(Окончание)На вечерней заре
Только ветра порывы недужны…
Только радость на сердце о светлой поре.
Свете тихий… и воды жемчужны.
Се, грядут времена…
И дробить, и колоть
Будут иноки скалы упрямо…
И отдаст просветлённую новую плоть
Белый остров на белые храмы.
И когда дни настанут – пусты и черны,
И падут с неба звёзды…
Ликуя,
Малый камень, обломок церковной стены,
Будет петь и в огне «Аллилуйя!»
И сотрётся имен и названий словарь…
Но по-прежнему верная Чуду,
«Не забуди!» – восплачет безликая тварь.
И услышит в ответ: «Не забуду»[43].
В свете этой перспективы и происходило становление поморского характера, формирование северорусского менталитета. В «строительстве» человека участвовало и море – море-стихия и море святости.
Мифопоэтический мотив состязания с морем, испытания им преобразуется в мотивный комплекс душестроительства. Экстремальное существование, ежедневное испытание на прочность, смертельная опасность, подстерегающая помора всегда («Не по земле ходим – по глубине морской») выковывают личность сильную, свободную, мужественную, равную морской стихии в этом ощущении свободной силы. Поморы «борются с ним (с Белым морем. – Е.Г.), но не покорствуют. Своенравно оно, но и помор не прост, всего повидал»[44]. «О море! Души моей строитель!»[45] – этим признание завершает рассказ о своей жизни, о нелёгком пути самоотречения и жертвы и обретении душевной радости и веселья сердечного герой рассказа Бориса Шергина «Егор увеселялся морем». Анатолий Лёвушкин развивает этот мотив в стихотворении, которое предваряет эпиграфом – поморской поговоркой: «Море строит человека»:
А море человека строит.
И человек, конечно, стоит,
чтоб морем выстроены были
его характер и душа!
<…>
И в русских сёлах возле моря
все соглашаются, не споря:
построен морем человек![46]
Северные моря и Ледовитый океан, в отличие от других морей-океанов, воспринимаются как предел, край света; граница земли и моря – край ойкумены. Впереди в реально-географическом измерении – Северный полюс, макушка земли, в мифопоэтическом – «структурированный космос расплывается, становится текучим, зыбким, призрачным. Мир покидает свою пространственно-временную ограниченность, предельность, конечность. Пространство истончается, просветляется и исчезает, растворяясь в стихии целокупного света полярного дня»[47].
Пограничным северным землям свойственна амбивалентность – здесь открываются все дороги и заканчиваются все дороги.
Заканчиваются дороги сухопутные и реальные жизненные пути («с полдня много дорог пришло в полуночный и светлый Архангельский город»), в том числе и метафорические (жизнь – путь) и начинаются дороги морские и метафизические: «Тем плотным дорогам у нашего города конец приходит, полагается начало морским беспредельным путям»[48]; здесь, на береговой черте, пролегают границы времени и вечности, жизни и смерти: от архангельских «пристаней отходят познавать мрачные пределы Последнего моря»[49].
Не случайно Юрию Казакову открывающиеся ему здесь, на пограничной черте, дороги казались сказочными, загадочными, ведущими «Бог знает куда»: «будто именно в Архангельске проходила та вещая черта, которая отделяла всё знакомое, испытанное от необычайного, известного… только по былинам, по сказам»[50].
Поэту Николаю Тряпкину «выход» к полярному побережью дарует ощущение слияния с мирозданием: Северная Русь видится ему символическим воплощением всей России и – шире – всей Земли, а её предел становится пределом обитания.
Сколько веков я к порогу земли прорубался!
Застили свет мне лесные дремучие стены.
Двери открылись. И путь прямо к звёздам начался.
Дайте ж побыть на последней черте Ойкумены[51].
От Печорских ворот лирическому герою Тряпкина становится видно не только «во все концы света», как героям Гоголя, но и во все тысячелетия. Мир охватывается одним взором – от начала творения до конца света:
И земля колотилась, как в начале творенья,
Закипала вода.
Это сёмужьи орды, разрывая коренья,
Пробивались сюда.
. . . . . . . . . . . . .
А над миром сияли Полуночные горы
В полуночном венце.
Это было в Начале, у истоков Гоморры,
Это будет в конце[52].
Даже далеко не полный обзор литературного материала позволяет убедиться в том, что мифологема моря в художественном мире, создаваемом Северным текстом русской литературы, универсальна и всеобъемлюща. Она раскрывает единство человека и мира в исторической и эсхатологической перспективе, восходит к древним космогоническим представлениям и обогащается культурными смыслами, формирующимися в течение столетий. По сути дела, море в мифопоэтическом сознании поморов равновелико жизни, смерти, человеку и мирозданию.
______________________________
[1]Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск: Помор. ун-т, 2004. С. 63.
[2] Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 259-367.
[3] Шергин Б.В. Двинская земля // Шергин Б.В. Запечатленная слава. М.: Сов. писатель, 1967. С. 34.
[4] Теребихин Н.М. Северный текст Б.В. Шергина // Северный текст в русской культуре: Материалы междунар. конф. Архангельск, 2003. С. 134-135.
[5] Казаков Ю.П. Осень в дубовых лесах // Казаков Ю.П. Лёгкая жизнь. СПб.: Изд-во «Азбука-классика», 2003. С. 255.
[6] Шергин Б.В. Егор увеселялся морем // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 129.
[7] Шергин Б.В. Братанна // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 237-238.
[8] Топоров В.Н. Океан мировой // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. Т.2. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. С. 249.
[9] Шергин Б.В. В относе морском // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 271.
[10] Шергин Б.В. Двинская земля. С. 35.
[11] Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений. 2-е изд., доп. М.: Наука;; Архангельск: Помор. ун-т, 2004. С. 208.
[12] Казаков Ю.П. Северный дневник // Казаков Ю.П. Лёгкая жизнь. СПб., 2003. С. 600.
[13] Там же. С. 546.
[14] Там же. С. 197-198.
[15] Богданов Е.Ф. Поморы. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982. С. 10.
[16] Шергин Б.В. Для увеселенья // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 122.
[17] Галкин Ю. Заповедь: О рассказах Б.В. Шергина // Лит. учёба. 1981. № 6. С. 146.
[18] Там же. С. 147.
[19] Шергин Б.В. Для увеселенья. С. 123-125.
[20] Там же. С. 125.
[21] Казаков Ю.П. Северный дневник. С. 403.
[22] Шергин Б.В. Двинская земля. С. 34.
[23] Лёвушкин А.И. Как осерчал помор // Лёвушкин А.И. Остойчивость. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. С. 19.
[24] Шергин Б.В. Любовь сильнее смерти // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 229.
[25] Лёвушкин А.И. Гусиная земля // Лёвушкин А.И. Эхо. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982. С. 17.
[26] Матвеев В. Моя судьба // Матвеев В. Заполярные вечера. Мурманск, 1963. С. 20.
[27] Гемп К.П. Сказ о Беломорье. С. 281.
[28] Там же. С. 139, 280.
[29] Шергин Б.В. Детство в Архангельске // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 49.
[30] Шергин Б.В. Двинская земля. С. 44.
[31] Шергин Б.В. Рождение корабля // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 28-29.
[32] Шергин Б.В. Мурманские зуйки // Шергин Б.В. Запечатленная слава. С. 69.
[33] Теребихин Н.М. Северный текст Б.В. Шергина. С. 140.
[34] Белозёров В. Белое море // Белозёров В. Штормовой век. Мурманск, 1966. С. 25.
[35] Лёвушкин А.И. Море в иллюминатор… // Лёвушкин А.И. Венец. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970. С. 104.
[36] Лёвушкин А.И. Остойчивость // Лёвушкин А.И. Остойчивость. С. 7.
[37] Гемп К.П. Указ. соч. С. 139, 280-281.
[38] Филин П.А, Фризин Н.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. Кн.1. М., 2001. С. 167-168.
[39] «От Колмогор до Колы тридцать три Николы» – распространенная в Поморье пословица, образно говорящая об особом почитании здесь свт. Николая Мирликийского: от Холмогор, расположенных в нижнем течении Северной Двины, до с. Колы, Кольского залива Баренцева моря, то есть – вдоль всего беломорского побережья.
[40] На Пинеге «вырезной» Никола ежегодно снашивает сапоги. – Шергин говорит об уникальном явлении искусства Русского Севера – резной деревянной скульптуре (резные фигуры святых, распятия, рельефные изображения Евангельских событий). Особой любовью пользовалась на Севере скульптура «Никола Можайский».
[41] Шергин Б.В. Праведное солнце: Дневники разных лет. СПб.: Библиополис, 2009. С. 61-63.
[42] Там же. С. 91.
[43] Кузьмина Е. Преображение // Кузьмина Е. Северные письма. Архангельск, 2005. С. 5-6.
[44] Гемп К.П. Указ. соч. С. 280.
[45] Шергин Б.В. Егор увеселялся морем. С. 141.
[46] Лёвушкин А.И. А море человека строит // Лёвушкин А.И. Остойчивость. С. 12.
[47] Теребихин Н. М. Геософия и этнокультурные ландшафты народов Баренцева Евро-Арктического региона // Поморские чтения по семиотике культуры: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера: Сб. науч. статей. Архангельск: Помор. ун-т, 2006.С. 71.
[48] Шергин Б.В. Двинская земля. С. 40.
[49] Шергин Б.В. Сокровенное // Москва. 1994. № 3. С. 90.
[50] Казаков Ю.П. Северный дневник. С. 419.
[51] Тряпкин Н.И. Горящий Водолей. М., 2004. С. 78.
[52] Там же. С. 65.
Профессор Елена Галимова (Архангельск)http://www.voskres.ru/literature/critics/galimova5.htm