаем:

– Ну, родился младенец, ну да, в хлеву фактически, со скотиной. Но мало ли среди людей тех, кто рождался в подобной бедности, а возможно, и в большей?

    Господь Вседержитель смирился до того, что принял на Себя плоть нашу

Эх ты, горе-человек! Да то человек от человека рождается – и то ропщет! А тут Господь Вседержитель! Смирился до того, что принял на Себя плоть нашу, не ради Себя – ради нас, ради твари, Им же созданной, Его же ослушавшейся и Его же часто проклинающей, предающей Его, забывающей Его, Создателя нашего! И как Он пришел, чтобы стать человеком? Не царем, не первосвященником, не великим правителем… маленьким, беззащитным младенцем! Вот представьте – комочек, умещающийся на ладонях, куда положишь – там и лежит, как спеленаешь, так и примет – и вот это Тот, Кто Словом Своим создал все!

Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родися Отроча младо,
превечный Бог

(Кондак, глас 3-й).


А святитель Иоанн Златоуст называет Рождество Христово матерью всех праздников!

«Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения, и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти. От него получили начало и основание Богоявление и священная Пасха, и Вознесение, и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, что и есть Богоявление, – и не распялся бы, что и есть Пасха, – и не послал бы Духа, что и есть Пятидесятница. Таким образом, от Рождества Христова, как различные потоки от источника, проистекли все эти праздники. И не поэтому только этот справедливо мог бы занимать первенство, но и потому, что событие этого дня есть самое поразительное из всех событий. Что Христос, сделавшись человеком, умер, это было в порядке вещей; потому что, хотя Он и не сделал греха, но принял смертное тело. Конечно, и это достойно удивления; но что Он, будучи Богом, благоволил сделаться человеком и уничижить Себя так, что и умом постигнуть невозможно, – это самое поразительное и изумительное дело. Удивляясь этому, и Павел говорит: и беспрекословно – великая благочестия тайна. Какая ‟великая”? Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16)»[2].

Вот такой нас ожидает день, вот такой Праздник по окончании поприща поста! Вот к какому торжеству готовимся – ко встрече Владыки Вселенной, принявшего на Себя нашу плоть, чтобы мы смогли обожиться!

Лучше бы Праздник перенесли, чтобы в Новый год не поститься



Что же говорят нам в том числе и наши православные братья и сестры?

– Лучше бы Праздник перенесли пораньше, чтобы в Новый год не поститься…

И, казалось бы, что плохого случилось бы?

А я скажу – случилось бы плохое, и в самих уже таких рассуждениях сидит недобрый корень.

    Торжества по поводу елки ценятся не менее Праздника Рождества Христова

Такие печали о необходимости соблюдения поста в Новый год говорят о том, что торжества по поводу новогодней елки ценятся если не выше, то уж никак не менее Праздника Рождества Христова. Действительно – если бы не ощущался Новый год важным в сравнении с Рождеством Христовым праздником, то и не случилось бы расстройств и причитаний. Прошел бы он незаметно, как какой-нибудь день любителей выхлопных газов или картонных коробок.… Но нет, высоко стоят у них новогодние торжества! И так высоко, что вызывает недовольство и раздражение тот факт, что приходятся они на дни постные.

И ради чего печаль? Разве стоит особенно этот день в череде остальных дней? Нет, если только сам человек не сотворит его особенным, то и не выделится он среди дней других. Окажет человек милость кому-то – и сотворит день сей добрым для себя, предастся гуляниям и ликованию праздному – и сотворит злым.

«Неужели ты не слыхал слов Павла: дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, едá како всуе трудихся в вас (Гал. 4, 10–11)? Крайне безумно по одному счастливому дню ожидать того же на весь год; и не только от безумия, но и от диавольского влияния происходит та мысль, будто в делах вашей жизни надобно полагаться не на собственную ревность и деятельность, а на дневные обращения времени. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу.

Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели? Суд при дверях, остальная жизнь клонится к старости»[3]
.

Неспроста лукавый подговаривает человека, в особенности православного, к проведению новогодней ночи в праздности, обильном вкушении пищи и возлиянии вина. В новогодний вечер Церковь Святая совершает память мученика Вонифатия, которому мы все молимся об избавлении от пристрастия к алкоголю, от пьянства. Можно ли себе представить большую несуразность на грани безумства, чем православного в подпитии, за обильной трапезой, в праздник этого святого? Не более ли естественным было бы для него встретить этот день за богослужением в храме (тем более что день и многие последующие за ним свободны от работы)?

Весь пост у нас заключается в том, что мы отказываемся от скоромного

Радуясь о наступлении поста, хочу еще немного порассуждать об особенностях календаря…

Не печалиться нам следовало бы о том, что новогодний праздник приходится на дни поста, а радоваться! В этом я вижу особую милость Божью к нам, недостойным такой милости.

Разве кто-то из нас способен сейчас, не скажу – на великие, но хотя бы на какие-то подвиги? Мы почти не рассматриваем себя, не изучаем, не воспитываем волю, лежащую в тине наших страстей, опутанную ими и не могущую поднять даже верх главы своей из-под этих сетей. Весь пост у нас в лучшем случае заключается в том, что мы по большей части отказываемся от скоромного, да, может, кто-то возьмет на себя еще подвиг прибавить к ежедневному правилу канон, или акафист, или же кафизму. Собственно, это и не пост вовсе. Но мы полагаем, что постимся и что трудимся.

Мы не съедим скоромное (может быть), но обманем себя постными майонезами и соевым мясом и другими «обманками», вместо того чтобы просто исключить из рациона привычные нам вкусовые ощущения (как от того же майонеза, мяса и тому подобного), – и даже это еще не будет настоящим постом.

Но милостивый Господь видит нас насквозь. И, как чадолюбивый Отец, любит нас и всячески желает нам спасения. И устраивает его для нас там, где мы и не ведаем – только бы не роптали, только бы прислушивались к Нему и следовали Его Святой Воле! И то, что праздник Нового года предстоит перед Праздником Рождества Христова, тоже по Его благому Промыслу устроено!

Мы неспособны сами понести подвиги и труды, пусть и малые, но Господь нам дает эту возможность. Он так устроил эти дни, что мы, если не по своему радению, то, возможно, по стыду перед братьями и сестрами, вынуждены будем воздержаться от новогоднего угара и веселия!

Мы не готовы к исповедничеству, но, милостью Божией, может быть, только ради стыда перед взглядами других православных, лучших нас, понудим себя хотя бы в малой степени разобщиться миру и отвергнуть часть из того, что он предлагает в этот день, а именно – предаться безудержному веселию, обильной трапезе, упиванию вином и ночным оргиям.

Может быть, если не желание произволения и ревность о Господе, то стыд перед священником (говорю о воспоминании грядущей Исповеди в Сочельник) заставит православного в этот день не подчинить себя миру, а сохранить для восприятия духовной радости от матери всех праздников – Праздника Рождества Христова!

Постимся постом приятным!

Дмитрий Филин

28 ноября 2017 г.


_____________________________________

[1] См.: Преподобный Иустин Попович. На богочеловеческом пути.

[2] См.: Иоанн Златоуст, свт. Против Аномеев. Слово шестое.

[3] См.: Иоанн Златоуст, свт. Слово на Новый год (Слово в Календы…).

http://www.pravoslavie.ru/108657.html
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!