Притяжение фарфораВыставка в музее-заповеднике «Царицыно»Лет триста назад фарфор ценился наравне с золотом. Ему приписывали особые магические свойства, а выдача секретов его изготовления каралась смертью. И первую в мире «шарашку» организовал вовсе не Сталин, а саксонский курфюрст Август Сильный. Он засадил в тюрьму беглого алхимика Бетгера, приговор которому звучал примерно так: получить золото или что-нибудь равноценное. Неудачные попытки получить золото привели к созданию красного фарфора, а несколько позже в 1709 году были изготовлены первые в Европе изделия из белого фарфора. В начале 1710 года Август издал указ о создании мануфактуры.
Спустя 34 года по указанию императрицы Елизаветы Петровны на берегу Невы, в 10 км от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры» («порцелином» в то время называли белый фарфор, от итальянского porcellino — «поросенок»). 1744 год и считается годом рождения предприятия, называющегося ныне Императорским фарфоровом заводом (до 2005 года – Ломоносовский фарфоровый завод). В следующем году заводу исполняется 270 лет.
Фарфоровые сервизы императорского завода были на столах августейших особ и знати. А фарфор советского периода, несмотря на массовые производство, уже стал антиквариатом и предметом коллекционирования. Завод сумел выжить в трудные 90-е годы и сохранить творческий коллектив.
В преддверии юбилейной даты Императорского фарфорового завода 22 октября в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открылась персональная выставка «Фарфоровый путь» заслуженного художника РФ Галины Шуляк. Это уже третья по счету выставка художников завода в Царицыно.
Галина Шуляк – один из немногих художников, кто в своем творчестве умеет находить «золотую середину»: она создает вещи, которые занимают достойное место в музейных коллекциях, выполняются по государственным и корпоративным заказам и одновременно долгие годы тиражируются на производстве, становясь доступными широкой публике.
Сервизом «Замоскворечье» сервируют столы во время торжественных приемов в Московской областной думе. А «Кобальтовая клетка» стал фирменным сервизом престижного отеля «Астория» в Санкт-Петербурге. Из ее сервиза «Классика Петербурга» пили чай в петергофском дворце Монплезир гости Президента России на трехсотлетнем юбилее Северной Пальмиры.
На выставке представлено более 300 авторских произведений, созданных Галиной Шуляк за четыре десятилетия работы на Императорском фарфоровом заводе. «Фарфоровый путь» художника – это воплощенные в фарфоре впечатления от зарубежных поездок по странам Средиземноморья, в Египет, Бухару, Иран, по городам Китая, это - экскурс в историю русского авангарда, это и впечатления от красоты окружающей нас природы. Фарфор Галины Шуляк, в котором превалирует любимый ею кобальт, как правило, классически сдержан, а деликатное оформление росписи серебром и золотом придает вещам изысканность и утонченность.
Фарфору уже более полутора тысяч лет. Похоже, что никакие нанотехнологии не заменят этого рукотворного материала из естественного сырья, которое дала нам природа.
Валерий Родиковhttp://www.voskres.ru/kolonka/rodikov5.htm