Павел ВершининФемида вышла на свободуРоссийское правосудие не желает плясать под дудку Страсбургского суда.Верховный суд России отказался изменять приговор бывшему сотруднику службы безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину — несмотря на то, что Европейский суд по правам человека постановил, что в отношении осуждённого был якобы нарушен ряд процессуальных норм. Этот казус в отношениях судебных систем РФ и ЕС, вызвавший предсказуемую истерику в радикал-либеральной среде у нас и за рубежом, может стать важным прецедентом на будущее: наша страна фактически отказалась признавать доминирование чужого законодательства над российским правосудием.
Как известно, несколько лет назад Пичугин получил пожизненный срок за убийства и покушения на убийство нескольких человек, стоявших на пути бизнес-империи Михаила Ходорковского. Адвокаты Пичугина дошли с апелляциями до ЕСПЧ — и в итоге в октябре 2012-го Страсбургский суд постановил, что подсудимый был лишён права на справедливое правосудие.
Тем не менее, 23 октября 2013 года, рассматривая этот вопрос, президиум Верховного суда РФ отказался пересматривать приговор Пичугина на основании решения европейских судей. Пичугин останется за решёткой.
Строго говоря, в формулировке ЕСПЧ не содержалось никакого обязательного требования к России пересмотреть пичугинский приговор, и формально наш Верховный суд никаких европейских постановлений не нарушал. Более того, наши судьи даже пошли на «косметический» пересмотр итогов дела, признав незаконным одно из малозначимых постановлений о продлении ареста Пичугину в 2005 году. Однако по сути демарш российской Фемиды, проигнорировавшей всю остальную часть решения ЕСПЧ и оставившей без изменения приговор Пичугину, выглядит настоящим вызовом установленной в 90-е годы иерархии юрисдикций, согласно которой отечественная судебная система не являлась в полной мере суверенной.
Фактически, президиум ВС РФ показал, что не собирается следовать в фарватере чужих интересов и будет впредь вершить правосудие без непрерывных оглядок на Страсбург. Это совпало с заявлением российского МИДа о том, что наша страна не станет подчиняться решению Международного трибунала ООН по морскому праву в отношении задержанного ледокола Arctic Sunrise и гринписовцев, поскольку мы не допускаем покушения на наши суверенные права. Таким образом, мы становимся свидетелями знаменательного события: Россия возвращает себе независимость в ключевой сфере общественных отношений — судебной системе.
И как оказалось, это не так уж и страшно. У Евросоюза нет никаких инструментов, чтобы как-то повлиять на решение Верховного суда РФ или надавить на Россию. Более того, выясняется, что и в самой Европе далеко не все страны готовы слепо исполнять любые решения ЕСПЧ: прецедентов прямого «неповиновения» Страсбургу масса. Буквально в эти дни можно наблюдать за тем, как артачатся Англия и Испания, не желающие освобождать из тюрем по предписанию ЕСПЧ террористов из «Аль-Каиды» и группировки ЭТА, соответственно. Правительства обеих стран уже заявили, что вмешательство Евросуда в подобные дела недопустимы.
Вообще, трогательная забота Страсбурга в отношении убийц и террористов могла бы насторожить любого добропорядочного гражданина — но только не нашу «освободительную» общественность. Слаженный хор демшизы по поводу «бунта русских судей» уже вовсю звучит на просторах интернета и в «рукопожатной» прессе. Впрочем, удивляться тут не приходится: для «болотной» тусовки ЕСПЧ оставался той спасительной стеной, за которой она могла бы в случае чего спрятаться от справедливого российского правосудия.
Куда, как не в Европу, могли бежать от нашей Фемиды коррупционные профессора экономики, проворовавшиеся бизнесмены, распоясавшиеся олигархи или подозреваемые в педофилии? Бежать, но тешить себя иллюзией, что «по требованию просвещённой Европы» им удастся вернуться в Россию героями, да ещё потребовать компенсацию за «поруганную честь». Теперь им стало ясно, что надеяться на всесилие Запада больше не приходится и отвечать по законам Российской Федерации рано или поздно придётся.
http://file-rf.ru/context/2965