Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 21:19:37  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русская школа. К 20-летию Всемирного Русского Народного Собора  (Прочитано 1913 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Февраля 2013, 07:55:10 »

Русская школа
К 20-летию Всемирного Русского Народного Собора


«В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развивать, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация». (В. Путин. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию, декабрь, 2012 год).

 За плечами 20 лет руководства деятельностью педагогического коллектива, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом накопленного веками богатства культуры русского народа, выдержавшего вековые испытания жизненных ценностей и традиций, его истории.

Можно подводить итоги.

Работа сначала в школе № 624 с этнокультурным русским компонентом образования, затем в Центре образования № 1420 велась и ведется по нескольким направлениям: это и классы с углубленным изучением русского языка, литературы, истории, это и создание тематического планирования учебных курсов с усилением этнокультурной составляющей предмета (так например: «История химии – неотъемлемая часть истории России»), и использование этнокультурного компонента в преподавании предметов естественно-математического цикла.

Это и проведение театрализованных уроков (« Бородин – химик и композитор», « По страницам русской литературы» , « Физика в русских сказках » и др.), и работа школьного русского театра, фольклорной студии, клуба народного танца, спортивных секций русских народных игр и др.

Но в определенный момент мы поняли, что необходимо создать систему: «русская школа», определить ее стратегическое развитие. Что такое система? Я не буду давать здесь научных определений, а позволю себе использовать ассоциацию. Есть конечная реальная цель воспитания ребенка в школе, есть история культуры России, национальные религиозные убеждения, наша культура, история, менталитет и так далее. Всё это должно войти в систему. Представьте дерево.

Корни – это основа, на которой создается система. Ствол – это цель, сучки – направления деятельности, ветки – аспекты направлений деятельности, листочки в кроне – это темы воспитательного процесса.

То есть, практически создавая систему «Русская школа», необходимо было включить все направления работы, учебные предметы, классные часы, школьные мероприятия, кружки, факультативы, элективы и др. Нам предстояло решить очень сложную задачу: добиться определенной системы в деятельности школы как этнокультурной, иметь точные представления о том, что и какими путями осуществлять.

Первые шаги в этом направлении еще раз продемонстрировали исключительную верность положения, согласно которому педагогический поиск не даст желанного результата, если он не будет опираться на всесторонние и проверенные жизнью теоретические положения, многомерное видение мира. “Боязнь теорий, боязнь широких обобщений, – писал выдающийся русский педагог П. Ф. Каптерев, – есть принадлежность невежества и умственной ограниченности; боящиеся забывают, что практика без теории, специальность без общих оснований ничтожны, бессильны, что всякие существенные усовершенствования в практике и специальности создаются прежде всего теорией, общими началами”. Оказалось, что верно осмыслить нашу деятельность, ответить на такие, элементарные, на первый взгляд, вопросы «: Как, зачем и почему необходим русский этнокультурный компонент? Что он даст нашим ученикам? На решение каких задач он должен быть направлен? Как сочетать национальное и общечеловеческое?» – невозможно без опоры на теорию и на данные не только педагогики, но и многих других общественных наук. А как действовать, не имея продуманных ответов на эти вопросы, как определить содержание, направления наших поисков, определить суть педагогических экспериментов, которые предстояло и предстоит осуществить?

Мы оказались перед объективной необходимостью разработать теоретические основы нашей деятельности, определить важнейшие направления педагогических поисков. Это привело нас к идее создания Концепции русской школы.

Всю свою сознательную жизнь лучшие умы человечества возлагали на себя ответственность за судьбу Родины и её будущее. Таких людей было много на Руси. Первоучитель Сергий Радонежский – создатель одной из первых школ в России, М.В. Ломоносов – создатель первого российского университета, Л.Н. Толстой со своей Яснополянской школой, опыт которой остается востребованным и сегодня. Уникальный пример в истории Российской культуры – Царскосельский лицей. Педагогические принципы и демократизм этих школ не утратили своей значимости и сегодня.

Начав работу над “Концепцией”, мы обратились к опыту прошлого, к опыту деятельности русской школы. И сразу же столкнулись с очевидным фактом: в многовековой истории нашей страны не было подлинно русской школы. До начала ХХ века в Российской империи не было школы, охватывающей большинство детей школьного возраста всех многочисленных народов страны.

За основу открытых в начале ХIХ в. Гимназий была взята модель русской гимназии (так называемый “образовательный стандарт”), от которого отказались сами немцы за век до этого. Но и в этих гимназиях училась ничтожная часть детей. Так даже в 1873 г. во все гимназии Российской империи были приняты 57917 “приготовишек”. Гимназии были восьмилетними, и выпуск состоялся в 1880 г. Сколько же было выпускников? Всего лишь 6511, это 12% (!) от количества поступивших, тогда как 51406 либо не выдержали испытаний и были исключены, либо, отчаявшись, сами отказались от попытки продолжить учение. Из тех, кто не отказался от попытки, 25% провалились на выпускных экзаменах и тоже остались без аттестата зрелости”.

После победы Октябрьской революции появилась надежда, что наконец – то будет создана подлинно национальная школа. В первые же месяцы существования Советской власти прусскую модель “отправили на свалку”. В марте 1918 г. Ленин дал такое определение социализма: “Черпать обеими руками хорошее из-за границы: Советская власть + прусский порядок железных дорог + американская техника и организация трестов + американское народное образование = социализм”.

Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский в течение десяти лет с нарастающим успехом вытеснял из сознания учительства прусские стереотипы и переводил педагогическое мышление на рельсы теории обучения и воспитания, восходящие к Яну Амосу Коменскому. Все законы этой теории опирались на факт безусловной врожденности человеческих способностей, на твердое физиологическое основание. Первыми педагогику Коменского оценили англичане, которые генетически были заряжены на свободу выбора и на отторжение любого образовательного стандарта. В 1642 г. в небольшом поселке на берегу Массачусетского залива английские переселенцы открыли первую американскую школу и стали учить в ней детей, руководствуясь “Великой дидактикой” Коменского, которая пересекла океан в одном сундуке с Библией. Тем самым они создали лучшую в мире американскую школу.

Луначарский, хорошо знавший и ценивший высоко педагогическую науку, опираясь на теорию Коменского, в 1918 г. лично разработал доктрину образования, сам претворял ее в жизнь, и сам за нее отвечал. Американская школа и у нас к концу ХХ годов (там, где она действовала) успела показать себя: она поощряла умных и предприимчивых, каждому подбирала нишу по способностям, лелеяла таланты, культивировала “растленную европейскую демократию”. Самый яркий пример колония имени Горького и коммуна имени Дзержинского под руководством А.С. Макаренко

Задумаемся над тем: «Что такое образование?» Этимология связывает это понятие со словом «образ», т.е. с образом человека, его личностью, а если идти дальше, то и с образом жизни.

Образование – социально-педагогическая система, многомерная, многозначная. Это уникальная система взаимодействия, общения людей.

 Какие же идеи могут быть положены в такую систему образования, которая позволила бы человеку саморазвиваться, совершенствоваться, чувствовать себя счастливым?

Да. Были и есть такие идеи в истории и культуре России. Первая идея: единение вокруг общего дела для достижения главного смысла человеческой жизни; взаимодействие духовное, душевное, нравственное. Вторая идея – это возвращение к собственной истории и культуре, осознание святости веры,

осознание взаимосвязи со всем миром, со своим народом, со своим отечеством, любовь, верность самопожертвование, сочувствие.

Основные педагогические идеи многовекового опыта образования, воспитания детей актуальны и сейчас:

– совместная жизнедеятельность, сотрудничество, сотворчество воспитателей и воспитанников в решении общих задач;

– воспитание личностных качеств: ответственности, воли, формирование характера, мировоззрения, мировосприятия;

– духовная самоотдача, проявление милосердия, служение людям, отечеству;

– возвышение духовных потребностей людей с помощью народного творчества, истории и культуры нации, приобщение к труду;

– обучение толерантности, коммуникативным навыкам;

– равноправное участие в каждом деле, уважение чувства собственного достоинства.

Это не идеально, но это важные идеи образования и воспитания. «Воспитывать – это систематически взаимодействовать» (словарь Ожегова). Мы считаем, что это верно. Но воспитывает не только взрослый человек ребенка, но и ребенок взрослого, т.е. образование и воспитание есть взаимовлияние друг на друга.

Каждый человек индивидуален. Надо понимать, что ребенок живет уже сейчас и надо жить вместе с ним, искренне вникая в его проблемы, с заботой, душевностью взаимодействия.

К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть признано народностью». (Педагогические сочинения, т.2, стр. 162).Дав анализ системам воспитания ведущих стран мира всей эпохи, он пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, – писал Ушинский – своя система воспитания. Опыт других народов есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и обдумана. Каждый народ в этом отношении должен считать свои собственные силы».

Современными для нашего времени являются мысли просветителя народов России и славянского мира К.Д.Ушинского, основателя народной педагогики о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история.

Этнокультурный русский компонент в образовании – это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебно-воспитательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, о развитии науки, что способствует в достаточной степени развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Все это очень важно в условиях мировой нестабильности, противоречия религий и религиозных течений.

В России проживает более 150 этносов, Москва– многонациональный город. Будущие поколения будут жить в открытом мире, они не будут связывать свою жизнь только с Москвой и, возможно, с Россией. Мировое сообщество тоже многонационально.

Делая акцент на этнокультурные традиции русского народа, которые формировались в тесном взаимодействии с культурами других национальностей, важно сохранить это взаимодействие.

«...Критическая переработка национальных идеалов возможна лишь при сопоставлении национальных идеалов с идеалами других народов, беспристрастном взвешивании свойств тех и других и расширении, дополнении национального идеала ценными чертами других, инородных идеалов»,– так писал П.Ф.Каптеров, выдающийся русский педагог.

Поэтому цель нашей работы:

– воспитать личность, сочетающую в себе ценностные установки, мировоззренческие взгляды, традиции, которые отражают:

– чувство патриотизма, уважение к Родине;

– высокую нравственность;

– духовное единство российских народов;

– внутреннюю и внешнюю культуру поведения и общения;

– постоянное саморазвитие и познание нового;

– уважение жизни и прав человека;

– учить детей толерантности и терпимости к другим национальностям, изучая культуру, историю, традиции своего народа,

– отказываться от любых конфликтных ситуаций и их возникновения,

– решать появляющиеся проблемы посредством диалога и переговоров;

– признавать права каждого человека на свободу выражения мнений и убеждений;

– быть верными принципам свободы, справедливости, демократии, солидарности, сотрудничества, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания между народами, этническими, религиозными и другими группами и между отдельными детьми.

Исходя из данных целей наметили задачи:

– последовательное развивать и совершенствовать учебный процесс в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира;

– продолжить работу по созданию педагогических систем и программ, основанных на разнообразных видах образовательной деятельности, более полно учитывающей российские научно-образовательные традиции;

– проводить политику устойчивого развития как одной из основ культуры мира, в том числе через создание для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям;

– создание учебных пособий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии; создание проектов в области развития в интересах экологической устойчивости, сохранения и восстановления базы природных ресурсов;

-развивать диалог между поколениями для создания благоприятного социокультурного пространства, для реализации идей культуры мира и демократии;

С 1996 года в школе ведется работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом накопленного веками культурного наследия, истории жизненных ценностей и традиций русского народа. Этнокультурный компонент в учебных предметах имеет три основных уровня:

1) гуманитарные предметы, в которых этнокультурный материал составляет их основное содержание (русский язык и литература);

2) гуманитарные предметы, где этнокультурный компонент является существенной составляющей базовых тем (отечественная история, экологическая география, иностранный язык);

3) этнокультурный материал негуманитарных предметов.

Совокупная система спецкурсов и факультативов по изучению национальной культуры русского народа (филологического, социально-исторического и интегративного характера), дополняя в этнокультурном плане базовый учебный курс, обеспечивает всестороннее изучение русской литературы.

Использование этнокультурного компонента по предметам гуманитарного цикла и на занятиях по естественнонаучным дисциплинам (математика, физика, химия, биология, информатика) дает возможность в ходе обучения воспитывать у учащихся гордость за свою историю, за вклад русского народа в мировую науку и культуру, осознать взаимодействие культур разных народов.

Созданные учителями школы учебные программы и традиционные учебные курсы, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки России, оценить вклад России в мировую культуру. Нравственное развитие личности ребёнка происходит в процессе предметно-практической деятельности. Наиболее активно усвоение образцов деятельности и поведения происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированном в традициях и обычаях. Огромную роль в период становления жизни ребенка играют семья и школа.

На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и тиражирования в учебном процессе разработанных программ, мы осознали необходимость создания этнокультурной образовательной и воспитательной среды, создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей. В течение 14 лет школа работает над проблемой развития одарённости детей, руководствуясь научными разработками, концепцией (в основе модель одаренности Рензули и мультифакторы модели Манкса), согласно которым одаренность – стечение трех характеристик, определяющих способности: интеллект, превышающий средние показатели, креативность, высокая опознавательная мотивация и благоприятствующая среда.

В ходе психолого-педагогических исследований, проводимых в школе, был выявлен контингент учащихся, обладающих сочетанием данных характеристик: учащиеся с потенциальными креативными способностями, не имеющие ярко выраженные академические способности, но проявляющие высокую мотивацию к технической, спортивной, художественной, прикладной и другим видам деятельности. Проектируемая нами воспитательная среда должна была учитывать запросы учащихся с ранней умственной специализацией, творческими способностями, т.е. все категории обучающихся.

Педагогическим коллективом была разработана программа развития одаренности детей, включающая организацию, выявление, психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей, создание условий для реализации способностей в объективно и субъективно значимой области творческой деятельности, воспитание волевых навыков, настойчивости и целеустремленности. Нами используется технология творческих мастерских, которую мы считаем наиболее удачной. Технология творческих мастерских основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологии гуманизма Л.С. Выготского. Организация деятельности учащихся в составе малой группы (7-15 человек) при участии наставника-учителя-мастера создает условия для поисковой, творческой деятельности учащихся.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 12 Февраля 2013, 07:55:54 »

(Окончание)

Научное общество учащихся (НОУ) школы создает условия для реализации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. В школьном НОУ представлены различные направления экспериментальной, исследовательской, прикладной и творческой видов деятельности: естественнонаучное (химия, экология, физика, биология); математика и программирование; техническое проектирование и конструирование; социально-экономическое и гуманитарное (экономика, социология, литературоведение, журналистика, этнография, история, краеведение); прикладное искусство (художественное оформление изделий, художественное проектирование аксессуаров и украшений, живопись). Руководят секциями НОУ преподаватели вузов, с которыми школа сотрудничает многие годы (Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, Московский государственный открытый педагогический университет, Московский государственный университет инженерной экологии, Московский институт коммунального хозяйства. Российская правовая академия), Российский государственный медицинский университет преподаватели школы. Деятельность секций НОУ осуществляется на базе учебных кабинетов, мастерских школы, а также на базе вузов; программа дополнительного образования «Гидропоника» – на базе Дворца научно-технического творчества молодежи.

В рамках НОУ организуются экспедиции учащихся в различные регионы России.

В течение только 15-ти последних лет были организованы: этнографические, краеведческие экспедиции в города Смоленск, Гжель; экологические – в города Переславль-Залесский, Ногинск Московской области, на Камчатку, Алтай, озеро Байкал. Финансирование экспедиций обеспечивается за счет средств родителей, спонсоров, управы «Выхино-Жулебино».

Условия для самореализации творческих возможностей и потребностей личности ребёнка в школе создаются и обеспечиваются развивающей средой не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, что способствует социализации учащихся.

Сочетание дополнительного и базового школьного образования, включающего все образовательные области и направления деятельности, решает проблему девиантного поведения, занятости и развития детей. Выход на другие виды деятельности, по данным школьного мониторинга, положительно сказывается на результатах успеваемости учащихся. В школе широко представлены различные направления дополнительного образования учащихся:

– Художественное и литературное творчество представлено народной хореографией, песенно-танцевальным фольклором, музыкально-инструментальным и театральным видами образования, бальными танцами, творческими мастерскими, литературным и журналистским клубами;

– Научное направление в области научно-исследовательской, социальной, опытно-экспериментальной и краеведческой представлено спецкурсами по истории, экономике, школьным музеем истории района «Выхино-Жулебино», при котором постоянно действует исследовательская секция НОУ, секциями истории, химии, математики и других вышеперечисленных секций НОУ школы, творческими мастерскими, ежегодной научно-практической конференцией школы;

– Техническое творчество в области научно-технической, естественнонаучной представлено помимо секций НОУ клубом юных изобретателей, ракетомодельным кружком;

– Эколого-биологическое направление включает экологическую, туристическую, оздоровительную области деятельности, которые представлены секцией краеведения, творческой мастерской (руководитель Потапова Э.А.), экскурсионным клубом (руководитель Шумейко Н.Г.), кружком классов «Фенология и народные приметы», этнографические и экологические экспедиции, туристические поездки в города и регионы России;

– Спортивное направление воспитательной работы включает оздоровительную, культурно-досуговую, спортивную деятельность и представлено спортивными секциями: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, подвижные игры для младших школьников на основе русских народных игр. Ежегодно проводятся внутришкольные чемпионаты по различным видам спорта,показательные выступления и матчи в Дни открытых дверей школы. Спортивные команды принимают участие в районных и городских спортивных соревнованиях по летним и зимним видам спорта, в том числе и традиционным: «Выхинское кольцо», легкоатлетические и лыжные эстафеты, спартакиада по военно-прикладным видам.

– Декоративно-прикладное направление представлено кружками: бисероплетение, батика, моделирование одежды, росписью по дереву, вязание на спицах (крючком), театром моды, изостудией. Постоянно действует выставка рисунков, в дни открытых дверей организуются выставки работ школьников, занимающихся декоративно-прикладными видами деятельности.

– Профориентационное направление представлено факультативом по психологии, регулярными встречами с кураторами вузов, посещением «Дней открытых дверей» этих вузов, ежегодной выставкой «Образование и карьера»; традиционными встречами с выпускниками школ.

Выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности и способной в будущем участвовать в духовном развитии общества – цель дополнительного образования, которая реализуется на основе вышеназванных программ, имеющих социальную, культурологическую, оздоровительную, профориентационную и досуговую направленность.

Наиважнейшие социально педагогические задачи дополнительного образования в школе следующие:

– нравственное совершенствование среды,

– предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени,

– общение взрослых и детей,

– создание целостной воспитательной системы.

Реализация концепции воспитательной работы школы основывается:

– на принципах интернационализма как идейной основы конструирования отношений;

– на ценности культур народов и значимости народной педагогики, как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации личности;

– на терпимости к воззрениям личности, в том числе различным религиозным верованиям, к социокультурной среде и развития;

– на учете специфики широких социальных движений в России и мире и на использовании их возможностей, традиций, обычаев, развития самобытной личности.

Вышеизложенные принципы воспитательной работы, описанные нами компоненты и структура, направления деятельности воспитательной работы позволили нам разработать программу воспитательной работы, создать единую целостную систему воспитательной работы в школе. Программа состоит из циклов, рассчитанных на десять лет обучения. Каждый из циклов представляет собой концентрическую программу, состоящую из блоков: исторический эпос, литература, искусство (живопись, музыка архитектура) и блока под общим названием «Светочи Земли Русской», включающего изучение жизни и деятельности наших соотечественников, внесших вклад в развитие государства, оставивших след в истории отечества.

Каждый из блоков предполагает обязательную экскурсионную деятельность, определяемую тематикой блока в соответствии с возрастными особенностями и тезаурусом школьников. Экскурсионная деятельность планируется на учебный год и осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями совместно с родителями, педагогами дополнительного образования школы по видам деятельности. Внеурочная деятельность предполагает разнообразные формы: беседы, классные часы, читательские конференции, научно-практические конференции и заседание дискуссионного клуба для старшеклассников в рамках предметных недель и деятельности научного общества учащихся (НОУ).

Блок «Искусство» предполагает проведение литературно-музыкальных салонов, общешкольного лектория, отчеты творческих объединений школьников в дни открытых дверей и традиционных праздников школы: хоровых, вокальных, танцевальных коллективов; регулярные выставки рисунков, эскизов и моделей, работ кружков и секций декоративно-прикладного и технического творчества.

Блок «Литература» включает проведение литературных вечеров, инсценировки литературных произведений в соответствии с общей тематикой цикла, конкурсы чтецов, творческих работ и как итог – создание ежегодного литературного альманаха (детский рукописный журнал), в который входят лучшие работы школьников; выпуск школьной многотиражной газеты, где публикуются статьи юных журналистов.

Взаимоотношения участников педагогического процесса в школе основываются на соборности, сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии.

Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела при сохранении индивидуального и коллективного. Это взаимное духовное и душевное обогащение, происходящее в разнообразных формах общения, взаимодействия детей и взрослых – учителей и родителей в педагогическом процессе.

Роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется независимостью её воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, знанием особенностей ребенка, которого родители знают лучше других воспитателей. Кроме того реальная ориентация ребенка в национальной культуре зависит во многом от семейного воспитания.

Народы в своем историческом развитии создали высокую педагогическую культуру. В прошлом, когда не было специального обучения, основной воспитательной силой была семья, родители, близкие, окружающая среда. «По традиции народной педагогики функция нормальной семьи состоит в гуманизации человека, в превращении грубых инстинктов в социальные мотивы добротворчества и созидания» (Педагогика/под ред. П.Н.Пидкасистого, М., Рос.пед.агентство, 1996, с.473).

Игнорирование в образовательной сфере роли семьи, приоритет общественного воспитания в ущерб семейному отрицательно сказалось на семейных национальных традициях, привело к деформации традиционных семейных устоев и авторитетов межпоколенных семейных отношений и к деградации семьи как самого естественного транслятора национальных и культурных традиций. Об этом свидетельствует наблюдаемый социологами кризис, выражающийся в сокращении многопоколенных семей. Именно многопоколенная семья, членами которой являются дети разных возрастов, и родители родителей являются оптимальной средой для развития нравственных качеств ребенка. Часто встречается непонимание родителями детей и детьми родителей. Слабые контакты или их отсутствие во многом объясняется недостатком поводов общения, в том числе и со старшим поколением, отрывом от этносемейных традиций.

Этнокультурная воспитательная среда школы предоставляют зоны для культурного семейного общения. В год празднования двухсотлетия А.С.Пушкина учащиеся изучали родословную поэта. Эта работа вызывала искренний интерес у всех учащихся, и в следующем учебном году была предложена исследовательская работа по составлению собственной родословной. Составление собственного генеалогического дерева требовало подготовки, терпения, долгих вечеров в беседе с родителями, бабушками и дедушками, с которыми наши исследователи рассматривали снимки в семейных альбомах, документы, копии, писали письма и звонили далеким родственникам в поисках недостающего звена (ветви) своего родословного дерева, запрашивали архивы и музеи. Многие из учащихся нашей школы гордятся тем, что для созданной ими родословной родители выделили почетное место в доме – среди самых ценных семейных реликвий. Таким образом, созданная педагогическая ситуация в семье создала зону общения, объединила и сблизила членов семьи.

В течение последних 6 лет мы наблюдаем положительную тенденцию усиления связи с родителями, их все более активное участие в организации совместной деятельности.

Положительным мы считаем то, что участие родителей не ограничивается только лишь финансированием поездки, экскурсии. Родители активно помогают в создании костюмов, в разработке сценариев, вместе с детьми играют на сцене и поют, отправляются в экспедиции и походы, благоустраивают классные кабинеты и школу.

Важную роль в создании атмосферы доверия учащихся, учителей и родителей играет управляющий Совет школы, состоящий из трех фракций. Совет школы координирует работу совета параллелей и активов классов по фракциям (родители, учащиеся, учителя). Фракции учащихся – орган самоуправления. Школьное самоуправление дает ученику возможность приобрести опыт ведения выборной и предвыборной кампаний; раскрыть и реализовать организаторские и лидерские способности; сформировать коммуникативные навыки, освоить правила делового и бытового этикета, осознать ответственность за свой выбор; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы, её развития.

Результаты психолого-педагогических исследований на рефлексию воспитательной работы позволяют сделать позитивный вывод о том, что степень влияния на воспитанность учащихся, внутренних условий и факторов выше, чем внешних. Это объясняется высокой ответственностью учителей, творческим отношением к работе классных руководителей, всего педагогического коллектива, которых отличает заинтересованность в результатах воспитательного воздействия. Результаты психолого-педагогических исследований подтверждают оптимальность созданной в школе системы воспитательной работы.

Творческое и ответственное отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции школы, достаточно высокий уровень базовых знаний учащихся, обогащенных национальными русскими традициями, позволили школе стать воспитывающей средой, влияющий на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру, стать фактором социального развития личности на фоне природного окружения ребенка.

Среди глобальных проблем современное мировое сообщество и мировая пресса выделяют проблемы нравственности.

К ним относят: создание мирового нравственного общества как общества нравственной культуры и справедливости, укрепление общественной нравственности в целом и ее правовую защиту, непосредственное нравственное просвещение всех народов и постоянное сообщение им важнейших и основополагающих базовых общечеловеческих моральных знаний.

Школа не может устраниться от этих проблем и не касаться их, т.к. они исходная база её общеобразовательных задач и необходимый компонент общего среднего образования.

Школа сегодня в силу объективной необходимости является главным, если не единственным, центром нравственного развития и воспитания детей и содействия этому процессу вне школы и в семье.

Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и разработки его нового содержания в самой школе.

Одним из таких подходов является систематическое нравственное образование в течение всего периода обучения в школе (с 1 по 11 классы), т.е. введение обязательного последовательного непрерывного сообщения детям минимума нравственных знаний в рамках базового компонента учебного плана, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения школьников.

Постоянное и последовательное сообщение базовых нравственных знаний по классам представлено в виде отдельных самостоятельных учебных курсов основ морали с учетом возрастных возможностей их усвоения, т.к. именно здесь даются исходные понятия, необходимые для осознания и освоения нравственных норм, организации и оценки отношений людей в соответствии с нравственными требованиями, принципами и идеалами.

Учебные материалы курса основ морали состоят из трех разделов: «Азбука нравственности» (1-4 классы), «Грамматика нравственности» (5-9 классы), «Основы морали» (9-11 классы). Комплект учебных материалов включает методические рекомендации учителям по проведению уроков, рабочую тетрадь и книгу для чтения. Программа курса предусматривает определенные требования к учащимся, оканчивающим курс средней общеобразовательной школы.

Содержательная сторона курса направлена на создание целостного непрерывного нравственного формирования и развития школьников и выработку у них нравственных основ мировоззрения. Усвоение детьми системы нравственных знаний может быть сгруппировано в следующие взаимосвязанные содержательные линии, каждая из которых находит свое воплощение в разных формах на соответствующих этапах школьного обучения:

– базовые понятия морали;

– правила культуры поведения;

– нравственные отношения;

– нравственная деятельность;

– нравственные ценности правовые нормы;

– мораль и личность.

Работа над содержательными линиями курса представляет собой спиралеобразную схему моделирования углубления знаний от класса к классу.

Совершенно новые подходы были использованы при отборе текстового материала, где основополагающим стал принцип нравственного содержания. Литературный материал подбирался также с учетом эстетического принципа. Для изучения были выбраны произведения, входящие в золотой фонд русской или мировой литературы, а также материалы, ранее никогда не включаемые в книги для чтения, но представляющие собой уникальный историко-литературный материал для обсуждения с детьми нравственных проблем.

При составлении книг для чтения соблюден принцип вариативности.

После каждого текста идет ряд вопросов нравственного содержания, в которых находит отражение тема каждого урока и общее направление курса. Последние вопросы к текстам имеют свои особенности, так как составлены с целью:

1) повторение пройденного;

2) для сравнительного анализа;

3) для творческой работы.

Материал рабочей тетради не дублирует материала книг для чтения, наоборот – он расширяет и углубляет представления учащихся об основных понятиях морали.

Тексты, вопросы и задания, кроссворды, пословицы и поговорки – весь этот разнообразный материал, включенный в учебный пакет, позволяет детям приобщиться к сокровищнице русской и мировой культуры, познакомиться с историей возникновения этики, с традициями и обычаями наших предков. Таким образом, реализуется взаимосвязь нравственного и этнокультурного компонентов образования и воспитания школьников.

 

* Николаева Антонина Ивановна – директор Государственного образовательного учреждения г. Москвы Центра образования № 1420, который за высокий уровень образования награжден национальной премией президента РФ в номинации «Лучшие школы России», грантом мэра г. Москвы в номинации «Лучшие школы Москвы», грантом префекта ЮВАО г. Москвы в номинации «Лучшие школы Юго-Востока».

Николаева А.И. – заслуженный учитель школы РФ, отличник народного просвещения РФ, магистр-менеджер, имеет национальную премию президента РФ в номинации «Лучшие учителя России», премию правительства г. Москвы в области образования, премию правительства г. Москвы в области природопользования, лидер образования России, кандидат педагогических наук, доцент, депутат района Выхино-Жулебино, лучший директор России 2011 года.

Антонина Николаева

http://www.voskres.ru/school/nikolaeva.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!