Русская беседа
 
25 Марта 2019, 15:25:58  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: С Праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!  (Прочитано 8141 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8906


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #30 : 04 Декабря 2018, 01:38:47 »


Введение во храм Пресвятой Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы




4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы, один из 12 главных (двунадесятых) праздников.

По словам мудрейшего афонского монаха и великого отца Церкви Григория Паламы, Пресвятая Богородица для святогорских монахов – защитница, заступница, целительница, покровительница, ходатайствующая за них перед Своим Сыном.

Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений святителя Григория Паламы на праздник Введения Божией Матери в храм, с которыми предлагается познакомиться читателям.


1. Если древо познается на основании своего плода, и «древо доброе и плод творит добр» (Мф.7:16–17), то Матерь Самого Добра и Родительница присносущной Прекрасности, ужели несравненно не превосходит Своей прекрасностью все прекрасное, сущее как в мире, так и премирное?

2. Сию, восхваляемую нами, Приснодеву, чудесный Вход Которой во Святая Святых мы сегодня празднуем…прежде всех веков Бог предопределил … для дела спасения и воззвания нашего рода и избрал Ее из числа всех от века сущих, не только в количественном смысле, но и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и делами.

3. Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси. Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что – невозможно для Бога, это – сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно.

4. Посмотрите, откуда берет свое начало это избрание: из числа детей Адама был избран прекрасный Сиф, который порядочностью нрава и воздержанием чувств и красотою добродетелей явив себя одушевленным небом, был за это избран Богом, и от этого избрания должна была возникнуть Сия Дева, приличествующая Богу Колесница пренебесного Бога, и воззвать людей к небесному усыновлению.

5. Иоаким и Анна из дома и отечества Давидова, сущие бездетные, целомудренно же живущие вместе и лучше всех по добродетели, возводящие к Давиду свой род и благородство нрава. Им, в подвиге и молитве молящим Бога разрешить их бесплодие и обещающим принести в дар Богу дитя, рожденное от них, Самим Богом обещается, что Это Дитя станет Божией Матерью, и ныне дается им, как их чадо, так чтобы вседобродетельное Чадо было чревоносимо от многодобродетельных родителей, и Пренепорочная произошла от весьма целомудренных, и целомудрие, сопутствуемое молитвой и подвигом, получило плод – стать родительницей Девства, и то Девства, которое нетленно плотию произвело Того, Кто прежде всех веков родился от девственного Отца. О, крылья оной молитвы! О, дерзновение, которое она обрела пред Богом!

6. Иоаким и Анна получили то, о чем молились, и увидели, что Божие обещание, данное им, исполнилось на деле, то и сами заботясь об исполнении обещания, которое они дали Богу, как честные и вместе богоугодные и боголюбивые, как только вскормили, приносят в Божий храм и тамошнему архиерею воистину священную Богоотроковицу, ныне предызбранную Богоматерь Деву.

7. Она же и в этом (раннем) возрасте будучи исполнена божественных благодатей и не лишенная зрелого ума, более чем прочие сознавала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и тем, что было в Ее силах, показала это: так что не столько Она была ведома, сколько Сама по Себе приступает к Богу по Своему почину, как бы естественно окрыляемая к священной и божественной любви и полагающая за вожделенный и за достойный Ее (Девы) вход во Святая Святых и обитание там.

8. При Божием содействии, а вместе и явном изволением Его воли, свыше посылающего чрез ангела Деве неведомую пищу, которой лучше укреплялось естество и по телу, Она сохранялась и совершалась более чистой и превосходной, чем бесплотные (ангелы), имея Небесные Умы служащими Ей, и не один только раз вошедшая во Святая Святых, но входившая не на малые периоды времени, чтобы жить там, как приглашенная Богом, в знамение имеющих благодаря Ей открыться в надлежащее время небесных обителей, имеющих быть данными на вечное жительство верующим Ее Преславному Сыну.

9. Избранная из всех от века, явившаяся Святейшая святых и имеющая тело более чистое и божественное, чем добродетелью очистившие себя духи, как не образом лишь бывшая приятелищем Божиих слов, но как приявшая и Самое Воипостасное и Единородное Слово Пребезначального Отца, Она помещается сегодня в Святейших сокровенных местах храма, словно некое Сокровище Бога, имеющего применить его в свое время, которое и наступило, для обогащения и украшения всего сущего в мире и выше мира: и, таким образом, Он и этим прославляет Свою Матерь и прежде чем родился от Нее, и после Рождества.

10. Мы же, видя начавшееся чрез Нее спасение для нас, по силам воздадим Ей благодарением и восхвалением. Переселим и мы себя, братие, от земли на небо; от плоти перенесем себя к духу; переместим нашу любовь от зыбких вещей на неизменные; презрим плотские наслаждения, являющиеся приманкой для душ и скоро проходящие; возжелаем духовных, благодатных дарований, как пребывающих невредимыми; исторгнем из земной сутолоки образ нашей жизни и наши мысли; вознесем их в небесные храмы, в оная Святая Святых, где ныне обитает Богородица. Потому что таким образом с пользой для нас и с богоугодным дерзновением дойдут к Ней приносимые нами песнопения и молитвы к Ней, и таким образом, в добавление к благоденствию в нынешней жизни, мы, благодаря Ее предстательству, будем наследниками также и будущих и пребывающих благ, благодатию и человеколюбием, от Нее рождшегося ради нас, Иисуса Христа Господа нашего.


Святитель Григорий (Палама)

Источник: «Русский Афон»

3 декабря 2018 г.



http://pravoslavie.ru/117627.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8906


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #31 : 04 Декабря 2018, 11:08:19 »


Введение во Храм — было!

Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы



Тициан Вечеллио. Введение во храм Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Введение во Храм Пресвятой Девы Марии является великим праздником и чудом для православных христиан. Трехлетняя Девочка без посторонней помощи поднялась по высоким ступеням храма, вошла во Святая святых — священное место, куда никто не мог войти, кроме первосвященника, да и тому это позволялось лишь единожды в год. Разве это не чудо? Однако в наше скептическое время даже некоторые христиане ставят под сомнение данное событие. О том, почему это происходит, размышляют священники Артемий Владимиров, Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.


«Церковь, движимая Духом Святым, доверяет этому событию как реальному факту»



Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— В истории спасения людей всё уникально и неповторимо. Вот, например, давайте вспомним из Евангелия. Безмужное зачатие Христа и Его девственное рождение, явление Бога Троицы при Крещении Спасителя и Его просияние Божественным светом на горе Фавор, трехдневное Воскресение и Вознесение Господа — всё это события, совершившиеся лишь однажды в истории и больше не повторявшиеся. Эти события легли в основу церковных праздников. И жизнь Пресвятой Богородицы, Послужившей тайне спасения человечества, также имеет уникальные и неповторимые события.

Введение Пресвятой Девы во Святое святых Иерусалимского ветхозаветного храма — событие исключительное, незаурядное. Совсем маленькая, трехлетняя Дева Мария вводится во Святое святых, потому что Она Сама устрояется Богом как Святое Святых. Она — самый святой человек из всего рода людского, и только Она сподобилась стать Храмом Вселившегося в Нее Бога.

    Первосвященник, позволивший Деве Марии войти во Святое святых, был движим особым действием Божиим

Первосвященник, принявший маленькую Деву Марию и позволивший войти во Святое святых, в данном случае был движим не какими-то человеческими чувствами, а особым действием Божиим. Он совершает поступок, который никак не мог совершить по человеческим факторам, ведь ему запрещалось допускать хоть кого-либо во Святое святых. Но так как эта маленькая Девочка оказалась самым чистым в мире человеком, всецело посвятившим Себя Богу, то и совершившееся в храме подчинялось не чьим-то расчётам, а Богу. То есть Введение Божией Матери во Святое святых — особое, промыслительное действие Божие.

Наше время слишком рационалистично. Многое подвергается критике и сомнению. Введение Девы в трехлетнем возрасте кажется несостоятельным ввиду того, что это не укладывается в рамки научных представлений.

Если исходить из обычной человеческой истории, то да, это нелогично, ведь во Святое святых входил лишь первосвященник, и то однажды в год. Но Евангелие и вообще вся история христианства свидетельствует о таком феномене как чудо. Чудо — это особое действие Божие, которое никак не соответствует привычным для нас законам жизни. Вот почему исцеляются безнадежно больные, разрешаются безвыходные жизненные ситуации после искренней и усердной молитвы — потому что действует Бог. Неужели мы думаем, что Бог, Соделавший Пресвятую Деву живым храмом Божиим, приготовивший Ее стать Матерью Творца неба и земли, не смог бы совершить такого действия, как Введение во храм Пресвятой Девы? Сколько чудес совершено в евангельской истории, чудес, явно противоречащих желаниям и традициям иудеев, а мы думаем, что чудеса, связанные с Божией Матерью, не должны противоречить древнеиудейской храмовой традиции.

Древнее предание о событии введения запечатлено в апокрифическом Протоевангелии Иакова, записанном во II веке по Р.Х. То есть христиане первых веков прекрасно знали об этом событии. Апокрифы не были приняты в канон Священных книг, но и в них отчасти запечатлелось истинное церковное предание. В апокрифах сохранилось многое, что касается именно Божией Матери. А включение Церковью события Введения в круг главных праздников года показывает, что Церковь, движимая Духом Святым, доверяет этому событию как реальному факту в истории спасения человечества. Голый рассудок, на который опирается ученый, часто подводит его, и потому в науке зачастую версии сменяют друг друга. Это взгляд отстраненный, внешний и потому чужой, посторонний для Церкви. Если мы верим, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что в ней живет Святой Дух, Который «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13), то должны принимать свидетельство Церкви о событиях, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, как истину.


***

«Предание Церкви не подлежит какому-либо сомнению»



Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и Правоохранительными органами, кандидат юридических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Академии управления МВД России:

— Радость наша при любом слове о Пресвятой Богородице наполняет всю душу и все сердце. И чудес от Нее неисчерпаемо много. В их числе несомненно и Введение в храм Пресвятой Богородицы. Уже ветхозаветный мир в лице праведников признал Богородицу. И Храм принял Ее. Все от Бога, через Бога и в Боге!

    Я по своему малому личному опыту свидетельствую о реальности чудес Пресвятой Богородицы

Я, многогрешный священник, по своему малому личному опыту свидетельствую о реальности чудес Пресвятой Богородицы. И знаю ряд конкретных людей, верных чад Церкви, также свидетельствующих о явленных им чудесах. Но это — сугубо личные и интимные обстоятельства. В них можно, а иногда и должно сомневаться.

Однако Святое Предание Церкви — совсем иное дело. Оно не подлежит какому-либо сомнению. Здесь все чрезвычайно серьезно, потому что связано со спасением человека, со смыслом его жизни, с его высшим предназначением на земле и в вечности. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6, 20-21).

Замечательный богослов ХХ века Владимир Николаевич Лосский пишет: «Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену тела Христова способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей свете». Таким образом, Святое Предание — это не просто передача опыта, передача знаний, и даже не только передача благодати, это еще и даруемая нам способность расслышать, почувствовать и понять эту благодать. В том числе и через чудеса…

    Лишь Православие сберегло и сохраняет то, что получило от Бога

Путь Православия — это путь жизни верных христиан (апостолов, их учеников и т.д. до нынешних и будущих дней). Потому что лишь Православие сберегло и сохраняет то, что получило от Бога, ничего самовольно в существе полученного не прибавляя, не изменяя и не отнимая. Основы православной традиции не только в прошлом — они и в настоящем и в будущем, они вне времени и перемен, вне и превыше этого мiра. И здесь традиционность — вовсе не самоцель и не косность, а одно из выражений верности и любви, единства духа и веры, один из гарантов сохранения истинности религии и подлинной свободы личности. И чудеса всегда были в Церкви, всегда есть и всегда будут.

В нынешнем суетном неолиберальном, неоязыческом, антихристианском мире, даже среди тех, кто считает себя православными, встречаются скептики, не приемлющие православные чудеса, однако упивающиеся всевозможными «фэнтезями». Эти духовные болезни всегда возникают от гордыни, корысти или малодушия (трусости). Такие люди сами ставят преграду между Богом и собой — во всем святом сомневающимися. В итоге они оказываются во власти духовного беззакония: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5); «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23). Итог такой жизни печален, но это — их свободный выбор.


***

«Скепсис возможен там, где нет веры»



Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета, доцент Сретенской семинарии:

— Трехлетняя девочка стоит перед огромными 15 ступенями Иерусалимского храма. Их не так легко преодолеть даже взрослому здоровому человеку. Но маленькая Мария восходит по ним без посторонней помощи. Чудо? Да. Но это лишь начало чудес, которые в конечном счете привели к величайшему чуду мировой истории — Искуплению Ее Сыном рода человеческого, Воскресению Христа и нашего совоскресения с ним.

    На фоне величайшего чуда девственного Рождения Спасителя разве не становятся столь же реальными и другие чудеса?

Для того, чтобы оно стало возможным, Дева Мария должна была пройти школу духовного воспитания во Храме Господнем — предстояния перед страшным и Святым Богом — школу святости и освящения. И поэтому закономерно, что святитель Захария, отец Иоанна Предтечи, ввел Ее во Святая святых. Некоторые исследователи и скептики будут говорить, что это невозможно, что женщины вообще не допускались в храм, тем более во Святое святых, куда имел право входить только первосвященник — и то раз в год. Но «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин». На фоне величайшего чуда девственного Рождения Спасителя разве не становятся столь же реальными и другие чудеса, в частности, вхождение Пресвятой Девы во Святое святых? Оно показывает, что «не человек для субботы, а суббота для человека», что храм — не самодовлеющ, но призван служить спасению человека. Ибо «Всевышний не в рукотворных храмах живет». Ему, Создателю огромной, гармоничной и сложной вселенной, не нужен храм для обитания. Более того, не Он живет в мире, но скорее вселенная живет в Нем, Им движется и существует. И если Пресвятая Дева должна была стать Вместилищем Невместимого и больше Святого святых, что удивительного в том, что Она была введена под крылья херувимов, если Она — «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим?» Скепсис возможен там, где нет веры, но где она есть, там «все возможно об укрепляющем нас Христе Ииисусе». Ему же слава во веки. Аминь.


***

«Вы спросите меня, зачем писать в стихах
О том, что всем так хорошо известно?»




Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:

— Для начала я бы посоветовал так называемым скептикам познакомиться со службой Введения и проникнуться не только ее высокой поэзией, но и духовным содержанием празднуемого события.

    Святой Иоанн Златоуст рекомендовал никогда не задаваться вопросом: «Как это могло быть?», когда речь идет о Промысле Божием и о тайнах спасения человеческого рода

Если Создателю было угодно вспомоществовать в явлении Пречистой Марии на свет Божий, то почему не осуществиться и нынешнему событию силой Духа? Еще святой Иоанн Златоуст рекомендовал никогда не задаваться вопросом: «Как это могло быть?», когда речь идет о Промысле Божием и о тайнах спасения человеческого рода. Но гораздо полезнее размышлять о сокровенном смысле происходящего, что я и попытался сделать в поэтической форме:

   Введение во храм

   1

   Вы спросите меня, зачем писать в стихах
   О том, что всем так хорошо известно?
   И что земля и пепел, пыль и прах
   Сказать способны о любви небесной?

   «Известно, но не всем, — отвечу я друзьям, —
   И может статься, этими стихами
   Иным я помогу душой войти во храм
   И встретить Ту, Которой не искали..

   Да, прах и персть не молвят, не поют,
   Но и они, поверьте, страх имеют,
   Хотя к долинам и ущельям льнут,
   Но перед звездами благоговеют...»

   2

   Ее явления ждала, ждала земля,
   От прожитых столетий истомившись,
   Как выжженная нива ждет дождя,
   В прохладных каплях обретая пищу.

   Любой младенец свет привносит в мир,
   Невинностью и чистотой сияя,
   Пусть никого еще не полюбил,
   Малыш прекрасен, ибо зла не знает...

   Но Та, что получила имя Мариам,
   Подобно солнцу, землю озарила.
   Ее поступки, чувства и слова
   Были пронизаны Божественною силой.

   Душа Марии источала благодать,
   Улыбка упраздняла все печали.
   Едва прижав к груди Младенца, мать
   взыгранье духа, радость обретала.

   Родителям Сам Бог внушил отдать
   Трехлетнюю Марию Храму.
   Ведь Ей алтарь был должен домом стать,
   А пищей — ангельская манна...

   3

   Вот и пришел прощальный светлый день,
   И престарелые Иоаким и Анна
   Ведут Дитя под храмовую сень,
   А девы им вослед поют: «Осанна..»

   Дивясь, священник Божий со крыльца
   Взирает, как по каменным ступеням
   Мария, позади оставив матерь и отца,
   Восходит к Богу, духом пламенея.

   Там, пребывая за пурпурною завесой,
   Она сподобилась посольства Гавриила...
   От ангела услышав радость вести,
   В ответ покорную главу склонила...

   4

   Но есть у Праздника духовное значенье -
   Достойное лишь светлого ума:
   Ему ведь тоже уготовано введенье
   В храм сердца — то понять сполна

   Дано любителям внимательной молитвы.
   Сияя в сердце малою свечой,
   Ум, словно кисть, с Божественной палитры,
   Взяв киноварь и сурик с бирюзой,

   На стены храма полагает краски
   Смиренья, чистоты, любви...
   И как Марии ангел принес радость,
   А Дух Господень Деву осенил,

   Так ученик Христов, в молитве просвещенный
   Невидимою силой Божества,
   Плакучей ивою к стопам Христа склоненный,
   Обогащается познанием Творца...

   5

   Я исчерпал, друзья, сегодня свое слово,
   Бессильное те тайны передать,
   Что слышать вам, конечно же, не ново:
   Их возвещает Божья благодать

   На службе чрез молитвы, песнопенья,
   Писания Святых мужей.
   Но если по душе пришлось стихотворенье, -
   Благоуханным цветом отнесите Ей,

   Смиренной Деве Преблагословенной,
   Как малый дар от нашей простоты.
   И лобызая омофор нетленный,
   Вложите стих в лилейные персты...



Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/75628.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8906


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #32 : 05 Декабря 2018, 02:26:15 »


Мы - дети Божии


Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы …



Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. Хотя в мире, отрекшемся от Христа, кажется, уже все наоборот. Все, что делают, — делают против детей. Но среди нормальных людей, и тем более христиан, встреча с детьми — всегда праздник и радость. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение.

Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13—16).

В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф. 18, 3). Сегодня Церковь не только возвещает нам о начале нашего спасения, но и показывает путь нашего духовного восхождения. Чтобы каждый из нас открылся совершенно Богу. В этом — все наше возрастание. Оно должно быть всегда — до конца, до Христова Креста. И незадолго до Крестных Страданий, при торжественном входе Господа в Иерусалим, когда дети приветствовали Его: «Осанна Сыну Давидову!» и первосвященники, и книжники, вознегодовали: «Слышишь ли, что они говорят?», Он ответил им: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу!» (Мф. 21, 15—16). Через все Евангелие золотой нитью проходит эта мысль об избрании «малых сих», чтобы посрамить великих. Бог отверзает уста смиренных и заграждает уста гордых. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11, 25—26). Господь говорит об этом в тот момент, когда Он ждет от нас подлинной веры в тяжкой атмосфере ожесточения многих сердец и непонимания Бога. Он открыто принимает исповедание детей, которые ясно видят тайну Божию, присутствующую здесь. Только такое отношение к Нему открывает доступ во Святое Святых, в Царство Небесное.

Стать внутренне как дети, будучи взрослыми, дорого стоит. Это может быть только по дару Христа, только Его благодатью, которую Он купит для нас Своею Кровью. И это требует нашего всецелого предания себя Богу, приобщения той самоотдаче, какую являет уже сейчас Пречистая Отроковица. Стать детьми — значит научиться жить в полноте настоящим. Не так, как мы обычно живем — с тревогой о завтрашнем дне, забывая о сегодняшнем, который должен быть наполнен до предела. Стать детьми — значит отвергнуться гордыни, самодостаточности, признать, что сами, одни, мы ничего не можем. Мы постоянно нуждаемся в милости и силе Отца нашего Небесного, чтобы найти истинный путь и не сбиваться с него. Как ребенок постоянно нуждается в родителях, и он это чувствует всем своим существом, так и мы должны быть такими же перед Богом, нашим Отцом, — зависящими от Него во всем. Быть как дети — значит исполняться доверия к Богу как они, верить как они, просить, как просят они.

Это будет возможно, если сознание, что мы дети Божии, все более будет укореняться в нас. Ибо тайна Божественного усыновления — основание духовной жизни, следствие того Воплощения, которое явилось через Пречистую Деву, восшедшую во Святое Святых. Нам необходимо так осознать эту чудесную реальность, чтобы обращаться к Богу поистине с сыновним духом. Мы чада Божии, те, для кого Бог — Отец. Это столь велико, что мы должны в течение всей нашей жизни восходить к постижению этой тайны. Как привычно, слишком привычно произносим мы первые слова самой главной нашей молитвы «Отче наш»! И с каким изумлением говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец».

«Мы чада Его», — это слово, которое надо удержать, размышлять над ним, созерцать его. Апостол не говорит: «Как если бы мы были чада Божии». Он не написал: «Есть в нас нечто такое, что в известном смысле можно было бы сказать, что мы чада Божии». Нет, он твердо исповедует: «Мы чада Его». Настоящие сыновья и настоящие дочери Бога — вот кто мы. И начало нашего усыновления — Христос. Если мы сыновья и дочери Бога — это благодаря Ему, Его даром, в Нем, в уподоблении Ему. На память приходит другое непостижимое, страшное слово апостола: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). Подобны Ему! Может ли быть такое? Христос говорит: «Я дал вам образ». День за днем мы должны приближаться к Нему. Сын Божий влечет нас непрестанно все глубже входить в этот дар Святого Святых. Жить Богом, все более соединяться со Христом, пребывать в Нем, чтобы уподобляться Ему — молитвами Богородицы — в этом наше призвание. Какое чудо — стать, наконец, детьми, подлинно приобщиться тому, что было в сокровенности Пречистой Божией Матери при Ее Введении в храм. Оттого что Пречистая Дева — наша духовная Мать, Она более чем кто-либо учит нас быть детьми.

Неизреченный Божий зов. В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Церковь восходит к Богу вместе с Той, Которая родит Сына Божия по человечеству. И уже сегодня мы можем воскликнуть с Ангелом Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Она не только даст нам Христа, Спасителя и Избавителя. Она предшествует нам в восхождении к славе Божией. Она открывает путь всему искупленному роду нашему и становится образом его судьбы.

Трехлетняя Отроковица входит «воспитатися во Святая Святых» и оставляет Своих родителей. Как объяснить эту тайну? Эта тайна относится ко всем нам. И всякий, в каком бы возрасте он ни осознал себя чадом Божиим, понимает по благодати Духа Святого и заступничеством Пречистой, о чем идет речь.

Царство Божие сокрыто. Как сокровище, зарытое в поле, или как жемчужина неизмеримой цены, несмотря на свой малый вес. Бог не очевиден, не ослепителен для внешнего взора. Напротив, Он сокровенен, невидим. Но Он существует, Он здесь, рядом с нами. Как ни с чем несравнимая драгоценность, которую нельзя сразу обнаружить, и от обретения которой меняется вся жизнь. Царство Божие стоит любых жертв. «Все оставь», — скажет потом Христос, призывая к решающему выбору. Это короткое слово «все» рассекает как меч. Христианская жизнь не может быть жизнью наполовину. Люди восхищаются спортсменом, который лишает себя многого, чтобы побить рекорд, или ученым, который жертвует всем и сидит с утра до вечера в лаборатории, чтобы сделать открытие. Христос хочет, чтобы наш выбор Царства Божия был абсолютным. Блажен, кто с детства посвящает себя Богу. «От юности Христа возлюбил еси, блаженне», — приносим мы хвалу преподобному Серафиму. И всем тем, кто от чрева матери был избранником Божиим.

Выбор Царства Божия, Святого Святых, совершается в радости. Отказ от всего, предлагаемый Богом, не есть мрачная покорность обстоятельствам. Это не жертва, совершаемая против сердца, и как бы вынужденная, потому что нет возможности поступить иначе. Нет, тот, кто отказывается от всего, чтобы приобрести Бога, делает это с радостью! Стоит сделать усилие, отвергнуться того, что имеет малое значение, ради предпочтения того, что существенно. Нет счастья более чудесного, неслыханного, чем коснуться благодати бесконечной Христовой любви. И нет ничего более печального, чем теплохладность или безразличие по отношению к Богу. Непостижима тайна Введения во Храм Божией Матери. И наша молитва сегодня о том, чтобы каждому из нас была дана благодать узнать ее.

Ты действовал во мне, Господи, оставаясь сокрытым от моих глаз, ослепленных ложным светом. Ты бросил в мое сердце семя любви, которое возросло, прежде чем я осознал это. Мы встретились. Ты вошел в мою жизнь. Ты заполнил все мое существование. Ты заставил меня оставить все другие любви мира ради рождения большей любви. По этой причине поступают в семинарию, постригаются в монашество, принимают священный сан.

Ты дал мне увидеть Твой Лик. И я узнал, что Ты не имя, не идея, но Личность — живая и любящая. Ты завладел мною. Теперь вся моя жизнь — постоянный поиск Тебя, в непостижимом мире и свете Христовом. А также — в Его страдании и мраке. Христос сделал мою душу пленницей Своей красоты. Он отдает Себя и убегает, является и исчезает, всякий раз еще глубже запечатлевая желание достигнуть Его. Это и есть зов Божий, наше восхождение во Святое Святых.

Зов Божий неописуем. Разумеется, можно сказать «нет», но на самом деле как будто невозможно не сказать «да». Зов обязывает, оставляя свободным. Зов Божий нельзя предвидеть. Только после посещения благодатью, в свете ее, можно различать прежние уготовления, которые были промыслительными. Каждая ступенька, оказывается, имела значение. Зов Божий неизречен и непередаваем другим. Юноша или девушка, услышавшие зов Божий, не могут ничего сказать о нем ни своим родителям, ни своим братьям и сестрам — даже любимым. Поистине нет слова для него, потому что он касается тайны Бога.

«Ты влек меня, Господи, — говорит пророк Иеремия, — и я увлечен. Ты сильнее меня — и превозмог» (Иер. 20, 7). В зове Божием трехлетней Отроковицы была благодать всех пророков и всех святых. И всех нас, грешных.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

03.12.2018


http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/my_deti_bozhii/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8906


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #33 : 08 Декабря 2018, 02:27:51 »


«Православный день защиты детей»

Диакон Владимир Василик о духовном смысле праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы




«Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи», - так Святая Православная Церковь воспевает сегодняшний день - день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Что он для нас значит?

Это день, которым мы прославляем духовную чистоту Пресвятой Девы, и в то же время, духовный подвиг Ее святых родителей, которые воспитали Ее такой, возрастили Ее.

Священной Предание, выраженное в Протоевангелии от Иакова, говорит о том, что Пресвятую Деву воспитывали вместе с родителями чистые девы иерусалимские. Я бы сказал, что это для нас - православный день защиты детей. Защиты от тех искушений и мерзостей, которые предлагает современная цивилизация. А также день защиты православной семьи, ибо ее идеал - это святые праведные Иоаким и Анна, которые поминаются у нас на каждом отпусте.

Далее, это день, когда мы прославляем духовный подвиг Пресвятой Богородицы, которая, еще будучи младенцем, не только по велению Своих родителей, но и по собственному изволению вошла в храм Господень, всю Себя предала в Жертву Богу и приготовилась воспитаться для Своего великого, дивного и страшного предназначения - стать Матерью Бога и Слова.

Ныне во храм, ветхозаветный храм законнический, вводится одушевленный Храм Нового Завета, для того, чтобы принять в Себя Самого Господа Вседержителя и Владыку всех - для того, чтобы принять некое участие в воссоздании рода человеческого. Как и Рождество Богородицы, это - еще одна ступень в деле нашего спасения. Мы должны приклониться перед самоотвержением и Пресвятой Богородицы, Ее готовностью предстоять перед Живым и Страшным Богом, проходить воспитание святостью. И приклониться перед самоотвержением Ее святых родителей, их решимостью предать все Богу.

Некоторые либеральствующие православные богословы дерзают говорить, что Введения во храм не было, что источники не достоверны. Да судит их Господь. Предание о Рождестве и Введении во храм Пресвятой Богородицы основывается на Протоевангелии от Иакова - чтимом памятнике древности, восходящем ко II веку и основанному на реальных иерусалимских преданиях. Это с исторической точки зрения.

А, во-вторых, Церковь с IX века празднует этот замечательный и удивительный праздник, и за тысячелетия постоянной молитвы у нее было время разобраться в том, был он или нет.

Лично для меня этот праздник связан с тем, что это - день хиротонии мною глубоко почитаемого настоятеля, протоиерея Евгения Ефимова, который в 1942 году был рукоположен митрополитом Григорием во пресвитера и введен во Святая Святых. Сегодня - это первый день, когда мы не празднуем этот праздник вместе с ним, но надеюсь, что он празднует этот день в Горних чертогах.


Диакон Владимир Василик, к.филол.н., доцент СПбГУ

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/04/pravoslavnyj_den_zawity_detej/
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!