Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 19:19:57  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Равеннский вызов  (Прочитано 3896 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Ноября 2007, 13:44:04 »

Равеннский вызов

Встреча смешанной православно-католической комиссии в Равенне прошла без участия Русской Православной Церкви. Причиной тому стал странный поступок Константинопольского Патриархата, пригласившего на заседание представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви». Двусмысленная ситуация обострилась еще больше после того, как кардинал Вальтер Каспер в одностороннем порядке начал нагнетать страсти по поводу возможной встречи Алексия II и Бенедикта XVI

Накануне Константинопольский Патриарх Варфоломей заявил о готовности признать первенство Римской кафедры в том варианте, в каком оно осуществлялось в течение первого тысячелетия истории Церкви.

"Если мы с помощью Божьей придем к согласию с Католической церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место, то, какое он занимал до раскола", — рассказал о перспективах Патриарх Варфоломей в интервью болгарскому телевидению в ходе официального визита в Софию, передает "Интерфакс".

Интересная деталь — Патриарх отметил, что до 1054 года Константинопольский Птриархат занимал второе место после Римской кафедры, а после раскола первенство в православном мире, по его словам, закрепилось за Константинопольской Церковью.

Природа этого первенства "человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр".

"Мы, православные, готовы принять первенство Рима в том виде, в каком оно было истолковано и применено в первом тысячелетии", — вновь отметил Константинопольский Патриарх.

Эти слова Патриарха Варфоломея стали комментарием решений, принятых Смешанной православно-католической богословской комиссией в Равенне. Между тем, данное заседание опять было скандальным, каковым, в приницпе, можно назвать и комментарии Предстоятеля Константинопольской Церкви.

Проблематика заседаний Смешанной православно-католической богословской комиссии, последнее заседание которой состоялось в октябре, на сегодняшний день касается главенства в Церкви. С одной стороны, представители православных Церквей, а с другой – Ватикана, пытаются найти точки соприкосновения по вопросу первенства на уровне Вселенской Церкви. Как сказал в своем интервью агентству «Интерфакс-религия» глава делегации Московского Патриархата в Равенне, епископ Иларион (Алфеев) «в данном случае имеется в виду не Православная или Католическая церкви в том виде, в каком они существуют сегодня, а скорее некая теоретическая Церковь, построенная по модели Церкви времен Вселенских соборов».

Т.е. ставка, если так можно говорить применительно к религиозному диалогу, крайне высока.

По словам владыки, «все каноны Древней Церкви, в частности, 28-е правило Халкидонского собора (451 года) отводят Константинопольскому Патриарху второе, а не первое место. Это правило говорит о том, что, поскольку Константинополь — новый Рим — является "городом царя и синклита", то и епископу Константинополя должна усваиваться такая же честь, как и епископу Древнего Рима. Мотивация, как видим, чисто политическая».

Епископ Иларион отмечает, что «в последнее время митрополит Иоанн (Зизиулас), сопредседатель Смешанной комиссии с православной стороны, начал озвучивать точку зрения, согласно которой понятие "примата чести" противоречит церковным канонам: по его мнению, каноны признают лишь один примат — реальной власти. Именно этим приматом он хотел бы наделить Константинопольского Патриарха. И формат Смешанной православно-католической комиссии как нельзя более подходит для выработки такой принципиально новой модели церковного устройства. Ведь в Католической церкви такая модель уже де-факто существует, так почему бы нам не воспроизвести ее у нас?»

Отсюда и такая формулировка в подписанном без участия Русской Церкви (наша делегация покинула заседание в знак протеста против поступка Константинопольского Патриархата, пригласившего на заседание представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви», не признанной Московским Патриархатом) документе: «Роль Римского епископа в общении всех Церквей должна быть изучена более основательно. Какова специфическая роль епископа "первого престола" в экклезиологии общения?».

По мнению владыки Иллариона, «католики будут стараться сформулировать экклезиологическую модель Вселенской Церкви, чтобы роль "первого епископа" была описана максимально близко к той, которую играет в нынешней Католической церкви Римский папа. В свою очередь Константинопольский Патриархат будет стремиться к тому, чтобы "первому" были усвоены те права, которыми сегодня Константинопольский Патриарх в Православной Церкви не обладает, но, очевидно, хотел бы обладать».

В итоге, Константинопольский Патриархат может приблизиться к пониманию власти в юридическом и политическом смысле. Отсюда может вытекать чрезвычайно серьезная проблема для Поместных Православных Церквей. Тем более, что к этому существует определенная склонность. Епископ Илларион не исключил даже, «что "Равеннский инцидент" был специально подстроен для того, чтобы исключить — на время — Московский Патриархат из православно-католического диалога, принять в его отсутствие необходимые формулировки, а затем поставить нас перед фактом: новая модель церковного устройства принята, и вы должны к ней подключаться».

Попытка выключить из богословского диалога Русскую Церковь не только может быть направлена против ее позиции, но и против ее влияния. Как известно, Русская Православная Церковь является крупнейшей Поместной Церковью, и ее роль в последнее время только возрастает. Даже в Италии, по сведениям местных СМИ, растет число перешедших в Православие именно под омофор Московского Патриарха.

Ватикан, в свою очередь, использует двусмысленную ситуацию, всячески привлекая Русскую Церковь к отдельному – независимому от других Поместных Церквей — диалогу.

Так влиятельный кардинал Вальтер Каспер — президент Папского совета по содействию христианскому единству — во время дебатов по экуменизму накануне консистории, посвященной назначению 23 новых кардиналов, заявил, что возможная историческая встреча Бенедикта XVI и Алексия II «поможет улучшить отношения» между православными и католиками. Т.е. Ватикан пытается показать свою влиятельность, одаривая «милостью» то Патриарха Варфоломея, то Русскую Церковь. Но чтобы в Константинополе не чувствовали себя обделенными, а в Москве особо «не возносились», Бенедикт XVI проводит встречу с архиепископом Паоло Пецци, недавно назначенным на кафедру в Москве. Между тем, вопрос о деятельности католиков в России (и греко-католиков на Украине) – главные «камни преткновения» в диалоге Ватикана и Московского Патриархата.

Таким нехитрым образом Римская церковь добивается сразу двух целей – заявляет свою посредническую позицию в усложняющихся отношениях между Поместными Православными Церквами и держит эти отношения почти уже в своих руках, привязывая некоторых участников перспективами и обещаниями. В итоге такая «политика лавирования» позволяет Ватикану постепенно превращаться в законодательный источник религиозного диалога в мире.

Тем временем, неожиданно резко обострились отношения между Румынским и Московским Патриархатами. Произошло это после создания Румынской Церкви трех епархий в составе «Бессарабской митрополии» (Молдавия, Приднестровье, часть Украины), т.е. на канонической территории Русской Православной Церкви.

Румыны приводят разные доказательства законности данного поступка (главный аргумент то, что окормление Бессарабии осуществлялось румынским духовенством до присоединения ее к России в 1812 году, а само присоединение расценивается как «несправедливая аннексия царской империей»), которые в итоге сводятся к утверждению, что Молдавия сегодня исторически новое государство, и «Румынский Патриархат уважает желание православных верующих свободно принадлежать либо к Румынскому, либо к Московскому Патриархату».

В Москве с таким подходом не согласны, так как ни в XIX веке, когда территория Молдавии находилась в составе Русской Православной Церкви, ни после второй мировой войны, когда не было никаких претензий со стороны Румынской Церкви на то, что Молдавия является ее канонической территорией. Более того, в мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве Патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви

Между тем, сегодняшний конфликт возрождает страшный конфликт прошлого, так как Румынская Церковь по сути возобновляет деятельность своей недолгой миссии, созданной в 1942 году во время второй мировой войны в условиях, когда Румыния была страной-агрессором на этой территории. А это, ни много ни мало, попытка исторической ревизии. К тому же, часть территорий, на которую заявили претензии в Румынии, принадлежит Приднестровью, что очевидным образом выявляет политическую сущность конфликта, в котором может быть замешана и молдавская власть.

Здесь уже вступают в действие совершенно иные силы, которые в свое время препятствовали воссоединению двух частей Русской Церкви. То, что удар нанесен именно сейчас, не удивляет, так как политическая ситуация внутри нашего государства целиком сосредоточена на выборах, в том числе, нового президента. Если при Путине содействие государства Церкви не вызывало никаких сомнений, то будущее слишком туманно. Отсюда и стремление врагов воспользоваться моментом. Неслучайны и скандалы внутри России, связанные с религиозной темой. Они постоянно муссируются в СМИ с самыми причудливыми выводами и художественными подробностями.

В такой ситуации необходимо максимально мобилизовать внутренний ресурс – «имеющий очи, да видит», «имеющий уши, да слышит». Ведь среди разных путей к дестабилизации, помимо понятных откровенно враждебных действий, могут быть и соблазны, влекущие своими яркими перспективами в ближайшем будущем, но горьким послевкусием в отдаленном. Необходимо, не стесняясь, обращаться к урокам нашей собственной истории, дарованной предками в назидание. Подобная ситуация была и в начале 40-ых гг. XIII века, и в середине XV века. Имея такие примеры, причем примеры побед, незачем создавать нечто «принципиально новое», какие-то актуальные «стратегии» поведения и проводить пересмотры якобы несовременных «подходов». Не это ли будет верность традиции, сохраняющей нашу страну более тысяч лет?

http://www.pravaya.ru/dailynews/14451
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!