Русская беседа
 
28 Марта 2024, 18:51:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Церковь в годы Великой Отечественной войны  (Прочитано 4500 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 11 Мая 2020, 00:01:35 »

ПРОХОЖДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ СМЕРТИ: МОНАХИ-ФРОНТОВИКИ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ


Фото: pechori.ru

«Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими» - так говорил иеромонах Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря Хрисанф о насельниках обители, прошедших Великую Отечественную войну.

Сегодня, в День Победы, мы предлагаем вспомнить их имена и почтить их память.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов)


Фото: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru    

Родился в 1914 году. Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Награжден орденом Красной звезды, медалью За отвагу, несколькими медалями «За боевые заслуги».

С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года - наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.

Искусствовед Савва Ямщиков вспоминал: «Меня часто спрашивали: почему такой красивый мужчина ушел в монастырь? Вот всюду разговаривают о том, что он был тяжело ранен, потерял возможность продолжения рода… И вот как-то сам он завел разговор на эту тему и сказал: “Савва, это все разговоры пустые! Просто война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал себе слово, что если выживу, то уйду в монастырь, чтобы бороться против будущих войн».

Скончался в 1975 году.


Схимонах Иеремия (Анфалов Андрей Иванович)

   

Родился в 1904 году в деревне Арестантка Чернушинского района Пермской области в семье крестьян Анфаловых, Ивана и Гликерии. Окончил 4 класса сельской школы. Научился плотницкому делу и работал по этой специальности до 1940 г.

В 1941 г. с самого начала войны Андрей Иванович был призван на военную службу в военизированную прифронтовую железнодорожную колонну № 3. По окончании войны работал в г. Минске на Западной железной дороге.

В 1973 г. Андрей Иванович приехал в г. Печоры Псковской области и поступил в число братии Псково-Печерского монастыря. Был пострижен в великую схиму с именем Иеремия. Скончался в 1986 году.


Иеродиакон Максим (Кирин Михаил Фёдорович)

 

Родился в 1919 оду в селе Секинесь Мамадышского района Казанской области в семье крестьянина. Образования не имел. В 1942 г. был мобилизован в Красную Армию на фронт, служил снайпером. В этом же году был тяжело ранен. Демобилизован в октябре 1945 г.

За время Великой Отечественной войны был награждён Орденом Красной Звезды и медалью «За взятие Берлина».

Ездил по храмам, пел на клиросе. В 1971 г. служил псаломщиком при храме в Новосибирской епархии и был пострижен во чтеца. В 1978 г. прибыл в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. В этом же году пострижен в мантию с именем Максим. Скончался в 1991 году.


Иеродиакон Анатолий (Семенов Андрей Семёнович)

 

Родился в 1905 году в деревне Варварино близ Пскова в благочестивой христианской семье. С 5 сентября 1939 года в рядах Советской Армии участвовал в войне против бело-финнов, получил ранение в бок разрывной пулей и лечился в госпитале.

В 1944 г. был взят на фронт санитаром, 19 октября 1944 года на Прибалтийском фронте осколком снаряда ему оторвало кисть левой руки.

В апреле 1945 г. прибыл в Псково-Печерский монастырь. В 1947 г. пострижен в монашество с именем Анатолий. В 1953 г. рукоположен в сан иеродиакона. В 1964 г. архимандритом Алипием (Вороновым) был назначен на должность уставщика братского хора.

В 1977 г. к празднику Успения Пресвятой Богородицы был награждён орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Скончался в 1986 году.


Игумен Савва (Бондаренко Пётр Андроникович)

 

Родился в 1909 году в селе Степок Таращанского района Киевской области в крестьянской семье Бондаренко Андроника и Иулиании. В 1925 г. окончил среднюю школу. В 1935 г. – Ленинградский медицинский техникум, после чего поступил в Лениградский медицинский институт.

В 1941 г. мобилизован в Красную Армию, где служил врачом. Был ранен. Имел награды. В 1945 г. был демобилизован в звании полковника медицинской службы.

По выходе на пенсию у него появилось желание стать священником. Его мечта осуществилась в далёкой Иркутской епархии. Владыка рукоположил его во диакона, затем во священника и дал приход в городе Якутске, где прослужил более десяти лет. За это время заочно окончил духовную семинарию и академию, принял монашеский постриг.

В 1982 году прибыл в Псково-Печерскую обитель, так как желал закончить жизнь в монастыре. Отец Савва ходил на церковные службы утром и вечером, участвовал в соборном богослужении. Скончался в 1984 году.


Схиархимандрит Паисий (Семёнов Пётр Васильевич)



Родился в 1924 году в крестьянской семье в деревне Паторки Псковского района Псковской области.

Окончил курс обучения в начальной сельской школе, работал дома по хозяйству.

7 июля 1944 г. Пётр Семёнов был мобилизован в Красную Армию и воевал с немцами. Был тяжело ранен и контужен 22 августа 1944 г. Более суток пролежал засыпанный землёй от взрыва снаряда. Лечился в госпитале и был демобилизован 14 декабря 1944 г. Награждён орденом Великой Отечественной войны.

15 октября 1945 года Пётр Семёнов поступил в Псково-Печерский монастырь, где проходил разные послушания. В дальнейшем пострижен в монашество с именем Паисий.

В 1948 го. В Лазареву субботу рукоположен в сан иеродиакона.

В 1949 г. рукоположен в сан иеромонаха.

С 20 ноября 1954 года служил на приходе в деревянном храме пророка Божия Илии деревни Юшково Печорского района. В 1999 году вернулся в Псково-Печерский монастырь и принял постриг в великую схиму. Скончался в 2000 году.


Архимандрит Антипа (Михайлов Василий Михайлович)

   

Родился в 1924 году в деревне Любять Палкинского района Псковской области. В 1941 г. окончил среднюю школу. В 1942-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне. Был награждён медалями: «За отвагу», «За победу над Германией». После Победы вернулся на малую родину.

В 1952 г. окончил Всесоюзный заочный институт советской торговли и работал по специальности. В 1955 г. поступил в Псково-Печерский монастырь. В 1956 г. посвящён в сан иеродиакона.

В 1957 г. рукоположен в иеромонаха. До 1960 года выполнял послушание пекаря и келаря. С 1960 года – усердный священнослужитель. В сане архимандрита скончался в 1989 году.


Архимандрит Иероним (Тихомиров Иван Матвеевич)

   

Родился в 1905 году в деревне Демидово Псковского района Псковской области в семье крестьянина. В 1941 г. мобилизован на военную службу и был тяжело ранен. Демобилизован на лечение в тыл.

С 27 мая 1947 г. – послушник Псково-Печерского монастыря. В этом же году в декабре пострижен в мантию с именем Иероним. Скончался в 1979 году.


Схимонах Иринарх (Казанин Василий Григорьевич)

 

Родился в 1908 году в селе Россоши Алтайского края. С раннего возраста трудился вместе с отцом в сельском хозяйстве. В 1930 г. был призван в Армию. Демобилизовался в 1932 г. В 1942 г. был призван из г. Череповца в Красную Армию. Был четыре раза ранен, демобилизовался в 1945 году.

Награждён Орденом Отечественной войны, двумя Орденами Славы, медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне».

В 1970 г. переехал в Печоры. В августе 1975 г. пострижен в мантию с именем Филипп. Нёс послушание столяра. Скончался в 1997 году.

* * *

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Когда в 60-е годы в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) открыто отказался подчиниться власти и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

«Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал», - писал журналист Леонид Виноградов.


См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/qnpDGrHfmVA    

Более подробно о жизни монастыря в годы Великой Отечественной войны можно почитать ЗДЕСЬ: https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/letopis/12-monastyr-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg .

https://pravoslavie.ru/121097.html

https://ruskline.ru/video/2020/05/10/pskovopecherskii_monastyr_monahiveterany
« Последнее редактирование: 11 Мая 2020, 00:04:04 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 22 Июня 2020, 20:41:40 »

Михаил Тюренков

День памяти, скорби, веры и надежды


Священник Евгений Крокос и бойцы Красной армии. Источник: "Журнал Московской Патриархии"

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь помогла нашей стране снять тот революционный накал, от которого за предшествующую четверть века едва не сгорела русская цивилизация.

"Господь нам дарует Победу"

22 июня 1941 года. Один из самых страшных дней русской истории. И вместе с тем большой православный праздник – Собор всех святых, в Земле Российской просиявших. Праздник относительно новый, хотя впервые установленный ещё в далёком XVI столетии, но впоследствии просто позабытый. Да, такое бывает, а потому, когда в самом начале русской революционной смуты в 1918 году Поместным собором Русской Церкви по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Тураева это празднование было возрождено, в этом был явный Божественный Промысл. Промысл, напомнивший о себе 23 года спустя.

Конечно, в тот июньский воскресный день 1941-го об этом не задумывались ни советские вожди, ни гитлеровские нацисты, в надменном бесовском помрачении рассчитывавшие в считанные месяцы поработить нашу страну. Но верующие люди (а ещё в 1937 году на всесоюзной переписи большинство советских граждан не испугались назвать себя верующими) нисколько не сомневались: по молитвам всех русских святых, чья соборная память совершалась в тот день, Господь нам дарует победу. Так, именно эти слова в тот страшный день прозвучали из уст Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), будущего Патриарха, обратившегося к народу задолго до Иосифа Сталина.

Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу.

В каждой русской семье хранится память об этом дне. В нашей она связана с моей родной бабушкой, а на тот момент 20-летней сельской учительницей Валентиной Алексеевной Арно. Валя Арно услышала известие о немецком вторжении в тамбовской глубинке, куда в XIX столетии перебрался с далёкого Запада её дед-француз, и уже очень скоро она вместе с тысячами таких же девчонок-комсомолок добровольно отправилась на тот же Запад. И била из своего ДШК по русскому небу, в котором оказались те, кто считал нас азиатскими "унтерменшами". Била до тех пор, пока не освободила сначала русское и столь же родное белорусское небо, а потом и соседнюю Польшу. А в 1945-м в Берлине на поверженном Рейхстаге написала четыре победные русские буквы своей французской фамилии. И только потом вернулась на родную Тамбовщину.


Источник: "Журнал Московской Патриархии"

Промысл Божий порой совершается очень сложно, но затрагивает всех нас: в 1945-м Тамбовскую епархию возглавлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), впоследствии прославленный в лике святых как Святитель Лука Крымский. Едва ли молодая комсомолка-фронтовичка Валя Арно пересекалась с владыкой, но уже сам факт такого "совпадения" автору этих строк очень дорог. А потому на роли в Великой Отечественной войне ставшего одним из самых почитаемых в Русской Церкви святых Святителя Луки мне бы хотелось остановиться отдельно.

Святитель Великой Победы

Практически все 1920-30-е годы Святитель, профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, самоотверженно принявший сан в самом начале советских антицерковных гонений, провёл в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но даже в лагерном и тюремном заключении продолжал исцелять как души, так и тела. Казалось бы, владыка должен был озлобиться на власть. Но, как ни парадоксально, он был настоящим русским советским патриотом. И на чекистских допросах, отнюдь не пытаясь выгородить себя (прочесть опубликованные протоколы и удостовериться в искренности несложно), отвечал:

"Революция ужаснула меня жестокостью... Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной армии, охранительницы мира".

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/hYPSfNSr0YA

https://www.youtube.com/watch?v=CK3PtYt-8wU&feature=emb_logo

А потому неудивительно, что уже в самом начале Великой Отечественной войны владыка Лука обратился к властям с просьбой вернуть его из ссылки, чтобы помочь Красной армии, ставшей в те страшные годы и дни Армией Божией. В первые же дни войны Святитель отправил телеграмму "всесоюзному старосте" Михаилу Калинину:

Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука.

С октября 1941 года Святитель становится главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя. Уже на седьмом десятке, с подорванным здоровьем он делал по 3-4 операции в день, чем спас многие сотни жизней. Впоследствии за этот подвиг владыка Лука будет награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", а за научные труды в области гнойной хирургии удостоится Сталинской премии I степени.

Все хирургические операции владыка Лука совершал с молитвой, более того, по многим воспоминаниям, чертил йодом крест на оперируемом, а в операционной держал икону. И советские руководители были вынуждены с этим считаться. Хотя в Москву впервые разрешили выехать только в сентябре 1943-го, после того, как в ночь с 4 на 5 сентября Сталин принял в Кремле необычных гостей, вот уже четверть века не посещавших это место, – иерархов Русской Православной Церкви.

Переломный 1943-й: 75 лет назад Сталин принял в Кремле будущего Патриарха


На фотоколлаже (слева направо): Иосиф Сталин, Митрополит Николай (Ярушевич), Митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский). Фото: www.globallookpress.com, "Журнал Московской Патриархии"

В ту историческую ночь в ходе долгой беседы с главой советского правительства митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) неожиданно для себя заручились сталинской поддержкой во многих вопросах: долгожданного избрания Патриарха, открытия духовных учебных заведений и даже освобождения многих архиереев и священников, находившихся в ссылках, тюрьмах и лагерях. И именно в Поместном Соборе, избравшем Святейшего Патриарха Сергия.

А вскоре после этого владыка Лука напишет замечательную статью "Праведный суд народа", где наглядно покажет, что Русская Церковь не имеет ничего общего с толстовскими идеями, а православные идеалы всепрощения никак не распространяются на нацистских агрессоров. Приведём заключительные слова этой статьи, вышедшей во втором номере "Журнала Московской Патриархии" за 1944 год:

Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой "любите врагов ваших"? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов, и для самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим! Я назвал немецких оккупантов антихристами. По праву ли, по справедливости? Это право дал мне Св. Апостол Иоанн Богослов, вот что сказавший: "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1 Ин. 3, 10).

Рабоче-крестьянское Красное... христолюбивое воинство

Конечно, в те страшные годы на фронтах не было полковых священников. Но даже самые юные красноармейцы прекрасно понимали, что воюют не за Третий Интернационал и его идеи, но за свою родную землю. За свою земную Родину, без любви к которой, по словам многих святых, не может быть подлинной любви к Отечеству Небесному. Сегодня многие знают, и мы на Царьграде об этом говорили не раз, каков был материальный вклад Церкви в дело Победы. Здесь и танковая колонна "Дмитрий Донской", и эскадрилья боевых самолётов "Александр Невский", созданные на средства прихожан православных храмов. Но самое главное – то, что Церковь непрестанно молилась за наше Рабоче-крестьянское Красное... христолюбивое воинство. Несмотря на то, что среди красноармейцев были люди разных вероисповеданий и отсутствия оных. Впрочем, бывают ли атеисты "в окопах под огнём"?


Танковая колонна имени Дмитрия Донского, построенная на средства верующих Русской Православной Церкви. Источник: "Журнал Московской Патриархии"

В итоге в годы Великой Отечественной войны именно Русская Православная Церковь помогла нашей стране снять тот революционный накал, от которого за предшествующую четверть века едва не сгорела русская цивилизация. И хотя советская власть осталась атеистической, она уже навсегда утратила то воинствующее богоборчество, которое в 1920-30-х годах привело к разрушению тысяч храмов и гибели десятков тысяч служителей Церкви. И в итоге через кровь и страдания нескольких поколений в 1945 году мы обрели Победу не богоборческого Третьего Интернационала, но исторической России.

Церковь и война: служение и борьба

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=CK3PtYt-8wU&feature=emb_logo

А потому, как бы ни скорбен и трагичен был день 22 июня 1941 года, именно он промыслительным образом стал началом русского возрождения. И в память о том, сколь великие жертвы были тогда принесены за это возрождение и освобождение, нам, православным христианам, важно как можно чаще молитвенно вспоминать о воинах той страшной войны. И как бы кто ни относился к архитектурным особенностям новоосвящённого Храма Воскресения Христова в подмосковном парке "Патриот", главного храма Вооружённых сил России, именно он с 2020 года становится центром этой соборной молитвы.

Вечная память и слава павшим героям!

https://tsargrad.tv/articles/den-pamjati-skorbi-very-i-nadezhdy_261504
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 23 Июня 2020, 12:14:26 »

Священный долг пред Родиной и верой. О вкладе Церкви в общую Победу

О Великой Отечественной войне сейчас говорят часто и много. Снимаются фильмы, пишутся книги, публикуются воспоминания ветеранов, становятся достоянием общественности рассекреченные документы… И всё же в истории страшных военных лет остаются страницы, о которых известно далеко не всем. Например, не все знают, что Русская Православная Церковь все эти годы помогала своей стране и своему народу не только словом, но и делом.

В День памяти и скорби – 22 июня – портал profiok.com рассказывает о вкладе Русской Православной Церкви в победу Советского Союза над гитлеровской Германией.




Два десятилетия гонений

После революции 1917 года в истории Русской Православной Церкви настали тяжёлые времена. В Гражданскую войну храмы разорялись и грабились как красными, так и белыми; в голодные 1920-е церковное имущество начали изымать в качестве источника средств для помощи голодающим Поволжья, а в 1930-е и вовсе началась официальная борьба с религией. В 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя, а в 1932 году в стране была объявлена «безбожная пятилетка»: согласно подписанному Сталиным декрету, к 1 мая 1937 года в СССР не должно было остаться ни одного верующего.

Репрессии тоже не обошли РПЦ стороной: только с 1937 по 1938 год в нашей стране был расстрелян или репрессирован каждый второй священнослужитель.

Сейчас это сложно себе представить, но на момент начала Великой Отечественной войны число действующих храмов в нашей стране исчислялось лишь несколькими сотнями, если не учитывать храмы, находившиеся на территориях, которые были присоединены к СССР в 1939-1940-х годах. В Советском Союзе не было ни одного зарегистрированного действующего монастыря. Не считая представителей высшего духовенства, живших за границей, на свободе оставались всего четыре действующих архиерея. Стоит ли говорить, что каждый из них жил в ожидании ареста.

«Накануне войны Церковь была практически уничтожена. Конечно, не в сакральном смысле – это невозможно, а в физическом», – констатирует доктор исторических наук Ольга Васильева, специалист по истории РПЦ в XX веке (экс-министр просвещения России – прим. profiok.com).

День 22 июня 1941 года совпал с православным праздником: в этот день Церковь празднует Собор всех святых, в земле Русской просиявших. В православной традиции любые катаклизмы, в том числе и война, воспринимаются как Божье наказание за отступничество: народ отходит от Бога, за это бывает наказан, проходит через испытания, после чего вновь возвращается к вере. Если следовать логике, к началу войны в РПЦ должны были отнестись как к закономерности. Однако этого не произошло. Церковь разделила все тяготы со своим народом, с которым у неё был общий враг и общее Отечество.

Благословение на подвиг

Знаменитая песня «Вставай, страна огромная!» прозвучала 26 июня 1941 года. Легендарное сталинское «Братья и сестры!..» было произнесено только 3 июля 1941 года.



А 22 июня, в день начала войны, Патриарший местоблюститель, 76-летний митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) разослал по всем приходам обращение, в котором говорилось, что Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю, – писал отец Сергий. – Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями».

Далее митрополит Сергий призвал соотечественников не посрамить славной памяти предков и заверяет, что в час тяжких испытаний найдётся дело каждому – рабочим и крестьянам, женщинам и мужчинам, юношам и старикам.

«Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа, – говорится в обращении. – Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

В конце обращения митрополит Сергий призывает священнослужителей не искать «выгод на той стороне границы» и «положить души своя вместе с паствой».

Всего за годы Великой Отечественной войны митрополит Сергий обращался с патриотическими посланиями несколько десятков раз.

Позже, в 1943 году, первоиерарх говорил, что у него не было необходимости задумываться, какую позицию нужно занять Церкви в ходе Великой Отечественной войны: «Простое приличие не позволило бы нам занять какую-нибудь другую позицию, кроме той, какую мы заняли, то есть безусловно отрицательную ко всему, что носит на себе печать фашизма, враждебную к нашей стране».

Стоит добавить, что к православному народу обращались и другие представители высшего духовенства, например, Ленинградский митрополит Алексий (Симанский) и патриарший экзарх Украины Николай (Ярушевич). Их послания утешали верующих, поддерживали их веру в победу и формировали патриотические чувства.

Крах иллюзий

По правде говоря, и в нашей стране, и в эмиграции были люди, которые надеялись, что Гитлер освободит Россию от большевиков и создаст независимое русское государство. Видимо, ориентировались на пример Александра I, освободившего Францию от Наполеона.

[/img]

У Гитлера, разумеется, подобных планов не было, несмотря на выбитую на ременных бляхах немецких солдат надпись «С нами Бог». Нападение фашистской Германии имело простую цель – расчленить страну, а не просто уничтожить богоборческий коммунистический режим.

«По доктрине христианство у немцев тождественно иудаизму, что противоречит немецкой расовой теории, – объясняет Ольга Васильева. – Немцы хотели сделать очень простую вещь. Зная, что русские религиозны, они собирались за короткий срок создать квазирелигию, заменив христианский крест свастикой».

Митрополит Сергий (Страгородский) на подобные настроения реагировал крайне жёстко и напоминал в своих воззваниях, что «пастырей, готовых идти в услужение к врагам нашей Родины и церкви», покарает духовный меч, вручённый Господом.

Впрочем, иллюзия о якобы христианской миссии Гитлера быстро разбилась о реальность. Недаром фашисты на оккупированных территориях расстреливали священников, посмевших огласить с амвона июньское послание Сергия. Тех же, кто поддержал оккупантов, к чести православного духовенства, были единицы.

На фронте и в тылу

Важно понимать, что в первые годы войны Церковь существовала фактически сама по себе и действовала независимо от власти. Более того, обращения высшего духовенства к пастве вообще были противозаконны, поскольку по закону они должны были окормлять верующих только в пределах своих храмов.

При этом священнослужители делали всё, что должно, в оккупации, в тылу и на передовой.



Епископ Лука (Войно-Ясенецкий), тот самый Святитель Лука Крымский, в честь которого названа учреждённая недавно медаль за заслуги в здравоохранении, на момент начала войны находился в третьей по счёту ссылке. Он направил в правительство телеграмму, где сообщал, что он – квалифицированный гнойный хирург и готов оказывать помощь советским воинам на фронте или в тылу. Его перевели в эвакуационный госпиталь в Красноярске, и он в течение нескольких лет делал по 3-4 операции в день, успевая консультировать коллег из других больниц и даже публиковать «Очерки гнойной хирургии». За эту книгу в 1946 году он получил Сталинскую премию, часть которой он перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне. Когда срок ссылки закончился, Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру.

Священнослужители воевали в рядах действующей армии, помогали партизанам на оккупированных территориях, собирали средства на нужды фронта. Прихожане жертвовали вещи, облигации и деньги, духовенство – облачение и кресты. Яркий пример – подвиг священника Феодора Пузанова, который сумел собрать на оккупированной псковской территории и передать на «большую землю» около 500 тысяч рублей.

В это сложно поверить, но за годы войны по приходам было собрано и направлено в фонд обороны страны около 300 миллионов рублей. На эти средства были построены истребительная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Димитрий Донской» из 40 танков Т-34.

Не стоит забывать и о духовной битве, которую вели священнослужители. Занимаясь мирскими делами, они ни на секунду не забывали о своём служении и неустанно молились. Впрочем, в эти страшные годы молились многие: как говорят, на войне атеистов не бывает.



Начало возрождения

К 1943 году руководство страны в лице Иосифа Сталина стало понимать, что у Русской Православной Церкви есть мощнейший потенциал, который можно и нужно использовать как внутри страны, так и в международных отношениях.

«Летом 1943 года было ясно, что войну Советский Союз уже выиграл и что следующим шагом будут территории в Европе, которые окажутся в зоне нашего влияния, – объясняет Ольга Васильева. – Через систему православного единства, то есть через церкви, которые до 1917 года имели тесное единение с РПЦ, можно продвигать государственные идеи. Но для этого её необходимо восстановить».

Кроме того, близилось открытие второго фронта, и международные связи РПЦ могли быть полезны для активного формирования общественного мнения в странах-союзницах. Легендарная встреча в Тегеране состоялась в декабре 1943 года, а незадолго до этого, 4 сентября 1943 года, Сталин вызвал в Кремль митрополитов Сергия, Алексия и Николая.

Кроме священнослужителей, на этой исторической встрече присутствовали зампред Совнаркома Вячеслав Молотов и полковник НКВД Георгий Карпов. По результатам разговоров было принято решение созвать Архиерейский Собор, избрать Патриарха, возобновить деятельность Синода, открыть богословские курсы и академии, запустить свечные заводы и снова начать издавать журнал Московской Патриархии.



Священный долг пред Родиной и верой. О вкладе Церкви в общую ПобедуПараллельно начала сходить на нет антицерковная пропаганда. В 1942 году даже вышла книга под названием «Правда о религии в России». Рассчитана она была на зарубежных читателей, обеспокоенных жестокими гонениями на Церковь в СССР.

На Архиерейском Соборе РПЦ 8 сентября 1943 года Патриархом был единогласно избран митрополит Сергий (Страгородский). К сожалению, прожил он недолго, и в феврале 1945 года РПЦ возглавил митрополит Алексий (Симанский), остававшийся во главе Церкви около 25 лет.

В 1945 году Пасха пришлась на 6 мая, день Георгия Победоносца. До Великой Победы оставалось всего несколько дней...

При подготовке публикации использованы материалы документального фильма «За веру и Отечество», снятого по заказу ОАО «ТВ Центр» в 2010 году, и работы священника Александра Колесова «Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны» (Московские епархиальные ведомости, №№3-4, 2005).

_________________________________________________

P.S. В книге «История, рассказанная народом», где собраны воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, встречаются рассказы представителей самых разных религий. Конечно же, есть и материалы, глубоко проникнутые православной верой. К примеру, О.А. Ермолова прислала воспоминания о своём дедушке, Даниле Фёдоровиче Соколове, сражавшемся на Волховском фронте, принимавшем участие в освобождении Донбасса, в Курской и Сталинградской битвах. Он был трижды ранен, контужен, имел множество наград. «Бабушка была верующим человеком. Может быть, благодаря её молитвам дед, хоть весь израненный, вернулся домой, – пишет О.А. Ермолова. – Она иногда цитировала Священное Писание: «И наступит время, встанут мёртвые и пойдут вместе с живыми». И оно наступило, это время. Встали наши герои и пошли в Бессмертном полку вместе с нами».

https://profiok.com/news/detail.php?ID=11890#ixzz6QArCh089

https://ruskline.ru/opp/2020/06/23/svyawennyi_dolg_pred_rodinoi_i_veroi

https://istorianaroda.ru/news/detail.php?ID=11890
« Последнее редактирование: 31 Декабря 2022, 00:34:23 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 23 Июня 2020, 12:40:35 »

За Веру и Отечество. Документальный фильм




TV Center

То, о чем говорится в фильме "За веру и Отечество", знают далеко не все. О вторжении гитлеровских войск в Советский Союз официально сообщили только в полдень, но митрополит Сергий узнал о начавшейся войне раньше, сразу после воскресной утренней службы, около девяти часов утра...

Потрясенный известием, он тут же заперся в рабочем кабинете, собственноручно напечатал на машинке текст послания и зачитал его прямо с амвона, а после этого обращение немедленно разослали по всем приходам. Так что такие нужные людям слова -- впервые прозвучали не из Кремля и куда раньше, чем знаменитые "Братья и сестры..." и "Вставай, страна огромная".

Какой вклад внесла Русская православная церковь в победу над фашистской Германией? Почему в 1943 году бывший семинарист Иосиф Сталин вдруг начал открывать храмы? И что происходило с церковью в самой Германии?

На эти и другие вопросы отвечают историки и участники войны: профессор, доктор исторических наук Ольга Васильева, кандидат исторических наук, кандидат богословия Андрей Кострюков, актриса Екатерина Васильева, а также протоиереи Василий Брылёв, Василий Изюмский и Всеволод Чаплин.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=RiUomOcekX8
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103262

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 25 Января 2024, 12:11:52 »

Под носом у фашистов. Как псковский священник советским партизанам помогал


Священник Федор Андреевич Пузанов

В эту ночь замершая, утопающая в снегах псковская деревня Шилы, что стоит среди широких хвойных лесов к северу от реки Гусины, мирно спала. И поэтому еще яростнее ее покой тревожила немецкая речь и лай собак. Фашистский патруль искал укрывшихся здесь партизан.

Уже 7 месяцев, как псковскую землю топтали сапоги врагов, безжалостных, стремящихся уничтожить местное население и построить здесь свой Третий Рейх – немецкий рай с фюрером вместо Бога и идеей национальной исключительности.

Патруль планомерно обходил дом за домом, немцев встречали испуганные сонные жители, показывали свои жилища, но партизан нигде не было. Наконец фашисты подошли к небольшому домику на окраине. К ним вышел бородатый человек в длинной широкополой одежде.

- Я отец Федор из храма в Хохловых Горках. Меня позвали исповедовать умирающую. У женщины тиф, она горит, уже в бреду. Зайдете али нет?

И немцы попятились назад. Еще чего не хватало: заразиться тифом, чтобы умереть в этой варварской стране! Да и что этому попу врать. Советскую власть священники ненавидят, ведь она стольких из них уничтօжила.

Немцы ушли, не зная, что отец Федор Андреевич Пузанов, настоятель храма грузинской иконы Божьей Матери, сам был советским партизаном и поэтому в ту роковую ночь спас от неминуемой смерти своих боевых товарищей.


Ф.А. Пузанов среди бойцов партизанского отряда

Сын бедняка и герой Первой мировой войны

Стать священником Федор, родившийся в 1885 году в бедной семье церковного псаломщика, мечтал с детства. Но непросто было воплотить эту мечту в жизнь! Ведь батюшка должен был получить хорошее образование, а он все время помогал семье, крестьянствовал, занимался подённым трудом, поэтому смог окончить только 2 класса школы.

Но церковную службу любил, знал ее хорошо.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Федора призвали на фронт простым солдатом. Воевал он храбро. Награжден тремя георгиевскими крестами и георгиевской медалью.

Вернулся в 1918 году домой, а страна изменилась до неузнаваемости.

Служение и арест

Новая власть священников не жаловала, но Федор твердо решил идти по стезе, выбранной им в юности. Сначала 1918 по 1920 год был псаломщиком в Уфимской области, потом дьяконом, с 1926 года священником.

Но через два года его арестовали, несколько лет он провел в лагере, потом в ссылке. В 1932 году вместе с женой и сыном переехал в город Чудов Новгородской области. Служить в храме ему не разрешали, Федор Андреевич трудился рабочим на производстве.

Война

Великая Отечественная застала его на Новгородской земле, сын уже учился в семинарии (позже он уйдет на фронт в пехоту).

А Федор Андреевич услышал об организации Псковской православной миссии и возможности служить в храмах в оккупированной части СССР.


Немцы в Пскове во время оккупации

Как известно, немцы пытались использовать священников Русской православной церкви в своих интересах, зная, что большевики выступали против традиционной религии. Но многие священники, соглашаясь войти в эту православную миссию, служили не оккупантам, а Богу, своему народу и Родине.

Отец Федор был как раз из таких.

Партизанский батюшка

Однажды в осенний день 1941 года к нему пришли партизаны и спросили: «Батюшка, а вы за кого?»

И отец Федор не раздумывая, ответил, что он за Родину.

Так началось его сотрудничество с советскими подпольщиками. Он передавал им информацию о перемещении немцев, собирал теплые вещи, доставал продукты, когда людям в лесу стало совсем голодно, отдал свою единственную корову.

В партизанском отряде к нему относились с уважением: ну подумаешь, что поп, но ведь свой русский человек, простой мужик.

Говорили, что отец Федор буквально под носом у полицаев смог собрать большие деньги и передать их на нужны советской армии. Он помогал беспризорным детям, которые содержались в местном приюте.

При этом священнику удавалось помогать партизанам так, что немцы ничего не подозревали. А ведь они могли его легко расстрелять за такие дела.



Подвиг

Красная армия в 1944 году одерживала победу за победой, и даже фашисты понимали, что псковской земли им не удержать. Тогда они собрались совершить свое последнее злодеяние. Собрали местных жителей и решили перегнать их в Германию. Разбор провести потом: кого на работы, а кого и в небытие.

Собрали людей с нескольких близлежащих сел. С ними добровольно находился и отец Федор. Священник проявил смекалку. Он подошёл к немецкому офицеру и шёпотом рассказал ему, что партизаны совсем расшалились, говорят, что перекрыли главную дорогу, начнут палить, как только увидят на ней немцев и местных.

Офицер принял его слова всерьёз и решил своих людей переправить по другому более безопасному пути, а отцу Федору с жителями приказал идти той самой дорогой, да еще пригрозил покарать его, если тот откажется.

Батюшка согласился, высказав полную покорность, а сам дождался, когда немцы уйдут на несколько километров, и приказал оставшимся идти за ним. Так он привел 300 человек в отряд партизан. Здесь измученные люди нашли приют, а когда Красная армия освободила их землю, вернулись в свои села.

За этот подвиг отца Федора перед всем отрядом его командир Герой Советского Союза Константин Карицкий наградил медалью.



После войны

Наверное, самой главной радостью отца Федора в 1945 году кроме известия о Победе стало возвращение живым с фронта сына Михаила. Тот, пройдя через все испытания, тоже решил стать священником.

Отец Михаил прослужит всю жизнь в Новгородской епархии и уйдет в мир иной уже в наши дни в глубокой старости.

А Федор Андреевич Пузанов проживет еще 20 лет и все эти годы будет служить Богу и людям. Хотя ему пришлось непросто: многие его собраться по священническому призванию относились к «партизанскому батюшке» с подозрением, мол, служил советской власти, пошел на сотрудничество в коммунистами-безбожниками.

Некоторые представители священноначалия обижали его из-за очевидной необразованности. Хотя в личном деле отца Федора остались свидетельства о его искренней вере, добрых отношениях с прихожанами, заботе о людях.

Да и советские чиновники корили пожилого священника, изобличая его как служителя культа. Но всем партийным работникам скромный отец Федор всегда показывал свою медаль «Партизану Великой Отечественной войны». И говорил о том, что так же, как и все, служил Родине, защищал страну в годину бедствий от врага.

Скончался он в 1965 году и похоронен был около Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области.



Эта могила сегодня не выглядит заброшенной. Потому что местные жители помнят своего духовного пастыря и ветерана двух тяжелых для России войн.

Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!