Пасха небесная и фаска земнаяИерей Сергий Карамышев об одном противопоставлении, описанном в Евангелии от Иоанна Это противопоставление присутствует в Евангелии от Иоанна: «Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор. Бе же утро; и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят фаску» (18:28). Несколько часов назад заключен Новый Завет Бога с человечеством: «приемь чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета…» (Мф. 26:27-28).
Упившиеся властью, как в древности фараон, преследовавший евреев, предводимых Моисеем; преследуют Иисуса и учеников Его, не разумея, что богоубийца не может оскверниться вхождением в языческий претор, ибо первый грех безконечно глубже любого другого. Поправшие Новый Завет, цепляются за ускользающую тень Ветхого; проливающие неповинную кровь Богочеловека, мечтают освятиться кровью ягненка, опресноками и горькими травами.
Дивную перемену Завета предвозвестил пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, и они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).
Утратившее благодать ветхозаветное священство стоит во вратах языческого претора, разжигаемое убийственной, помрачающей разум, завистью, и требует распятия Первосвященника вечного, по чину Мелхиседека (Евр. 7-8). Это священство обветшало по примеру Денницы, который когда-то был светозарным херувимом. Поэтому и завеса Храма раздралась надвое (Мф. 27:51). Поэтому и присутствует противопоставление Пасхи и фаски: за переменой содержания следует изменение имени.
Гордыне и самообожествлению ставшего теперь беззаконным священства Господь противопоставил путь смирения, приняв образ раба и омыв ноги учеников. После этого Он восходит на жертвенник Креста, дабы победить древнего мучителя, тысячелетиями надмевавшегося своей гордыней. Под Крестом беснуется толпа беззаконных, свидетельствуя перед Вечностью: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Ночью Каиафа разодрал перед лицом Вечности свои ризы (Мф. 26:65) - а днем раздирается завеса Храма, являя конец Ветхого Завета. То, что раньше было святыней (заклание пасхального агнца) превращается в мертвеющий образ. Дух Святой в виде огненных языков сходит не на храм Соломонов, но на Сионскую горницу, дабы покорить через апостолов-сионян святейшей вере народы Земли.
Тот же Дух Святой посылает свою Благодать каждый год в Великую Субботу на Гроб Господень, так же в виде огня, - дабы засвидетельствовать перед мiром об истинной Пасхе, освящающей сердца людей, и дабы обличить тех, которые уже отпраздновали нынче в марте месяце, что они чужды благодати и Царствия Божия. Бог не радуется ничьей погибели и зовет Своим ежегодным чудом поклонников земной фаски войти в достоинство сынов Божиих, светло празднующих Пасху небесную.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархияhttp://ruskline.ru/news_rl/2013/05/03/pasha_nebesnaya_i_faska_zemnaya/