Расчеловечивание...

(1/1)

Александр Васильевич:
Расчеловечивание...

Часть 1



Сегодня СМИ полны сообщений о чрезвычайных событиях и бедах. И  уже сами по себе эти факты - серьезный знак и предупреждение о какой-то надвигающейся катастрофе, это уже начертанные слова: «Мене, текел, перес» (Дан. 5, 25).

Между тем о надвигающейся катастрофе человечество менее всего думает, а его отношение к ней, начиная со времен Всемирного потопа, ничуть не изменилось: народу не до размышлений, а его элита ведет себя так, как она часто и вела себя в подобных случаях: она погружена в пиры Валтасара.

И в этой связи уместно спросить: почему на каких-то этапах развития общества происходит сбой в социальных механизмах его защиты, вплоть до потери инстинкта самосохранения, невосприятия реальных смертельных опасностей, отторжения людей, предупреждающих об этих опасностях?
 

I. Расчеловечивание. Что это такое?

Причины этого явления различны. Но одна из самых главных причин - процесс, который можно назвать расчеловечиванием человека и общества.

Расчеловечивание - это процесс духовно-нравственной деградации, несет абсолютную смерть человеку. О нем говорится в Библии как о мерзости запустения души человека, как об оскотинивании человека, о превращении людей в скот бессмысленный. И в ней показаны механизмы расчеловечивания человека.

Начинается процесс расчеловечивания с духовного угасания, которое наступает, когда люди уходят от Бога, либо начинают поклоняться идолам.

Духовное угасание запускает механизмы разрушения других сфер общества. Прежде всего, начинает рушиться нравственность, наступает нравственное разложение. Затем наступает разрушение других социальных сфер.

Чтобы по-настоящему понять суть этого явления, надо хотя бы в самой малой степени понять, что такое человек. Странно. Нам кажется, что самое трудное - понять то, что от нас далеко. Человеку кажется, что это атом непонятен, Вселенная непонятна. На самом же деле самое непонятное - это сам человек, вопреки тому, что человеку и кажется, что лучше всего он знает самого себя, так как он всегда видит самого себя. Но в том то и дело, что видеть - это не значит знать. Мы каждый день видим перед собой живое. Но разве мы знаем, что такое жизнь? А между тем человек - это еще более сложное явление, чем жизнь.

Удивительно, как человечество открывало человека в человеке. Поразительно удивление древних греков перед осознанием человека, его разума, его могущества. С каким восторгом открыла для себя человека эпоха Возрождения и каким было ее разочарование в человеке! Все знают открытие Коперника, а многие ли знают, что почти в это же время произошло не менее важное открытие - открытие детского возраста? Более того, это открытие стало куда более трудным для принятия общественным сознанием, чем открытие Солнечной системы. И через два века оно еще не стало всеобщим достоянием: в XVIII веке Руссо упрекал современных ему педагогов, что они воспитывают детей, не зная детства.

Самое же трудное в понимании человека состоит в уяснении той истины, что человек есть принципиально иное явление, чем просто живое существо. Поэтому, хотя бы на уровне самого приблизительного понимания, надо отделить в человеке жизнь человеческую от жизни физической, биологической. Живое есть живое, а человек есть человек. Здесь уместно такое сравнение: любое живое существо состоит из химических веществ. Но сколько бы мы не изучали состав веществ, из которых состоит живое, мы интуитивно чувствуем, что жизнь - это нечто принципиально иное, нежели состав веществ и их свойств, из которых оно состоит. Жизнь есть жизнь, а вещества есть вещества, хотя без них существование живого организма невозможно. Соответственно, и человек - это не только жизнь, но и нечто принципиально иное.

Суть же этой инаковости состоит в духовности человека. Это такая же определяющая характеристика человека, каковой является жизнь для живых существ. Благодаря этому человек является чем-то кардинально различным, по сравнению со всем живым, подобно тому, как все живое является чем-то кардинально иным, по сравнению с веществами, из которых оно состоит.

При этом именно духовность является главной характеристикой всех проявлений человека, подобно тому, как в живом организме все его проявления, начиная с движения, определяются жизнью. Движение организма - это «живое движение», а не механическое и не химическое. И обмен веществ - это живая химия. Поэтому и в человеке все процессы осуществляются по чисто человеческим законами, начиная с движения, которое называется «прямохождением», то есть движение человека - это не «живое движение», а «человеческое движение». И осуществляется оно не жизнью как таковой, а волей человека.  Человек прямо ходит напряжением своей воли. Разрушьте, отключите волю, и человек не сможет не то что ходить, а даже прямо стоять и при наличии здорового физиологического органа хождения.

Таким образом, определяющим фактором, делающим возможным движение человека, является не его физиологический аппарат, позволяющий осуществлять движение, а человеческая воля, заставляющая человека стоять и ходить прямо. Разрушьте в человеке волю, и человек не сможет ходить. И это вовсе не отменяет всех других определенностей человека, начиная с того, что человек с точки зрения физики является обычным физическим телом: запустите человека с высоты, и он упадет, как любое другое физическое тело. Но... человек может полететь с высоты как камень. А вот камень никогда не встанет на две ноги и не побежит.

Отсюда становится понятным, что в человеке буквально все определяется его духовностью. И для него нарушение духовно-нравственных законов столь же гибельно, как для живого организма нарушение законов биологических. Поэтому, когда говорят о возможности  нарушения нравственных законов, утверждая относительность нравственных законов и ссылаясь на опыт различных народов, то это не довод в пользу отсутствия духовно-нравственных законов и возможности их игнорирования, а доказательство, что существуют разные степени его выраженности, его понимания и его исполнения у разных народов. Но чем дальше отходит тот или иной народ от истин духовно-нравственных законов, тем быстрее его смерть. Чем ближе к норме, тем более благополучен человек и народ.

Исходя из сказанного, следует, что поскольку человек есть духовное существо, то человек умирает не только как живое существо, но и как человеческое. И подобно тому, как наступает смерть живого организма, возможна и духовная смерть человека. И этот процесс умирания в человеке человеческого и следует назвать процессом расчеловечивания.

В силу этого человек гибнет как человек в самом прямом смысле. Причем для человека это не менее страшная смерть, чем смерть физическая, физиологическая, биологическая. И погибая как человек, человек гибнет и физически.

При этом, подобно тому, как все живое умирает не только потому, что так сложились внешние условия его жизни, сработал какой-то внешний неблагоприятный фактор - болезнь, голод, холод и т.п., но потому, что смерть есть абсолютная характеристика живого организма, и все живое, исключая самые низкие формы жизни, несет в себе свою смерть, точно так же человек как человек умирает не только в силу внешних причин, но и в силу внутренних - духовно-нравственных причин.

И подобно тому, как есть причины болезни и смерти физической, есть свои причины болезни и смерти духовной. Причиной духовной болезни и смерти является грех, проявления которого бесконечно разнообразны. И действие его не менее опасно, чем действие причин физической болезни и смерти человека. Духовно-нравственная болезнь, которая именуется духовно-нравственной деградацией, разрушает человека вплоть до того, что он не может воспроизвести потомство. Апостол Павел очень точно указывает: «Прелюбодействуют, а не рожают» (Посл. к Коринф.).
 

2. Расчеловечивание общества.

Сказанное о человеке не в меньшей степени относится и к человечеству. Говоря об обществе, следует указать, что основную трудность его познания представляет его целостное понимание, то есть понимание, что человеческое сообщество - это такой же целостный организм, как биоциноз или сам человек.

Смертен не только человек, но и человеческие сообщества, целые цивилизации; все человечество смертно. Хотя, наверное, почти каждый человек уверен в том, что человечество бессмертно, несмотря на то, что все сущее - от Галактик до крохотного растения - несет свое отрицание. В крайнем случае, в силу разных причин - от голода до метеорита, может погибнуть тот или иной его сегмент. Еще удивительнее то, что человек, а значит, и человечество, в строгом смысле этого слова, возникли каких-то 40 тысяч лет назад, то есть буквально на наших глазах. За это время уже исчезли многие цивилизации. И никто не гарантировал вечной жизни всему человечеству на этой земле.

Анализ причин гибели цивилизаций показывает, что цивилизации чаще всего гибли не в силу внешних, физических, хотя и это было, а в силу внутренних причин, в силу духовно-нравственной деградации. Ни голод, ни холод, ни болезни, ни нашествие врагов и т.п., как правило, были причиной гибели цивилизаций. Чаще всего что-то ломалось в  духовно-нравственном строе сообщества, и оно гибло. И это связно с тем, что и на уровне общества, как на уровне жизни человека, духовно-нравственные характеристики являются определяющими.

Другими словами, если духовное начало является фундаментальной характеристикой человека, то оно же является таковой и в социуме. При этом любое человеческое сообщество имеет определенную духовную сферу социума, представленную прежде всего той или иной религией. И смерть того или иного сообщества чаще всего наступает в силу духовно-нравственных причин.

Таким образом, главная причина расчеловечивания, то есть смерти общества, состоит в том, что идет духовно-нравственное угасание, выгорание, умирание, разложение социума. Причины духовно-нравственного неблагополучия общества называются тем же словом, что и причины неблагополучия человека, - грех. Именно грех - причина разложения духовно-нравственной сферы общества.

При этом искусственное стимулирование духовности чаще всего уже не оживляет духовность и нравственность, хотя и притормаживает процесс их распада.

Почему пало Израильское царство? Потому что по приказу его царей его жители вынуждены были поклоняться идолам. Дальше началось угасание всех нравственных норм. Богатые в погоне за богатством потеряли всякое чувство меры. И когда пришли враги, то народ предпочел смерть и рабство, нежели защиту своего обезумевшего «креативного класса».  По этой же схеме пало Иудейское царство. Только в нем процесс будущей гибели был запущен забвением истинного Бога, хотя и поклонение идолам встречалось. Вспомним, что стало причиной распада единого древнееврейского государства?

При этом в духовно деградирующем обществе разрушается все - от семьи до государства. Пример последних времен Рима, в котором были миллионы разноплеменных рабов, но почти не было римлян, - лучшее тому подтверждение.

Более того, если самые выдающиеся люди гибнущих цивилизаций осознавали угрозу смерти социума в силу его нравственного падения, как это было в Риме уже с I в. до н. э., начиная с Цицерона и императора Августа, то им очень редко удавалось преодолеть распространяющуюся катастрофу. Общество, охваченное духовно-нравственной болезнью, не слышит своих мудрецов и святых. Римляне также не слышали философа Цицерона и императора Августа, как люди  в библейские времена не слышали пророка Ноя. Результат и в том, и в другом случае известен. Всемирный потоп во времена Ноя. Через 4-5 веков после Августа Римской империи не стало. Жизнь других духовно заболевших цивилизаций была короче.

(Окончание 1-й части следует)

Александр Васильевич:
(Окончание 1-й части)

Классический пример гибели государства в силу ухода от Бога - это разрушение Советского Союза.  Чем мощнее и величественнее строилось его здание, тем больше был риск его разрушения. И чем грандиознее был Советский Союз, тем меньше шансов оставалось у него на выживание. На песке нельзя построить здание.

А между тем именно об этой угрозе менее всего думает современное человечество. И менее всего принимает меры, тем более адекватные, чтобы преодолеть смертельно-опасную болезнь, охватившую его.
 

3. Можно ли преодолеть духовно-нравственную деградацию современного человека?

Если с позиций сказанного посмотреть на современное человечество, то самое опасное зрелище представляет собой Западный мир, который, видимо, уже прошел свои точки невозврата, уже утратил инстинкт самосохранения и стремительно уходит в небытие. По крайней мере, для думающих людей уже очевидной истиной является вымирание северного полушария Земли: Европы, США и России. А их земли, их страны, их города занимают духовно более сильные люди.

И естественно, как и в случае с больным человеком, встает вопрос: сможет ли европейская цивилизация выздороветь? Сможет ли она вырваться из стремительно ускоряющегося духовно-нравственного, а далее и социального кризиса? Сможет ли она преодолеть духовно-нравственную деградацию?

Для того, чтобы это произошло, надо осознать, что духовно-нравственная деградация - это более страшная и опасная болезнь для человека и человечества, нежели болезнь физическая. Между тем для современного западноевропейского мировоззрения, современной науки здесь вообще нет проблемы. Видимо, дальше всех ученых в осмыслении этого явления продвинулся К. Маркс, который в своих трудах подробно описал феномен расчеловечивания на примере пролетариата Западной Европы.

Однако К. Маркс изучал внешнее расчеловечивание, расчеловечивание как результат жизни пролетариата Западной Европы в бесчеловечных условиях. В этой связи становится ясным, что внешняя свобода (например, свобода, данная английским крестьянам еще в средние века) - это еще не гарант реальной свободы, тем более оптимального развития человека и общества. При внешней свободе можно установить более страшное рабство - рабство, лишающее человека даже человеческого облика, чем при ее внешнем отсутствии.

Но ведь для Маркса не существовало духовной сферы, да и нравственность для него имела значение только в увязке с социальной проблематикой.

Между тем духовные болезни в науке почти не изучены. Более того, их изучение почти невозможно в силу того, что в последние века само духовное как нечто реально существующее, в науке усиленно отрицается. Вместе с тем, духовные болезни - это огромный спектр реальных болезней от алкоголизма до шизофрении. И они намного опаснее болезней физических. Во-первых, их труднее диагностировать, особенно на начальных этапах; во-вторых, они непредсказуемы, и непредсказуемо поведение субъекта, этой болезнью охваченного; в-третьих, она протекает более сложно; в-четвертых, они очень часто даже  не осознаются как болезнь, как опасность, а нередко и выдаются за норму.

Самое же опасное в духовной болезни - это подавление индикаторов предупреждения об опасности, вплоть до потери инстинкта самосохранения. Все живое несет в себе инстинкт самосохранения. Главный индикатор предупреждения об опасности живого организма - боль и страх. И человек, как живое существо, эти индикаторы имеет. Человек также имеет индикаторы предупреждения и о духовном неблагополучии: стыд, совесть, жалость и разум. Но особенность духовной сферы, в отличие от органической, состоит в том, что если болевые рецепторы человеку отключить не под силу, по крайней мере, пока медицина может подавить боль только искусственно, то отключать и даже уничтожать духовные, нравственные индикаторы опасности и в массовом масштабе человечество давно научилось. Но их отключение - это открытие дороги греху, что позволяет ему господствовать над человеком и обществом, открывая путь духовно-нравственной деградации, а значит, гибели человека как человека.

Поэтому, если причины внешней опасности современное человечество вполне реально осознает и принимает более-менее адекватные меры, то причин духовно-нравственного неблагополучия даже не замечает. Более того, очень часто сами духовно-нравственные болезни оно выдает за норму или что-то вполне терпимое, а потому даже не квалифицируют как болезнь. При таком состоянии болезнь не лечат и не видят причин ее лечения. В силу всего сказанного лечение духовно-нравственных болезней человека и общества в настоящее время становится почти невозможным.

А при уже наступившей духовной деградации никакой болевой реакции нет, человек не реагирует ни на одну духовно-нравственную опасность. И поэтому у него очень мало шансов вырваться из лап болезни. Да, бывают исключения, о чем свидетельствуют не только те святые, которые начинали свой путь к святости с последних ступеней духовного и нравственного падения, в последний момент осознавшие ужас своего духовно-нравственного состояния, но и люди, понимающие ужас своей болезни, например  алкоголизма. Но в том то и дело, что в этом случае включаются духовные, нравственные индикаторы - стыд, совесть и т.д.

Поскольку духовные болезни сегодня не лечатся, а если и лечатся, то далеко не в том объёме, который необходим, то эта болезнь охватывает, подобно эпидемии все человечество. Только в одной России в силу духовно-нравственных причин гибнет более полутора миллионов человек в год: алкоголизм, наркомания, самоубийства, немотивированная преступность и т.д., и т.д., и т.д.

Почему же мы не хотим видеть смертельной опасности, нависшей над человечеством? А потому, что уже много веков Европа, в том числе и Россия, рассматривают жизнь человека и человечества в основном под углом зрения внешних условий его существования - наличия энергии, пищи, воды и т.п., то есть под углом зрения наличия факторов, необходимых для физического существования человека. И при анализе человечества с позиций физических условий его существования у человека как будто бы не должно быть особых причин для волнения: да, многие материальные запасы, от пресной воды до энергии, подходят к концу. Но наука обещает найти новые источники их пополнения: овладев термоядерной энергией, человечество обретает неисчерпаемый ее источник; создав нанотехнологии, человечество будет делать искусственную пищу и т.д. и т.п., вплоть до теоретически возможного конструирования технологии обеспечения физического бессмертия человека. И поэтому Европа, в принципе, должна быть удовлетворена: сбылась многовековая мечта европейского Просвещения - люди сыты и здоровы.

Но почему же так мало счастья в Европе? Не будем говорить о все нарастающей волне жестких проблем Европы. Спросим себя: будет ли даже физическое бессмертие человека означать его человеческое бессмертие. Нет! Ведь человек и человечество несут в себе и свою внутреннюю человеческую смерть, порождаемую духовными причинами.

Между тем как раз об этой опасности человечество почти не думает. И в этом отношении оно удивительно напоминает Советский Союз, который все время и непрестанно готовился к горячей войне, наготовив больше всех в мире ракет и танков. А в результате он был уничтожен без единого выстрела совсем другим оружием - оргоружием. Современное человечество пытается спастись от физической смерти, оно даже разрабатывает проекты создания бессмертия человека... И не замечает тотальной смертельной болезни, в которую оно всё глубже погружается. Поэтому человечество скорее всего погибнет от причин, о которых оно даже не задумывается, более того, давно их отвергло как суеверие и предрассудок.

А между тем процесс расчеловечивания набирает все большую силу. Более того, анализируя современное общество с этой точки зрения, нельзя не видеть, что современный духовно-нравственный кризис Запада, при всем его социальном благополучии, неизбежно ведет к системному кризису всего социума. В результате сегодня Запад не только деградирует сам, несет человечеству разложение и смерть. Он убивает целые страны, вколачивая их в доисторическое состояние. Обезумевший, вооруженный ядерным оружием и самыми тонкими технологиями расчеловечивания, современный Запад страшнее любого варварского государства с его железными ордами.

Подчеркнём ещё раз - смертельная опасность духовно-нравственного кризиса общества заключается в том, что он охватывает все социальные сферы, начиная с нравственной и заканчивая культурной, что ведет к деградации этих сфер. Самое же опасное при этом заключается в том, что исчезают духовно-нравственные точки опоры развития общества, ему становится не на что опереться. В результате начинают распадаться все социальные сферы, в силу того что каждая сфера начинает работать сама по себе, и даже не для себя, а для обслуживания людей, находящихся в этой сфере, когда человек свое служение превращает в свое кормление. Священник превращает служение Богу в свое кормление, военный - служение Родине в свое кормление, чиновник -  служение государству в свое кормление, ученый - свое служение науке в свое кормление. Однако любое дело кончается, когда оно превращается в способ делания денег. Выгорает любая социальная сфера, выгорает общество в целом. Духовный кризис рождает тотальное неисполнение или извращенное исполнение любых решений. Сегодня руководство России принимает часто правильные решения. Но их исполнение?!

Преодолеть же эту болезнь, если разрушена духовная основа, невозможно. Могут ли спасти ситуацию внешние средства, например внешний контроль? Да, можно усилить контрольные функции государства, можно создать какие-то комиссии. Но мы объективно оказываемся в ситуации, о которой предупреждал нас Н.В. Гоголь: нельзя над контролером поставить контролера, а над ним следующего контролера.

И подобно тому, как есть внешние и внутренние причины физической смерти человека и социума, точно также существуют внешние и внутренние причины их духовно-нравственной смерти. Современное общество деградирует одновременно и в силу внутренних причин: забвения Бога и самой души человека, и в силу внешних причин: его разложение сегодня осуществляется целым интернациональным сообществом, именующим себя либеральным классом. Это определенные структуры, ассоциирующие себя с мировой элитой; это колоссальные, чаще всего не формальные силы, достаточно давно сознательно и бессознательно запустившие процесс уничтожения духовно-нравственной сферы человечества.

Таким образом, с позиций сказанного главную угрозу современному человеку и человечеству представляют не внешние угрозы, при всех их потенциально смертельных опасностях (физические угрозы: дефицит воды, пищи, энергии; эпидемии и т.д., социально-экономические: войны, социальные конфликты и т.д. при все возрастающем их объеме), а духовно-нравственные. Причем вал этих болезней будет с каждым днем все нарастать, а шансов спасения, как и при любой прогрессирующей болезни, будет все меньше и меньше.

Надо оговорится, что для людей, особенно верующих, все расширяющаяся эпидемия духовно-нравственных болезней - это неопровержимый симптом надвигающейся катастрофы, а зачастую это уже непосредственный признак преддверия Страшного суда. Можно ли согласиться с их позицией?

Разделяя их опасения, осознавая, что духовно-нравственная болезнь - это явный индикатор жуткой грядущей катастрофы, мы не можем утверждать, что это конец  света, преддверие Страшного суда и надвигающийся Страшный суд. Да, много свидетельств в пользу такой версии, начиная с увеличения экологических катастроф и заканчивая потерей веры в людях. Следует напомнить и о том, что эти события духовно-нравственной деградации спрогнозированы и описаны в трудах русских святых: Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского и философов, например Владимира Соловьева.

Но ведь никто из людей не может знать, когда придет Страшный суд. А если происходящее сегодня - это не преддверие Страшного суда, а очередная и серьезная болезнь общества, очередное страшное испытание человечества, через которое ему суждено пройти? Значит, мы должны достойно выдержать этот суровый экзамен и найти способы преодоления обрушившихся бед и испытаний.

Есть ли пути преодоления духовно-нравственного кризиса? Опыт человечества свидетельствует - да, есть. Если мы осознаем  всю опасность наступающей болезни, то мы можем найти пути и способы ее преодоления. В любом явлении заложены силы самосохранения, в любом живом организме -  стремление к жизни, жажда жизни. И человек не исключение. И социум не исключение. Более того, в самом человечестве воля к жизни обрела уникальные, даже парадоксальные формы: социум спасает смертельно больных людей; спасет одного человека, подчас жертвуя жизнями тысяч других людей.

Поэтому, если мы хотим преодолеть все углубляющуюся и расширяющуюся духовно-нравственную деградацию современного человечества, то прежде всего мы должны понять ее причины, благодаря чему мы сможем найти способы ее преодоления, определить пути и условия духовно-нравственного возрождения. История человечества, в том числе и нашей страны, свидетельствует: духовно-нравственное возрождение выводит человека (вспомним примеры жизни святых, героев и т.п.) и общество (вспомним судьбу Руси XIV-XV вв., выход России из Смуты начала XVII в.) из самых бедственных состояний. Поэтому человечество может и должно преодолеть духовную и нравственную энтропию, охватившую его.

Окончание следует


Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор, независимый эксперт

 http://ruskline.ru/analitika/2013/10/28/raschelovechivanie/

Александр Васильевич:
Расчеловечивание...

Часть 2. Основные направления расчеловечивания человека и общества



5. Основные направления расчеловечивания человека и общества. Способы преодоления духовно-нравственной деградации.

Первой задачей на путях духовно-нравственного, как и физического выздоровления, является понимание причин духовно-нравственной болезни и определение путей ее преодоления.

Анализируя причины духовно-нравственного разложения общества, необходимо видеть не только их, но и другие факторы, которые также оказывают негативное воздействие на духовную сферу. Поэтому опасность расчеловечивания многократно возрастает от того, что сегодня оно идет на самых разных уровнях и в него включены самые разные силы.

К числу этих разрушительных факторов можно причислить следующие: дехристианизация, дефамилизация, десоциализация, деуправляемость, денационализация, деимпериализация, декультуризация, дерационализация, депедагогизация, деидеологизация.
 

5.1. Дехристианизация. Основной удар по уничтожению современного общества направлен против христианства и христианской церкви, на погашение самого духа христианства. Свидетельством этого является повсеместное закрытие храмов, запрет христианской морали, вытеснение христианства из всех сфер культуры; выбрасывание его из всех социальных сфер - от медицины до армии; вымывание из образования, в том числе из средней школы, где оно веками было главным предметом.

Центральный путь уничтожения духовной сферы России - уничтожение Русской Православной Церкви. Именно против нее, а потом традиционного ислама направлена духовная война в России. Поэтому спасти традиционный ислам для России не менее важно, чем спасти православие. Кстати, это необходимо сделать даже с политической точки зрения, потому что традиционный ислам и православие мирно уживаются друг с другом уже более полутора тысяч лет, как в рамках православной цивилизации (Россия), так и исламской (исламский Восток).

Важнейший путь уничтожения православия - это создание на территории России бесчисленного множества нетрадиционных религиозных организаций, деятельность которых направлена против православия.

Сегодня против христианства начинает активно действовать и возрождающийся атеизм - видимо, десятков тысяч поруганных православных святынь и соетн тысяч убиенных в нашей стране ему мало. Ребята вновь жаждут крови.

В эту же лузу ложится и создание разного рода оккультных организаций, групп, расцвет астрологии, магии и т.п. Идет явное культивирование - под разными названиями и предлогами шаманизма, язычества, в том числе и славянского. Словом, сегодня идет все расширяющееся служение темным силам.

При этом сознательное уничтожение христианства идет не столько открытой борьбой с ним, сколько навязыванием человеку и человечеству греха, его усиленным культивированием. Какая самая главная проблема современной Европы? - Однополая любовь. Что такое однополая любовь? - Грех, вопиющий к небу! И эта культура греха в качестве определяющей и навязывается современному обществу. И эта культура абсолютного! меньшинства! навязывается и очень успешно абсолютному! большинству!

Но почему культура меньшинств, культура вопиющего греха навязывается большинству? И при этом большинство принимает этот проект, принимает сатанизм и начинает жить по сатанинским законам. Почему столь активно и успешно меньшинство? - Потому что оно питается черными энергиями. И абсолютное, но бездуховное большинство ничего не может сделать с духовно больным, но духовно более сильным меньшинством, не может остановить процесс разрушения традиционной культуры. Но жизнь не по Божественным, а по темным духовным началам - это смерть человечества.

И общество доходит до потери даже не разума, а элементарного здравого рассудка. Гольфстрим ушел от Европы, а Европа решает проблему однополых браков. «Последние дни Рейха» отдыхают.

При этом процесс дехристианизации в настоящее время осуществляется и сознательно и бессознательно. Сознательно этот проект запустили определенные круги еще во время Возрождения на уровне специальных проектов определенных закрытых организаций. Бессознательно - это важнейший идеологический проект эпохи Просвещения. Её важнейшая идея - научно-технический прогресс с одновременным преодолением суеверий и заблуждений человечества, к числу важнейших из которых и была отнесена религия. В результате сегодня сложился единый колоссальный проект разрушения христианства, разложения и уничтожения христианской церкви.

Чем же страшна дехристианизация? Не только духовной смертью и нравственной деградацией самими по себе, но и тем, что христианство изначально лежит в основе европейской цивилизации. Поэтому гибель христианства - это и гибель европейской цивилизации, поскольку христианство уничтожается, а никакой другой духовной альтернативы в качестве общей основы Европе не предлагается. Вспомним, князь Владимир, отвергая в своем государстве язычество, предложил Руси более высокую религию - христианство. Какую духовность современному человечеству могут предложить разрушители христианства? Ничего, кроме того, что они навязывают - бесчисленные формы смертельно опасных культов.

А разрушение христианской цивилизации будет ударом и по всему человечеству, так как основные направления развития современного человечества все-таки определяет европейская, то есть христианская, цивилизация.

Возможно ли сегодня полноценное возрождение христианства? В сущности, это, в первую очередь, зависит не от нас, а от Бога. Но... Есть и наша часть ответственности. Господь без нас не спасет нас. Тогда что же зависит от нас?

Общество должно найти в себе силы и умение противопоставить этому многообразному спектру разложения идею всестороннего возрождения христианства.

А для этого прежде всего надо понять, что причины расчеловечивания человека и человечества в отказе от Бога. Это главное, что ведет к духовному и нравственному угасанию, к эпидемии духовно-нравственных болезней. Поэтому магистральный путь духовно-нравственного возрождения - это возвращение к христианской религии, восстановление христианской нравственности. Если же этого не произойдет, то все остальное будет разрушаться по цепочке, как разрушение фундамента обрекает на обрушение весь дом. В свою очередь разрушение всех социальных сфер будет окончательно добивать духовно-нравственную сферу, ускоряя гибель человека и общества.

Оценивая европейскую цивилизацию с этих позиций, следует признать, что у России есть определенное стратегическое преимущество перед Европой и США - в ней идет духовное возрождение, что выражается, в частности, в строительстве храмов, возрождении монастырей и т.п.

Однако нельзя не видеть, что пока это чисто внешнее возрождение. Духовное возрождение - это построение храма в душе человека. А много ли имеется сегодня в России людей, пришедших в Церковь? А многие ли из пришедших в храм стали подлинно православными людьми? Поэтому надо понимать, что пока духовное возрождение в России носит чаще всего внешний характер: открытие храмов и их посещение. На самом же деле духовное возрождение не сводится только к этому. Храм только тогда становится домом Божиим, когда он наполнен верующими, которые и есть настоящая церковь.

Пока же храмы не будут построены в душах людей, пока каждый человек и на своем месте не начнет служить Богу, ибо без Бога в мире «все мертво», до тех пор никакого духовно возрождения в России не будет. И с этой точки зрения Россия пока не может говорить, что в ней идет полноценное духовно-нравственное возрождение.

Реакция директоров на введение основ православной культуры? Вы введете православную культуру, а в класс может прийти мальчик из неверующей семьи, - вы искалечите ему жизнь. Значит, в этом классе никогда не будет православной культуры. То, что при этом в жертву неверующему мальчику, то есть духовно угасающему существу, приносятся все дети его школы, директора не волнует. Его волнует одно - уничтожить духовность всех своих детей. А разве не сделало Министерство образования и науки РФ все, чтобы вытравить православную культуру из школы?

При этом никто из руководителей образования не задумывается, что духовное выгорание - это настоящее омертвление душ детей. А это ведет к духовному угасанию ребенка. Результат: дети не учатся не потому, что не хотят учиться, а потому что у них нет духовной энергии, а значит, нет сил и никакого жизненного смысла учиться.

Поэтому, если не произойдет настоящего возрождения христианства, то Европа, по крайней мере, перестанет быть Европой. И если православие не станет живой верой большинства россиян, российского общества, то сегодняшнее христианское возрождение так и останется чем-то внешним для России. И Россия неизбежно повторит страшный опыт 1917 года. При этом необязательно во внешне разрушительном варианте. Поэтому Россия вырвется из сегодняшней духовно-нравственной деградации только тогда, когда духовная жизнь станет повседневным образом жизни большинства российских людей, станет духовной основой жизни российского общества.
 

5.2. Дефамилизация (разложение, распад семьи). Невидение всего пространства духовности ведет к тому, что сегодня даже в России значительные усилия сосредоточены на строительстве храмов. А в это время центр борьбы с духовностью перенесен уже совсем в другое пространство - уничтожаются не храмы и святыни, хотя и это есть, но сама церковь, причем целенаправленно уничтожается ее важнейшая часть - «домашняя церковь» - семья. Эпидемия разводов в северном полушарии поражает. А разложение христианской семьи, безусловно, ведет и к гибели Церкви. А когда будет уничтожена Церковь, то храмы опустеют сами по себе. Церковь может жить без храма, храмы без Церкви в лучшем случае становятся музеями, в худшем... посмотрите на Западную Европу. А вместе с угасанием Церкви неизбежно деградирует и современное общество, потому что современное европейское общество - это христианская цивилизация, а существование последней возможно, пока существует христианская церковь. Ну не растет дерево без корня. И реки без родников не бывает.

Сегодня важно понять и онтологический, и мировоззренческий аспекты разрушения семьи. Онтологическая сторона распада семьи - объективный процесс, независимый от нас. Семья, если она перестает быть малой церковью, лишается духовной защиты и поддержки и сама собой деградирует. Процесс дехристианизации семьи длительный, многовековой. Но есть в нём и свои страшные имена. Так самый страшный удар по семье в России нанесла Октябрьская революция. Сегодня Ленина винят в разрушении семьи вообще. На самом же деле он был сторонником, и очень жестким, традиционной моногамной семьи. А моногамная семья - это и есть норма. Но поскольку Ленин запустил процесс уничтожения православной семьи, а е гибель - это не просто колоссальное ослабление семьи, а угасание ее духовной и нравственной основы, то тем самым было и предопределено разрушение моногамной семьи.

Важно понять и мировоззренческую основу распада семьи, которая была предопределена эпохой Возрождения с ее культом автономного человека. Казалось бы, что здесь страшного? Разве не является на самом деле человек высшей ценностью во Вселенной?

А страшно при таком понимании человека то, что теряются не менее важные ценности, чем сам человек. И прежде всего теряет свое значение как величайшая ценность семья. И получилось это потому, что высшей ценностью автономного человека стал культ любви. Все остальное можно принести в жертву. Результат?.. Интересно проследить демографическую ситуацию в Европе после Возрождения.

Напротив, в это же самое время на Руси сформировался культ семьи. Именно семья стала высшей ценностью для человека средневековой Руси. Этому учила вся Православная Церковь. Этому учил «Домстрой». В результате из небытия воскрес русский народ. Повторим еще раз: русский народ воскрес из небытия, когда на Руси в XIV-XVI вв. сформировалась православная семья.

А начиная с XVIII в. все начало меняться. Перешли к западноевропейскому идеалу семьи, стали терять образ семьи как малой церкви, как великой святыни и ценности.

Поэтому, пока семья не станет высшей ценностью и святыней, то есть малой церковью, никакого реального возрождения семьи не будет и возрождения Церкви не будет, и возрождения страны не будет. Поэтому речь должна идти не только о восстановлении жизни каждого человека по христианским заповедям, а о возрождении семьи как «малой церкви» или «домашней церкви».
 

5.3. Десоциализация. Если под углом сказанного посмотреть на состояние современного общества, то можно увидеть, сколько социальных факторов направлено на его духовное и нравственное разрушение.

Стратегия разрушения духовности на социальном уровне - формирование общества потребления и превращение людей в класс потребителей. В этой связи самую серьезную опасность и для России представляет перестройка общества с формирования созидателей на формирование потребителей. Следует напомнить, что если в советско-американском противостоянии СССР делал ставку на созидание, на формирование человека-созидателя: не «каждому дано так щедро жить - на память людям голоса дарить», то Запад сделал ставку на потребление. Важно не делать - важно потреблять. Безусловно, в этой стратегии СССР был выше Запада. А затем СССР рухнул. И созидание рухнуло.

Но в том-то и дело, что потреблять может только животное, а человек должен трудиться, должен в поте лица добывать хлеб свой. Только в труде человек как человек сохраняет себя: «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы, и, наконец, его наслаждений, и его счастья» (К.Д. Ушинский).

Однако как только человек перестает в поте лица своего добывать хлеб свой насущный, он неизбежно деградирует. Поэтому, оценивая социальные факторы с точки зрения их неблагополучия, на первое место следует поставить стремительное выбрасывание труда из жизни человека, его идеалов, его потребностей.

С этой точки зрения крайне опасно, что многие люди в России находятся вне сферы настоящего, тем более творческого, труда. При этом не важно, какие причины выбрасывают человека из труда: нежелание работать или невозможность найти работу. Но разрушение труда не менее страшно и на уровне социума. Разрушение сельского хозяйства, промышленности и т.д. превращает в зоны духовно-нравственного бедствия целые села и города.

Не менее страшно и то, что Россия села на нефтяную иглу и оказалась в положении русского дворянства XIX - начала XX вв., которое получило благодаря Екатерине II одновременно свою вольную и свою дармовую рабскую силу. Но дворянство, переставшее служить, стало стремительно разлагаться и фактически исчезло как класс. Сегодня может исчезнуть русский народ, как исчезли в истории многие другие народы. Нефть и газ для России сегодня страшны потому, что они являются для нас тем же, чем были крепостные для освободившихся русских дворян, - источником даровых денег, которые можно пускать на все, что угодно, только не на дело, не на обустройство России. Увы, новый «креативный класс», говоря словами Гегеля, «ничто не забыл и ничему не научился». Все то же безумное выкачивание денег из страны и все те же виллы на лазурных берегах.

И даже более того - нефть и газ для нас, что рабы для Древнего Рима. Римляне, переставшие трудиться, исчезли.

Усугубляет социальную деградацию современного человечества и искусственно запущенный в Западной Европе и США проект нравственной деградации человека и общества. Его важнейшая часть - проект «сексуальной революции». Этот проект, подобно встречному палу при лесном пожаре, был запущен как проект погашения процесса развивающейся социальной революции на Западе. На короткое время правящий класс Запада выиграл. Но... Сегодня этот проект порождает более страшные проекты: систему однополых браков, ювенальную юстицию и т.п.

Как и каким образом можно преодолеть духовно-нравственную деградацию в социальном пространстве общества? Прежде всего понять, что сам способ понимания общества, утверждающий, что в основе жизни общества лежит собственность, способ, начинающий свою историю с эпохи Просвещения, совершенно недостаточен для правильного понимания социума. Уже русские религиозные философы прекрасно показали, что решение главных социальных проблем не сводится к проблеме собственности. Дело не в частной и не в общественной собственности. Человек может иметь миллиард и быть его хозяином, а может иметь три рубля и быть их рабом. Дело не в собственности, это только средство, а в духе. Каким духом, каким смыслом живет собственник и каким целям служит его собственность - вот главный социальный вопрос. А эта проблема духовная и нравственная.

(Продолжение 2-й части следует)

Александр Васильевич:
(Продолжение 2-й части)

Если под этим углом зрения указать на главный путь преодоления социального неблагополучия, то он состоит в том, чтобы предложить некое более оптимальное социальное устройство общества, нежели его современное устройство. Социализм более соответствует сущности человека, он более оптимален для социального развития общества, нежели капитализм. Но социализм как самоорганизация общества, как творчество общества и человека, а не как уравниловка и подачки, которые всегда и всюду развращают, а самое главное - общественная собственность не как идеологический фактор войны с Богом. Оптимальное построение общества возможно только на подлинной духовной основе. Если выразить это в терминах русской религиозной философии, то это православный социализм (прот. Сергий Булгаков).

В связи со всем сказанным большую опасность для России представляет потенциально возможная революция, так как она, пришедши в страну, не очень скоро покидает ее. Более того, превращается в долгую волну: революция - контрреволюция. На определенном этапе развития общества революция сменяется контрреволюцией. Господствующий социальный тренд современной России - контрреволюция. Контрреволюция должна была победить, и она победила. При этом разрушителей не волновало, что погибает невиданная в истории человечества социальная система, более справедливая, чем капиталистическая. И близко не было людей, которые бы задали вопрос: «на что он руку поднимал?» Но утверждение капитализма означает, что он будет разрушать все социальные сферы России, превращая их в органы, функционирующие по законам капитализма, а это, так или иначе, будет пожирать все человеческое в людях.

Но поскольку социальные процессы имеют внутреннюю логику своего развития, а это означает, что контрреволюция нигде и никогда не побеждала, то значит, и нас неизбежно ждет новая революция. И когда Г.А. Зюганов говорит, что Россия исчерпала свой лимит революций, то это свидетельствует о совершенном непонимании им объективности социальных процессов. Волны революций-контрреволюций еще ждут Россию, как еще раньше они захватили Францию, где до сих пор действуют. Сколько жертв принесла Франция этой революционно-контрреволюционной волне? И во что эта волна превратила великое государство? А кто сомневается в возможности революции в России, пусть подумает о результатах последних выборов мэра Москвы в сытой и благополучной Москве.

Поэтому мы должны честно спросить себя: а какие жертвы еще предстоит пережить России в случае революции? И значит должны найти реальные способы, как этого избежать, потому что революция будет страшна для всех, кроме тех, кому война - мать родна.

А для этого надо понять, что революцию придумал вовсе не Ленин. Революции периодически вспыхивали на протяжении всей истории человечества и во многих странах, как способ разрешения социальных проблем, когда мирными средствами этого не достичь. Или когда руководство страны не захотело или не смогло решить эти проблемы. Причем революция при всем ее ужасе чаще всего является способом выживания; а не разрешение назревших проблем - это точный путь к смерти. (Но нельзя забывать и о том, что революции сегодня научились делать и искусственно.)

Представляю реакцию СМИ. И спешу их всячески успокоить. Ребята, ваши хозяева прекрасно знают, что революция в России неизбежна. И поэтому уже давно спрятали все нажитое непосильным грабежом России подальше от своей страны. Так что все и всё знают. А вы... В лучшем случае наивные идиоты, в худшем, и чаще всего, - умные циники, зарабатывающие свой хлеб сказками про замечательных парней - новых русских. Единственное, чего не учел, вернее, о чем даже не задумывался «креативный класс» с первого дня своего появления, - и в этом он удивительно не похож на все креативные классы вообще, что ждет его и каждого его представителя в отдельности в случае революции в Росси, не вилла на Лазурном берегу, а пуля в зарубежном аэропорту. В лучшем случае тюрьма, пока он не освободится от ставшей ненужной ему собственности.

Фатально ли обречена Россия на разрушение всего советского сегодня, равно как и на революцию в будущем? Нет, не фатально. Да, внутренне, в силу имманентного развития капитализма все социальное советское пространство России обречено на уничтожение. Но будет ли запущен механизм разрушения очередной социальной страты, теперь образования и науки, - это зависит от самого общества. Зная о неизбежности разрушения той или иной сферы, можно уйти из-под удара. И можно избежать революции. Но только надо понимать, что революция заложена внутри социума. И даже искусственная революция вызывается специальным стимулированием внутренних социальных процессов, социальных проблем.

Можно продолжить этот ряд причин современного социального неблагополучия России и мира, усиливающий духовно-нравственную деградацию. Однако важнее определить главное направление его преодоления: социальную работу, как духовное служение Богу и Отечеству. И, соответственно, понимание: общество должно жить в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями, человек может спастись на своем месте своим честным трудом на благо Богу, обществу, свой семье и себе.
 

5.4. Деуправляемость. Страшную опасность для современного общества представляет угроза разрушения управляемости общества, проявляющаяся сегодня во всем - от коррупции до неисполнения принимаемых решений. И прежде всего это связано со все усугубляющимся процессом разрушения государства. Способствуют этому разрушению и современные концепции государства.

По сути дела, современные теоретические представления о государстве сосредоточены вокруг двух главных идей: максимальное отключение государства от жизни общества и автономизация различных ветвей власти внутри государственного организма.

Первая идея: чем меньше присутствие государства в обществе и любой социальной сфере, тем лучше для общества и для любой социальной сферы. По сути дела, эта идея равнозначна педагогической идее, рожденной Руссо: чем меньше педагог вмешивается в жизнь ребенка и чем больше ребенок предоставлен сам себе, тем успешнее развивается ребенок: природа сама все сделает лучше любого педагога. Жизнь миллион раз опровергла эту теорию, она опровергает ее на каждом сантиметре воспитательного, образовательного пространства, а эта идея живет, расширяется и укрепляется.

Точно также несостоятельна идея отключения государства от управления обществом. Устранение государства от управления обществом - это не только угасание первого, но и распад последнего в силу элементарной потери управляемости им.

Вторая идея - разделение государства на три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Заметим, что хотя эту идею возводят к Ш. Монтескье, но он предлагал совсем другую модель государства, в которой действительно было три ветви власти, но все решала исполнительная власть. Реальное же разделение трех властей есть абсурд. Представьте себе, что в организме разделились органы и стали жить сами по себе. Долго ли проживет такой организм? Представьте себе, что психика разделилась на три сферы - это даже не шизофрения, а что-то пострашнее. А вот применительно к государству почему-то такое разделение считается идеалом государственного устройства.

Вообще, понять, что такое государство и как далеки мы от истинного понимания государства, можно на идеях о государстве А.И. Солженицына, считающегося одним из самых умных людей России. Его главная идея - уничтожение компартии как преступной организации. Но... Давайте задумаемся, за что он проклинал большевиков? За все...

Но... в чем была трагедия свержения императора Николая II? Не столько в том, что либеральные круги свергли царя, а в том, что они разрушили монархию, то есть государство. А это означает, что они уничтожили центральную нервную систему российского общества. А дальше винтовка рождает власть. В этой войне счастье оказалось на стороне большевиков, и они создали новое государство на основе коммунистической идеологии.

И когда Солженицын призывал уничтожить компартию, как абсолютное зло, он даже не понимал, что в Советском Союзе компартия была государством. Значит, разрушив компартию, мы в очередной раз разрушили центральную нервную систему общества. А в результате мы получили эффект саморазрушения страны, эффект, аналогичный тому, который произвел февраль 1917 года. Так интеллигенция во второй раз уничтожила свое собственное государство. И это в стране, где в 80-е годы экономическая интеграция достигла высочайшего уровня, а экономика - это скелет общества, и казалось, что страну нельзя было разрушать. Даже в кошмарном сне нельзя представить, что случилось бы, если бы горячие точки России превратились в сплошной пожар гражданской войны Советского Союза.

От хаоса тотальной гражданской войны страну спасло только то, что Пресвятая Богородица не допустила ее в нашей стране. Также на социальном уровне во всех республиках были предприняты хоть какие-то меры - созданы свои органы власти. Спасло постсоветские страны и то, что не было внешней агрессии, в отличие от Гражданской войны, когда в Россию вошли армии 14 иностранных государств. И этому мы были обязаны прежде всего ядерному оружию СССР. А окажись постсоветские страны втянуты во внешнюю войну, потери были бы колоссальны.

Что же такое государство? Государство есть орган управления обществом. И, соответственно, общество не может жить без государства, как не может организм жить без центральной нервной системы, и особенно без головного мозга. Когда сегодня некоторые государственные деятели озабочены уменьшением присутствия государства в разных его сферах, например бизнесе, то следует заметить: государства в обществе должно быть не много и не мало, а столько, сколько надо для нормального существования общества и его отдельных сфер.

Можем ли мы предложить что-то для более правильного устроения государственной власти? Да, можем! Это построение целостной единой системы государственной власти. Единство государственной власти определяется единым руководителем, будь то царь или президент.

Далее власть сама в себе должна иметь три органично связанные между собой ветви: планирования, исполнения и контроля.

Первая ветвь - сфера планирования. Почему некоторые ученые ополчились против планирования? Во-первых, потому же, почему сегодня вообще ополчились против государства, а планирование и есть его важнейшая функция; во-вторых, потому что его связывают исключительно с советским Госпланом. Но в том-то и дело, что советское государственное планирование было создано под мобилизационную экономику, мобилизационное развитие общества. И со своей задачей оно успешно справилось. Однако вместе с советским государством было разрушено и советское планирование. А в результате... Кто планирует сегодня развитие страны? Президент? Едва ли! И что самое главное утверждает Дума? Бюджет. Но не программу развития страны. А ведь бюджет - это крохотная часть программы развития социума. Значит, Дума утверждает крохотную часть программы развития страны? А кто все-таки планирует ее реальное развитие в целом?

В результате сегодня государственная власть России чаще всего работает в режиме живого реагирования, отвечая на текущую ситуацию. Безусловно, государство должно реагировать на текущие сигналы. Но его главное предназначение - долговременное развитие страны. А для этого должно быть долгосрочное планирование. При этом последнее должно соответствовать сути социума: его состоянию и развитию. В современной Росси планирование должно осуществляться на основе долговременного прогнозирования.

А для этого должен существовать орган долговременного планирования развития страны, который на основе долговременных прогнозов мог бы предложить программу долговременного развития государства. И уже под эту программу надо создавать систему законодательных актов.

Работа Комитета стратегического планирования позволит собрать в живом деле колоссальный интеллектуальный потенциал России, а также задействовать важнейшие наработки других стран. Когда сегодня возмущаются, что наука России дает такой малый практический эффект, то надо спросить: 1) во что внедрять научные достижения - промышленность и сельское хозяйство еще не возродились? 2) где механизмы внедрения интеллектуальных достижений? Так вот система государственного планирования, которая будет создана на всех уровнях, и может стать реальным механизмом внедрения интеллектуальных достижений - от страны в целом до конкретных промышленных и социальных объектов.

На уровне государственной власти сфера планирования конституируется в Комитете государственного планирования. Он должен собирать воедино весь прогностический потенциал страны, благодаря сбору информации и интеллектуальным разработкам, идущим от всех ветвей власти, от науки, от СМИ и т.д., и он же создает программу развития страны. Под эту программу формируется законодательная база (а сегодня каждый лепит закон, кому какой заблагорассудится) и делается государственный бюджет.

Вторая ветвь - исполнительная власть, призвана реализовывать практическое развитие страны. Организационно она представлена Советом министров.

И третья ветвь власти - система контроля. Сегодня она фактически представлена счетной палатой. Как в СССР был госплан, но не было единого органа контроля, при том, что было много контролеров, так и осталось в современной России. В чем главный недостаток современного контроля? В том, что, во-первых, у нас нет системного контроля, во-вторых, контроль - это не поймать и наказать, а система, обеспечивающая бесперебойное и оптимальное функционирование всего общества. Но если в стране нет целостной программы развития страны, то и контролировать, кроме бюджета, нечего.

Необходимо принципиально иначе понять и осмыслить цели и функции контроля на всех уровнях, и прежде всего на уровне государства. Контроль должен быть качественным. А для этого нужна оптимальная система контроля и профессионалы-контролеры высочайшего уровня.

И если собрать в единую систему все системы контроля - от милиции до налоговой системы, причем в их индивидуальной ответственности за свой участок работы, то мы построим систему контроля, работающую в режиме постоянного многоуровневого и многоаспектного реагирования, подобно контрольной системе живого организма.

В связи с совершенствованием государственной власти, следует поставить и вопрос оптимальной организации представительной власти. Государственная дума - это представительная власть народа, это участие народа в государственной власти, всех в политической жизни страны, в осмысленной жизни политических партий. При этом непонятно, какова функция Совета Федерации и зачем он вообще нужен в системе государственной власти России?
 

5.5. Денационализация и деимпериализация. Сегодня на наших глазах идет стремительное разрушение наций. Между тем нация - это колыбель человеческой культуры, это условие оптимального развития каждого человека. Причем многие виды культуры могут существовать только в рамках отдельной нации, как могут существовать только в узком ареале определенные виды растений. Поэтому совершенно необходимо сохранить каждый народ и каждую нацию. К.Д. Ушинский писал: «Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа - этого величайшего из всех созданий божьих на земле?» (с. 558). Правда, в рамках развития нации возможен и национализм. Но... Без хлеба человеку нельзя. Но горе, если человек переест хлеба.

Но если с одной стороны идет разрушение национальностей, то с другой - идет не менее страшный процесс - разложение полинациональных образований, империй.

Конечно, до сих пор отношение к империям в литературе в большинстве случаев отрицательное. И нет понимания, что империя - это качественно новый и более высокий уровень развития социума, сравнительно с моногосударством и что едва ли не все самое значимое и великое в культуре человечества было создано империями. Где было бы современное человечество, если бы не было Римской империи?

При этом возможно два принципиально разных типа существования империи: империя, живущая за счет завоеванных территорий, та же Римская империя, Британская империя; и империя, поднимающаяся на более высокий уровень своего существования за счет сложения и развития своих внутренних потенциалов, например Византия. Ярким примером последнего рода империи была Российская империя, а затем и СССР. Здесь включение наций в общую цивилизацию, в общую страну возвышает и усиливает каждый народ, каждого человека. Кто бы знал Чингиза Айтматова или Расула Гамзатова, если бы не было Советского Союза?

Но в любом случае, империя есть, во-первых, нечто более высокое, чем просто моногосударство, чем бы ни было представлено это «моно»; во-вторых, это особый вид социальности. Именно империя и реализует тот стиль, который получил название имперский стиль. Имперская Россия создала высочайшую культуру. И СССР создал. Распад СССР означал и деградацию всех высших культурных достижений. Я не знаю, вышла ли хотя бы одна бывшая республика СССР на уровень материальной жизни СССР, но в культуре ни одна и близко не вышла на этот уровень. И неизвестно, выйдет ли! Даже Россия!

И что же вместо национальных государств и империй? А вместо них идет формирование антропоморфной массы, где высшим проявлением всего и вся, даже подвигом, является мерзость во всех ее видах, а высшим проявлением культуры - движущиеся комиксы с редкими англоязычными криками.
 

5.6. Декультуризация. Духовная болезнь сегодня серьезно поразила всю культуру, и в первую очередь художественную. При этом, с одной стороны, уничтожается традиционная культура; замалчивается или извращается классическая культура; с другой - создается культура, в основе которой лежит темное начало.

(Окончание следует)

Александр Васильевич:
(Окончание)

И главная причина этого - отступление художника от Бога. И это не только фраза. Известный русский философ С.Л. Франк выявил, что искусство очень близко соприкасается с духовностью, и поэтому оно дает возможность хорошо почувствовать духовное начало, подчас даже раньше самой религии. И в то же время, в силу этого искусство может стать и проводником темных энергий, может служить темным силам, а значит, быть причиной деэстетизации мира. И работы М.М. Бахтина об этом свидетельствуют с полной очевидностью.

При этом особую опасность представляет то, что не только сама культура со второй половины XIX века устремилась к темным энергиям, разрушительным силам и ценностям - декаданс в целом, но и то, что с конца 60-х спецслужбы западных стран - прежде всего Англии и США, спасая правящие сословия, сумели направить развитие искусства в сторону служения темным силам - рок-культура, с ее известными слоганами: рок, секс, наркотики.

Эта опасность многократно возрастает и от того, что современное образование не только не видит смысла вводить подрастающее поколение в традиционную, в классическую культуру. В этой связи очень большую опасность представляет реформа российского образования, отсекающая российских школьников от русской классики.

Следовательно, важнейшей задачей современного социума должно стать формирование социума и человека как носителей высокой культуры.
 

5.7. Дерационализация. В ряду важных факторов уничтожения духовно-нравственной сферы особую опасность представляет уничтожение науки, так как наука - это не только рациональная культура, а это важнейший вид современной культуры, это основа современной европейской цивилизации.

При этом уничтожение идет как физическим путем, например сокращением финансирования, так и путем различных организационных решений. Например, современная реформа РАН. Страшна и самодеградация науки. Этому процессу служит и современная постмодернистская философия с ее отрицанием положительного содержания науки.

Нельзя не видеть и серьезной опасности очередного втягивания науки в войну с религией. Следует сказать, что философы, общественные деятели и ученые, воюющие с религией, напоминает деятелей, которые воюют с искусством. Ничего путного из этого никогда не получалось. И как хорошо, что в СССР не нашлось ни одного ученого, который стал бы в 60-70-е гг. сбрасывать с парохода современности Пушкина и Блока.

Наверное, поэтому некоторые российские ученые в последнее время решили прославиться на поле брани с религией. Ничего хорошего из этой войны не выйдет. Поэтому для российских ученых, даже самых рассвободных, и даже выговорить страшно, «робею, а потом», - АКАДЕМИКОВ, руководством к действию должны быть слова основоположника российской науки М.В. Ломоносова: «Наука и религия никак в распрю прийти не могут ...разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет». Выход - возвращение науки к мировоззренческим основам, сформулированным русской религиозной философией. В более широком плане - пришло время создания в университете кафедр теологии, так как они системно знакомят будущих академиков с принципиально иным способом видения и понимания мира.

Поэтому надо сделать все, чтобы человечество осознало единство науки, классического искусства и традиционной религии и научилось противостоять разрушению этого единства.
 

5.8. Депедагогизация. Сегодня многие озабочены непредсказуемой судьбой нашего образования. Но надо понять, что его судьба определяется, говоря современным языком, не тревогой миллионов людей, а тем трендом, в котором развивается Россия. А этот тренд прежде всего направлен на построение капитализма в России и на уничтожение всего советского: сельского хозяйства, промышленности, медицины, пенсионной системы. Советская пенсионная система была уничтожена не потому, что она плоха или хороша. Но потому, что она не вписывалась в новый тренд. Ее надо было уничтожить. Ее и уничтожили. То, что ее уничтожил Зурабов, никогда никакими социальными вопросами не занимавшийся, - никакого значения не имеет для результата. Точно также под видом реформ будет уничтожено российское образование и российская наука. Какие проблемы решают бесконечно идущие реформы современного образования? Назовите хотя бы одну значимую проблему, которую удалось решить современному российскому образованию. Их нет. Во что уходит российское образование? В решение каких-то формальных проблем. Более того, трагедия его в том и заключается, что внутренние проблемы современного российского образования решают с помощью внешних реформ. Как решают проблемы развития интеллектуального воспитания? С помощью ЕГЭ. Но это, каким бы ни был сам процесс ЕГЭ, - искусственное стимулирование. А где внутренние механизмы: содержание, технологии развития самого умственного воспитания?

Какое образование в России выстроит нынешний социальный тренд? Сколково и Болонский процесс! Но... это деградация образования и науки.

Педагогическая стратегия уничтожения современного российского образования заключаются в переформатировании образования и воспитания с формирования творцов на формирование потребителей.

Технологии разрушения будут осуществляться путем отсечения образования и воспитания от их духовно-нравственных истоков и традиций; скукоживания объема академического содержания образования; отключения интеллектуального и эстетического содержания воспитания от его классических основ; примитивизации содержания образования; разделения образования на всех уровнях, начиная с начальной школы, на элитное и профанное; сведение технологий образования, даже в системе высшего образования, на уровень игры или проектов (хотя эти формы и методы в определенной мере в образовании нужны); деформирования педагогического образования; постоянного роста стоимости образования на всех его ступенях.

 Важнейшее направление - свёртывание духовно-нравственного воспитания. В этой связи очень интересно увидеть, как менялось в Европе отношение к духовной сфере. Если в Средние века смысл всего образования сводился к духовному формированию, то, начиная с эпохи Возрождения, в сознании педагогов все большее значение стало придаваться интеллектуальному воспитанию, тогда как духовному все меньше и меньше. И теперь оно сводится к нулю.

Высшее образование будет уничтожаться путем введения бакалавриата и магистратуры, между собой практически не связанных, (при этом количество реальных учебных часов в баклавриате уже сегодня сокращено настолько, что говорить о фундаментальной подготовке не приходится, а значит, высшее образование автоматически опускается на уровень, высшему образованию не соответствующий, в то же время магистратура пока не проработана концептуально); бессмысленной реорганизации вузов (эти бесконечные реорганизации, ничего не решающие, ничего не значащие, но держащие в состоянии напряжения и бессмысленной деятельности высшее образование); искусственного сокращения числа вузов, под каким бы предлогом это ни делалось (за исключением закрытия вузов-фантомов, вузов-фикций, вузов-призраков).

Важнейшее средство разрушения образования - депедагогизация социальной и образовательной среды. Общество, устремленное в космос, формирует творцов, общество потребления - безликую массу, где самым значимым явлением становится преступление - посмотрите современные СМИ: кто в них главный герой? В результате разрушения педагогического потенциала социальной, научной и образовательной среды развитие образования станет так же невозможно, как невозможен рост гриба без грибницы.

В целом же осуществление указанных организационных мероприятий приведет к тому, что через несколько лет от современного российского образования мало что останется.

Выход. Создание системы инновационного образования, способного подготовить человека к жизни в принципиально непредсказуемом мире.
 

5.9. Деидеологизация. Всем известно, что одним из первых стратегических шагов новой России был отказ от идеологии как пережитка тоталитарной эпохи. При этом нередко в подтверждение этой версии говорят: «Вот живет же Европа без всякой идеологии». Но живет ли?

В том то и дело, что идеология - это жизненный образ и сокровенный смысл бытия общества, поэтому отсутствие идеологии для общества - это то же самое, что отсутствие смысла жизни для человека.

Однако если говорят, что страна отказалась от идеологии, то есть потеряла смысл своего существования, то не верьте этому, потому что отсутствие смысла жизни в человеке возможно только в одном случае - если человек мертв. Даже алкоголик имеет смысл жизни - найти утром водки. И если страна еще жива, значит, страна имеет смысл своего существования. Какой же смысл своего бытия имеет современная Россия? Его она сформулировала в 90-е гг.: рынок все решит, а Запад нам поможет.

Разумеется, эта идеология настолько убога, что ее и высказать никто вслух не смеет. Но реально наша страна живет именно в пространстве этой разрушительной идеологии, потому что никакой другой у страны нет. А при существующей ныне страна обречена на разрушение и распад.

В этой ситуации, казалось бы, страна должна все сделать, чтобы создать свою идеологию. И казалось бы, проще простого ее создать. Ну что было хитрого в предшествующих идеологиях Руси-России, выражающихся в самых обыденных словах: за землю русскую, за веру христианскую; Русь святая; православие, самодержавие, народность. Казалось бы, чего проще придумать нечто подобное?

Но в том-то и дело, что для того, чтобы эти абсолютно простые слова имели жизненное значение и смысл, по которым все живут и за которые все умирают, надо чтобы эти слова имели глубоко сокровенный, жизненно важный смысл для каждого человека и народа в целом. Слова «за землю русскую» имеют смысл только тогда, когда земля - это не товар и не почва, куда можно бухать семена и удобрения, а мать сыра-земля. И если современные славяне даже не понимают, что это такое, значит, они уничтожат свою землю, если еще раньше она не отнимется у них. За веру христианскую можно умереть только тогда, когда вера - это главная цель жизни человека, заключающаяся в обретении жизни вечной в Царствии Божием, а не красивое сооружение посреди села или города. Поэтому идеология это не красивые слова или символы, а сокровенный смысл и образ жизни народа.

При этом сложно не только создать, но и понять истину идеологии. В этой связи важно заметить следующее. Сегодня сплошь и рядом на вопрос о том, почему столь драматичны, а то и трагичны сюжеты подлинной культуры, деятели искусства отвечают: мы пишем литературу, снимаем кино, а в искусстве невозможна ложь. Искусство - это не идеология, а сама жизнь. А современная жизнь трагична. Это правда. Но и правда то, что если мы возьмем массовое искусство, то оно сплошь и рядом отрабатывает свои деньги. И потому оно столь же далеко от правды, как и идеология, обслуживающая кого-то.

В том то и дело, что подлинная идеология, как и подлинное искусство, - это тоже абсолютная правда. В противном случае идеология превращается в средство разрушения страны, как мы это видели в СССР, когда идеология стала обслуживать правивший партийный аппарат.

Иное дело, что понять идеологию не менее сложно, чем понять подлинное искусство и литературу. Сколько издевалась и издевается русская интеллигенция над идеологией: православие, самодержавие, народность. Потребовался гений мыслителей России - от К.Д. Ушинского до Д.И. Менделеева, потребовалась святость - от Филарета Дроздова до Иоанна Кронштадтского, чтобы понять смысл православия. Потребовался гений Л.А. Тихомирова, прошедшего через каторгу, чтобы понять, что именно самодержавие - оптимальный способ управления Россией. (И значение этого принципа многократно возросло в наши дни. Сегодня развитие мира во многом определяют транснациональные корпорации, на протяжении сотен лет управляемые представителями одних и тех же семей, а государственная власть в каждой стране почему-то должна меняться раз в 4-6 лет, обрекая страну на разрушение преемственности); потребовался гений русских мыслителей А.С. Пушкина до Ф.М. Достоевского, чтобы понять истинное значение народности. Но этого понимания не хватило ни российской интеллигенции в целом, ни российскому народу в целом. Поэтому мало создать истинную идеологию, ее надо еще и понять, и принять.

Может ли современный российский народ создать новую идеологию? Да, может. Но идеологию, как и искусство, нельзя создать искусственно. Идеология - это результат поиска всего народа и его выдающихся людей. И неизвестно, кто сможет ее создать: князья Владимир или Александр Невский; известный всей Руси преподобный Сергий Радонежский или неизвестный инок Филофей. А может, ее создаст и какое-то сообщество, подобно тому, как современную идеологию создает мировое либеральное сообщество.

Идеология будет очень сложной. И она должна вобрать весь смысл предыдущих идеологий - от отношения к земле до устремленности народа в будущее. В этой связи одной из самых важных идеологем должна стать идея преображения. Не сохранение, а преображение мира в рамках его закономерностей. Если исходить из того, что главной идеологемой Запада на протяжении веков была идея научно-технического прогресса, и этим же принципом руководствовалась последние века, начиная с Петра I, и Россия, то следует ввести более глубокое понятие - понятие преображения; преображение прежде всего самого человека и общества, а потом и преображение окружающего мира.

В связи со сказанным следует оговорить следующее. Действующую в современном мире идеологию создает мировое либеральное сообщество. Либерализм - это мировое интеллектуальное движение образа жизни. В чем его смысл? Разрушение традиционных духовно-нравственных констант общества, на которых держится все - от армии до семьи, и вместе с этим разрушение всех традиционных институтов, страт и сфер - от семьи до государства.

Значит, должно быть сообщество, которое могло бы разработать иную идеологию и отстаивать ее в борьбе с либеральным сообществом. А как можно противостоять современной либеральной идеологии, если сегодня нет даже той организованной силы, которая есть у носителей духовной смерти. Поэтому необходимо создание интеллектуального сообщества, призванного осмыслить общество с позиции духовности и нравственности. И найти пути выхода из существующего кризиса. Это нахождение и самых оптимальных решений социального развития для всех социальных сфер - от промышленности до образования. Тогда можно рассчитывать на то, что появится шанс на спасение, так как у человечества будет та интеллектуальная сила, которая сможет найти оптимальные пути развития человека и общества.

Значит, должно быть создано мировое интеллектуальное сообщество, которое бы на уровне всего человечества смогло бы увидеть, проанализировать главные угрозы для современного человечества и предложить пути преодоления современного цивилизационного кризиса, оптимальный путь развития человечества на традиционной духовно-нравственной основе, на почве его фундаментальных традиционных духовных, культурных и социальных ценностей, его традиций; путь, позволяющий человечеству одновременно сохранять и развивать себя.

Ядром и началом такой структуры мог бы стать Изборский клуб, другие интеллектуальные сообщества России. И тем самым именно Россия дала бы шанс на спасение не только своей страны, но и европейской цивилизации.

Можно продолжить этот список действительно смертельно опасных угроз. Но гораздо важнее понять, что преодоление всего спектра смертельных угроз возможно при одном условии, если мы поймем, что мы попали в историческую ловушку, из которой не может быть простого выхода. И прежде всего потому, что мы по-настоящему не осознаем всего масштаба и всей серьезности бушующего кризиса, не имеем сил, а главное - желания его преодолевать.

Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/30/raschelovechivanie/

Навигация

[0] Главная страница сообщений