Русская беседа
 
19 Сентября 2020, 05:59:12  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: День памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина)  (Прочитано 8106 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 10592


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 07 Февраля 2019, 00:17:30 »

(Окончание)


20 лет пришлось ждать исполнения слов отца Иоанна


Иерей Игорь Блинов

Иерей Игорь Блинов, клирик Марфа-Мариинской обители Москвы, врач больницы святителя Алексия:

– Когда в начале 1980-х годов я только поступил в медицинский институт, то сразу после экзаменов отправился в Псково-Печерский монастырь. Там, прямо с поезда, мой крестный, ныне протоиерей Вячеслав Куликов, повел меня в Сретенский храм, где тогда исповедовал отец Иоанн (Крестьянкин). Вокруг стояла толпа, как водится, в основном старушек, но батюшка, увидев, что подошел молодой человек, попросил их всех расступиться. Позвал меня. И минут 15–20 рассказывал о красоте духовной жизни.

Говорил, что каждый человек имеет в себе образ Божий, и если стремится к Богу, то Господь, видя искренность его намерений, обязательно открывает ему Себя. Достаточно лишь хоть какой-то шажок сделать к Богу, и Он уже, как отец в притче о блудном сыне, сразу же выходит навстречу. Возвращает тебе прежние одежды, перстень на руку.

Батюшка тебе что-то шепчет на ухо, а ты и не каждое слово-то можешь разобрать, но даже на каком-то невербальном уровне начинаешь понимать, что старец до тебя донести старается. Так же и преподобный Серафим Саровский показал некогда Николаю Мотовилову, что такое благодать Божия. На душе у тебя становится просто радостно и спокойно.

Отец Иоанн так вдохновенно, помню, говорил в нашу первую встречу об общении с Богом, что я потом уже на каждые каникулы неизменно отправлялся в Псково-Печерский монастырь. Сама обитель, вся ее монашеская семья – «горе имеющие сердца» братия – притягивали, укрепляли в вере, являя собой зримый образ инакового бытия.

Всякий раз, когда отец Иоанн разрешал какие-то твои вопросы или недоумения, ты точно на крыльях вылетал от него. Батюшка был так преисполнен тепла и любви, что все его «солнышком» называли. Он любую боль мог исцелить, скорбь утешить.

Молодежь наставлял, прежде всего, овладеть профессией, чтобы так, конкретным деланием, помогать людям и служить Богу. Одно дело – благие намерения и восторженные чувства, а другое – практика, когда человек трудится ради Христа и тем самым, исполняя свое призвание на земле, и душу свою для вечности спасает. Батюшка всегда поддерживал студентов в том, чтобы, несмотря ни на какие искушения, закончить учебу и устроиться работать по специальности.

В медицине все вопросы батюшка разрешал легко и правильно. Тогда многих обуревали всякого рода сомнения, например, насчет иглоукалывания. Отец Иоанн мог четко разъяснить, что если относиться как к рефлексотерапии, то никакого вреда твоей душе этот метод лечения тела не нанесет. Но если кто-то склонен был усматривать в этой технике какие-то скрытые рудименты некоего восточного эзотерического культа, то тогда батюшка действительно мог такого человека предостеречь.

– Лечиться, может быть, и хорошо, но монаху, – говорил батюшка про себя, – надо просто подлечиваться. Зачем вылечиваться? Если Бог дает такой дар – болезнь, надо его с рассуждением, не по своеволию, а слушая тех, кого Господь рядом с тобой поставил, но все-таки стараться понести.

    Ждать пришлось 20 лет. Но все произошло точно по слову отца Иоанна

Уехав потом по работе в Европу, я уже через пару лет хотел было вернуться оттуда. Но батюшка мне прислал письмо, подтвердив, что я, оказавшись там, – на правильном пути, и назвал несколько моментов, исполнения которых мне необходимо дождаться, чтобы вернуться в Россию. Ждать пришлось 20 лет. Но все произошло точно по слову отца Иоанна.

«Ты поезжай обратно, ты там женишься, доучишься и, когда России нужен будешь, вернешься», – написал он мне в том письме.

Я там, в Германии, действительно женился, у нас с супругой родилось четверо детей, я имел уже свою врачебную практику... И все никак не мог понять – об окончании какой еще учебы писал мне тогда отец Иоанн?

И только когда я, будучи уже священником Русской Православной Церкви Заграницей, получил диплом об окончании Московской духовной академии, где учился заочно, я понял: свершилось. Действительно, я сразу же смог передать свое дело, и у меня буквально за неделю решился вопрос о переезде в Москву. Батюшке все это открыто было десятилетиями ранее.

Каждый раз, бывая в Псково-Печерском монастыре, совершенно реально и сейчас ощущаешь присутствие отца Иоанна.


Подготовила Ольга Орлова

Книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в интернет-магазине "Сретение"

5 февраля 2019 г.



http://pravoslavie.ru/119121.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 06 Февраля 2020, 02:07:24 »

Отец Иоанн (Крестьянкин)



Добрый день, дорогие друзья. В сегодняшней воскресной беседе я бы хотел поделиться с вами воспоминаниями о праведнике нашего времени, о почившем старце всероссийском, о монахе, который подвизался в Псково-Печерском монастыре, о приснопамятном архимандрите Иоанне (Крестьянкине), который почил 5 марта 2006 года. Его называли «всероссийским духовником», его называли «Пасхальным батюшкой». Господь сподобил меня общаться с ним лично, бывать в Псково-Печерском монастыре и решать сложные духовные вопросы с ним в его келье и получать от него ответы в начале своего монашеского пути.

Сейчас вышли книги, рассказывающие о жизни отца Иоанна. Замечательная книга «Память сердца», написанная близким ему человеком, который всю жизнь был рядом с отцом Иоанном, рабой Божией Татьяной Смирновой. И другая книга, которая называется «Светлый старец. Отец Иоанн (Крестьянкин)». И вот под впечатлением этих книг, этих воспоминаний благодарных людей об отце Иоанне я бы хотел тоже поделиться с вами своими конкретными воспоминаниями и случаями для духовной пользы и назидания.

Я в 1989 году впервые встретился с отцом Иоанном. Приехал в Псково-Печерский монастырь и задавал ему конкретные вопросы о духовной жизни. Был такой вопрос: в какой мере мы должны сочетать в своей жизни духовную жизнь и послушание? Жизнь, послушание в монастыре или трудовую свою жизнь, как например миряне, – как им соотносить жизнь мирскую и жизнь духовную, какова должна быть их мера и взаимосвязь? И он рассказал образно, через притчу, какой должна быть наша жизнь.

Он сказал: «Вы знаете, однажды в России до революции был такой аттракцион: на ярмарку часто приезжал цирк, и в этом цирке были разные представления. И вот одно представление, один аттракцион назывался следующим образом: «Живой Петр I за 20 копеек». Была устроена палатка, в палатке была устроена огромная подзорная труба, заходил человек, и он начинал смотреть в эту подзорную трубу, чтобы увидеть живого Петра I. Обслуживающий персонал говорил: «Ну, настраивайте». Он настраивал. «Еще сильнее настраивайте». Он еще сильнее настраивал. И тогда, когда уже ничего не получалось, у него спрашивали: «Ну, что? Видишь?» – «Нет, ничего не вижу». И тогда ему говорили: «Ну, надо же! Чего захотел – живого Петра I увидеть за 20 копеек!». И вот на этом заканчивался аттракцион».

Может быть, конечно, этот вымышленный пример, но батюшка дальше растолковал и показал, что это означает. Он говорит: «Вот так и мы в нашей жизни – порой за 20 рублей или 20 копеек хотим увидеть живого Христа. Нет. Надо подвизаться, надо трудиться, надо жить напряженной духовной жизнью, потому что человек что посеет, то и пожнет: сеющий скудно – скудно и пожнет, сеющий щедро – щедро и пожнет».

И ответ отца Иоанна был созвучен с ответом, который есть в одном из наших Патериков. Когда один старец со своими учениками шел мимо засеянного поля, он увидел человека, который жнет на этом поле. Он подошел к нему и сказал: «Дай мне от твоей жатвы». И тогда этот крестьянин, обращаясь к старцу, говорит: «Авва, а ты что-нибудь сеял на этом поле, чтобы пожать?». – «Нет. Ничего не сеял». – «А если ты ничего не сеял, как же ты хочешь что-то с него пожать?». Старец отошел от него, и ученики отошли в смущении, пришли в свою обитель и задали вопрос своему учителю: «Скажи нам, а зачем ты спрашивал у него про жатву?». И тогда он сказал им: «Я это спросил ради вас. Чтобы вы увидели, что если вы в мирском ничего не посеяли, то вы ничего и не пожнете, а тем более и в жизни духовной». Если человек не будет подвизаться, не будет трудиться, не будет молиться, не будет любить храм, церковь, домашнее правило, келейную молитву, то вряд ли такой человек что-нибудь в своей жизни и пожнет.

Я ему однажды задал еще вопрос. Я был тогда в тот период времени экономом в Оптиной пустыни, и тогда только-только начинал восстанавливаться монастырь, а времена были – только что наступила оттепель, только-только начали говорить о вере после тысячелетия Крещения Руси, и нам даже не верилось, что вдруг можно всё восстанавливать, строить. Надолго ли это? Вот сейчас, когда мы это всё слышим, нам кажется это странным, а для нас... Мы пережили время атеистического безбожия.

Я ему задал такой вопрос: «Отец, а стоит ли вот сейчас всецело, с полной отдачей заниматься восстановлением порушенных святынь, монастыря? Не вернутся ли те времена опять? Может быть, заниматься только молитвой и так что-нибудь по мере сил делать, восстанавливая монастырь и храмы?». И тогда он сказал: «Вы знаете, мы должны восстанавливать храмы Божии, потому что их нам передали, в наши руки, и нас не поймут, если мы не будем их восстанавливать».

«И мы еще должны явить миру, – сказал он, – красоту православного духа через храмы, через фрески, через иконы, через святые мощи. Потому что порой людей внешних сначала поражает красота богослужения, красота храма, красота внутреннего его наполнения. Человек, может быть, еще не знает ни песнопений, ни Евангелия, ни церковнославянского языка, ни богослужебных текстов, но он уже душой чувствует, что это иное пространство, иное время, иная обстановка. Как о наших храмах говорят – это небо на земле».

В нашей святой обители, Оптиной пустыни, был послушником будущий митрополит Трифон (Туркестанов). И вот на его могильной плите, которая находится на Введенском кладбище у нас в Москве, есть такая надпись: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий – небо на земле». Когда восстанавливалась Оптина пустынь, то, начиная с 1988 года, в нее начало приезжать очень много людей разного звания, сословия, разного положения и политического, и экономического. И мне часто приходилось встречать эти группы и делегации высокопоставленных чиновников, и я порой терялся: не знал, кто из них кто – кто такой мэр, кто такой председатель облисполкома, что такое верхняя палата, что такое нижняя палата, кто такой министр, а кто, так сказать, какой-то секретарь. Тогда было сложно в этом разобраться, потому что до этого у меня была семинария, была монастырская жизнь, и вдруг стало необходимо общаться со светскими людьми, которые рассказывали о каких-то политических событиях, о каких-то новостях, о которых у меня не имелось ни малейшего представления.

И я задал батюшке такой вопрос: «Отец Иоанн, вот мне по моему послушанию и по моему положению в монастыре – можно ли интересоваться какими-то новостями, благодаря средствам массовой информации, чтобы можно было общаться с этими людьми на их языке, и как-то понимая происходящую политическую и экономическую обстановку в стране?»

И тогда он мне ответил опять же образно, историей. Он говорит: «Вы знаете, батюшка, у нас в церкви был один знаменитый митрополит, который занимался общественной деятельностью и представлял нашу Православную Церковь за рубежом на разных конференциях, симпозиумах и прочих общественных встречах. И вот однажды он был на какой-то конференции, посвященной борьбе за справедливость, борьбе за мир во всем мире. Он представлял нашу Русскую Православную Церковь. Конференция прошла очень удачно, и после нее был дан званый обед. И вот после этого обеда, вернее, во время этого обеда им представили на трапезе 27 блюд – и вот до последнего блюда дошел только наш знаменитый митрополит.А почему? А потому, что когда подавались одни блюда, первые, вторые, третьи, то люди, еще не знавшие обстановки, налетели на первые блюда, которые подавались, а на последние, и даже на средние, у многих уже не хватило места в животе. А наш митрополит от каждого блюда вкушал понемножку и так дошел до последнего блюда».

И вот так отец Иоанн образно, через историю, через эту притчу показал, что не надо с такими подробностями, может быть, вникать в происходящую обстановку, но и священнослужителю, и человеку, который поставлен во главе или прихода, или обители, или церковной организации, конечно, надо разбираться в той обстановке, в которой мы живем.

Однажды я у него спросил и задал ему следующий вопрос: «Батюшка, Вы знаете, многие люди говорят, что сейчас сложное время, тяжелое положение, что у нас какая-то напряженная и тяжелая религиозная обстановка? И что, в общем-то, многие люди живут не Пасхальным духом, а некоторым духом уныния и пессимизма даже в религиозной жизни?». И тогда отец Иоанн сказал: «Вы знаете, я считаю, что у нас сейчас такая обстановка в церковной жизни (это был где-то 1990-91 год) – у нас сейчас открываются семинарии, академии, издается столько духовной литературы. У нас сейчас такая свобода в Церкви, которой не было никогда во все времена существования Русской Православной Церкви – ни до Священного Синода, ни при Священном Синоде, ни после него. Мы, можно сказать, купаемся в благодати».

Сказал ему про Москву: многие говорят, что Москва стала каким-то Вавилоном. И тогда он говорит: «Какой же это Вавилон, когда Москву называли «сорок сороков», и сейчас сколько в ней храмов, сколько открытых монастырей, сколько святынь, мощей и чудотворных икон – разве можно Москву с ее святынями называть «вторым Вавилоном»? Нет. По духу, это можно сказать второй Иерусалим».

Вот такой был духовный взгляд на нашу с вами духовную и религиозную жизнь. Он говорил: «Мы с вами сейчас купаемся в благодати. Потому что, если раньше человек должен был для диссертации написать какую-либо работу научную о церковной жизни, то сейчас, я думаю, что если он только перечислит наименования книг, которые сейчас издаются, хотя бы в общих чертах – ему уже только за это можно давать степень кандидата богословия». Если он перечислит только их наименования – книг, которых на тот момент было несколько тысяч.

Еще и такой вопрос я задал однажды отцу Иоанну: «Батюшка, скажите, как сочетать свое послушание: без конца с утра до вечера попечение о стройке, о восстановлении монастыря – суета сует в течение всего дня?». Я думаю, что такой же вопрос мог бы задать любой человек, с утра до ночи работающий, в заботах о прокормлении своей собственной семьи. И в общем-то, для молитвы, для духовной жизни выкраиваются какие-то минуты – или субботний и воскресный день.

И на это отец Иоанн ответил следующее: «Вы знаете, батюшка, наша жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон» – тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если наш торт будет состоять только из одного теста, то он будет невкусный. Если он будет состоять только из одного крема, то он будет слишком приторный. А если тесто будет слоями перемежаться с кремом – тесто-крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра – тогда такой пирог будет сладкий. Тесто – это наши труды, это наши мирские попечения. Если вся наша жизнь будет состоять только из них, то такая жизнь будет несладкой. Если у нас будет только один крем, то есть только одна молитва с утра до ночи, что в нашей жизни фактически невозможно, то это тоже будет неправильно, да и не получится. А у нас всё должно быть гармонично и размеренно – наши труды должны переплетаться с молитвами. Причем не обязательно с продолжительными – можно с совсем краткими: «Господи, благослови. Господи, помоги. Господи, благодарю». «Отче наш». Молитва Иисусова. И так наши труды, перемежаясь и переплетаясь с молитвами – это и будет сладкий пирог для Христа».

Я спросил: «А что же такое пудра?». – «А пудра – это смирение. Потому что если труды и молитва будут без смирения, тогда, как говорили оптинские старцы, есть смирение – всё есть, а нет смирения – ничего нет».

И когда я говорил ему про сложные отношения среди людей, или среди собратий, или про тех духовных чад, которые тоже в семье испытывают какие-то проблемы из-за непонимания, или неуступчивости, или несговорчивости, он сказал: «Да, действительно, сейчас в наше время два слова стали как неподъемные и стопудовые гири». Я спросил у него: «Батюшка, а какие же это слова?». – «Это слова «простите» и «благословите», – он говорит. – Чего стоит, какая проблема и какой труд состоит в том, чтобы поднять трубку телефона и позвонить наместнику, и испросить благословения на то или другое дело – все поступают по своеволию, и все поступают самочинно».

А старец Амвросий Оптинский говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит». И Авва Дорофей говорил, что словом «прости» упраздняются все козни дьявола. И поэтому нам бы почаще эти слова «простите» и «благословите» в своей повседневной жизни между братьями и сестрами, между родными и близкими в своей семье эти слова от души, с умом и с сознанием произносить. Если за этими словами будут следовать и дела, то многие проблемы могут быть в духовной жизни разрешены наилучшим, добрым и святым образом.

В разговоре с отцом Иоанном я однажды спросил у него относительно устава, потому что каждые службы и каждые требы в уставе и в требнике расписаны по полной программе, а когда они сочетаются все вместе... Вот какова мера этого соблюдения устава в нашей современной жизни и в наших обстоятельствах? И тогда он сказал: «Вы знаете, когда меня в 1945 году рукоположили в храме Рождества Христова, что в Измайлове, и я был молодым и начинающим священником, то на первой неделе получилось так, что отец настоятель заболел и должен был прийти только на воскресную всенощную. И я в субботу отслужил литургию, потом молебен, потом панихиду, потом покрестил, потом кого-то пособоровал. И так всё это совершил по полной программе, буква в букву, как было написано в требнике, и как был написано в уставе. И когда я зашел в алтарь, чтобы немножко передохнуть и присесть, вдруг увидел, что в алтарь зашел отец настоятель. И тогда он удивился, и глядя на меня, говорит: «Отец Иоанн, а ты уже здесь?» – «Да. Я уже здесь. Я еще и не уходил». И когда мы посмотрели на часы, то часы показывали без пятнадцати пять вечера, то есть, уже начиналось всенощное бдение. И вот так я с утра до вечера всё отслужил по полной программе, но потом у меня ко всенощной почти отваливались ноги. И вот так, – говорит он, – надо всё относительно устава соблюдать соразмерно и по обстоятельствам. Когда есть возможность, мы совершаем отдельные требы по полному уставу и по полной программе. Но когда всё это одно за одним, и когда один священник, конечно же, всё это надо делать по силам, и соразмерно же и с силами прихожан, и той духовной обстановкой, которая сложилась на приходе, потому что всё, как нам сказали святые отцы – всё красит мера».

Из истории Псково-Печерского монастыря известен такой случай, что в 2003 году в монастырь приехал Президент Владимир Владимирович Путин – и сорок минут беседовал один на один с отцом Иоанном в его келии. И я, когда был на похоронах отца Иоанна, в коридоре монастыря увидел фотографию Президента и отца Иоанна. И те насельники, кто был свидетелем этой встречи, рассказывают, что отец Иоанн после этой встречи был на подъеме, в очень радостном состоянии духа. То есть эта встреча наверняка подействовала на Президента, потому что отец Иоанн своей любовью, своей снисходительностью, своей глубокой мудростью, конечно, не мог не повлиять, не мог не поразить своей духовной глубиной этого человека. И мы знаем, и я был свидетелем, что в день кончины, вернее, в день отпевания отца Иоанна было зачитано и слово соболезнования от Президента, потому что он лично знал этого человека, этого знаменитого старца, этого, можно сказать, всероссийского духовника.

И когда мы после похорон, которые были 7 марта 2006 года, возвращались обратно в Москву, мы ехали с одним священником. Я спросил у него: «Батюшка, а у тебя есть какие-то личные воспоминания об отце Иоанне?». И он сказал: «Да. Редко была возможность ездить к отцу Иоанну, где-то приблизительно раз в год во время отпуска. И я у него спросил: «Батюшка, но ведь не всегда бывает возможность у вас конкретно спросить благословения в той или иной затруднительной ситуации. Вот когда нет такой возможности с Вами пообщаться и у Вас спросить – с кем Вы благословите советоваться в тяжелых жизненных духовных ситуациях?». И он сказал мне: «Знаете, батюшка, советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они Вам подскажут. Конечно, перед этим благословясь у Господа»».

Вот так и мы, дорогие браться и сестры, в своей жизни по возможности должны найти духовника, того священника, с которым бы мы решали свои духовные проблемы. И все святые отцы говорят – кто с молитвой и со смирением поищет, тот обязательно найдет. Была бы только искренняя вера, доверие и послушание своему приходскому священнику, который со временем может стать духовником, может стать духовным руководителем по жизни. Так же как и участковый врач помогает человеку выбираться и поправляться в своем болезненном физическом состоянии, вот такова роль и духовника в жизни – помогать человеку находить Христа, помогать человеку жить евангельскими заповедями.

И поэтому вам, дорогие братья и сестры, от всей души советую в своей жизни обязательно, и может быть в ближайшее время, если будет такая возможность, приобрести книги об отце Иоанне, особенно его письма, его жизнеописание.

И я думаю, что за его святые молитвы светлый образ отца Иоанна, его советы и наставления безусловно помогут нам разобраться в тяжелых моментах нашей с вами духовной жизни, помогут нам найти ответы на те многочисленные вопросы, которые встречаются на нашем с вами духовном жизненном пути. Потому что его жизнь, его духовный опыт был проверен многим трудом, многими святыми отцами, многотрудной монашеской и священнической молитвенной жизнью. И за молитвы отца Иоанна, благодаря его светлой памяти, его духовному опыту, надеемся, что и мы найдем правильный и верный путь к исполнению святых Христовых заповедей.

Аминь.

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

Православие и современность


http://www.pravoslavie.ru/51388.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 06 Февраля 2020, 02:13:38 »

Любите любовь

«Дорогие мои родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение <…> И на пороге новой жизни, той жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам оставляю <…> проверенное самой моей жизнью завещание: дорогие мои чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Примите все в жизни – и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его». Архимандрит Иоанн Крестьянкин, 25 июня 2005 года.


В келье о. Иоанна

5 февраля 2006 года в возрасте 95 лет ушел в вечность человек, личность и жизнь которого есть, по сути, прямое доказательство Божиего бытия. Поскольку никаким иным, «чисто человеческим» образом это явление объяснить невозможно.

Иван Михайлович Крестьянкин родился в 1910 году в Орле, в благочестивой семье городских мещан, восьмым ребенком; будучи двух лет, остался без отца. Традиционная русская жизнь, неотрывная от веры и Церкви, рухнула, когда Ване было семь лет; но среда, в которой этот мальчик подрастал, была средою верных и сохранила его душу. Мама будущего старца Елисавета Иларионовна на всю жизнь осталась для него примером жертвенной любви, гостеприимства, смирения и трудолюбия. Растить детей ей помогал брат Иван Москвитин, до революции — орловский купец. Два его сына впоследствии стали иеромонахом и архимандритом. В монашеской келье отца Иоанна в последний уже, псково-печерский период его жизни висела фотография двух архиереев: архиепископа Орловского Серафима (Остроумова), священномученика, расстрелянного в 1937 году в Катыни, и епископа Елецкого, викария Орловской епархии, Николая (Никольского). Снимок сделан в 1922 году, а дарственная надпись на обороте гласит: «От двух друзей юному другу Ване с молитвой, да исполнит Господь желание сердца твоего и да даст тебе истинное счастье в жизни. Архиепископ Серафим».



Желание сердца исполнилось в 1945 году: в январе митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил 35-летнего Иоанна во диаконы, а через девять месяцев Святейший Патриарх Алексий (Симанский) совершил священническую хиротонию. Это были годы послевоенного духовного подъема, совпавшего со значительным смягчением политики власти по отношению к Церкви: и это было время подлинной весны для молодого священника Иоанна Крестьянкина. Необходимо всмотреться в его фотографии тех лет — глаза на них подчас говорят больше, чем воспоминания. Он учится в Московской Духовной Академии, полгода проводит в только что возвращенной Церкви Троице-Сергиевой Лавре — как ризничий; и там, и в Москве встречает много удивительных людей: Александра Хархарова (будущего архиепископа Ярославского и Ростовского Михея), Константина Нечаева (будущего митрополита Питирима), Павла Голубцова (будущего архиепископа Новгородского и Старорусского Сергия)… Впоследствии он напишет, что эти люди, живые и усопшие, всегда рядом с ним — «той глубиной, которой они вошли в мою жизнь тогда».

Трудная, беспокойная, но счастливая жизнь священника Иоанна Крестьянкина прервалась арестом — в 1950 году. Об этих годах он говорил, что они стали для него школой молитвы: «Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что я каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости нашей жизни. Повторить теперь, во дни благоденствия, эту молитву невозможно».

А вот каким остался отец Иоанн в памяти его товарища по Каргопольлагу: «Я помню, как он шел своей легкой стремительной походкой — не шел, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной черной куртке, застегнутой на все пуговицы. <…> Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперед и вверх. Особенно меня поразили его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, было внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

После освобождения отца Иоанна ждало десять лет служения на рязанской земле — поскольку жить в Москве ему было запрещено; служения беспокойного, с бесконечными придирками уполномоченных и перебросами с прихода на приход (пять раз за десять лет): однако везде, где он служил хотя бы недолго, оставалась живая память о нем, неостывающий след. С помощью верующих он в те годы умудрялся делать то, что с немалым трудом делаем мы сегодня — возрождать, спасать разрушавшиеся старинные храмы. Даже, например, перекрывать крышу изнутри, с чердака — чтоб снаружи уполномоченный никаких перемен не заметил… Здесь, под Рязанью, отец Иоанн с молитвой пережил нападение разбойников, едва его не зарезавших, и зверское убийство девушки-клиросной. До пострига он был целибатным священником, у него не было семьи, не было и скарба — он легко перемещался с места на место с одним саквояжем.

Крепкая духовная нить связывала отца Иоанна с Глинской пустынью, закрытой в 1961 году; а в 1966 году глинский схиигумен Серафим (Романцов), живший тогда в Сухуми, постриг отца Иоанна в монашество, дав ему имя Иоанн — в память Иоанна Богослова, апостола любви (при крещении имя Иоанн было дано ему в память преподобного Иоанна Пустынника).



Сорок лет провел иеромонах, затем архимандрит Иоанн в стенах древнего Псково-Печерского монастыря — и это был венец его подвига. Люди шли и ехали к отцу Иоанну всегда, начиная с московской священнической молодости, но именно в Печорах он стал «батюшкой всея Руси» и понес крест, который можно было вынести только благодаря невероятному запасу любви и сострадания. Поток посетителей и поток писем — это вдобавок к монашеской жизни, ежедневным богослужениям и долгому келейному правилу… На сон оставалось два-три часа.

Это были годы крушения советской власти, развала СССР, кровавой смуты 90-х и одновременно — освобождения Церкви, возрождения разрушенных храмов и монастырей, массового крещения… и наплыва духовных смут, уже в православной среде. И не только позиция отца Иоанна в том или ином вопросе, но даже и простое его присутствие в Церкви, в России, имело огромное значение. «Если десять ветхозаветных праведников спасли Израиль от гнева Божия, — говорил отец Иоанн по свидетельству одного из паломников, — то не усомнимся и мы теперь в спасении России, когда миллионы россиян в годину испытаний своею кровью засвидетельствовали верность Богу». Уверенность в спасении нашего Отечества — это тоже завещание архимандрита Иоанна.

По свидетельству келейницы, Татьяны Смирновой, кончина старца Иоанна была затяжным, трудным и все же блаженным успением.

Разумеется, всей жизни этого воистину Божиего человека, всех ее событий, всего того, за что благодарят старца Иоанна многие-многие люди — в газетную полосу не вместишь. Сейчас издано много прекрасных книг об отце Иоанне (в том числе и те, что подготовлены Татьяной Смирновой), изданы его письма и проповеди, и они восполнят мой телеграфный текст. Обзор книг мы подготовим в одном из следующих номеров.

Но мне все же хотелось бы замедлить мой невольный бег. И спросить себя, что же означают слова «Любите любовь» из духовного завещания отца Иоанна. Любите Бога, любовь и друг друга… Наверное, это по смыслу то же, что писал его небесный покровитель: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16).

Газета «Православная вера» № 02 (646)

Марина Бирюкова

http://ruskline.ru/opp/2020/02/05/lyubite_lyubov

https://eparhia-saratov.ru/Articles/lyubite-lyubov
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 06 Февраля 2020, 02:17:33 »

Об отце Иоанне



С глубокой печалью легла на сердце весть о кончине отца Иоанна (Крестьянкина). Его земная жизнь - это непрерывная цепь духовных и человеческих подвигов во имя укрепления православной веры в нашей многострадальной стране и среди нашего истерзанного многогрешного народа. Недалеко то время, когда мы выделим в особую когорту тех священнослужителей, которые не погибли под пулями расстрельных команд, не умерли от болезней и лишений в лагерях и тюрьмах богоборческого лихолетья (их мы поминаем как новомучеников), а выжили несмотря на все и вопреки всему, не согнулись и не сломались, оставаясь негасимыми светочами в долгой глухой атеистической ночи, опустившейся на нашу Россию. Это особая категория людей, которые всю жизнь противостояли насилию и репрессиям, обрушенным на них государственным Молохом, и выстояли благодаря Вере и во славу Веры. Слава Богу, что многим из них и отцу Иоанну (Крестьянкину) в том числе, довелось увидеть иные времена, которые они приближали всем своим духовным подвижничеством.
Мне довелось лично познакомиться с отцом Иоанном (Крестьянкиным) благодаря заботам моего духовного отца архимандрита Тихона, который в свое время подвизался в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и получал духовные наставления от отца Иоанна. Произошло это в самом конце августа 1997 года, в трудное для меня время. В семье ожидали рождения внука, но шансов на благополучный исход почти не было. Дочь не выходила из больниц месяцами, и врачи прятали глаза и пожимали плечами в ответ на все вопросы. Нелегко было мне неофиту, подошедшему к порогу восьмого десятка лет, поверить в то, что молитва даже такого подвижника как отец Иоанн окажется спасительной. Беда и горе укорачивают путь к Вере, в ворота Псково-Печерского монастыря я вошел с надеждой. Через два дня мне сказали, что отец Иоанн ждет меня в своей келье. К этому времени я уже ознакомился со всеми доступными мне трудами старца, услышал многое о его жизненном пути. По дороге к келье я с тревогой думал, как сложится встреча между умудренным старцем-монахом и мною, вчерашним генералом КГБ с почти полувековым партийным стажем в КПСС. Но к моему облегчению уже первые слова отца Иоанна сняли все вериги с моего сердца.

В келье царила полутьма, мягкий голос отца Иоанна как божественный ключик отворил дверцы моей души и полились сами собой исповедные слова. Он, оказывается, знал обо мне, пожалуй, больше чем я сам. Каждый раз, когда я останавливался, чтобы перевести дыхание, он короткими, но очень точными словами давал оценку сказанному. Мы коснулись очень многих тем, которые я даже не думал поднимать в разговоре, но к концу беседы он затронул и мой больной вопрос о внуке. Казалось, что судьба еще не родившегося малыша будет решена именно здесь и сейчас. Мне не доводилось ожидать в таком напряжении слов своих собеседников в прошлой жизни, хотя встреч и бесед с главами государств и правительств и вообще с сильными мира сего, было предостаточно. Отец Иоанн положил мне руку на плечо и сказал: «Все будет хорошо! Успокойся! Иди своей дорогой, делай свое дело! Выпей святой воды и отвези будущей роженице в подарок от меня вот эту коробочку простых конфет. Пусть она их кушает по одной штучке в день, и я уверен, что ее немощи отстанут от нее!»

Беседа продолжалась уже долго, другие люди с нетерпением ждали возможности встретиться с отцом Иоанном, да и видно было, что он преодолевал свое нездоровье, общаясь с нами. Я от всего сердца поблагодарил отца Иоанна и, получив его благословение, вышел. Через три месяца, без всяких осложнений родился внук, который может быть своей жизнью обязан молитвенному заступничеству отца Иоанна (Крестьянкина).

С той поры прошло 8 лет. Каждый раз, начиная какое-нибудь новое дело, я мысленно обращался к архимандриту Иоанну с просьбой о духовной помощи, а на моем письменном столе постоянно лежит книга его проповедей, изданная в 1995 г. Московским подворьем Псково-Печерского монастыря. Открою ее, и слышу голос этого неутомимого пастыря, наслаждаюсь его богословской мудростью, радуюсь неистощимому заряду доброты и любви, которые он нам завещал

Царствие ему Небесное и Вечная Память!!!

Николай Леонов,
профессор, доктор исторических наук, генерал-лейтенант

http://pravoslavie.ru/440.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 12 Апреля 2020, 03:45:21 »

110 лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

ВЫСТАВКА «БАТЮШКА»



11 апреля исполняется 110 лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

В Псково-Печерском монастыре около полугода готовили выставку, посвященную старцу, но события последних месяцев прервали эту работу: стало очевидным, что совсем мало кто сможет посмотреть эту экспозицию в музее монастыря. И тогда было принято решение представить все собранные материалы в интерактивном формате, что сделало повествование о жизни отца Иоанна доступным не только в Печорах, но и по всей православной России, и по всему миру.

Эта экспозиция перед вами. Она так и называется: «Батюшка». Ее авторы – сотрудники издательства «Вольный странник».

Выставка расскажет о жизни этого любимого многими старца, его духовном становлении и возрастании через скорби и испытания, о временах, когда батюшка стал уже известным духовником, к которому отовсюду приезжали за советом люди.

Обращаем внимание всех посетителей выставки, что в экспозиции много уникальных и очень интересных интерактивных материалов.

Адрес выставки: www.batushka110.ru:

http://www.batushka110.ru

СЛОВО СТАРЦА
ВИДЕОЗАПИСЬ 23 января 2001 года


Предлагаем вниманию читателей фрагмент выставки – послание старца, записанное тогда еще архимандритом Тихоном (Шевкуновым) 23 января 2001 года. Слова отца Иоанна актуальны и сейчас, в непростое для нашей страны и всего мира время.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/OTNXmI0c1D4


Дорогие мои, чада Церкви Христовой!

В нынешние дни, когда сонм российских прославленных Новомучеников заложил в фундамент Церкви плод своего красного сеяния и Божией милостью народ России начал вспоминать свое славное христианское прошлое и находит теперь дорогу в храм Божий к Богу, – радоваться бы нам и жить живой верой и несомненной надеждой на Бога и на Его Святую Церковь. Жить и ежедневно помнить, что печать дара Духа Святаго, полученная нами в святом крещении, соделала нас чадами Божьими, и благодарить Бога.

Христос, пришедый в мир грешныя спасти, продолжает Свой подвиг – любви к роду человеческому. Он даровал нам путь ко спасению, и Он – один и Тот же на все времена для христиан и первых, и последних времен, – и это вера в Промысл Божий и жизнь по вере.

Божиим велением мы, чада Божии, призваны жить в мире, а мир бывает разный – христианский, языческий, богоборческий, и в нем, в таком разном, мы призваны пронести свет Христова учения и Истины, а это, по слову Писания, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».


НАСЛЕДИЕ ОТЦА ИОАННА


   

«Его духовные советы всякий может прочесть в сборниках писем. С моей точки зрения, это — лучшее, что написано в области духовно-нравственной литературы в России за последние лет пятьдесят».

Митрополит Тихон (Шевкунов), «Несвятые святые»

Архимандрит Иоанн оставил большое наследие в письмах и проповедях. Слово старца, написанное от большого опыта и по любви, доходит до самого сердца и меняет человека.

Книги отца Иоанна вы можете найти на сайте издательства «Вольный Странник» в разделе «Псково-Печерский монастырь».

Божий инок




Неведомому чаду

   


Дом души




Память сердца

   


Размышления о бессмертной душе

   


Радовать и радоваться
Практические советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

   


Отец Иоанн
(из книги «Несвятые святые»)


   

Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сайт издательства «Вольный Странник»: www.vsbook.ru
Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_
ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks
10 апреля 2020 г.

http://pravoslavie.ru/130144.html
« Последнее редактирование: 12 Апреля 2020, 03:58:43 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 12 Апреля 2020, 04:24:08 »

Пророчество отца Иоанна



Из проповеди митрополита Тихона (Шевкунова) в день 110 летия архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 11 апреля 2020 г. Псково-Печерский монастырь


Разворот из книги «Божий инок» со сканом пророчества архим. Иоанна (Крестьянкина), собственноручно им записанного 4 и 5 декабря 2000 г.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=_8bgzSSNX5k&feature=emb_logo


Собственноручная запись отца Иоанна: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

Пресс-служба Псковской епархии

11 апреля 2020 г.


http://pravoslavie.ru/130197.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 82774

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #21 : 12 Апреля 2020, 04:40:01 »

Тюренков Михаил

Старец, благословивший Путина: К 110-летию со дня рождения отца Иоанна (Крестьянкина)


Фото: pravoslavie.ru

11 апреля – 110-летие со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина), одного из самых почитаемых православных пастырей второй половины XX века, духовника Псково-Печерского монастыря. Об этом великом духовном подвижнике, его жизненном пути и заветах Царьград побеседовал с автором книги о батюшке, вышедшей в серии ЖЗЛ, историком Вячеславом Бондаренко.

Царьград: Говоря об отце Иоанне (Крестьянкине), многие называют его "старцем", хотя сам он от этого наименования "открещивался". И всё-таки, на Ваш взгляд, насколько оно корректно? Каковы вообще место и роль Батюшки в новейшей церковной истории и почему Вы одну из своих главных исторических работ посвятили именно ему?

Вячеслав Бондаренко: Да, сам отец Иоанн не раз говорил, что настоящих старцев уже не осталось – есть разве что "опытные старички", среди которых и он сам. Но, конечно, это говорилось по глубокому смирению. Уже его современникам было понятно, что отец Иоанн – не просто старец, а один из величайших представителей русского старчества за всю его историю.

Все свойственные старцу качества – Божественная любовь, дар рассуждения, смирение, мудрость, прозорливость – были присущи ему в полной мере. Это настоящий столп Православия ХХ века, и неслучайно его глубоко почитают не только в России – во всём мире. Безусловно, это прямой наследник таких гигантов духа, как преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский.

А лично меня к биографии Батюшки подвело паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь осенью 2017 года. До этого момента я, конечно, знал об отце Иоанне, но, как говорится, в объёме школьной программы. Паломничество, общение с людьми, знавшими Батюшку, все перевернули. Через шесть дней после возвращения из монастыря я сел за книгу. Меня мгновенно захватила судьба этого великого человека.

Царьград: Отец Иоанн родился незадолго до революционных потрясений, а священником стал в победном 1945-м. Насколько сложно было человеку его поколения избрать священнический путь? И как это случилось у отца Иоанна? Причём, насколько известно, его монашеский путь начнётся позднее, после тяжелейших испытаний? Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом.

Вячеслав Бондаренко: Люди той страшной эпохи шли к своему призванию по-разному. Для отца Иоанна же это было абсолютно естественным, логичным ходом всей его судьбы. Он происходил из глубоко верующей семьи, а его прапрадед, орловский купец Иван Михайлович Немытов, был учеником и собеседником великих Оптинских старцев Льва и Макария, в конце жизни сам принял постриг. Ваня ещё шестилетним мальчиком прислуживал в храме, а когда ему в шутку предлагали выбрать себе невесту, серьёзно отвечал: мне невеста не нужна, я – монах. У него были великие духовные учителя – священноисповедник отец Георгий Коссов, ученик Амвросия Оптинского, и святитель Серафим (Остроумов).

До 1932 года Иван жил в своём родном Орле, затем, когда там усилились гонения на Церковь (даже его родную улицу Воскресенскую переименовали в улицу Безбожников!), перебрался в Москву, работал бухгалтером на нескольких небольших предприятиях. Последней его светской работой была должность начальника отдела рабочего снабжения Московской окружной железной дороги, это был 1944 год. Уже тогда, в светской жизни, он был любим и уважаем всеми за мудрость, доброту, какой-то особый свет, исходивший от него.

В 1945-м, после диаконской, а затем иерейской хиротонии, которую совершал Патриарх Алексий I, отец Иоанн начал служить в храме Рождества Христова московского района Измайлово. И за пять лет стал одним из самых любимых и уважаемых московских пастырей – к нему ехали со всего города, начали приезжать и из других городов. К сожалению, в 1950-м его оклеветали и по ложному обвинению отправили на семь лет в северные лагеря. Там Батюшка работал на лесоповале, голодал, тяжело болел, практически ослеп… Но и там его любили все – и заключённые, и лагерное начальство, – и помогали, как могли.


Отец Иоанн Крестьянкин. Из следственного дела. 1950 год. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

Благодаря хлопотам митрополита Николая (Ярушевича) в 1955 году отец Иоанн досрочно вышел на свободу, но поскольку реабилитирован не был, следующие 11 лет провёл на отдалённых приходах – сначала в Пскове, затем в Рязанской епархии. Это было тяжёлое время хрущёвских гонений на Церковь. Но каждый храм, в котором служил отец Иоанн, при нём расцветал – из умирающего он превращался в светлый, радостный, к нему ехали люди со всей страны. При этом Батюшка не оставлял свою давнюю мечту о монашестве – сначала хотел уйти в Глинскую пустынь, а после её разгрома в 1961-м – в Псково-Печерский монастырь. Тем более что и здоровье к этому времени сильно расшаталось.

Так что монашеский постриг, который отец Иоанн принял в Сухуми 10 июля 1966 года от своего духовного отца схиигумена Серафима (Романцова), был, по сути, предсмертным. Но произошло чудо – после пострига Батюшка прожил ещё почти сорок лет. А в феврале 1967-го Патриарх Алексий I благословил его на уход в Псково-Печерскую обитель.

Царьград: И все последние десятилетия земной жизни отца Иоанна были связаны с Псково-Печерской обителью. В чём значимость этого места для верующих позднесоветских и постсоветских времён? И какова роль отца Иоанна в эти годы?

Вячеслав Бондаренко: Древний Псково-Печерский монастырь "благодаря" Гражданской войне в 1920 году оказался на территории Эстонии – и благодаря именно этому обстоятельству не был разгромлен, как другие великие русские обители. В 1944-1946 годах он был вообще единственным действующим монастырём в РСФСР, потом открыли также Троице-Сергиеву Лавру. Но именно Печоры стали настоящим оплотом, крепостью Православия, хранителем традиций русского старчества. Ведь к тому времени давно уже не существовали Оптина, Белобережская, Площанская, Зосимовская пустыни, в 1961-м разгромили Глинскую…

А Псково-Печерская жила, действовала, там подвизались великие старцы – Симеон (Желнин), Савва (Остапенко), Серафим (Розенберг), обитель возглавлял без преувеличения Великий наместник – архимандрит Алипий (Воронов). Об этих замечательных людях можно подробно прочесть в книге митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые" – в ней прекрасно передан "дух Печор", их благодатная атмосфера.

Отец Иоанн (Крестьянкин), пришедший в обитель в 1967-м, стал одним из ярчайших насельников монастыря за всю его историю. Это был человек-Любовь, человек-Добро, человек-Свет, великий духовный врачеватель, практик сердцеведения. К нему ехали со всех концов страны – ехали, чтобы посоветоваться, попросить благословения, получить вразумление, просто послушать его, посмотреть – хотя бы издали. Ехали знаменитости (в дневнике писателя Юрия Трифонова запись "ОТЕЦ ИОАНН КРЕСТЬЯНКИН" сделана именно так, заглавными буквами) и обычные люди. Многие тысячи верующих именно благодаря ему сделали первые шаги в мире Православия. Его книга "Опыт построения исповеди" стала одной из самых популярных и доступных духовных книг на русском языке. Сотни его писем духовным чадам содержат ответы буквально на все волнующие верующих вопросы.


Беседа отца Иоанна с духовными чадами. 22 мая 1972 года. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

Никто не знал, когда отец Иоанн спит, как отдыхает. Он всегда был на ногах, всегда с людьми – с их проблемами, бедами, горестями. А выглядел при этом радостным, ласковым, полным энергии – и когда ему было 70, и когда 75, и когда далеко за 80. За эту постоянную радость его звали Пасхальным Батюшкой.

В затхлой атмосфере 1970-х и первой половины 1980-х общение с отцом Иоанном было настоящей духовной отдушиной, свидетельством того, что вера жива, что золотая цепь русского старчества не прервалась. В смутные годы перестройки и начале 1990-х он становится настоящим моральным ориентиром для всей взбаламученной страны, его воспринимают как одного из главных людей Церкви. Характерно, что старца глубоко чтили и не раз советовались с ним Патриархи Пимен и Алексий II.

Царьград: Известно, что за несколько лет до кончины отец Иоанн принял только что избранного президента Владимира Путина, благословив его на правление. Что известно об этой встрече?

Вячеслав Бондаренко: Первая встреча Путина с Батюшкой произошла 2 августа 2000 года. У президента был эмоционально тяжёлый день – он встречался с родственниками погибших в Чечне бойцов 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, выглядел очень утомлённым. Но после того, как он пробыл в келии отца Иоанна час, его состояние изменилось: Путин заметно приободрился.


Президент России Владимир Путин в гостях у отца Иоанна. 2 августа 2000 года. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

О чём они говорили, гадать не стоит, но вспомним, что для отца Иоанна не было тайн ни в прошлом, ни в будущем человека. Келейница старца Татьяна Сергеевна рассказала мне, что после визита отец Иоанн вышел в коридор и, глядя вслед Путину, произнёс: "Дай Бог нашему теляти да волка съести".

Вторая встреча Путина со старцем состоялась сразу же после гибели подводной лодки "Курск". После неё президент встречался с родственниками погибших на "Курске" моряков. Остаётся добавить, что президент поздравил старца с его 90-летием, одним из первых отозвался на его кончину, а в 2018-м возложил цветы на его могилу.

Царьград: Можно ли говорить о духовном завещании отца Иоанна, и если да, то каково оно?

Вячеслав Бондаренко: Для меня это цитата из проповеди, которую Батюшка произнёс 15 января 1991-го, в день памяти преподобного Серафима Саровского:

Из истории России видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей Родины с внутренним состоянием народного духа. Поэтому необходимо понять, что как грех привёл к катастрофе, так и покаяние способно привести к восстановлению России. События ХХ века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Дай Господь нам всем мужества очнуться, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится неугасимая лампада – Святая Русь, ибо без неё не выбраться из трясины. Россия! Будь такою, какою ты нужна Христу!

https://tsargrad.tv/articles/starec-blagoslovivshij-putina-k-110-letiju-so-dnja-rozhdenija-otca-ioanna-krestjankina_247509
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!