Леонид Болотин, Русская народная линия Царь Михаил I ФеодоровичПамяти и заметы на полях Царственного Четырехсотлетнего Юбилея12 Июля 1596 года у боярина Феодора Никитича Романова и боярыни Ксении Ивановны (урождённой Шестовой) родился третий сын
Михаил Феодорович Романов, единственный из пятерых сыновей, выживший в младенчестве. Михаил приходился внучатым племянником Царю Иоанну Васильевичу и Царице Анастасии Романовне (урожденной Захарьевой-Юрьевой) и племянником Царю Феодору Иоанновичу. Первый Русский Царь из Династии Романовых, по исключительному соборному единогласию как
избранник Божий, был поставлен на Царство Московским Державно-Церковным Собором 21 Февраля (3 Марта) 1613 года и начал царствовать с 14 Марта 1613 года. Взойдя на Царский Престол в неполных 17 лет, Он взял на себя тяжелейший Крест Царского служения в пору повсеместного разорения Государства Российского.
В 1600 году, пяти лет отроду, Михаил был разлучен с Отцом и Матерью, постриженных в монахи с именами Филарет и Марфа, и рос у своей родни - князей Черкасских. Когда Лжедмитрий I в 1605 году вернул оставшихся в живых Романовых из ссылок, монах Филарет был рукоположен в Митрополиты Ростовские. В Ростове тогда, видимо, проживала и инокиня Марфа с сыном. В 1608 году при Царе Василии Иоанновиче Митрополит Филарет был пленен Тушинским вором, который сделал его «Патриархом». Инокиня Марфа с сыном тогда, очевидно, отъехала в одну из Романовских вотчин. В 1610 году Митрополит был отбит у тушинцев и пребывал в Москве до отправки с посольством в Речь Посполитую. В это время Инокиня Марфа с Михаилом тоже прибыла в Москву, поэтому, когда поляки в 1611 году захватили Кремль, они тоже оказались в польском плену, пребывая в Кремле вплоть до освобождения его Ополчением в Октябре 1612 года. Оттуда мать с сыном осенью 1612 года отправилась в свою вотчину Домнино под Костромой.
Поэтому первоначально они ничего не знали о решении Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Тяжкие жизненные испытания с неоднократными смертельными опасностями, которые выпали на долю младенца и отрока Михаила Феодоровича, воспитали в нём, с одной стороны, кротость и смирение по отношению к искушениям, попускаемым Богом, а с другой стороны, и раннюю не по возрасту суровость и твердость характера. Недаром Семибоярское правительство после пленения Митрополита Филарета под Смоленском провозгласило юношу Михаила в 1612 году боярином, и не исключено, что по раннему взрослению и природной смышлености Михаил принимал участие в заседаниях плененной поляками в Кремле Семибоярской Думы. Конечно, в безгосударное время присвоение такого чина было не вполне законно, однако Московские соборяне 1613 года признавали за шестнадцатилетним кандидатом в Русские Цари этот высокий сан. На Соборе присутствовали многие бояре, окольничие, стольники и чашники, получившие свои чины не только от законных Царей Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича, Феодора Борисовича и Василия Иоанновича, но и от Лжедмитрия I, королевича Владислава и даже от Тушинского вора. Некоторые из этих чинов по факту были признаны и Царем Михаилом, как, например, Царский сродник князь Борис Михайлович Оболенский-Лыков, вошедший в боярство при Лжетдмитрии I, а другие если и были временно понижены в звании, но сохранили законное право на карьерный рост в дальнейшем.
Государственно мыслящие российские историки древнейших эпох, нового и новейшего времени пришли к выводу, что Русь-Россия живет и развивается периодическими мобилизационными рывками. Начало одного из таких периодов связано с Великим Московским Собором 1613 года.
После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов силами ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Пожарским, и казачьих отрядов, в коих общим числом было более 11 000 человек, в конце Ноября 1612 года Совет всея Земли принял решение о созыве Всероссийского Собора.
«Видя над собою милость Божию, начаша думати, как бы им избрати Государя на Московское Государство праведна, чтобы дан был от Бога, а не от человек. И послаша во все городы Московского Государства, чтобы ехали к Москве на избиранье Государя [церковные] власти и бояре и всяких чинов людие». В этих грамотах, обращенных к русским городам, предлагалось прибыть в Москву к 5 Декабря.
Но открытие Собора состоялось только в Татьянин день 12 Января 1613 года - на память Святой Мученицы Татианы, Святителя Саввы Сербского и образов Божией Матери «Акафистная» и «Млекопитательница». Общие Соборные встречи и прения проводились в Успенском соборе Московского Кремля.
Предвидя возможные брожения и споры между собою, соборяне по благословению Освященного Собора (c самым старшим по чести на тот момент Митрополитом Казанским Ефремом во главе) сообща порешили прежде всего наложить на себя и людей Московского государства строжайший трехдневный пост. Не только себе они отказывали во всякой пищи, кроме просфоры после Литургии, даже воды позволяя самую малость на протяжении всех трех суток, но и сосущих млеко младенцев отлучали от материнской груди и лишали корма домашнюю скотину до захода солнца каждого из постных дней. Можно представить, какой повсеместный детский крик и животный стон осенял Землю Русскую в те дни, напоминая взрослому населению о необходимости сугубого покаянного плача о всенародных грехах перед Богом, которые повлекли за собой в годы Великой Смуты кровавую междоусобицу, повсеместный разбой, насильство, иноверное пленение, разорение, голод и даже случаи людоедения.
Надо сказать, что подобный же подвиг всенародного покаяния через трехдневный строгий пост был памятен московским старожилам по Всероссийским Соборам в Феврале 1598 года Святом Патриархе Иове и в Феврале 1607 года при Царе Василие Иоанновиче, Святых Патриархах Иове и Гермогене. Выражаясь современным политическим новоязом, всеобщий строгий трехдневный пост был уже испытанной временем
духовно-политической «технологией» приведения в состояние держаного самосознания Русского Народа и других православных народов России.
И только по исходе поста, взаимного прощения обид, таинства исповеди и всеобщего причащения на Литургии Державный Собор приступил к обсуждению важнейших вопросов. В первую очередь на соборном совещании было порешено: «Литовскаго и Шведскаго короля и их детей и иных Немецких вер и никотoрых государств иноязычных не Христианской веры Греческаго закона на Владимирское и Московское Государство не избирать, и Маринки и сына ея на Государство не хотеть, потому что Польскаго и Немецкаго короля видели на себе неправду и крестное преступление и мирное нарушение: Литовский король Московское Государство разорил, а Шведский король Великий Новгород взял обманом».
Однако это решение - искать Государя среди своих именитых родов - вызвал среди соборян большое безпокойство и прения. Искал Русского Престола и военачальник Смутного Времени боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. Дворянином Суминым была пущена сплетня, что хочет видеть себя Царем герой нижегородского ополчения природный Рюрикович князь Димитрий Михайлович Пожарский. Впрочем, отличавшийся врожденной скромностью князь Пожарский сразу отверг такое предложение некоторых соборян.
6 Февраля 1613 года перед праздничной Всенощной соборяне через князя Дмитрия Пожарского обратились к Освященному Собору Русских Архипастырей: «Теперь у нас в Москве благодать Божья возсияла, мир и тишину Господь Бог даровал: станем у Всещедраго Бога милости просить, дабы нам дал
Самодержателя всей России. Подайте нам совет благий. Есть ли у нас Царское прирождение?» На эту просьбу Освященный Собор ответил: «Государь Дмитрий Михайлович! Мы станем Собором милости у Бога просить. Дай нам сроку до утра».
Наступило
7 Февраля. После Воскресной Литургии, посвященной предвеликопостной Неделе о Страшном Суде, открылась соборная встреча. Некий дворянин из Галича, имя которого не сохранили летописи, а историки только строят догадки о том, кто это был персонально, выступил вперед и предоставил письменное суждение о том, что Государю из племени Великого Князя Иоанны Калиты, Царю Феодору Иоанновичу, из ныне живущих именитых людей ближе всех по родству приходится Его племянник - Михаил Феодорович Романов, сын плененного поляками Ростовского Митрополита Филарета (Федора Никитича Романова; ок. 1554-1633) и внучатый племянник Царицы Анастасии Романовны - первой супруги первого Российского Царя Иоанна Васильевича Грозного. Именно поэтому Михаил Феодорович Романов является
«прирожденным Царем», а не временным народным вождем, избранным по людскому самохотению.
Тут надо сказать, что идея обсуждать сего отрока как претендента на Российский Престол принадлежала ещё Священномученику Гермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, и высказывалась им ещё в самом начале Семибоярщины после свержения заговорщиками Царя Василия Шуйского и насильственного пострижения Его в монахи 17 Июля 1610 года. Боярский переворот был осуществлен вскоре после поражения, нанесенного 24 Июня 1610 года армией гетмана Станислава Жолкевского русско-шведскому войску в битве у смоленского села Клушино (родина космонавта Ю.А.Гагарина).
Тогда Михаилу Феодоровичу Романову было всего четырнадцать лет. В то же время по Москве имели хождения чьи-то духоносные пророчества, что умиротворение Руси наступит, когда Царем будет некий Михаил. Имя Спасителя Отечества связывалось с ветхозаветным пророчеством Даниила:
«И восстанет в то время Михаил, Князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого ещё не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12, 1).
Безусловно, соборяне 1613 года знали об этих двух пророчествах - древнем и недавнем, однако из их рядов послышались голоса сомнения относительно выступления дворянина из Галича: «Кто прислал такую грамоту, откуда?» Но в это время пред лице Собора вышел на середину Успенского храма Донской атаман и также подал грамоту от казачества. «Что же ты подаешь, атаман?» - спросил его князь Пожарский и услышал в ответ: «О
прирожденном Царе Михаиле Феодоровиче». С той поры Собором иных кандидатур не обсуждалось.
Как справедливо свидетельствовал ровно век тому назад генерал А.Д.Нечволодов в своем «Сказании о Русской Земле», написанном специально для научения Святого Цесаревича-Мученика Алексия Николаевича к 300-летию Царственного Дома Романовых, «таким образом, и Земщина, и Казачество, всегда между собою враждовавшия, произнесли одно имя, на котором сошлись лучшия чувства Русских людей и которое должно было их всех примирить».
Сколь же глумились светские российские историки XIX-XX веков относительно этого непонятного и непонятого ими единодушия! Им так хотелось видеть в этом событии борьбу боярских «партий» и поиска политического компромисса, что в их интерпретациях совершенно терялась победа Русского духа, восставшего над мелочными интересами группировок, победа Русского Духовного Оружия. Но видя то, с какой духовной предосторожностью и осмотрительностью соборяне приступали к этому ещё предварительному решению, мы убеждаемся в том, что участники Собора ясно видели, что продолжение споров и борьбы означает продолжение гнева Божия над Русской Землей и усиление Смуты, которая завершится погибелью Русского Государства и Русского Народа. Именно Божий страх срастворенный с искренним желанием спасти Отечество для грядущего, подвигали сердца наших Богомудрых предков к покаянному знамению всенародного единства. Совместный пост, постоянная совместная исповедь и причащение соборян по Воскресениям на протяжении предшествующих трех недель очистили их сердца от терний взаимной злобы и недоверия.
Соборяне разослали по русским городам грамоты о своем
предварительном решении и стали ждать ответа сограждан и новых посланцев от городов на Собор. Ответы из городов вместе с новыми соборянами в поддержку Державному Собору прибывали в Москву всю первую, сугубо покаянную седмицу Великого Поста, когда по церквам читается Канон Преподобного Андрея Критского и весь народ Земли Русской готовится к первой великопостной Исповеди и Причастию. Первая Неделя Поста ознаменована празднеством Торжества Православия в честь Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора и победы над вековой ересью иконоборчества. Именно в этот день,
21 Февраля, после Божественной Литургии и общего Причастия, в Успенском соборе Кремля состоялось новое собрание Всероссийского Державного Совета.
Долгих обсуждений на этот раз уже не было, по призыву Высокопреосвященнейшего Ефрема, Митрополита Казанского, и князя Дмитрия Пожарского все соборяне в общее вместилище подали свои записки, на которых всяким тайно было начертано имя Царя, Которого, по разумению каждого соборянина, желает видеть Господь на Русском Престоле.
В это время после Воскресной службы на Китайгородском Торжище возле Лобного Места у подножия Покровского собора на Рву стал собираться народ - жители и гости Столицы. Тогда эта торговая площадь ещё не называлась Красной.
В Октябре 1612 года поляки литовцы и жиды, засевшие в Кремле, в ожидания штурма Русского Ополчения со стороны Китай-города выжгли все деревянные постройки Торга и прилегающих территорий, чтобы удобнее было расстреливать с большого расстояния из пушек и мушкетов идущих на приступ русских ополченцев. Но несмотря на эти приготовления, изможденные голодом горделивые ляхи сдались без боя, в надежде сохранить себе жизни по условиям капитуляции. Не последнюю роль в этом решении могли играть и многочисленные жидовские факторы, которые финансировали интервенцию России и пристально наблюдали за расходованием своих средств. Уж эти-то ревностные саддукеи, в отличие от поляков и литовцев, вовсе не верующие в воскресение из мертвых, дорожили своими богомерзкими жизнями особо.
Ввиду таких обстоятельств пустое пространство Торга и прилегавших к нему сожженных деревянных застроек было как никогда громадно. Против Никольских ворот Кремля оно простиралось вдоль Китайгородской стены за воротами Воскресенскими до каменных строений Заиконоспасского монастыря. Против стены, между воротами Никольскими и Спасскими, ближайшим уцелевшим каменным строением, кроме печных труб на пожарищах, был древний Богоявленский монастырь. Против самой Спасской башни уцелел только каменный Земский Двор (ведомство Земского приказа - московская «полиция» того времени»), а за Лобным местом и Покровским собором пожарищная пустошь тянулась вдоль правой стороны улицы Варварки, застроенной каменными храмами, строениями Английского двора и палатами бояр Романовых, вплоть до самых Варварских ворот Китай-города.
К слову сказать, Лобное Место располагалось тогда гораздо ближе к Спасской башне - почти напротив парадного крыльца Царского Покровского собора с главным Алтарем, посвященным Пресвятой Троице.
Во все время проведения Великого Московского Собора в Январе-Феврале 1613 года это громадное пустующее пространство значительной частью заполнялось многотысячным народом - ополченцами, стрельцами, казаками, москвичами, приезжими со всех концов Руси, лотошниками с постной снедью, в ожидании, когда с Лобного Места известят о ходе соборных прений.
Двадцать первого же Февраля 1613 года собравшиеся на этой великой пустоши пребывали в особо возвышенном расположении духа, так как подавляющее большинство из них по русскому церковному обычаю в день Торжества Православия причастились Святых Тайн и смиренно ожидали Божией воли о себе, которую должно было явить решение большинства участников Державного Собора. Но со временем напряжение нарастало. Из среды народного собрания стали раздаваться нетерпеливые клики: «Царь Михаил Феодорович!» - которые поддерживал одобрительный гул толпы.
В это время разбор записок соборян явил собой невероятное для самих участников Державного Собора чудо их единодушия и единомыслия. Все до единой записки содержали только одно имя: Михаила Феодоровича Романова! Никто из соборян даже не был против Его, не говоря уже об именах иных кандидатов. Каждый из соборян хотя и в глубине сердца чаял такого единодушия, надеялся на него, но не мог себе и представить, что оно обнаружится столь явным и однозначным образом. Стены древнего Успенского собора огласили радостные восклицания и славословия Господу. На глазах у суровых Пастырей Церкви и испытанных боями Державных мужей, уже забывших свой страх и горечь, теперь стояли детские слёзы давно небывалой на Русской Земле радости. Казаки, сановитые гости, ополченцы, купцы, крестьяне, черносотенцы, белые попы, бояре, монахи и дьяки - все без разбору чинов обнимали друг друга, лобызали и поздравляли с великой победой русского духовного оружия и новым Торжеством Православия - Русского Православия. Им тогда казалось, что сама Пасха Христова наступила прежде всех сроков.
(Продолжение следует)