Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 10:28:09  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сибирский характер  (Прочитано 1746 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 10 Ноября 2013, 11:54:42 »

Сибирский характер

Беседа



Спасибо юбилейному-двадцатому всероссийскому празднику русской духовности и культуры «Сияние России», что традиционно проходит в Иркутске по инициативе и под негласным патронатом Валентина Распутина. Этот «сиятельный российский» юбилей стал информационным поводом для давно мной задуманного интервью с моим земляком и коллегой – писателем Эдуардом Анашкиным, имевшим честь побывать на этом знаковом для всей читающей России празднике. Говоря преимущественно о «Сиянии России», мы с моим собеседником, конечно, не могли обойти вниманием и другие насущные проблемы России и русской литературы. Эдуард Константинович, по моим многолетним за ним наблюдениям, человек уникальный. Это писатель, вышедший из самой гущи русского народа, но никуда от народа не ушедший. Живёт многие десятилетия в глубинном старинном русском самарской селе, среди людей, о которых пишет. В лихие-девяностые, чтобы прокормить семью, даже чабанил. В те годы тотального беспредела даже работа чабаном была, прямо скажем, небезопасна. Одну историю из будней чабана рассказал как-то самарский поэт, друг Анашкина. Пас Эдуард Константинович стадо, и вдруг неподалёку тормознулась крутая иномарка. Из неё вышли крепкие ребята, как полагалось в те годы, облачённые в малиновые пиджаки. Настроенные весьма решительно, не заморачиваясь на общение с чабаном, ребятки схватили отбившуюся от стада овцу и стали засовывать бедное чужое животное в багажник иномарки. Видимо, шашлычку захотелось, дабы отдохнуть от трудов «ударного» рэкета. Анашкин, «вооружённый» лишь неказистой собакой, что говорится, при явном преимуществе «противника» тем не менее вступил с крутыми парнями, что говорится, в переговоры. Неизвестно, о чём говорили (вообще-то Эдуард Константинович, сколь его знаю, человек не особо словоохотливый!), но в итоге ребята пожали чабану руку, а овца вернулась в стадо... И вот живёт-проживает этот суровый на вид человек десятилетиями в отдалении от издательских и литературных столбовых путей-перекрёстков. Однако при этом сохраняет живейший интерес ко всему, что создавалось и создаётся ныне на огромных литературных пространствах России. Как сказали бы очеркисты советского времени – умеет держать руку на литературном пульсе страны. Пусть даже тот или иной автор проживает далеко-далече от Поволжья, но будьте уверены – Анашкин знает, какие книги им изданы, какие нашумели и прославили автора… Кстати, о книгах – у Эдуарда Анашкина большая и постоянно прирастающая новыми экземплярами библиотека современных писателей, многие книги с автографами авторов. При этом, будучи в курсе литературного процесса, Эдуард Константинович никогда не суетится. Никогда никуда не спешит. Поистине сибирская несуетность!

Как уже упоминалось, информационным поводом этого материала стало участие моего собеседника в прекрасном празднике русской духовности и словесности «Сияние России».

Диана Кан: Эдуард Константинович, для начала, наверное, следует, как полагается, спросить у тебя, каково тебе гостевалось на иркутской-сибирской земле. Хотя вдруг подумала – а какой ты гость в Сибири, ты же сам исконный сибиряк?

Эдуард Анашкин: Выпало мне судьбой родиться и прожить детство и юность в Сибири. Сам я читинский, из Хилка. Чита – моя родина, читать – любимое занятие! Многие десятилетия живу на Волге. Вот и думаю, кто я – волжский сибиряк и сибирский волжанин?.. Эта поездка в Иркутск – особая, из разряда приятных неожиданностей. Когда мне позвонили иркутяне и сказали, что я включён в состав делегации писателей по предложению Валентина Григорьевича Распутина, я поначалу даже дар речи потерял. Не сразу нашёлся, что ответить. Уже потом вспомнил, что в марте 2013 года, когда Валентин Григорьевич подписал мне свою новую книгу, автограф заканчивался так: «До встречи на иркутской земле». Вот они, наши русские классики! Ничего не обещают, но и сказанных слов на ветер на бросают. Я так ждал этой поездки, что как человек верующий понял – без искушений не обойдётся! Так и случилось: буквально за несколько недель до отъезда угодил в больницу, но Бог миловал! А когда я приехал в Иркутск и увидел состав делегации, то ещё раз осознал юбилейную значимость праздника. Сильнейший состав писателей! Поэт, публицист, главный редактор литературного журнала «Наш современник» Станислав Куняев. Российский политический и общественный деятель, писатель, публицист, член Секретариата Союза писателей России и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Писатель, преподаватель Московской духовной академии, сопредседатель Союза писателей России, главный редактор журнала «Благодатный огонь» и недавний лауреат Патриаршей премии в области литературы Владимир Крупин. Поэт, прозаик и главный редактор журнала «Москва» Владислав Артёмов. Главный редактор журнала «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), член Императорского Православного Палестинского общества, поэт Андрей Ребров. Народный писатель Республики Саха (Якутия), автор трёхтомного романа о Чингизхане Николай Лугинов. Выдающийся фотохудожник и кинооператор, член редколлегии журнала «Роман-газета» Анатолий Заболоцкий. Он в своё время иллюстрировал книгу Василия Белова «Лад», позже снял фильм о трагически погибшем губернаторе-сибиряке Михаиле Евдокимове, а теперь работает над фильмом о Валентине Распутине… И, конечно, сам Валентин Григорьевич Распутин, почтивший своим присутствием многие мероприятия праздника! Позже к группе писателей присоединился молодой талантливый поэт-иркутянин, ныне живущий в Москве, Василий Попов. И, конечно, тон празднику задавали и были «движителями» всего действа замечательные поэты-иркутяне – Владимир Скиф, Василий Забелло, Михаил Трофимов… Где бы ещё я, житель сельской глубинки, имел возможность пообщаться с этими замечательными людьми и выдающимися словотворцами?

Диана Кан: Да уж, роскошь человеческого общения переоценить трудно!.. Однако по своему опыту 2010 года, когда мне тоже посчастливилось побывать на этом празднике, знаю, что программа настолько насыщенна, что на «роскошь общения» и времени практически не остаётся… Но парадокс в том, что при таком более чем плотном графике мероприятий нет ощущения суетности. Наверное, потому, что сибиряки вообще народ несуетный. Они никогда никуда не спешат, но всюду поспевают вовремя. Как вовремя поспели на защиту Москвы зимой 1941 года, когда гитлеровцы уже рассматривали Кремль в бинокли…

Эдуард Анашкин: Сибиряки и суета – вещи несовместные, как гений и злодейство! Как и служенье муз не терпит суеты. Где духовность – там суеты нет, суета от лукавого… Плотность мероприятий действительно впечатляет. Даже вот один день взять для примера – день открытия праздника 29 сентября 2013 года. Официальное торжественное открытие праздника состоялось в Соборе Богоявления в Иркутске праздничным богослужением, на котором присутствовали и писатели, и горожане, и литературная общественность Иркутска. Потом все мы прошествовали крестным ходом на Соборную площадь у Спасской церкви, где прошёл молебен «Во славу земли иркутской». А уже в 15 часов в этот же день в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И.Молчанова-Сибирского состоялся круглый стол-встреча гостей праздника и общественности Иркутска. Темой стало состояние современной русской литературы. Открыл встречу министр культуры Иркутской области Виталий Владимирович Борышников. Вечером того же дня мы побывали при полном аншлаге на спектакле «Дом окнами в поле» по пьесе великого иркутянина Александра Вампилова в литературном театре «Слово»… Уже в первый день был задан тон последующей насыщенной творческой неделе встреч и выступлений. Писатели разделились на творческие группы. Мне довелось выступать перед студентами и преподавателями Байкальского государственного университета экономики и права. В Иркутском государственном университете путей сообщения, в Иркутском областном колледже культуры, перед читателями детской и юношеской библиотеки «Алые паруса»… Все мы, гости, присутствовали на церемонии открытия в областной библиотеке музейной комнаты сибирского поэта-основателя и первого ответственного секретаря Иркутской областной писательской организации Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского. На этой церемонии присутствовали дети, внуки и правнуки поэта, передавшие в дар уникальные экспонаты. Там мне посчастливилось пообщаться с дочерью И.И. Молчанова-Сибирского – Евгенией Ивановной. А ещё довелось выступить перед читателями в культурном центре имени Александра Вампилова.

Диана Кан: В 2010 году такого центра ещё, наверное, не существовало. Мы видели только памятник Вампилову в Иркутске и ещё нас возили на малую родину Вампилова в село Кутулик…

Эдуард Анашкин: Вампиловский центр – новый, в нём расположились музейная экспозиция, библиотека, картинная галерея и литературно-театральный салон. А самое главное – там присутствует атмосфера живого Вампилова, словно Александр Валентинович на минуту вышел и вот-вот вернётся. Его настоящие вещи, мебель, которой он пользовался. Портреты его друзей, живописные виды его любимого Иркутска, Байкала, его родного Кутулика, эскизы и макеты театральных декораций к его спектаклям… А вообще встреч было так много, что боюсь всё не упомнить. Но уж точно никогда не забуду поездку на малую родину Валентина Распутина в посёлок Усть-Уда, где стоит красавец Богоявленский храм, построенный с помощью Валентина Григорьевича. Об этом нам рассказал принимавший нас глава района Владимир Михайлович Денисов. Писатели побывали в этом храме и получили благословение настоятеля, протоиерея отца Владимира… В Усть-Уде прошло детство Валентина Григорьевича. Кто знает, может, среди тех мальчишек, что сегодня гоняют на велосипедах по Усть-Уде, тоже есть будущий русский писатель-классик!

Диана Кан: Ну если не писатель, то выдающийся человек, думаю, есть. Достоевский сказал, что русскому человеку нужна каторга. А каторга у нас всегда ассоциируется с Сибирью, хотя понятно, что если человек родился и вырос в Сибири, то Сибирь для него – никакая не каторга, а родина. Каторгой Сибирь может представляться какому-нибудь привыкшему к тёплу южанину… Хотя и ему Сибирь небесполезна будет, как случилось с одним южанином-каторжанином. Сибирь, обладающая уникальной способностью «переплавки человека», из «железного Кобы», лихого романтика и идеолога «эксов», выплавила мудрого «стального» правителя…

Эдуард Анашкин: Между прочим, местом одной из многих сталинских сибирских ссылок была Усть-Уда! Сталин не забыл об Усть-Уде, став генсеком. По его указанию многие юные усть-удинцы побывали в Москве…

Диана Кан: Ты вскользь обмолвился о том, что тебе довелось побывать там, куда писателей-гостей иркутяне обычно не возят – на могилах дочери и супруги Валентина Распутина. Если не хочешь об этом рассказывать, вопрос аннулируется…

Эдуард Анашкин: Там я побывал благодаря Анатолию Заболоцкому. Услышал случайно, как Анатолий Дмитриевич попросил художественного руководителя Иркутского театра русской драмы, Заслуженного деятеля искусств России Михаила Корнева свозить его на кладбище, где похоронены Мария Валентиновна и Светлана Ивановна Распутины. И попросил взять меня с собой, мне давно уже хотелось поклониться могилам этих женщин, которых так любил и любит Распутин. Когда мы уже тронулись в путь, выяснилось, что никто не знает, где находятся могилы. И я рискнул позвонить Валентину Григорьевичу. Он помолчал в трубку. Потом спросил: «А где вы сейчас находитесь?». Мы были ещё в пределах Иркутска. Валентин Григорьевич велел подъехать к нему. Вышел с пакетом в руке. Как назло, у нас не получилось купить цветов: цветочный магазин, на который мы рассчитывали, оказался уже не цветочным!.. Так вот, без цветов, явились мы на кладбище. Когда стояли около могил Марии и Светланы Ивановны, Валентин Григорьевич вынул из пакета бутылку вина. И снова накладка – в машине не оказалось ни штопора, ни стаканчиков. Михаил Корнев как-то чудом протолкнул пробку в глубь бутылки. И мы, что говорится, прямо «из горла» пригубили по глотку. Я себя в душе ругал, что не подготовился к поездке. Грустно стало, что судьба порой посылает нам возможность, а мы оказываемся не готовы… Я видел, что и у моих спутников как-то погрустнели и помрачнели лица. Только Распутин стоял, как всегда, отрешённо. Да ещё Анатолию Заболоцкому некогда было предаваться мрачным думам, он снимал на камеру для будущего фильма кладбище, лес… И тут вдруг с дерева белочка! Прыг к нам. И ну вертеться возле нас! И не боится нас, человеков! Смотрю на белочку и как-то полегчало на душе. А Валентин Григорьевич говорит: «А ведь это добрый знак, это душа усопших даёт нам себя знать…». Анатолий Заболоцкий уж эту белочку как только ни снимал, с каких ракурсов! А она и кинокамеры не боялась!

Диана Кан: Вспоминая поездку в Иркутск, могу сказать по прошествии трёх лет, что, пожалуй, двумя самыми яркими впечатлениями для меня стали Байкал и Распутин. Они оба чем-то похожи. Оба на вид мрачноватые, даже как бы отрешённые. Но при этом излучают совершенно особый свет. Свет и сияние Байкала!

Эдуард Анашкин: Байкал не случайно сибиряки озером не зовут. Только морем. «Славное море, священный Байкал». Как европейскую часть России невозможно себе представить без Волги, так Сибирь немыслима без Байкала! Незабываемое впечатление оставляет экскурсионная поездка по знаменитой Кругобайкальской железной дороге. Во время этой поездки экскурсовод показала нам бывшую дачу Валентина Распутина, она находится буквально метрах в тридцати от Байкала. Распутин приобрёл этот скромный дом из крепких лиственничных брёвен в 70-ых годах, там были написаны многие его произведения, ныне ставшие мировой классикой. Не могу не удержаться, чтобы не процитировать стихи иркутского поэта Владимира Скифа: «…Мне кажется, вселенную разбудит // Гремучая байкальская волна…// В тугую грядку Валентин Распутин // Бросает золотые семена. // Он слово Вдохновения посадит, //Которое не зарастёт быльём… // Хорошей жатвы, мудрый наш писатель, //Тебе в байкальском домике твоём…». «Кругобайкалка», как иркутяне называют Кругобайкальскую железную дорогу, меня поразила не только мощной красотой великого Моря-озера, по берегу которого она проложена. Но и теми мощными, на века сооружёнными в прежние времена, тоннелями, сквозь которые следовал поезд. На станции Половинка наш туристический состав остановился на целый час, чтобы все могли без суеты и спешки полюбоваться эпической красотой Байкала. Вода в Байкале в этот день начала октября была всего 12 градусов. И уже шёл снег. Но это не помешало писателям окунуться в ледяную байкальскую купель…

Диана Кан: Эдуард Константинович, ледяную эту воду знаю не понаслышке – довелось окунуться также в октябре. Снег, правда, тогда не шёл. Но вода была леденющая!.. Резонно опасаясь простыть, даже не чихнула после! Хотя, поди, вода в Байкале тёплой не бывает даже летом. Живущие на берегах Байкала буряты, считающие море-озеро живым и святым, уверены, что каждое погружение в Байкал словно бы возрождает человека. Хотя понятно, что это требует твёрдости и крепости духа.

Эдуард Анашкин: Крепости и твёрдости нашим русским писателям-мужикам было не занимать. Под снегом погрузились в воды Байкала, а потом грелись и обсыхали у костра. А «костровыми» были мы с поэтом Василием Поповым. Добыли хворост, развели и поддерживали огонь, а потом Василий Попов прочёл приобщившимся байкальской купели писателям стихи, тоже для «сугреву»… Байкал и живой огонь костра и душу, и тело излечивают. И мы с Поповым успешно с сохранением огня справились. Как-никак – сибиряки оба. И хотя многие годы и он, и я, живём вдали от Сибири, но, хочется верить, крепости сибирского характера не утратили…

Диана Кан: Эдуард Константинович, ну вот мы подошли, собственно, к главному. Каков он, по-твоему, настоящий сибирский характер. Весь мир безуспешно веками пытается разгадать загадку русской души. А самим русским людям впору говорить о «загадочной сибирской душе». Может, уникальность этой души в том, что она выстрадала себя в суровом климате Сибири? Не случайно товарищ Сталин, который сам в своё время «освоил» сибирский характер в ссылках, в самые отчаянные дни войны 1941 года, как на последний оплот государства надеялся на сибирские полки, что шли к Москве на подмогу через всю Россию?

Эдуард Анашкин: Сама природа Сибири, самый уклад сибирской жизни способствуют тому, что люди с плохими душевными качествами в Сибири не уживаются и не укореняются. Сибиряки не спешат ничего никому обещать, но когда надо России – в лихолетье поддержат, Москву спасут, страну природными богатствами обеспечат… Но главное природное богатство Сибири – люди. Сибирский характер, на мой взгляд, это русский характер в высшем его выражении.

Диана Кан, Эдуард Анашкин (Самара)

http://www.voskres.ru/interview/kan1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!