Нужна ли России дорогая рублевая нефть?
К вопросу о богатстве и бедности России
В 1859 году в Пенсильвании бравый полковник Эдвард Дрейк добыл первую промышленную нефть. В 1879 году около 95% мировой нефтепереработки принадлежало Рокфеллеру. К 1901 году благодаря стараниям Д.И.Менделеева и других русских государственников Россия в нефтяной отрасли сумела технологически превзойти США, оставаясь в лидерах вплоть до 1917 года.
Как выяснилось, мировых запасов нефти хватает не более чем на два столетия и через 40 лет она просто исчезнет. Однако, чем меньше нефти в недрах, тем острее борьба за нее. Поэтому сегодня черное золото превратилось в сложнейший узел основных противоречий современности: конфликтов интересов будущих и нынешних поколений, геополитических и транснациональных, политических и социальных, государственных и корпоративных, общественных и личных, законных и криминальных … Обычная карта разведанных к концу 20 века нефтяных запасов способна объяснить причину большинства войн и заказных переворотов начала 21 века, понять логику многих ведущихся сегодня закулисных переговоров.
<.....>
Нефтяные интересы – это вопрос больших, точнее очень больших денег. Откровенный грабеж суверенных ресурсов сегодня цинично прикрывают лучшие демагоги мира. На деньги международных нефтяных королей и нефтяной администрации США выходят многочисленные заказные статьи и аналитические материалы, в которых пытаются исказить смысл очевидного, превратить простое в сложное, ясное в туманное наукообразие с целью отучить нас думать о защите собственных богатств и подземных кладовых, оценивать свои выгоды и потери. Однако, простейшие вопросы позволяют прояснить ситуацию с нефтью, несмотря на всю ее кажущуюся сложность. Итак, нам нужны четкие ответы на следующие вопросы:
Что такое нефть?
Кому она принадлежит?
Зачем и сколько ее нужно добывать, перерабатывать, потреблять и экспортировать?
Кому это необходимо?
Каковы современные альтернативы нефти?
Что такое рубль?
Для чего, за сколько, в какой валюте и кому ее нужно продавать?
Кому это выгодно?
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: ЧТО ТАКОЕ НЕФТЬ? Нефть - это природное полезное ископаемое, представляющее сложную смесь жидких углеводородов различного молекулярного веса. Нефть служит сырьем для производства автомобильного бензина и смазочных масел, авиационного керосина, дизельной солярки и топочного мазута. Помимо основной продукции нефтепереработки из нефти также производится разнообразная продукция нефтехимии. Сегодня мировое потребление нефти составляет 80,7 миллионов баррелей в день, тогда как общемировые доказанные разведанные запасы нефти оцениваются в 1,188 триллионов баррелей. Следовательно, при нынешнем уровне потребления нефти хватит не более чем на 40 лет. Но поскольку к 2025 году ожидается рост потребления нефти еще на 35 миллионов баррелей в день (на 42%), ее запасы иссякнут раньше.
Справочно : баррель – мера объема, в то время как тонна – это мера веса. Перевод мер зависит от плотности нефти, которая по определению сильно различается в зависимости от конкретного места добычи. Например, при так называемой среднемировой плотности 0,8579 тонн/м3 в 1 тонне – 7,33 барреля, а в 1 барреле - 0.1364 тонны .
Основным мировым потребителем нефти является США (четверть всего мирового потребления при 3,1% темпе ежегодного прироста потребления). США давно законсервировали значительную часть своих запасов и сегодня берегут их как зеницу ока. Три страны Северной Америки – Канада, США и Мексика - потребляют 30,1%. мировой нефти.
В России находится свыше 9,2% доказанных мировых запасов нефти (по данным В.Христенко – до 13%) и 9,5% мировой добычи. Разведанные российские запасы нефти зарубежными экспертами оцениваются в 72,3 млрд. баррелей, которых при сегодняшних темпах хватит лишь на 21,3 года. Факт для самых серьезных размышлений: в нефтяной России нефть закончится в два раза скорее, чем в среднем во всем мире, со всеми вытекающими из этого очевидными технологическими, военными и геополитическими последствиями. Не будем забывать, что 77% процентов доказанных запасов в мире через государственные компании контролируются национальными правительствами . А наличие, например, в Иране нефтяных запасов на 89 лет или в Казахстане на 83 года делает данные страны потенциальными объектами агрессии.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ? Нефть – национальное достояние, которое принадлежит всем поколениям граждан России. Ее добыча должна осуществляться с учетом интересов будущих поколений, поскольку запасы нефти крайне ограничены. С учетом сегодняшней практики хищнической эксплуатации месторождений, разведанные запасы будут практически полностью исчерпаны в ближайшие несколько десятилетий. Но имеет ли право одно поколение полностью израсходовать то, что принадлежит следующим поколениям, ничего не создав взамен? Очевидно, нет. Но, к сожалению, именно это сегодня и происходит. Ситуацию осложняет откровенная бесхозяйственность и продолжающееся бесконтрольное разбазаривание остатков нефтяных запасов России, использование их исключительно в интересах узкого круга лиц: от назначенных еще Ельциным собственниками нефтяных компаний свежеиспеченных олигархов до разномастной армии алчных коррумпированных чиновников, специализирующихся «на распиле» нефтяного и государственного бюджета.
Попытки власти донести до народа хотя бы жалкие крохи с барского стола сегодня наталкиваются на жесткое сопротивление. Например, на выполнение задач трех основных национальных программ в 2006-2007 гг. планируется выделить порядка 400 млрд. рублей: на проект «Доступное и комфортное жилье» - 213 млрд. рублей; «Здоровье» - 145,8 млрд. рублей (в 2006 г. – 58,1 млрд. рублей, в 2007 г. – 87,7 млрд. рублей); на федеральную целевую программу «Развитие образования на 2006-2010 годы» из средств федерального бюджета выделяется на пять лет 45,3 млрд. рублей. Сопоставление объема направляемых средств на эти национальные программы с общим объемом получаемой нефтяной ренты оказывается не в пользу власти. При этом трудности реализации национальных проектов возродили, казалось бы, давно забытые обвинения в саботаже, сращивании коррумпированной власти и компрадорского капитала. На повестке дня – вынужденное применение властью жестких, но необходимых для получения социально-значимых результатов мер. Пока же вопрос о нашей ответственности перед потомками за безответственное разграбление нефтяных запасов остается открытым.
ЗАЧЕМ НУЖНО ДОБЫВАТЬ И ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ НАШУ НЕФТЬ? Без нефти не взлетят самолеты, не двинутся с места машины, не выйдут в поле комбайны и тракторы. Это вынуждает нас без оглядки на будущие поколения добывать и перерабатывать минимально необходимое для их заправки количество нефти. В связи с этим возникает справедливый вопрос: чем же будут заправлять свой транспорт наши дети и внуки, если мы не оставим им ни нефти, ни альтернативного транспорта, двигателя и топлива? Как г ипотетически, через 21 год в случае начала внезапной агрессии поднимутся в воздух наши истребители и штурмовики, тронутся с места танки и БТР, когда в это время у других стран топлива еще будет в избытке?
Вдобавок мы безрассудно продолжаем топить наши котельные «ассигнациями» из черного золота, против чего еще сто лет тому назад активно выступал великий русский химик и патриот Д.И.Менделеев. Сегодня суммарное внутреннее потребление продуктов нефтепереработки превысило все разумные пределы. Это происходит из-за энергетической неэффективности и отсталости нашей промышленности, откуда вытекает необходимость проведения ее срочной модернизации (существующий потенциал повышения энергоэффективности оценивается в 35-40%). Кроме того, нефть используется еще и как сырье для нефтехимической отрасли, хотя здесь ей легко можно найти замену. С учетом всего вышесказанного, напомним, что превышение научно обоснованного лимита внутреннего потребления должно осуществляться исключительно в интересах будущих поколений.
Однако, с превышением, а точнее - внешним потреблением нашей нефти ситуация обстоит еще хуже. Ведь на практике вместо стратегии минимизации добычи нефти и развития полного цикла ее переработки, глубина которой в России сегодня составляет 70% против 96% в США, для удовлетворения чисто внутренних наших потребностей реализована стратегия выхода в мировые лидеры по добыче и экспорту сырой нефти («достижение» августа 2006 года). При этом реальная внутренняя российская потребность в продукции нефтепереработки несопоставима с масштабом текущей добычи и экспорта нефти. Добыча нефти в России растет быстрее разведки новых месторождений: за год объем добычи увеличился на 8,9% и скоро достигнет уровня 9,75 млн. баррелей в день. По прогнозу международного энергетического агентства IEA в 2011 году ежесуточно будет добываться свыше 11 млн. баррелей. Объем добычи в четыре раза превышает объем внутреннего потребления, которое растет лишь на 3% в год и сегодня составляет примерно 2,6 млн. баррелей в день. В то же время заметим, что по потреблению нефти на душу населения Россия занимает одно из последних мест в мире (0,75-1,5 тонн), а США – первое (свыше 3 тонн). Кстати, США ежедневно добывают на 1,5 млн. баррелей меньше, чем Россия. В целом, превышение лимита внутренних потребностей составляет порядка 2,5 млрд. баррелей в год (соответственно, 5 млрд. баррелей за 2006-2007 гг. Считая по минимуму – по 40 долларов «чистого» дохода с барреля (заметим, что сегодняшняя ставка экспортной пошлины в 216,4 доллара за тонну пока меньше примерно на 10 долларов этого минимума)- , - за 2006-2007 гг. получаем более 200 млрд. долларов. Попробуйте сопоставить данные цифры с 400 млрд. рублей, выделяемых в это же время на три основных национальных проекта . Что называется, почувствуйте разницу. Отсюда еще один наивный вопрос: в чьих же тогда конкретно интересах сегодня осуществляется экспорт российской нефти? Тем более, что отгружаем мы реальную нефть и за свой счет щедро оплачиваем рабочие места на западе (импортное буровое оборудование, трубы и т.д.), а взамен получаем… электронные записи по счетам в фиктивной валюте, стоимость которой вскоре упадет до цены зеленой резаной бумаги.
Поэтому в принципе не стоит вопрос - продавать ли нефть за доллары или все же исключительно за рубли. Но чем же тогда в условиях неработающих страны, населения, промышленности и сельского хозяйства будут реально обеспечены эти рубли? Как в отсутствии отечественных товаров и товаропроизводителей может возникнуть платежеспособный спрос населения?
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА НЕФТИ?
Обязательно ли продолжать добывать нефть с целью производства, в частности, топочного мазута или продукции нефтехимии? Нет, поскольку здесь имеется реальная альтернатива – газ. Заметим, что в России находится свыше 30% мировых запасов газа. Уровень мировых запасов в 30% является минимально необходимым для реализации собственной стратегии страны в этой области, что принципиально мы не можем сделать в нефтянке при уровне запасов в 10%. А собственная стратегия в газовой отрасли дает шанс найти современную технологическую альтернативу использованию нефти, а затем и газа.
Однако, совершенно иначе обстоит дело с основными продуктами нефтепереработки. Здесь недостаточно найти заменитель самим нефтепродуктам в виде альтернативного топлива из возобновляемых источников сырья, необходимо еще разработать и широко внедрить альтернативные двигатели – двигатели принципиально нового типа.
ЗАЧЕМ ЕЕ НУЖНО ПРОДАВАТЬ ЗА ГРАНИЦУ?
Говорят, для того, чтобы получить средства на модернизацию промышленности, на сокращение технологического отставания и реализацию национальных проектов. Однако, как известно, благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Как реально обстоит дело? Какие конкретно средства доходят до перспективных проектов? Как соотносятся они с реальными нуждами будущих поколений? На все эти вопросы пока нет ответов, хотя, начиная с нынешнего года, авторитет власти напрямую зависит от эффективности реализации вышеперечисленных программ.
Модернизация отечественной промышленности не проводилась уже более четверти века. В результате сегодня мы имеем отсталую неконкурентоспособную промышленность. На фоне чисто сырьевой экспортной направленности отечественной экономики российское товарное производство влачит поистине жалкое существование. А ведь именно изобилие производимых в стране конкурентоспособных товаров составляет истинную суть отечественной валюты (рубля) и основы платежеспособного спроса населения . В отсутствии отечественных товаров продажа нефти за рубли становится фикцией. Выйти из этого маргинального состояния можно только путем мобилизацию всех ресурсов в рамках целенаправленной государственной политики.
Напомним, что международную конкуренцию никто не отменял. Следовательно, чтобы сделать отечественные товары конкурентоспособными на мировом рынке, необходимо, во-первых, начать их массово производить, и, во-вторых, модернизировать всю промышленность на уровне передовых мировых технологий, стандартов и управленческих решений. Но это в принципе невозможно сделать, если не желающие умирать заводы будут продолжать покупать российское сырье и энергию у родных олигархов (в том числе нефтепродукты, электроэнергию, металлы и т.д.) по мировым экспортным ценам. Очевидно, что цена на сырье и энергию для российских товаропроизводителей должна оставаться на уровне себестоимости. В частности, внутри страны цена нефти, бензина, солярки и авиационного топлива должна быть на уровне себестоимости! Тем самым низкие цены на нефть внутри России и максимально высокие за ее пределами выгодны государству и народу. Не выгодны они лишь узкой группе влиятельных лиц, намертво присосавшихся к российской нефти.
Только такая ценовая политика на нефтепродукты позволит нам за оставшееся крайне небольшое время провести необходимую модернизацию промышленности, не стыдясь в этот период массово копировать лучшие мировые технологии и решения, как это в свое время делала Япония, а сегодня делает Китай. Время становится наиболее критичным ресурсом. Однако то, что можно было достаточно эффективно сделать во второй половине 20 века путем банального копирования по образцу тех же двигателей, узлов или даже атомной бомбы и ракет (правда, уже с учетом получения доступа к секретной документации или вывоза специалистов) в 21 веке уже не всегда возможно сделать. Действительно, мы частично можем повторить урок Японии в развитии, например, отечественного автомобилестроении, на первом этапе точно копируя по образцу самые лучшие двигатели. Но создать таким путем современную микропроцессорную технику, управляющую ими, как в свое время в СССР создали ЕС ЭВМ, мы уже не сможем в силу принципиальной невозможности копирования современных технологий ее производства. Отсюда национальный проект по разработке и развитию собственной микропроцессорной техники должен стать одним из самых высокоприоритетных. Однако этим проблема современной модернизации в свете скорого истощения запасов нефти отнюдь не разрешается. Она на порядок сложнее проблемы копирования по образцам и создания «с нуля» собственной микроэлектронной индустрии.
Ведь помимо проблемы промышленного отставания реальность угрозы скорого исчерпания нефтяных запасов определяет очевидную необходимость в кратчайшие сроки разработать и перевести промышленность и все народное хозяйство на двигатели, работающие на принципиально иных видах топлива. Топлива, производимого из возобновляемых источников сырья. Ведь и следующие поколения тоже захотят летать на самолетах, ездить на автомобилях, сеять на тракторах. Очевидно, сам характер промышленной конкуренции в 21 веке будет определять водородный двигатель и управляющая им микроэлектроника, и только затем – прочие технологии и ресурсы. Конкурентоспособность страны в значительной мере будет определяться конкурентоспособностью ее водородной, атомной и прочей альтернативной энергетики, машиностроения и микроэлектроники.
Бездействие и бесхозяйственность в этих вопросах недопустимы, поскольку бездумное проедание нефтяной ренты наносит невосполнимый ущерб всем последующим поколениям. Наша задача также как и в США снизить до минимума текущее потребление собственной нефти, а доход от извлекаемых сверх этого запасов направить исключительно на создание современной альтернативы двигателю внутреннего сгорания и на проведение на его основе масштабной модернизации всей российской промышленности, гарантируя соблюдение естественных прав человека в обеспечении пищей, жилищем, теплом, одеждой, сохранении здоровья, обеспечения безопасности и получении доступного образования. Сегодня у нас еще есть необходимое время для создания технологий будущего прорыва.
Профессор Марат Мусин
В дополнение смотрите таблицу запасов нефти на ссылкеhttp://www.voskres.ru/economics/musin2.htmПриглашаю к обсуждению.