Русская беседа
 
16 Сентября 2019, 18:28:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Равноапостольный Косма Этолийский - великий святой нового времени  (Прочитано 2691 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Сентября 2012, 00:38:11 »

Равноапостольный Косма Этолийский - великий святой нового времени

Афанасий Зоитакис




В 1714 году в небольшом безвестном этолийском селении Мегало Дендро (Этолия — небольшая горная область в Центральной Греции) произошло вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился мальчик. Мог ли кто тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего Балканского региона?

Детство святого пришлось на очень непростые для православных годы — Греция вот уже несколько столетий находилась под иноверным турецким владычеством, и десятки тысяч людей совершенно отошли от веры отцов и утратили смысл жизни. Забыв великое прошлое своей страны, они уже не надеялись, что её ожидает великое будущее. К этому периоду относится волна исламизации тысяч христиан, причём часто принятие ислама носило добровольный характер.

С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.

Святому Косме было всего 20 лет, когда он стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его на Афон, который в то время был центром духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они оказали глубокое влияние на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть её возрождение. Он принял постриг в обители Филофеу.

Прожив в ней несколько лет, Косма прибыл в Константинополь с твёрдым намерением начать деятельность проповедника. Здесь открыл он свой замысел архиереям и учителям и, слыша, что они побуждают его приступить к выполнению этого дела Божиего, он взял благословение у Патриарха Серафима.

Доброта Космы, его удивительное красноречие, безграничный энтузиазм и несомненная вера в успех произвели на Патриарха глубочайшее впечатление. Говорят, что он сам долго провожал Косму и, глядя ему вслед, благословлял его.
Святой Косма Этолиискии был настоящим христианином. Забота только о собственном спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божием слове имеют братья мои христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою учёность, но чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

Возрождение народного сознания в порабощённых странах Балканского полуострова становится главным стремлением святого Космы. Он начал проповедовать и учить православный народ сначала в окрестностях Константинополя, потом в Центральной Греции. С этой же целью он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море. Таким образом, он побывал практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, святой организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи учебных заведений с безплат-ным обучением. Кроме того, святой смог наладить подготовку преподавателей, собрать средства, которые на много лет вперёд обеспечили работу открытых им школ.


В этом селении преподобный Косма открыл школу
 
Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки — женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове (в отличие от мусульман); кресты — простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновлённые горячей проповедью святого, богатые люди купили более четырёх тысяч больших медных купелей и раздали их храмам.

Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёх сотен тысяч чёток. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения умной молитвы мирянами широко распространилась в Греции и сохраняется по сей день. На это указывает и наш современник, афонский старец Паисий (Эзнепидис), говоря, что Иисусовой молитве греки научились у святого Космы.

Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями и даже с враждебностью местного населения. Но святой Косма говорил с народом не как учитель с учениками, а на равных — простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не гордился своей учёностью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.
Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и искренние, исполненные Божественной благодати. Его слова проникали в самое сердце слушающих, в глубину души, заставляли задуматься о многом. Проповеди святого Космы пробудили народное сознание.

Множество современников (причём среди них были как друзья святого, так и его враги) высоко оценили результаты его деятельности. Именно Косма Этолийский смог остановить набиравшую обороты исламизацию православного населения. Сегодня во многих изданиях, выпускаемых албанскими националистами, Косма Этолийский назван главным врагом албанского народа. Они утверждают, что его деятельность помешала создать «великую Албанию» и водрузить зелёное знамя ислама над всем Балканским полуостровом.

Часто послушать святого Коему собиралось столько людей, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хотел остановиться для проповеди. Как правило, поучение начиналось вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжалось до глубокой ночи. На месте проповеди ставили большой деревянный крест, у его подножия — кафедру, на которую всходил святой Косма. Уходя, он брал её с собой, а крест оставлял в напоминание о своей проповеди.



Поистине, Косма Этолийский — личность харизматическая. Его проповеди были исполнены глубокой внутренней силы, выстраданы, исходили из самого сердца. Он не пользовался фейерверком риторических фигур, не строил сложных, витиеватых предложений, избегал «высокого языка>>, непонятного большинству слушавших. «Я веровал и потому говорил» (2 Кор. 4, 13), — эти слова апостола Павла в полной мере относятся к проповеди Космы Этолийского.

Его шествие к месту проповеди превращалось в величественный крестный ход: за ним следовал сонм священников, которые несли иконы и свечи, совершали литургии и молебны, и множество мирян: женщин, стариков и даже маленьких детей! Люди не хотели пропустить ни одного слова из проповеди. Святой Косма был непреклонным и самоотверженным человеком. Он проповедовал, несмотря на стужу и жару, дожди и грозы, снежные бури и палящее солнце.

Имя Космы Этолийского было на устах у всех жителей Балкан, число его последователей и учеников умножалось, но его враги (знать, ростовщики, торговцы) всё сильнее и сильнее возгорались ненавистью к святому и уже задумали коварный и изощрённый план его убийства. Они заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы.

Сам святой не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Стойкостью в страданиях и муках, которые ему пришлось претерпеть, святой Косма явил свою великую любовь ко Господу. «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил её за меня», — говорил он.

24 августа (6 сентября) 1779 года Косма был задушен и брошен в реку неподалёку от Коликандаси в Северном Эпире. В 1961 г. он был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом. Церковь почитает его как равноапостольного и преподобномученика.

20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя Космы Этолийского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Имя святого навсегда осталось в сердцах православных, населяющих Балканский полуостров. О нём слагались песни и сказания, его именем названы и до сих пор нарекаются школы, улицы, целые селения и города. Многие современники были под таким впечатлением от встречи со святым, который изменил всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Именно поэтому во многих областях Греции фамилия Космас получила широкое распространение. Проповеди и пророчества Космы Этолийского расходились в десятках тысяч рукописей, а позднее и многомиллионными тиражами. Практически в каждом греческом храме, в каждой православной семье есть икона этого поистине народного святого.



Косма Этолийский был не только выдающимся православным просветителем и историческим деятелем. Он по праву считается великим пророком нового времени, так как оставил множество предсказаний о будущем всего человечества. Многие из них уже сбылись, некоторые ещё ожидают своего исполнения.


Афанасий ЗОИТАКИС

http://www.russdom.ru/node/2553

« Последнее редактирование: 06 Сентября 2012, 07:40:26 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 04 Сентября 2015, 17:11:58 »


Придет время

О пророчествах святого Космы Этолийского


Афанасий Зоитакис


Пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского (6 сентября / 24 августа ст. стиля) порталу Православие.Ru прокомментировал Афанасий Зоитакис, доцент исторического факультета МГУ, автор монографий о святом.





О пророчествах святого равноапостольного Космы Этолийского мир узнал благодаря беспрецедентному народному почитанию. Живший в XVIII веке (недавно мы отмечали 235 лет со дня его кончины и 300 лет со дня рождения), Косма Этолийский был прославлен Церковью совсем не так давно – в середине века XX. Но народ никогда не сомневался, что он святой. А потому бережно сохранял всё, что относилось к памяти святого, писал его иконы и помнил каждое его слово, передавая из поколения в поколение.

Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей 1 .

Колоссальной проблемой тех времен была исламизация: живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви.


Проповедь святого Космы
    
Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине.

Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных – когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский – скорый помощник.

Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества.

   Известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения

Нам известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения 2 .

Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.


Достоверность пророчеств

Достоверность пророчеств установлена. Как историки, мы, прежде всего, опираемся на письменные источники, причем раннего времени – конца XVIII – начала XIX столетия.

Устную традицию нельзя отрицать – очень многое в Православии передается изустно, – но в данном случае отбор происходит, опираясь именно на письменные документы.


Камень, на котором стоял Косма Этолийский во время своей проповеди
    
Многие пророчества были записаны или современниками, или вскоре после мученической кончины святого Космы, так что мы можем утверждать, что они были произнесены святым Космой и бережно сохранены его учениками.


Практическая польза

Пророчества были и остаются руководством к действию – или для всех людей, или для жителей того или иного населенного пункта, где он проповедовал.

Мы знаем более десяти пророчеств, относящихся к конкретным регионам, в которых людям было сказано, что им делать в той или иной ситуации.

«Когда упадет дерево, уходите в горы, там спасется много людей, ничего не берите с собой, спасайтесь сами, беда продлится не больше чем 24 часа».

Действительно, люди того места, где это было произнесено, нашли убежище в горах и спасли свои жизни от турок, по слову святого Космы.

Еще одно пророчество сбылось во время Второй мировой войны.


Святой Косма проповедует. Фреска

«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже».    

Речь идет о кресте, оставленном святым Космой на месте своей проповеди (кстати, многие места в Греции носят название «Ставрос» – «Крест», потому что на этом месте проповедовал святой).

Один 94-летний старик помнил это пророчество, услышанное им еще от своих родителей, и когда итальянские войска наступали, отказывался эвакуироваться, призывая к тому же и своих односельчан. Этим он вызвал недовольство властей – его даже обвинили в саботаже. Фашистская Италия наступала, греческая армия терпела поражение, но, по слову святого, действительно, греки дали отпор и не позволили итальянцам спуститься «ниже креста» и захватить это селение. Люди не посрамились в своем доверии к слову святого.


Классификация

Возможна разнообразная классификация пророчеств, но сейчас бы мы их разделили на группы так.

1) Пророчества об освобождении от Османского ига территории Константинопольского Патриархата на то время, когда проповедовал святой Косма, – тогда она включала в себя не только Грецию, но и земли Албании и Турции, где жили православные народы.

К ним же относятся пророчества об освобождении Константинополя.

Большая часть этих пророчеств – об освобождении Греции – исполнилась. Те же, что касаются Константинополя, еще ожидают своего исполнения.

2) Пророчества о будущих событиях – войнах, бедствиях – и о том, что будет со всем человечеством.

Многие из пророчеств, относившихся, как мы теперь понимаем, к далекому будущему, сохранились только потому, что люди очень любили святого и полностью доверяли ему.

«Повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца».    



Понятно, что в XVIII веке это звучало неясно и даже абсурдно. Так же, как и пророчество о том, что с человеком, находящимся в другом городе, будет можно говорить, как будто он сидит в соседней комнате:

«Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией» или «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах».


Константинопольские пророчества

Когда пророчество исполнилось, становится точно понятно, что имел в виду святой, а пока оно ждет своего часа, возможны разные трактовки3.

Крупнейший специалист по Турции профессор Оттавского университета Дмитрий Кицикис, комментируя последние события, говорит, что пророчества Космы Этолийского о распаде Турции исполняются на наших глазах.


Стамбул. Современное фото

«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий4. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».
    
Треть населения Турции (25 миллионов) – алавиты, говорит профессор, которые относятся к христианству позитивно. Не стоит забывать и о большом проценте тайных христиан. Что касается трети населения, о которой говорится, что она уйдет в Коккини Милья, то, по словам профессора, речь идет о создании государства Курдистан.

Это пересекается и с толкованием Паисия Святогорца, который очень любил святого Косму. Это же пророчество святой Паисий трактовал более подробно. Он говорил, что Шестимилие – это шесть миль морского шельфа, где постоянно сталкиваются интересы Турции и Греции. Из-за этих шести миль и произойдет в итоге такой серьезный конфликт, в который вмешаются крупные мировые державы, что в итоге приведет к падению Турции.


Пророчества о нашем времени

«Придет время, и вы не станете ничего узнавать».

Нельзя утверждать, что эти слова относятся именно к нашему времени, но сейчас уже достаточно очевидно, что в Западной Европе и США – да и не только – СМИ манипулируют общественным мнением. В Западной Европе очень мало знают о том, что на самом деле происходит на Украине или в Сирии – так же, как никто не знал о том, что в действительности творилось в Югославии. Конечно, при желании можно найти информацию в интернете и докопаться до правды, но из западных СМИ узнать ее почти невозможно.



«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

И действительно, мы видим, что в школах на Западе начинают появляться вещи, которые ум отказывается вмещать, – например уроки «толерантности» по отношению к гомосексуалистам и целые учебные программы, посвященные этому.

«Беда придет к вам от образованных»;

«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».


   “То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных”

«Начитанные» здесь – ключевое слово. При всем желании нельзя обвинить святого Косму в том, что он был против образования: он основал около 1000 школ, нашел средства для их финансирования, подготовил преподавателей, открыл четыре учебных заведения для подготовки учителей и священников, вместе с Никодимом Святогорцем и другими своими соратниками издавал учебную литературу. И при этом произнес такие слова. О чем они говорят?

О том, что голого знания – «начитанности», эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит человека в тупик.

Действительно, много приходится претерпевать из-за этих людей начитанных.

У истоков современной постхристианской европейской цивилизации лежало европейское Просвещение с его рационализмом и критическим отношением к религии. Если почитать современных либералов, они мыслят и действуют в том же русле, что и их предшественники – Вольтер, Руссо и другие.

Святой Косма был противником европейского Просвещения5.

Он говорил, что необходимо Божественное просвещение. Кроме начитанности, необходимо духовное знание, которое достигается через опыт церковной жизни. Сколь бы начитан и эрудирован ни был человек, его можно сравнить с домом, у которого есть только фундамент. Если нет стен, нет крыши, то это довольно бессмысленная конструкция. То же можно сказать и о людях, которые пытаются сделать всё сами, без Бога. Это всегда приводит в тупик – и часто не только самих этих людей, но и целые народы и страны.



«Источники иссякнут, а реки станут грязными».

Во многих регионах сегодня наблюдается и нехватка питьевой воды, и небывалые загрязнения – тут и комментировать нечего.



«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».

Очень точное и поразительное пророчество. В XVIII веке было совершенно непонятно, как это: тарелки наполнены едой, а ее есть невозможно. Сейчас мы это видим: генетически модифицированные продукты или продукты, напичканные консервантами, «со вкусом» того, чего в них просто нет. Достаточно обеспеченные люди еще могут найти какие-то более или менее натуральные продукты, но, возможно, с каждым годом сделать это будет всё сложнее и сложнее.

«Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру».



   “Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру”

Различные формы легализаций однополых сожительств, в некоторых регионах – разрешение усыновлять гей-парами детей, пропаганда всего этого по всему миру… – идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру, и все мы это видим.

«Придет время, и диавол будет кружить над миром на своей “штуковине”».

Глобальное наблюдение, контроль за людьми – так обычно расшифровывается это пророчество. Мы можем идентифицировать эту «штуковину» с системой спутников, ведущих тотальное наблюдение визуально или с помощью оказания пользователям услуг по поддержанию различных видов связи.

«Придет время, когда миром будут управлять αλαλα и μπαλαλα».

Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Можно перевести как что-то бездушное. Большинство толкователей увязывают пророчество с современным информационным обществом, когда компьютерные технологии лежат в основе технологических процессов и работы механизмов.



«Придет время, когда весь мир будет опоясан одной ниткой».

Раньше это понимали как телеграф, а сегодня, конечно, говорят об интернете: нить, паутина.

«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Раньше – еще 40–50 лет назад – относительно этого пророчества были разночтения, но сегодня все толкователи сходятся в том, что имеется в виду период после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и США наступило благополучие и когда зародился культ потребления.

«Вы увидите, как один будут переселяться вверх, а другие вниз».


Мигранты
    
Это пророчество о массовой миграции. У греков «верх и низ» – это всегда юг и север. В другом пророчестве это сказано прямо:

«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».

«Уже близко будет» можно понимать двояко. Святой Косма использует эти слова, когда говорит об освобождении Отечества от иноземного ига. Но также мы находим у него это выражение – «уже близко будет», – когда он говорит о временах Антихриста.

Нам неведомо, о каких временах это сказано, потому что неизвестен контекст: где было произнесено пророчество, при каких обстоятельствах.

Масштабные переселения народов бывали, конечно, и раньше, но главное тут – «вверх-вниз» – юг и север: разнонаправленность процесса и его интенсивность – вот на что стоит обратить внимание. И сейчас мы действительно наблюдаем разнонаправленный процесс. Когда в тот же Евросоюз хлынули мигранты из Восточной Европы, это была миграция с севера. Сейчас мы видим и миграцию с юга, и желание некоторых соседей переместиться в Европу (в том числе Южную) – например, на заработки.



«Горе Греции, когда на ее земле поселятся иноземные народы».

Это точно наше время. Святой Косма никогда не противопоставлял греков другим православным народам, так что здесь идет речь об иноверных. Греция всегда была достаточно монолитным в этническом смысле государством, но это меняется прямо на наших глазах: каждый день в страну прибывают тысячи мигрантов-мусульман.

В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно:

«Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь».

Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.



«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять».

Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять – это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии.

«Налогом обложат даже куриц и окна».

   “Налогом обложат даже куриц и окна”

Раньше это было принято понимать фигурально.

Теперь – в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) – первая часть пророчества сбылась буквально.

В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше).


Святой Косма Этолийский

«Придет время, когда мокрые будут гореть вместе с сухими».

Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные.

Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах.

Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды – он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.

Мы видим это и в его пророчествах, и тем более в его поучениях6: ничто не может отделить человека от Христа, кроме самого человека.

«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие»;

«Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».


Это очень важный призыв. Все материальные блага, удобства, стабильность – это призрачно, земному нет места в будущем – «заботьтесь только о душе и Христе».



    

4 сентября 2015 года



1 http://agionoros.ru/docs/317.html.

2i См.: Косма Этолийский: житие и пророчества. М., 2013.

3 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1391.htm.

4 6 миль, шестимилие.

5 См.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

6 Текст поучений святого Космы в открытом доступе: http://agionoros.ru/docs/59.html.



http://www.pravoslavie.ru/put/81840.htm
« Последнее редактирование: 04 Сентября 2015, 17:18:16 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 06 Сентября 2019, 01:25:53 »


Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского

Афанасий Зоитакис



Св. равноапостольноый Косма Этолийский

Выдающиеся церковные и общественные деятели, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Святогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович... Имена тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые ученые и неграмотные крестьяне, патриархи и военачальники выверяли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям. Пророчества и Поучения святого Космы были переведены на многие языки и изданы в десятках стран во всех уголках земного шара.

Сразу после мученической кончины Космы Этолийского на месте обретения его мощей была воздвигнута небольшая часовня, известная как «Малая церковь святого Космы».

На перенесение мощей Святого в город Янина, а затем в монастырь, основанный в честь него Али-пашой Янинским, стеклось множество народа со всех Балкан. Вот как описывает эти события французский путешественник (очевидец событий):

«На рынке торговцы выходили из своих лавок и благоговейно крестились. Неисчислимая толпа собралась на пути следования процессии. Часть всадников телохранителей Али следовали за ромейскими монахами. Пение монахов соединилось с молитвой народа, который громко повторял слова “Господи, помилуй!”».

Из исторических хроник, мы узнаём, что окончание работ по строительству монастыря святого Космы относится к 1806 году, а в 1814 году «трудами всех благочестивых христиан, клира и народа» в честь Святого был воздвигнут величественный храм. Впоследствии обитель была местом постоянного паломничества и переживала период расцвета. О том с какой торжественностью праздновалась память святого Космы мы узнаем из газеты XIX столетия:

Ежегодно 24 августа в нашей провинции торжественно празднуется день памяти святого Космы Этолийского – в этот день совершается праздничное богослужение в храме, построенном в его честь. В монастырь Святого Космы в Коликандаси стекаются неисчислимые потоки людей из самых отдалённых уголков нашей области. Причём к Святому приходят не только христиане, но даже и мусульмане. Они с верой и благоговением преклоняют колена перед мощами, получая просимое исцеление от самых разных недугов и заболеваний.

24 августа 1892 года случилось и мне побывать на престольном празднике обители. То, что я увидел там собственными глазами, невозможно описать словами. Да мне не хватило бы и места, чтобы это сделать. Самое большое впечатление произвели на меня благоговение и вера, с которой люди (а среди них были и мусульмане ) приходили к мощам святого Космы и приносили ему свои приношения, а также чудеса, которые там происходили.



Могилка святого Космы (Коликандаси, Албания)

Большая часть мощей Святого чудесным образом сохранилась до наших дней в Албании. Им долгое время тайно поклонялись криптохристиане страны, которые справедливо опасались, что святые мощи могут быть уничтожены безбожным режимом.

В 1968 году в Албании был принят закон, предусматривавший запрет всех религиозных праздников и мероприятий, снятие и уничтожение крестов с православных храмов и кладбищ. Исполняя это предписание, полицейские приготовились к уничтожению монастыря Святого Космы. Начать было решено с его могилы (на ней как раз был крест, подпадавший под вышеуказанный запрет). Но едва приблизившись к мощам, полицейские услышали с небес глас и увидели, как из гробницы воссиял неземной свет и полыхнул огонь. Тотчас испуганные люди бросились бежать; с тех пор никто более не посмел приблизиться к святой обители и причинить ей вред. Официально же было объявлено о взрыве бомбы, якобы забытой там ещё со времён Второй мировой войны.

После этого мощи долгое время находились в музее албанского города Фиэри. В 1993 году их посетил один православный священник, рассказавший об удивительном факте. Каждое утро к мощам приходил пожилой мусульманин, который оставался возле них до вечера, пока музей не закрывали. На недоуменный вопрос священника, он ответил, что приходит к мощам потому, что святой Косма помог ему лично и, кроме того, он собственными глазами видел, сколько чудес и исцелений было совершено от его святых мощей до перенесения в музей.


Храм в честь Космы Этолийского в его родном селении

Греческий историк в конце девятнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини». Эти кресты часто обновлялись, и некоторые из них сохранились до нашего времени. Там же, где по тем или иным причинам они не сохранились, устроены поклонные места, кроме того, многие горные деревни, в которых были установлены кресты, получили названия Ставрос, что в переводе с новогреческого означает «крест».

Уже в минеях 1818 года Косма упоминается как Святой, равно как и в Синаксарии 1819 года. Однако официальное прославление святого равноапостольного Космы из-за козней врагов Православия, стремившихся стереть его имя из народной памяти, состоялось лишь в 1961 году.

Память о святом Косме сохраняется не только в Греции, но и в Албании, Сербии, Турции… Вплоть до середины прошлого века в районе Парамифия ученики перед началом школьных занятий произносили такую молитву: «Воссиял небесный свет, так поклонимся Христу, честному Кресту и святому Косме, пострадавшему за нас. Да поможет он нашему учителю и родителям». Многие жители деревни Арнеа после встречи с проповедником, который изменил всю их жизнь, в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия Космас также получила широкое распространение.


Храм в честь святого Космы в селении Святой Косма

Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности святому дали своему селению его имя – Агиос Космас.

Практически в каждом населённом пункте, через который прошёл, проповедуя святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанные с его именем. Так, жители деревни Авра района Каламбака рассказывают такую историю: «Когда отец Косма пришёл в деревню, он собрал всех сельчан и начал проповедовать. В конце кто-то протянул ему грушу. Но Святой не принял её, потому что она была украдена».

Во многих областях Балканского полуострова широкое распространение получили рукописи проповедей Космы. Они были хорошо известны ещё при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах.


Иконописное изображение из Македонии

В конце XIX века в одном из домов престарелых города Янина брали интервью у почти столетнего старца. Среди прочего журналисты спросили: «Каким было ваше самое сильное впечатление в жизни?» Тот, не колеблясь ни секунды, ответил: «Когда я, ещё маленьким мальчиком, услышал проповедь святого Космы и поцеловал ему руку» – и заплакал.

Жители центральной и восточной Греции рассказывают, что их детство было тесно связано с пророчествами святого Космы: их обсуждали всей семьёй, передавали из уст в уста.

Вера во исполнение пророчеств святого Космы сохраняется в Греции до сих пор.

На родине Святого 24 августа (день его памяти) – не только нерабочий день, но и поистине всенародный праздник.

Долгое время имя равноапостольного Космы Этолийского было незаслуженно забыто в России. Ситуация начала меняться только в последнее время. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколько посвященных ему публикаций. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сегодня, когда церковная жизнь подвергается опасности обмирщения, образовательная система переживает кризис, а семьи разрушаются, пример великого православного святого Космы Этолийского показывает путь не только личного духовного спасения, но социальной и гражданской ответственности.



Некоторые чудеса святого Космы


После смерти святого Космы по его молитвам было совершено множество чудес, и по сей день Святой с готовностью приходит на помощь скорбящим и нуждающимся.

Многие бесплодные женщины, с верой прибегавшие за помощью к мощам Святого, получили желаемое исцеление и вскоре стали матерями.


Древнейшее сохранившеся изображение Космы Этолийского. Написано при жизни святого в 1767 году

Один из самых выдающихся современных церковных деятелей Греческой Церкви, приснопамятный архимандрит Харалампий (Василопулос) рассказывал, что избежал смерти благодаря заступничеству Космы Этолийского. Шел 1943 год. Отец Харалампий служил проповедником в миссионерском братстве «Святой Косма» города Янина. Когда город был захвачен итальянскими оккупантами, братство разогнали. Отец Харалампий и другие проповедники были брошены в тюрьму и приговорены к расстрелу. Сорок дней в ожидании исполнения приговора они горячо молились своему покровителю – святому Косме Этолийскому. Святой действительно спас их, и они непостижимым образом избежали смерти.

Чудесные события случились в греческом селении Арнеа на полуострове Халкидика. Двадцать третьего июня 1943 года Косма Этолийский явился во сне Сусанне Трикалиоти и сказал: «Я святой Косма. Возьми эту просфору и скажи односельчанам, что через вашу деревню пройдут болгарские войска, но они не причинят вам вреда». Сусанна, поцеловав руку святого, попросила у него ещё одну просфору, чтобы отнести своим детям. «Не беспокойся, я уже сам отнёс», – отвечал ей он. Вернувшись домой, она действительно нашла на печке просфору.

Спустя некоторое время святой Косма вновь явился той же женщине и обратился к ней со следующей просьбой: «Приходи сюда каждый день и возжигай лампаду под каштановым деревом, которое я тебе укажу».

В военное время необходимо было иметь специальное разрешение греческого военного командования, чтобы покинуть селение Арнеа. Сусанна же, не имея такого разрешения, проходила мимо солдат, чудесным образом оставаясь невидимой.



В 1948 году Святой вновь явился Сусанне и сообщил, что через два месяца из болгарского плена на свободу выйдет её муж.

В 1952 святой Косма в последний раз явился Сусанне и попросил построить на том самом месте, где когда-то по его просьбе она каждый день зажигала лампаду, небольшую часовню. Тотчас же она сообщила об этом епископу Киприану, который сначала не поверил её рассказу. Однако через два дня епископ позвал Сусанну к себе и дал своё благословение на начало строительства. Двадцать второго августа 1999 года на этом месте по благословению правящего епископа Никодима был основан монастырь.

Сразу после окончания Второй мировой войны Грецию захлестнула братоубийственная война. Двадцать пятого декабря 1947 года благодаря заступничеству святого Космы произошло чудесное спасение города Фермо (возле этого города впоследствии был основан монастырь в его честь). Одна из враждующих сторон, подготовив артиллерийский обстрел города, так и не решалась начать нападение, которое, без сомнения, принесло бы много жертв и разрушений. Как вспоминали потом сами солдаты, им казалось, что улицы Фермо заполнены воинами противника, и это обстоятельство заставило их отказаться от запланированного нападения. В память о чудесном спасении города в монастыре Святого Космы до сих пор ежегодно совершаются благодарственный молебен и служба.


Крестный ход в день памяти святого в городе Фермо, 2012 г.

Двадцать четвертого августа 1970 года святой Косма совершил ещё одно чудо, о котором до сих пор помнят и рассказывают очевидцы этих событий – жители города Фермо. Некий бесноватый юноша из города Патры вместе с родителями посетивший многие святые места, но так и не получивший исцеления, сказал родителям: «Я исцелюсь, если вы отвезёте меня к святому Косме». Родители выполнили его просьбу и накануне престольного праздника привезли его в монастырь Космы Этолийского в селении Мегало Дендро. Чудесное исцеление случилось во время литургии, когда отец Апостолос (Кастанас) с помощью нескольких мужчин, державших вырывавшегося бесноватого, причастил болящего юношу. В тот же миг демоны вышли из несчастного, и он воскликнул: «Я исцелён! Слава Богу! Господи, помилуй! Святой Косма меня вылечил! Скорее снимите с меня узы». Возблагодарив Господа и великого чудотворца святого Косму Этолийского, благочестивая семья покинула святую обитель.

Ещё об одном чуде рассказал Ефимий Алексиу, житель Афин.

«В 1987 году мой сын Константин проходил обвиняемым по одному уголовному делу. Его обвиняли в преднамеренном убийстве. На самом деле преступление совершили два его «друга», воспользовавшись его охотничьим ружьём. В день суда один из наших родственников дал мне небольшую иконку святого Космы. В течение всего судебного заседания я горячо просил святого помочь доказать невиновность моего сына. Вдруг я увидел, как рядом с иконой Спасителя, освящавшей зал суда, появился лик святого Космы. Святой сказал, что невиновность моего сына будет установлена при условии, что я не буду малодушным и маловерным. Действительно, суд совершенно оправдал моего сына, и я, в знак благодарности, ежегодно приезжаю на престольный праздник в монастырь Космы Этолийского города Фермо».     

В 2002 году в святой обители Космы Этолийского произошло следующее чудо: каждый раз, когда строители приступали к работе по возведению западной стены обители, то становились очевидцами удивительного неземного благоухания.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9547


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 06 Сентября 2019, 01:26:35 »

(Окончание)


Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей.



Проповедь святого Космы (рисунок)

Влияние поучений святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни народа. Косма общался с людьми не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом: устной проповедью и собственным примером. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его личности и влияния, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним.

«Куда бы ни приходил» Косма Этолийский «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы,…грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол», писал ученик и один из первых биографов святого Космы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».


Автограф равноапостольного Космы Этолийского


1. Рукописи с текстами проповедей Космы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. «Многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к Святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали». Проповеди и письма Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах: «прошу вас, братья мои христиане, еще ненадолго остаться в храме, и не полениться послушать некоторые слова святого Космы, которые я вам скажу, проповеданные им в прошлые времена. Благослови владыко».

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию. Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там не одного православного христианина» – пиcал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос.

3. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей. Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие.


Дети рисуют святого Косму

4. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня, обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой.

5. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования. Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной.

6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем.  Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.


Праздник, посвященный Косме Этолийскому на Крите (август 2012 года)

7. Одного слова Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и Воскресение, аскет святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням прекратилась». В результате люди вновь получили возможность ходить в храм, где не только присутствовали на службе, но и изучали Святое Евангелие, творения Святых отцов и светские науки.

8. Святой Косма заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости их прививать, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев.

Тысячи деревьев были посажены самим Космой Этолийским, так что и сегодня во многих греческих селениях люди показывают деревья, посаженные руками Святого. Многие исследователи полагают, что распространенный в Греции обычай сажать во дворах домов тутовые деревья также пошел от святого Космы Этолийского.

9. Об эффективности поучений Святого свидетельствует и то обстоятельство, что он обратил во Христа и заставил оставить разбой множество преступников, промышлявших в разных областях страны. Он безбоязненно встречался с самыми жестокими главарями шаек и разбойничьих банд и убеждал их оставить претеснение соотечественников и направить все силы на грядущее освобождение народа от иноземного ига.

Удивительная перемена произошла с легендарным разбойником Тоцкасом, которого Святой встретил в селении Загори. Пораженный проповедью Космы разбойник не только оставил воё кровавое ремесло, но и на собственные средства купил сорок больших медных купелей для жителей отдаленных селений. Также на его деньги была построена церковь Святой Параскевы в селении Аплохори и мельница, обеспечившая функционирование храма и школы в деревне Дервизана. Кроме того, Косма Этолийский смог убедить Тоцкаса посвятить себя делу освобождения от иноземного ига, «его отношения с апостолом нации (так в Греции традиционно называют Косму Этолийского) всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму».


Монастырь святого Космы Этолийского в Канаде

10. По всей Греции Святым были установлены сотни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник). Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.

11. Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Святой раздал слушательницам более четырехсот тысяч косынок и платков). Благодаря его деятельности сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира.


Статья о пророчествах Космы Этолийского во французской газете Фигаро

12. Особое внимание святой Косма уделил сохранению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить ситуацию, Святой неоднократно посещает проблемный регион со своей проповедью. Результат превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь начинают говорить на греческом языке и как следствие возращаются под омофор православной Церкви.

13. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёх сотен тысяч чёток. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это указывает и старец Паисий (Эзнепидис), говоря, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы».

17. Учение святого Космы востребовано и в современном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически переиздаются. «Слова» Космы Этолийского – настольная книга в каждой православной греческой семье. Кроме того, поучения переведены а несколько европейских языков (особый успех имел перевод на английский язык, выполненный К. Каварносом).


Афанасий Зоитакис


Равноапостольный Косма Этолийский. СЛОВА.  (Издательский Дом «Святая Гора» Москва. 2009)

http://www.pravoslavie.ru/smi/55900.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!