(Окончание)Но вот в 90-е годы “чудище” опять подняло головы на всех уровнях. Тут должно говорить и о законе, и о совести. Закон должен быть беспощадным и видным всему обществу, а совесть должна не утихать никогда и нигде: ни дома в семье, ни в школе, ни на работе, ни в СМИ. Вспомните убийственные слова бывшего мэра Москвы Гавриила Попова: «Мы должны проявлять больше хамства». Ну, как тут вести речь о совести?
Что же касается предложения взять пример с Собора 1549 года, объявившего борьбу со взяточничеством, коррупцией, то наш Собор готов на это, так как всегда был против этих страшных явлений, и потому, что по сей день, к сожалению, вопрос не закрыт. И его в ближайшее время не удастся исчерпать, как и саму борьбу со злом.
IV. Какой Собор больше всего запомнился?Иногда мне задают этот вопрос. Честно говоря, каждый Собор по-своему значителен и важен. Но были особенные, так как открывали новую важную страницу в истории не только ВРНC, но и в принципиальных общероссийских и даже мировых ситуациях.
Так, впечатление разорвавшейся бомбы в либеральных и прозападных кругах произвёл X Собор «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» 2006 года в Москве. Как всегда спокойно и уверенно выступал Патриарх Алексий II. С докладом «Права человека и нравственная ответственность» выступил митрополит Кирилл. Это был церковный и общероссийский ответ на «пугало прав человека». Некоторые страны и политические круги в мире присвоили себе право судить людей и даже целые страны, не обращая внимания на их особенности и историю. И это право прикрывалось троянским конём “прав человека”.
«Православная традиция, — сказал митрополит Кирилл, — являющаяся культурообразующей для русской цивилизации, не может не ответить на этот вызов, иначе русский мир, превратится в маргинальное явление в современном мире».
Воздав должное провозглашённым правам человека в борьбе с безбожием, уничижением и злом, митрополит Кирилл отметил, что концепцией прав человека часто прикрывается ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей, кроме того, в комплекс прав человека постепенно интегрируются идеи не только противоречащие христианским, но и вообще моральным ценностям человека. Всё это переводит тему прав человека в тему спасения человека.
Это был незабываемый доклад. С одной стороны, глубоко философский, мировоззренческий, размыслительный, призывающий к раздумью о судьбах человека и человечества, в то же время он был глубоко богословский, православный, со ссылками на Евангелие и другие священные книги.
Совокупность удивительной насыщенности мысли, высокого слога, образности и филологической ценности являлась главной силой этого доклада.
Да, доклады высших иерархов Русской Православной Церкви и на других Соборах, особенно выступления Патриарха Алексия II, становились программными для всех последующих Соборов и Соборных встреч. А Соборные встречи в ряде случаев играли роль Собора.
Собор действовал и за границами России, там, где решения Собора получили поддержку и где Церковь, верующие христиане, даже католики, подверглись нападкам. Почти из всех конституций стран Европы, как известно, христианство, как духовный стержень жизни страны и народа, было изгнано. Страны Европы секуляризировались. Однополые браки — пожалуйста, гомосексуализм — пожалуйста, всякого рода проституция — пожалуйста, а вера, крест — ни за что. Это запрещалось, якобы, «правами человека». Верующие и церковь на Западе стали искать опору в решениях Русского Собора, в выступлениях Патриарха Алексия и митрополита Кирилла. Я выступал с докладом о роли литературы на конференции в Вене, которую организовали европейские католические и другие религиозные организации. Конференция пригласила митрополита, которого сопровождала представительная делегация наших священников, докторов наук, специалистов в области веры, юриспруденции, культуры. Конференции было дано проникновенное, обращённое к обществу и властям название
«Верните душу Европе».
В докладах и сообщениях западных коллег звучали довольно резкие слова и заявления. Например, «Европа представляет собой колосс на тонких духовных ножках», или «Мы заявляем, что варвары на границе Европы, а они в наших СМИ и в правительствах». И это ведь говорили не левые, пророссийские политики, а западные богословы и культурологи, каждый раз раскрывая агрессивность и бесцеремонность так называемой политики “прав человека”. Таким образом о решениях Собора узнавали всё более широкие круги. Деятельностью и решениями Собора интересовались в ООН и в ряде европейских организаций.
Уникальной можно назвать Соборную встречу «Вера и знание». Впервые в истории России за столом президиума и в зале заседания были Патриарх Алексий II и президент Академии наук Ю. Осипов, митрополит Кирилл и министр науки и технологий Фортов, многочисленные учёные, академики, доктора наук, владыки и другие священники, люди церкви и науки. Заседание проходило в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре. Был вразумительный, разноплановый, понятный всем разговор о вере и знании. Запомнилась речь доктора наук, академика Бехтеревой и такая мысль: «Я занимаюсь физиологией мозга. Мы постоянно вторгаемся в него, изучаем его и вдруг, дальше непонятно ничего — дальше Творец».
Да, для России XX-го и даже XXI-го века это был необычный разговор, ведь сотню лет нас убеждали, что наука и религия несовместимы, люди творческие, интеллектуалы не могут быть верующими. А как быть с Ломоносовым, Пушкиным, Гоголем, Достоевским, как быть с академиком Павловым, маршалом Жуковым? В разговорах родилась формула, которая определяла итог этой уникальной соборной встречи:
«Наука и религия не антагонисты!»Собор и Русская Православная Церковь провели Соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России (1996 год)», где митрополитом Кириллом было особо подчёркнуто, что Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий вела активную миротворческую деятельность. Но тогда, в середине 90-х, было видно, как разваливается «ядерный щит державы»: останавливались многие уникальные предприятия, разрушались атомопроизводящие города и центры, уходили из жизни учёные, отдавшие науке всю свою жизнь. Соборная встреча проходила в МГУ и прозвучала серьёзным предупреждением всем силам, которые пытались ослабить страну. В заявлении по итогам Собора было твёрдо сказано: «Россия не сможет обойтись без своего ракетно-ядерного щита». Это ведь было не заявление МИДа или Министерства обороны — это было конкретное заявление русской общественности и заявление Русской Церкви, понимающей, что гибель России будет обозначать гибель человечества. Это заявление прозвучало особенно убедительно в то время, когда НАТО рвалось и подходило непосредственно к нашим западным границам.
И ещё о наших скрепах.
Конечно, это русский язык. Русскому языку выпала миссия языка-объединителя: нет, это не имперская амбиция, а плод влияния и развития этого нашего сокровища на протяжении веков от Киевской Руси. Но самое главное — это язык великой культуры, литературы — Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Есенина, Шолохова, Леонова, Ахматовой, Распутина, Белова, десятков великих русских писателей. Собор заявил об ответственности каждого русского человека за состояние русского языка. Тогда, когда во всём мире развернулась агрессия массовой культуры, культурно-языковая экспансия, в условиях постмодернистской действительности ясно, что русский язык нуждается не в декларативной, а действенной, разумной созидательной политике, в защите от агрессивной, негативной политики СМИ, от информационно-агрессивной психологической политики. Многие преподаватели, учёные заявляли, что время снова требует, чтобы в России относились к языку, к слову, как к
великому дару, дарованному свыше, как к сокровищнице национальной культуры.
Очень важной была одна из первых Соборных встреч в мае 1994 года, посвящённая русской национальной школе. Мнения разделились. Одни выступали за массовое создание национальных школ: в России были созданы армянская, еврейская, немецкая, английская, испанская. Это хорошо. Но русская школа №141 в Москве оказалась одна.
На той Соборной встрече, а затем и на Соборе выступили Валентин Распутин, Владимир Гусев, Татьяна Петрова и др. Внимательно следил за его ходом А.И. Солженицын, который поддержал идею русской школы, защиты русского языка. Он сам предложил составить список русских слов, которые надо вернуть в обиход. Мы с горечью говорили, что современные учёные и писатели не борются с иностранным влиянием, как боролись в свое время Ломоносов, Сумароков, Фонвизин, Карамзин, великий просветитель, учёный, Государственный секретарь при Александре I адмирал Шишков, речь которого, чистая, русская, правильная, так была необходима императору и народу в 1812 году. Известно, что Шишков писал в тяжёлый для России час воззвания, о Бородинском сражении, об оставлении Москвы. И когда её освободили, изгоняя захватчиков из России, великий адмирал возглавил просвещение в России.
Слава Богу, книга о Шишкове, его речах вышла в издательстве «ИХТИОС» (главный редактор С. Котькало). А в прежние времена, кто знал Шишкова? Его имя затаптывалось, или просто забывалось, как имена всех защитников русской речи, понятных русских слов.
Не раз говорилось на Соборе о необходимости установления Дня русского языка. И такой день в день рождения П.С. Пушкина был установлен. В Белгороде появился памятный знак Русскому Слову, в Ульяновске — памятник букве «Ё», в Дагестане — памятник русской учительнице.
И эта работа, что сродни борьбе, о защите русского языка должна быть продолжена на всех уровнях — и в спорах за восстановление написания сочинений в школе, и за составление списка соответствий русских слов иностранным. Надо широко внедрять белгородскую инициативу по борьбе со сквернословием, по созданию системы штрафов и замечаний. Установить премии за чистоту и культуру русского языка.
В общем, мы не имеем права останавливаться в защите, укреплении и пропаганде русского языка.
V. Наши недостатки и проблемы. Проблемы, как и в каждом деле, у Собора, у членов Собора, конечно, были, иногда даже от благих намерений. Были проблемы с юридической регистрацией Собора, главой которого не сразу официально стал Святейший Патриарх, а заместителями определили: митрополита Кирилла и от православных мирян - председателя Союза писателей России писателя В.Ганичева.
Недоделок, несделанных дел, неосуществлённых замыслов в Соборе, конечно, хватает. Мы затронули ряд проблем русского населения, всего народа. Но часто только затрагивали их, а не решали, да и решить их полностью нельзя. Но надо продолжать изучать ситуацию, выявлять болезненные моменты, заявлять о них, устранять их. И ещё, на мой взгляд, несмотря на все сложности, трудности и даже поражения, не надо терять, простите за пафос, историческую уверенность, не предаваться унынию, тем более панике. Как сказал великий флотоводец и святой Фёдор Ушаков, набирая флотские команды, «надо собирать по человечку». И нам надо собирать силы, знания, умения для России, для общего дела. И где только есть возможность, обращать их в действие.
Одной из главных задач из не сделанных дел является создание отделений Собора в областях. Соборы были созданы в Смоленске, Волгограде, Белгороде, Архангельске, Екатеринбурге, Сыктывкаре и других городах. Но, к сожалению, во многих местах отделения не созданы, эту работу необходимо продолжить.
Думаю, что новый виток жизни и работы Собор должен осуществить в ближайшее время. Ведь, фактически, общерусской организацией, занимающейся общерусскими заботами и делами (язык, школа, культура и т.д.), Собор занимается часто в одиночку. Если раньше Собор был общегражданским форумом, общегражданской трибуной, то приходит время, когда он должен стать и общероссийской организацией неотложных Дел.
Очень важная предстоит работа по созданию областных и городских центров русской культуры, которые должны включиться в общероссийскую кампанию по упрочению, пропаганде и защите русского языка, в том числе и как языка государственного.
В Соборе задумано проведение одного из его заседаний, посвященного солидарности русских людей и всех соотечественников. Подготовка такого мероприятия – нелёгкое и довольно длительное дело. Попытка соединить людей в земных условиях вне веры, как показал XX век, бесполезна и даже порочна.
Думаю, что Собор должен немало потрудиться над таким единением и солидарностью русского мира. Основа есть. На предыдущем XV Соборе были сформулированы
базисные ценности народа, не имеющие альтернативы, были определены так же вызовы эпохи, с которыми должен бороться русский народ, другие народы нашей страны.
Святейший Патриарх жёстко сказал: «Известно, что никто в смертельную атаку за увеличение ВВП не пойдёт, никто в смертельную атаку не пойдёт, чтобы увеличить уровень потребления».
Поэтому великая цель и направление — это Россия: Отечество, Родина, Вера.
Осмысление собственных пороков и искоренение их — задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы. В заявлении Собора было сказано: «Наступило время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти единение общества, авторитет которого мог бы поддерживать само существование общества, страны, личности, сохранить русскую цивилизацию». Мы верим, что это не пустые слова, что так будет!
Валерий Ганичевhttp://www.voskres.ru/idea/ganichev28.htm