Русская беседа
 
30 Сентября 2022, 16:10:37  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 8-я по Пятидесятнице  (Прочитано 1604 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96351

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Августа 2013, 18:25:01 »

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 8-я по Пятидесятнице

Мф., 58 зач., 14, 14–22

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.



Когда Иисус увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто, как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели – а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно распустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело – не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, – говорит Он, – но если они так голодны, им надо уходить, потому что этого требует их естество. Но лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор 6, 13) – это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами – чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного – чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь – это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, когда выходят из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного – всего-то для небольшой семьи. Нам самим этого может не хватить. И, во-вторых, – самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим Постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Он посадил на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни вилок, ни стульев, ни столов – не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его – не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь – Божий ответ на все времена: на то, что, на самом деле, означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния – положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему Святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям. Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так, чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того, как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи тысячам других), когда раздается. Не ищите царства земного прежде всего – в то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков – по коробу для каждого апостола – с тем, чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное – уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3470.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96351

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 18 Августа 2013, 18:28:18 »

СЛОВО В НЕДЕЛЮ 8-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
ДУХОВНАЯ ПИЩА




Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Ничего от нас, братья и сестры, и не требует более Господь за дары Свои и за любовь Свою к нам, как исполнения нами Его святой воли и взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего. Посмотрите, какое трогательное сострадание являет Господь к народу, пришедшему во множестве слушать сладкое, животворное слово Его и исцелиться от недугов своих! Увидев множество народа, говорит евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Не научает ли Он этим и нас всех состраданию друг к другу и милосердию? Да. Он подает нам пример Собою всякой добродетели. Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я, - говорит Господь, конечно в пределах возможного (Ин. 13, 15). Вы не можете исцелить? но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить его своей любовыо, помочь ему, чем и как можете; или можете накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь и прочее.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, - именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью.

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, - о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

http://www.pravoslavie.ru/put/propovedi/duxovnayapisha.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96351

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 03 Августа 2014, 09:38:00 »

Лучший способ достигнуть благосостояния

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице



После мученической смерти Предтечи Господь оставляет народ, чтобы побыть в уединении. Крестная Его смерть, в которой до конца будет явлена Его любовь к роду человеческому, теперь вплотную приблизилась к Нему. Он уплывает на лодке на другой берег, а толпы народа следуют за Ним. Такое место занимает Христос в жизни людей, что уход Его от них еще больше влечет к Нему. И еще большие толпы собираются вокруг Христа после мученической смерти Предтечи. Таково участие святых в распространении в мире благовестия Христова. Благодаря их страданиям свет Христов достигает все новых и новых людей.

Когда Христос и слово Его изгоняются из мира или удаляются от нас из-за нашей нераскаянности, лучше для нас, преодолевая все преграды и все, что требуют от нас наши плоть и кровь, следовать за Ним. Пусть жизнь вокруг нас кажется нам пустыней — присутствие Христа, Его слово могут в одно мгновение пустыню превратить в райский сад. Потому что велика любовь Господня и безмерно сострадание Господа нашего к тем, кто следует за Ним.

Когда Он увидел множество людей, слышим мы в сегодняшнем Евангелии, Он сжалился над ними. Никто как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелели — а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно отпустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело — не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, — говорит Он, — лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор. 6, 13) — это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам — так, как Он считает полезным для нас. То есть так, чтобы это укрепляло нас на нашем пути к Царству Божию.

И вот перед нами — чудесный пир, на котором угощает Сам Христос. Кто-то заметил, что по числу гостей можно судить, сколько заплачено за пир. Их было пять тысяч, не считая женщин и детей, но Он мог бы накормить и все человечество. Как и кормит, между прочим. Желая только одного — чтобы мы не лишились небесного пира Агнца. В том-то и дело, что остается вопрос: все ли они пошли после этого за Христом? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, были среди них такие, которые потом кричали: «Распни Его!»

Нам радостно думать, что Церковь — это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, выходя из храма, сохраняют слово Господне в сердце своем? Сколь многие из ходящих в храм, когда пришла революция 1917 года, оказались среди врагов Христовых! И мы знаем, что это не было последним испытанием Церкви.

Прежде всего Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного — всего-то для небольшой семьи. Им самим этого может не хватить. И во-вторых, — самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. Не потому ли, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Однако самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Так Великим постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Так монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением Божиим и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза должна непременно предваряться молитвой.

Христос посадил людей на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни тарелок, ни ложек — не то что царского великолепия. Но Он показывает, что Царство Его — не от мира сего.

Какой же тайне Царства Божия научил Господь этим чудом апостолов и всю Церковь? Когда в мире нужда, и у нас самих очень мало, мы должны давать другим из этого малого. Это есть лучший способ получить большее. Для этого нужно все принести Христу. Здесь — Божий ответ на все времена — на то, что на самом деле означают экономические проблемы, над разрешением которых бьется человечество.

Только так мы можем достигнуть процветания и благосостояния — положить все в руки нашего Господа, чтобы Он распорядился этим как Ему угодно, и чтобы мы могли взять это обратно из Его рук. И тогда все не только стократно увеличится, но и станет безмерно более сладким для нас. Вот почему святая Церковь видит в этом чуде прообраз Евхаристии и предвкушение грядущего Царства Небесного.

Служители Христовы никогда не смогут наполнить небесной пищей сердца людей, если прежде Христос не наполнит их руки. В этом смысл ученичества Христова: то, что Господь дает Своим ученикам, они должны давать людям.

Обратите внимание на то, как умножились хлебы: не так чтобы вдруг возникли горы еды, но по мере того как совершалось раздаяние. Так благодать и то, что по благодати, растет (как пламя от одной свечи тысячам других), когда раздается. Не ищите прежде всего царства земного. В то время как все земное гибнет, исчезает при трате, духовные дары (и все земное, когда оно определяется исканием небесного) умножаются.

Человек, узнавший чудо любви Христовой, дает радостно и свободно, и получает все больше и больше. Как сказано в Евангелии, после умножения хлебов осталось двенадцать коробов кусков — по коробу для каждого апостола — чтобы они могли продолжить жизнь так, как учит Христос. То, что они отдали, они получили снова, и с этим получили бесконечно большее. Чтобы они и все мы знали, что Христос дает не скупо, но щедро и с избытком.

Церковь призывает нас сегодня увидеть, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем.

Благословен Бог наш! Если бы весь наш народ, все человечество собрались у ног Его, то хватило бы для всех, и достаточно было бы для каждого. Но самое главное — уже здесь и сейчас началось бы Царство Небесное.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/01/luchshij_sposob_dostignut_blagosostoyaniya/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 96351

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 11 Августа 2019, 05:52:01 »

Если мы в земном богатстве неверны, кто доверит нам Небесное?

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице



Сегодняшнее Евангелие повествует об одном из бесчисленных чудес, которые совершил, совершает и будет совершать до скончания мира наш Господь. Мы все хорошо знаем, что произошло. Христос вместе со Своими уче-никами отправился в уединенное место, и люди, которые любили Его и восхищались Им, очень скучали по Нему. Вы помните постоянный рефрен в писаниях преподобного Силуана Афонского: «Скучает душа моя о Господе»? Они испытывали большую нужду во Христе, чем голодный в хлебе, жаждущий в воде, больной в лекарстве. Они искали Его, и наконец нашли Его в пустыне, в которую Он удалился. Люди со всех селений шли сюда, и через короткое время пустыня стала густонаселенной.
 
Христос начал учить людей. Они с радостью слушали Его прекрасное учение. Даже после нескольких часов они не уставали слушать своего Господа. Счастье, которое они переживали, слушая Христа, было столь велико, что они забыли о еде. Слова Христовы были отборной сладкой пищей, слаще меда. Кроме того, Христос исцелил больных, которых люди привели с собой. Время шло, становилось поздно, солнце склонялось к закату. Ученики Христовы стали беспокоиться о проголодавшейся толпе. Они попросили Христа отпустить людей, чтобы те могли пойти в близлежащие селения и найти себе пищу. Но Христос не согласился с ними. «Вы, — сказал Он, — должны дать им есть». «Мы? — ответили апостолы. — У нас всего-то пять хлебов и две рыбы. Невозможно накормить всех таким количеством».
 
Тогда Христос повелел людям сесть на траву. Он взял пять хлебов и две рыбы в Свои Святейшие руки, возвел глаза к небу, помолился, и дал хлебы и рыбы ученикам, чтобы они раздали их. Раздавая хлебы, ученики стали свидетелями великого чуда. Хлебы и рыбы умножились так, что пищи стало достаточно, чтобы накормить всех. Одних мужчин было пять тысяч. Добавьте к этому число женщин и детей — будет целый город, который ел и насытился от пяти хлебов и двух рыб.
 
Неверующие и атеисты не хотят принять чудо умножения хлебов. Но на самом деле, это чудо повторяется во всем мире. Говорят, например, что до открытия Америки выращивание пшеницы было неизвестно на этом континенте. Когда прибыли первые поселенцы, они привезли с собой несколько мешков пшеницы. Очистили необработанную землю и засеяли ее.
 
Немного было посеяно. Но когда пришло время урожая, люди увидели, что пшеница так умножилась, что пришлось строить обширные зернохранилища. Малое стало многим. С обработкой новых земель пшеница непрестанно умножалась. Таким образом, эта земля стала житницей для многих стран мира. То же самое было с нашей Сибирью. Представьте, небольшое количество так потрясающе возрастает и умножается. Разве это не чудо?
 
Бог вложил такую силу в семя, что оно возрастает в тридцать, в шестьдесят и во сто раз. Чудо, которое Христос совершил в пустыне с пятью хлебами, мы видим непрерывно происходящим в мире. Бог благословляет землю, и земля щедро возвращает посеянное урожаем, которого достаточно, чтобы прокормить миллионы и миллиарды людей.
 
Обратим сегодня внимание и на то, что Христос сказал Своим ученикам после этого чуда. Евангелие подчеркивает, что после трапезы остались хле-бы, и Христос повелел Своим ученикам собрать их. Ученики заполнили двенадцать коробов — столько, сколько было их самих. Иуда-предатель тоже взял короб. Возникает вопрос: если Христос мог умножить хлебы и накор-мить ими столько людей, для чего повелел Он ученикам собрать оставшую-ся пищу? Для того чтобы всякий раз, когда возникает нужда, они помнили, что Господь может благословить самый малый остаток и вновь умножить его.
 
То, что Христос сказал Своим ученикам, должны усвоить и мы. Повелевая Своим ученикам собрать оставшееся, Он хочет научить нас быть добры-ми распорядителями Его богатств. Бережливость — добродетель, которая находится между двумя крайностями: скупостью и расточительностью. Скупость, это когда собирают как можно больше и ничего не тратят, берут и ни-когда не дают. Это одна крайность. Другая — расточительность. Это когда тратят больше, чем имеют. То и другое грех, осуждаемый Евангелием.
 
Мы знаем, что в наше время не только скупость, но и расточительность становится серьезной проблемой. Люди, живущие в больших промышленных странах, расточают огромное количество товаров, природных ресурсов и денег. Большая часть этих трат совершенно бессмысленна. Каждый день на помойку выбрасываются тонны еды, в то время как в иных местах многие катастрофически недоедают. Новое общество расточительности и мотовства, так называемое «общество потребления» в Европе и Америке утверждает такой стиль жизни как норму. Количество того, что это общество тратит или расточает сверх нужды, и есть мера его достижений. А посмотрите, что делается в нашей самой одаренной природными богатствами стране. Нищета. Расточительность прибравших к своим рукам все эти богатства угрожает гибелью нашему народу. Расточительность власть имущих — смертельная опасность для всего человечества. Возьмите, например, нефть. Бог заготовил для людей огромные запасы этой ценной жидкости в недрах земли — целые подземные реки, озера и моря. Ученые говорят, что если разумно и эконом-но их тратить, хватило бы на многие столетия. Но невероятная расточительность приводит к тому, что и эти колодцы начинают пересыхать, так что скоро может остановиться вся промышленность и производство. Мир расточительствует в нефти, расточительствует в пище, расточительствует в питье, расточительствует в одежде, расточительствует во всем. И вступает в непрекращающийся кризис.
 
О, двенадцать коробов сегодняшнего Евангелия! Научите это расточительное человечество тому, как важно быть бережливым. Научите людей, что материальные богатства, дарованные нам благостью Божией, нельзя расточать впустую, мы должны использовать их разумно. А что сказать нам о нашей ответственности за духовные дары? «Верный в малом и во многом верен, — говорит Господь, — а неверный в малом неверен и во многом». Если мы в земном богатстве неверны, кто доверит нам небесное?
 
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/09/esli_my_v_zemnom_bogatstve_neverny_kto_doverit_nam_nebesnoe/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13283


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 02 Августа 2020, 11:58:10 »


Немногое с Богом больше, чем многое без Него

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов




Насыщение пяти тысяч пятью хлебами — первое из двух чудес умножения хлебов. Второе чудо — насыщение четырех тысяч семью хлебами. Сам по себе этот факт для иных создает проблему. Было ли на самом деле два события или это два разных описания одного и того же события? Интересно, как наши недоброжелатели, цинично утверждающие, что ранняя Церковь по своему усмотрению составляла Евангелие, объяснят такую очевидную разницу? А для иных, воспринимающих оба повествования как абсолютно достоверные, но не видящих в них ничего, кроме буквального смысла, возникает другая проблема. Не превращают ли, говорят они, эти два чуда Христа в некоего мага, предлагающего из своего репертуара хорошо проверенный фокус? «Давайте еще раз повторим с хлебами и рыбами то, что так хорошо получилось в прошлый раз».

Мы сможем ответить на эти вопросы, если внимательней посмотрим на то, что повествует Евангелие, и на самих себя. Почему мы с такой радостью принимаем целый ряд чудесно исцеленных Господом слепых и прокаженных, а это особенное чудо, дважды совершенное, может нас смущать? Наверное, потому что оно кажется нам не столь существенным, а также потому, что как в первом, так и во втором случае все повторяется: та же пища, то же усаживание на траву, Христос, произносящий и там, и здесь те же чудодейственные слова, то же собирание остатков после трапезы. Необходимо добавить: и то же сострадание. Мы часто сосредотачиваемся на материальных подробностях и проходим мимо сути чудес. Христос исполнен сострадания к людям. Он заботится об их телесных нуждах — будь то безнадежные болезни или просто то, что требуется на каждый день, как, например, это утоление голода. Он — Бог, дающий нам хлеб наш насущный, во всех смыслах этого слова. Бог, отвечающий на наши обыкновенные потребности, — так же как на то, что является жизненно важным или грозящим гибелью.

Это главный жизненный урок, который мы должны усвоить, — не имеет значения, было ли пять тысяч человек в одном месте или четыре тысячи — в другом. Благая весть Царства Божия, открывающаяся здесь, включает Божию заботу о всех наших нуждах. И это должно быть засвидетельствовано так же ясно, как Его сила воскрешать мертвых или прощать грехи. Потому что вся человеческая личность должна быть спасена — в теле, как и в душе. Как прекрасна обыкновенность этого чуда! Нет давки и отталкивания друг друга с целью стать ближе ко Христу и коснуться Его, как это можно видеть в других случаях. Все наполняет атмосфера простого радостного пира, каждый чувствует себя как дома — среди прохлады знойного дня. Это царский пир — пир Царя Небесного, совершающийся на холмах Галилеи. Это происходит не в притче, не в торжественной проповеди, не среди смертельной опасности, но в обычном многолюдном собрании, на краткое время ставшим совершенным — когда обычная телесная потребность исполнилась великого духовного значения.

Когда ученики стали просить Господа отпустить людей, чтобы они могли купить себе хлеба, Он сказал: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». После того как выяснилось, что у них только пять хлебов и две рыбы, Он сказал: «Принесите их Мне сюда». Мы приносим Господу то, что у нас есть, и Он благословляет наше приношение. Немногое с Богом больше, чем многое без Него. В кратких словах Евангелие передает, как совершается чудо насыщения пищей Царства Небесного. Господь благословил хлебы, затем дал их Своим ученикам, а те — народу. Христос действует через Своих учеников, через Свою Церковь. Господь дает обетование: «не нужно им ходить», Господь дает служение: «вы дайте им», Он являет Свою силу: «принесите их Мне», и народ получает необходимое: «все ели и насытились». После чудесной трапезы еще осталось двенадцать коробов. Это значит — было более чем достаточно.

Мы знаем, что потрясенный чудом народ хочет сделать Христа своим царем. Но Христос — не хлебный царь. И мы слышим в Евангелии от Иоанна, как Он говорит после этого с народом: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). И в ответ на их неверие Господь отвечает: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 53—57). Как обыкновенная пища поддерживает жизнь тела, так наше приобщение Христу в святых Его Таинствах — наша духовная пища. Как самое малое приношение — пять хлебов и две рыбы — могут тысячекратно умножаться в руках Божиих, так крошечное семя Царства Небесного может возрастать, заполняя все внутри каждого из нас, если мы предадим свою жизнь в руки Божии.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

02.08.2020


https://ruskline.ru/news_rl/2020/08/02/nemnogoe_s_bogom_bolshe_chem_mnogoe_bez_nego
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13283


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 06 Августа 2022, 23:55:50 »


Принесите всё, что имеете

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Чудо о умножении хлебов — единственное из всех чудес Христовых, описание которого есть во всех четырех Евангелиях. Мы часто видим Христа в гостях у других, и вот, теперь Он Сам угощает многих.

Христос повелевает Своим ученикам накормить толпу, а те говорят, что у них всего пять хлебов и две рыбы. Но когда они приносят Ему все, что у них есть, Он совершает чудо. Господь не требует от нас богатства и блеска (ума, талантов), которых у нас нет. «Немного из вас знатных, немного благородных», по слову апостола. Но Господь говорит нам: «Придите ко Мне такими, какие вы есть, принесите все, что вы имеете, и как бы мало это ни было, вы увидите удивительное». Мы приносим к Нему все, что имеем, и Он благословляет это. Мы знаем, что немногое с Богом лучше, чем многое без Него. Господь благословляет хлеб и рыбу как Божий дар, и совершается великое. Они возлежали на траве, с великолепием которой, по слову Самого Христа, не сравнится никакое убранство пиров Соломона. И на них был отблеск праздника всех народов, о котором пророчествует Исаия.

Еще хотелось бы остановиться на одной подробности этого чуда, которая может показаться после всего, что произошло, несколько прозаической. Когда все насытились, Христос сказал ученикам: «Соберите все, что осталось». Мы должны всегда заботиться, чтобы не было пустой траты того, что Бог нам дает. И научение этому предлагается нам с самого простого и насущного. Праведно будет со стороны Божией дать нам узнать недостаток того, что мы впустую истратили. Когда мы насытились, мы должны помнить, что было, например, во время войны и что сегодня тоже есть немало людей, которым недостает пищи. И нам может недоставать. Всегда неприятно видеть, как выбрасывается в помойку еда, где бы и в каких масштабах это ни происходило.

В русском православном народе испокон веков не забывали, что существует закон: те, кто хочет иметь средства для благотворительности, не должны быть расточительными. Известно, что святой царь-страстотерпец Николай Александрович отличался необыкновенно щедрой благотворительностью и при этом приучал своих детей к скромности и бережливости. Например, младшие донашивали за старшими одежду, которую приходилось много раз штопать и подшивать.

И еще здесь важная мысль. Христос не велел собирать оставшуюся пищу, пока все не насытились. И мы не должны собирать про запас, пока все не истрачено как полагается. Вера — это доверие Богу. Сколько гниет и пропадает добра вследствие этого недоверия! Скупость и расточительность — это явления одного порядка. Грех собирательства, накопительства «на черный день» уготовляет день, который может стать поистине черным для нас. Каждый из нас, наверное, знает массу ужасных примеров, и не только из литературы, когда человек, лежа на смертном одре среди накопленного за жизнь добра, говорил: «Я накопил, это мне принадлежит. Лучше пусть все будет уничтожено, чем кому-то достанется». Есть рассказ про одного купца, как он, уже умирая, стал заглатывать ассигнации. Только неверие тому, что Христос говорит, может привести к такому безумию и беснованию.

Есть множество иных примеров. Можно вспомнить, как наши православные монастыри раздавали хлеб народу во время голода, а Господь чудесно восполнял оскудение в монастырской пище. Мы все призваны в течение жизни нудить себя в научении этой Христовой тайне умножения хлебов. Как призналась простодушно одна наша прихожанка: «Есть закономерность. Когда подаришь то, что тебе жалковато, тебе то же самое приходит».

После насыщения народа ученики наполнили оставшимися кусками двенадцать коробов. И это было очевидностью не только реальности чуда — они не просто насытились, им дано было с избытком. Чтобы мы видели, как велика щедрость Господня. В дому Божием избыточествуют хлебом. В нем никто не умирает от голода, и еще есть, чем поделиться.

Остатками заполнили двенадцать коробов — для каждого ученика по одному. Так они были вознаграждены за свою готовность отдать то, что у них есть, на служение Господу и народу. Отныне для них это будет постоянной памятью и продолжением чуда, которое их руками будет совершать до скончания века Господь.

И все, кто участвовал в трапезе Господней, могли увидеть, что чудо произошло, когда они, забывая об отдыхе и еде, следовали за Христом, чтобы слушать слово Его. Те, кто следует за Христом, отвергаясь заботы о себе, будут взяты Им под Его особую заботу. Он не допустит, чтобы боящиеся Бога и верно служащие Ему, имели в чем-нибудь недостаток.

Как чудесно, наверное, было вкушать эту простую пищу — несравненно лучшую всякой, какая есть на земле. Самое главное заключается именно в этом — в том, что не только о теле заботится Господь. Те, кого Христос питает, насыщаются умом, и сердцем, и душой. В Нем достаточно для всех и достаточно для каждого всего. Благословение Христово открывает малому великий путь. Те, кого Христос насыщает хлебом жизни, не взалчут вовеки.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

06.08.2022


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!