Виктор Саулкин, Русская народная линия «В нем Церкви Истинной хоругвь, и меч и сила»..И Царство новое пред их очами встало...
Оно не прихотью явилося на свет,
В нем не одной Руси спасения завет.
В нем Церкви Истинной хоругвь, и меч, и сила!
Единоверных скорбь, чтоб быть ему, молила.Аполлон Майков, «У гроба Грозного»
Духовные «нестяжатели» и мрачные «иосифляне»Лет тридцать назад среди православных очень модно было спорить о прп. Иосифе Волоцком и прп. Ниле Сорском. В то время еще не было столь резкого разделения на консерваторов и церковных либералов. Но помню, как упорно пытались противопоставить смиренного нестяжателя прп. Нила Сорского «мрачному» и «жестокому» государственнику Иосифу Волоцкому. Сегодня любому человеку, серьезно изучающему источники, ясно, что между двумя преподобными отцами не было противоречий и при жизни святые старцы с огромным почтением и любовью относились друг к другу. Легенды о противостоянии прп. Нила Сорского и прп. Иосифа Волоцкого возникли позже, и распространяли эти слухи люди с определенной целью. Например - Вассиан Патрикеев, который после смерти прп. Нила упорно пытался противопоставить его Иосифу Волоцкому, вступив в борьбу с «иосифлянами». И впоследствии эти легенды любили повторять люди определенных политических взглядов. Но в 70-е и 80-е годы прошлого века часто можно было слышать о том, что Русская Православная Церковь в ХV столетии совершила трагическую ошибку, избрав путь Иосифа Волоцкого. Утверждали, что именно следование по пути Иосифа Волоцкого и привело в ХХ веке к духовной катастрофе. Русская Православная Церковь якобы в то время утратила истинное понимание христианского евангельского пути. Мрачные «иосифляне» победили духовных «нестяжателей». А если бы Церковь держалась подальше от государства, то сумела бы сохранить свою духовную чистоту - уверяли нас те, кто считал себя последователями прп. Нила Сорского и противниками «казенного православия».
«Тиранолюбцы» и «подлинные христиане» Сегодня среди православных можно наблюдать похожие споры. Горячую полемику ведут два лагеря. В одном те, кто почитает память первого Помазанника Божия на престоле Русского царства - государя Иоанна Васильевича Грозного. В другом - те, кто считает Грозного царя «кровавым тираном» и «параноиком». «Тираноборцы» считают себя настоящими, подлинными христианами, которые следуют Евангелию. Они утверждают, что о почитание царя Иоанна Грозного в церковной среде говорят духовно поврежденные «псевдоправославные», которые «сильное государство» ставят выше Христа. Для этих «тиранолюбцев» главное не христианские заповеди, но важно чтобы правитель крепил мощь страны, даже, если рубит головы и на кол сажает невинных. Для «псевдоправославных» строительство могучего государства гораздо важнее, чем следование заповедям Христа Спасителя. В общем, все эти «псевдоправославные» такие же духовно поврежденные люди, далекие от духа Евангелия и христианской любви, как и их кумир - Иоанн Грозный. Что же будет, если эти «опричники», которые, как утверждают, требуют немедленного прославления царя в лике святых, навяжут свои взгляды церковному народу и заставят священноначалие канонизировать царя Иоанна Грозного? Ясно, что за этим последует духовная катастрофа для Русской Православной Церкви, которая таким образом отступит от Христа. А вслед за этим и неизбежные бедствия для народа, над которым нависнет угроза нового Гулага и опричного террора. А народ у нас духовно безграмотен и серьезно искалечен и поврежден «тоталитарным прошлым», а потому всегда готов потребовать и принять любую «сильную руку». Видна явная опасность для Церкви от «правых» раскольников, которые мечтают видеть Россию «Востоком Ксеркса», а не «Востоком Христа».
Необходимо заметить, что православные христиане, почитающие память царя Иоанна Васильевича никогда не обращались с просьбами, а тем более требованиями к священноначалию о канонизации Государя. Они просят об одном - перестать повторять устоявшиеся идеологические клише и пропагандистские штампы, навязанные либералами в ХIХ веке российскому обществу, а спокойно, используя все сохранившиеся источники, исследовать сложную и трагическую эпоху становлении Русского государства в ХVI столетии и дать объективную оценку личности первого Русского царя, великим свершениям и возможным ошибкам. Но эти призывы пытаются заглушить возмущенными воплями о неких «тиранолюбцах», которые мечтают о «сильной руке» и желают видеть во главе России очередного жестокого тирана.
Новая угроза - «православные сталинисты»В последние годы, к ужасу «подлинных христиан», среди православных появились и те, кто не разделяет хрущевскую трактовку личности Сталина. Не оправдывая коллективизацию, Гулаг и попытки уничтожить Церковь, оторвать народ от Православной веры, они видят действия Промысла Божия в великих и трагических испытаниях, посланных Богом России в ХХ веке. Великую Отечественную войну они считают очистительным испытанием за грехи революционного безумия, Великую Победу - дарованной Богом России по милости Царицы Небесной и молитвам всех Святых, в земле Российской просиявших. Чтут великий подвиг народа в этой войне и при этом отдают должное Верховному главнокомандующему Армии-победительницы и правителю Советского Союза Иосифу Сталину. Подобного отношения не могут вынести сердца «подлинных христиан».
И в последние годы «подлинные христиане» считают своим долгом и священной обязанностью не только обличать «церковных маргиналов», почитающих тирана Иоанна Ужасного, как принято называть Грозного царя в европейском «цивилизованном обществе» и среди просвещенных российских интеллигентов, но и вести суровую непримиримую борьбу с «православными сталинистами». Подобных людей «подлинные христиане» называют не только «тиранолюбцами» но и несчастными «совками», которые с тоской вспоминают о сытом египетском рабстве в тоталитарном СССР. «Вам не нужен Христос Спаситель!» - с праведным гневом обличают они «совков», пытаются внушить, что несчастные «сталинисты» и «тиранолюбцы» невероятно далеки от духа евангельской любви. «Вам нужна лишь «сильная рука» и «имперское величие»! Послушать наших «подлинных христиан» и станет ясно, что любой, кто с ними не согласен, не только не почитает память новомучеников, но мечтает о кровавых казнях, «воронках» и Гулаге. Особенно пламенным борцам с «православными сталинистами» мерещатся «совки», которые мечтают собственноручно расстреливать врагов. Борцы с «православным сталинизмом» и разоблачители «тирана и изверга» Иоанна Грозного искренне уверены, что спасают Церковь Христову от страшной опасности, от зловещих духовно поврежденных людей, желающих подменить проповедь Евангельской любви мечтой о могучей Империи во главе с «кровавым вождем».
«Сокрушители идолов»Казалось, столько сил потрачено современным Российским государством на разоблачения Сталина: огромные тиражи различных «Детей Арбата», множество телесериалов, бесконечные передачи Сванидзе и Млечина и пр. пр., но окаянные и неугомонные сталинисты коварно пробрались и в церковную ограду. И на РНЛ в последнее время несколько православных священников искренне сражаются за души людей, пытаясь спасти читателей от соблазна, который несут «православные сталинисты». Один священник так яростно сокрушает «идолы Сталина» в сердцах, что даже посчитал «плевком в лицо» приведенные мною слова Сталина «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!». Представляю, какие нравственные страдания испытывает этот пастырь, когда фронтовики надевают 9 мая боевые награды и медали, на которых выбиты слова «За победу над Германией», «Наше дело правое. Мы победили», да еще и профиль ненавистного генералиссимуса! А что же происходит с бедным пастырем, когда демонстрируют парад Победы, который состоялся 24 июня 1945 года в праздник Пресвятой Троицы? Когда на белом коне принимает парад маршал Победы Георгий Константинович Жуков, а командует парадом маршал Победы Константин Константинович Рокоссовский. Оба маршала так и ушли из жизни «нераскаяшимися сталинистами», в отличие от Хрущева. Да и сам парад Победы - имперская мощь, радость и торжество народа-победителя. Как это невыносимо видеть пастырю, сокрушающему идолы в наших сердцах. А если он увидит хронику Церковного Собора, на котором избирали Святейшего Патриарха Алексия I, затем торжественный концерт в Колонном зале, то испытает настоящее потрясение: зал заполнен архиереями и священниками, которые сидят вместе с генералами и офицерами-фронтовиками. И все они вместе слушают увертюру П.И. Чайквского «1812 год». Какая недопустимая близость Церкви с безбожным государством! Невольно вспоминаешь, как в спорах о прпп. Иосифе Волоцком и Ниле Сорском нас уверяли, что даже с властью Православного государя Церкви нельзя сближаться - тем самым убивается дух Евангелия. Церковь не должна иметь ничего общего с государством, уверяют нас хранители «подлинного христианского духа». Церковь должна пребывать в гонениях и пустынях, тогда в ней изобильно пребывает благодать Святаго Духа.
А в 1945 году Русская Православная Церковь приветствовала богоборца Сталина и вскоре под эгидой безбожного Советского государства в 1948 году провела Всеправославное совещание. Невероятное духовное падение. Вот к чему привел «дух сергианства»! Запуганные сталинскими репрессиями патриарх Сергий и патриарх Алексий I, вынужденно и малодушно пели хвалу тирану, пытаясь человеческими усилиями спасти Церковь. В отличие от современных «сокрушителей идолов» Патриархи, вероятно, не знали, что Церковь спасает Сам Господь.
Нужна ли Церкви Христовой сильная Россия?В том, что все скорби, переносимые ради Христа обильно подают душе благодать, никто не сомневается. Узким путем входит в Царство Небесное каждая душа. Но христианский подвижник может нести эти скорби и находясь в видимом благополучии, окруженный почетом и всеобщей любовью. Неужели кто-то сомневается, что узким путем шел ко Господу св. прав. Иоанн Крондштадтский, или митрополит Филарет Московский? Прп. Амвросий Оптинский, окруженный в Шамордино искренней и глубокой любовью, заботой и вниманием всех сестер обители, говорил: «Вы не знаете - я у вас, как на Кресте». Разумеется, и в православных странах при благочестивых правителях, и даже на Святой Горе Афон, во многих монастырях во все времена христиане идут узким путем, исполняя заповеди Христовы. В эпоху гонений на Церковь, которые случались в истории разных народов, малодушные часто теряют веру, но зато многие стяжают венцы мучеников и исповедников. Так было и в Риме, когда христиан выводили на арену Колизея, и в России, когда богоборцы пытались уничтожить Русскую Православную Церковь. Все эти испытания были посланы Богом.
Но разве не Господь воздвиг в свое время св. Константина Великого? Разве не по Промыслу Божию 1000 лет существовала на земле Восточно-Римская Империя? И не по воле Божией было создано Православное Русское Царство?
После падения Византии враги Церкви Христовой торжествовали. Все православные народы на Востоке и на Балканах оказались под властью иноверцев. Но далеко на севере 17-тилетний Великий князь Московский Иоанн Васильевич по благословению своего духовника и воспитателя святого митрополита Макария, по благословению всех Патриархов поместных Православных церквей, находившихся в то время под игом агарян, венчается на Царство по чину императоров Восточно-Римской Империи. Молодой государь Иоанн Васильевич поднимает священную Хоругвь-лабарум святого Константина Великого. Великое княжество Московское становится Русским Царством. И враги Христовы никогда не простят государю Иоанну Васильевичу его подвиг.
Со времен святого Константина Великого и в Византийской империи, и в Российской империи православные государи твердой рукой ограждали Церковь Христову от внешних врагов. Неслучайно враги Христовы все эти столетия вели яростную борьбу с христианской государственностью. И мы видим, как стали развиваться события после того, как им удалось сокрушить Православное Русское Царство. Преследования верующих в СССР напоминали гонения на христиан в языческом Риме.
Но Промысел Божий действует непостижимым для нас образом. «Мои пути не ваши пути» говорит Господь.
Мне приходилось писать о том, как удивительным образом существование в мире на месте исторической России атеистической «Красной империи» в виде СССР сдерживало наступление антихристианских сил в Европе и США. Западные христиане были озабочены правами верующих в СССР. Лишь после распада Советского Союза, расчленение исторической России, на «постхристианском» Западе стало возможно открытое наступление на христианскую нравственность, попытка изгнать все, что напоминает о Христе из жизни европейских народов.
Сегодня Русская Православная Церковь и МИД РФ говорят о геноциде по религиозному признаку в Сирии, где т.н. оппозиция в захваченных районах полностью истребляет сирийских христиан. Разве можно было представить, чтобы при существовании сильного Российского государства взрывали древние православные храмы в Косово, изгоняли и истребляли сербов? Можно было представить в Российской империи или в СССР геноцид русских в Чечне? Да, в Советском Союзе были жесточайшие гонения на Церковь, убивали и преследовали христиан. Но самый страшный размах эти гонения принимали во время революции, в 20-е и 30-е годы, а также при «верном ленинце» Хрущеве. Именно государственный атеизм и безбожие стали основными причинами развала могущественного Советского Союза и последующей катастрофы. Но разве это является поводом, чтобы отказаться от мысли восстановить сильную Державу на обломках исторической России, соединить в единую семью насильно оторванные друг от друга части Русского народа? Что же плохого в том, чтобы мы стремились возродить могучее и сильное Государство, ту новую Россию, о которой пророчески говорил св. Иоанн Крондштадтский? О возрождении этой России с надеждой молятся православные сербы и сирийские христиане. Неужели не ясно, что в современном мире только Россия способна защитить христиан. На «постхристианском» Западе берет верх открытый сатанизм с парадами содомитов и ювенальной юстицией, мусульмане мечтают о всемирном Халифате, на востоке - мощный атеистический и языческий Китай. Только возрожденная сильная Русская Держава сможет стать последней внешней оградой и защитницей Церкви Христовой.
Сильное государство без сильной власти? У России сегодня два пути. Первый - это дальнейшее ослабление и распад российской государственности, полное утверждение в России власти класса «глобальных олигархов», о которых говорил Владимир Якунин в своей статье. В этом случае - ювеналка, торжественные парады содомитов, «крестоповал», ежегодные юбилейные концерты на солее храмов в память о «подвиге» «героических» кощунниц, и т.п. развлечения, а также гонения на «православных мракобесов и экстремистов». И методичное замещение русских на территории «демократической России» десятками миллионов мигрантов. Нет русских - нет и Русской Православной Церкви. Проблема решена.
(Окончание следует)