«Третья мировая перестройка совершается на наших глазах» Арабские революции, сопровождающиеся кровопролитием и переформатированием политических систем в ряде стран и целых регионов стали одним из наиболее масштабных явлений мировой истории новейшего периода. Своим видением природы этих процессов и геополитическими прогнозами с порталом Православие. Ru делится старший научный сотрудник Института востоковедения, к.и.н. Фасих Бодерхан, ученый секретарь Научного центра «Российско-арабский диалог».***
– В мае этого года в Ялте проходила международная конференция «Этничность и власть», в которой Вы принимали участие. В своем докладе Вы говорили о новой перестройке мира. Не могли бы Вы пояснить, что стоит за этим понятием?
Фасих Бодерхан– То, что сейчас происходит, я называю «третьей мировой перестройкой». Первая перестройка в свое время фактически покончила с Османской империей, а вторая – с главным соперником англо-саксонского геополитического проекта – социалистической системой и Советским Союзом. Символом этой перестройки было падение Берлинской стены.
Когда же начались события в арабском мире – в Тунисе, Египте, мы сначала смотрели на них как на естественное развитие исторического процесса в этом регионе, но когда президент США Обама сравнил события в Египте с падением Берлинской стены, то стало понятно, что там происходит что-то действительно серьезное.
Во-первых, хотелось бы сразу заметить, что большинство режимов арабо-мусульманского мира действительно нуждались в глубоких реформах, потому что они вели себя не самым лучшим образом со своим народом, со своим историческим прошлым, даже со своими мусульманскими ценностями. При этом процесс регресса в этих странах во многом ускорили опять-таки Соединенные Штаты, которые давили на эти режимы, чтобы те играли по правилам рынка. Например, чтобы проводилась приватизация государственных предприятий, дававших рабочие места большому числу людей. Эти процессы происходили под нажимом и контролем прежде всего англо-саксов и определенных кругов Запада, давно усвоивших теорию и практику элитарных игр.
Для понимания сути происходящего необходимо понимать, что на Евразийском пространстве продолжительное время существовали два геополитических проекта: англо-саксонский и русский. Русский геополитический проект существовал в разных формах: Российской империи, затем Советского Союза. Англо-саксы, считающие себя господами мира, открыто говорили совсем недавно, что у России несправедливо много земель и ресурсов. Они вообще никогда не могли смириться с тем, что Россия складывалась постепенно и поступательно в качестве великой империи.
Появление или укрупнение русского геополитического проекта в свое время сделало из России главного соперника англо-саксов на Евразийском пространстве и в других точках мира. Для того чтобы ослабить главного соперника в лице России, они придумывали различные варианты. Напрямую они никогда не смели действовать, но всегда загребали жар чужими руками: натравливали Османскую империю и Персию, натравливали определенные силы в Средней Азии и на Кавказе, играли с исламом, даже стояли за деятельностью отдельных суфийских орденов в исламском мире.
Дело в том, что при обострении политической ситуации в арабо-мусульманском мире суфизм всегда брал на себя активную политическую роль. Зная это, англосаксы вступали в контакты с руководителями суфийских орденов, в которых была жесткая иерархия. Послушник у суфиев – мюрид – всегда готов беспрекословно выполнить волю своего наставника, он вслепую выполняет волю шейха, а шейхи могут принимать неверные военные или политические решения. Это случилось во многих исламских регионах, однако важно подчеркнуть, что сам по себе суфизм не является той силой, которая толкает мир ислама в архаику.
Возвращаясь к событиям в Египте надо заметить, что самая серьезная политическая организация в арабо-мусульманском мире, имеющая мобилизационную идеологию, вертикальную иерархию и очень сильное влияние на широкие народные массы, – это «Братья мусульмане». Именно они в результате происходящих сейчас в арабо-мусульманском мире процессов стали методично захватывать власть.
В свое время родоначальник «Братства» Хасан Аль-Банна создавал эту организацию с удивительной быстротой – явно ему помогали. Англо-саксы всегда поддерживали «Братьев мусульман». Для англо-саксов и определенных кругов Запада очень важно остановить модернизацию на Востоке, чтобы Восток не развился до уровня передовых государств. Значит им надо стоять за радикальной частью ислама, которая выступит инструментом архаизации.
– В чем сейчас суть этой мировой перестройки?– Для того чтобы понять суть того, что сейчас происходит, нужно вернуться немного назад. В начале 1970-х годов Римский клуб опубликовал подготовленный учеными доклад под названием «Пределы роста». Но если читать его между строк, то становится понятно, что речь идет о том, что ресурсов на всех не хватает. Не хватает в том случае, если все народы Востока будут развиваться до уровня передовых народов Европы и Америки, поэтому для сохранения своего привилегированного состояния необходимо приостановить модернизацию и развитие Востока в целом, архаизировать его. Нельзя допустить, чтобы каждая арабская, индийская или китайская семья имела то, что имеет семья в странах «проекта модерн».
Самая идеальная сила и средство для приостановки развития и модернизации Востока – это радикальный ислам. Мы знаем примеры в Афганистане – «Талибан», в Чечне – шариатские суды, Басаев, Хаттаб. Посмотрите, что происходило в Ливии и что происходит в Сирии – это яркие примеры активизации экстремистского радикального ислама. Такие примеры экстремистского, террористического исламизма есть во всем мире. Экстремисты и большая часть радикалов – идеальное средство для архаизации восточного мира, прежде всего исламского мира.
Примечательно, что еще в начале 1970-х гг., в Афганистане, еще задолго до ввода Советских войск американцы начали работать с радикальным исламом. Это очень показательный пример. Об этом некоторое время назад заявил бывший министр обороны и руководитель ЦРУ Р. Гейц.
Развитие этих процессов сейчас будет зависеть от многих факторов и прежде всего от поведения военных в Египте. Военные в Сирии поняли, как нужно вести себя, а военные в Египте сидят и очень серьезно думают, как быть. В Египте пока сохраняется та «светская» власть, которая была до этих событий. Это важно, потому что Египет сейчас фактически является тем местом, откуда идет управление всем этим радикальным проектом. Идеолог этих процессов Юсеф Аль-Карадауи, ведущий на канале Аль-Джазира еженедельную передачу «Шариат и жизнь», играл одну из главных ролей нагревателя арабо-мусульманской улицы. Этим на протяжении более десяти лет занимались и другие спутниковые арабские каналы. Социальные сети были лишь детонатором взрыва в среде уже нагретой в арабском мире массы.
– У Вас есть доказательства того, что англо-саксы поддерживают «Братьев мусульман»?– Прямых нет, есть только косвенные, как это бывает при системном анализе специальных операций различных государств. Я бы не поверил, что англо-саксы стоят за «Братьями мусульманами», если бы не один почти аналогичный процесс в XIX веке, во время Кавказской войны.
Когда я жил в Сирии, то обнаружил несколько писем имама Шамиля, который был предводителем кавказских горцев, эмиру Абдел-Кабиру Алжирскому, который руководил восстанием против Франции. Изучая письма имама Шамиля, я увидел интересную вещь: до 1840 года он писал письма, начиная их словами «от имама», а после 1840-го – уже от «от эмира». Возникает вопрос: а кто его назначал эмиром? Эмир – это уже военно-политическая и духовная должность, а имам – только духовная. В одном английском источнике я нашел, что эмиром его назначил Мухаммед-али-Паша, тогдашний правитель Египта. Когда он двинулся войной против султанской Турции, то обратился с письмом к народам Кавказа, призвав их быть в подчинении эмира Шамиля.
Рука Англии здесь видна отчетливо. В документах видно, что Мухаммед-али-Паша был нужен англичанам для разрушения Османской империи и разделения ее наследия – это и есть первая мировая перестройка. Мухаммеда-али провоцировали к отделению от Османской империи и созданию своего сильного государства в Египте; он так и поступил.
Самое интересное, что имам Шамиль после назначения эмиром продолжал воевать против России еще 19 лет, до 1859 года, что отвечало интересам Англии. Им велась переписка через Египет (Мухамеда-али пашу и его сыновей) с эмиром Абдул-Кадыром Алжирским, боровшимся против Франции, что также отвечало интересам англичан.
Таким образом, два эмира – руководители суфийских орденов – боролись против России и Франции – главных соперников Англии на Европейском континенте и на Ближнем Востоке.
После пленения имама Шамиля и переезда его в Калугу, пришло прошение от эмира Абдул-Кадыра Алжирского к русскому царю, чтобы тот отпустил эмира Шамиля в хадж. Шамилю разрешили отправиться в хадж. По пути его пригласили на открытие Суэцкого канала в знак благодарности за то, что он вел такую длительную войну против России. Эта война навредила прежде всего народам Кавказа, однако Запад не интересовала их судьба. Англия была оператором всех этих геополитических игр, направленных против России, но никак не в пользу местных народов. Одним из главных вершителей этого проекта был генеральный консул Великобритании в Египте Кромер, выходец из семьи Берингов, имевших серьезный бизнес в зоне Суэцкого канала.
Я все это рассказываю для того, чтобы сказать, что мы сталкиваемся со специальными геополитическими операциями, которые не поддаются академическому анализу. Их можно выявить только путем системного анализа.
В пользу того, что англичане стояли за родоначальником «Братьев мусульман» Хасаном аль-Банна, пока не найдено никаких документов, за исключением того факта, что Кромер и Хасан аль-Банна были друзьями. Кроме того, главные лица «Братьев мусульман» идут из Лондона в Тунис, из Лондона в Египет, то есть именно там выращена сила, на которую поставили англо-саксы в последнее время.
– Итак, идея англо-саксонского проекта сейчас – архаизация ислама?– Да, главная идея – это создание исламских государств, которые должны жить согласно шариату. Государств, в которые светские ценности не вписываются. Все эти ценности не будут работать среди исламских групп, которые сейчас будут захватывать власть демократическим или недемократическим путем.
Это станет фактором архаизации. Если завершится их победой, то дай Бог, чтобы они хотя бы действовали по иранскому образцу, а если это будут силы салафитского направления, то мы получим огромное государство Талибан. Мы видели, как они обращались с памятниками культуры, видели, как эти «шариатские суды» резали и расстреливали людей в Чечне. Это самая настоящая архаизированная сила, которая будет выполнять свой проект, что полностью вписывается в план Римского клуба.
Я должен признать, что Сирийский спутниковый канал сделал то, за что его отключили от арабских спутников. Это телевидение очень быстро вернуло на политическую арену именно арабский национализм, и он стал идеологически соперничать с исламизмом. То, что мы наблюдаем последние два года, – это фактически уничтожение наций и национальных государств в арабском мире как таковых, поэтому, как реакция сопротивления, арабский национализм стал подниматься. Ярким примером этого подъема стали последние президентские выборы в Египте, когда многие избиратели отдавали свои голоса за Ахмеда Шафи – человека, ранее приближенного к Мубараку. За него проголосовали почти 50 процентов избирателей. Выборы показали, что идет рост антиисламистских настроений, в пользу идеологии арабского национализма.
Одним словом, проект, в котором задействованы и «Братья мусульмане», рассчитан на архаизацию арабо-мусульманского мира, вступившего на высокую стадию развития. Сирия ликвидировала безграмотность, в Египте есть безграмотность, но все равно он считается современным государством, у него есть и промышленное производство, и другие преимущества. Тунис – это фактически часть Франции, это не классическая мусульманская страна. И мы видим, что процесс архаизации начался именно с Туниса, самой модернизованной страны.
– В чем же цель этого проекта?– Месяца два-три назад некоторые лидеры «Братьев мусульман» заявляли, что они очень близки к возрождению своей мечты – возрождению Арабского халифата. Спрашивается: зачем англо-саксам такое большое государство? Но это вовсе не будет большим единым государством – это будет конгломерат множества мелких княжеств: религиозных, этнических, племенных, обладающих максимальной автономией. Просто будет властвовать мобилизационная исламистская идеология, объединяющая их. Я думаю, что англо-саксы с помощью этого геополитического проекта будут решать три задачи: наносить удар по главному сопернику – Китаю, второй удар – по России с помощью радикального ислама, и третье – ликвидировать Европейский Союз.
Китай с помощью исламистского потенциала должен быть разрушен. Россия все еще в военном отношении, благодаря ядерному потенциалу, остается единственной державой, способной снести англо-саксонский мир с лица земли. И поскольку напрямую с ней справиться невозможно, то можно использовать исламистский фактор. «Братья мусульмане» работают практически везде на всех территориях, где живут мусульмане. Можно взорвать Кавказ, и вплоть до Казани они очень серьезно работают.
Я считаю, что на территории Сирии в данный момент идет война двух мировых систем. Первая система – это Запад и те, кто с ним сотрудничает, а с другой стороны – Россия, Китай и страны БРИКС, которые видят огромную опасность в западной стратегии, провозглашенной без стеснения: конец национальных государств, не должно быть национальных государств, потому что мировому капиталу препятствует наличие национальных государств, национальных армий, национальной культуры. Все это препятствует проникновению мирового капитала, его доступу к мировым ресурсам. А кантонизация территорий – отвечает интересам мирового капитала. Ему намного проще договариваться с курдами в Ираке, или с отдельными силами и регионами в Ливии. Я лично не думаю, что Ливия в ближайшее время вернется на мировую арену как единое национальное государство.
В начале XX века Англия договорились с Францией и сделала из Османской империи много маленьких, но национальных государств, а сейчас пришла очередь кантонизировать, разделить и эти национальные государства.
– Почему Вы считаете именно Сирию центральной ареной этого сражения?– Где-то десять лет назад я понял и начал говорить о том, что исламизм превращается в страшную силу. Говорил на телевидении, что может победить радикальный ислам, и поэтому надо работать с умеренным исламом, помогая ему победить свой же радикализм, т.е. переносить линию фронта против радикального ислама в глубь мусульманского мира. Никто другой не может победить радикальный ислам. Надо направить все средства на то, чтобы умеренный ислам победил радикализм. Боюсь, как бы мы не опоздали.
У нас были хорошие возможности и до сих пор они остаются. Мы должны задействовать весь наш потенциал. Я лично уверен, что Запад не будет бороться против радикального ислама, потому что радикальный ислам помогает ему в решении геополитических задач. Если за радикальным исламом будут стоять серьезные политические силы, то они будут использовать его в любых целях. В результате будет страдать не только весь российский народ, но и мусульмане-россияне, которые не хотят, чтобы радикализм к ним пришел. Чечня 1990-х гг. доказывает, что именно традиционный ислам, и только он, может противодействовать радикализму. В этом причина убийства умеренных и суфийских шейхов в Татарстане, Дагестане и других регионах России.
Сейчас радикалы идут путем, которым шли «Братья мусульмане»: благотворительность, работа, строительство дорог, каналов, постепенный захват умов людей, страдающих от социально-экономических проблем. Это я видел и в Крыму, и в Дагестане и в Татарстане – во многих регионах. А когда умеренная часть мусульман будет радикализироваться, то в руках каких геополитических игроков она будет, мне лично абсолютно понятно.
Но, как говорят в России, лучше поздно, чем никогда. Сейчас после Ливии политики кое-что осознали, и вето, наложенное Россией и Китаем по сирийскому вопросу, – это очень важно, но это вето должно было быть давным-давно. Не в отношении Сирии или даже Ливии… Надо было России сказать свое слово Западу еще во время распада Югославии. Недостаточно было, чтобы Примаков развернул самолет во время бомбежек в 1999 году.
Россия и Китай сейчас дали понять, что дадут отпор, и любое отступление от этой позиции означает провал русско-китайской стратегии по приостановлению кантонизации национальных государств, которая смерти подобна. Представляете, что будет в России или Индии или в Китае, если в них будет конфедеративное устройство или, еще хуже, все возьмут свою автономию?
– Вы описали проект англо-саксонский, а в чем, по-вашему, состоит российский мобилизационный проект?– Российский мобилизационный проект всегда базировался на сакральности власти и имперском духе русского народа, который у него намного выше, чем у других народов славянского и неславянского мира. Для меня как наблюдателя со стороны это очевидно. В русском человеке ощущаешь этот державный дух.
Раньше, в XX веке, существовал советский мобилизационный проект. Хотя он очень сильно ошибался в отношении религии и Церкви. Если бы он этой ошибки не совершал, то это был бы действительно великий проект, и он не отвращал бы от себя другие народы. Он был бы образцом для других, и Запад не смог бы использовать пример советского атеизма в антисоветской, а фактически антирусской пропаганде.
Сейчас российская власть мобилизацию в чем-то предлагает, но сказать народу, что мы будем справедливыми, равными и так далее, они почему-то не берутся, хотя могли бы придумать общенациональный мобилизационный проект, в котором цементирующую роль играло бы Православие и славянский, русский в первую очередь, народ – это два цементирующих фактора. А представители других национальностей и религий не противостояли бы такому проекту, потому что они понимают, что русская цивилизация в национальном и конфессиональном отношении является наиболее либеральной, терпимой цивилизацией. И именно это притягивало к России другие цивилизации и народы, входившие в империю. В этом смысле Россия не является классической империей или колониальной державой.
Притягивающий характер русской цивилизации в социальном, национальном и религиозном отношении – это самая главная сила российской цивилизации. В этом главную роль, безусловно, играло Православие. Россия – это не Запад, она альтернативный Запад. И все народы России инстинктивно понимают, что их сохранение и развитие может быть только в рамках российского геополитического проекта.
На этой основе можно предложить общенациональный мобилизационный проект. Но мобилизационный проект предполагает справедливость. Готова ли наша современная элита, прежде всего экономическая, делиться с народом для того, чтобы привлекать его в этот проект? Русская нация еще молода и способна на очень многие свершения. Национальный, социальный и конфессиональный либерализм омолаживает кровь русской нации – я в этом абсолютно уверен.
Я бы очень хотел, чтобы Россия стала самой процветающей империей среди тех государств, которые сейчас существуют.
С Фасихом Бадерханом
беседовали иеромонахи Игнатий (Шестаков) и Симеон (Томачинский)19 сентября 2012 годаhttp://www.pravoslavie.ru/guest/56191.htm