Русская беседа
 
27 Апреля 2024, 04:30:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 9-я по Пятидесятнице  (Прочитано 2214 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Августа 2013, 18:36:43 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 9-я по Пятидесятнице


Мф., 59 зач., 14, 22–34

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.



После чудесного умножения хлебов Господь повелел Своим ученикам войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону моря, пока Он отпустит народ.

Отпустив народ, Он всходит на гору помолиться наедине. Он молится весь вечер и всю ночь до четвертой стражи ночи, пока они плыли. Они были на середине моря, когда началась буря. В начале нашего пути может быть прекрасная погода, и внезапно нас настигает буря. Как говорится, после долгого затишья жди бури. Так устроена жизнь. Таков путь Церкви.

Ученики Христовы были там, куда Христос послал их, и все-таки они не избежали встречи с бурей. Не должно быть ничего неожиданного для учеников Христовых в том, что они встречаются с бурями на пути своего служения. И нет ничего странного в том, что Христос отправляет их в открытое море, зная заранее, что их ожидает. Господь хочет явить им еще более чудесную благодать, чем то, что было с пятью хлебами, приобщить их еще глубже тайне Своего Креста.

Большим испытанием было для учеников Христовых оказаться одним, без своего Господа, среди бури. Не так, как до этого, когда они плыли в лодке, а Он спал на корме (Мк. 4, 38). Так Господь посылает нас, возводит нас постепенно от малых трудностей ко все большим трудностям, чтобы мы научились жить верой.

И хотя ветер был встречный и лодку бросало волнами, они, получив от Господа повеление плыть на другой берег, и не подумали повернуть назад. Но изо всех сил гребли, куда сказал Господь. Пусть беды и трудности возрастают – говорит нам сегодня Святая Церковь – ничто не заставит нас уклониться от нашего пути. И мы видим любовь Христову, Его заботу о Своей Церкви. Крайние обстоятельства, переживаемые народом Божиим – Божий час посещения Господом Своей Церкви и явления ей.

Христос идет по водам, являя Свою державную власть над всеми стихиями. Нам не дано спрашивать, как Он это делает. Достаточно видеть Его Божественную силу. Христос творит так, как хочет, чтобы спасти нас.

Мы знаем, как немощна бывает порой наша вера. И ученики, увидев Его, идущего по морю, от страха вскричали. «Это призрак» – сказали они, в то время как они должны были бы сказать: «Это Господь». Как скажет после апостол Иоанн Богослов, увидев стоящего на берегу воскресшего Христа.

Господь приближается к нам, чтобы избавить нас от беды, а мы не узнаем Его и боимся не только беды, но и приближения Его. Самая большая опасность от всех внешних бед заключается во внутреннем смятении и страхе, когда мы начинаем бояться всего. Это признак того, что, забывая о Боге, мы даем место диаволу в наших сердцах.

Мы видим, как бесстрашно Господь идет по водам, когда неистовствует буря. Он – спокоен, Он – весь в Божием мире, в вере – то есть, в доверии любви Отца Небесного. Это Его путь ко Кресту, Он идет навстречу опасности, которая угрожает нам. Он идет сразиться со смертью, чтобы дать нам жизнь и избавить нас от всякого страха.

И Петр пошел, чтобы быть там, где Господь, по воде. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав тонуть, закричал: «Господи, спаси меня!» От страха Петр погрузился в смерть, а страх пришел к нему от сомнения в вере. Так бывает с каждым из нас, когда грозит нам опасность. Но как только мы взываем к Нему, Господь тотчас простирает к нам спасающую руку, утишая бурю, укрощая силы смерти. Он являет нам чудо Воскресения, снова и снова учит нас вере, доверию Божию Промыслу, победе над страхом и отчаянием.

Сколько раз тонули мы в море этой жизни, но какая-то невидимая рука поддерживала нас и выводила внезапно из опасности. И снова мы слышим эти слова: «Что усомнился, маловере?!» Будем приводить себе на память прежние благодеяния Божии, и в будущем при всякой опасности призывать имя Божие, и мы будем спасены.

Господь медлил с помощью в течение некоторого времени, чтобы испытать нашу веру, а теперь спешит, чтобы спасти от самой большой опасности, чтобы мы лучше узнали Его и научились от Него Его любви. Только в любви нет страха, и совершенная любовь изгоняет всякий страх (1 Ин. 4, 18). Одним словом Он может утишить любую бурю.

«Это Я, говорит Он, не бойтесь!» Он не называет Себя по имени, Ему достаточно сказать: «Это Я», потому что они знают Его голос, будучи овцами Его. Только Он может давать такой покой и тишину. «Это Я», и потому – «не бойтесь». Не бойтесь Меня теперь, когда вы знаете, что это Я. Христос не может быть страхом для тех, кому Он являет Себя. Весь страх вечных мучений состоит в лишении общения со Христом. Мир изнывает сегодня от страха бедствий, грядущих на вселенную. Но если бы люди узнали Христа, все страхи бы сразу исчезли. «Это Я, и не бойтесь бури, ветров и волн, бушующих в человеческой истории и в вашей личной жизни. Не бойтесь их, пока Я рядом с вами. Я Тот, Кто непрестанно заботится о вас и Кто никогда не будет стоять и смотреть, как вы погибаете». Ничто – никакая буря, ни сама смерть не должна быть страшна для тех, кто имеют Христа рядом с собой.

Мы пойдем ко Христу по воде житейского моря, и Христос не даст нам пойти ко дну, мир не сможет нас поглотить. Мы будем идти по воде, как уже причастные Его Воскресению, и не будет никакой опасности в этой воде, поддерживаемой силой тех же рук, которые Он простер на Кресте. Никто не может идти ко Христу, если не будет укрепляем Его силой. И пока наш взор, как у Петра, будет устремлен ко Христу, к Его слову и к Его силе, мы будем идти над бездной. Но как только мы потеряем из виду хотя бы на мгновение Христа и будем видеть только захлестывающие нас волны и ветер – только то, что происходит сегодня в мире – мы поймем, что невозможно идти по воде, страх охватит нас, и мы начнем тонуть.

Но и здесь, как только всей глубиной отчаяния мы призовем Его на помощь, мы узнаем, почему Христос называется Спасителем. Он приходит спасти нас, когда все уже безнадежно. И Он рядом со всеми верующими в Него – в особенности когда они тонут – на расстоянии протянутой руки. Он не отвергает нас, маловерных, но попускает быть бурям, чтобы мы возрастали в вере, научаясь ходить с Ним. И спасенные, вместе с апостолами и всей Церковью, принесли ему личное исповедание благодарности и любви, и поклонились Ему: «Воистину Ты Сын Божий».

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3499.htm
« Последнее редактирование: 13 Августа 2022, 11:53:31 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Августа 2013, 11:48:49 »

Об утишении бури

Слово протоиерея Александра Шаргунова в неделю 9-ю по Пятидесятнице



Когда мы читаем Евангельское повествование об утишении бури, мы думаем не только о том, что пережили апостолы со Христом на озере Тивериадском. Мы думаем также и прежде всего о том, что Церкви предстояло пережить в течение истории. Пребывание верующих со Христом не было всегда покоем. Далеко не так! Встречи с бурями были постоянно. Они происходили внутри и вовне христианских общин. Внутри трудности нередко возникали между людьми, которые пришли в Церковь из разной среды, имели различные дарования, а самое главное — различную глубину любви и верности Господу, и потому неодинаково понимали заветы, оставленные Им. Так образовывались группы или даже объединения, противостоящие друг другу. Бури вовне были связаны с проповедью Благой Вести, которая вызывала порой явное противостояние. Многие восставали на христиан. Преследования, гонения, за которыми могла следовать мученическая смерть, были с самого начала Христианства. А что пережила наша Русская Православная Церковь в минувшем двадцатом веке!

Размышляя о плавании учеников с Господом по Тивериадскому озеру и о том, что оно прообразовало, мы должны помнить, что воскресший Христос присутствует в самом центре всех наших бурь. Сегодня положение Церкви как будто отличается от того, что было в первом или в двадцатом веке. Хотя время от времени Господь напоминает, что прошлое может вернуться, и с еще большей силой. Ибо волны зла в окружающем нас мире вздымаются все грозней. Но в целом, кажется, никто, исповедуя свою веру, не рискует жизнью. Нет сегодня тех бурь, которые Церковь пережила в древности и в недавние времена. Однако в мире, где зло становится все более наступательным, требуется не меньшее мужество, чем тогда, — в хранении чистоты нашей веры и в следовании жизни по вере. И нам известны другие бури, которым тоже трудно противостоять: личные бури, когда враг пытается поколебать наши самые драгоценные отношения друг с другом, бури, угрожающие единству супругов или их взаимопониманию с детьми, бури на работе, делающие жизнь невыносимой, бури внутри прихода, в которые мы оказываемся глубоко вовлечены. Не говоря уже о бесчисленных бурях всякого рода, которые в последнее время постоянно сотрясают нашу Церковь. Поистине, как внутри, так и вовне нет недостатка в бурях.

Но какие бы ни были бури, мы никогда не бываем оставлены одни. Воскресший Христос присутствует среди нас. Он исполняет обещание быть с нами «во все дни до скончания века», и одного желает: чтобы бури, через которые мы проходим, не потопили нас, а послужили нашему духовному возрастанию.

Но вот здесь у кого-то проносится в мыслях вопрос: если Христос — в самом центре наших бурь, почему Он спит? Почему Он безмолвствует? Почему не проснется и не возвысит Свой голос, чтобы ветер стих и успокоились волны, как Он это сделал на озере Тивериадском? Разве Он, воскресший из мертвых, не всемогущ? Разве Он уже не повелевает ветрам и морю? Мы должны понять, что сила, которую Господь являет в евангельском повествовании о буре, имеет прежде всего пророческий смысл. Это возвещение о конечной победе Христа над злом и над силами смерти, действующими в нас и в мире. Господь утишает ветер и волны на озере Тивериадском, но это не означает, что Он будет каждое мгновение вмешиваться в нашу жизнь, чтобы чудесно утишить бури, угрожающие нам и пугающие нас. Но Он уверяет нас в Своем близком присутствии, призывая нас никогда не терять доверия Ему и твердо держаться курса в нашем плавании в направлении к другому берегу, где Он хочет, чтобы мы высадились с Ним.

Какие бури предстоит нам встретить завтра? Послезавтра? Никто не может сказать. Единственное, что мы можем сказать, — Христос будет с нами молчаливо и непоколебимо верно. Когда порой касается Он нас Своей сугубой благодатью, Фаворским светом, это не значит, что теперь мы будем ощущать эту благодать всегда. Но это значит, что нам дается узнать о Его неотступном присутствии с нами. Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же. Он все совершает и все совершит до конца в полноте для нас — только бы мы научились, что бы с нами ни происходило, приносить Ему нашей жизнью за все благодарение.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/26/ob_utishenii_buri/
« Последнее редактирование: 13 Августа 2022, 11:55:06 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 19 Августа 2019, 12:34:49 »

У БОГА ВСЁ ЯСНО И ПРОСТО

Душа болит от грехов, от самости, от того что всё вокруг не так, как я хочу

Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали о том, как ученики Господа отправились в лодке на другой берег Геннисаретского озера. И вот ночью «пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 25–31).

Чему учит нас сегодняшнее Евангелие? Оно учит нас живой вере Богу и надежде на Него. Когда мы полны этой надежды, мы спокойно, твердо идем с Богом через все трудности, беды, неприятности. Но порой за тяжестью переживаемых обстоятельств мы забываем о Боге, нас начинают переполнять, поглощать страх, печаль, отчаяние, и тогда мы утопаем подобно апостолу Петру.

Враг навевает страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу

Когда нет живой веры в то, что Господь управляет жизнью мира и промышляет о каждом человеке, когда нет веры во всемогущество Бога, в Его безграничную милость, тогда приступает к нам враг Божий и враг человеческий со своими страхованиями, лишая нас спокойствия духа и мира. И выматывающий страх делает человека больным. Боюсь всего, боюсь за всех, боюсь людей. И мы утопаем в этих тревогах. Враг навевает страх там, где нет ничего страшного для души, предавшей себя Господу и верующей, что без Его воли и волос главы нашей не погибнет. Мы слишком много воли даем своей фантазии (многое надумываем). И эти беспокойные, тревожные мысли создают паническое отношение к жизни. Нам хочется, чтобы никакая пылинка не омрачала око, никакие, не только страдания, а просто невзгоды и мелкие неприятности не раздражали нас.
Самое тяжелое бывает в нашем состоянии – не трудные обстоятельства, но уныние и смятение которые они приносят с собой. И это отсутствие доверия к Богу и веры в Него как Промыслителя. Можем ли мы, ограниченные люди, знать, отчего спасает нас Господь покровом переживаемых обстоятельств. И если бы верить, что суд Божий всегда во благо человеку, то и уныние кануло бы в небытие и каждый день, трудный или легкий, радостный или унылый, принимался бы с благодарностью Богу.

А мы унынием, отчаянием, и маловерием в Промысел Божий сокращаем себе и земную жизнь, расстраивая неуемными (непрекращающимися) печалями свое здоровье, и закрываем для себя Царство Небесное.

Унынием, отчаянием, и маловерием в Промысел Божий мы сокращаем себе земную жизнь

Переживая те или иные тяжелые обстоятельства, мы порой видим только нестройность нашей жизни. Мешает нам в правильном восприятии жизненных обстоятельств – отсутствие живой веры. Потому люди Божии постоянно нам напоминают: Кажущиеся сложности обстановки существуют только в твоем понятии, у Господа же всё просто, ясно и последовательно. И если твой путь – не триумфальное шествие, то это тоже промыслительно – и учит тебя то потерпеть, то подождать. И нужно идти спокойно сквозь трудности, принимая все отклонения от намеченной цели – даже не понимая смысла их – как нужное для главного. Всё пройдет, если не по-человечески, а по-Божьи будем воспринимать происходящее.

Уныние и расслабление появляются у нас от того, что строим свои планы. Душа болит от грехов, от самости, от того что всё вокруг не так, как я хочу. Надо Богу покориться, Он ведь лучше знает, в каком горниле должны испытаться души наши и какая боль будет наковальней душе, чтобы не мнимо, а действительно познала она и себя, и величие Божие.

В какой мере человек сам устраивает свою жизнь по указанию собственного представления (человеческой рассудочности) без упования на Бога, в такой же мере он связывается, пленяется тревогой, страхом (за себя, и все свое), и не может освободиться от них. Собственное представление (мнение) и рассудочность без упования на Бога всюду встречают преграды. И не может быть иначе. Текучее естество воды не может выдержать человека, но уповающая вера властно преодолевает эти естественные законы по слову Божию.

И когда мы снова с надеждой вспоминаем о Боге, Господь поддерживает нас, и мы снова продолжаем свой жизненный путь, твердо перенося с Богом все встречающиеся на этом пути невзгоды.

В какой мере человек сам устраивает свою жизнь, в такой же мере он связывается, пленяется тревогой и страхом

Вера основывается на той несомненно истинной уверенности, что всё, с нами происходящее, от малого до великого, от влияющих на нашу жизнь событий до незначительных встреч, бывает по Божиему Промыслу. Поставляя нас в те или другие обстоятельства, Господь ожидает, чтобы мы поступали достойно попечению Его о нас (не роптали, не малодушествовали, не унывали). Он везде есть, следовательно, и с нами. Потому мы не можем поступать как придется, а должны рассуждать, чего именно ждет от нас Бог в том или другом случае, и соответственно тому поступать.
При этом необходимо и ясное понимание того доброго, полезного, значимого, что происходит из случающихся событий (трудностей, препятствий). Такого, например, как очищение страстей, утверждение смирения, оставление грехов, укрепление характера, приобщение Христовым страстям.

Нам надо терпеливо расти духовно, проходя сквозь болезни, скорби, тревоги и при этом являть свою живую непоколебимую веру, что всё это попускает нам Господь во благо. Не унывайте, если будет приходить горе за горем. Покажи свою веру, когда тьма смущающих помышлений будет окружать твою душу и повергать в уныние. Твердо верь, что Господь определил не на погибель, а на спасение. Вера истинная свидетельствуется в благонадежии на Бога и в принятии от Него всего того, что Он благоволит послать для нас на нашем жизненном пути.

Так, есть некий сокровенный Промысел Божий. Сподобишься увидеть его действие и ты, если с верою потрудишься упование свое возложить на Бога и свою многозаботливость заменить Его промышлением. И когда Бог увидит, что ты со всей чистотой мыслей доверился Ему более, чем самому себе, и постарался уповать на Него более, чем на душу свою, тогда вселится в тебя неодолимая, непобедимая, несокрушимая сила упования, которая укрепляет душевные чувства человека, и он ощущает в себе, что как будто что-то невидимое убеждает его не внимать, не ужасаться видению вещей страшных и не взирать, не ослабевать, глядя на видение, невыносимое для чувств. Человек чувствует в себе какую-то внутреннюю силу, поддерживающую его, утешающую его среди скорбных, недоуменных обстоятельств, устраивающую его внутреннюю жизнь.

Если однажды ты вверил себя Господу, то не заботься уже ни о чем…

Если однажды ты вверил себя Господу, имеющему всё для сохранения тебя и попечения о тебе, и если пойдешь вслед Его, то не заботься уже ни о чем относительно себя, но скажи душе своей: на всякое дело довольно для меня Того, Кому однажды предал я душу свою. Тогда на деле увидишь чудеса Божии, – увидишь, как во всякое время Бог близок, чтобы избавлять надеющихся, уповающих на Него, увидишь, что и Промысл Его окружает их, хотя и невидим. Когда утвердишься в таком уповании, тогда побегут от тебя устрашающие и ужасающие тебя мысли, и всё, что встретится тебе трудного и неудобного, покажется тебе удобным и легким.
Так, от суеты мира до истинной христианской жизни, ко Христу по книгам скоро можно дойти; но делом пройти – ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: «Господи, помоги!».

Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые обращаются к Нему с искренней любовью и Ему посвящают жизнь свою. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. И человек, идущий по пути духовной жизни, постигает их уже после, оглядываясь назад. Как важна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! (То есть Тебе ведомыми путями спаси меня!) А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное. Аминь.

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/u-boga-vsye-yasno-i-prosto/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 13 Августа 2022, 23:54:44 »


Чему хочет научить нас Господь в этом Евангелии о буре

Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов





Чему хочет научить нас Господь в этом Евангелии о буре? Море, буря, апостолы, исполненные страха, — что это сегодня для нас? Какое отношение это имеет к нашей жизни?

Повествование об умножении хлебов, предшествующее повествованию об утишении бури — очень тесно связаны друг с другом. Перед пятью тысячью человек, в час, когда уныние овладело толпой, потому что у апостолов не было средств их накормить, Господь являет Свою силу и из их нищеты внезапно создает изобилие. То же самое мы видим в повествовании об утишении бури. В час, когда апостолы кажутся уже побеждаемыми неистовством волн и ветра, Господь приходит к ним, и они облекаются силой Господней. В обоих случаях это не может не потрясать.

Я помню, как несколько лет назад один опытный пастырь сказал: «Нам нужно научиться действовать скромными средствами». Он коснулся весьма чувствительной точки пастырского служения. Мы болезненно привыкаем к нашей скудости, будь то недостаток средств, будь то недостаток людей, которые трудятся для Церкви. Мы уже давно забыли о величии и силе, которыми когда-то обладала Церковь. Но и сегодня мы чувствуем себя так, как если бы по приказу свыше снова и снова снимают войска с того фронта, где мы пытаемся стоять насмерть, в то время как количество наших воинов убывает. Более чем когда-либо мы призываемся плыть против течения, проповедовать ценности, которые не приемлет мир, — и это все как буря на море.

«Это Я, не бойтесь», — говорит Господь. Бушующее море — это силы зла, действующие в нашем мире. Страх апостолов — наш страх. Наши страхи происходят от недостатка веры и доверия Богу. Люди знают, что Бога можно встретить в добре, но не представляют, как Его можно встретить среди зла. Мы боимся сделать решительный выбор. Для Церкви всегда важен выбор пастырских средств, особенно среди псевдобогословских течений, которые все очевидней заявляют о себе. Мы испытываем страх быть обманутыми лжепастырями Церкви и ее новыми проповедниками. А что происходит во внешнем мире? Бури посещают нас, не только когда мы остаемся наедине с собой. В семье, в обществе люди боятся войны, жестокости, несправедливости, попрания достоинства человеческой личности, некоего презрения к жизни — тех страшных духовных явлений, которые, вздымаясь как темные волны до неба, застят весь горизонт.

Но Господь снова зовет нас войти с Ним в лодку, как звал Он апостолов. Он зовет нас сражаться против волн, плыть против течения, предлагая ценности, которых не знает мир. И сегодня тот же самый Христос идет по водам сил зла. Там, где кажется, что Его нет, Он присутствует. Он доверяет нам. Он предваряет нас.

В этом повествовании о буре поражает, что апостолы не узнают Христа. Они принимают Его за призрак. Трудно понять, что Господь может быть столь близким, что Его не узнать. Нормально, что Христос идет по водам. Это согласно со всем, что Он делает. Но поражает то, что Он может сообщать Свою чудодейственную силу немощному человеку. И человек силен этой силой до того момента как начинает сомневаться. Чем апостол Петр отличается от нас? Из своего опыта мы знаем, что когда кто-то оказывается в самой гуще бури, на самом гребне волны, он хватается за Бога. И точно так же знаем, что он начинает тонуть, как только теряет доверие ко Господу. Сколько раз мы слышали: «Как только я перестал молиться, ходить в храм, исповедоваться и причащаться, как только я оставлял Бога, я начинал погибать. Я не должен был трусить». Как Петр, мы испытываем страх. И Господь говорит нам: «Это Я, не бойтесь!» Это то, что с самого начала знает Церковь.

Утихшая буря — это то, что данопережить верующим в трудных обстоятельствах. Господь повелевает Своим ученикам переплыть через море. Он сознает, что им предстоит. Они смогут увидеть, что Господь и Его Крест — в центре бушующего зла,и что Он всегда предваряет их. Укрепляемые этим знанием, доверенным им Господом, они будут восходить от силы в силу, пока не приобщатся в полноте тайне Его Креста и Воскресения.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

13.08.2022


Источник
« Последнее редактирование: 06 Августа 2023, 01:33:49 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 06 Августа 2023, 01:29:51 »


О хождении Спасителя по водам

Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)





И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Мф., 59 зач., 14, 22–34




Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, жизнь человеческая уподобляется бурному морю, по которому мы плывем со своим телом и душою, встречая на пути великие опасности и бедствия. Тьма и мрак окружают нас, волны многоразличных искушений и бед ударяют в нашу утлую ладью и грозят ежеминутным потоплением. И чтобы при встрече с этими бедствиями или услышав о них не приходили мы в уныние, безнадежность, а, напротив, укрепляли свою веру в то, что Господь Бог наш настолько любит нас, грешных, и печется о нашей жизни, о самомалейшем нашем деле, что и волос с головы нашей не упадет без Его святой воли, для этого сегодня и предложено нам весьма назидательное и утешительное евангельское чтение о спасении Спасителем утопающего Петра.

Святое Евангелие от Матфея передает нам следующее повествование об этом чуде: после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами Господь тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф.14:22-34).

Так, братия и сестры, земная жизнь наша имеет большое сходство с морем, в одном церковном песнопении она и называется морем житейским. Как море во время тишины бывает спокойное, гладкое и светлое, не представляет никаких препятствий для мореплавания, так и наша земная жизнь, когда не бывает в ней разных бедствий, невзгод, напастей, несчастий, является ровной, тихой, спокойной и приятной, не имеющей препятствий для правильного и мирного течения ее. Но вот подул ветер, разыгралась буря, и море взволновалось, волны забушевали, готовые потопить не только малую ладью, но и большой корабль, и настало для мореплавателей, застигнутых бурей в море, настоящее бедствие. Подобное бывает и в нашей жизни. Настали бедствия, нашли несчастья, разыгрались страсти, пришел грех, явились соблазны — жизнь потеряла спокойствие, мир и тишину, вышла из своей обычной колеи и готова погубить неопытного, малодушного, нетвердого в христианских правилах жизни человека, не привыкшего к борьбе с искушениями. И погибает так человек для Царствия Божия.

Слышанное нами сегодня евангельское повествование, братия и сестры, не только открывает нам то великое таинство нашей веры, что Господь Иисус Христос есть воистину Сын Божий, единосущный Отцу, Всемогущий Владыка вселенной, Которому повинуется вся тварь, Которому и ветры, и море послушны, но оно внушает нам и ту утешительную и поучительную для нас истину, что Господь и Спаситель наш всегда близ нас есть во всякое время дня и ночи, что Он есть Всемогущий Помощник и Избавитель наш во всех обстояниях и превратностях жизни и что мы, немощные и неразумные сами по себе и к тому же подверженные различным обуреваниям в своей жизни, непрестанно имеем нужду в Его Божественной помощи.

При окружающей нас тьме ночной, среди этих обуревающих нас волн моря житейского, мы можем обрести истинный покой и безопасность только в сердечном убеждении в том, что плывем мы по этому морю житейскому, подобно Апостолам, не сами собою, но по воле Господа: понудил Иисус, как говорит Евангелист, учеников Своих войти в лодку, — плывем к предначертанному Господом берегу вечной жизни, в блаженное пристанище Царствия Божия, плывем в невидимом, но тем не менее спасительном для нас присутствии Самого Господа, ходящего по морю и укрощающего волны.

И потому Евангелие нынешнего дня учит нас мужеству и твердому упованию на помощь Божию в трудных обстоятельствах жизни, в опасностях, искушениях и несчастьях в той уверенности, что Господь всегда с нами и не допустит безвременно погибнуть уповающим на Него и любящим Его.

Так Апостолы были в весьма затруднительном положении, когда находились в лодке среди моря, при противном ветре, и Господь, желая вывести их из затруднительного положения, пошел к ним по морю. Апостолы, бывшие тогда еще не совершенными, а только новичками в вере и жизни, изображают нас с вами; море означает здешнюю суетную жизнь, волнуемую диавольскими кознями и многоразличными искушениями и напастями; лодка — удоборазрушимое тело наше, в котором вместе с душою переплывает дух наш море жития сего и которое готов потопить враг нашего спасения плотскими страстями.

Все мы, братия и сестры, хотя и в разной степени, испытываем в жизни своей бурю бед и напастей, как пловцы в море. И у нас, как некогда у бедствовавших в лодке Апостолов, под бременем грехов болезненно расстроено сердце, мысли и воля, так что мы иногда всего и всех боимся, даже собственной тени и шума древесных листьев. Но это потому, что у нас еще слаба вера в Иисуса Христа, потому что мы еще не соединились с Ним: ведь кто всем сердцем уверовал в Него и тесно соединился с Ним, тот никого не боится ни на Небе, ни на земле. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? Аще ополчится на мя полк бесовский, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс.26:1, 3). Вот сколь дерзновенен, мужествен и неустрашим верующий и любящий Господа!

Господь не оставит тебя в твоем безнадежном состоянии, если ты только обратишься к Нему с молитвой и просьбой облегчить твое положение. Но в том-то и дело, что мы в это время — время искушения — часто забываем о Боге. Нас постигают бедствия, неудачи, скорби, так что одно несчастье приходит за другим. Мы не знаем, за что ухватиться среди этих скорбей и несчастий, и скоро впадаем в уныние духа, опускаем руки и думаем про себя: “Все для меня кончено, не видать мне здесь, на земле, больше радости и утешения”. И приходим в отчаяние, забывая в это время обратиться к Богу.

Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение, и подкрепление, и утешение. Господь накажет — Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого, ибо Он знает, как пролить утешение в сердце самого безотрадного страдальца. Да, не роптать и отчаиваться нужно в подобных трудных случаях, а скорее взывать к Господу: “Господи, спаси меня, я погибаю! Господи, подкрепи меня, пошли мне терпение, чем и как знаешь, утешь меня”. Поверь: как явился Господь сомневающимся и устрашенным ученикам Своим, так явится духовно и тебе и что потребно для истинного блага твоего даст тебе.

Дорогие братия и сестры, жизнь человеческая — как внешняя, так и внутренняя в особенности — не может находиться в одинаковом положении и состоянии. В жизни происходит постоянная смена явлений. Во внешней жизни человека очень часто одно положение сменяется другим. То человек находится в состоянии довольства, здоровья, счастья, спокойствия, то постигают его неудачи, беды и несчастья. Сегодня человек богат, здоров, в почете, а завтра он беден, болен и в презрении. Да и мало ли что бывает с человеком, всего и перечесть нельзя! Поэтому благо тому, кто находит в себе силы с терпением переносить все невзгоды этой жизни.

В жизни духовной, внутренней, нравственной состояния меняются еще чаще. Здесь бурь и волнений, готовых затопить человека, еще больше. Мысли, чувства, желания меняются ежеминутно, и часто человек не может ни на чем остановиться в этих быстрых потоках своих мыслей. В уме его часто являются мысли нелепые, в душе — чувства грязные, желания непотребные, — и все это зачастую помимо собственной его воли. И добро человеку, если найдет он в себе силы противостоять этим искушениям и не утонуть в этой присно возмущаемой пучине. Но и теперь, среди обуревающих нас волн моря житейского, присмотритесь, братия и сестры, и сквозь окружающий нас мрак неведения и скорбей светлым оком живой веры вы увидите близ себя Господа, ходящего по морю. Он, Премилосердный, всегда с нами, во всякое время дня и ночи призывает нас небоязненно прийти к Нему, всегда простирает к нам Божественную руку Своей всемогущей помощи.

Слышишь, скорбящий, бедствующий, страждущий в мире сем, как говорит Господь тебе: Почто усумнелся еси, маловере (ср.: Мф.14:31)? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28-29). Есть такое повествование в Патерике. Жил некогда один инок в опустевшем языческом капище. Раз пришли к нему лукавые духи и сказали: “Выйди из нашего места”. “Вы не имеете места здесь”, — отвечал он. Тогда нечистые духи начали повсюду разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные им для плетения корзин. Старец вновь стал собирать их. Тогда бесы схватили его за одежду и повлекли вон, но он уперся в двери и закричал: “Иисусе, помоги мне!” — и они тотчас разбежались. Старец заплакал. Неведомый голос спросил его: “О чем ты плачешь?” — “О том, что враги спасения дерзают издеваться над рабом Божиим”. Тогда голос отвечал ему: “Ты сам виноват, потому что забыл Меня. Как только ты призвал Меня, Я тотчас же поспешил к тебе на помощь”.

Дорогие братия и сестры, мы немощны; силы у нас слабы; живой веры, способной творить чудеса, у нас или мало, или вовсе нет. А искушений, влекущих к погибели, слишком много. И мы, подобно апостолу Петру, утопавшему в море, утопаем в море житейском. Где же искать нам поддержки и помощи в борьбе с бедами, напастями, невзгодами, искушениями внешними и внутренними, чтобы совсем не утонуть в мятежных его волнах? — Там и у Того, у Кого искал помощи утопавший Петр, у Господа Иисуса. Да взываем к Господу Иисусу все и каждый возможно чаще: “Господи, спаси, ибо я погибаю. Наставь меня на путь истины, добра и правды и укрепи на этом пути и избавь меня, Господи, от искушений. А если Тебе угодно послать мне искушения, утверди и укрепи мои слабые силы в борьбе с ними, дабы мне не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного любящим Тебя от создания мира”. Аминь.


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!