«Молитвенный рубеж Русской земли»Протоиерей Геннадий Беловолов поделился впечатлениями от своей поездки на КамчаткуКак я оказался на Камчатке? Этот вопрос мне задавали часто на самой Камчатке, потому что там гости не столь часты, и я должен был как-то объяснить принимающей стороне и, может быть, действительно самому себе, как я оказался на Камчатке. Как это будет высоко сказано, в данном случае мне помог Иоанн Кронштадтский, и это сущая правда.
Дело было 5 лет назад, когда мы отмечали 100-летие памяти Иоанна Кронштадтского, и тогда в Петербурге произошло знаменательное событие. Это съезд и собор настоятелей храмов Иоанна Кронштадтского России и зарубежья. Собралось более 100 священников, и в Кронштадте был проведен крестный ход настоятелей храмов Иоанна Кронштадтского. Это, конечно, незабываемое событие, но так получилось, что в этом крестном ходе я шел рядом с батюшкой, которого, естественно, спросил, откуда он. Это был отец Виктор с Камчатки. Мы познакомились, подружились, он у нас был на Леушинском подворье, тоже служил и, естественно, он высказал приглашение посетить Камчатку. Я принял его к сведению.
В этом году, будучи на Святой земле, я почему-то вспомнил о Камчатке. Я уже третий раз сподобился побывать на Святой земле и подумал, что ни разу не был на самом дальнем краю Русской земли, на Камчатке. Вернувшись со Святой земли, я позвонил отцу Виктору, чтобы спросить о возможности поездки. Он благословился у правящего архиерея Камчатской епархией владыки Артемия, тот благословил.
Самое лучшее время для посещения Камчатки - это август, потому что зима там долгая, еще в июне зимний цикл не завершен, можно видеть и снег лежащий, и приметы весны только входят в силу. Так получилось, что я свой день рождения, 55-летие встретил на самом краю земли. Это посещение таило столько открытий, которых я даже не мог представить. Началось с самого главного. Камчатка в нашем общем представлении - это не только конкретное географическое место, но и некая идеологема, это что-то дальнее, это конец чего-то. Я сам в классе любил сидеть на последних партах и слышал высказывания: «Что ты делаешь на Камчатке?» Мой дальний приход в Петербургской епархии в СМИ тоже иногда называют нашей «петербургской Камчаткой». На Камчатке ты открываешь, что Камчатка - это отнюдь не конец, а это начало, потому что, буквально приземлившись в аэропорту «Елизово», выехав из него, встречаешь необычный памятник. Это памятник началу русской земли. На нем изображены камчатские медведи на фоне вулкана, и есть надпись большими буквами: «Здесь начинается Россия». И действительно, именно там, на Камчатке начинается Россия, и на вопрос известной песни «С чего начинается Родина?» у камчатцев нет двух вариантов ответа - только с Камчатки.
Там начинается наш российский день, там, что для нас, православных христиан, особенно значимо, начинается Пасха. Впервые возглашается: «Христос Воскресе!» каждый год именно на Камчатке. В этом смысле посещение Камчатки носит глубокий, символический смысл. Ты видишь начало земли, начало дня, начало богослужебного круга, ведь все богослужения впервые тоже начинаются именно на Камчатке, значит, это какой-то еще молитвенный рубеж Русской земли. В этом смысле я сейчас без Камчатки не могу представить себе свою Родину – Россию. Вот это, может быть, самый главный итог этой поездки.
Мы ездили туда сестринской группой, с нами было несколько сестер с Леушинского подворья. В первый же день нас принял у себя в епархиальном управлении епископ Артемий. Очень тепло, очень задушевно, по-отечески, мы даже не думали, что наш скромный приезд будет воспринят как какое-то событие. Но дело в том, что батюшки туда заезжают не часто, и нам буквально сразу назвали последних гостей Камчатки. Несколько лет назад приезжал отец Валерьян Кречетов, еще раньше отец Артемий Владимиров, в общем, список на этом вроде и закончился. Владыка рассказал о жизни епархии, о том, что открывается много храмов, регистрируются приходы, открываются монастыри, но епархия сталкивается с проблемой нехватки кадров. Всего на сегодняшний день в Камчатской епархии около 40 клириков, включая священников и монахов. Конечно, это очень мало на такую огромную территорию, ведь Камчатка протянулась с севера на юг почти на 2000 километров, а это расстояние от Петергофа до Крыма, такая колоссальная территория. Конечно, можно вспомнить слова Спасителя, что жатвы много, а делателей мало.
Здесь был найден неожиданный, необычный вариант решения этой проблемы, - это вахтовые приезды духовенства. При этой формулировке – вахтовые бригады, мы сразу вспоминаем дальний Север, добычу нефти или газа, где-нибудь за Ханты-Мансийском, на полуострове Ямал, но, оказывается, в церковной жизни тоже существуют вахтовые служения. Из миссионерского отдела Московской Патриархии, которую возглавляет митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, уже в течение нескольких лет на Камчатку командируются священники-миссионеры. Я познакомился с двумя из них из Белгорода, это отец Петр и отец Игорь, которые были направлены на Камчатку для служения на дальних приходах. Конечно, такие апостольские командировки, иначе их не назовешь, представляются подвигом в наше время, ведь батюшка на это время должен оставить родной город и родную семью (и, понятно, православные батюшки не бездетны), своих детей, отправиться в далекую Камчатку, служить на таких дальних приходах, часто в тундре, в тайге, выполняя миссионерское служение, требы, совершая крещение.
Мне было чрезвычайно интересно послушать рассказ отца Петра, который как раз закончил свою вахту, и он как раз возвращался уже на родину к 1 сентября, чтобы своего сына в первый раз в первый класс отвезти. Такие поездки бывают от полугода и более, тут уже по желанию и ревности священника. Хотя они тоже представляют какие-то и материальные проблемы, ведь билет до Камчатки может стоить в разгар сезона не менее 50 тысяч рублей. Тем не менее, это большое подспорье, это большая помощь Камчатской епархии. Около пяти священников в данный момент служат таким вахтовым методом из Белгородской епархии, а также из Москвы. Жалко, что об этом не пишут, я узнал об этом только по факту приезда на Камчатку, хотя это совершенно новый, креативный опыт миссионерства, в отличие от катания на байках или выступления на эстраде. Вот реальный подвиг в наше время, и если кто-то провозглашает себя миссионером в пределах Садового кольца, так вот, пожалуйста, поезжайте на Камчатку, там большая потребность в реальном миссионерстве, а не в экзотическом, декоративном миссионерстве!
Владыка благословил посетить храмы, монастыри, участвовать в богослужениях, и могу сказать, что мы смогли посетить все монастыри епархии. Это сделать было нетрудно, потому что у епархии всего два монастыря и один скит. Один мужской монастырь – Пантелеимонов, другой женский – Казанский. Оба монастыря только отмечают 10-летие своей истории, потому что основаны в начале третьего тысячелетия, и мы - современники основания этих обителей. Камчатский Свято-Пантелеимонов монастырь находится в черте Петропавловска-Камчатского на берегу Авачинской бухты на сопке. От него открывается замечательный вид как на город, так и на бухту с перспективой Тихого океана. Оба монастыря основаны были по инициативе архиепископа Игнатия, сейчас митрополита в Хабаровске, который оставил после себя очень много трудов, и нынешний владыка Артемий с благодарностью вспоминал своего предшественника. Мы попали как раз на престольный праздник в этом мужском монастыре – 9 августа, память святого великомученика Пантелеимона, это была для нас приятная нечаянная радость оказаться на престоле главного монастыря Камчатки. Нам рассказали, как было выбрано посвящение обители. Владыка Игнатий решил основать монастырь и не знал, кому его посвятить. Взяв двух своих послушников, он поехал на Афон помолиться Матери Божией, и в русском Пантелеимоновом монастыре ему сказали: «Ну как кому, конечно же, Пантелеимону Целителю». Таким образом, будет существовать духовная связь Святой горы Афон и камчатских вулканов.
Там же оба послушника были пострижены в монашество. Монастырь на Камчатке был основан, по сути, по образу Святой горы Афон и получил оттуда благословение. В этом смысле было заложено понятие камчатского Афона. Я должен отметить, что братья этой обители удивительно отличались глубокой молитвенностью, монашеской в лучшем смысле этого слова – строгостью. Должен сказать, что праздничная трапеза в престольный день продлилась не более 20 минут, так четко, по-монашески, без лишних речей, слов. Несмотря на то, что монастырь новый, в 2004 году как раз было благословение на горе Афон получено, тем не менее, в нем чувствуешь уже намоленность.
За эти годы воздвигнут храм святого великомученика Пантелеимона, келейный корпус, благоустроена территория. На сопке, где располагается монастырь, в этом году заложен новый храм в честь святого Архангела Михаила. Храм этот предполагается посвятить всем морякам и всем плавающим по водам морякам. Владыка выступил с инициативой присвоить этому заложенному храму официальный титул – Камчатского Морского Собора, это одна из заветных идей владыки Артемия. Он подчеркнул, что для него важна в этом смысле связь с Кронштадтом, с Кронштадтским Морским Собором, и он хочет, чтобы как на западе Русской земли есть Морской Собор в Кронштадте, так и на востоке также был Камчатский Морской Собор. В этом смысле это знаковый проект двух морских соборов. Не зная об этом, мы привезли икону, которую подарили владыке от мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского. Была мысль преподнести икону Иоанна Кронштадтского, но в Троицком кафедральном соборе был уже образ, и тогда мы решили преподнести образ, перед которым молился отец Иоанн Кронштадтский, дорогой нам образ Божией Матери, написанный в училище Штиглица, художником академистом Павлом Фроловым. Мы преподнесли образ владыке, и он воспринял этот образ как особый знак благословения из Кронштадта и сказал, что поместит его в возводимый Морской собор, что эта икона станет первой в этом будущем храме. Для нас это было приятной неожиданностью, что мы с нашим даром оказались столь востребованы.
Пока что только нулевой цикл работ ведется, подготовка фундамента, но уже существует замечательный проект, храм в древнерусском стиле, напоминающий высокую свечу или же маяк; его так и называют – духовный маяк Камчатки, а строительство ведется под девизом: «Духовному маяку Камчатки – быть!». Конечно, такие события не могут не радовать, не могут не трогать, и мы видим возрождение Православия на Камчатке, даже не возрождение, а просто рождение, поскольку монастыри были основаны уже в наше время, как мужской, так и женский.
Женский монастырь находится в 20-ти километрах от Камчатки в Елизовском районе у подножия Авачинского вулкана. Этот монастырь посвящен Казанской иконе Божией Матери. Он также возник по инициативе владыки Игнатия в 2001 году. Основу монастыря составили пять сестер общины преподобного Серафима Саровского. Сейчас монастырь возглавляет матушка Александра, она сюда приехала из Дивеевского монастыря. В этой обители мы тоже побывали, здесь как раз чувствуется дух Дивеева, особая любовь сестер, молитвенность, благоговение, и невольно тоже хотелось назвать этот монастырь камчатским Дивеево. На таком значимом краю Русской земли обители несут особую нагрузку, мужская обитель связывает Камчатку с Афоном, а женская - с Дивеево, которое, как мы знаем, является четвертым уделом Божией Матери. Благодать двух уделов Божией Матери – Афона и Дивеево - через эти обители почивает на, дерзну сказать, святой Камчатке. Мы подарили в этот монастырь наше издание игуменьи Таисии, ее трудов, ее наставлений, желая, чтобы благодать Леушина тоже пребывала на этом монастыре. В монастыре недавно воздвигнут величественный собор – Преображения Господня, и, наверно, это неслучайно, поскольку Камчатка - это прежде всего вулканы, горы, здесь видишь высокие вершины, которые достигают почти 5000 высоты; в частности, самый высокий вулкан – Ключевская сопка, он без малого пять километров высится над землей.
(Окончание следует)