Извечное противостояние?По известной поговорке о калашном ряде и суконном рыле
Беру в руки газету, читаю: "Чтобы занять достойное место среди цивилизованных стран мира, России надо сделать…" – далее идет объяснение того, что именно надо сделать России.
Включаю телевизор: "Нам предстоит пройти еще немалый путь, чтобы стать полноправными членами совместного европейского и мирового цивилизованного сообщества…" Наверное излишне пояснять: кому это "нам"? Конечно же, не немцам или французам, а россиянам, России.
Вольно или невольно вспоминается известная поговорка о калашном ряде и суконном рыле, и возникает недоуменный вопрос: да что с нами случилось-то, почему Россию в тот самый ряд не пущают? И всегда ли, на всем, так сказать, историческом пути мы такими суконными были или, может быть, на последнем "перестроечном" перегоне отстали от остального цивилизованного мира?
В поисках ответа на этот вопрос, видимо, придется, хотя бы бегло, оглянуться на помянутый исторический путь.
И самое лучшее, наверное, начать с начала – с Киевской Руси, с того времени, когда Париж, по свидетельствам тогдашних путешественников, в сравнении с Киевом выглядел большой деревней, и французский король, считая за честь породниться с киевским княжеским домом, настойчиво сватал и высватал-таки дочь Ярослава Мудрого Анну, которая была не только начитанной девицей, но и знала три языка, сам же король был неграмотным…
Даже могущественная, просвещенная Византия, на протяжении столетий считавшая нас варварами, и то меняла свое высокомерное к нам отношение. После того, как князь Олег, в память своего похода на Царьград, прибил к его вратам свой щит, греки записали в своих хрониках: "Народ до этого незаявивший себя, непочетный, неименитый, но приобретший себе славу со времени похода на нас и получивший теперь значение".
Красноречивое признание, ничего не скажешь!
Последующий за этим разгром агрессивной Хазарии Святославом, его победные походы на подвластную Византии Болгарию, а также взятие его сыном Владимиром Херсонеса и похожее на ультиматум обращение к византийским императорам выдать за него их сестру – все это, разумеется, не умаляло, а лишь возвышало "значение" молодого славянского государства в глазах и Византии, и других стран.
Но хотя сила оружия и по сей день, к сожалению, остается одним из самых весомых "аргументов" в межгосударственных отношениях (достаточно вспомнить разгром Югославии и Ирака), народы издавна "заявляют" о себе еще и силой национального духа, выражающемся в его творчестве, в различных видах искусства – архитектуре, художестве, литературе.
И если подробно не говорить о Киевской Софии, других величественных храмах и украшающих их фресках, а коснуться лишь одной литературы, и то картина будет достаточно впечатляющей.
Поскольку литература немыслима без письменности, а письменность во многие страны Европы (как и к нам тоже) пришла вместе с принятием христианской веры, мы оказались в исключительно благоприятном, выгодном, если так можно выразиться, положении. Европейцы принимали веру на чуждой, непонятной им латыни и это создавало большие трудности при создании национальных алфавитов, при их "приспосабливании" к латыни (звук "ч", например, в немецком и по сей день обозначается четырьмя буквами). Мы же веру приняли на родном языке. Солунские братья Кирилл и Мефодий создали для славян универсальную, идеальную, гениальную азбуку, которая нам исправно служит уже более тысячи лет.
Уже при Владимире Святом обучение грамоте проводилось не только в Киеве, но и в других городах. В "Летописце" Переяславля Суздальского прямо записано, что Владимир "послав по всем городам царства и повеле детей отымати (брать) у нарочитых людей и учите грамоте".
Еще больше школ было открыто его сыном Ярославом. В одном только Новгороде в 1030 году обучалось 300 детей. И здесь, наверное, к месту будет сказать, что неопровержимым свидетельством широкого распространения грамотности на Руси являются сотни найденных при раскопках, берестяных грамот, которыми пересылались жители города.
Ярославом же и была основана в построенной им Киевской Софии первая на Руси библиотека.
"И любил Ярослав книги, читал их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество…" – это из Нестеровой "Повести временных лет", нашей первоначальной отечественной истории.
С конца X до середины XII века на Руси было построено около десяти тысяч церквей и монастырей, в которых насчитывалось не менее восьмидесяти пяти тысяч книг различного содержания.
..............................................................................
В последнее время наша дипломатия уже не так строго придерживается западного фарватера. А на недавний окрик из-за океана, почему российский президент по дороге на Окинаву завернул в КНДР ни с кем это не согласовав, даже было отвечено: это наше, а не ваше дело к кому нам ехать в гости и каких гостей принимать. Ответ достойный. Почаще бы в подобных случаях так отвечать нашим "партнерам" по созданию нового цивилизованного сообщества! Если мы сами не позаботимся о своем государственном достоинстве, то кому же еще это нужно. Да и откуда возьмется, чем будет питаться чувство достоинства гражданина России, если он видит, как его Родину постоянно унижают?!
В Африке есть небольшое государство Буркина-Фасо. Раньше оно называлось на наш слух попроще – Верхняя Вольта, а лет пятнадцать назад племена, населяющие страну, решили не совсем понятную, наверное, на их слух Вольту сменить на новое наименование, которое в буквальном переводе обозначает: Страна Достойных людей. Как говорится, скромненько и со вкусом. Вот бы и нам так: не ждать, когда просвещенный Запад перестанет нас считать недоцивилизованными варварами, а самим себя почувствовать достойными людьми, живущими в достойной стране, со славным, известным всему миру, именем – Россия!
Семен Шуртаков
http://www.voskres.ru/idea/schurtakov.htm