Вставайте, люди русские!Крик души17 сентября сего года директор оперного театра И.М. Непомнящий вкратце познакомил коллектив театра с основными выводами так называемой экспертной комиссии под руководством неожиданно взлетевшего на воронежском небосклоне Э. Боякова о состоянии воронежской культуры и о мерах по, скажем так, оздоровлению воронежского культурного пространства. Мы с большим удивлением, мягко говоря, узнали, что оперный театр надо закрыть, переформатировав его, в своего рода, антрепризу, и в качестве примера удачного, так сказать менеджмента в области культуры был приведен кинотеатр «Спартак».
Нас не обманет этот блеск! Конечно, «Спартак» наверняка приносит прибыль своим владельцам, и прибыль немалую, но давайте посмотрим, какие нематериальные плоды приносит деятельность этого кинотеатра, ибо сказано: «По плодам их узнаете их». Какие фильмы демонстрируются в нем? Или сплошь голливудские, или, в любом случае, иностранные, пропагандирующие насилие, жестокость, обогащение любой ценой, так называемую свободную любовь, хорошо еще, если между мужчиной и женщиной. Когда в этих фильмах участвуют русские персонажи, то это всегда и обязательно злодеи всех мастей. Героями этих фильмов почти никогда не является человек, честным трудом добывающий хлеб свой насущный, но зато почти всегда жулики или бандиты. Таким образом, в сознание прежде всего молодежи изначально вдалбливается миф о порочности русской нации и ведется пропаганда преступного образа жизни и чувственных наслаждений.
Многие коренные воронежцы говорят, что мимо спартаковских афиш и ходить противно. Значит, в результате обогащения небольшой группы людей происходит обеднение и обкрадывание русской культуры, именно русской, потому что наша культура одна из самых целомудренных. Помните, как в 1986 году во время телемоста с Америкой одна женщина сказала: «У нас секса нет», и как все потешались в умопомрачении на эту тему. Но там далее еще шли слова, которые непорядочные телевизионщики вырезали, а полностью фраза звучала так: «У нас секса нет, у нас есть любовь!». Да! Как бы ни хотелось забугорным молодцам, но у нас чистота всегда была во главе угла культуры и духовности. Именно поэтому Россия никогда не пойдет на поводу у сообщества ЛБГТ, ибо это противно русскому генотипу. Для непосвященных: сообщество ЛГБТ – это сообщество лесбиянок, геев и транссексуалов, но зависит сопротивление этой мерзости от каждого из нас.
Мы не превозносим русскую культуру превыше культур других народов, населяющих Россию, но то, что русская культура является, уж извините за тавтологию, культуросберегающей – это факт: будет жива русская культура, будут живы и культуры других народов великой России!
Мы далеки от мысли об ангажированности владельцев кинотеатра «Спартак» врагами России, коих немало, думаем, что они просто не любят русскую национальную культуру почему-то – это бывает. Такую же нелюбовь к русской культуре продемонстрировал режиссер-постановщик великой русской патриотической оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в большом театре, показанной не так давно телеканалом «Культура». Именно сейчас, когда идет массовый навал на Россию и прежде всего на нашу культуру, такие экземпляры повылезали отовсюду, как грибы после дождя. Конечно, они существовали и раньше, но боялись открыто заявлять о своей ненависти к России, а сейчас почувствовали: можно! Но, как говорил великий русский философ Н.А. Бердяев: «Отрицание России во имя человечества есть ограбление этого человечества».
Так что кинотеатр «Спартак» в качестве примера для подражания нас не убеждает, и даже наоборот, ибо этот блеск – это блеск гроба повапленного, внутри которого мерзость и запустение.
Теперь что касается ненужности репертуарного оперного театра для Воронежа и превращения его здания в оборудованную площадку для антрепризы, хорошо еще, если антрепризы оперной. Достаточно долгий опыт существования антрепризы в новой России показывает \, что ее деятельность направлена прежде всего на получение прибыли самым быстрым и легким способом, а это всегда одно – развлекательность и эпатаж либо привлечение для кассовости так называемых «звезд». Об этом, кстати, говорят сами участники антрепризы.
Все оперные артисты и музыканты, которым небезразлична судьба русской культуры, убеждены, что только репертуарный оперный театр способен сохранить и приумножить великую оперную культуру, и прежде всего отечественную, потому что мы – русский национальный оперный театр и должны иметь в своем репертуаре сначала русскую классику, а уж потом итальянскую и так далее. Везде в мире, кстати, так и делается – первостепенное внимание уделяется именно отечественной национальной культуре. Но религии наши таковы, что театр влачит нищенское существование и по тем или иным причинам делает перекос в сторону развлекательности ради выживания. Зарплаты наших артистов не выдерживают никакой критики, зачастую даже с доплатами они вызывают уныние, а ведь оперный жанр – это высший жанр театрального искусства, и оперный театр должен существовать не для развлечения публики, но прежде всего для воспитания и образования оной. Кстати, Платон в свое время говорил: «Певец есть образователь и воспитатель общества». Даже не педагог и политик, или драматический актер, кому что нравится, а певец! А посмотрите, какие сейчас певцы, какие воспитатели, - мы имеем в виду, конечно, эстраду как самый доступный для народа жанр. А ведь каких-нибудь сорок лет назад это было совсем другое явление, да и песни они пели наши, а не как сейчас – чужие, а если народ поет чужие песни – это мина замедленного действия. Да и само слово «культура» означает в переводе с латинского «возделывание, воспитание, образование». В планы г-на Боякова и иже с ним, как видно, такое возделывание и воспитание не входит. Добавим по поводу перекоса нашего репертуара в сторону развлекательности, пусть даже и не от хорошей жизни, что, на наш взгляд, никогда нельзя поступаться духовным ради материального, ибо сказано: «Что пользы человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит». А меж тем государство выделяет на культуру большие деньги, во всяком случае нам так говорят. Да и реконструкция воронежского драматического театра, и строительство здания Камерного театра, и опыт проведения фестиваля имени Платонова говорят нам об этом же. Да, сейчас за большие деньги можно выписать кого угодно, но они приехали и уехали, не оставив, как говорится, и пузырей на поверхности. Почему же таким вниманием и денежным изобилием не пользуются артисты местные? Они плохие? Но ведь чуть не каждый второй, во всяком случае из молодых, лауреат международного конкурса, так что это по крайней мере странно. Помнится, г-н Бояков изволил выразиться, что Платоновский фестиваль чуть ли не лучший в мире и что результаты его будут особенно видны лет через 15, когда под впечатлением от этого фестиваля появятся новые стравинские. Почему именно стравинские? Не потому ли, что Стравинский жил и работал за рубежом, а имена тех композиторов, кто жил и творил в России, язык г-на Боякова просто не в состоянии выговорить? А ведь мог бы назвать хотя бы Чайковского, но пусть это останется маленькой тайной г-на Боякова. Во всяком случае, хотелось бы раскрыть глаза г-ну Боякову, что стравинских делает даже не платоновский фестиваль, но Сам Господь Бог! Кстати, этим летом на фестивале была показана некая театральная шарашка из Таллина, представившая воронежской публике содомию и похабщину с матерщиной. Видимо, это был пробный шар. Второй шар был запущен 15 сентября на сцене Воронежского концертного зала, где столичный «Политеатр», руководимый г-ном Бояковым, представил некое действо, режиссером которого является он же, и в этом действе молодая, но уже довольно известная в определенных кругах так называемая поэтесса рифмовала, в частности, матерные глаголы повелительного наклонения и другие, видимо, в рамках расширения возможностей русского литературного языка, а также изобрела изысканную рифму на слово «давно», чем напрочь сразила тонких ценителей изящной словесности. Как тут не вспомнить слова Христа: « Не хлебом единым жив человек, но всяким словом живым». Матерщина не может являться живым и светлым словом – это мерзость и тьма, и на таком «словесном» хлебе, ядущие его, долго не протянут. Кстати, матерщина напрямую связана с сексом, а, как известно, для человека, во всяком случае в репродуктивном возрасте, сексуальная энергия является самым сильным видом энергии, разумеется, на животном уровне. Думаем, что у этой так называемой поэтессы не все в порядке с этим видом энергии. Одним словом, ясно, какие плоды дадут посевы таких сеятелей, как г-н Бояков и иже с ним.
Известно, что г-н Бояков одно время подвизался в Перми, откуда недавно наконец-то был выдворен его одиозный сподвижник – г-н Гельман. После появления г-на Боякова в Воронеже логично было бы ожидать и десантирования здесь этого ярого поборника контемпорального, так сказать, искусства – г-на Гельмана, тем более что Воронеж – родина десанта. Кстати, что касается контемпорального, так сказать, искусства, то остроумцы сразу подметили разницу между перформансом и инсталляцией. Все очень просто: если ты нагадил под дверь соседу и убежал – это инсталляция, а если позвонил ему в дверь да нагадил прямо при соседе – это перформанс! А при таких исходных условиях каждый буйный может легко стать контемпоральным, так сказать, художником. Но в сторону шутки.
Почему же нельзя сделать оперный театр удобным для артистов и красивым и привлекательным для публики и превратить его в оплот русской наиональной культуры в сердце России, а для этого необходим капитальный ремонт, но вынашивать планы по уничтожению единственного в Центрально-Черноземном регионе оперного театра, тем более в преддверии Года культуры в России, - это святотатство! Да, творческое состояние нашего театра нуждается в корректировании в ногу со временем, и мы готовы представить свои соображения на этот счет, но есть вещи, не подверженные влиянию времени, а именно - духовность и культура, где искать надо не новое, а вечное! Например: вырабатывается репертуарный план на 5 лет, набирается постановочная группа на каждый спектакль и, таким образом, театр не закрывается, а модернизирует свою художественную составляющую на ходу, а судьба его отдается не на откуп господ бояковых, гельманов, десятниковых и прочая, прочая, прочая.
Мы понимаем, что в Воронеже есть влиятельные люди, имеющие, так сказать, свой взгляд на культуру, с которым, кстати, мы категорически не согласны, но и они, эти люди, не смеют уничтожать то, что не они создавали, не смеют уничтожать культурное наследие наших отцов и дедов. Это культуртрегерство по западному образцу, когда культура и искусство превращаются в развлекательный придаток, для России не годится.
По законам физики, пирамида опирается и держится на основании, пирамида же человеческого общества, имеющая в основании экономику, а в вершине культуру, вопреки всем законам физики держится именно вершиной, то есть культурой. Если разрушается культура и, в частности, классическое искусство, то неминуемо разрушается вся пирамида. Причем результаты разрушения культуры не видны сразу, как, например, результаты разрушения армии, но последствия всегда катастрофические. Так уж не раз бывалот в истории человечества. Если кому-то кажется, что в западном обществе не так, - посмотрите, что там начинает происходить.
Известно, что доклад г-на Боякова и иже с ним содержит около 500 страниц и обошелся государству в сумму более чем 8 миллионов рублей. Это ж надо так устроить, чтобы за разрушение России получать с России же за это деньги! Бесовское обморачивание, не иначе! И ведь найдутся те, умами ни в чем не твердые, живущие как колебаемые ветром трости, которые скажут: « Ну а что, сейчас другое время, должно быть что-то новое». Еще раз повторим для них, что искать надо не новое, а вечное! Добавим, что если все время развиваться линейно, то есть двигаться только вперед, то неминуемо упрешься в тупик или, в лучшем случае, будешь ходить по кругу, что тоже нехорошо. Но если развиваться по кресту: вверх и вниз по вертикали, то есть вниз – вглубь себя, своей души, и вверх – к небесам, к Господу Богу, то такое развитие бесконечно и только такое развитие преодолевает земное несовершенство – то есть горизонталь креста. Вам, господа бояковы, нужно новизны? Талант – вот единственная новость, которая всегда нова!
И потом, новый язык в искусстве спускается, если хотите, с небес Господом Богом и только через гениев, а не через таких господ, которые служат другому владыке! У этих господ давно известные цели: либо любой ценой показать себя, что еще не так страшно, потому как существуют сумасшедшие дома и полиция, либо – разрушение России через разрушение ее культурыпрежде всего, а это уже совсем другое дело, хотя все это тем не менее, связано между собой!
Как сказал Конфуций: «Зачем я буду проклинать тьму, я лучше зажгу свечу», или, иначе говоря, тьму не разгонишь палкой, немного света – и уже светло. Почему же не противопоставить свет той тьме, которая навалилась на Россию в это страшное время? Как говорил апостол Павел: «Надо так поколебать колеблемое, чтобы возникло непоколебимое».Что же должно произойти, чтобы колебающиеся утвердились?Неужели опять прямое нашествие иноплеменных?
Мы понимаем, что идет тайная война на уничтожение России, и основные факторы, мешающие этому уничтожению, - культура, православие, армия, образование, наука. Когда президент Путин говорил о скрепах, которые надо найти для укрепления России, то вот они, эти скрепы.
Как тут не вспомнить приписываемое г-ну Даллесу, основателю ЦРУ, так называемое завещание его, в котором говорится о планах по разрушению России, тогда еще СССР, что надо подменить настоящие ценности фальшивыми и заставить в них поверить, а помощники в этом деле найдутся в самой России, а тех, кто будут сопротивляться, объявить ретроградами или сумасшедшими и сделать их изгоями. Даллес – автор этого плана или нет, неважно, потому как главное, что это план есть и применение его мы видим на каждом шагу. В этом плане и планах современных реформаторов нашей культуры прослеживается странное сближение, и в этом обновленческом раже мы можем в очередной раз выплеснуть с водой ребенка. Мы видим, что реформаторы сделали с Большим театром.
И потом, почему же крупнейший и единственный в регионе оперный театр попал, так сказать, под раздачу? Логично было бы опробовать эту схему для начала на одном из драматических театров Воронежа, есть из чего выбирать: разогнать всех, и пусть там играют модные Меньшиков, Безруков, Миронов, а можно выписать из Америки и Машкова, - будет ли только польза для воронежской культуры? Не потому ли принято такое решение, что кто-то имеет зуб на оперный театр, кто-то хочет прибрать его к рукам, а кто-то действует, может быть, сам того не ведая, по планам уничтожения кулььтуры в России?
Когда-то великий русский композитор А.С. Даргомыжский, советуя своему приятелю не затягивать заграничного путешествия, написал ему: «А шестимесячного путешествия для тебя довольно будет, чтобы убедиться, что если существуют в Европе элементы поэзии, то это в России, и что нет в мире народа лучше русского. А раны России когда-нибудь да залечатся. Пришло время, господа, залечивать раны России!
Шумит ураганом седой океан,
Спасения нет меж волнами,
Но твердо на мостике встал капитан
И крикнул: «Ребята, я с вами!
Не падайте духом до смертной поры
И в небо гляди веселее,
Хватайте покрепче свои топоры
И мачты рубите скорее.
Коль жизнь дорога, так кончайте дрожать
И за борт выкидывать вещи,
Не время еще кораблю умирать –
Видали мы штормы похлеще».
И словно поникнул седой океан,
И шторм никого не пугает,
И трубку свою закурил капитан,
И вид его всех ободряет…
Корабль наш – Россия, весь мир – океан,
И синее небо над нами,
И верим мы в Бога, Он – наш капитан,
Изрекший: «Ребята, Я с вами!»
А закончить я хочу словами, сказанными великим русским полководцем А.В. Суворовым на приеме у английской королевы: «Мы русские! Какой восторг!».
26 сентября 2013 г. (утв) 11.05Александр Назаров, солист Воронежского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФhttp://www.voskres.ru/kolonka/nazarov.htm