Председатель КНР Си Цзиньпин
Александр Васильевич:
Си Цзиньпин официально избран президентом Китая
Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) избрало заместителя председателя КНР Си Цзиньпина новым главой государства. Об этом утром 13 марта сообщается на сайте китайского правительства.
Теперь Си Цзиньпин на основании решений ВСНП (парламента) будет назначать и увольнять представителей государственного совета КНР (высший исполнительный орган КНР), издавать указы, представлять Китай на мировой арене.
С ноября прошлого года Си Цзиньпин занимает пост генерального секретаря ЦК коммунистической партии республики. На этом посту и на посту председателя КНР (президента) Си Цзиньпин сменил Ху Цзиньтао в рамках прихода к власти так называемого «пятого поколения» руководителей. Данное поколение, как предполагается, будет руководить страной в течение ближайших десяти лет.
К «пятому поколению» относится и Чжан Дэцзян, которого 14 марта избрали на пост председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. В других странах должность Чжан Дэцзян соответствует посту спикера парламента.
Под «поколениям» понимаются группировки в руководстве Китая, которые сменяют друг друга с 1949 года, то есть со времени провозглашения КНР. «Первое поколение» связано с именем Мао Цзэдуна, «второе» - с Дэн Сяопином, «третье» - с Цзян Цзэминем, наконец, «четвертое» - с Ху Цзиньтао.
http://www.km.ru/world/2013/03/14/otnosheniya-rossii-i-kitaya/705997-si-tszinpin-ofitsialno-izbran-prezidentom-kitaya
Александр Васильевич:
У кого будут «Китайские козыри»?
Новый глава Китая свой первый зарубежный визит нанесет в Москву
Итак, все руководящие посты в КНР обновлены в соответствии с заранее намеченными планами. Уже возглавляющий партию и армию Си Цзиньпин 14 марта был избран на пост главы государства. В этот же день был назван глава правительства. Им стал Ли Кэцян.
Новые руководители Китая уже обнародовали свои программы на пресс-конференциях, проведенных ими после избрания. Си Цзиньпин, по сообщениям Русской службы Би-Би-Си, сказал, что основным приоритетом остается экономика, отметив при этом, что необходимо усилить борьбу с коррупцией и социальным неравенством. Он также обратился к вооруженным силам страны, призвав их повышать боеспособность, быть сильными и дисциплинированными, готовыми защитить суверенитет Китая.
Многие западные СМИ усматривают в риторике китайского руководителя поворот к национализму.
Новый премьер, 57-лентий Ли Кэцян, со своей стороны, через три дня после избрания отметил, что у его правительства сохранится курс на взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, с которыми у Китая налажены двусторонние отношения. И, несмотря на возникшие в последнее время некоторое охлаждения с США из-за взаимных обвинений в кибер-атаках и электронном шпионаже, товарооборот с Америкой будет возрастать. Премьер Госсовета Китая при этом с гордостью объявил, что КНР и США уже перешагнули отметку товарообмена в 500 миллиардов долларов. Отметим, что со стороны России и Поднебесной эта цифра в минувшем году едва перевалила за 90 миллиардов долларов.
Любопытно, о чем сообщило агентство Associated Press 14 марта, что Китай поздравил вновь избранного главу Ватикана. Но как поздравил! Из Поднебесной Папу предупредили одновременно с положенными по протоколу реверансами, чтобы Ватикан не вмешивался во внутренние дела Китая. 12 миллионов китайских католиков, разделенные сегодня на две части - руководимые епископами, назначенными с ободрения официальных органов КНР, и католики, существующие в подполье - Папу признают, тем не менее, одинаково. Бенедикт XVI пытался вести дело к их объединению. Новому Папе таким образом заранее предложено не беспокоиться на сей счет.
Первый зарубежный визит Си Цзиньпин должен уже в ближайшие дни нанести в Москву. Этому событию самый популярный политический журнал США Foreign Policy посвятил развернутый комментарий, озаглавленный «Си поворачивается к Москве». Ссылаясь на инсайдерские источники в окружении нового Председателя КНР, собкор ряда изданий в Пекине Джон Гарно акцентирует внимание на главной проблеме предстоящей встречи в Москве:
- Сможет ли Россия открыть свою энергетическую артерию перед Китаем, будет в первую очередь зависеть от цены. В течение многих лет эти два государства вели переговоры о заключении сделок, согласно которым объемы импорта российской нефти в Китай должны были увеличиться вдвое. Это позволило бы уменьшить зависимость Китая от государств Персидского залива и Восточной Африки. Россия и Китай также планируют организовать гигантский новый совместный инвестиционный фонд, в котором помощник Ли должен будет стать вице-председателем.
Поворот Пекина к Москве, по мнению Дж. Гарно, является ответом Китая на военный поворот Вашингтона. Действительно, как сообщала мировая пресса в самом начале нынешнего года, в США приступили к созданию или, по крайней мере, объявлению о намерении создать систему азиатской ПРО, аналогичную уже формирующейся европейской. Это значит, что новому руководству Китая придется решать одновременно несколько задач: налаживание на новом этапе развития отношений с Москвой и Вашингтоном, а также уделять внимание ближайшим соседям, с которыми у Китая существуют приграничные споры. Это Япония, Вьетнам и Филиппины, о чем говорится открыто. Есть еще и проблема Тайваня, которую предпочитают вслух не озвучивать. А кроме того существуют и проблемы нестабильности на западных рубежах Поднебесной. Здесь целый букет потенциально взрывоопасных Центрально-Азиатских государств, а также Афганистан и Пакистан.
Этому клубку противоречий посвящена статья «Азия сегодня - как Европа перед I Мировой войной», опубликованная в еженедельном журнале Time в начале февраля. Ее автор Исхаан Тарур, ссылаясь на двух высокопоставленных отставных дипломатов из Южной Кореи и Австралии, приводит высказанные ими одновременно суждения об аналогии Европы столетней давности и нынешних противоречий в Азии. Автор статьи при этом отмечает:
- Лично мне ничего не известно ни о вьетнамском рыболовецком судне под названием «Эрцгерцог Франц Фердинад», ни о пустынной отмели, носящей имя Сараево. Хотя разговоры о войне на самом деле кажутся преувеличением, однако существуют объективные причины для серьезного беспокойства. Главная из них заключается в том, что в настоящее время в регионе прочно закрепились националистические настроения.
Словно отвечая на подобные опасения, в те же дни начала февраля газета «Хуаньцю шибао» поместила материал под недвусмысленным названием «Если бы Китай действительно занимал «жесткую и непримиримую» позицию, то Азия была бы совсем другой». В статье говорится, что мифу о «китайской непримиримости» уже не один год. Однако его обсуждают и обсуждают, хотя стоящие за ним идеи за это время вовсе не изменились. Мы, сказано в публикации, искренне стремимся к мирному развитию, однако это стремление не может быть односторонним. Нужно, чтобы его поддерживали и другие страны. В конце концов, региональный мир - вопрос, затрагивающий всех. Далее газета особо подчеркивает:
- И если кто-то до сих пор еще не понял, то запишите это, пожалуйста, прямо сейчас, черным по белому: Китай не откажется от своих законных прав. Китай не пожертвует своими жизненно важными интересами. Если у вас когда-то сложилось другое впечатление, внесите поправки, будьте добры. Чтобы и дальше развивать отношения с Китаем, вам обязательно надо это запомнить.
Ради чего помещен такой недвусмысленный «ультиматум» о мирных намерениях? Это, конечно, предупреждение соседям и, прежде всего, Японии. Ведь в статье не зря сказано, что в прошлом некоторые страны бесконтрольно ущемляли китайские национальные интересы, однако теперь им надо твердо уяснить, где проходит черта, за которую заступать нельзя. Это же предупреждение относится, конечно, не только к ближайшим соседям, но и к великим мира сего - США и их союзнице Великобритании, к которой у Китая есть исторический счет. Но сегодня речь, прежде всего, об Америке. И там это прекрасно понимают. Поэтому 14 марта на CNN был комментарий, названный «Что принесет лидерство Си?». Китайский лидер, отмечается в нем, сказал, что он несет людям возможность осуществления «китайской мечты». Вместе с тем он придерживается идей национализма, о чем свидетельствуют его речи при посещении воинских частей:
- Теперь национализм в Китае - это то, что связывает воедино народ, партию и армию.
В статье также подчеркивается, что Китай ведет кибер-атаки против США по своим правилам ради экономического шпионажа в целях овладения современными технологиями. Последние годы Китай почувствовал свою возросшую силу и потому он возмущен тем, что острие внешней политики США теперь направлено на Азию.
Эту мысль, пожалуй, лучше всего сформулировал известный политический обозреватель Фарид Закариа в газете "Washington Post" 28 февраля в статье «Вызов со стороны Китая». Первая поездка нового госсекретаря США Кэрри, говорится в ней, должна была быть не на Ближний Восток, а в Китай и Японию:
- Именно там разворачиваются наиболее важные и потенциально опасные события в международных отношениях. Китай меняется внутренне и внешне, не имея прорыва в отношениях с США. Эта проблема команды Обамы, которая хочет сделать Азию своим приоритетом.
Но едет теперь и Обама на Ближний Восток. Закариа далее пишет, несколько лет назад американским политикам не удалось реализовать предложенный З. Бжезинским план создания Большой двойки "G-2". C одной стороны, в Китае не захотели, чтобы там лишь «проштамповывали решения Вашингтона», оказались недальновидные противники и в США. Время было упущено, а теперь в Азии стали открыто беспокоиться по поводу растущей мощи Китая. Сегодня в Пекине рассматривают американскую политику в Азии как стратегию сдерживания. Там полагают, что в кризисе в Восточно-Китайском море виноват поощряемый США растущий японский национализм. А Япония, действительно, входит в фазу самоутверждения.
Вывод, который делает этот известный аналитик, такой: идею G-2 можно реанимировать. Нужны прочные отношения и связи между США и Китаем. Поэтому Кэрри надо срочно ехать в Азию.
Таким образом, сложилась уникальная ситуация, когда за благорасположение Китая должны бороться одновременно Россия и США. Козырные карты сейчас у Китая, и его руководитель наносит первый визит в Москву. Результаты визита будут очень важны для России, Китая и всего мира. Если Москва упустит свой шанс, следующий ход тут же будет перехвачен Вашингтоном.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
http://ruskline.ru/analitika/2013/03/19/u_kogo_budut_kitajskie_kozyri/
Александр Васильевич:
Реалистичны ли планы морской блокады Китая: мнения экспертов
Британский журнал "Journal of Strategic Studies" опубликовал статью американского исследователя Шона Мирски (Sean Mirski) о возможностях США по осуществлению морской блокады Китая в случае войны. Мирски рассматривает блокаду как оптимальный, при некоторых сценариях военного конфликта, вариант боевых действий против КНР, позволяющий разрушить китайский экономический потенциал и заставить китайцев признать поражение. Возможности КНР по противодействию подобной американской стратегии Мирски рассматривает как скромные. Китай не располагает силами по прорыву американской блокады вдали от своих берегов. Работа Мирски важна, поскольку позволяет нам лучше понять колоссальное значение России для разворачивающегося американо-китайского противоборства. Переход России в лагерь союзников США будет, по сути, означать, что это противоборство завершится поражением Китая, так и не успев начаться. В то же время, твердая поддержка Китая Россией ведет к резкому сужению военных и экономических рычагов США по давлению на Китай. Соответственно, российско-китайские транспортные и энергетические проекты должны рассматриваться также и с точки зрения их стратегической важности для двух стран, а не с узко экономических позиций. Исследование вопросов применения атомных подводных лодок для нанесения ущерба экономике КНР также имеет большое значение для России с точки зрения обеспечения ее безопасности на Дальнем Востоке. Не имея в принципе возможности достигнуть паритета с КНР в сфере сухопутных и наземных вооруженных сил на Дальнем Востоке, Россия сохраняет мощный атомный подводный флот. Учитывая зависимость КНР от морской торговли и трудности в обеспечении надежной ПЛО в прилегающих к Китаю морях, этот флот остается единственным эффективным неядерным инструментом военного сдерживания Китая, доступным России. В свете этого, решения российского руководства по сохранению и развитию базы атомных подводных лодок на Камчатке, значительные инвестиции в атомный подводный флот и планы по размещению на Дальнем Востоке подводных лодок новых типов следует признать абсолютно правильными и крайне важными.
ИА REX: Насколько реалистична концепция Шона Мирски по осуществлению морской блокады Китая в случае войны?
Григорий Трофимчук, руководитель Департамента политического консалтинга Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей:
Создание одной из трёх пар, геополитических дуг - РФ-КНР, КНР-США, США-РФ - способно решить судьбу человечества на столетие вперёд. Но большой вопрос - будет ли выбрана хоть одна из них.
Кажется, что только один Вашингтон, хоть в какой-то степени, думает над вопросом геополитической картины будущего мира, а Москва и Пекин тупо готовятся к возможной войне, причём, не понимая кого с кем. Москва и Пекин, при объявленном стратегическом партнёрстве между ними, дальше высоких деклараций пока не идут, предпочитая вспоминать о том, как хорошо было раньше и как хорошо теперь. И это притом, что Запад уже лишил их целого ряда стратегических баз - в Северной Африке, на Ближнем Востоке, уже практически в Южной Америке (после смерти Чавеса) и других местах.
В случае падения Ирана китайское энергетическое меню, самое плотное во всём мире, изменится кардинально, в сторону строжайшей диеты. Возможно, только тогда начнётся более предметный диалог Китая с Россией. Не только по уровню цен на сырьё и графикам их оплаты, но и по более судьбоносным вопросам. Скорее всего, что в это время обеим столицам уже будет поздно что-то предпринимать.
Возможно, что-то изменится с избранием нового Председателя КНР Си Цзиньпина, который озвучивает понятные и простые вещи. Такая внятность и наличие простых человеческих эмоций вселяет оптимизм. В противном случае, Россия и Китай будут и дальше слать совместные протестные бумаги в ООН по поводу уничтожения Западом очередной страны, которая была партнером, как для Москвы, так и для Пекина, с каждым разом всё больше и больше боясь выкатить западным оппонентам конкретный, физический протест. Это как у мужа с женой: не поставил её сразу на место, в первый же день брака - мучайся потом жизнь, пока не случится трагедия, пока она тебя не ударит во сне ножом. Поэтому уже очень скоро даже простой бумажный протест двух стран в адрес Вашингтона будет казаться им непозволительной, непростительной дерзостью.
Вашингтон - в отличие от Москвы и Пекина - материально вкладывается в российско-китайскую проблематику, пытаясь максимально раздвинуть, развести, расчленить россиян и китайцев: через соцопросы, через возбуждение недоверия населения Дальнего Востока к китайским оккупантам», «которые скупили здесь всё». На противодействие этим информационным процессам нужны деньги, нужны идеи, нужны носители этих идей, но Москва и Пекин, кажется, готовы думать о чём угодно, только не об этом. Денег на это нет - и это при имеющемся сырьевом и финансовом вале, который ежеминутно переливается через российско-китайскую границу в обе стороны.
При этом Россия и Китай, кажется, не могут понять, что для них страшнее: заявить в глаза Западу, чтобы он убрал руки от Сирии и Ирана, или открыто объявить о своём двустороннем блоке.
Гипотетический блок Россия-Китай снимет практически все вопросы, но ведь для этого России придётся давать Китаю льготное сырьё, вводить Китай в свои стратегические проекты, типа Арктики, двигать совместный космос. А чтобы гарантированно снять угрозу такому блоку со стороны монополизированного Америкой Тихого океана, придётся обязательно брать в братья Вьетнам и Северную Корею, - тогда всё западное побережье Азии будет прикрыто полностью, до миллиметра.
При этом не только одна Россия, но и Китай будет вынужден всерьёз вкладываться в две эти «дочерние» экономики - вьетнамскую и северокорейскую. И это в принципе ещё возможно, ведь и Вьетнам, и КНДР являются народными государствами. Они пока ещё не открестились от России, которая, как кажется, слегка сторонится друзей с социалистическим «душком», а над КНДР чуть ли не открыто издевается, идя полностью в струе США.
Если США надёжно противопоставят Китаю Вьетнам (а такие планы существуют) через живые деньги, кредиты, инвестиции, технологии и, главное, через пустые обещания - тогда в этом «красном» тихоокеанском побережье («красном» не из-за коммунизма, а просто любимого цвета этих народов) будет пробита дыра, которую не заткнёшь никакими деньгами. Никаким российским и китайским надводным и подводным флотом.
Поэтому создание «Красного Берега» - проект реальный, теоретически достижимый. И в этом случае уже не США заблокирует Китай с моря, а Китай построит себе (и, одновременно, всей пророссийской Евразии) Великую китайскую стену-2, только на этот раз не с севера, а с запада. И не сухопутную, а морскую. К этому блоку уже никто не будет приставать с такими пошлыми вопросами как принадлежность Южных Курил или Дяоюйдао. Без такой стены Россию уже в обозримом будущем запрут в Охотском море, а Китай в Восточно- и Южно-Китайском.
Но начинать надо с «малого». К примеру, кардинального изменения отношения российского населения к китайцам. На практике - это ещё более трудная задача, чем возведение Великой стены, так российские организации, которые пытаются активизировать диалог с китайцами, подвергаются в России заметной обструкции: как это так? вы что же, хотите продать нас китайцам?
Главная проблема на данный момент состоит в том, что у России и Китая всё ещё в проекте, а у США давно в рабочих чертежах и действующих макетах. Вашингтон твёрдо знает, чего хочет, и этого уже не скрывает. Бойкотирование Обамой саммита АТЭС во Владивостоке; проведение Белым домом условной линии в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, за которую он не намерен пускать КНР; намёки в сторону Москвы, что её зона ответственности в огромном Азиатско-Тихоокеанском регионе это в лучшем случае Китай и КНДР; демонстративная неявка делегации США на азиатский межпарламентский саммит, где Матвиенко пришлось оправдываться перед собравшимися по этому поводу - всё это пункты одной и той же программы.
В информационное поле мира уже кем-то впущены раскалывающие тезисы: 1) «если в войне между РФ и КНР будет побеждать Китай, то Вашингтон встанет на сторону Китая»; 2) «если в войне между РФ и КНР будет побеждать Россия, то Вашингтон встанет на сторону России». Поэтому уже сейчас ясно, что атомные подводные лодки России и Китая при неожиданном для них военно-политическом раскладе, инициированном США, окажутся абсолютно бесполезными, как оказалось бесполезным всё ядерное оружие Москвы при развале СССР.
Расклад на будущее очень простой. Если США подорвут Россию, Китай однозначно не выживет - тем более, без двух таких нефтяных и газовых бочек как Иран и РФ. Если США подорвут Китай, Россия, как говорится, три дня не проживёт, так как с ней сразу заговорят по-другому, другим языком, мгновенно выбросив из G8, вернувшись к привычному формату G7. Но сегодня кажется, что, ни Москва, ни Пекин не замечают этих губительных знаковых тенденций, полностью уткнувшись в экономику, в свои калькуляторы, пытаясь заработать друг на друге, как можно больше.
Также одним из главных остаётся вопрос: решится ли Россия на создание настоящей Евразии, от Белого до Жёлтого моря, что, кстати, ненавязчиво предлагает ей и сам Китай.
Юрий Юрьев, политконструктор:
По некоторым данным это не только теоретическое исследование, ведь некоторые израильтяне инвестируют в "острова" в Азии, пригодные и как точки подскока авиации, и как флотские базы и как базы "повстанцев" или "пиратов", по ситуации. Китай действительно можно заблокировать по морю, поскольку именно морем к нему поступают основные ресурсы энергоносителей. И здесь - действительно возрастает роль Ирана, Пакистана и России, как поставщиков и транзитёров ресурсов для Китая. А в идеале - Россия может открыть морской северный путь из Китая в Европу, более короткий, чем существующие южные пути.
Но Россия не менее уязвима, чем Китай. Радикалы могут перерезать Транссиб, и рассечь основные магистрали сообщения России с её собственным востоком. Как сообща, в случае совместного джихада, так и "простым" терроризмом. И прецедент этого уже был, когда в Ичкерии почти парализовали железнодорожное сообщение России с экс-республиками СССР, а ныне - странами Кавказа, что усилило их сепаратизм и отчуждённость от России. Возможно по этой причине, угрозы сообщениям в самой России, и актуально то самое "евразийство", которым занимаются ныне в России политически, не особо обращая усилия на страны, где русских много, например Украину, Латвию и Литву. Но "разрезать Россию" можно и внутренними интригами, например, взяв под контроль руководство РЖД и иных путей сообщения, чтобы показать России то, что было во времена Цусимы, - плохое прохождение сил и резервов на дальневосточный ТВД. Возможно, что уже есть симптомы "скупки лоббистов" в самой России, которые заволокитят и отсаботируют возможности России снабжать не только Китай, но и себя саму, при росте угроз.
Что же касается сталкивания лбами России и Китая и уже долговременной интригующей игры США по стравливанию Китая и России, то у Збигнева Бжезинского эта игра не слишком получается, и у Шона Мирски не слишком получится. Слишком хорошо помнят и в России и в Китае, во что обходятся войны, а особенно - гражданские. Зато в США вероятно подзабыли, что "вестерн" рождается сам по себе, как инфекция, и если кто-то отстреляется по митингам в США, то это может породить цепную реакцию на всю страну, поскольку оружия там много. Аль-Кайеда почему-то упустила шанс отстреляться по толпам митингующих янки, хотя подобная угроза ещё страшнее, чем блокада государства. Так вот, китайцы или русские или ещё кто-то, кого США намерены блокировать, могут учудить в США нечто худшее, чем блокада извне. Поэтому США лучше по-прежнему торговать хайтэком и никого не блокировать, особенно - производителей хайтэка, даже если щедрые умом Мирски предлагают США какие-то выгоды от насилия.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
Помимо данного исследования и им подобным, например, концепция "война с моря", которая подразумевает проведение военной операции против КНР, есть также и другие версии, где наоборот, Китай нанесет гипотетическое поражение США и их союзникам в регионе. Подобная аналитика проводилась в первую очередь в отношении Тайваня и симуляционные игры показали, что США и их союзник позорно проиграют. Есть и другие сценарии, например, в вторжении Китая на Дальний Восток. В данном случае США помогают России бороться с агрессором. Но и здесь их (и нас) ждет неудача. Так что вариантов для будущего довольно много. В плане поставок энергоресурсов для Китая важен в первую очередь Малаккский пролив, да и Южно-китайское море представляет собой своего рода HartSea. Вопрос целесообразности подводных лодок, как и развития ВМФ России, конечно же, ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с этим необходимо мыслить глубже - подводные роботы как наступательного и сдерживающего характера должны также разрабатываться и приниматься на вооружение. А исследование Мирски можно проинтерпретировать и в свете недавних слов главы Пентагона о том, что бюджет ЕвроПРО будет урезан для того, чтобы укрепить тихоокеанский фланг США. Официально причиной названа Северная Корея, но, скорее всего, имеется в виду Китай, который ростом своего могущества пугает Штаты.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Блокаду побережья Китая вместе с ядерными бомбардировками предлагал еще генерал Макартур в 1950-е годы, полагая таким образом выиграть войну в Корее. Тогда Макартура уволили за профессиональную непригодность и отсутствие субординации. Мирского никто не уволит, потому, что неоконсервативный тинк-танк, где он работает, предназначен для выработки именно таких сценариев. Блокада КНР, прежде всего, означает экономическую катастрофу для самих США, чья экономика сегодня зависит от китайского экспорта, импорта и китайских кредитов. Если же речь идет о холодной войне, то куда реальней просто отрезать поставки продовольствия в Китай. Китайцам нечем заменить поставки зерновых и сои из США. У США также достаточные рычаги влияния, чтобы наложить эмбарго на поставки зерна и нефти из Латинской Америки. США уже играло в такие игры против Японии в конце 1930х годов и тут все еще живут ментальностью победы во Второй мировой войне.
Андрей Давыдов, журналист:
Не вдаваясь в сценарии возможных военных действий, можно вынести для себя главный вывод. В обозримом будущем Китай при здравом уме его руководства не несет в себе военной угрозы территории России. Ибо для него это означает войну на два фронта. Не в том смысле, что США вдруг станут союзником РФ, а вот смысле, что, паче чаяния начав войну с Россией, Китай бы подставил себя под американский удар - да хоть под ту же блокаду. Могут возразить, что Китай мог бы в союзе с Америкой... Такой союз для Китая ничем не лучше поражения в войне с Америкой. Потому что независимо от хода войны с Россией поставит Китай в подчиненное положение. Жестко подчиненное.
http://www.iarex.ru/interviews/34838.html
http://ruskline.ru/opp/2013/03/19/realistichny_li_plany_morskoj_blokady_kitaya_mneniya_ekspertov/
Александр Васильевич:
Владимир Путин: Многоплановое сотрудничество между Россией и Китаем – наш осознанный исторический выбор
Президент России провел переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином
Вчера Президент России Владимир Путин принял в Кремле Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, находящегося в России с государственным визитом, сообщает сайт Кремля.
После церемонии официальной встречи в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца состоялась беседа Владимира Путина и Си Цзиньпина. Затем российско-китайские переговоры продолжились с участием членов делегаций двух стран.
Президент России и Председатель КНР приняли Совместное заявление о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений. В нем, в частности, говорится, что «отношения между Россией и Китаем достигли беспрецедентно высокого уровня, стали примером гармоничного сосуществования великих держав, играющих важнейшую стабилизирующую роль в современном миропорядке, содействующих укреплению мира и безопасности в регионе и мире в целом. Дальнейшее развитие российско-китайских отношений отвечает коренным интересам обеих стран и их народов».
«Стороны, твердо придерживаясь принципов и духа Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года, намерены вывести на новый этап отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия, взаимной поддержки, совместного процветания и дружбы, передающейся из поколения в поколение, рассматривая это в качестве приоритета своей внешней политики», - отмечается в документе.
«Выступая за право партнера на самостоятельный выбор пути развития и общественно-политического устройства, Стороны будут решительно поддерживать друг друга по вопросам, затрагивающим их ключевые интересы, в том числе обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Стороны сохранят преемственность тесных доверительных контактов на высшем и высоком уровнях, будут добиваться дальнейшего повышения эффективности ежегодных взаимных визитов глав государств, глав правительств, председателей парламентов, консультаций по стратегической безопасности, взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами, деятельности Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, а также других механизмов российско-китайских обменов по государственной и общественной линии», - подчеркивается в заявлении.
Кроме того, в присутствии Владимира Путина и Си Цзиньпина подписан пакет двусторонних документов, направленных на дальнейшее развитие стратегического партнёрства между двумя странами.
Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров
1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия;
2. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2013–2016 годы);
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об облегчении поездок граждан;
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией;
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью;
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектам в сфере разведки и добычи нефти;
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране перелетных птиц и их местообитания;
8. Дополнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров от 13 октября 2009 года;
9. Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину относительно фитосанитарных требований при взаимных поставках зерна и продуктов его переработки;
10. Меморандум о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Министерством коммерции Китайской Народной Республики;
11. Соглашение о сотрудничестве в области радиовещания, информационного и культурного обмена между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» и Дирекцией сайта «Жэньминьван»;
12. Кредитный договор Открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть»» с Государственным банком развития Китая;
13. Соглашение об основных условиях поставок сырой нефти на условиях предоплаты между Открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть»» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией;
14. Соглашение между Открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть»» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о стратегическом сотрудничестве в области геологического изучения, разведки, добычи и реализации углеводородов;
15. Меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества между Открытым акционерным обществом «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по проекту трубопроводных поставок российского природного газа в Китай по «восточному» маршруту;
16. Соглашение между Группой «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Государственной электросетевой корпорацией Китая о разработке технико-экономического обоснования проекта расширения российско-китайского электроэнергетического сотрудничества;
17. Меморандум о взаимопонимании между Закрытым акционерным обществом «РУСАЛ Глобал Менеджмент» и Алюминиевой корпорацией Китая;
18. Меморандум о взаимопонимании для продвижения инвестиций в инфраструктурные проекты и проекты на Дальнем Востоке России между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», Российским фондом прямых инвестиций, Китайской инвестиционной корпорацией и Российско-Китайским инвестиционным фондом;
19. Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области кролиководства;
20. Рамочное соглашение о сотрудничестве между Открытым акционерным обществом «Группа «Синтез»» и Государственной электросетевой корпорацией Китая;
21. Рамочное соглашение между Группой компаний «Эн+», Китайской компанией зарубежного развития и инвестиций «Шэньхуа» и Государственным банком развития Китая о сотрудничестве в освоении угольных ресурсов, строительстве комплектующей инфраструктуры и финансировании;
22. Соглашение о принципах финансового сотрудничества между Обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Металлы Восточной Сибири», Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии и Государственным банком развития Китая;
23. Договор факультативного перестрахования между Открытым акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» и Китайской экспортно-кредитной страховой корпорацией;
24. оглашение о сотрудничестве между Открытым акционерным обществом «Банк ВТБ» и Строительным банком Китая;
25. Соглашение между Открытым акционерным обществом «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»», Открытым акционерным обществом «ВТБ Лизинг» и Группой «Хунхуа» о производстве тяжелых буровых установок на территории Российской Федерации;
26. Соглашение о сотрудничестве между Обществом с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» и Китайской компанией международных инвестиций «Чэнтун»;
27. Соглашение о сотрудничестве между Обществом с ограниченной ответственностью «Русский кролик» и Пекинской кролиководческой компанией «Чжунхэн чжунсинь»;
28. План реализации мероприятий в рамках Года китайского туризма в России между Федеральным агентством по туризму (Российской Федерация) и Государственным управлением по туризму (Китайская Народная Республика);
29. Соглашение о сотрудничестве между Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Российская Федерация) и Китайским народным обществом дружбы с заграницей на 2013–2014 годы;
30. Договор о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская государственная радиовещательная компания «Голос России»» и Международным радио Китая;
31. Соглашение о сотрудничестве между Некоммерческим партнерством «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ»» и Управлением по туризму провинции Гуандун;
32. Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Российско-Китайским клубом и Комитетом по развитию туризма провинции Хайнань;
33. Соглашение о сотрудничестве в области высшего образования и научных исследований в сфере туризма между Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, Китайским институтом туризма и Хэйлунцзянским университетом;
34. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в антимонопольной сфере между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Министерством коммерции Китайской Народной Республики;
35. Протокол о всестороннем сотрудничестве между Открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть»» и Корпорацией «Синопек».
Завершив переговоры, лидеры двух стран сделали заявления для прессы.
Владимир Путин в своем выступлении отметил, что это первый зарубежный визит Си Цзиньпина в качестве Председателя Китайской Народной Республики. «Мы давно знакомы с действующим Председателем. У нас добрые, дружеские отношения сложились за предыдущие годы. Но в таком качестве, в качестве главы Китайского государства, господин Си Цзиньпин прибывает впервые, и это первая его зарубежная поездка в таком качестве. Мы высоко ценим этот знаковый жест. Это, безусловно, отражает особый, стратегический характер наших отношений», - сказал Путин.
По его словам. «многоплановое сотрудничество между Россией и Китаем отвечает коренным интересам наших народов, является нашим осознанным историческим выбором». «Мы договорились с Председателем КНР сделать всё возможное для дальнейшего развития торгово-экономического взаимодействия, гуманитарных и других связей. Будем и впредь тесно координировать наши шаги в региональных и международных делах. Приверженность общим целям, совпадение многих позиций нашли отражение в московском Совместном заявлении и Плане действий по реализации договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», - добавил Президент РФ.
Особое внимание в ходе переговоров. По словам Путина, было уделено торгово-экономическому взаимодействию, настроенному на совместное поощрение встречных инвестиционных потоков. «Мы договорились активнее использовать возможности российско-китайского инвестиционного фонда, уделять особое внимание инфраструктурным и производственным проектам на Дальнем Востоке Российской Федерации. Достигнута договорённость продолжать тесную кооперацию в высокотехнологичных сферах: космос, информационные технологии, авиастроение, энергетика, в том числе атомная. Большое количество совместных проектов вселяют в нас уверенность в том, что мы в ближайшее время выйдем на 100 миллиардов торгового оборота и в недалёкой перспективе – на 150. Были обсуждены перспективные региональные совместные действия в вопросе водопользования, судоходства, защиты окружающей среды, а также вопросы борьбы с незаконной миграцией и обеспечением взаимных поездок граждан. Масштабные мероприятия в области культуры, здравоохранения, в других гуманитарных областях способствовали углублению гуманитарного сотрудничества. Мы приступили к реализации нового проекта – перекрёстных Годов туризма. Год российского туризма в Китае успешно прошёл, количество туристов значительно увеличилось. Сегодня стартуют мероприятия Года китайского туризма в Российскую Федерацию», - продолжил глава Российского государства.
Также Путин отметил, что в ходе переговоров Председатель КНР предложил провести годы молодёжных обменов в 2014–2015 годах. «Безусловно, эта инициатива будет поддержана. Мы сделаем всё для того, чтобы наши молодые люди могли свободно друг с другом общаться, обсуждать общие проекты, выстраивать совместно инициативы на историческую перспективу. Ещё в 2010 году мы с господином Си Цзиньпином говорили о возможности создания экспозиции, посвящённой VI съезду Коммунистической партии Китая, который прошёл в нашей стране в 1928 году. Мы договорились открыть там постоянно действующую выставку», - добавил Президент России.
На переговорах, по словам Путина, также подробно обсуждались актуальные региональные и международные вопросы, прежде всего те, которые действуют в наших согласованных действиях в ООН, в Совете Безопасности ООН, в БРИКС и в «Группе двадцати». «Конечно, затронули обстановку на Ближнем Востоке, в Северной Африке и ядерные проблемы Корейского полуострова, говорили о перспективах развития ситуации в Афганистане», - сказал Президент РФ.
В заключение он еще раз поблагодарил «наших китайских друзей за откровенный и полезный диалог». «Делегация Китая во главе с Председателем КНР завтра продолжит работу в России, но уже сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что государственный визит Председателя КНР в Россию проходит успешно. Он, безусловно, будет иметь долгосрочные исторические позитивные результаты и положительным образом отразится на взаимодействии наших стран и народов, будет укреплять стратегический характер нашего партнёрства», - заключил Владимир Путин.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/24/vladimir_putin_mnogoplanovoe_sotrudnichestvo_mezhdu_rossiej_i_kitaem_nash_osoznannyj_istoricheskij_vybor/
Александр Васильевич:
«Китай определяет Россию как главное государство в своей внешней политике»
Политолог-международник Юрий Косов об итогах встречи Президента России Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином
Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. По итогам встречи был подписан ряд важных документов, касающихся экономического сотрудничества двух государств.
Итоги переговоров комментирует в интервью «Русской народной линии» декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, д.ф.н., профессор Юрий Косов.
В мировой дипломатии есть такая традиция при смене руководства в какой-то стране или заступлении руководителя страны на второй срок - первому его визиту придается большое значение. Очень важно, в какое государство он совершает свой первый визит. Это показывает, что данное государство ближе всего для его страны, отношения с ним носят стратегический характер. Американские президенты в свое время приезжали в Европейский Союз и встречались не с лидером какой-то страны, а с главами всех государств ЕС, а потом летели на встречу с руководителем России. Важно даже, на территории какого государства проводится эта встреча: либо руководитель выезжает на территорию другого государства, либо бывало так, что президенты США, желая показать, что отношения с Россией очень важны, но не настолько близки, выбирали для первой встречи нейтральные территории, такие как Словения, Словакия.
То, что первый визит нового руководителя Китая осуществляется в нашу страну, да еще и в Москву, показывает, что Китай определяет Россию как главное государство в своей внешней политике. Сейчас происходит структурирование системы международных отношений. До 90-х годов существовала биполярная система, в ней были два центра: США и СССР. В 90-е и начале 2000-х годов международники говорили о создании геополитического униполя Соединенных Штатов, доминировавших на то время в мире. Сейчас резко поднимается Китай. Некоторые специалисты еще год-два назад говорили, что, возможно, мир будет многополярный. Но за это время сбросили в темпах развития страны, которые планировали стать полюсами мирового развития: Россия, Бразилия, Индия, Южная Африка, а Евросоюз вообще погряз в кризисе. Мы видим, что творится на Кипре - это страна Евросоюза, над ним развивается синий флаг с двенадцатью золотыми звездами, обозначающими гармонию, но мы видим, что Кипру далеко до гармонии, так же, как ЕС в целом.
Китай держит курс на ускоренное развитие, его экономика растет на 10% в год, в этом году планируется на 7%, поэтому специалисты стали говорить о возрождении биполярной системы с двумя центрами силы: США и Китаем. А некоторые, в том числе я, говорят о том, что, может быть, такая система как два с половиной. Это встречалось в партийных системах разных государств в прежние годы. В Германии, например, долгое время были две сильные партии: христианские демократы и социал-демократы, но никто из них не мог набрать больше 50% голосов, и потому кого выбирала к себе в союзники свободно-демократическая либеральная партия, та партия и становилась правящей.
Сейчас складывается похожая ситуация, когда ни один из двух мировых центров силы не сможет доминировать. В то же время существует Россия - страна с очень мощным ядерным потенциалом, который больше китайского по масштабам, сопоставим с американским; страна с огромными природными ресурсами. В США пишут, что «Китай плюс природные ресурсы России - это самая большая головная боль, которую только могут представить себе американские аналитики». Поэтому Россия становится половинкой центра силы, несопоставимой ни с китайским, ни с американским, но все же третьим центром силы, и куда она примкнет, та держава будет получать преимущества.
Как вы знаете, Барак Обама недавно сделал целый ряд прорывных предложений России. В свою очередь Россия параллельно получала предложения от Китая, оказавшись в положении невесты, которая выбирала между американским и китайским женихом. Видимо, предложения Китая оказались более интересными. В американских предложениях смущает то, что США свое слово не держат. Кроме того, нельзя не учитывать Европейский Союз. Основные поставки энергоресурсов из нашей страны, дающие более 50% нашего бюджета, идут в ЕС. ЕС же вводит разнообразные ограничения для России, ограничивая, в том числе и поставки, и владения трубопроводами. Уже несколько лет назад наша страна приняла решение по переориентации энергетических потоков с европейского направления на восток. Если к 2000 году Россия поставляла 97% энергоносителей в Европу и только 3% - в Азию, то сейчас 90% - в Европу, а 10% - в Азию, а к 2020 году в Европу будет идти 70%, в Азию - 30%. Выполнение программы сдерживалось китайской стороной, которая жестко торговалась, предлагая заведомо очень низкую цену. При новом китайском руководстве в этом направлении произошли подвижки, да и Китай стал побогаче, очевидно, и Россия пошла на какие-то уступки.
Визит нового китайского руководства - это явление геополитического характера, оказывающее серьезное влияние на распределение геополитической картины мира. Конечно, очень много зависит здесь от искусства нашей российской дипломатии, потому что наша страна является мостом между Китаем и США. Россия должна полностью использовать свои преимущества, помня, что у Китая свои национальные интересы, у Америки - свои, и у нас - свои, и находить общие точки соприкосновения. Сближение с Китаем не означает прекращения Россией диалога с Америкой. Мы будем ждать нового хода от администрации Барака Обамы, который последует не спонтанно, но в результате серьезных технических переговоров, о которых официально не объявляют. Россия, занимающая сложную, промежуточную позицию в мире, должна упорядочивать баланс сил двух великих держав и от этого получать свои преимущества. C Китаем нам это удается, а с США - пока не совсем.
http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/24/kitaj_opredelyaet_rossiyu_kak_glavnoe_gosudarstvo_v_svoej_vneshnej_politike/
Навигация