Русская беседа
 
23 Октября 2018, 00:12:51  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: День Святого Духа  (Прочитано 1086 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72061

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Июня 2013, 10:50:53 »

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...»

Сегодня Русская Православная Церковь отмечает день Святого Духа



Сегодня Русская Православная Церковь отмечает праздник Святого Духа, который также называют «Духов день». Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть в первый понедельник после праздника Святой Троицы и является особым церковным праздником в честь третьего Лица Троицы - Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном.

В этот день вспоминается основание Церкви Христовой на земле. После того как Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, они обрели «дар языков», получив возможность проповедовать веру Христову по всему миру. Апостолы начали свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Ученики Христовы обратились к жителям Иерусалима с первой проповедью, и первые последователи Господа и Спасителя стали членами Церкви Христовой.

В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению.

В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ «космоса»-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.

На богослужении в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи пелись молитвы «Царю Небесный» и «Видехом Свет Истинный», призывая Святого Духа «приити и вселитися в ны». На Великой Вечерне читались молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклонили колена. В этот праздник храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как «жизни Податель», чтобы обновить всю тварь.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/24/caryu_nebesnyj_uteshitelyu_dushe_istiny/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72061

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 24 Июня 2013, 10:53:20 »

Если человек будет упорствовать в своем заблуждении

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день Святого Духа



Второй день праздника Пресвятой Троицы святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси - Духу Святому. Схождение Духа Святого на апостолов в виде огненных языков, напоминает нам о том, что и мы должны жить жизнью истинного вдохновения. Не тусклой, не мертвой жизнью, как живут люди, не знающие Бога, а жизнью, исполненной небесного огня. Мы отмечены им от Бога, потому что крещены во имя Пресвятой Троицы и запечатлены печатью Духа Святого. Дух Святой - Дух истины и любви. И каждый человек настолько человек, насколько он причастен истине и любви. Одно от другого никогда неотделимо. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы верностью истине научиться любви от Бога. Евангелие, которое читается в Церкви за литургией в день Святого Духа, очень ясно показывает это.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», - говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратитьсякоГосподу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходитко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? А некоторые еще вообще в Церковь не вошли, они - «не двора сего», по слову Господа.

«Смотрите, - говорит Господь, - ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». То есть вокруг этих людей совершается Ангельская служба. Ангелы видят лицо Отца Небесного непрестанно, изумляясь Его славе, Его любви, готовые исполнить все, что ни скажет им Господь для блага малых сих. И если мы хотим увидеть лицо Отца Небесного, лик Христов в будущей жизни, мы должны, прежде всего, быть исполнены готовности сделать все для малых сих, для их блага.

Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая - это все мы, весь род человеческий. Потому что мы - падшее создание, мы заблудились, сбились с дороги, и нам грозит опасность и смерть. Господь находит весь род человеческий, оставляя девяносто девять незаблудших овец - Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших.

Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною.

И далее Господь напоминает, что истина действительно неотделима от любви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. Она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою - верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним - не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость для тебя и радость на небесах. И не нужно добавлять к этому что-нибудь еще.

Но если этот человек будет упорствовать в своем заблуждении, пойди, возьми одного или двух, - говорит Христос, -единомысленных твоих, и обличите его вместе. Мы нуждаемся в том, чтобы в делании добра нам помогали другие люди. И мы не должны унывать, опускать руки, говорить, что безнадежное дело - с этим человеком уже все кончено, потому что он не обращает внимания на наши вразумления. Может быть, эти двое или трое, кого ты позовешь, найдут такие слова, которые тебе никогда на ум не приходили. Может быть, у них любви больше, чем у тебя, и он послушает их. Может быть, он поймет, что он противостоит сразу всем, и покается.

Но есть очень упрямые люди. Они могут отвергнуть любое вразумление. «Если же не послушает их, - говорит Господь, - скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Скажи Церкви, потому что Церковь хранит то, что дал ей Господь, она - хранительница истины, столп и утверждение истины, всех догматов, тайн веры, заповедей Божиих. Горе тому человеку, который бывает отлучен от Церкви, и подвергается анафеме церковной. Невозможно пребывать в Церкви, пользоваться ее преимуществами, дарами небесными Духа Святого и отвергать основание церковного учения, которое положено жизнью и смертью Христовой, благодатью Духа Святого.

Но слово Христово исполнено не только пламенеющей истины, но и пламенеющей любви. Господь не говорит: «Да будет он тебе как сатана, как бес». Он говорит: «Да будет он тебе как язычник и мытарь», - то есть как тот, кто не утратил способности возвратиться к Богу с покаянием. Тот, кто остается еще человеком, и о котором Церковь молится, чтобы привести его к себе. В истории Церкви были еретики, которых она называет волками лютыми, не щадящими стада. В своей разрушительной деятельности по отношению к Церкви они уподобляются самому диаволу. Но и здесь святая Церковь, извергая их из себя, не оставляет их своей любовью, молясь об их вразумлении. И мы знаем такие примеры, когда самые страшные отступники возвращались покаянием к истине, и были приняты в Церковь.

«Где двое или трое, - говорит Христос, - собраны во имя Мое, там Я посреди них». Церковь - это не один человек, а, по крайней мере, - два или три. Господь говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. И, может быть, здесь Господь пророчески предупреждает, что ни один человек не может претендовать на непогрешимость, когда он говорит excathedra по вопросам веры и нравственности, определяя, где истина и где ложь, как дерзает это делать римский понтифик. А двое или трое, и больше, возглавляющих Поместные Церкви, получили от Него эту власть. Потому что Божие разумение даруется Церкви присутствием среди них Самого Христа. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех.

Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово - там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/24/esli_chelovek_budet_uporstvovat_v_svoem_zabluzhdenii/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72061

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Июня 2016, 23:57:25 »

«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего»



В воскресенье Православная Церковь отмечает День Святой Троицы. В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Иное свое название – Пятидесятница – этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что приходится на 50-й день после Воскресения Христова, напоминает сайт Православие.ru. Таким образом, сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати. В день Пятидесятницы на общество учеников Христовых, как начало Церкви, сошел Святой Дух, и оно стали как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.

Дух Святой произвел на апостолов благодатное действие – они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в Христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все Христианское вероучение.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

Празднование Дня Святой Троицы было установлено самими апостолами. По сошествии Святого Духа ближайшие ученики Христовы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор.16,8; Деян.20,16). Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа крестистеся...»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Тропарь, глас 1:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.


Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим.


http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/velichaem_tya_zhivodavche_hriste_i_chtim_vsesvyatago_duha_tvoego/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 72061

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 05 Июня 2017, 13:32:11 »

Печать дара Духа Святаго

Сегодняшний день Святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы



Сегодняшний день Святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы — Духу Святому. И мы исповедуем благодарение, изумление пред дивными дарами Божиими, которых Он сподобляет нас. Снова размышляем о своем непостижимо высоком призвании в Церкви Христовой, день рождения которой совершается в день схождения Духа Святого на нее в виде огненных, пламенеющих языков, напоминающих нам о том, что мы должны жить жизнью, исполненной истинного вдохновения. Не тусклой, не мертвой жизнью, как живут люди не знающие Бога, а жизнью, исполненной огня небесного, который Господь нам дает. Мы отмечены им от Бога, потому что крещены во имя Пресвятой Троицы и запечатлены печатью Духа Святого.
 
Наша душа и наше тело, все уды нашего тела запечатлены святостью, чистотою. И это означает, что всю нашу жизнь — и душу, и тело — мы должны всецело посвящать Богу, нашему Творцу, Который дал нам жизнь, спас от смерти и освящает нас Собою. Чтобы мы жили в истине и любви, зная, что каждый человек — потому человек, что он причастен истине и любви; что одно от другого никогда неотделимо. Весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы научиться любви от Бога.
 
«Смотрите, да не презрите единого от малых сих», — говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего, дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают их к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратиться ко Господу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии — это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходят ко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? Некоторые еще вообще в Церковь не вошли. Они — «не двора сего», по словам Господа.
 
«Смотрите, — говорит сегодня в Евангелии Господь, — потому что ангелы их непрестанно видят лицо Отца Моего Небесного». То есть, служба ангельская совершается вокруг этих людей. Ангелы видят лицо Отца Небесного непрестанно, изумляясь Его славе, Его любви, готовые исполнить все, что ни скажет им Господь для блага малых сих. И, если мы хотим увидеть лицо Отца Небесного, лик Христов в будущей жизни, мы должны прежде всего быть исполнены готовности сделать все для малых сих, для их блага.
 
Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Рассудите сами: если будет у кого из вас сто овец, и одна из них заблудится, неужели пастырь не оставит девяносто девять, чтобы искать одну заблудшую? И, найдя ее, он радуется об этой заблудшей овце больше, чем о девяносто девяти незаблудших». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая — это все мы, весь род человеческий. Потому что мы — падшее со-здание, мы заблудились. Представьте, человек заблудился и не знает, куда ему идти. Так весь род человеческий заблудился, сбился с дороги, и ему грозит опасность и смерть. Весь род человеческий находит Господь, оставляя девяносто девять незаблудших овец — Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших.
 
Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною.
 
И дальше Господь говорит, что истина, действительно, неотделима от любви. «Если согрешит против тебя брат твой, иди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. И она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою — верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним — не иди, не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость и для тебя, и на небесах. И не нужно добавлять к этому еще что-нибудь.
 
«Но если этот человек будет упорствовать в своем заблуждении, пойди, возьми одного или двух, — говорит Христос, — единомысленных твоих и обличите его вместе». Мы нуждаемся в том, чтобы в делании добра нам помогали другие люди. И мы не должны унывать, опускать руки, говорить: «Безнадежное дело — с этим человеком уже все кончено, потому что он не обращает внимания на наши вразумления». Может быть, эти двое или трое, кого ты позовешь, найдут такие слова, которые тебе никогда на ум не приходили. Может быть, у них любви больше, чем у тебя, и он послушает их. Может быть, он поймет, что он противостоит сразу всем, и покается.
 
Но есть очень упрямые люди, упорные такие души. Они могут отвергнуть любое вразумление. «Тогда, — говорит Господь, — пойди и скажи всей Церкви. Если Церковь преслушает, да будет тебе как язычник или мытарь». Церковь Божия — хранительница истины, столп и утверждение истины, всех догматов, тайн веры, заповедей Божиих. И горе тому человеку, который бывает отлучен от Церкви, который подвергается анафеме церковной. Невозможно пребывать в Церкви, пользоваться ее преимуществами, дарами небесными Духа Святого и отвергать основание учения церковного, которое положено жизнью и смертью Христовой, благодатью Духа Святого. Господь говорит об этом отвержении, об этом отлучении. И в наши времена надо, может быть, в первую очередь вспомнить — уже тысячу раз мы об этом говорили — о Сотом правиле Шестого Вселенского Собора, которое анафематствует всех изготовителей растленных изображений и их распространителей. По разуму святых отцов, исполненных Духа Святого, — ибо они говорят: «Изволися Духу Святому и нам» — эти люди не имеют права входить в Церковь Божию. Не имеют права отпевать своих родственников, свечки ставить, молебны совершать — они лишены всех даров, которые имеет Церковь, потому что не хотят ее слушать. «Он будет тебе как язычник и мытарь», — говорит Христос.
 
Но это слово исполнено не только пламенеющей истины, но и пламенеющей любви. Господь не говорит: «Да будет он тебе как сатана, как бес». Он говорит: «Да будет он тебе как язычник и мытарь», то есть как тот, кто не утратил способность возвратиться к Богу с покаянием. Он остается еще человеком. И Церковь молится о нем, чтобы привести его к себе. В истории Церкви были еретики, которых она называет волками лютыми, не щадящими стада. Апостол Павел так говорит о них. Сам Господь говорит об этих волках. В своей разрушительной деятельности по отношению к Церкви они уподобляются самому диаволу. Но и здесь Святая Церковь, извергая их из себя, не оставляет их своей любовью, молясь об их вразумлении. И мы знаем такие примеры, когда самые страшные отступники возвращались покаянием к истине и были приняты в Церковь. И Церковь не напоминает им прежних грехов.
 
«Скажи Церкви», потому что Церковь хранит то, что дал ей Господь. Скажи той Церкви, которая Святая, Апостольская, которая хранит предание святых отцов. У нас сегодня память отцов семи Вселенских Соборов. В Церкви — полнота Духа Святого, и «скажи Церкви» — все равно что «скажи Самому Господу» — это все едино. Но Церковь может быть и таким сборищем, которое не является Церковью. Оно может отвергать установления апостольские и святоотеческие и именовать себя Церковью. Были лжесоборы, были лжецеркви, каких множество мы наблюдаем сегодня — бесчисленные секты, наводняющие нашу страну. Не о таком собрании говорит Христос. И не о таком, которое неправедно изгоняет человека из Церкви, отлучает от Христа, от Бога. Господь судит другим судом, тем, какой мы видим в притче о слепорожденном, когда его изгоняют из сонмища иудейского, из Церкви, уже превратившейся в лжецерковь. Тогда Господь находит его, и встречает лицом к лицу, и показывает, что где Христос, там Церковь. Всего один человек оказывается в этот момент в Церкви — тот, кто со Христом. А все остальные — не Церковь. И так было иногда в истории Церкви, когда отступали от исповедания веры иерархи и патриархи. Например, в VII веке, когда Церковь сотрясала монофелитская ересь.
 
Но тем не менее, Церковь — это не один человек, а, по крайней мере — два или три. «Где двое или трое, — говорит Христос, — собраны во имя Мое, там Я посреди них». Он говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. И, может быть, здесь Господь пророчески предупреждает, что ни один человек не может претендовать на непогрешимость, когда он говорит ex cathedra по вопросам веры и нравственности, определяя, где истина и где ложь, как дерзает это делать римский понтифик. А двое или трое, и больше, возглавляющих Поместные Церкви, получили от Него эту власть. Потому что Божие разумение даруется Церкви присутствием среди них Самого Христа. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех. Мы приходим в храм, а Он приходит в него раньше нас — ради нас, если мы приходим во имя Его.
 
Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово — там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа.
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/05/pechat_dara_duha_svyatago/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 8141


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 28 Мая 2018, 02:21:25 »


СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 



Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961). День памяти: 29 мая (11 июня)


   Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.

   Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение воздуха со слабейшей и с сильнейшей силой. Едва заметное мерцание малейшей звездочки и ослепительный свет полуденного солнца – это только проявление одной и той же световой энергии в слабейшей и в сильнейшей степени.

   В нынешний великий праздник сошествия Святого Духа на Апостолов видим мы, что и духовная энергия, являющая нам силу Божию, может проявляться не только тихо и едва заметно, но и с потрясающей силой и славой.

   При Крещении Господа нашего Иисуса Христа в Иордане впервые явил Себя миру Дух Святый в скромном образе голубя, опустившегося с небес на главу Крещаемого Иисуса.

   А в нынешний великий праздник Он явил Себя миру с великим могуществом.

   Апостолы Христовы и близкие к Господу Иисусу люди, собравшиеся в большой горнице Иерусалимской в ожидании пришествия Духа Святого, обещанного вознесшимся на небо их Учителем, вдруг услышали сильный шум, как бы от несущегося бурного ветра, и на главах их святых почил Дух Святый в виде огненных языков.

   Так явно, с такой потрясающей силой никогда не являл Себя миру Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы.

   Так явно еще никогда не была открыта миру троичность в Лицах Единого Бога, и потому праздник сошествия Святого Духа на Апостолов именуем мы также великим праздником Святой Троицы.

   Дух Святый, конечно, пребывал в сердцах святых Апостолов и во все время их постоянного общения со Вторым Лицом Святой Троицы Господом Иисусом Христом до Его Вознесения на небо.

   Но теперь, когда им предстояла величайшая задача проповеди Христова Евангелия всем языческим народам; когда должны были они разогнать мрак язычества и просветить весь мир единым истинным светом Христовым; когда должны были они вести тяжелейшую борьбу с самим диаволом, отцом и источником духовного мрака, им, конечно, нужны были сверхчеловеческие силы ума и сердца. Потому и Дух Святой сошел на них с такой огромной силой, с какой ни раньше, ни позже не сходил ни на кого из людей.

   Апостолы получили Божественный свет, озаривший их умы, в виде огненных языков. Они получили изумительный дар знания языков и наречий всех народов, которым должны будут дать новое сердце и новый разум.

   Итак, с силой, подобной урагану, сошел Святой Дух на Апостолов Христовых, ибо пред ними лежала грандиозная задача коренным образом изменить мировоззрение всего человечества и весь ход мировой истории.

   Но настанет время, когда с несравненно большей силой, чем даже в день Пятидесятницы, будет явлена безмерная сила Божия и власть Святого Духа; когда по страшному гласу трубы Архангеловой воскреснут мертвые; когда земля и все дела на ней сгорят; когда по слову Божьему, «Се, творю все новое» (Откр. 21:5), – возникнут новая земля и новая вселенная. К этому страшному дню должны мы готовиться во все дни жизни нашей, чтобы встретить его не в страхе и трепете, а с великой радостью и с высоко поднятыми головами.

   Что же надо для этого? Надо помнить удивительные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

   Надо жить так, чтобы и в наши сердца сошел Дух Святой.

   Если будем со всем усердием исполнять заповеди Христовы, Дух Святой будет вселяться в нас, вселяться, конечно, не с такой славой и силой, с какой сошел на Апостолов Христовых, а весьма постепенно и незаметно.

   Благодать Святого Духа медленно и незаметно, изо дня в день будет изменять наш дух и душу, и даже тело. Она сделает нас молчаливыми и тихими, кроткими, тяжело страдающими от неправды и скверн мира.

   Все меньше и меньше будем мы думать о себе, блага жизни потеряют для нас всякую привлекательность. Мы будем думать с душевной болью о страдающих, не имеющих хлеба насущного и смотрящих на нас с мольбой. Даже осанка и походка наши изменятся: голова, прежде высоко поднятая, опустится, походка станет тихой; язык и уста наши будут произносить только доброе, нескверное и чистое.

   Так созреют в нас те драгоценные плоды духа, о которых читаем в послании великого Павла к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

   Стяжать эти драгоценные плоды да поможет вам Евангелие Христово, и благодать Святого Духа да соделает всех вас храмами Духа Божия.

   Аминь.


1957 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/propovedi/2_10
Записан
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 156


Просмотр профиля
Православие
« Ответ #5 : 28 Мая 2018, 10:14:28 »


Теперь все зависит от нас

Митрополит Калужский и Боровский Климент



     
Как простому христианину понять, пребывает ли с ним Дух Святой? Или это удел лишь тех христиан, которые достигли святости?

В девятом часу утра, когда народ собирался в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как от бурного ветра. Он наполнил дом, где находились апостолы после Вознесения Господа Иисуса Христа, и одновременно над их головами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.

Каждый, на кого спускался этот чудный огонь, чувствовал в себе несказанную радость и воодушевление. Он становился иным человеком – полным жизни и горячей любви к Богу. Апостолы начали громко славословить Бога, и тут обнаружилось, что они говорят не только на своем родном языке, но и на других языках, которых раньше не знали и не учили. Так в тот день Апостолы приняли крещение Духом Святым, который сошел на них в виде огненных языков.

Еще этот праздник называется Пятидесятница, потому что Дух Святой сошел на апостолов в 50-й день после того, как Господь воскрес.

А как ныне христианину разобраться: есть ли с ним Дух Святой, пребывает на нем или нет?

В Таинстве миропомазания (одно из семи Таинств Православной Церкви), когда священник помазывает крещеного человека миром со словами «печать дара Духа Святого», Дух Святой сходит на того, кто принимает это таинство. Если человек пришел креститься, значит, он верит во Христа и готов учиться жить по Его заповедям, чтобы соединиться с Ним в жизнь едину. А если не так, говорит святитель Григорий Нисский, если человек принимает крещение, не желая стать христианином, изменить свою жизнь, жить по заповедям, то священник его крестит, а Дух Святой крестить не будет.

Здесь встает вопрос о намерениях человека. Есть каноническое правило, принятое в Константинопольской Церкви в XVIII веке, в котором говорится, что, если турки крестят своих детей не ради того, чтобы они стали христианами, а ради других целей, такое крещение считается недействительным.

У турок бытовало суеверие, что, если ребенка окрестить, он не будет болеть, от него не будет плохо пахнуть и тому подобное. И вот, если этот ребенок, которого в детстве крестили из земных соображений, в сознательном возрасте захочет стать христианином, гласило правило, его нужно крестить. Наша Церковь не перекрещивает детей, которых в детстве крестили без серьезных намерений, а потом они осознанно пришли в Церковь. Они соединяются с Церковью через покаяние, через исповедание намерения жить по-христиански.

Итак, как же человеку узнать, пребывает ли с ним Дух Святой? Ведь мы же Его не видим? Однако это не совсем верное утверждение!

Как-то раз, в советское время, в одну деревню приехал лектор общества «Знание» читать лекцию об атеизме. Когда он закончил, бабушки ему сказали: «Ты говоришь гладко, мил человек, но как мы веровали в Бога, так и будем веровать. Не умеем тебе ответить так же красиво, но знаем одно и говорим – Бог есть».

Такая крепкая вера может быть основана только на опыте. Эти женщины в своей жизни соприкасались с Духом Святым, ощущали Его действие на себе. Их вера – не просто от слышания слова, не от какой-то информации, она родилась от явного видения действия Божия и уже никуда не может исчезнуть. Как такого человека можно убедить в том, что Бога нет, или в том, что Христос – не Бог, если у него есть опыт жизни в Боге!

Еще один пример из советской жизни. Одному молодому верующему человеку предложили на словах отречься от Христа, и тогда он будет принят в институт, получит хорошее образование, а затем и престижную работу. Когда об этом узнал его отец, то сказал: «Лучше всю жизнь прожить с метлой в руках, чем отречься от Бога». Покрытый сединой отец, пройдя войну, в своей жизни испытал присутствие Бога.

Да, зримо человек не видит в себе действия Духа Святого. Об этом говорится во многих притчах Господних: о закваске, которую женщина положила в три меры муки, и через какое-то время неприметным образом тесто вскисло, о семени, из которого со временем выросло дерево. Процесс незаметен, виден только результат. Так и мы не можем явным образом наблюдать в себе изменения, совершаемые в нас Духом Святым.

Зримо увидеть действие Духа Святого можно только у великих святых, таких, как преподобный Серафим Саровский, чье лицо просияло во время беседы с Мотовиловым, или у исихастов, которые видят Фаворский свет, – это совершается действием Духа Святого. Для большинства из нас действие Духа невидимо. Мы можем понять его результат, увидеть его проявление впоследствии, ретроспективно.

Если человек стяжал Духа Святого в своей жизни, он приносит плод Духа. Он становится иным. Апостол Павел перечисляет, каким: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23). Все это плоды Духа, Которого человек стяжал в своей жизни. Без Него не достичь истинной любви, кротости, радости – всего, что перечисляет апостол.

Мы получаем Духа Святого в Таинстве миропомазания и стараемся не отгонять его своими грехами. Святой Николай Кавасила образно говорит, что наша задача – не обнажать меч на самого себя, не сбрасывать венец со своей головы, не угасить своего факела. Если не отгоняем, не мешаем Духу действовать в нас, то Он приносит такие плоды, о которых говорит апостол Павел.

Все благое в нас совершает таинство, принятое нами, а наша задача – не мешать. Когда мы грешим – мешаем. Когда стараемся жить праведно – не мешаем действию этого таинства. Если человек сознательно грешит, он не дает Духу действовать в себе. Потому что Дух готов действовать, но лишь при условии, что человек на это согласен. А согласие человека выражается через исполнение заповедей.

Как развивать в себе способность воспринимать Духа Святого? Об этом написаны тома святоотеческих книг – Добротолюбие, труды аввы Дорофея, святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьева). Нужно их читать, погружаться в аскетику, нужно вести духовную жизнь. Даже те бабушки, к которым лектор прибыл проповедовать атеизм, или упомянутый отец молодого человека, так соприкоснулись с Богом, так ясно видели ответ Бога на свою молитву, что их веру невозможно было поколебать никакими красиво сложенными теориями или земными обещаниями. Насколько же сильнее вера, основанная на личном опыте и к тому же подкрепленная знанием опыта святоотеческого! По сути, вся духовная жизнь должна быть направлена на то, чтобы стяжать Духа Святого.

Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22,37). То есть наша вера должна всецело охватывать всю нашу жизнь. Человек должен жить по принципу: я и Бог, так, что все совершающееся в его жизни, все окружающее его – работа и близкие, сослуживцы и случайно встретившиеся люди, должно восприниматься им как средство соединения с Богом, стяжание благодати Духа Святого.

Мы живем в такое время, когда Бог все сделал для нашего спасения. День Святой Пятидесятницы – завершающий праздник домостроительства нашего спасения. Со стороны Бога к спасению добавить больше нечего. Теперь все зависит от нас. Все средства со стороны Бога нам открыты: ради нашего спасения Бог Отец дал Своего Сына, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, послал нам Духа Святого, о Котором предрекал апостолам: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне».

Дух Святой непрестанно взаимодействует внутри Церкви с каждым христианином. И наша задача – откликаться на его действия. Не знаешь, как откликаться, – бери и читай Евангелие и книги святых отцов. И тогда потихоньку, шаг за шагом, станет понятен путь жизни.


Источник: Вечерняя Москва
27 мая 2018 г.


http://www.pravoslavie.ru/113273.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!