Русская беседа
 
24 Мая 2019, 07:38:52  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: 11 / 24 мая - память свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия,учителей Словенских  (Прочитано 370 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« : 24 Мая 2017, 11:45:19 »


Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских




Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл - его монашеское имя) - самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: "Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит". Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: "Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..". Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии - Велеград.



Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников - Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».



Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла,    глас 4

Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша.



http://www.pravoslavie.ru/put/30522.htm
Записан
Виктоp
Постоялец
***
Сообщений: 191


Просмотр профиля
Православие
« Ответ #1 : 24 Мая 2017, 11:52:52 »


Подвиг во имя христианской культуры

Протоиерей Михаил Воробьев



   

24 мая в православном календаре — День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей славянских народов. С именами этих святых связываются два великих деяния, определившие историю большинства славянских народов. Во-первых, это проповедь христианства и обращение в Православную веру Киевских князей Дира и Аскольда с их дружиной, вошедшее в историю под именем Первого (Фотиева) Крещения Руси. Во-вторых — создание славянской азбуки и перевод на славянский язык Евангелия, Псалтири и первых богослужебных книг. Именно за этот подвиг, совершенный во имя Православной веры и христианской культуры, солунские братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

В прямое и непосредственное соприкосновение славянский мир и Византия пришли на рубеже V–VI веков по Р.Х. В IX веке славянские князья в союзе с викингами, котоpых византийские летописи называли pусью, а сами славяне звали ваpягами, совеpшали опустошительные походы на Византию, имея Хазаpию надежным тылом. Около 860 года состоялся один из таких походов под пpедводительством Киевских князей Аскольда и Диpа. Хотя в этот раз Дир и Аскольд не смогли преодолеть крепостные укрепления византийской столицы, окрестности Константинополя подверглись опустошительному разорению. В это время Византия осознала необходимость кардинального решения славянской проблемы. Византийский император Михаил III был малопригоден для управления такой великой державой, какой тогда была Византия. Почти все время его правления Империя держалась трудами Патриарха Фотия. Этот поистине великий иерарх и государственный деятель хорошо понимал, что враги Византии, восточные славяне, могут быть превращены в союзников и друзей только через проповедь христианской веры. Таким образом, в 60-е годы IX века русско-славянская миссия стала важнейшим государственным делом и для ее проведения необходимо было найти уникальных по своим возможностям и талантам проповедников. Выбор Фотия пал на Константина Философа, сотрудника патриаршей библиотеки, которая в средние века была крупнейшим книжным собранием мира.

Константин (позже — Кирилл) и Мефодий были сыновьями знатного вельможи, жившего в Фессалонике — македонском городе, населенном в значительной мере славянами. Нетрудно предположить, что братья с малолетства знали славянский язык. К тому же Мефодий, который в течение десяти лет был воеводой в Словении, имел возможность еще глубже изучить быт, культуру, особенности характера славян.

Младший из братьев — Константин — с детства интересовался наукой и был отдан в обучение к знаменитым педагогам того времени, занимаясь вместе с малолетним императором Михаилом. На закате трудной эпохи иконоборчества юный Константин показал себя твердым сторонником канонического Православия и в диспутах с иконоборцами, облеченными подчас высоким священным саном, убедительно защищал догматическое достоинство святых икон. Став священником, он был отправлен Фотием к арабам-мусульманам, которых Константинопольский Патриарх пытался убедить в преимуществах христианской веры, но арабская миссия закончилась неудачей. Славяне представлялись Фотию более благодатным полем для посева слова Божия, поскольку язычество явно отживало свой век и лучшие представители славянского мира усердно искали истинную веру.

К славянам, а точнее к хазарам, с которыми в то время очень дружили славяне, Константин отправился вместе с Мефодием, который к тому времени отказался от государственной службы, требовавшей постоянных компромиссов с совестью, и постригся в монахи в уединенном монастыре на горе Олимп в Малой Азии. Русско-хазарская миссия требовала серьезной подготовки. Поэтому святые братья на своем пути в Хазарию в низовья Волги почти на год задержались в Херсонесе, где чудесным образом обрели мощи мученика Климента Папы Римского, сосланного в начале II столетия в Крым. Житие Кирилла и Мефодия сообщает, что здесь, в Крыму, они обнаружили загадочное Евангелие и Псалтирь «русскими писмены писано». Учитывая тот факт, что славяне в эту эпоху еще не имели никакой письменности, а русью назывались и вовсе не славяне, а норманны-варяги, можно предположить, что эти «русские писмены» были языком какого-то скандинавского племени, уже принявшего христианскую веру. К славянам этот язык не имел никакого отношения, и для записи перевода Евангелия на славянский, а отнюдь не на «русский» язык пришлось изобретать новый алфавит. Таких алфавитов появилось целых два: глаголица и кириллица.

Академик Владимир Иванович Ламанский, внимательно прочитавший единственный исторический источник, относящийся к деятельности святых братьев,— так называемые Паннонские жития,— обратил внимание на то, что их проповедь в Хазарии была обращена вовсе не к хазарам, а к славянским князьям и их дружине, находившимся в Хазарии; выражаясь современным языком, на своей военной базе. Таким образом, первое Крещение Руси, которое в исторической литературе часто называется Фотиевым, начавшееся с принятия христианства Киевскими князьями Диром и Аскольдом, стало прямым результатом проповеди Кирилла и Мефодия. Заметим, что совершилось это великое историческое событие в хазарской столице Итиль, городе, располагавшемся неподалеку от современной Астрахани, то есть совсем недалеко от Саратова. И хотя это первое Крещение славян не завершилось полной христианизацией древнерусского государства, само событие вошло в историческую память народа. Неслучайно первая русская летопись «Повесть временных лет» начинает отсчет русско-славянской государственности с 862 года, то есть с начала проповеди Кирилла и Мефодия на хазарской земле.

Византийские летописи сообщают, что в это вpемя пpоисходит обpащение руссов, под которыми теперь уже можно подразумевать восточных славян, к пpавославной веpе. Pазличные источники позволяют говорить о том, что около 862 года создается пеpвая pусская епископия, епаpхия с центpом, котоpый мог находиться в pазличных гоpодах юга Pоссии, напpимеp, в Таматаpхе (славяне звали ее Тмутаpаканью; ныне — Тамань) или в Фанагоpии (нынешняя Кеpчь). Севеpо-восточные гpаницы этой епархии вполне могли достигать пpеделов нынешнего саpатовского кpая.

На этом деятельность равноапостольных братьев не завершилась. Их слова ожидали южные и западные славяне.

Приблизительно в это же время к христианской вере обращается болгарский царь Борис.

По приглашению Моравского князя Ростислава братья Кирилл и Мефодий отправляются с проповедью Евангелия к западным славянам. В Моравии, а затем и в Паннонии дело шло так же успешно, как и на востоке.

Однако в середине IX столетия конфликт между Константинопольским Патриархом Фотием и Папой Римским Николаем привел к серьезному обострению отношений между Западной и Восточной частями Церкви.

Немецкие епископы, ориентировавшиеся на Рим и имевшие обширные интересы на славянских территориях, противились деятельности святых солунских братьев, в результате которой славянские государства входили в сферу влияния Константинополя, но не Рима. Сильнее всего епископы Запада ополчились на славянский перевод Священного Писания, считая, что священные тексты следует писать и читать исключительно на священных же языках, каковыми считались греческий, латинский и древнееврейский.

Тем не менее правота Кирилла и Мефодия была подтверждена Папой Адрианом II, с триумфом встречавшим проповедников в Риме, а заблуждение их противников было охарактеризовано как «трехъязычная ересь». Папа принял славянские богослужебные книги и поручил совершить рукоположение в священный сан учеников Кирилла и Мефодия, прибывших в Рим вместе с ними. Рукоположения совершались епископами в течение нескольких дней во время Литургий, служившихся в нескольких храмах Рима на славянском языке.

14 февраля 869 года младший из солунских братьев Константин (Кирилл) завершил свой земной путь и был с почестями похоронен в Риме в церкви святого Климента.

Оставшийся в одиночестве Мефодий продолжал свои апостольские труды в Паннонии в сане епископа Моравского. В это время ему вновь пришлось перенести немало притеснений от латинского духовенства. Два с половиной года он, отлученный от своей славянской паствы, находился в заключении в Швабии. Последние годы своей жизни святой равноапостольный Мефодий посвятил переводу на славянский язык всех книг Ветхого Завета. В этом ему помогали многочисленные ученики. Земная жизнь святого Мефодия закончилась 6 апреля 885 года. Отпевание его было совершено в Велеграде — столице Моравского княжества — на греческом, латинском и славянском языках.

Значение миссии братьев Кирилла и Мефодия для русской культуры бесценно. Создав славянскую азбуку, уникальную по своей фонетической полноте, они дали славянскому миру Священное Писание и богослужебную литературу в переводе, который не утратил ни одного достоинства подлинника. Это стало первым шагом в передаче славянам огромной суммы знаний, накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации. Киевская Русь стала обладательницей развитой системы византийского права, христианской нравственности, духовных ценностей и художественных идеалов. Храмовая архитектура, иконописание и монументальная фресковая живопись, богослужебная поэзия, церковная музыка — все богатство византийского Православия было в считанные десятилетия усвоено и преумножено Киевской Русью, которая уже XI веке превратилась в одно из самых просвещенных государств Европы.


Газета «Православная вера» № 10 (438)
Источник: Православие и современность

24 мая 2017 г.



http://www.pravoslavie.ru/103767.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9151


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : Сегодня в 03:32:20 »


Заветы святых Кирилла и Мефодия

Диакон Владимир Василик


Сегодня, 11 мая по старому стилю, мы празднуем память св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. По Промыслу Божию этот день совпадает с днем рождения Константинополя, основанного св. равноапостольным императором Константином, чью память мы особенно чтим в этом году, ибо это год юбилея Миланского эдикта (313 г.), даровавшего свободу Церкви. Этот год — юбилейный и в другом отношении: мы празднуем 1150 лет со дня начала кирилло-мефодиевской миссии, точнее, с момента прихода святых братьев в Моравию.


Солунские святые Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку

Что значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили?

Первый завет — завет веры.

Как была изобретена первая славянская азбука? Император Михаил ΙΙΙ повелел св. Константину-Кириллу идти на проповедь в Моравию, не дав тому ни алфавита, ни переводов книг на славянский язык. Братья наложили на себя пост, стали на молитву и через 40 дней обрели азбуку. Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Пятидесятнице. По наблюдению черноризца Храбра, если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал тридцать знаков, то славянский за краткое время дошел до тридцати восьми букв. Именно вера помогала братьям совершать их нелегкое служение, посрамлять трехъязычную ересь, проповедовать необразованным славянам, преодолевать недоверие римского клира, а святому Мефодию — терпеть страшную тяжесть тюремного заключения (871-873 гг.), издевательства и пытки.

Эта вера без преувеличения отверзала морские глубины. Благодаря горячей соборной молитве святой Константин-Кирилл смог обрести на дне морском мощи священномученика Климента Римского в Херсонесе (860 г.).

Эта вера глубоко христоцентрична. Удивительна любовь ко Христу, сквозящая во всех творениях святых братьев, в том числе и «Прогласе к Евангелию»:

   Как предрекли пророки, жившие прежде,
   Христос грядет, чтобы собрать народы,
   Ибо есть Он свет миру всему.
   Предсказали они: «Слепые прозреют,
   Глухие же услышат слово книжное
   И познают Бога, как и достоит».

Эта вера мерит все страшной и дивной реальностью Страшного Суда:

   Матфей, Лука, Марк и Иоанн
   Поучают народ, говоря:
   «Если хотите красоты душам своим,
   Смотрите, любите и радуйтесь.
   Если же хотите тьму грехов отвергнуть
   И мира этого тлен отмести,
   Если хотите обрести жизнь райскую
   И избежать огня пылающего —
   Внемлите ныне разумом своим»[1].

Второй завет — завет любви. Только любовь к Богу и людям заставила их идти в далекую, варварскую для них страну и подвергаться скорбям, непониманию, унижению. Удивительная скорбь сквозит в каноне великомученику Димитрию, написанном святым Мефодием:

   «Почему, о мудрый Димитрие,
   Одни мы, нищие рабы твои, оказались
   Лишенными красоты твоей и славы?
   Ради любви к Создателю, о блаженный,
   Бродим мы по чужим городам и землям,
   Чтоб посрамлять триязычных еретиков
   И принимать муки от суровых воинов».

И эта любовь выражалась не только в заботе о душе, но и о всем человеке. Когда святые братья проповедовали в Паннонском княжестве князя Коцела, то единственное благодеяние, которое они от него приняли, — освобождение всех взятых им пленников.

Третий завет — славянское единство:

   «Слушай, славянский народ!
   Слушайте Слово, ибо оно — от Бога.
   Слово, что питает души человеческие,
   Слово, что укрепляет сердца и умы».

Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и т. д. Для них это был новоизбранный народ Божий, летящий ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Святые Константин-Кирилл и Мефодий создали Pax Orthodoxa[2]. Их идеал — единая православная ойкумена, православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви.

Четвертый завет — любовь к Слову. Прежде всего, к Логосу, затем — к слову Божию, животворящему, укрепляющему, питающему душу человеческую:

   И еще одну притчу, мудрую зело,
   Скажем мы из человеколюбия тем,
   Кто не знает веры этой правой,
   Чтобы люди росли Божьим ростом.
   Как семена, что падают на ниву.
   Так и в сердцах человеческих
   Под дождем Божьих букв
   Пусть взрастает Божий плод.

Удивителен этот образ, тесно связанный и с притчей о Сеятеле (Мф.13:2-6) и с животворящем дождем, низведенным пророком Илиею на землю. Это и слова из Великого канона св. Андрея Критского: «Яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Но самое главное здесь — призыв людям расти Божиим ростом.

Слово для святого равноапостольного Константина-Кирилла — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с дьяволом, ересью, ложью и самою смертью:

   «Если же вы врага ненавидите
   И хотите встать против него твердо,
   Распахните с прилежанием разуму двери,
   Крепко возьмите оружие иное,
   Чем куют книги Господни,
   Книзу склоняя голову лукавому.
   И тем, кто изучит буквы,
   Мудрость Христос дарует,
   И души ваши укрепят
   Апостолы со всеми пророками.
   Повторяющие слова их
   Способны будут врага погубить,
   Принеся победу Богу Доброму,
   Избежав плотского тлена и гниения».

Именно поэтом столь жизненен призыв святых братьев к учению книжному:

   «Или уста, не ощущая сладости,
   Бесчувственным не делают ли человека?
   Еще более того душа бескнижная
   В мертвеца его превращает.
   Обо всем этом, братия, размышляя,
   Говорим мы, что необходим свет,
   Всех людей отучивший бы
   От жизни скотской и от похоти.
   А если ум твой не просветлен,
   На чужом языке звучит тебе Слово,
   Как звон медного колокола».

Наконец, завет христианского просвещения и всемирной проповеди, и во имя их — духовной борьбы — вот что еще нам оставили святые равноапостольные братья:

   Ведь жизнь мирская кратка, как сон.
   Не падая, а крепко встав,
   Явятся пред Богом храбрецами,
   Стоящими одесную Божьего престола,
   Когда станет Он огнем судить народы.
   Возрадуются с ангелами во веки веков,
   Вечно славя Бога Милостивого,
   Всегда песнопениями книжными
   Бога воспевая Человеколюбивого,
   Ибо подобает Ему всяческая слава.
   Честь же и хвала Божьему Сыну
   С Отцом и со Святым Духом
   Во веки веков от всей твари.
   Аминь.


[1] Здесь и далее цитируется Проглас к Евангелию.

[2] Pax Orthodoxa — православный мир, выражение Рикардо Пиккио.



http://www.pravoslavie.ru/61731.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 9151


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : Сегодня в 03:41:06 »


День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры.


Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских.


Памятник Кириллу и Мефодию в Киево-Печерской Лавре в Киеве

Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни. Святой Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке. В 1863 году Российский Святейший Синод определил установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (по старому стилю). 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Столицей праздника каждый год становится новый населенный пункт России.

В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие культурные мероприятия.


Источник: KM.RU
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!