(Окончание)В Области Войска Донского подобные вопросы едва ли кого заботили. "Социалисты", охотившиеся в те годы на царей, обходили Дон стороной. Казаки верно служили православному Царю и Отечеству не столько шашкой вострой, как неустанным земледельческим трудом. Нижне-Чирская станица славилась окрестными виноградниками и фруктовыми садами, славилась богатой ярмаркой, торгующей скотом и хлебом, шерстью, домашней снедью, одним видом своим уже насыщающей душу, медового цвета восковыми свечами и снежными стеариновыми, ремённой сбруей, скрепленной блескучими медяшками или продёрнутой терпкой сыромятной сшивкой, ровными кирпичами, один к одному, надёжно тяжелыми, звонкими и всякими прочими изделиями и плодами земными, крестьянскими и фабричными, в изобилии, в живой расцветке и запахах добротности несущими на себе благодатное тепло праведного труда.
Великое многолюдство и сказочные богатства ярмарки притекали и растекались практически без участия полиции, не ведая криминального фона. Обороты Нижнечирской ярмарки превышали полмиллиона рублей (тогдашних, золотых) – вдесятеро более против ярмарки Камышовской, скромной по тем временам для донских станиц. Оборот в 100-200 тысяч был обычным на ярмарках средней величины станиц, слобод и торговых сёл, каких Россия имела сотни и сотни, и вся эта самобытная мощная деятельность, вершась в ближних и дальних окрестностях ярмарок, раз-другой в год собираясь на ярмарочной площади, непременно возле церковных стен – никакими центральными ведомствами впрямую не управлялась и не контролировалась.
Среди полудюжины окружных и множества прочих станиц ОВД Нижне-Чирскую отличала одна статистическая особенность – резкое преобладание мужского населения: из 10142 жителей лишь 4385 женщины, как в базах флота или крепостных городах. По всем другим станицам это соотношение примерно равное, разброс в ту и другую сторону невелик, незаметен (цифры 1890-х годов). Числом церквей (две), училищ (три), заводов и окружных учреждений Нижне-Чирская отнюдь не выделялась, разве что гостиным двором.
Причина большой нечётности населения скорее войсковая. Однако известных проблем, обычно стыдливо скрываемых и всегда прекрасно известных, эта нечётность в Нижне-Чирской не создавала, общественный климат в станице держался подчёркнуто здоровый. В Нижне-Чирской Андрюша Снесарев проучился шесть лет. Там обзавёлся друзьями, которых не забудет долго, с кем-то из них его ещё сведёт судьба.
В Камышовской оставался у него единственный закадычный друг детства Виссарион Жидков, о нём ничего неизвестно. Годы отрочества и ранней юности, прожитые Андреем самостоятельно, в спартанской скромности и дисциплине буден, посреди величайшей силы и равновесия народной жизни, развили в его натуре сдержанность на людях и прилежание к работе, очистили самолюбие от преувеличений, научив не льститься на блистание, огранили твёрдость.
В казачью традицию уходят корнями поразительная выносливость и неприхотливость А.Е. Снесарева, его ровное достоинство, умение не замечать жёсткой монотонности службы, его стойкость на крутых поворотах судьбы. Небесполезно прошли четыре гимназические года в нахлебниках – вне родительского тепличного колпака – и для Алексея Арсеньева (Ивана Бунина). Сегодня подобное нахлебничество у незнакомых людей, среди незнакомых сверстников и представить-то затруднительно. Любая мрачная общага выглядит реальнее...
В 1881-2 годах военные прогимназии России – военные больше своими воспитательными задачами, а не режимом – по причине их полнейшей половинчатости были переформированы в иные учебные заведения, частью в различные по-настоящему военные школы, военно-ремесленные, например, военно-фельдшерские. Андрей Снесарев угадал в последний выпуск перед реформой.
Следующие три года он проведёт в Новочеркасской мужской гимназии (живя опять нахлебником!}, закончит её в июне 1884 года серебряным медалистом, Новочеркасск – отдельная громадная тема, трудная, противоречивая. Республиканский город самодержавной России, в чём-то надёжная опора самодержавия, Новочеркасск со своего основания (дек.1804г.) доставлял Петербургу уйму хлопот бесконечными взаимными трениями, которые в конце-то концов утрясались, однако тягуче и с ничейными результатами.
Имперская администрация стремилась управлять Новочеркасском наравне со всеми прочими городами; столица Войска Донского не хотела ослушаться и не могла подчиниться. Все годы учения Андрея и десяток лет предшествующих Комитет по управлению Новочеркасском через Наказного Атамана, обязательно генерал-адъютанта, доказывал "Высшему Правительству" неуспех земских установлений в ОВД и неприменимость Городового Уложения 1870 года к управлению Новочеркасском. Поскольку в Городе (и Области) тоже было правительство – Войсковой Круг, казачье Вече, где решались дела большинством голосов.
Да, были ограничения прав "иногородних", что не мешало им процветать в Новочеркасске, составляя до трети его населения. Были, были и привилегии у войскового сословия, но первейшей из них стояла поголовная воинская служба, многолетняя, проще сказать – пожизненная. И по каким только краям-сторонкам ни лежат казачьи косточки!..
А более всего казаков побито на своих родных реках, в родных станицах – безоружными, да полегло за Полярным Кругом. Ну, о том речь впереди. Андрей Снесарев к войсковому сословию не принадлежал; потому казачьи дела его не заботили. Кто ж мог знать тогда, что суждено этому тихому гимназисту двадцать лет спустя командовать казачьими частями, а еще через годы воевать старшим воинским начальником на территории бывшей Области Войска Донского?..
Гимназия не имела нарядного форсистого фасада войсковых училищ и духовных, занимала угловое двухэтажное здание, какими застроено пол-Новочеркасска, отличаясь от них разве солидными размерами. Гимназисты были всех сословий; недружественного соперничества внутри гимназии и между нею и другими учащимися проявляться не могло: порядок в городе соблюдался образцовый, а свет клином на Новочеркасске не сошёлся, не любо – вон Ростов, Таганрог, там Херсон, Одесса, Харьков...
Новочеркасская мужская гимназия ничем не уступала лучшим классическим гимназиям больших городов, но – в отличие от многих из них – готовила верноподданных православной России, смену её управителям; давала твёрдые знания древних языков – латыни и древнегреческого, владея которыми, молодой человек проникался самым духом тридцати веков европейской культуры, легко мог освоить любой новоевропейский язык или несколько, или даже все.
Конечно, Андрею пришлось навёрстывать недоданное по древним языкам в Нижне-Чирской. И видно: чем он займётся вплотную, постигает глубоко и овладевает основательно. Серебряную медаль он получит за "отличные успехи в науках, особенно в древних языках”. Кроме старательной учёбы, отвлекала Андрея от окружающего внешнего колорита ещё и забота о заработке, забота, знакомая иным гимназистам и студентам из всех тогдашних сословий.
Совестливый по натуре и любящий сын, Андрей не мог не тяготиться своим иждивенчеством в большой семье, возможно, кто-то где-то чего-то ему и сказанул-ляпнул об этом, возможно, и не раз, при его-то самолюбии! Но и без таких подхлёстываний он не жил бы спокойно, не начав зарабатывать. Всю сознательную жизнь Андрей Евгеньевич вёл дневник, подробный во время войны, отрывочный, от случая к случаю, во все другие годы.
Листая толстую тетрадь дневника, самую раннюю, мы с удивлением обнаруживаем, что образцовый службист А.Е. Снесарев, аккуратист и систематик, почти педант, по натуре был человек артистически рассеянный, очень зависел от настроения. Записи часто не датированы и делались не подряд, а на той странице, которая открывалась, неважно, чистая ли она или уже заполнена частично: соседние записи различаются и пером, и почерком, и темой; исключение – длинные списки прочитанного, продолженные постепенно, о прочитанном много размышлений.
Вероятнее всего, тетрадь начата в Новочеркасске, от ранней юности в ней ни строки; первая датированная запись, едва ли не самая ранняя вообще, сделана в середине тетради – о наболевшем. "Записка для памяти. 17 ноября в среду нашёл кондицию – двух мальчиков 3-го и 4-го классов за 16 рублей в месяц. Приходить в 5 часов вечера. Каждый день. Начал заниматься в среду того же дня, т.е. 17 ноября 1882 года". На этой же странице, спустя время: "Приходится поздно возвращаться: плохо... ну да..." Впечатления от этих поздних хождений (вероятно, неблизких) записаны десятком страниц прежде первой записи о "кондиции". "Впечатления.
Я теперь получаю 16 руб. в месяц; я наконец достиг возможности сам трудиться для себя. Я хожу каждый день, возвращаюсь поздно по уединённым мрачным улицам, мне жутко и страшно, но мне весело: я радуюсь над своим трудом и люба мне та мысль, что будет скоро то время, когда я ни от кого не буду зависеть. И мнится мне сквозь мрак фантастического самолюбия, будто я иду между толпой и ни один член её не подставит мне плечо для поддержки, я иду в стороне гордой и довольной поступью по дороге, которую я сам же пробиваю, своею стопою". "20 февраля сапоги большие (1883)". Вот оно, гордое одиночество поневоле: ни поправить пустяка, ни поплакаться никому.
Но у Андрея был юмор, был дар самокритики, был талант смутных предчувствий. Большие сапоги для гордой и довольной поступи, конечно, беда, а далече ли от нас худшее, когда вся суетность жизни предстаёт сущим пустяком... Осенью 1883 года, вскоре после каникул летних, как никогда прежде Андреем заслуженных, умер его отец, скоропостижно, всего-то на сорок пятом году, на именинах у замужней Надежды, с дороги прилёг перед обедом на диван и – отошёл незаметно. Оставил семерых детей – на Бога и матушку Екатерину Ивановну, пятеро на руках у неё, Лидии 12 лет, остальные мал-мала.
Батюшка Евгений слыл человеком жизнерадостным, лёгким, певун, как и матушка, и даже танцор, что на Дону не дивило никого, его любили. Гроб с телом батюшки от Мариинской до Камышовской – пять вёрст – станичники несли на руках. Незадолго до того Надежда вышла замуж в Мариинскую за Гришу Солдатова, старшая дочь, любимая, полюбили и Гришу, а эта ужасная кончина как-то пролегла между, постепенно отдалила Надину семью и материнскую...
Андрей в свои 18 лет остался старшим мужчиной в семье. Единственному брату Пане, Павлу – едва семь. Зарабатывать и в этом не зависеть от мамы стало для Андрея настоятельной необходимостью. Но это такая малость, такая капля в её заботах и горе! Растерянность Андрея была велика. Несправедливость кончины отца толкала к неверию. "Что со мной творится? Что? Вышел я сегодня вечером. Темно. Странно как-то плывут по небу тучи, тихо, сурово. Царят там и закрывают звёздочки. Вышел я, обпёрся о забор и – (в записи длинный прочерк зигзагом). Что со мной? О чём говорит моя скорбь? Отца ли, утешителя и брата вспомнила душа, скорбит ли о том, что весна жизни идёт и тянется в холодной и суровой области, не говорит ли она о чём-то будущем тяжёлом, невесёлом… Да скажите же что-нибудь, темнота, дорога, впереди ничего, движение – куда-то, к чему-то, зачем-то. Радости, горе, алгебраические положительные и обратные величины и в итоге нуль. И в итоге нуль. Что тебя бросило в мир, несносная букашка – человек. К чему ты воображаешь себя царём?.."
Осиротелую семью Снесаревых, семью любящую, дружную и почтительную, поддержит родня, особенно большая у покойного батюшки. Екатерина Ивановна вырастит и выучит всех младших детей. Первому решено было продолжать учение Андрею.
Окончательный выбор поприща предоставлялся ему самому; надежд на продолжение им семейной традиции священнослужения не было – по многим причинам. Учительные наклонности чуткой настойчивой натуры Андрея в сочетании с музыкальностью и вкусом к отвлечённому размышлению сулили ему достойную церковную карьеру. Да не мог он не видеть, что стремнина жизни, её клубящийся рост к неизвестному будущему, в особенности то новое, чем уснащали жизнь наука и промышленность – давно не умещается в русле синодального православия, потому что Евгении Болховитиновы, способные как-то согласовать земное и небесное – они легендарны, а праведные батюшки, как отец Евгений, не в абсолютном большинстве, духовное сословие засорено тусклыми подёнщиками, грех пьянства и всякой иной безответственности сделан у них обычаем, а служение низвели до казённой формальности, досадной своими притязаниями к человеку...
Внешне не слишком приметный, Андрей был наделён сильной жаждой знания и романтическим жизнелюбием, которых не насытят и не остудят долгие годы крутой российской действительности. Ограничения житейской перспективы, налагаемые саном, увлечь Андрея не могли, чтобы принять их сознательно и нести, его религиозность была недостаточно жаркой.
Дети батюшки Евгения Снесарева выросли в любови к православному миру и к любому доброму иноверцу, будь он трижды язычник; религиозной вражды и атеизма не представляли себе. Похоже, однако, родитель не избегнул горьких сомнений, уж не они ли и сократили его дни?.. Второй сын Павел фамильную традицию тоже не поддержит, станет врачём. Четверо младших сестёр Андрея отлично закончат Царскосельское епархиальное училище, вовремя и удачно выйдут замуж, двое за священников, двое – за мирян.
Проживут далеко за девяносто лет трое, кроме Лидии, умершей в пятьдесят с небольшим, не вынесши суровости судьбы. Смерть отца застала её в 12-летнем возрасте, уязвимейшем для таких переживаний.
А зимою 1918/19 года в станице Филоновской будет расстрелян среди заложников её муж, священник Павел Вилков заодно со старшим сыном Михаилом, Миней. Лидия Евгеньевна с дочерью Клавдией будут разыскивать своих родимых в яме, в груде невинно убиенных.
Той же зимой муж Анны Евгеньевны священник Алексей Тростянский, настоятель Богоявленской церкви города Острогожска, будет убит издевательски. Так-то начиналось "царство свободы".
Пожалуй, Андрей и Павел дожили до старости прежде всего благодаря своему отказу от церковнослужения. Впрочем, кто знает: выбирай мы жизненные поприща не в одних только личных видах, быть может, наша жизнь давно бы всех нас устраивала. Вольно или невольно, история вершится и плоды её пожинаются каждодневно.
В "школьные годы чудесные" нам объясняли с повторениями и показом картинок большой грех чубатого казачества – разгон нагайками студенческих демонстраций. Почему-то ни словом не обмолвясъ, что поболее, чем тех разгонщиков, насчитывалось казаков среди российского студенчества.
В Новочеркасске гражданские вузы появятся к началу XX века, но престижные военные училища и духовные были на выбор гораздо ранее. Снесарев Андрей, попович и будущий генерал, поехал учиться в университет, да не в ближайший Харьковский или Новороссийский (в Одессе), поехал за тридевять земель, в Москву! Ну, ладно бы, он один. Так нет же, ехали с Дона в московские студенты аж артелями! Каждый имел на то свои резоны, а был и общий для всех, пускай не всегда осознанный.
Среди пёстрого южнороссийского населения, причерноморского и предкавказского, исконно русским по укладу быта, по языку и характером был Дон Иванович, заселённый выходцами из Владимиро-Суздальской, Рязанской, Тульской средней России – Московии. Вышло время, потянуло обратно, по стопам предков, к Москве-матушке...
Жизнь покажет вскоре и круто, что судьбы Первопрестольной и Дона единей, роднее, чем понималось там и там в беспечности и самости. Кровное это родство будут расторгать великою кровью.
Борис Белоголовыйhttp://www.voskres.ru/army/library/belogoloviy9.htm