Введенский лейб-гвардии Семеновского полка соборК вопросу о возрождении полковых святыньОтрадной страницей современности можно назвать возрождение отечественных традиций, среди которых воинские традиции особенно востребованы, так как они способствую формированию культурно-исторической и национальной идентичности у молодежи.
В их числе - возрождение Семеновского полка, инициированное президентом России В. В. Путинным.
В своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин заявил: «Боевой дух Вооруженных Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семеновский полк».
Предложение президента было незамедлительно принято к исполнению.
В ближайшее время оба полка будут воссозданы на основе 154-го отдельного комендантского полка и 130-й отдельной мотострелковой бригады и уже 9 мая этого года пройдут торжественным маршем по Красной площади в Москве.
Вместе с ними планируется возрождение полковых традиций, берущих свое начало в 1691 году, когда оба полка были созданы цесаревичем Петром Алексеевичем, будущим царем Петром I.
Одной из них стало возведение полкового храма, который одновременно являлся местом соборной молитвы Российского воинства и хранителем славы русского оружия. В таких храмах возносили благодарность Богу за победу и отдавали дань памяти павшим на полях сражения за «Веру, Царя и Отечество».
В столице Российской империи - Санкт-Петербурге и Преображенский и Семеновский полк имели свои храмы. Преображенский Всея Гвардии собор был полковым храмом «преображенцев», а Введенский собор лейб-гвардии Семеновского полка - полковым храмом «семеновцев». В советский период Введенский собор был взорван, Преображенский чудом избежал этой печальной участи.
Современная ситуация показывает, что возрождаемый Семеновский полк остается без своего исторической святыни, что усиливает важность скорейшего возведения утраченного храма.
Введенский лейб-гвардии Семеновского полка собор ведет свою историю с 1718 года, когда полк перевели из Москвы в Петербург. Здесь в районе Синего моста через Мойку для семеновцев установили походную церковь-палатку в форме небольшого шатра. В ней находились иконостас из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом с позументами, железные паникадила и подсвечники.
В 1737 году в нее из московской церкви перенесли святыни полка «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери». Эти иконы полку пожаловал сам Петром I в 1705 году, о чем напоминала выгравированная внизу каждого извода надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 году». Вместе с семеновцами эти иконы участвовали в битвах при Полтаве и Лесной.
При императрице Анне Иоанновне полковая церковь располагалась на территории одного из дворов Большой Морской улицы.
В 1740-х годах началось обустройство Семеновской слободы. Она занимала довольно обширный участок Петербурга, ограниченный Звенигородской улицей, Загородным проспектом, Обводным каналом и Московским проспектом. Командовавший в ту пору Семеновским полком, герцог Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский повелел устроить полковую церковь в центре слободы прежде, чем приступить к разбивке улиц. В 1741 году на месте пересечения место, современных Клинского проспекта и Можайской улицы, носивших ранее названия соответственно Средний проспект и 3-я рота Семеновской слободы, было огорожено и засеяно хлебом.
Для сооружения храма объявили подписку и в Санкт-Петербурге и в Москве. Средства поступали от частных жертвователей и от доходов с бань и полкового моста.
В начале 1745 года императрица Елизавета Петровна утвердила план новой деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
1 июня 1745 года она был заложена в районе современного Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, а 20 ноября 1746 года освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В 1764 году при императрице Екатерине II в связи с активным строительством слободы здание церкви разобрали и с небольшими переделками вновь установили на Загородном проспекте, неподалеку от Семеновского плаца. Новую церковь увенчивал небольшой барабан, а с запада к ней примыкала двухъярусная колокольня со шпилем. В церкви увеличили число окон, устроили хоры и убрали высокое крыльцо. Она просуществовала до 1843 года.
Особенно торжественно в церкви проходил престольный праздник - 21 ноября/4 декабря, который одновременно считался и праздником полка. Накануне офицеры собирались во дворце у шефа полка, которым начиная с императрицы Анны Иоанновны, всегда были царствующие особы. В день праздника служили торжественную литургию в присутствии шефа полка - императрицы или императора. По окончанию богослужения офицеры приглашались на бал во дворец.
Семеновская слобода быстро обустраивалась. После церкви, в 1797-1800 годах здесь устроили казармы, гауптвахту, плац и лазарет. Архитектор Федор Иванович Демерцов, спроектировавший лазарет, планировал возведение большого купольного храма.
В 1836 году с началом прокладки Царскосельской железной дороги выяснилось, что стоящий на Загородном проспекте деревянный храм мешает работам. Чтобы устранить это недоразумение 31 января 1837 года император Николай I издал Высочайший рескрипт о строительстве новой полковой каменной церкви «в старинном русском стиле» на противоположной стороне Загородного проспекта близ госпиталя.
Проект составил Константин Андреевич Тон (1794-1881), крупный представитель «русско-византийского стиля» в архитектуре, известный масштабными проектами храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
Средства на новый храм выделялись из императорской казны. Общая сумма составила 996019 рублей. Две трети из них были выплачены из Кабинета Его Величества.
22 августа 1837 года в присутствии великого князя Михаила Павловича и военного министра графа Александра Ивановича Чернышева была заложена новая каменная трехпридельная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм.
Своими формами, но в меньшем масштабе, петербургская Введенская церковь напоминал храм Христа Спасителя в Москве - величайшую святыню, мемориал победе в Отечественной войне 1812 года. Введенская церковь тоже представляла собой тип крестообразной в плане постройки. Ее основной массивный кубический объем завершался традиционными для русской архитектуры закомарами, и увенчивался пятиглавием - одной крупной главой в центре и четырьмя малыми по углам. Фасады украшали барельефы, выполненные скульпторами М. Г. Крыловым, А. И. Мануйловым, Н. А. Рамазановым и И. И. Реймерсом.
К осени 1839 года Введенский лейб-гвардии Семеновского полка храм был отстроен. Он расположился на Загородном проспекте, между домами 45 и 47.
Его отделка продлилась до 21 ноября / 4 декабря 1842 года, когда в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм обер-священник армии и флота В. И. Кутневич в присутствии императора Николая I произвел освящение.
Южный придел посвятили святому Александру Невскому, а северный - праведным Захарии и Елизавете.
Всеми работами заведовал К. А. Тон. Его помощниками были молодые архитекторы Николай Леонтьевич Бенуа, Александр Карлович Росси, сын знаменитого зодчего К. И. Росси, Федор Иванович Эппингер и Карл Карлович Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр Императорского двора князь Петр Михайлович Волконский
Сохранилась акварель И. И. Шарлеманя, изображающая Введенскую церковь на фоне старого Царскосельского вокзала - небольшого здания с аркадой на фасаде, построенного тоже Константином Тоном для железной дороги Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск в 1849-1852 годах (Это здание не сохранилось, ныне на его месте Витебский вокзал).
Литография Ж. Жакотте по рисунку И. Шарлеманя. 1850-е гг.Интерьер Введенской церкви отличался просторностью и гармоничностью оформления.
Все три иконостаса, трехъярусный в самом храме и одноярусные в пределах, были исполнены по рисунку К. А. Тона. Их вырезал из дерева мастер Иван Игумнов в мастерской Е. Скворцова. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку интерьера исполнил крепостной мастер Федот Дылев.
Иконы написали академики живописи: П. В. Басин, В. К. Шебуев, Я. Ф. Яненко, Т. А. Нефф, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, роспись купола исполнили В. К. Сазонов, а парусов - А. Т. Марков.
Главный запрестольный образ «Снятие с креста» ‒ копия с полотна Даниила де Валтера, выполненная Гобель-Цеттелем, был доставлен в Введенский храм из Эрмитажа.
По сторонам от него находились полковые святыни семеновцев, принесенные из прежней деревянной церкви ‒ две иконы греческого письма 1705 года: «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери».
Иконы центрального иконостаса - Спасителя и Божией Матери, Царских Врат и «Тайной вечери» - копию с Леонардо да Винчи - написал Т. А. Нефф; образа южных и северных дверей - Архистратига Михаила и Георгия Победоносца, поражающего змия, - А. К. Виги; храмовую икону «Введение Пресвятой Богородицы во храм» и соответствующую ей в иконостасе «Святую Троицу» в иконографическом варианте «Явления трех странников Аврааму» - П. В. Басин.
В. К. Шебуев. Воскресение Христово. 1841 г.Иконы второго ряда тоже писали разные художники: «Рождество Божией Матери», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Успение», святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая и царицы Александры - тезоименитых святых императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, выполнил Ф. П. Брюлло; «Преображение», «Вознесение Господне» и образ над Царскими вратами «Воскресения Христова» - ректор Академии художеств В. К. Шебуев.
16 росписей в куполе: Христос Вседержитель, 12 апостолов и три святителя - написал А. К. Сазонов. Он же исполнил хоругви с изображениями Крещения и Воскресения Христова. На парусах вместо принятых евангелистов профессор А. Т. Марков изобразил святую Софию и ее дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
В иконостасе южного придела святого Александра Невского большую часть образов составили изводы разного времени, перенесенные сюда из упраздненной церкви. Среди них «по достоинству письма» в источниках особо отмечены: местные образа Спасителя и Божией Матери на холсте, «Всех скорбящих радость» и «Святой Александр Невский», написанные на досках и украшенные серебряными вызолоченными окладами и ризами старинной работы. Также здесь в южных и северных дверях находились изображения Александра Невского и Первомученика Стефана кисти Ф. П. Брюлло, «Благовещение» и 4 евангелиста, тоже в драгоценных ризах - А. К. Сазонова.
В северном приделе праведных Захария и Елизаветы помещался монументальный тканный запрестольный образ «Рождество Христово», изготовленный на Императорской шпалерной фабрике и подаренный храму императором. Иконографически он представлял собой копию с картины «Ночь. Поклонение пастухов» Корреджо - любимого художника императора Николая I.
Местные иконы Спасителя, Богоматери и образа Захарии и Елизаветы на боковых дверях иконостаса написал А. Т. Марков. Они были украшены серебром усердием почетного гражданина Григория Петрова. Над дверями помещались иконы Святой княгини Ольги и равноапостольной Марии Магдалины, кисти Я. Ф. Яненко, а над царскими вратами ‒ «Тайная вечеря» кисти Парденана, доставленная в храм из Эрмитажа.
Против правого клироса находились две иконы греческого письма, крупного размера, в серебряных вызолоченныз окладах и ризах, перенесенные из упраздненной церкви: Иверская икона Божией Матери и Николая Чудотворца.
Известно, что позолота на всех иконах «сделана в 1856 г. иждивением купца Сергея Одноушевского, бывшего церковного старосты» [1].
Вкладом Семеновском полка стало крупноформатное Евангелие, в серебряном золоченом окладе, украшенном в 1796 году драгоценными камнями. На верхней доске книги были представлены финифтяные овальные образа: «Воскресение Христово» и лики евангелистов, апостолов, пророков и других святых; на нижней - рельефное изображение «Софии Премудрости Божией». С 1798 года это роскошное Евангелие хранилось в алтаре северного придела.
В 1877 году в Введенскую церковь пожертвовали перламутровый образ «Введение во Храм». В 1888 году мастер И. В. Софронов изготовил из золоченой бронзы гробницу для плащаницы, которую семеновцы отбили у французов в 1812 году.
В Введенской церкви хранились полковые знамена семеновцев, Высочайше пожалованные полку мундиры российских императоров Александра I и Николая I, фельдмаршальские жезлы великого князя Николая Николаевича (старшего) и П. М. Волконского. На стенах помещались четыре мраморные доски с именами павших в сражениях офицеров. В западной части Введенского собора находились гробницы князя Петра Михайловича Волконского и генерала-майора графа Владимира Петровича Клейнмихеля.
16 декабря 1906 года в крипте храма освятили нижний придел во имя священномученика Иакова. Его расписали ликами святых и орнаментами. В нем установили походный иконостас императора Александра I.
Здесь находились мраморные гробницы командира полка генерала-майора Г. А. Мина, убитого в 1906 году террористкой, трех офицеров-семеновцев, павших при подавлении московского восстания 1905 года. Весной 1915 года здесь стали хоронить офицеров полка, павших в сражениях первой мировой войны. Всего было захоронено 26 человек и командир полка генерал С. И. Соваж.
В 1907 году в храме производились реставрационные и ремонтные работы.
18 ноября 1912 года на хорах освятили придел новопрославленного святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины.
В 1913 году церковь обрела статус собора. В 1914 году Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму икону «Воскресение Христово» с частицей Гроба Господня.
При Введенском храме с 1873 года работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек.
К Введенскому собору было приписано три часовни, которые в советский период были уничтожены.
Одна из них, построенная неподалеку на Загородном проспекте в форме мраморного киота архитектором Н. В. Набоковым, была освящена в 1885 года.
Вторую - во имя святого Александра Невского, в память о спасении императорской семьи в Борках, возвел гражданский инженер С. А. Баранкеев в 1893-1894 годах. Она располагалась севернее храма. Сегодня он нее уцелели остатки фундамента.
Третью, шатровую, - в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу, соорудили слева от вокзала в 1898 году.
«Введение Пресвятой Богородицы во храм». Полковая икона Семеновского полка.8 марта 1932 года, по решению Леноблисполкома от 21 февраля, собор был закрыт. К марту 1933 года его снесли. Часть икон из собора передали музеям Петербурга и Москвы. Перламутровый образ «Введения Пресвятой Богородицы во храм» был вывезен за границу. Сейчас он находится в православном храме Александра Невского в Париже.
В 1934 году за счет освободившегося места Введенский сквер расширили, а спустя несколько десятилетий в 1997 году на месте собора установили памятный крест.
1 июня 2003 году рядом воздвигли памятную стелу, созданную скульптором А. Г. Демой и архитекторами Н. Н. Соколовым, С. Л. Михайловым и И. Вержбицкой.
Сегодня в связи с возрождением Семеновского полка вопрос о возрождении полкового храма-мемориала во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм остается открытым.
Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведенияhttp://ruskline.ru/analitika/2013/04/11/vvedenskij_lejbgvardii_semenovskogo_polka_sobor/