Михаил Зызыкин, Русская народная линия Завершение здания Третьего Рима введением Патриаршества в РоссииКо дню восстановления Патриаршества решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917 гНиже ко дню восстановления Патриаршества решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917 г. мы переиздаем девятую главу из книги «Царская власть и закон о престолонаследии в России» (София, 1924.- 192 с.) замечательного русского правоведа, историка, публициста Михаила Валериановича Зызыкина (1880-1960).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин.+ + +
Как мы упоминали, закончить здание Третьего Рима удалось только сыну Грозного Царю Феодору. Апостольское 34 правило гласит: «Епископом всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, яко Главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух». Правило это является основой канонического строя каждой поместной православной Церкви. И до введения в XVI веке патриаршества в Москве был таким первосвятителем Московский митрополит, носивший своё звание не в качестве почетного титула (как в Петербургский период), а как ранг, связанный с рядом прав по высшему руководству русской Церковью.
Но для восполнения «священной двоицы» и возвышения русской Церкви на подобающее ее действительному значению во Вселенской Церкви положение, недоставало сана патриарха. Только с установлением Патриаршества можно было считать законченным преемственную передачу Византийского наследия. И вот начались переговоры. Здесь не место подробно их описывать, но покажем только, с какой осторожностью и деликатностью подходит к этому вопросу самодержавный монарх, проникнутый сознанием своих обязанностей к Церкви. Мы восстановим событие по документам, изданным в 1858 г. Собственной Его Величества Канцелярией.
В июне 1586 г. царь воспользовался пребыванием в Москве Антиохийского патриарха Иоакима и собрал Совет Боярской Думы для рассуждения о том, чтобы возбудить вопрос перед приехавшим патриархом об устроении в России патриаршества. Боярин Годунов вступает по уполномочию Царя в переговоры с патриархом и просит, чтобы желание Царя было поставлено им на обсуждение со Вселенским и всеми остальными патриархами и Константинопольским патриаршим Синодом, и просит патриарха сообщить Царю о результатах этого совещания и о способе поставления патриарха. Согласившись лично за себя на установление патриаршества, патриарх заявляет, что такое великое дело можно учинить только по решению всех патриархов и Собора. В 1587 году в Москве узнали от некоего грека Николая, что оба патриарха Антиохийский и Константинопольский посылали за Александрийским и Иерусалимским, чтобы сообща обсудить в Константинополе Царское желание.
В июле 1588 года Константинопольский патриарх Иеремия приехал в Москву. Снова Царь собрал совет из супруги и бояр и возбудил вопрос о приглашении приехавшего вселенского патриарха остаться у нас и сделать свою кафедру во Владимире. После долгих переговоров патриарх наотрез отказался устанавливать патриаршество вдали от Царя; «ибо патриарх всегда бывает при Царе»; Государь тогда возбудил в Боярской Думе вопрос о том, чтобы просить Константинопольского патриарха поставить в патриархи Московского митрополита и дать чин поставления для руководства на все будущие времена. На это патриарх Иеремия согласился, и в январе 1589 года собрался Духовный Собор, которому Царь сообщил о согласии восточных патриархов установить в Москве патриаршество и о необходимости обсудить способ его ведения. Собор предложил Царю выработать порядок установления патриаршества, что Царь и сделал. Выработанный им чин избрания и наречения был одобрен Духовным Собором и представлен патриарху Иеремии, который его и утвердил. В назначенный день в Успенском Соборе собрался Духовный Собор во главе с Константинопольским патриархом. Этот Собор выбрал трёх кандидатов, из которых одного должен был окончательно выбрать Царь для поставления в патриархи.
В установленный день патриарх Иеремия вместе со всем Собором поставили избранного и нареченного Иова, повторив над ним весь чин архиерейского посвящения (для сообщения сугубой благодати). При поставлении патриарха участвовал по чину и Царь. Патриарх Иеремия вручил новопоставленному Иову посох, а Царь надевал на него золотую панагию и говорил речь, в которой указывал, что «Великий престол чудотворца Петра и патриаршества даются ему рукоположением и освящением патриарха и святых отец архиепископов и епископов нашего Самодержавного Царствия». Перед поставлением нареченный патриарх исповедал Православную веру перед лицом патриарха и царя, сидящих на амвоне в полных облачениях своего сана.
В мае же 1590 года в Москву была доставлена из Константинополя уложенная грамота за подписями патриархов Вселенского, Антиохийского, Иерусалимского и бывших на Соборе 42 митрополитов, 19 архиепископов и 20 епископов об установлении в России патриаршества. В этой грамоте было сказано между прочим: «И смирение наше собственными очами видело и радовалось благодати, величеству и распространению, данному от Бога сему царствию, ибо один только на земле Царь великий и православный, и не пристойно было бы не учинить воли его; мы же, приняв по разуму его, поставили на Москве патриарха Иова именем и благодатью Божьей, дали ему хриссовулу патриаршую и произволили, да он архиепископ Московский властвует, как пятый патриарх и будет достоинством и честью почитаться с иными патриархами во веки». Затем говорится о соборном установлении патриаршества на все будущие времена по постановлению всех патриархов и всего Вселенского Собора.
Так актами Восточных патриархов, стараниями и заслугами Царя Грозного и его сына Феодора теория III Рима нашла теперь осуществление в Москве, и рядом с единым царем православным стоял равноправный с прочими патриархами патриарх Московский и всея Руси.
Отношение царя и патриарха вплоть до Петра I были построены на основании воспринятом из Византии. Это было время расцвета церковных Соборов и совместной деятельности Царя с Церковью, в соответствии с Византийскими традициями. Соборы созывались многократно (в гг. 1551, 1562, 1573, 1580, 1620, 1654, 1660, 1667, 1675 и пр.) либо с предварительного согласия Царя, либо по его непосредственной инициативе (1551 и 1667); Царь на них принимал живейшее участие, но акты соборные подписывались только членами Освященного Собора. Государственная власть придавала им силу государственного закона либо привешиванием государственной печати (1503), либо просто в конце соборного постановления говорилось, что «Царь и Патриарх приговорили»; постановления Соборов назывались уложением Царским и Святительским или «Соборным уложением». Собор 1667 г. решал как полномочный правитель и судья в решении церковных вопросов с участием восточных патриархов и разбирал спорное дело между патриархом и царем.
С своей стороны Церковная власть принимала участие во всех важнейших и законодательных, и правительственных делах государства, а в смутное время в лице Патриарха Гермогена объединяла Русскую землю, была оплотом против шатания умов и центром национального самосознания.
http://ruskline.ru/analitika/2013/11/9/zavershenie_zdaniya_tretego_rima_vvedeniem_patriarshestva_v_rossii/