Александр РомановНациональные республики хотят взять под свой контроль всю РоссиюМинтимер ШаймиевМинтимер Шаймиев предложил проверять все законы на соответствие их интересамБывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев накануне предложил измерять некоторые законы, готовящиеся в Госдуме, лекалами интересов национальных республик, чтобы они не повредили «народам России». А для этого отряжать в Думу официальных представителей от республик, которые бы принимали там участие в обсуждении законопроектов и давали окончательное добро на их дальнейшее продвижение.
Несмотря на то, что новый порядок, будь он введен, сразу бы замедлил и осложнил законотворческий процесс, Владимир Путин, по словам Шаймиева, отнесся к этой идее «с удовлетворением и пониманием». Понимание было получено на встрече Путина с доверенными лицами в понедельник, где Минтимер Шаймиев, по его словам, изложил главе государства свою идею.
Особый подход предлагается им не ко всем законам, а только к тем, которые затрагивают интересы «народов России». Но поскольку вся Россия состоит из народов, то может статься, что сверяться с ними будут абсолютно любые законодательные акты.
Чем же это вызвано? Свою инициативу нынешний госсоветник РТ Минтимер Шаймиев объясняет так: «В Госдуме невозможно простым голосованием отстоять интересы национальных республик, потому что нас всегда меньше, мы даже на простое большинство не можем рассчитывать». «Не можем решить многие вопросы и на уровне Совета Федерации», – продолжил он и добавил, что такая ситуация является «несправедливостью».
Непонятно только, почему все 20 лет пребывания на посту президента РТ эта «несправедливость» ускользала от его взора.
Шаймиев напомнил, что в Верховном Совете СССР существовала палата национальностей, которая рассматривала «интересы, касающиеся различных народов». Аналогичный подход будет уместен и сейчас, уверен госсоветник Татарии. Это, по его словам, поможет исключить принятие законов, которые «вызывают напряженность в обществе», цитирует его слова «Коммерсантъ».
Существует, впрочем, и еще более давний аналог – ходоки. Именно с их помощью Ленин узнавал о настроениях, царящих в народе, а народ – о том, что задумал вождь. «Бился об Ленина темный класс, и тек от него в просветлении», – сказал об этом процессе поэт. А художник вдохновился на известную картину «Ходоки у Ленина». Ну а то, что сейчас предлагает Шаймиев, является своего рода возрождением института ходоков, но только не простых, а национальных, и не к главе государства, а в парламент – законы проверять.
«Договорились, что мы сформулируем, как это должно выглядеть, в какой форме, и передадим на рассмотрение. Думаю, что мы придем к взаимопониманию и решению», – рассказывает Шаймиев о разговоре с Путиным. Его реакцию он расценил как «хороший сигнал для дальнейшей работы и отстаивания полных конституционных интересов национальных республик, чтобы с ними все считались».
Интересно, а кто с ними сейчас не считается? Нельзя ли привести примеры? А также хорошо бы узнать, какие законы, принятые Думой ранее, оказались для РТ и других республик таким тяжким бременем, что нести его просто невмоготу и посему понадобились «согласователи» в Думе. Но на этот счет никаких уточнений не последовало.
В то же время любопытно отметить, что на встрече Путина с доверенными лицами никто не заметил длительного общения между ним и Шаймиевым. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал газете, что Шаймиев не выступал. «Они пересеклись в коридоре, пожали друг другу руки, но подробного разговора не было», – сообщил Песков. При этом он заметил, что, возможно, разговор был раньше или по телефону.
И источник «Коммерсанта» в Администрации Президента отметил, что на этой встрече «инициатива Шаймиева не озвучивалась и не выносилась на обсуждение с экспертами». «Никаких поручений главы государства по линии администрации по проработке данной инициативы не поступало», – сообщили в Кремле.
Таким образом, остается неясным, когда и где Шаймиев изложил Путину свою идею.
Зато ясно, что в Госдуме к предложению Шаймиева отнеслись скептически. Там даже не поняли, что именно он подразумевает под «особым порядком разработки и принятия законов», затрагивающих интересы народов. «Особый порядок, записанный в Конституции, что ли?» – предположил глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.
А руководитель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин выразил уверенность, что «Конституция предусматривает очень взвешенный и глубоко продуманный порядок принятия федеральных законов, учитывающих интересы всех субъектов законодательной инициативы, включая законодательные органы субъектов Федерации».
Может, республикам нужны лоббисты собственных законопроектов, которые не проходят через Думу? Плигин признал, что Госдума отклоняет часть законопроектов, поступающих от региональных законодателей, но происходит это только с теми из них, которые не соответствуют «принципам равного действия законов на всей территории России».
Уж не здесь ли кроется разгадка? Республикам хочется собственных законов, таких как, например, законы отдельных штатов в США?
Что же касается специфики регионов, то с ней на сегодняшний день все в порядке, считают думцы. Сафаралиев согласен, что при принятии любого закона «надо учитывать специфику регионов», но она и так учитывается, говорит он. Законы же, которые касаются предметов совместного ведения федерального центра и регионов, принимаются в Госдуме после того, как региональные законодатели представят в Москву собственные заключения. Таким образом, интересы народов могут быть защищены без их физического присутствия в Думе. Не стоит создавать «особые порядки для отдельных групп граждан», говорит Сафаралиев.
Эксперты также не поняли смысла предложения Шаймиева. Политолог Александр Кынев не верит, что в Госдуме невозможно отстаивать интересы нацреспублик, а доводы Шаймиева назвал несостоятельными. «Нынешняя избирательная система крайне благоприятна для национальных регионов Северного Кавказа и Поволжья, – подчеркнул он. – Благодаря высокой явке и системе распределения мандатов они в Госдуме имеют долю депутатов больше, чем доля их избирателей в масштабе населения страны. Республики и так перепредставлены в парламенте».
В последние месяцы Минтимер Шаймиев не первый раз выступает в защиту конституционных прав республик. В ноябре на конференции, посвященной 20-летию татарской Конституции, экс-президент РТ выступил с резкой критикой в адрес федеральных властей, обвинив их в несоблюдении принципа «конституционного разграничения полномочий» между центром и субъектами Федерации, а также против переименования должности президента республики.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Михаил Старшинов в комментарии данной ситуации для ИА «Регнум» сказал: «Сама мысль о том, чтобы создать при президенте какое-то национальное лобби, противоречит здравому смыслу».
Заметим также, что Татарстан располагает 16 депутатскими местами в Думе, равно как и Башкирия. Больше только у Москвы – 27 мест, ну так она и сама больше. И если смотреть по населению, то у Москвы должно бы быть не 27 депутатов в Госдуме, а 54, тогда была бы справедливая пропорция с Татарстаном. Впрочем, ее можно вывести по-другому – сократить число депутатов от РТ до 8 человек.
http://www.km.ru/v-rossii/2012/12/12/vnutrennyaya-politika-v-rossii/699495-natsionalnye-respubliki-khotyat-vzyat-pod-