Реалии и перспективы. Научно-образовательный потенциал высшей школы РоссииВыступление на секции XVII Всемирного Русского Народного Собора «Отечественная литера-тура – культурный ресурс солидарного общества»Чтобы нам сохранить на годы вперед свой статус великой евразийской державы, власти России должны брать сегодня пример с властей как самой мощной азиатской державы, так и самой мощной державы Запада.
Потому что количество, например, научно-образовательных учреждений в области культуры и общественных наук, существующих в КНР – совершенно необъяснимо с точки зрения нынешнего Министерства образования и всего Кабинета министров РФ.
Однако Император Востока – Председатель КПК – прекрасно понимает, зачем его стране нужно тратить деньги на гуманитарные исследования, от которых ей не будет никакой денежной выгоды ни завтра, ни послезавтра.
И Император Запада – президент США – также понимает, зачем Соединенным Штатам нужно финансировать исследования в области античной (греко-римской и византийской) истории и культуры, классической филологии; зачем при этом нужно вкладываться в археологические исследования – причем в нашей, а не их, античной ойкумене. (Собственно американская история – совсем не археологична: там просто нечего копать! Но страна, притязающая на статус мировой империи, очевидно, просто обязана изучать имперский опыт Рима.)
Для справки:
В США сегодня полторы сотни колледжей предлагают – каждый: от 2 до 10 различных курсов обучения классическим (древним) языкам – греческому и латыни. (У нас же в России едва насчитывается 2 десятка соответствующих кафедр и других подобных институций.) 169 американских университетов и колледжей предлагают программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры по античной истории и классической филологии. В примерно сотне высших учебных заведений США проводятся научные исследования в этой области. В стране действуют три десятка ассоциаций и организаций, объединяющих специалистов в этой области.
В 2012 году, например, крупнейшая из них – Американская филологическая ассоциация – получила от Национального фонда гуманитарных исследований 650 тыс. долларов на программу развития античной истории и классической филологии в 21 веке – для выдачи исследовательских грантов. Это – в дополнение 2 млн. 600 тыс. долларов, полученным от 1200 других спонсоров, начиная с 2005 года.
Историки прекрасно помнят, какими семимильными шагами развивалась на рубеже XIX-XX веков вновь созданная Германская империя. Но далеко не случайно одновременно с экономикой и естественно-научным знанием в этой Империи развивалось и гуманитарное знание – та же классическая филология и история античности, например, или философия.
И в Российской империи на пике ее развития – сто лет назад – также получали необходимые инвестиции не только промышленность и естественные науки, но и история, юриспруденция, философия, филология.
Если сегодня мы намерены развиваться ускоренными темпами – нам придется инвестировать не только в транспортную или промышленную инфраструктуру, не только в сельское хозяйство и прикладную науку. Нам придется все больше средств вкладывать и в культуру, в гуманитарное знание и в народное просвещение.
Нам невозможно притязать на создание большого геополитического и геоэкономического проекта без соответствующего политического, общественно-научного, гуманитарного сопровождения.
Как известно, исключительно экономические соображения далеко не всегда определяют даже, казалось бы, чисто экономические решения.
Например, строительство тоннеля под Ла-Маншем экономически невозможно было оправдать, и он в ближайшей перспективе нескольких десятилетий просто не может окупиться. Решение о его строительстве было чисто политическим. (Надо сказать, что тот бизнес, который строил тоннель, конечно, заработал на нем. Но вот тот бизнес, что занимался паромным сообщением между Британскими островами и континентом – явно проиграл.)
Сегодняшняя Россия не сможет предложить своим евразийским партнерам собственный образовательный проект, привлекательный для них, если она предварительно не выработает соответствующих времени и месту подходов к развитию своего интеллектуального, научно-образовательного потенциала.
Присно поминаемый «Болонский процесс» – не может служить для нашего образования, нашей высшей школы проводником по пути евразийской интеграции, ибо «болонская» идеология и методология выстроены под другой геополитический проект – проект Евросоюза.
А как США не могут видеть в нынешней Европе образец для подражания, так и Россия не должна этого делать – даже если кому-то из высокопоставленных функционеров оттого очень хочется.
Поэтому, вне зависимости от желания или нежелания нынешнего министра Ливанова, нашему Министерству образования придется вновь становиться Министерством народного просвещения: так оно звалось в царское время. Потому что термин «просвещение» несет в себе не только функцию собственно образования, но и не менее важную функцию воспитания.
Министерству этому в ближайшее время придется резко обновляться и браться за разработку нового – собственно российского и евразийского – образовательного и просветительного проекта.
Такого проекта, который способен стать основой и поводом для создания единого пространства образования и просвещения для стран Таможенного союза, а в перспективе – и для Союза Евразийского.
Александр Фоменкоhttp://www.voskres.ru/idea/fomenko1.htm