Русская беседа
 
20 Апреля 2024, 08:39:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Во Христе диаконство  (Прочитано 557 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103610

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Мая 2021, 11:51:43 »

Диакон Петр Пахомов

Во Христе диаконство

В католицизме диаконство практически умерло. Не идём ли мы тем же путем?



Что такое диаконство? Я услышал как-то жалобы одного уважаемого протодиакона, что часто приходится слышать, что диакон - это обуза, нахлебник и так далее. И действительно такое ворчание часто слышно в священнической среде, ведь служба может совершаться и без диакона. Сейчас в церковной жизни всё сильнее проявляется рационализм. И он подсказывает настоятелям искать, как можно большего дохода при минимальных расходах, даже в ущерб чинности и красоте Богослужения.

Здесь стоит вопрос: как понимать диаконство? Все мы знаем, что диакон - это первая ступень священства. Деяния говорят, что возникло оно во время разногласий Евреев и Эллинов при «раздаянии потребностей». И были избраны мужи «исполненные Святого Духа и мудрости» (Деян 6,3). Это произошло в самом начале истории Церкви, никакая иная степень священства не имеет такого яркого описания в Священном Писании. Очевидно, но на епископов и священников как помощников апостолов в первую возлагалось предстояние перед святым Престолом, а на диаконов - попечение о церковном народе и в организации собрания, и в попечении о хозяйственных делах.

Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский, пишет, что «…избраннейшие из диаконов возводятся в чин епископов, Они носят на главе кресты; исполняют обязанностей судей; и один из них управляет делами великой церкви по отношению к клирикам и бедным, подобно Стефану; другой – делами священных обителей…».

То есть мы видим, что и в позднее время диаконы были ближайшими помощниками патриарха и епископов. (Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского с. 216) То есть и в Средние века диаконы занимались важнейшими делами в Церкви. Постепенно диаконы перестали выполнять эти функции. Диаконы из служителей Церкви становятся помощниками предстоятелей церковных собраний, то есть служителями представителей более высоких степеней священства.

Деятельность диаконов почти полностью переходит в Богослужебную сферу. На диаконов возлагается часть Богослужебных обязанностей епископов и священников. В основном это возглавление молитв на собраниях. То есть в какой-то мере опять служение церковному народу. В настоящее время часто диаконы становятся орущими, поющими, одним словом немолящимися, и постепенно уходят из церковной жизни. И можно сказать, что если не обрывается нить, связывающая церковное собрание с Богом, то разрыв между верующими и священством усиливается. Диаконы должны объединять народ вне Богослужения и в молитве на Богослужении. В католицизме диаконство практически умерло. Не идём ли мы тем же путем?

Кроме того, есть и технический вопрос: там, где есть диакон, легче осуществлять в современных условиях уставное Богослужение. Как правило, утреня предшествует Литургии. И священнику нужно свободное время, чтобы исповедовать людей перед Литургией. Именно в это время на себя основную тяжесть служения берет диакон, оставляя священнику только возгласы. Так что можно сказать, что там, где есть диакон, там есть и служба. Ранее, в Российской империи, в штате каждого храма, даже сельского, была должность диакона. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви число диаконов меньше, чем священников более чем в 7 раз. Только на одном из восьми приходов есть диакон. И количество их будет убывать ещё из-за непонятного статуса. Чаще всего диаконом сегодня становится тот, кто по непонятным причинам не мог стать священником. Такое обоснование диаконского служения нельзя считать убедительным. Можно сказать, что чтец - очень важная должность. Редко мы в храме слышим хорошее, внятное и молитвенное чтение. Это важный, так скажем, род деятельности в Церкви. Диакон - это тоже особое служение и молитвенное, и хозяйственное, и для него нужно особое призвание. Диакон должен быть и проповедником, и попечителем о церковном народе, и должен заниматься в Церкви всем, кроме совершения Таинств.

Можно сказать, что по диаконскому служению можно судить о состоянии всей Церкви. На такие размышления наводит нас сравнение нынешнего диаконства с первыми диаконами апостольских времен.

Диакон Пётр Пахомов, публицист

https://ruskline.ru/news_rl/2021/05/17/vo_hriste_diakonstvo
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!