Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 10 Ноября 2013, 11:35:39 » |
|
Концепция русского народа в публицистике Ф.М. Достоевского и ее значение в наши дни
Выступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литература – культурный ресурс солидарного общества»
«Всемирная отзывчивость», «всечеловечность» являются уникальными свойствами русского народа. Так считал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он называл русских "народом-Богоносцем", несущим свет Христовой Истины малым народам России, данными ей в удел для защиты от зла. Только на прочном основании этого свойства самого большого народа, создавшего государство, возможно построение солидарного общества в России. Духовно-нравственным фундаментом русских исторически выступает православная христианская религия и сформированная ею государственная идея России. «Православие – наш социализм», – писал Достоевский об общественных отношениях. "Русский человек не знает ничего выше христианства... он всю землю свою,… всю Россию назвал христианством, «крестьянством»… Вникните в православие. Это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации… Похоже ли наше тихое смиренное православие на предрассудочный, мрачный, заговорный, пронырливый и жестокий клерикализм Европы?.. (Полн. собр. соч. в 30-ти тт., 23, 130-131).
Осмысление православия как главной идеи жизни русской нации – одна из главных тем творчества писателя. В наши дня очевидно, что в православии заключается источник живой силы, единящее начало нации. Верность православию обеспечила духовную непобедимость народа, несморя на целое столетие губительных политических трансформаций. Даже сегодня, когда в конституции усеченного государства, объявленного "федерацией", отсутствует название и понятие "русский народ", когда русский человек лишен собственной земли, обильно политой кровью его героических предков, а Россия расчленена на самостоятельные многочисленные республики-государства "малых" народов – якутов, удмуртов, татар, чувашей, бурятов и пр., невзирая на полное политическое бесправие русских – народ, одержав духовную победу, сохранился и представляет собой реальную мировую силу. Примечательно, что итоги исторических катаклизмов рубежа 19-20вв. и рубежа 20-21 вв, подтвердили истинность пророчества Достоевского о русском народе. «Кто верит в Русь, – пишет Достоевский..., тот знает, что вынесет она все решительно… и останется в сути своей такою же прежнею, святою нашей Русью, сколько бы ни изменился бы, пожалуй, облик ее, но изменения облика бояться нечего… Кто верит в Русь, тому даже стыдно это». (Ф.М.Достоевский. Полн.собр.соч., изд. 3, т.11. СПб., 1888, с.213).
Переворот 1917 г., совершенный слепыми вождями слепых, представителями т.н. "образованного общества", вызвал к жизни массовый героизм народа, смиренно защищающего православие. Убийство Императора – Помазанника Божия – народ встретил в горестном безмолствии, в предчувствии наказания, по пушкинскому слову: "...Народ/ зрит Божий гнев/ и казни ждет". "Революция – барская затея", – писал Достоевский. Скоморошьему веселью предавались лишь недальновидные "верхи", не только не сумевшие уберечь от гибели Государя Императора и страну, но и сами вскоре исчезнувшие, искренне презраемые народом. Жертвами кроткого сопротивления стали свыше миллиона священников, шесть миллионов казаков и многие миллионы замученных и умерщвленных крестьян. Достоевский предсказывал, что "революция" "будет стоить 100 миллионов голов". По подсчетам авторитетного исследователя М.В.Назарова количество убитых, растерзанных и замученных превысило цифру в сто миллионов. Людей убивали на улицах, расстреливали в подвалах, уничтожали в концентрационных лагерях, морили голодом, травили удушающими газами, как тамбовских крестьян. Храмы взрывали, уничтожали, священников ссылали, веру стремились полностью истребить, как мерзко выразился раскаявшийся троцкист Хрущев, до "последнего попа". Это была масштабная религиозная война против православного народа, которая до сих пор еще не завершена. Однако народ не предал веру. По переписи 1937 года большинство народа назвало себя православными. А в 1942г. православные священники читали молебны в войсках и окропляли Святой водой воинов и танки, идущие в бой. За неоценимую помощь фронту РПЦ была награждена многими Орденами Отечества. Г.К.Жуков не расставался с Иконой Казанской Божией Матери вплоть до славной победы православия над сатанизмом.
"Безошибочное знание безграмотным русским народом главнейшей сути своей истории" (Д.), поистине удивительно. Наши солдаты воевали под масонскими звездами, хотя и с зашитыми в шинели крестиками, сражались под флагами-новоделами так же отважно, как и под имперскими знаменами. Удивительно, но формальности не затмили в их сердцах Истину, не поколебали национальную идею. Показательно, что часть русской эмиграции, преклоняясь перед лживой формой и лозунгами для глупцов, приветствовали предателя Власова, декларирующего "освобождение" России руками фашистов-сатанистов. Конечно, красный террор был настолько оскорбителен для русских, а кровавая власть так поразительно бесощадна, что мечтать об "освобождении" хотелось и в России. А ведь некоторые и до сих пор не уяснили, что гитлеровский фашизм и марксов коммунизм произрастают из единого корня фанатической убежденности превосходства одного народа над всеми прочими, несмотря на тактическую разницу демагогических приемов пропаганды.
"Пророк русский революции", Достоевский анализировал грядущие испытания как наказание за нравственную разделенность "верхнего сословия" и народа. Этот нравственный разрыв ярко высветили страшные события на Балканах – массовые убийства турками славян-единоверцев. Озверевшие турки распинали на крестах славян за веру, сжигали их живыми в православных церквах, подвергали их утонченным мучениям в виде отрезания по одному пальчику у младенцев на глазах у обезумевшей матери или подбрасывания младенцев вверх и убийство их в воздухе или просто выстрелом прямо в головку. В свете этих событий и поступков становится понятным сближение Германии и Турции еще в первую мировую войну. Союзнички испытывали одинаковое удовольствие от мучительства славян. Русский народ не колеблясь единодушно встал на защиту славян. А доморщенные либералы, и в их числе Л.Н.Толстой, не понимая чувства сострадания и великих задач народа, стремились обмельчить его благородный порыв, озвучивая фальшивые проекты открытия новых школ и построения дорог. "Без великой мысли не может существовать ни человек, ни общество", – напоминал Достоевский. – Будущую гармонию «внутреннего преуспеяния» нельзя купить явным бесчестьем, отказав в помощи славянам, зверски истребляемым турками. «Подъем духа нации ради великодушной идеи есть толчок вперед, а не озверение», – разъяснял писатель представителям «застарелого», мертвящего, «казенного» либерализма народную точку зрения. Чему научит молодежь явный подлец, не заступившийся за поругаемых славян-единоверцев? Разве сможет он стать народным учителем? Чуткие ко лжи юноши снова пойдут "искать правду на стороне и вне общества". Отживающее европейничанье оставило по себе «чрезвычайно много вредного предрассудочного вздора», – отмечал писатель. – "Главная историческая польза этих людей была отрицательная».(23, 122-123). Для доморощенных теоретиков европеизма и либерализма русский народ бывает «иногда ужасно неправдоподобен» (23, 110), а "русский мужик" для них "самый загадочный иностранец". «Народ национален, – пишет Д., и стоит на том изо всей силы, а мы общечеловеческих убеждений, да и цель поставили в общечеловечности»(25,17). В этом и состоял главным пункт разрыва.
Аберрация умов и духовные шатания 2-й половины Х1Х века связаны с завершением петровского периода русской истории: «Дальше дороги нет. Она вся пройдена». Совпадение этого явления с острейшим кризисом в Европе, грозит России катаклизмами, – уверен Д. В этой связи писатель призывает интеллигенцию к единению с народом, к пониманию и усвоению ею православной народной правды. «Нам нельзя разъединяться и разрывать с народом своим, иначе мы оба погибнем врозь».
Патологическое лакейство либералов перед Европой препятствует осмыслению великой грядущей опасности с Запада. "Всю Россию ненавижу! – визжал лакей Смердяков, демонстрируя заемное у господ презрения к русским. Нравственная ошибка стоила ему жизни. Либеральствующие умы не способны узреть очевидное бесстыдство внешней политики Британии, с которой, увы!, Россия через насколько десятилетий вступит в пагубный для себя союз под названием Антанта. Говоря о виконте Биконсфильде в статье под названием «Piccolo bestia» (пакостная тварь), Достоевский подчеркивает его бесчеловечность в отношении конкретных распятых башибузукамми на крестах двух священников, погибших в страшных муках».(23,102). Проеденные нигилизмом и нравственным развратом, либералы стали объективными врагами России, соединившись с ее политическими противниками. Внешнеполитическая ситуация осложняется активизацией в России инородных и чужеродных деструктивных влияний и тенденций, на которые интеллигенция, оторванная от народного духа, не понимает и противостоять им не может. Нравственным испытанием для общества явилось и наступление варварского капитализма, биржевых спекуляций, нечестных банкиров, громких процессов над вороватыми Ляндау, Шумахером, Струсбергом и другими антигероями «грязного биржевого разврата». По логике Д. принципы «святости текущей выгоды» и «плевка на честь и совесть» могут лишь временно давать материальные блага, но они "духовно развращают нации и в конце концов губят их. А правда и честь всегда кончали тем, что торжествовали». Внутренние слепцы и внешние зоркие враги «совсем не понимают России»… И в этом «главная наша сила», утверждает Д., – они «не знают, что если мы захотим, то нас не победят ни жиды всей Европы вместе, ни миллионы их золота, ни миллионы их армий, что… нас нельзя заставить делать то, чего мы не пожелаем, и что нет такой силы на всей земле». Благодаря либеральствующим недоумкам, «облетела Европу мысль, что гибнет Россия… Дрогнули сердца исконных врагов наших и ненавистников, которым мы уже два века досаждаем в Европе. Дрогнуло сердце Биконсфильда… Но Бог нас спас, наслав на них на всех слепоту: слишком уж они поверили в ничтожность России, а главное-то и проглядели. Проглядели они весь русский народ как живую силу и проглядели колоссальный факт: Союз Царя с народом своим!» (25,97).
В общерусском движении в защиту славян от патологических зверств вырождающихся турок–османов, несмотря на торжество криминальных банкиров и теоретического либеральничанья интеллигенции, народ заявил себя с ясной, точной и справедливой стороны вопреки шатающейся либеральщине. Народ счастливо избежал искушения «тельцом» и опасности помутнения народного идеала «лучшего человека». «В народную массу, – пишет Д.,– уже прорвался жид» и «чудовище материализма» в виде «золотого мешка». (23, 160-161). Но народ не упал на колени перед силой жидовского золота и восстал нравственно, «всей своей волей» против заражения материальным и духовным развратом. Свои древние начала он сберег в своем сердце. «Чистейшее золото духа народного» (выражение Достоевского) проявилось во всей силе в религиозной войне против истребления славян. Узнав о поругании православных славян, «вдруг вся Россия поднимается, встает и смиренно, но твердо выговаривает всенародное прекрасное свое слово». Заявлено всей землей русской, что именно она чтит и чему она верует. «Лучший человек по представлению народному, – пишет Д.,– это тот, который не преклонился перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанной работы на дело Божие, любит правду и когда когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнью. (23, 161).
Главным пунктом разъединения "высшего сословия и народа" является утрата чувства православной веры, чести и достоинства христианина "образованным" сословием. Это не просто утрата личного благородства, – это нравственное ослепление, влекущее за собой катастрофические политические последствия. Характерно, что несмотря на очевидность народного подвига, «слепые вожди слепых» недовольны вероисповедным характером пожертвований и смеют требовать жертвы не по религиозному принципу, но под лозунгом кровавой французской революции, символом которой явилась гильотина. По их мнению жертвовать можно лишь на «свободу», дабы не нарушать «гражданской равноправности». Мотив тот же, что и ныне, мол, у нас, тоже есть мусульмане. Что если русские татары захотят жертвовать единоверцам туркам? Ответ Д. актуален и в наши дни. В глазах любого мусульманина эта война – религиозная, под какой бы рубрикой ни оказывалась бы помощь. «Султан есть калиф всех мусульман, пишет Д.– Райя же по самому Корану не может быть свободен и не может быть равноправным мусульманину….Русский тем самым в глазах всякого мусульманина идет уже не на турок, а на все мусульманство. Но в таком случае, зачинщик войны уже татарин» (23, 161-162).
(Окончание следует)
|