Александр КУЗНЕЦОВПалестина для русских – не чужая земля 18 апреля президент России Владимир Путин проведет в Москве переговоры с президентом Государства Палестина Махмудом Аббасом. За последние годы это далеко не первый визит палестинского руководителя в нашу страну. Только в прошлом году Махмуд Аббас, или Абу Мазен, как его называют палестинцы, побывал в Москве трижды: в январе, апреле и сентябре. Так, 22 сентября 2015 года он принял участие в торжественном открытии нового здания Соборной мечети в Москве. И вообще, палестинский лидер – человек в России известный, он окончил аспирантуру Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, а в 1982 году защитил в Институте востоковедения АН СССР диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук.
Сегодня лидера Палестинской национальной автономии (ПНА) ведёт в Москву стремление заручиться российской поддержкой в решении сложных проблем своего народа. Прежде всего, палестинцы требуют выполнения резолюции 242 Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года. Напомним: эта резолюция была принята после арабо-израильской войны 1967 года и постулировала необходимость вывода израильских войск со всех оккупированных земель, в том числе из Восточного Иерусалима.
До войны 1967 года восточная часть Иерусалима, которой, согласно решениям ООН суждено было стать столицей независимого арабского государства, находилась под иорданским контролем. Ситуация вокруг Восточного Иерусалима еще больше осложнилась в 1980 году, когда Израиль, игнорируя международное право, объявил весь город своей столицей. В том же 1980 году была принята еще одна резолюция Совета Безопасности № 478, осудившая принятие Израилем «Основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять резолюции, предписывающие образование палестинского государства.
С тех пор прошло более четверти века. Тем не менее Израиль не только отказывается выполнять оба решения Совбеза, но и усилил темпы колонизации Восточного Иерусалима. В восточную часть города было переселено множество израильтян из других районов страны. В связи с новыми застройками и сносом исторических зданий необратимо изменился облик этого святого для представителей трёх монотеистических религий места.
Однако и помимо Иерусалима у палестинцев существуют серьезные проблемы, возможное разрешение которых они связывают с помощью России. Самой сложной из них является проблема сектора Газа.
В 2006 году на выборах в Палестинской национальной автономии победило движение ХАМАС. Кое-кому в Вашингтоне и Тель-Авиве это не понравилось. Другие палестинские группировки подвергли результаты выборов сомнению и бойкотировали создание правительства. Тогда хамасовцы вооруженным путем взяли власть в Газе в свои руки. Это означало фактический раскол Палестины на Западный Берег, находящийся под властью ФАТХ, и Газу, контролируемую ХАМАС.
Израильтяне, считающие ХАМАС террористической организацией, немедленно установили блокаду сектора. На территорию Газы можно официально ввезти только минимальное количество продовольствия и медикаментов. Все остальное, включая необходимое оборудование, горючее и запчасти для автомобилей, поступает контрабандным путем через подземные туннели, ведущие с Синайского полуострова.
По существу, положение жителей Газы сегодня мало чем отличается от условий жизни граждан блокадного Ленинграда. Любые инциденты и попытки терактов, связанные с Газой, вызывают применение Израилем силы в непропорциональных масштабах. За двух или трех террористов жители сектора расплачиваются жизнями десятков, а иногда сотен людей. Достаточно вспомнить массированные удары израильской авиации и артиллерии в конце 2008 года (операция «Литой свинец») и в декабре 2012 года.
Несмотря на общие беды, палестинцам до сего времени так и не удалось объединиться. Газа и Западный берег продолжают оставаться отчуждёнными друг от друга территориями. В последнее время, правда, наметилась положительная динамика отношений между крупнейшими палестинскими партиями. В апреле 2014 года между ФАТХ и ХАМАС было подписано соглашение о примирении, однако до создания правительства национального единства дело так и не дошло. Сказывается старая взаимная подозрительность руководства обеих партий, ревность и нежелание делиться властью на своих территориях.
Еще одной причиной неурегулированности межпалестинских споров является то, что лидер ХАМАС Халед Мишааль живет в эмиграции в Катаре. До 2012 года он проживал в Дамаске, где пользовался гостеприимством и всесторонней поддержкой сирийского правительства. Однако в 2012 году соблазненный своими новыми катарскими друзьями Мишааль перебрался в Доху и занял откровенно враждебную позицию по отношению к Башару Асаду. Эта новая эмиграция сыграла с ним злую шутку: лидер ХАМАС вышел из доверия у старых спонсоров движения, иранцев, а новые катарские друзья быстро охладели к сектору Газа и не выполнили своих финансовых обещаний.
Помимо соперничества двух крупнейших палестинских партий наблюдаются трения и в рамках самого ФАТХ. Махмуд Аббас находится в преклонном возрасте, недавно отметил своё 80-летие. Скоро состоятся выборы нового лидера автономии. Стать им стремится честолюбивый Мухаммед Дахлан, бывший руководитель палестинской службы безопасности и член политбюро ФАТХ. В 2011 году ему были предъявлены обвинения в коррупции. Дахлан эмигрировал в Объединенные Арабские Эмираты, где стал советником наследного принца Абу Даби Али бин Зайеда. Сейчас Дахлан стремится вернуться в Рамаллу, чтобы занять место лидера.
В этих тяжелых условиях руководство Палестины да и простые люди, населяющие Святую землю, надеются на Россию как на силу, способную помочь палестинскому народу отстоять его права. Надежды палестинцев на Америку тают с каждым годом. Показательно в этом плане недавнее интервью премьер-министра ПНА Рами Хамдаллы. «Как премьер-министр я горько разочарован, - заявил он, - во всем, что касается наших отношений с Соединёнными Штатами. Они постоянно саботируют усилия по признанию наших прав в ООН и постоянно призывают нас ждать. То у них всеобщие выборы, то праймериз, то еще что-нибудь. Между тем прошло уже 49 лет, с тех пор как мы находимся под оккупацией, и 68 лет после Накбы (изгнание палестинского народа с его земель – А.К.)».
Сам Махмуд Аббас, находясь с визитом в России в апреле прошлого года, отметил: «Постоянное присутствие России в регионе чрезвычайно важно для нас. Я думаю, что чрезвычайно актуально проведение время от времени российско-палестинских консультаций». Позже Махмуд Аббас добавил: «В нашем регионе множество проблем, над разрешением которых мы можем работать вместе с Россией, и Россия решает их успешно». Находясь в Москве в сентябре прошлого года, Аббас ещё раз подчеркнул: «Мы испытываем нужду в России как в великой державе, способной играть позитивную роль в регионе. Мы верим, что Россия готова к этому».
Палестина для России – не чужая земля. Отношения русского и палестинского народов начались задолго до того, как СССР стал распространять идеологическое влияние на Арабский мир. Еще в середине XIX века было создано Российское императорское палестинское общество (ИППО). К началу XX века в Палестине действовала система подворий Русской православной церкви и работали около 60 школ с преподаванием на русском языке для арабов-палестинцев. Наверное, поэтому русские люди всегда воспринимали боль палестинцев как свою собственную.
Сегодня Россия, находясь в хороших отношениях как с Палестиной, так и с Израилем, в состоянии стать модератором мирного процесса в интересах обоих народов.
http://www.fondsk.ru/news/2016/04/17/palestina-dlja-russkih-ne-chuzhaja-zemla-39704.html