Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 09:50:25  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 16-я по Пятидесятнице  (Прочитано 3035 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 12 Октября 2013, 21:51:05 »

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 16-я по Пятидесятнице


Мф., 105 зач., 25, 14–30

Сказал Господь такую притчу: один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!



Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один – каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны – они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом – говорит нам сегодня Господь – можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, – говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. – Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться. Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, – говорит он, – и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге – ложь. «Я знал, – говорит он, – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял – Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождь дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как Гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди на Бога возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы – лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро. Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому – создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, – говорит Господь, – и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант – это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото – просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет – то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей – даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант – это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? – спрашивает Господь. – Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними – со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.

Господи! – говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. – Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих» – говорит Господь, и Он с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость – радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, – говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, – и скоро, я повторяю, – говорит он, – скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

http://www.pravoslavie.ru/put/3625.htm
« Последнее редактирование: 14 Октября 2013, 15:39:46 от Дмитрий Н » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 12 Октября 2013, 21:56:21 »

Ленивые рабы. Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице



Вы слышали, возлюбленные братья, из ныне чтенного Евангелия притчу Спасителя о талантах? Притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение.

В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: одному дал пять талантов, другому — два, третьему — один — каждому по его силам (Мф. 25, 14-30). Заметьте: эти рабы — мы, люди. Этот господин есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий прийти на землю судить живых и мертвых. Имение, или таланты, — это душевные силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет.

По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни для жизни будущей, а кто — меньше, с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют, добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства обманом, хитростью, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием, исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. Со священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни?

Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два приобрел другие два, а получивший один взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености: ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь, а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, — говорит Господь, — и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф. 6,19-20) (т. е. делайте добрые дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности).

Итак, честь, братья, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и прочее.

Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на Страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господу десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братья, все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры слагают вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О ленивые рабы! Посмотрите на своих собратьев, получивших пять и два таланта, — они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину?

Но посмотрите, братья, что дальше говорит Господу ленивый раб: так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я, убоясь, пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе Твое. В земле. Где же это? Где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братья, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко — тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собой в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью».

Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати?! Как не требовать Ему прибыли от христианина для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль?! Воистину достодолжной прибыли требует Господь, и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодной смоковницей, только место напрасно занимающей.

Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорит: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Страх, братья, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! Твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели! Если же нет, то они поистине достойны Твоего грозного, но праведного суда. Кто имеет уши слышать да слышит! Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://www.pravoslavie.ru/put/1503.htm
« Последнее редактирование: 07 Октября 2024, 04:01:47 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Сентября 2015, 13:22:54 »

Праздность открывает дорогу нечестию

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице



Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один — каждому по силе его.



Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны — они куплены Его Кровью. Но ни один талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом, говорит нам сегодня Господь, можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имел многое и не воспользовался этим! Однако давно было замечено, что те, у кого наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.
 
Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, — говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. — Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться! Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет никакой его вины, напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, — говорит он, — и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге, — ложь. «Я знал, — говорит он, — что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял, — Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождем дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья на Бога, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы — лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добра. Апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божию делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому — создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того что так много было только внешнего благочестия в Церкви с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди насытились коммунизмом, и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня — на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, — говорит Господь, — и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант — это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото — просто груда блестящего металла, которая ничего не значит. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет — то есть кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей, — даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно использует возможности, которые имеет, будут еще больше облагодатствованы Богом. Кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант — это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? — спрашивает Господь. — Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними — смирением, кротостью, чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все!

«Господи! — говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. — Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов». Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих», — говорит Господь, и с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за другим подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском (Это видение описано в книге «Подвижники Марфо-Мариинской обители» на сс. 31—47, М., 2000 — РНЛ). Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, слишком мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость — радость Господа, которую Он приобрел для нас ценой великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, — говорит прославленный недавно сербский святитель Николай (Велимирович), — и скоро, я повторяю, скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/19/prazdnost_otkryvaet_dorogu_nechestiyu/
« Последнее редактирование: 07 Октября 2024, 04:03:59 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 09 Октября 2016, 13:18:36 »

Прекрасный риск веры

Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице



Это произошло «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие». Будем хранить в памяти это событие. Христос — посреди народа. Он говорит. Народ жадно слушает Его. Он не говорит что угодно и о чем угодно. Он говорит Слово Божие. Евангелие показывает нам первое предназначение Церкви — проповедь. То, что доныне Церковь пытается делать, было начато Христом. Проповедь Церкви — продолжение проповеди Господней, и она имеет то же содержание. Будем молить Господа, чтобы Он даровал нам любовь к Его слову, жажду слушать Его.

Далее нам показано, что Господь «увидел две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». Перед нами — очень конкретная, очень реалистическая картина. Но также и глубоко символическая. Лодка создает некоторое расстояние между Христом и народом, подчеркивая величие Господа, Который говорит теперь, восседая. И Он говорит из лодки одного из Своих будущих ближайших учеников. Среди огромной толпы учеников Евангелие выделяет тех, кто станут «Двенадцатью» и получат именование апостолов. Отсюда по воле Господней начинается святая соборная и апостольская Церковь, к которой мы с вами принадлежим. Иерархическая структура Церкви, доныне существующая, может кого-то радовать, а кого-то приводить в раздражение. Между прочим, католические богословы любят подчеркивать, что в центре данного повествования находится Симон Петр, от которого Римская Церковь якобы получила исключительные преимущества и первенство. Но стремление к первенству власти в духовной жизни очень небезопасно. Мы знаем из истории, что римские папы нередко обладали огромной светской властью по образу князей мира сего. И к каким печальным последствиям это приводило — тоже всем известно. Может быть, и к единству Церквей кто-то стремится сегодня по тем же самым причинам. Но мы сейчас говорим о другом, о более глубоком и важном. Рассуждая богословски, апостольское устроение Церкви идет от Христа. Священник в Церкви — прежде всего не начальник, не высшее иерархическое лицо, какое бы место он ни занимал в ней, а служитель, таинственно представляющий Христа Служителя — Слугу, как Он называет Себя на Тайной Вечери. Священство — знамение этой тайны, таинство Иисуса Христа. Священник среди множества Христовых учеников — это знак, что мы не завоевываем благодать или Слово Божие, но принимаем этот дар от Бога. Страшная ответственность лежит на священнике. Он представляет в таинствах Самого Христа.

Нет ли у нас сегодня опасной склонности умалять значение проповеди Церкви, лишать ее таинственного, таинственного, священного измерения? Видеть на амвоне только человека, который говорит, забывая о Том, Кого он представляет, и представляет благодатно и действенно? Церковь дерзновенно исповедует, что Христос присутствует во всех наших богослужениях через священника. Это Христос говорит, когда читается Священное Писание. Это Христос совершает крещение, когда крестит священник. Божественная литургия есть осуществление священнического служения Спасителя, отмеченное зримыми знаками Его присутствия. Спросим себя: как мы молимся за нашего патриарха, за наших епископов и священников, чтобы они были всегда достойны своего призвания?

Эта лодка Симона, пришвартованная в бухточке Капернаума, была, наверное, ветхим, со многими повреждениями, много раз залатанным суденышком, самой обыкновенной, убогой человеческой лодкой. Но Господь входит в эту лодку и говорит из нее. О, эта таинственная лодка, этот корабль, Церковь Господня — столь человеческая и столь Божественная одновременно!

«Когда же Господь перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». В Священном Писании море обыкновенно — страшное место, символ адских бездн, область инфернальных чудовищ. Таким оно предстает в книге Бытия, в псалмах, в книгах Иова, Ионы пророка, в Апокалипсисе. Сколько рыбаков, моряков, сколько капитанов поглощены зияющим зевом моря! Вы слышите, как Господь говорит: «Лодка Моих учеников, корабль Церкви, плыви навстречу опасностям моря, навстречу опасностям мира, оставь безопасность берегов, заплыви на глубину». Да будет дана нам от Господа способность рисковать!

«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Служение Церкви абсолютно превосходит человеческие силы: подлинный ученик Христов слушает слово Божие, даже если оно требует от него то, что невозможно понять.

«Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Евангелие показывает исключительный сверхчеловеческий характер этой ловли: сети прорывались, требовалась помощь со стороны, две лодки наполнились до предела и начали тонуть. Единственное, благодаря чему Церковь может достигнуть успеха, — безоглядная вера слову Христову. Они должны это запомнить, отважные рыбаки — Христовы ученики. Здесь, в рыбацком деле, где они были уверены, что знают все, Христос покорил их, показал, как ограничены их возможности: без Него они не могут ничего.

«Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Мы тоже, плывя в нашей лодке каждодневных трудов, должны бы уступить место Христу. И быть готовыми забросить сети там, где сами мы никогда бы не решились. Нам открывается глубокий смысл всех наших поражений и неудач — это скорбное и смиряющее нас время, которое избавляет нас от самих себя, освобождает от иллюзий нашей собственной значимости. Так в определенные моменты нашей жизни Господь дает нам принять прекрасный риск веры — чтобы мы могли исполнить наши земные обязанности, чтобы любить, невзирая ни на что, данного нам Богом супруга, чтобы принять посланное нам дитя, чтобы перенести все испытания, или даже просто терпеливо перенести один бесплодный день нашей жизни, когда мы трудимся изо всех сил, ничего не достигая. Мы должны заплыть на глубину, подвергнуть себя тому риску, который Господь требует от нас.

Церковь никогда не должна сомневаться. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Евангелие предваряет здесь имя Симона — Петр, которое Господь даст ему позднее, когда в Кесарии Филипповой тот исповедует веру в Него как в Сына Божия. И Христос уже именуется Господом — Тем, Кем Он явится в славе Воскресения. Перед присутствием Божиим человек всегда испытывает странный ужас. «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами», — говорит Исаия (Ис. 6, 1—8), когда слышит пламенеющих серафимов, восклицающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Мы помним, как жители Назарета требовали от Бога чудес. Истинного ученика Христова охватывает страх и трепет, когда он становится свидетелем чуда, и он молит Бога удалиться от него. «Выйди от меня, Господи! — умоляет Петр, — потому что я человек грешный». Позднее, при пении петуха, он еще глубже узнает, насколько он грешник. Снова вспомним о притязаниях католиков быть наследниками Петра, об их догмате примата и непогрешимости папы. Тот, кого они любят называть «первым папой», — человек грешный. Раньше Петр был исполнен уверенности в себе, но встреча со Христом открыла ему, как он мал. Этого человека, сознающего свою незначительность, и еще такого же — Павла, который сказал, о себе: «От них же грешников я первый» — Господь уготовал стать первоверховными апостолами Своей Церкви. Чудесный лов рыбы после Воскресения Христова завершится воспоминанием тройного отречения Петра и тем же доверием Спасителя, дающего высокое служение этому грешнику.

Далее Евангелие называет «также Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону». Эти апостолы упоминаются, чтобы мы знали, что и они пережили этот странный ужас. Это те самые Петр, Иаков и Иоанн, которые сподобятся страшного преимущества быть свидетелями воскрешения дочери Иаира, преображения Господа на горе Фавор и Его Страданий в Гефсиманском саду.

Страх и трепет перед священным, кажется, исчезают сегодня. Но это не исчезновение. Это замена. Когда теряется страх Божий, на его место приходят разного рода ужасы и страхи — перед ядерными войнами, перед стихийными бедствиями и террористическими актами, перед жизнью и смертью, перед будущим.

«И сказал Симону Иисус: не бойся». Это слово утешения, которое в Священном Писании всегда говорят небесные существа человекам, сподобившимся посещения Божия. Это также то, что всегда будет говорить Спаситель после Своего Воскресения. «Отныне будешь ловить человеков». Согласно символике моря, о которой мы говорили вначале, речь идет о спасении людей от адских бездн. В этом — служение Церкви. Человечество — жертва страшных сил, ищущих его поглотить. Мы призываемся быть «ловцами человеков», спасать их.

Чем заканчивается сегодняшнее Евангелие? «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». Истинное чудо — не лов в открытом море. В человеческих сердцах открывается великий риск веры, который эти первые ученики Христовы принимают, чтобы следовать за своим Господом, оставив все.

Сегодня Церковь совершает память двух великих служителей Христовых — апостола Иоанна Богослова и святого патриарха Тихона. Их дивным образом соединяет Крест Господень. У Креста стоит апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Материю, и таким он будет в сознании Церкви до скончания века, пока не явится во Втором и славном Пришествии Спаситель мира. «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» — говорит Христос о возлюбленном ученике, имея в виду, что тот до конца приобщился любви Христовой. Он приобщился ей до конца подлинным отвержением греха, совершенным покаянием.



В нашем храме есть икона, написанная по откровению свыше художником Володченко в Харбине в 1930 году, где у Распятия Христова изображены Патриарх Тихон и Царь-мученик Николай II со стоящим за ними бесчисленным сонмом новых мучеников и исповедников. Подобно тому как прославилась наша Церковь несравнимым ни с чем подвигом мученичества и исповедничества, так их предстательством может явиться новая слава Церкви Русской в подвиге покаяния. Но это покаяние может быть дано только Крестом Христовым и нашим принятием его.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/08/prekrasnyj_risk_very/
« Последнее редактирование: 09 Октября 2016, 13:26:04 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 07 Октября 2019, 20:47:23 »

Больше, чем мы можем помыслить

Слово в Неделю 16 по Пятидесятнице



Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто и места не остается, по крайней мере, на земле.

Среди этих огромных толп Христос стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.

Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат: «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.

После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».

Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной.

Простые рыбаки, которые трудились всю ночь, уставшие и разочарованные, показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, — говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее, и потому они машут руками тем, кто находится на других лодках, прося помочь. И наконец обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.

Рыбаки знают (это же их ремесло!), как дорого достается им удача. Господь показывает, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история — для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми. Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям.

И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». «Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 23)». Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.

Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога он видит, что человек не может устоять на этом месте, и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет, когда Господь будет говорить, что значит Его призвание, и все растеряются: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.

Один молодой человек рассказывал, что перед крещением, и даже какой-то период после, он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал. Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28, 16—17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть ли не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.

С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы стали просто чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.

Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?

О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.

Господь хочет, чтобы это чудо произошло с каждым из нас. Вот для чего читается сегодня это Евангелие. Может, с кем-то произойдет сегодня чудо, как происходило оно со многими святыми, когда они, услышав это слово Христово, как к ним обращенное, следовали за Христом, уже до конца верные Ему.

Мы призываемся узнать сегодня, что жизнь — это сплошное чудо, и ничего чудесного нет в жизни, оттого что мы люди грешные, и не каемся в наших грехах. Оттого что мы привыкаем к греху, мы привыкаем к этому чуду, которое Господь открывает нам всюду вокруг нас. Мы рассматриваем это чудо как обычное явление. И потому жизнь наша совсем нечудесна. Она тусклая, пустая.

Мы не поймаем никакого улова, пока не произойдет с нами чудо, которое Господь совершает иногда очень ярким образом, для того чтобы совершился прорыв в нашей серости, чтобы все засверкало. Нам нужно только покаяться и каждому из нас увидеть, что «я человек грешный», чтобы припасть к ногам Спасителя и следовать за Ним до конца.

Жизнь не чудесна, потому что она грешная. Грех — это непослушание. Оттого что такое послушание — «по слову Твоему» — явили первые ученики Христовы, хотя уже и не было никаких сил снова закидывать сети, — Господь одним Своим словом все чудесно изменил.

Научимся сегодня этому послушанию у святых апостолов, у всех святых. Будем помнить, что тем больше чудо, чем больше послушание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, находясь в уединении в монастыре: «Слава Богу, наконец я нахожусь в таком месте, где нет никаких чудес, где все обычно и где сплошное чудо». Самое сокровенное являет Господь в той жизни, для которой Он совершает отдельные чудеса. Самые великие внешние чудеса, как правило, Господь обычно подает через таких святых, которые явили особенное смиренное послушание воле Божией.

Мы удивляемся сегодня: почему столько чудес явлено через царственных страстотерпцев, и икону государя, которая так благоуханно мироточила? Количество чудес можно сравнивать только с чудесами, которые сопутствовали прославлению преподобного Серафима Саровского, когда очень строгий цензор написал на материалах по канонизации: «Слишком много чудес». Слишком много чудес, с избытком дает Господь там, где с избытком послушание Господу, готовность все оставить и следовать за Ним.

Не может не обращать на себя внимание еще одно чудо, которое мы почти не замечаем, потому что столько слышали об этом. Эти люди, рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше чем мы можем помыслить.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/07/bolshe_chem_my_mozhem_pomyslit
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 02 Октября 2022, 00:25:07 »


Приближаются великие испытания

Слово в Неделю по Воздвижении

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Господь говорит сегодня: «Если кто хочет идти по Мне, да отвергнется себя». Мы должны заботиться прежде всего не о земной жизни, не о внешнем благополучии, не о телесном их здоровье. Если Господь словом Своим и всем делом Своим, Крестом Своим зовет нас следовать за Ним, можем ли мы предпочесть Его зов самой нашей жизни?

И Господь предупреждает, что означает этот Крест. Крест — красота Церкви, в нем — вся небесная мудрость жизни. Но прежде чем нам откроется это, мы должны принять Крест как отвержение, как ужас, как страдания, как смерть. Когда диавол уводит от Христа людей за собой, он скрывает худшее, что последует за этим. Христос же не так. О всех бедах и опасностях в служении Ему Он говорит заранее, и не боится, что мы узнаем худшее и устрашимся следовать за Ним. Потому что жизнь нетленная, которую Он нам предлагает, — безмерно более великая, чем скорби служения Ему.

Мы не должны страшиться потерять жизнь за дело Христово. Кто хочет жизнь свою спасти, отвергаясь Христа или предавая заповеди Его, предавая своих собственных детей и всю Россию, и всю Церковь, тот погубит свою жизнь. Погубит все надежды на жизнь, которую Господь приобрел для него такой дорогой ценой. Но кто жизнь свою погубит, когда невозможно сохранить ее, не отрекаясь от Христа, — он спасет ее, он все приобретет. Он Господа приобретет и все приобретет, потому что все принадлежит Господу и все хочет Господь дать человеку.

Мы чтим имена и память воинов, отдавших жизнь свою за Отечество. Но несравненно большая слава и честь принадлежит тем, кому в вечности Христос воздает за то, что они приняли смерть за Него. Мы должны страшиться погубить наши души и души наших детей. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит?

Да, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная смерть несравненно горше, а вечная жизнь безмерно слаще. И пусть весь мир человек приобретет в грехе — разве может это уравновесить хоть в какой-то степени гибель души от греха? И Господь показывает, что это значит — спасти душу и приобрести мир. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, — говорит Он, — того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников, хотят сделать, и делают уже, наше время и Отечество враги его.

Дело Христово встречает сопротивление и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. Это же понятно, по-другому и быть не может!

Приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедовать Господа. Они не смогут вынести, что к ним относятся с насмешкой и презирают их, что они отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй сколько хочется, как хочется. Отвергаемся прежде всего всяким своим грехом.

Будем осознавать, что значит наше поклонение Кресту Христову и что значит наше прославление памяти святых мучеников, древних и современных, которыми Церковь украшается.

Придет день, когда дело Христово явится как солнце перед всем миром. Теперь оно является в глазах многих незначительным и презираемым. И те, кто не хочет разделить теперь со Христом Его бесчестие, не будут участвовать с Ним в Его славе. Приближаются великие испытания, и приближается Царство Божие, которое откроется с силою и славою многою и сокрушит всех противляющихся ему. И будет с Господом великое множество людей, как свидетельствует Откровение, от всех народов собранных, во всех веках, поющих Ему победную песнь. И есть некоторые, говорит нам сегодня Господь, от стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

01.10.2022


Источник
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!