Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« Ответ #1 : 27 Июня 2013, 20:52:42 » |
|
(Продолжение)
Такое извращенное состояние интеллектуального уровня сословия должно было породить и породило, с одной стороны, интеллектуальную импотенцию, с другой — столь же «продуктивный» интеллектуальный пустоцвет. Терминология выбрана потому, что мы являемся свидетелями клинического случая — огромные массы людей, должных приращать духовные богатства для национально-государственной жизни, проводят время на производстве за уголовно наказуемым бездельем. Что же касается все тех же «интеллектуалов», то они плодят книги, брошюры, статьи, вообще никому не нужные, где решаются псевдопроблемы, где жизнь побивается камнями словоблудия, где достоинством считается незапятнанность «чистого разума» запросами народа, нации, государства. Примеры можно приводить сколько угодно, но сошлюсь на исключительно важную для каждого нравственную философию, в просторечии именуемую этикой. «Наука» свела нравственность к поведенческим формулам, эти формулы логизировала и принялась играть с дефинициями, исторически преходящими формами нравственности, соотнесенностью нравственно сущего и нравственно должного и еще с чем угодно, устранив себя от единственно оправдывающего ее существования смысла — учить пониманию добра и зла, наставлять в служении народу, нации, государству. И ведь если бы только с этикой так обстояло дело. И здесь действует принцип замещения. Если в целом интеллектуальный пустоцвет можно назвать «глобальным» замещением живой мысли, то решение псевдопроблем или проблем второстепенных как раз и выполняет функцию замещения в области науки. Как это происходит, покажу на примере обществознания. В истории, например, вульгаризировав, значит, оглупив и извратив, представление о классовой борьбе, создали устойчивый стереотип вечного мордобитья (особенно, естественно, постарались на материале русской истории). Кому же захочется монотонную всемирно-историческую уголовную хронику вспоминать и осмысливать? И есть ли смысл из этой драки извлекать уроки для жизни нынешней? Когда же делаются попытки увидеть содержательную традицию в развитии русского народа, русской нации, русской государственности, то сразу появляются защитники народа, нации и государственности с вульгаризаторским кистенем в руках. На случай, если стремление осмыслить прошлое не убито до конца, заготовлены монбланы, лавины, реки, ручьи учености разного достоинства о чем угодно. Об отцах-основателях США, о папуасах, гаучо, ирокезах и обо всем, что твоя душа пожелает. Наш читатель лучше всех наций в мире может узнать историю, политику, проблему других наций и народов, оглупленно, однобоко, с пустотами представляя историю собственного народа и своей страны. Разве такое противоестественное состояние исторического сознания способствует нравственному и патриотическому воспитанию? Напротив, оно последовательно разрушает как патриотизм (действенный, активный, а не декларативный), так и нравственность носителей внеисторического сознания. В силу того что культура, которую последовательно уничтожали, и история, над которой глумились, безусловно и органично были связаны с нравственностью, аморализм «интеллектуалов» здесь проявил себя не в собственной стихии, а лишь как следствие, побочный эффект собственно сциентистского внеморального действия. Именно в отношении природы, этой извечной сферы научного экспериментаторства и сциентистских теоретических изысков и измышлений, раскрылись аморализм «интеллектуалов», их короткость мышления. Грандиозные «преобразования» природы Родины, злоумышленные все теми же «мыслителями», были рассчитаны исключительно на ближайшую экономическую выгоду и, конечно же, не учитывали, что ближайшая выгода чревата катастрофическими экологическими, экономическими, нравственными последствиями. Будучи в своей массе не только внерелигиозной, но и атеистической, современная интеллигенция за последние десятилетия утратила и тот коммунистический идеал, который во многом объяснял творческие и положительные ценности нигилизма дореволюционного. Какое-то сумасшедшее всеобщее отрицание стало достоянием сознания интеллигенции перестроечной эпохи: неприятие и отрицание Бога и абсолютного нравственного идеала совместилось с отрицанием коммунизма как исторической перспективы общественного развития. Всеобщность отрицания делает единственной реальностью личность, в которой отрицание персонифицируется, личность, замкнутую на себе и в принципе лишенную связи с народом, являвшейся в дореволюционный период условием личного бескорыстия и благородства революционной интеллигенции. Рафинированный индивидуализм сменился примитивным эгоизмом, и издевательством над народом звучат сейчас слова о создании в послереволюционный период «народной интеллигенции». Собственная материальная нищета и примитивный эгоизм, помноженные на атеизм и отказ от коммунистического идеала, естественно, делают землей обетованной страны всеобщего потребления. Идеализация капитализма, набравшая ускорение в течение пяти лет, совместила, объединила в «демократический» альянс нищую в буквальном смысле интеллигенцию, городских люмпенов и застойную псевдоинтеллектуальную элиту, которая оказалась в авангарде перестроечных процессов. Можно понять живущего от зарплаты до зарплаты умственного пролетария, который ждет хоть каких-то изменений к лучшему пусть и при капитализме. Но сколь циничным надо быть, рассказывая в прессе и по телевидению о своей мечте пожить при капитализме, когда и в застое, и в перестройке элита жила на уровне высших мировых стандартов. И сколь безнравственным надо быть, чтобы, восхищаясь капитализмом как системой благоденствия, спокойно рассуждать об инфляции, легализации теневой экономики, массовой безработице как условии общественного благополучия. Практически этика нигилизма достигла того тупика, где превратное бытие рождает превратное представление о мире, человеке и нравственности. Показателем этой превратности может служить и современная фразеология и терминология, когда традиционно «левые» в нашей стране получили определение «правых», а глашатаи буржуазного благополучия гордо ходят в «левых» колоннах при фригийских колпаках. Наконец, всеобщий нигилизм рождал и усугублял процесс денационализации интеллигентского сословия, и сейчас оно успешно преодолело любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Прежнее очернение тысячелетней истории России дополнилось оплевыванием героико-драматического семидесятилетия. Национальная духовность и культурно-исторические ценности в сознании интеллигенции девальвированы до такой степени, а идеологами определены столь негативно, что любое упоминание о русском национальном сознании и достоинстве вызывает активное неприятие и числится по разряду шовинизма. С таким идейным и духовным багажом только и можно прийти к самоудовлетворению духовной жвачкой и эрзацами культуры. II Вышеприведенная характеристика современной интеллигенции, а значит, в какой-то мере и состояния русского национального самосознания может породить заблуждение о прерывности интеллигентского отношения к России, русскому народу и духовным ценностям. И здесь революционный переворот индентифицируется с кризисом национального самосознания, что порождает иллюзорные представления о духовном и интеллектуальном благополучии в России перед революцией. Как мне представляется, такого благополучия не было, о чем свидетельствуют не только революционный взрыв, который никакими заговорами, в том числе и «жидомасонов», объяснить невозможно, но и попытки самоопределения интеллигенции, предпринятые в сборниках «Проблемы идеализма» (1903 г.), «Вехи» (1909 г.) и «Из глубины» (1918, 1921 гг.). Первый был, в основном, посвящен критике материализма недавними легальными марксистами, определившими для себя духовность и абсолютность идеала в качестве исходных принципов осмысления действительности и общественных отношений. «Вехи» представляли этап самокритики интеллигенции, сначала готовившей общественный переворот, а затем осознавшей, что социальный катаклизм сам по себе и вне идеала является не чем иным, как изменением социальной иерархии без приобщения к духовным ценностям. «Из глубины» (название взято из 129 псалма: «Из глубины взываю к Тебе, Господи») можно назвать рефлексией религиозно-идеалистического сознания на революции 1917 г., начало гражданской войны и победу материализма не только и даже не столько как философской концепции, а как идеологии, политики и практики нового порядка. В такой позиции авторов сборников была уязвимость, отмеченная многими их критиками. Они как бы выходили из социального противоборства, находились над схваткой и произносили приговор правым и виноватым, левым и правым, революционерам и контрреволюционерам. Действительно, поза и риторическая жестикуляция, снобизм достаточно наглядно заявлены в первых двух сборниках, когда стабильность социальной системы еще позволяла отстранение взирать на классовое противоборство. Этого не скажешь о сборнике «Из глубины», написанном в условиях, когда вихрь революции перевернул всю социальную систему и втянул в общественную круговерть всех без исключения. Именно третий сборник убедительно показал, что поза сторонних наблюдателей оказалась иллюзорной попыткой выйти из общественной жизни, одновременно находясь в ней и влияя на разворачивающееся противоборство групп, слоев и классов России начала века. Но для философской рефлексии сознательная отстраненность от событий общественной жизни важна необычайно. Она позволяет сохранить ту долю объективности, которая только и может быть основой непредвзятого социального анализа субъектов исторического действия — будь то личность или классы. Выйдя из материализма, авторы характеризуют его уже с позиций идеалистической философии. Принадлежа сами к интеллигенции, они оказываются способными критически рассмотреть ее место в общественной жизни и в системе духовных ценностей. В событиях 1917 г. они пытаются распознать смысл, определяющий внутреннее содержание народной жизни, но сами находятся как бы в стороне от кровавой ломки старого уклада жизни (в конечном счете и эта отстраненность оказалась иллюзорной — все они были или высланы из России в 1922 г., или в разное время репрессированы). Сейчас может показаться странным, но авторы сборников, как и многие их современники, определили интеллигенцию как носительницу нигилистической нравственности. В то время как мы начало XX в. называем «серебряным веком» русской культуры, расцветом русской религиозной философии. Промышленность России развивалась тогда темпами, превосходящими все страны мира и непредставимыми в последующий период нашей истории, включая и перестроечное «ускорение». Все это так, но и позиция «веховцев» достаточно убедительна, чтобы содержание их работ могло показаться отвлеченным и расходящимся с реалиями русской действительности того времени. Уровень же промышленного развития, хотя и связанный с прекрасными именами русской научно-технической интеллигенции, сам по себе не является свидетельством нравственного состояния общества. Правда, промышленное законодательство в России было наиболее прогрессивным, но это уже не проблема собственно интеллигенции, а результат отношений труженика и предпринимателя, юридически оформленный существующей властью. Что касается «серебряного века» в культуре, то само это название отражает вторичность его (века) содержания по сравнению с «золотым веком» русской культуры, каким, безусловно, был век XIX. Думаю, что рядом с Пушкиным, Толстым, Достоевским вряд ли кто дерзнет поставить любого из писателей и поэтов первых пятнадцати лет XX века. Наконец, сама религиозная философия все-таки была попыткой совместить православие с западной философской традицией и потому находилась на грани модернизма, за которой уже и само православие становится предметом исследования, а не содержанием жизни и духовности общества. Не случайно ведь всесторонне образованные люди, освоившие «и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений», как-то безразлично отнеслись к писаниям восточных отцов церкви и к собственно русской патристике. Проблема, на мой взгляд, заключалась в том, что Россия, бурно развивавшаяся в русле капитализма, активно порождала условия для индивидуалистической идеологии и психологии, вступившие в противоречие с соборным принципом ее жизнеустроения, который порождал и сохранял сельскую общину, сельский мир, артельную работу в городе, всеотзывчивость самой культуры. Здесь-то и возникал парадокс — новая социальная реальность была почвой для нового содержания творчества, которое само по себе отрицало предшествующую культурно-историческую традицию. Понятно, что это было творческое отрицание, но, тем не менее, нигилистическое отношение к предшествующему социальному и духовному опыту содержится в культуре указанного периода, включая и произведения авторов трех сборников. Именно в этом смысле «Вехи», например, можно назвать самокритикой интеллигенции, уже осознавшей свое размежевание с предшествующей эпохой и осознающей потери, которые в этом размежевании она понесла. В этой же системе следует рассматривать и индивидуализм как сознательную позицию и умонастроение интеллигентского сословия в указанный короткий исторический период. Он вычленял личность из национальной, социальной и групповой общности и позволял самоопределяться в мире и в общественных связях, способствовал самовыражению в творчестве, изменял содержание и характер творчества. Но вышедшая из различных общественных связей личность делала себя центром мироздания (не случайно столь велико было увлечение Штирнером, Ницше, Дюрингом) и произвольно пересоздавала его в художественных произведениях, что, в свою очередь, предполагало вторичность по отношению к личности и мира, и общественной системы.
(Окончание следует)
|