Русский гений инженерной мыслиК 160-летию В.Г. ШуховаС самого начала своего инженерного пути он отказался от подражания иностранным образцам и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина. И в начале ХХ века ему присвоили звание – Первый инженер России. Наряду с этим Шухов один из ярких представителей архитектуры "железного стиля", завоевавший мировое признание. Изобретатель, учёный, член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) Академии наук СССР, Герой Труда. За разнообразие интересов и блестящее решение многих технических проблем, его называют русским Леонардо да Винчи. Многое из того, что делал Владимир Григорьевич, было «впервые в мире». Простое перечисление сфер его деятельности поражает воображение. Завещание, оставленное им своим ученикам актуально и сегодня: "Техническую идею надо до воплощения вынашивать, пока стоимость не станет приемлемой". Человек жизни Владимир Григорьевич Шухов родился 16 (28) августа 1853 года в городке Грайворон Курской губернии (ныне районный центр Белгородской области), в семье директора местного филиала Петербургского государственного банка. Из-за частых переводов отца жил в Курске, потом в Херсоне. Отец, действительный статский советник, служил вначале ревизором Министерства финансов, а затем под влиянием своего друга, знаменитого хирурга Н.И.Пирогова, перешел в Ведомство императрицы Марии, занимавшееся благотворительными, медицинскими и учебными заведениями. Детство Володи прошло в курском имении матери, женщины незаурядной и энергичной . А в 1863 году он поступил в Пятую петербургскую классическую гимназию, где в ту пору преподавал выдающийся ученый и педагог К.Д. Краевич. Будучи учеником четвертого класса, Шухов нашел собственное краткое доказательство теоремы Пифагора. В 1871 году Владимир Григорьевич поступил в Императорское московское техническое училище, ныне МГТУ. Годы, проведенные там, будущий инженер считал самыми счастливыми в своей жизни. Подобно Пушкину, Шухов явил себя сразу во всей полноте своего гения.
Студентом первого специального класса Владимир Григорьевич сделал свое первое практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Изобретение было высоко оценено Дмитрием Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги "Основы фабрично-заводской промышленности"(1897). Принципы этой конструктивной системы используются и поныне. Курс В.Г.Шухов окончил в 1876 году с золотой медалью и как лучший выпускник училища сразу уехал в командировку в Соединенные Штаты. Здесь состоялось его знакомство с инженером Александром Вениаминовичем Бари, который, как член научно-технического совета ИМТУ, опекал русских студентов в США. В Америке, Шухову особенно понравилось, с какой скоростью осуществляются технические идеи и как заботливо опекает состоятельная общественность талантливых изобретателей. В это же время в США находился изучавший нефтяное дело Менделеев. Который, вернувшись из-за океана, сказал: "...оставаться жить там – не советую никому из тех, кто ищет от человечества чего-нибудь, кроме того, что уже достигнуто... никому из тех, кто развились до понимания общественных задач. Им, я думаю, будет жутко в Америке".
Дважды – до и после командировки за океан – знаменитые ученые Жуковский, Орлов и Чебышев предлагали Шухову заняться "чистой наукой". Но Шухов вежливо отказывался, повторяя: « Я человек жизни...» Правда, еще в юности он увлекся астрономией; впоследствии серьезно интересовался теорией относительности Эйнштейна, "самой необходимой наукой" называл историю. Одним из первых Шухов задумался о взаимосвязях биологии и техники. И после содержательных бесед с Н.И.Пироговым в 1877 году, два года посещал вольнослушателем лекции в Военно-медицинской академии, обогатившись пониманием самой совершенной "конструкции", созданной природой, – человеческого организма. После Америки Шухов поступил в Управление Варшавско-Венской железной дороги начальником чертежного бюро. А в 1878 году возвратившийся из Америки инженер-предприниматель А.В. Бари, занимавший в то время пост главного инженера Товарищества братьев Нобель предложил ему отправиться в Баку. Выполняя заказы нефтяных компаний, Шухов в короткий срок на научной основе решил труднейшие проблемы отрасли. Стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России. Изобретенные им совершенные конструкции резервуаров, трубопроводов, насосов, нефтеналивных судов, нефтеперегонных аппаратов преобразили нефтяные промыслы Баку и другие нефтеносные районы мира,
Начатые в Баку исследования Владимир Григорьевич продолжил уже в Москве, где А.В. Бари в 1880 году основал проектно-строительную фирму, которая в лучшие времена , исполняла работ более чем на 6 млн. рублей.
Шухов, этот человек-фабрика, работал практически без помощников, все расчеты делал лично, не пользуясь даже арифмометром. Разговоры на отвлеченные темы позволял себе только во время завтрака, а все остальное время тратил на работу и деловые беседы с посетителями, которых к нему приходило множество. Как сказал о нем один из ближайших сотрудников: "Вся деятельность Владимира Григорьевича Шухова в период его расцвета была сплошным триумфом ума и остроумия. Его ум блистал как бриллиант, рассыпая всюду искры и блеск". В отношениях с людьми Владимир Григорьевич всегда поступал "по-джентльменски" (любимое его выражение). Со всеми был безукоризненно вежлив и ни перед кем не выдавал своего интеллектуального превосходства. Тщеславие, равно как и корысть, были ему совершенно чужды.
Некоторые называли фирму Бари "конторой по эксплуатации изобретений Шухова". Их сотрудничество не было всегда безоблачным. В дневнике Шухов однажды заметил: "Иногда трудно было воспринимать рекламные плакаты с надписью крупными буквами "Контора А. В. Бари" и мелкими: "Выполнено по проекту инж. В. Г. Шухова". Но в целом они понимали друг друга. Симбиоз успешного менеджера и гениального инженера продолжался 35 лет и принес России огромную пользу.
Кроме всего прочего под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов. Только с 1880-го по 1895 год Владимир Шухов получил девять патентов, не потерявших своего значения и по сей день. На рубеже 1880-1890-х годов Шухов изобрел знаменитые паровые водотрубные котлы, совершившие переворот в теплотехнике и отапливавшие в течение многих десятилетий всю Россию (до этого их возили из Америки), составил фундаментальный проект московского водоснабжения и оформил один из главных своих патентов – на "приборы для непрерывной дробной перегонки нефти", иначе говоря, крекинг-процесс, позволивший при простейшей аппаратуре, получать высококачественный бензин.
Он возвеличивал Отечество каждым своим изобретением, каждым годом своей жизни. На Всемирной выставке в Париже Шухов получил Почетный диплом и Большую настольную золотую медаль как изобретатель котла горизонтального, но уже восемь лет как в России выходили серийно более совершенные – вертикальные трубчатые котлы Шухова.
Гиперболоид Шухова С начала 1890-х годов развернулась деятельность Владимира Григорьевича в сфере железной архитектуры. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Изобретенная им арочная ферма, в которой массивные раскосы и стойки были заменены тонкими лучевыми затяжками, работающими только на растяжение в совершенствовании не нуждалась. Это научно доказал В.Г.Шухов в книге "Стропила" (1897) , где он обозначил переход к пространственным системам, в которых все элементы работают как единый слаженный организм. Практически Шухов доказал свою правоту на Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, где его висячие "крыши без стропил" украсили пять павильонов общей площадью 22,5 тысячи квадратных метров, с 13-32-метровыми пролетами. Вес шуховских "крыш без стропил", оказался в 2-3 раза ниже, а прочность значительно выше, чем у традиционных типов покрытий. Входя в невиданные павильоны, специалисты уважительно замирали – ничего подобного этим изящным сетчатым покрытиям ни в Европе, ни в Америке они не видали. За рубежом покрытия, аналогичные шуховским, появились только в 20-30-е годы ХХ столетия. Но самый большой коммерческий успех имела выставленная в Нижнем Новгороде конструкция башни в форме гиперболоида. Это изобретение Шухов запатентовал незадолго до открытия выставки. Оболочка вращения гиперболоида явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся строительной формой. Толчком к ее изобретению, стала увиденная Шуховым в своем кабинете перевернутая вверх дном ивовая корзинка для бумаг, и стоящий на ней тяжелый горшок с фикусом. Водонапорная башня, Шухова на Всероссийской выставке 1896 года, стала настоящей сенсацией для специалистов и "одним из главных магнитов для публики". В том же году ее приобрел промышленник и меценат Ю.С.Нечаев-Мальцев и перевез в свое имение, в село Полибино Липецкой области, где башня стоит и доныне. После Нижегородской выставки фирме Бари было дозволено помещать на своих бланках и рекламных проспектах государственный герб Российской империи. После этого такие башни Шухова были построены по всей стране вплоть до острова Сахалин. В 1910-1911 годах Шухов спроектировал два гиперболоидных маяка для Херсонского порта. Начиная с 1908 года сетчатые башни системы Шухова стали использоваться в качестве корабельных мачт. По его проектам было сооружено в России и за рубежом около 200 башен оригинальной конструкции.
После гибели 14 мая 1905 года в сражении под Цусимой шести выпускников ИМТУ, родилась книга "Путь к Цусиме", которую издал в 1907-м году профессор П.К.Худяков, ближайший друг Шухова со студенческих лет. Шухов написал в ней главу, которой предпослала горький эпиграф: "Наше морское дело всегда было секретом только для нас русских, но для японцев – никогда". Его главный вывод: « Морские сражения ныне выигрывает не героизм, а культура; и Цусимский бой должен называться не победою японцев над русскими, а беспощадною казнью ни в чем не повинных русских за грехи своих ближайших предков".
С 1910 года фирма Бари начала выполнять и военные заказы. А в 1914 году два инженера и группа чертежников едва успевали осуществлять идеи и расчеты Шухова, нередко обходившегося без сна. В 1914-1916 годах промышленность "ставит на поток" серии более сорока типов плавающих мин, приспособление для обезвреживания оторвавшейся мины, два типа минных якорей, платформы, мощные ворота для закрытия сухих доков конструкции Шухова.
Последней значительной работой, выполненной Шуховым до революции, был дебаркадер Киевского (тогда Брянского) вокзала в Москве. После революции 1917 года контора Бари была преобразована в организацию «Стальмост» (в настоящее время это научно-исследовательский проектный институт “ЦНИИ Проектстальконструкция”). Завод паровых котлов Бари переименовали в “Парострой” (ныне его территория и сохранившиеся конструкции Шухова входят в состав завода “Динамо”).
В феврале 1919 года Шухов представил первоначальный проект башни для радиостанции на Шаболовке в Москве высотой 350 метров. Однако для такой высокой конструкции в стране не было металла. Своим решением Ленин утвердил 150-метровый вариант башни и позаботился чтобы из запасов военного ведомства был выдан требуемый металл. Сооружение невероятно легкой, ажурной башни Шухова вызывало всеобщий восторг. Алексей Толстой, вдохновленный строительством башни, создаёт роман “Гиперболоид инженера Гарина”(1926г.). С нее впервые в СССР были начаты регулярные массовые радиопередачи, а с 1945 года – телепередачи. Девять лет спустя, Шухов построил еще более совершенные башни, три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через Оку ЛЭП НИГРЭС под Нижним Новгородом. Одна из башен на Оке чудом сохранилась до наших дней. А во время стройки на Шаболовке из-за усталости металла случилась авария. Последовали вызовы и допросы в ГПУ. 30 июля 1921 года инженер записал в дневнике: "Приговор Шухову – условный расстрел".
Отношения Владимира Шухова с новой властью были не безоблачными, но никогда не приходило ему в голову уехать в спокойную Европу, куда великого инженера неоднократно приглашали. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны всегда», — такова была позиция Владимира Григорьевича.
С 1918 года он был членом Госкомитета нефтяной промышленности, а в 1927 году стал членом советского правительства. В 1928 году Шухов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1929 г. стал почетным членом АН СССР. С 1926 по 1934 год "на свет" появилось столько же авторских документов, сколько за предыдущие двадцать два года. В 1920-1930-е годы В.Г.Шухову удалось реализовать многие свои давние, на десятилетия опередившие эпоху идеи в области нефтяной техники. Под его руководством были построены первые в стране магистральные нефтепроводы, в промышленных масштабах осуществлен крекинг. С именем Шухова неразрывно связаны практически все крупнейшие и сложнейшие индустриальные стройки первых пятилеток. В их числе Магнитка и Челябинский тракторный, Белорецкий, Выксунский, Ижевский и Нижне-Тагильский заводы, "Азовсталь" и линии электропередач, нефтепроводы Баку – Батуми и Грозный – Туапсе. И много другое – вплоть до выпрямления минарета и медресе Улуг-Бека в Самарканде. Владимир Григорьевич Шухов умер 2 февраля 1939 и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем назван университет в Белгороде. Ему ставят памятники. Однако как заявил недавно фонд развития науки, культуры и искусства «Шуховская Башня» острую тревогу вызывает вопрос сохранения творческого наследия великого русского инженера Владимира Шухова, известного во всем мире своими изобретениями в области теплотехники, добычи, переработки и транспортировки нефти, строительства металлических конструкций. Ведь даже знаменитую радиобашню на Шаболовке мы можем потерять, потому что реставрация ее до сих пор не начата.
Святослав Ивановhttp://www.voskres.ru/articles/ivanov12.htm