Сергей Михеев: «Монетизация сознания губит Россию»Беседа с генеральным директором Центра политической конъюнктуры- Мы нередко слышим разговоры в общественном транспорте, на улицах, когда множество сограждан, от мала до велика, произносят исключительно слова «штука», «баксы», «еврики», «бабло». Причем это люди не бедствующие, не голодающие, хорошо одетые. Как, будто в советские времена всем нам денег хватало, а вот теперь – нет. Что же, сбылась мечта Запада превратить нас – пусть и не поголовно - в людей, измеряющих все в рублях или иностранной валюте?- Об этом нельзя размышлять, не говоря о религии. На самом деле, материалистическая ориентация – квинтэссенция безрелигиозного мира. Да и появилась она как результат массового и комплексного отпадения от веры, когда во главу угла были поставлены деньги. И, к сожалению, в нашей стране это началось не в девяностые годы.
Рискую получить гневные отклики читателей, и, тем не менее, напомню: марксизм, на котором строилось советское государство, был абсолютно материалистической идеологией, которая ориентировала человека на получение исключительно земных благ, потому что, по большому счету, принцип социализма был сформулирован как «От каждого по способностям, каждому по труду», а принцип коммунизма звучал: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Все жизненные цели зацикливались на потреблении.
В нашей стране этот голый материализм позднее облекли в некий «Кодекс строителя коммунизма», который, кстати, придумал не Карл Маркс. Но на самом деле все моральные ценности и целеполагания советского периода - отголосок православного мировоззрения русских людей. Просто у нас даже в советское время достаточно быстро стало ясно: жить исключительно на цитатах и выдержках из Карла Маркса просто невозможно. Тот же Сталин понял, что удержать в руках такую страну, как Россия, на голом марксизме не получится. В том числе, и по этой причине он столь жестко репрессировал разных «верных ленинцев» и троцкистов с их бредовыми космополитическими идеями о мировой революции.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это, в первую очередь, материализм и вопросы потребления, только деньги, только собственность на средства производства и более справедливое перераспределение благ. А то, что можно с натяжкой в их творчестве отнести к неким идеалам, все равно рассматривалось через призму вопросов производства, перераспределения и потребления. Поэтому многое из советского прошлого, то, что мы именуем одухотворенными явлениями, в действительности есть искажение марксизма и дань традиционной русской, российской культуре, тому самому базису, который не мог существовать без морально-этических посылов. Бессмысленно отрицать: эти самые посылы были неким переработанным и адаптированным православием, из которого убрали Бога. Оставили заповеди – но убрали Христа. Я думаю, кстати, что Маркс бы этого не одобрил.
Поэтому переход к обществу тотального потребления, в котором мы сейчас живем, был, к сожалению, подготовлен и советским периодом. Отрицать это бессмысленно. Давайте вспомним времена, когда у власти находился Н.С. Хрущев. При нем началось разложение советских постулатов, которые внедрялись в обществе. Он поставил перед обществом цель: «Догнать и перегнать Америку!». В чем догнать и в чем перегнать? В потреблении материальных благ. Человек должен иметь холодильник, дачу, машину, кооперативную квартиру и так далее. Собственно, это и были ориентиры коммунистического строительства.
Уже с того времени началась серьезная деградация и разложение советской идеологической модели, впрочем, на мой взгляд, изначально страдавшей массой «родовых травм», предопределивших финал. Ведь произошло фактическое признание того, что уровень потребления и является единственным мерилом эффективности общественного строя. Все остальное - химеры. Советские лидеры, возможно, тогда не поняли, что и собственные идеалы они в такой ситуации поставили под большой вопрос. А выиграть гонку потребления у нас не было никаких шансов.
К концу восьмидесятых годов все это привело к полному поражению в сфере идеологии, существовавшая матрица была разрушена. Как только с ростом потребления начались какие-то проблемы, вся идеологическая надстройка полетела в тартарары.
- Все так. Сегодня же мы повсеместно видим резкое обострение этого «хватательного инстинкта». Вы можете представить, что будет дальше?- Сейчас мы имеем дело с продолжением той же материалистической доктрины, но уже на иных основах, она очищена даже от некого подобия морального целеполагания. Большевики в свое время с наслаждением разрушили все идеалы старой России, не заметив при этом, как заложили мину замедленного действия под свои собственные. Это все продолжение одной истории. В 1991 году мы фактически сами объявили: «Хватит с нас любых идеологий! Вся жизнь объясняется экономикой, необходимо стремиться к личному благополучию, все остальное – химера». Если посмотреть на этот процесс с религиозной точки зрения, то любой верующий человек вам скажет: «На самом деле, и советский, и нынешний этапы – продолжение одной и той же борьбы». Борьбы за вытеснение Бога, как основы моральных законов, из души человека. А средства могут розниться. И все это укладывается в эсхатологическую теорию развития, не прогрессистскую, а ведущую к регрессу – концу света, как закономерному результату моральной деградации человечества.
На Западе уход от религии начался именно с утверждения прогрессистской идеологии, утверждающей, что чем дальше – тем лучше. Почему? Да потому, что у человека есть возможность приобрести больше материальных ценностей, всевозможных технических приспособлений, которые облегчают жизнь индивидуума, так что все – во имя человека и на благо человека. Ведь марксизм, как известно, был плоть от плоти порождением западной философской школы, классическим продолжением прогрессистских материалистических позитивистских теорий, утверждающих, что мир познаваем, все в нем понятно, он развивается по восходящей, от худшего к лучшему, все новое значит хорошее… Ну, и так далее.
Но эта концепция базируется на одном постулате: «Человек живет только для того, чтобы повышать свои нормы потребления». В СССР всего-навсего сделали некий реверанс в сторону действительности. Поскольку в голове советского человека столь откровенно тупое, примитивное отношение к жизни не укладывалось. Хотя, если вспомнить революцию, то на каких лозунгах пришли к власти большевики? Земля – крестьянам, заводы – рабочим, мир – народам. Последний – в качестве довеска. Расшифрую суть лозунгов: хватит заниматься ерундой и нести ахинею, надо перераспределить средства производства, осуществить передел земли – после чего все мы прекрасно заживем. А главное – у всех всего будет навалом.
- И вот к чему мы пришли. Средняя зарплата по стране сегодня составляет примерно 23 тысячи рублей, этот показатель рассчитан с учетом заработков топ-менеджеров ведущих корпораций, доходы которых исчисляются миллионами долларов в год. При нынешних ценах и ставках на оплату коммунальных услуг, согласитесь, негусто. Мало и плохо работаем? Много иждивенцев в семьях?- Полагаю, проблема комплексная, и рассматривать ее надо философски. Сегодня мы имеем общество, которое отбросило последние остатки морального целеполагания. В девяностые годы, повторю, людям объяснили, что главное – обогащаться. Кто обогатился – молодец, кто не нажил состояния – неудачник, вот и все. Любая другая мораль была заменена на простую формулу: «Хорошо – это эффективно, нехорошо – это неэффективно». Если еще проще – «Хорошо, когда у меня есть деньги, плохо – когда нет. Хорошо, когда я украл, плохо – когда украли у меня». В таком виде социал-дарвинистская формулировка стала лозунгом девяностых. Это сегодня мы - не очень громко… - заговорили о некоей социальной защищенности, а тогда утверждался социал-дарвинизм. Успешным был тот, кто смог найти себя в том мире. Кто не смог – ну, тот должен умереть. Егор Гайдар об этом говорил практически совершенно открыто. Это и есть идеология, которая допускает возможным и нормальным существование большого количества социально незащищенных людей.
Кстати, весьма показательно, что самыми ярыми и циничными либералами стали именно выходцы из партийных, советских и комсомольских структур, а даже не диссиденты, про которых вообще довольно быстро забыли. Либералами стали люди, которые еще в советские времена четко усвоили, что материальное доминирует над духовным. Кстати, многие из них - люди весьма образованные и прекрасно знакомые с классикой марксизма-ленинизма.
Сегодня присутствует еще и превратно понятая считающими себя успешными людьми логика развития: «Много денег не бывает, чем больше – тем лучше!». В реальности нередко бедность части нашего населения - в том числе и тех, кто честно работает – следствие сверхжадности предпринимателей, нашего российского бизнеса. У него, повторю, инстинкт насыщения, когда дело доходит до денег, отсутствует. Надо брать как можно больше, отдавать как можно меньше. Получать максимально возможную прибыль в кратчайшие сроки – при минимальных издержках.
Не удержусь и здесь от реминисценций на советскую тему. Какими советская система представляла нам предпринимателей, бизнесменов и капиталистов? Циничными, безжалостными, бесчеловечными акулами, достигшими своего успеха, идя по трупам. Вот такими они – наши новые нувориши – и стали. Точь-в-точь по советским пропагандистским лекалам, только с переменой знака, с минуса на плюс. Никакого другого образа «цивилизованного бизнеса», об отсутствии которого у нас часто сокрушаются, у них в голове никогда не было.
Есть и другая проблема. К сожалению, действительно культура труда в нашем обществе серьезно деградировала именно за последние 20-25 лет. То, что было до 1917 года, уже никто не помнит. Советский культ труда на благо общества освистан. Пытаясь стать почти протестантской страной - по Максу Веберу, мы игнорируем многие совершенно очевидные вещи, и вряд ли они появятся в сознании людей. Грустно, но все меньше и меньше в России людей – даже среди бедных – которые готовы упорно и качественно работать.
Это – огромная проблема. Люди, особенно молодые, находясь «при деле», стараются как можно меньше трудиться – и как можно больше получать денег.
- Есть прямая связь между упадком в реальном секторе экономики и низкими зарплатами. Институт имени Гайдара в октябре привел такие выкладки: уровень оплаты труда в промышленности перестал привлекать потенциальных работников. Самые плохие зарплаты - в самых проблемных отраслях: в машиностроении свои доходы ниже нормы оценивают 46 процентов рабочих, в легкой промышленности — 42, а в лесной — 28 процентов. Никакого секрета, повсюду – нехватка квалифицированных рабочих множества специальностей. «Старики» ушли, молодых практически нет. «Кончились времена, когда рабочая профессия гарантировала зарплату выше, чем у врачей и учителей, не говоря уж о различных привилегиях, - оценил российские реалии корреспондент итальянской газеты «Репубблика». - Рабочие постепенно исчезли. А родители рекомендуют детям не заниматься ручным трудом». Получается, мы громогласно призываем развивать реальное производство – и сами обрекаем себя на «кормление от трубы»? Парадокс очевиден.- Да, парадокс налицо. С одной стороны, мы провозглашаем, что во главе угла стоит экономика – и все с этим соглашаются. А, с другой стороны, работать никто не хочет. Выросло поколение, в головах которого одна доминанта: «Не надо ничего уметь делать, главное – устроиться так, чтобы делать меньше, а получать больше». Почему? Да потому, что следует как можно больше развлекаться! Это уже другой аспект той же проблемы. Вместе с разрушением прежней жизни, вместе с внедрением социал-дарвинизма мы активно культивируем и мировоззрение крайнего гедонизма. В чем смысл жизни? До революции говорили, что следует веровать в Бога. В советское время – о том, что необходимо работать на благо общества. Ну, а в чем смысл существования сегодня?
Утверждают, что смысл - в получении максимального удовольствия за единицу времени. Вот ради чего необходимо жить. И каким образом ты для этого достанешь деньги – не имеет никакого значения. Таковы иные последствия утраты морального целеполагания. Идет деградация человеческой личности, признаем честно. Но именно эта идеология внедряется в наше общество последние двадцать-двадцать пять лет.
Рискну получить упреки и обвинения в конспирологии, но я уверен, что все это неслучайно. Есть, разумеется, люди, не ведающие, что они творят, но в принципе гедонизм внедряется совершенно сознательно. Потому что на том же Западе, в тех же Соединенных Штатах, ситуация выглядит несколько иначе. Там по сей день пропагандируется и внедряется с самого детства в умы людей культ self-made man, то есть человека, который достиг всего своим собственным трудом. Он начинает трудиться «внизу», и только потом, если он талантлив, поднимается «наверх». Каждый день он работает, вкалывает до пота на своем рабочем месте, даже если эта работа не любимая, не приносящая удовольствия.
(Окончание следует)