Семен Гальперин, Русская народная линия Куда направило разум католическое Средневековье?Главы из неопубликованной книги «Алексей Лосев и разгадка двадцатого века»К 25-летию со дня кончины А.Ф. ЛосеваВ прошлом веке человечество стали сотрясать кризисы, имевшие поистине глобальный характер, - таковы, прежде всего мировые вóйны. Новый век, едва наступив, тоже успел уже заявить о себе беспрецедентным энергетическим кризисом. Что же касается кризисов локальных, то в самóй России можно выявить целый их «букет» - от демографического до нравственного (здесь называются лишь официально признаваемые, хотя кризисные явления наблюдаются и в экономической сфере, не говоря уже о проблемах экологии).
Отчего всё это происходит? Говорят, в значительной степени оттого, что общество не торопится овладевать современными научными знаниями, стало быть, недостаточно их использует; короче говоря, не прилагает стараний жить по науке. А ведь какой пример она подаёт! Один только научно-технический прогресс, подготовленный фундаментальными исследованиями, столько благ принёс в минувшем веке. Вот что значит идти по правильному пути - ищешь истину, а в результате находишь благá. Так что надо поскорей овладевать научными методами (прежде всего системным подходом), повсеместно использовать их (создавать действенные механизмы) - и, глядишь, придет конец кризисам.
А вот Лосев, почему-то, вопреки подобному толкованию, резко критиковал ещё в 20-е годы прошлого века сложившееся научное мировоззрение; считал, что новоевропейская наука с её субъект-объектным дуализмом лишает вещи их осмысленности, самостоятельной жизни, превращая внешний мир в безличный механизм. Отсюда слепой догмат «в знании сила», вероучение и мифология о всемогуществе знания. Всё это глупое превознесение науки в качестве свободного и ни от чего не зависящего знания, заявляет Лосев, есть не что иное, как последнее мещанское растление и обалдение духа, как подлинная, в точном социологическом смысле, мелкобуржуазная идеология. Столь прекрасно обходящийся без религиозного фундамента научный позитивизм и эмпиризм он называет мелким паршивым скрягой, который хочет покорить мир своему ничтожному собственническому капризу, мысля себя для этого банкиром, овладевающим путем одних математических вычислений живыми людьми и живым трудом.
Конечно, «почему-то» в начале предыдущего абзаца адресовано исключительно тому, кто по каким-то причинам начал читать настоящую книгу лишь с этого места. Лосев - православный мыслитель, и потому иного отношения к любимому детищу цивилизации, уклонившейся от пути, провозглашаемого христианским благовестием, у него и быть не может. А за полвека до лосевской оценки ещё более радикальный вывод сделал Достоевский, относя его к далекому от древнего апостольского православия мировоззрению католического первосвященника («Великого инквизитора»): «...Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум, несомненно, должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человека понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человеку является уже не замаскированное презрение к нему».
Попытки соединить Христову веру с целями мира сего начались вместе с секуляризацией культуры. Общественное сознание в странах христианского мира, где она осуществлялась, оказалось вовлечённым в прельщения отпущенного в вольный полет человеческого разума. Божья воля, о которой толковало Священное Предание, была при этом подменена общественной волей, которой он и начал служить, неукоснительно следуя её предписаниям. В чём же заключалась воля общества, исповедующего индивидуализм? Всего лишь в стремлении к удовлетворению насущных потребностей человека (именно её и выразил Френсис Бэкон, заявив в начале XVII века, что истина и полезность - одно и то же). С позиции православия это не просто игнорирование Св. Предания, где единство и гармонию мира в Боге выражает триада Его имён: Истина-Добро-Красота, но и возведение греха в идеал. Подмена имени Бога понятием «полезность» выявляет полную отвращённость человека от Бога. Его обращенность к удовлетворению своих потребностей как к главной жизненной цели означает, что дух его паразитирует на душе, душа - на теле, а тело становится паразитом самой природы, сколько бы человек ни воображал, что познает её и преобразовывает. Вот отчего благие намерения, подсказываемые разумом, раз за разом оборачиваются злом, а реальная жизнь, действительность оказывается отчуждённой от благородных замыслов, даже если они подкреплены, как в настоящее время, самыми точными расчетами и безупречным информационным обеспечением.
Почему же разуму человека выпала участь служить целям мира сего, а не Божественному промыслу? Почему недостало ему сил самомý направить общественную волю к духовному соработничеству с Богом - к
синергúи? Чтобы ответить на это, следует обратиться к лосевскому анализу расколовшего в XI веке христианский мир догмата Filioque, определившего на долгие века путь разуму между бездной агностицизма и пустыней рационализма, скрыв от него свет
неистощимый Божественной тайны.
Ранее, рассматривая намечаемые Лосевым православные основы научного мировоззрения, вам, вероятно, было несложно убедиться в философской обоснованности исхождения Духа Святого от Отца через Сына, но никак и от Отца, и от Сына. Однако у Лосева есть в запасе и иной довод - прямо из житейской практики, который каждый из вас может проверить тут же на себе самóм. Подумайте, от кого исходит ваша собственноручная подпись на каком-либо документе - от вашего «вообще Я» или от некоего «частного Я» - совокупности свойств, качеств, которые явили это «Я» в момент подписания? Однозначный ответ следует из того, что ответственным за подпись бывает всегда одно и то же «вообще Я» - субъект, который не меняется и во всех видах остаётся одним и тем же. Согласны?
Однако догмат Filioque опирался, конечно же, не на житейскую практику - это был плод относительной мифологии, сложившейся в западном христианстве. Вопрос об исхождении Св. Духа не был случайным явлением в истории Церкви как таковой. В нём сосредоточились мистические, познавательные, эстетические, социальные, политические и иные различия христианского Востока и христианского Запада. Мы с вами упоминали разногласия и споры, возникавшие между ними на протяжении первого тысячелетия христианства. Однако, они всё же разрешались Вселенскими соборами, не разрушая целостности Церкви. После Filioque произошел её раскол, и вместе с ним в одной из частей христианского мира началось формирование нового пути познания, который привёл к нынешней, именуемой «западной», цивилизации.
В восточном христианстве образ мысли, как уже упоминалось, формировался апофатической позицией. Но Божественная непознаваемость вовсе не означала запрещения познания, наоборот, она побуждает человека восходить ко всё возрастающей его полноте, превосходящей понятия и философские спекуляции. Более того, наличие, помимо апофатического богословия, еще и катафатического, предлагает и второй путь познания. Впрочем, знакомясь выше с впечатляющими результатами лосевских работ, вы имели реальную возможность убедиться в плодотворности обоих путей.
Что же произошло в Западной Церкви в середине XI века? Здесь, вопреки основам христианского учения о трёх Лицах Божества, лишённых всякого тварного привнесения, а, стало быть, и субординации, одно из Лиц, которое, как отмечает Лосев, отличается наибольшей «конкретностью» и «реальностью», «творчеством» и благодатью, то есть Дух Святой, решили считать подчинённым двум другим. При этом первая ипостась превращается в отвлеченный признак, вторая - в единственно мыслимый эйдос, а третья - в фактическое «качество» и «действие», в реальную силу и конкретную действительность Бога. Вместо мистического созерцания Лиц Св. Троицы центр внимания переносится на отношения между ипостасями, а сама субординация сближает их с пантеистическими системами, где нет раздельности твари и божества. Поэтому, делает вывод Лосев, католичество, как прельщённое тварью и вошедшее в союз с ней, должно было и в философии искать таких путей, которые бы обеспечили ей агностицизм в отношении первой ипостаси, рационализм в отношении второй и эмпирическое панибратство в отношении третьей ипостаси. Вот и выходит, что в Filioque вновь отразилась давняя традиция, присущая Западу: перенос в богословскую сферу явлений, относящихся непосредственно к человеческой психике (вспомните метод психологических аналогий бл. Августина).
Между тем агностицизм, рационализм, эмпиризм - всего лишь способы восприятия и усвоения человеком реальности, определяемые свойствами его психики. Именно XI веку принадлежит агностицизм кардинала Петра Дамиани, объявлявшего недоступными пониманию не только сами намерения и действия Бога, но даже божественные слова, зафиксированные в Св. Писании и положениях христианского вероучения. И в том же веке, в противовес ему, Ансельм Кентерберийский вместе со своими учениками входит в историю западной теологии дерзким применением рациональных доказательств всех божественных истин.
Конечно, иррациональное и рациональное были присущи в Средние века человеку, хотя и в разных соотношениях. Их постоянное противопоставление могло вести лишь к деградации личности. И вот в XIII веке появляются труды Фомы Аквинского. Он не просто снижает остроту психологических противоречий, но и существенно обогащает богословие за счет теологической интерпретации учения Аристотеля. А проведенное попутно Аквинатом упорядочение используемой еще Августином терминологии важно, между прочим, и для нашего с вами понимания дальнейшего. Бестелесную и бессмертную разумно-познавательную душу он именует
mens (ум, сознание). Сюда включено как мышление, так и воля. Собственно познавательную деятельность, абстрагированную от воли, осуществляет
intellektus (разум). Обратите внимание, в русском языке «интеллект» означает все мыслительные способности, так что скорее отвечает по смыслу mens. Гносеологическим фактором, подчинённым разуму, выступает
ratio - (рассудок). Первичный материал для познания доставляется опытным, чувственным знанием. Однако разум обладает и укоренёнными в нём Богом доопытными принципами. Ценность реальных, земных дел, конечно, признаётся, но высшим благом, без которого эта ценность исчезнет, остаётся познание Бога, религиозных таинств и путь к спасению под руководством Церкви. Воля, по Аквинату, следует за интеллектом.
Какое же направление самомý ведущему задавали современники Фомы Аквинского? Один, Роджер Бэкон, сочетая рационализм с эмпиризмом, предлагает до того не используемое в университетах математическое доказательство и экспериментальное исследование; второй - Раймунд Луллий, пытается при посредстве знаковых символов, путём механического моделирования логического мышления, вообще установить происхождение человеческого знания и даже пояснить (!) тайну Св. Троицы и Боговоплощения.
И всё же агностицизм и рационализм не только сохраняют, но и укрепляют взаимную независимость; уже в первой половине XII века Абеляр предлагает исключить какое бы то ни было отношение веры к миру, познаваемому наукой и философией. Так начала зарождаться новая тенденция, которая в дальнейшем приобрела название теории «двух истин». В отличие от двойственности путей познания в восточном христианстве, где либо человек восходит к Богу с целью обóжения, отказываясь от всякого положительного знания, либо Бог нисходит к нему, открывая Себя в Своих энергиях, в теории «двух истин» лишь первая - истина веры - сохраняет свою мистическую природу, которая полностью исключает ее интеллектуалистическое осмысление. Что же касается второй - истины знания, - то её источником становится непосредственно интеллект, и уже поэтому она даже на первых порах оказывается вполне лояльной к отклонениям от ортодоксального христианства.
Анализируя принципиальные расхождения католичества с православием, Лосев отмечает, что православие базируется на абсолютной апофатике, которая всегда требует энергийного символизма. Католичество же её отвергает, а потому апофатизм превратился тут в агностицизм, а энергийный символизм - в статический формализм, напоминавший античное язычество с его скульптурным пониманием бытия - формализированием и опустошением идеи и окаменением материи, вещи. Но то, что языческий платонизм проделывает с идеей и материей вообще, католицизм, поясняет Лосев, проделывает с ними в духовно-личностном бытии. Отсюда его вывод: католицизм и есть язычество в христианстве - христианский аристотелизм.
Происшедший в начале второго тысячелетия от Рождества Христова раскол в христианском мире привёл к целой цепи противоречивых событий; их следствия продолжают влиять на судьбы человечества и поныне.
Будни и праздники новоевропейского духаВозможно, вы обратили внимание на то, как часто употребляет Лосев термин
новоевропейский. Он действительно вкладывает в него глубочайшее содержание: в нём и сама многовековая эпоха, и то особое отношение, которое испытывает к ней сам Лосев. По возможности, он всё это достаточно подробно расшифровывает. Возьмём, для примера, заданный Лосевым самому себе, как он иногда любит делать, вопрос, да ещё двойной: «Чем, собственно говоря, отличается новоевропейский дух от средневекового, и в чём сущность той необычайной разъярённости, с которой он нападает на Средние века?». Для нашего с вами рассмотрения вопросы в самый раз, поскольку только что обсуждалось именно это время, и вы уже знаете о весьма критическом отношении к средневековому католицизму самогό Лосева.
Так вот, собственный его ответ на первый вопрос гласит, что
средневековье основано на примате трансцендентных реальностей, а Новое время превращает их в субъективные идеи. Речь, стало быть, идёт о грандиозном катаклизме, происшедшем в общественном сознании - потере им целого мира. Но тогда - одно из двух: либо этого мира вообще не существовало, и он, на поверку, оказался лишь плодом воображения, вымыслом, иллюзией и пр., либо приходится делать вывод о чудовищном заблуждении, овладевшем сознанием человека вследствие развития в нём какого-то, подобного дальтонизму, изъяна, не позволяющего воспринимать реальность во всей полноте. Следует иметь в виду, что сам Лосев полностью исходит из второго вывода и, конечно же, вытекающих из этого драматических последствий.
Отмеченный Лосевым
примат трансцендентных ценностей означает прежде всего признание человеком Средневековья существования разлитой вне его разума
стихии сознания (смысла), хотя она и отличается от прочих, являемых ему мировых стихий своей бестелесностью (то есть не может быть сведена непосредственно к его ощущениям) и вообще свободна от пространственно-временных ограничений, которым строго подчинён мир телесных вещей. Совершенно реальным для достаточно глубоко осознавших её неоплатоников является воплощающий эту стихию
Мировой Ум. Для Прокла, разъясняет Лосев в комментариях к переведённому им трактату Прокла «Первоосновы теологии», - это сфера, включающая
бытие (то, что есть), его энергийную наполненность -
жизнь, которая охватив всё, сопоставляя (сравнивая) себя с собой, как раз и образует непосредственно область
познания (мышления) -
ум в собственном смысле слова. Столь же реальной оказывается и проявляемая в этой стихии та или иная смысловая структура, выражаемая зримыми символами, как и бестелесная геометрическая форма (общеизвестным примером последней служит увиденная Плотином Вселенная: сфера, центр которой везде, а окружность нигде).
(Окончание следует)