Русская беседа
 
30 Ноября 2024, 08:29:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Митрополит Климент:Мы должны обратиться к духовным корням нашего великого народа  (Прочитано 1622 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Января 2013, 16:14:23 »

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Мы должны обратиться к духовным корням нашего великого народа

В Общественной палате РФ состоялись слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества»



24 января 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества», сообщает Патриархия.Ru. С докладом выступил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Он отметил, что слушания проходят в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений, девиз которых «Традиционные ценности и современный мир». На чтениях рассматривались различные вопросы современной жизни, среди которых есть немало дискуссионных.

«В своем выступлении я хотел бы высказать некоторые мысли о значении и влиянии на жизнь человека и общества слова и литературы. История слова имеет духовные корни и связана с источниками знания или, точнее, откровения о Боге, которые отчасти даются нам в нашем опыте, но в большей степени — через книги Священного Писания и Предание. Литература в привычном для нас понимании зародилась значительно позже, после того как пророком Моисеем было впервые письменно зафиксировано Божественное Откровение и история Ветхозаветного человечества в Пятикнижии. В отличие от Откровения, литература давала религиозным идеям иное понимание и значение. На первое место в ней выдвигается авторское начало, которое может быть обусловлено самыми разными наклонностями человеческой природы и, конечно, потребностями общества. Но так как сама природа человека по учению ряда отцов Церкви трехсоставна: человек есть тело, душа и дух в их соединении, то духовная составляющая, как бы она ни была затемнена, непременно проявляла себя. Это мы и видим у отдельных авторов античности в виде возникновения в их творчестве некоторого предощущения грядущего Избавителя человечества от ада, хотя подчас это было выражено довольно смутно», - продолжил владыка Климент.

По его словам, в течение нескольких тысяч лет две линии развития слова существовали параллельно, практически не пересекаясь. «Если художественное слово, получившее широкое распространения в дохристианском греко-римском языческом мире, легко транслировалось в другие культуры, то Слово Божие сохранялось скрытым от языческого мира на сравнительно небольшой территории Ближнего Востока. Многое изменилось после пришествия на землю Христа. Данное Им людям Евангелие стало началом новой, христианской литературы, произошла христианизация художественного слова древнего мира. Оно стало служить совершенно иным, духовным целям и задачам. Войдя в христианскую культуру, приобрело преобразующее влияние на личность и общество. Красота слова, одухотворенная христианскими истинами, обрела большую силу воздействия на сознание человека. Оно стало не просто обслуживать потребности человека, а перерождать его для новой жизни во Христе», - добавил архиерей.

Говоря о христианизации литературы, митрополит Климент отметил ее многообразие, которое появилось в I и первой половине II тысячелетия по Рождестве Христовом. «По жанрам можно выделить следующие ее виды: житийная, патериковая в виде сказаний, историческая повесть, космология, гомилетическая, богословская, а также гимнографическая с изобилием художественных образов и приемов, и духовная поэзия — причем не только на классических, но и на национальных языках, которые стали интенсивно развиваться именно благодаря включению новых народов в единый христианский мир. Так было в течение долгих веков на православном Востоке, так было и на Западе. Однако постепенно на Западе литература стала отходить от христианских норм, а в эпоху Ренессанса полностью потеряла христианскую почву, возродив языческий антропоцентризм. На Востоке эти процессы шли несколько иначе. После падения Византии ее наследницей становится Русь, как в области церковной жизни, так и в области культуры, и прежде всего — литературы. Позже, когда наступили времена петровских реформ, секуляризация культуры стала прогрессировать и в России, но творчество целого ряда носителей русской культуры сохранило в себе христианские корни. Мы говорим, в первую очередь, о русских писателях, произведения которых являются вершинами нашей литературы. Именно произведения таких великих русских писателей, как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Чехов и многих других представителей так называемого золотого века русской литературы явились определяющими в деле формирования национального самосознания России последних двух столетий. Ведь они писали для того, чтобы человек научился размышлять о смысле своей жизни, о высоте нравственности и низости порока, о превосходстве духовного начала в человеке над материальным и т.д. Они же стали основой российской системы гуманитарного образования и воспитания, которая сложилась в этот период. Эта система оказалась настолько устойчивой, что даже, претерпев существенную трансформацию в советский период, претерпев отягощение чуждой для отечественной культуры идеологией, она не теряла своего мощнейшего влияния на культурную и духовную жизнь нашего народа вплоть до последнего десятилетия XX века», - добавил архипастырь.

По словам владыки Климента, «кризис этой системы и кризис влияния самой литературы на общество приходится на конец XX — начало XXI века, которые стали временем не только бурных политических преобразований, но и изменения национального менталитета». «Этому есть свои причины. В первую очередь, дело, конечно, заключается в изменении общественного сознания. Отказавшись от коммунистической идеологии, господствовавшей в стране на протяжении 70 лет, общество не определилось с национальной идеей. Вместо того, чтобы обратиться к своим духовным корням, и в них, а также в историческом фундаменте нашей страны, искать основы будущей народной жизни, мы оказались вовлечены в так называемую мировую массовую культуру, которая, в особенности в 90-е годы минувшего века, интенсивно внедрялась в общество посредством СМИ и, еще в большей степени, — через изменение привычного уклада жизни и активное продвижение западных идеалов и ценностей. «Бери от жизни всё!» — именно под этим лозунгом продвигалась идея равенства между такими понятиями, как «счастье» и «богатство». Человеку внушалось, что чем больше он приобретет материальных благ, тем более беззаботной и счастливой будет его жизнь. При этом практически полностью отвергались любые духовные и морально-нравственные ценности на пути к достижению своего идеала. Огромное число людей, прельстившихся этой ложной идеей счастья, бросают Родину и уезжают в поисках личного рая в экономически благополучные западные страны. Уже с первого взгляда было ясно, что эта массовая культура совершенно чужда не только русской культуре, но и всякой национальной культуре вообще. Являясь по своей сути бездуховной, она не имеет основ и принципов. Через потворство самым низменным инстинктам, низводящих человека на уровень животного мира, эта так называемая культура не соединяет, а, напротив, разобщает людей, ведет их путем духовного саморазрушения», - отметил архиерей.

В результате экспансии западной культуры, по его словам, традиционная русская культура и, прежде всего, литература, как носительница духовного начала, становится для искаженного «массовой культурой» сознания «врагом номер один», предметом издевательств, травли, уродливых пародий, а больше всего — замалчивания. «Те, кто стоит за нападками на нашу культуру, стремятся внушить нашему обществу, что мы народ, не имеющий своего национального и духовного начала, своей религии, истории, литературы и языка. Убедить общество в этой лжи — значит выиграть важный этап информационной и психологической войны, которая сегодня ведется. С сожалением приходится констатировать, что за последние 20 лет «массовая культура» смогла глубоко проникнуть в наше общество и заложить иной культурный код», - добавил митрополит.

По его словам, непростая ситуация с чтением литературной классики, которая сложилась в нашей стране сегодня, отсутствие, прежде всего, вдумчивого и глубокого читателя, является настоящим вызовом всей русской культуре. «Общество теряет молодое поколение, погруженное в виртуальную реальность мира фильмов, игр и развлечений. Нравственные и интеллектуальные последствия всего этого видны невооруженным глазом. Об этом свидетельствуют и многочисленные социальные и криминальные болезни нашего общества, а также равнодушие к ближнему, бездуховность, и отставание в целом ряде областей интеллектуальной жизни, которое год от года становится более заметным», - продолжил архипастырь.

Митрополит Климент задается вопросом: «Как же вернуть обществу и, в первую очередь, подрастающему поколению любовь к слову, к литературе, как показать им истинные идеалы и ценности, всегда лежавшие в фундаменте нашей культуры?»

«По нашему глубокому убеждению, лишь один путь в этом отношении может быть верным. Это обращение всей системы российского образования, в особенности, начальной и средней школы, к той духовной традиции, которая на протяжении многих веков содержит и сохраняет в себе эти идеалы и ценности, к той традиции, которая является духовным источником отечественной классики. Это традиция Православия. И если нам скажут, что уже в XIX веке литература была оторвана от Церкви и развивалась совершенно самостоятельно, то мы можем несколько подкорректировать этот взгляд, напомнив, например, слова великого Гоголя о том, что необыкновенный лиризм русской поэзии исходит от наших церковных песней и канонов, а одним из важнейших источников русских писателей является слово церковных пастырей. Только признав факт неразрывной связи духовных ценностей Русской Церкви с идеалами русской классической литературы, мы сможем поставить ее преподавание в школах на действительно прочную основу, сможем способствовать возвращению интереса к художественному слову среди детей и юношества», - сказал митрополит Климент.

По его словам, «в вопросе возвращения русской литературной классики в наше общество очень большое значение имеют усилия высшей государственной власти». «Напрямую встает вопрос выработки необходимой законодательной базы для возвращения полноценного преподавания литературной классики в школе и вузах. Кроме того, необходимо продумать и механизм, который защитил бы появляющуюся в массовой печати книжную продукцию, имеющую отношение к художественной литературе, особенно же к той, которая адресована молодому подрастающему поколению, от бездуховности и безнравственности», - добавил архиерей.

Как подчеркнул митрополит Климент, «все это необходимо делать сообща, в едином соработничестве, привлекая к совместной работе все здоровые силы общества, обращаясь к русской истории, к духовным корням нашего великого народа».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/29/mitropolit_kaluzhskij_i_borovskij_kliment_my_dolzhny_obratitsya_k_duhovnym_kornyam_nashego_velikogo_naroda/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106549

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 29 Января 2013, 16:16:29 »

«Необходимо вернуть единое духовное пространство»

Николай Коняев о нравственной пропасти, в которую скатилась Россия с начала 1990-х годов



Как сообщалось, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил в  Общественной палате РФ на слушаниях «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества». В частности, он сказал: «…Кризис влияния самой литературы на общество приходится на конец XX - начало XXI века, которые стали временем не только бурных политических преобразований, но и изменения национального менталитета. Этому есть свои причины. В первую очередь, дело, конечно, заключается в изменении общественного сознания. Отказавшись от коммунистической идеологии, господствовавшей в стране на протяжении 70 лет, общество не определилось с национальной идеей. Вместо того, чтобы обратиться к своим духовным корням, и в них, а также в историческом фундаменте нашей страны, искать основы будущей народной жизни, мы оказались вовлечены в так называемую мировую массовую культуру, которая, в особенности в 90-е годы минувшего века, интенсивно внедрялась в общество посредством СМИ и, еще в большей степени, - через изменение привычного уклада жизни и активное продвижение западных идеалов и ценностей. «Бери от жизни всё!» - именно под этим лозунгом продвигалась идея равенства между такими понятиями, как «счастье» и «богатство». Человеку внушалось, что чем больше он приобретет материальных благ, тем более беззаботной и счастливой будет его жизнь. При этом практически полностью отвергались любые духовные и морально-нравственные ценности на пути к достижению своего идеала. Огромное число людей, прельстившихся этой ложной идеей счастья, бросают Родину и уезжают в поисках личного рая в экономически благополучные западные страны. Уже с первого взгляда было ясно, что эта массовая культура совершенно чужда не только русской культуре, но и всякой национальной культуре вообще. Являясь по своей сути бездуховной, она не имеет основ и принципов. Через потворство самым низменным инстинктам, низводящих человека на уровень животного мира, эта так называемая культура не соединяет, а, напротив, разобщает людей, ведет их путем духовного саморазрушения».

Мы попросили прокомментировать слова владыки Климента известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева.


Я думаю, что владыка Климент абсолютно прав, когда он определяет сроки, когда наша литература начала скатываться в то сложное положение, в котором она находится сейчас. Другое дело, почему это произошло, и сама ли литература туда свалилась? Владыка говорит о том, что общество не определилось с идеологией. Но общество само по себе идеологию не вырабатывает. Кто-то должен ее разработать. Выработке этой идеологии во многом раньше способствовала литература. Что случилось в конце 80-х, в 90-е годы с нашим общественным сознанием? Были предприняты колоссальные усилия, чтобы такая идеология в нашей стране не появилась.

Действительно, в каком-то смысле абсолютно безразлично, какая идеология была у Российской Империи, какая у СССР. Безразлично в том смысле, что идеология была, как-то все население страны ориентировалось на нее и подчиняло в той или иной мере все свои движения именно ей. Противостояло ей или соответствовало, но всегда соотносило свои действия с идеологией. В 80-е - 90-е годы было предпринято много усилий, чтобы разрушить саму возможность создания такой государственной идеологии.

Как это разрушалось? Отчасти лишением финансирования книгоиздания, распространения книг. Сейчас можно провозглашать через книги какие-то идеи, интересные мысли, которые могли бы лечь в фундамент общей идеологии, о которой мы говорим, но все эти мысли зачастую просто исчезают. Они существуют тиражом 1000, иногда 3000 экземпляров, но они не овладевают массами, не превращаются в силу. Почему? Не потому, что  они хуже тех идей, которые ставились во главу идеологии раньше, все те идеи не были совершенными в абсолюте, но они были оглашены ясно, громко, решительно, они становились общим достоянием, становились идеологией.

То, что литература не выполняет ту функцию, которая была присуща ей раньше, именно этим обусловлено. Раз нет идеологии, нет единой системы нравственных отношений, нравственных ценностей, каждый живет по тем принципам, которые дороги ему лично, то организация такой жизни в масштабах общества ведет к отрицательному результату. То, что один считает хорошо, его сосед воспринимает негативно, и происходят стычки, система разбалансируется. Люди атомизируются, живут сами по себе, их интересуют лишь их личные интересы. Индивидуальные принципы никак не соотносятся с общими.

Литература в такой атмосфере погибает. Для того, чтобы литература существовала, надо не просто написать роман, этот роман должен быть прочитан, услышан. Когда он будет услышан, к писателю вернется отзвук его творения, и эта обратная связь окажет влияние на следующее его произведение. И будет написан роман, который станет очень важным и в литературе, и в обществе. Сейчас такого не происходит. Пишутся талантливые, интересные книги, но они не соотнесены с общим движением общества.

Надо сказать, никто не определяет цель, к которой движется общество. Более того, власти стремятся всячески уйти от определения того, что мы строим. Наши общественные проявления, например, выступления о том, можно ли или нельзя усыновлять русских детей в Америку, тонут в каких-то частностях, и забывается тот ужас, как страна может допустить, чтобы ее детей усыновляли? Понятно, если это африканская страна, умирающая от голода и лихорадки, так поступает. Это можно понять, раз у страны нет ни средств, ни возможностей. Но когда так поступает страна, которая захлестывается потоками нефтедолларов, которая строит какие-то невероятные сооружения, находится на одном из первых мест в мире по количеству миллиардеров, - это просто непостижимо. Это показывает, в какой глубочайшей пропасти, сами того не сознавая, находимся мы сейчас. Пропасть эта не столько экономическая, не столько политическая, это пропасть нравственная.

То, что говорит владыка Климент, правильно, но в эту пропасть нас столкнули, и столкнуло то упорное стремление не дать народу обрести идеологию, создать литературу, отвечающую потребности сегодняшнего дня, не дать народу осмыслить свой путь.

Как происходит разрушение даже малых идеологических конструкций, которые воздвигаются, как на песке, на той почве, на которой мы находимся сейчас? Вот, мы начинаем осмыслять историю, но мгновенно, как только начинаем развенчивать авторитеты советской или романовской поры, появляются теории в духе хронологии Фоменко, Носовского, которые утверждают, что история наша настолько многовариантна, что говорить о каких-то вариантах не так уж и важно. Она сама по себе песок, и все исторические конструкции ничего не значат. Это и является разрушением идеологии, тем, что нам мешает создать что-либо новое.

Под стремлением разрушить идеологию лежало желание разорвать духовное пространство страны. Вы знаете, что читатели журналов «Наш современник», «Знамя», «Новый мир» не встречаются между собой, их в принципе не так уж много. Это положение для литературы тоже не возможно. Значит, надо создать какую-то предпосылку для создания настоящей идеологии, которая бы отвечала задачам общества, необходимо вернуть единое духовное пространство. Надо, чтобы появилась возможность какие-то произведения прочитать одновременно и в Москве, и на Дальнем Востоке, и чтобы эта возможность поддерживалась государством.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/29/neobhodimo_vernut_edinoe_duhovnoe_prostranstvo/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!