Алексей БалиевПора идти в разведкуПо темпам истощения сырьевой базы Россия ныне в «лидерах». Государственное финансирование нашей геологоразведки едва достигает 40% от требуемого объема. Этот показатель по добывающим компаниям несколько больше, но тоже невысокий: не больше 55% от спроса на геологоразведочные капиталовложения. Требуется целенаправленная государственная и коммерческая поддержка геологоразведки, как это имеет место в развитых и в большинстве развивающихся стран. Таковы главные выводы состоявшегося VII Всероссийского съезда геологов.Согласно оценкам Евгения Козловского, вице-президента Российской академии естественных наук, решение правительства по увеличению к 2020 г. ВВП страны по сравнению с 2005 г. в 2,5-3 раза потребует двукратного роста объёмов использования минерально-сырьевых ресурсов. Но, как полагает Е.Козловский, «при сохранении нынешних темпов разведки и освоения новых месторождений, обеспеченность страны запасами снизится до критического уровня». Особенно это касается ресурсов нефти, газа, марганца и руд многих цветных металлов, причем минимум половина этих ресурсов может быть исчерпана уже к 2020 году. Если не стимулировать геологоразведочные работы.
В свою очередь, глава «Роснедр» Александр Попов отметил, точнее - посетовал, что «для воспроизводства минерально-сырьевой базы необходимо направлять на геологоразведку 500 млрд. руб. в год - против лишь 180 млрд. руб. в последние 3 - 5 лет». При этом он пояснил, что, хотя расходы на геологоразведочные работы за последние пять лет выросли, в целом, в пять раз, эти деньги «в основном направляются на доразведку известных месторождений, а не на поиск новых». В отличие, заметим, от Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Узбекистана и стран Балтии, где в поиск и обустройство новых месторождений с 2007-2010 гг. расходуется минимум 65% общего объема средств, выделяемых государством и бизнесом ежегодно на геологоразведочные работы.
Практически все участники форума были едины во мнении, что стремление добывающих компаний постоянно получать сверхприбыли от экспорта сырьевых товаров исключает развитие геологической отрасли в стране.
Причем это процесс стартовал еще в начале 1980-х, когда СССР стал быстро наращивать экспорт всевозможного сырья. И именно с того времени стало сокращаться финансирование геологоразведки, особенно в РСФСР. А современные проекты на Севере и на Дальнем Востоке РФ по добыче сырья и его транспортировке в основном нацелены, опять-таки, на экспорт сырьевой и готовой продукции (например, сжиженного природного газа). И, хотя есть что осваивать и добывать, в частности, в Центрально-Европейской России, такого рода проекты, если и реализуются, то рекордно медленными темпами.
Подтверждением этих тревожных тенденций является и такой факт: как заявил 27 сентября в Южно-Сахалинске коммерческий директор "Sakhalin Energy" Андрей Охоткин, «по распоряжению правительства РФ (2011 г.), поставки газа с проекта "Сахалин-2" в газотранспортную систему Сахалин-Хабаровск-Владивосток, то есть для нужд всего этого региона, ограничены 2014 годом. Но что будет с 2014 года - чиновники пока не дают нам ответа».
Этот сахалинский комплекс работает, главным образом, для производства сжиженного природного газа (СПГ) на том же Сахалине. Но свыше 75% объема его производства экспортируется. Понятно, что рост экспорта СПГ, запланированный почти вдвое к 2016 г., уже требует всё большего объёма сырья. Где уж и тут до разведки новых скважин, которые работали бы на потребности дальневосточного региона России…
Эксперты предлагают, в частности, понизить налоговое бремя для компаний, активно вкладывающихся в геологоразведку; обязать «добывающий» бизнес, в том числе иностранный, в обязательном порядке финансировать как геологические исследования, так и переработку сырья.
Предлагается также экономически стимулировать разведку и ускоренное освоение новых месторождений, и даже создавать госкомпании в сфере геологоразведки.
Прислушаются ли к упомянутым оценкам и рекомендациям, покажет самое ближайшее время.
http://www.stoletie.ru/vzglyad/pora_idti_v_razvedku_848.htm