Русская беседа
 
08 Декабря 2019, 12:09:43  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Апостол и евангелист Матфей  (Прочитано 929 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77836

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 29 Ноября 2013, 12:14:13 »

Апостол и евангелист Матфей

Слово протоиерея Александра Шаргунова на память святого



В теленовостях показывают иногда фондовые биржи Нью-Йорка, Токио, Парижа. Агенты валютных обменов лихорадочно звонят по телефону, ожидая большого навара. Все сосредоточено на курсах акций, на прибыли и убытках. Разумеется, такой лихорадочной атмосферы не было в таможенном бюро по сбору пошлин, где трудился среди многих других иудей по имени Левий, или Матфей. Его контора была около великого торгового пути, ведущего с Востока к Средиземноморью, недалеко от Капернаума.

И вот здесь проходит Христос. Его взгляд падает на Матфея. Почему на него? Почему не на другого? Почему не на других? Мы не знаем. Это выбор державной свободы Господа. С этого момента жизнь Матфея меняется. Кто сподобился услышать такой призыв Бога в своей жизни, может понять, о чем идет речь. Бог не просто склоняется с высоты, чтобы обозреть, что происходит внизу, в суматошном копошении нашего земного мира. В жизни бывают моменты, когда Бог проходит, - я чуть было не сказал «лично», Бог проходит совсем рядом и смотрит на меня, лично на меня, среди всех моих занятий, в круговороте моих дней, и обращается прямо ко мне: «Следуй за Мною». Для Матфея это был решающий момент его жизни. В Евангелии лаконично сказано: «Ион, оставив все, встал и последовал за Ним». Он напишет об этом сам, апостол и будущий евангелист Матфей. Он знает, как никто другой, какие перемены встреча с Господом принесла в его жизнь.

Книжники и фарисеи, ревнители благочестия, не могут видеть, что жизнь его тотчас же переменилась. Напротив, они мрачнеют - оттого что этот Иисус приходит в дом к этому мытарю, который устраивает для Него и для своих друзей праздник. В те времена разделить с кем-либо трапезу означало почтение и дружбу. Почему ваш Учитель ест и пьет за одним столом с таким сбродом? Фарисеи искренне старались вести жизнь честную и благочестивую, идя ради этого порой на большие жертвы, в том числе и в материальном плане. Кому неясно, особенно в наши дни, как трудно соблюдать заповеди Божии тем, кто занимается коммерцией или политикой! Так что волнение фарисеев очень понятно.

Ответ Господа им прост и ясен. Однако он требует великой перемены в мыслях: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Те, кто живет как Матфей, - душевно больны. И Господь хочет, чтобы они узнали, что жизнь заключается совсем не в том, чтобы положить в карман как можно больше денег. Хорошо вести честную и даже очень благочестивую жизнь. Но это не должно давать повода презирать других. Милости хочет Господь, а не гордой жертвы. Ибо кто из нас, какой бы честной ни была его жизнь, не зависит от милости Божией и милости других людей?

Духовная проблема фарисеев - в том, что они полагают себя праведниками или теми, кто более или менее оправдан своими жертвами. Они не хотят признать, что милосердная любовь Божия - это совсем другое. Мы должны сделать выбор - либо наша праведность, либо милосердная любовь Христова. Святые мученики и все святые сделали этот выбор, отдав себя Его милосердной любви. Существует ложное понимание милосердной любви, согласно которому люди думают, что могут жить как угодно. На самом деле милосердие более требовательно, чем все наши представления о правде. Исполняя свой долг, мы отдаем часть себя, а милосердие требует, чтобы мы отдавали себя целиком. Оно предполагает, что каждый день мы будем учиться отвечать на зов Христов - молитвой, слушанием слова Божия, покаянием, любовью. Только так человек может предстоять перед правдой Божией, ибо Бог пришел не судить мир, но спасти его. Милосердие зовет к покаянию. Чем больше нам будет дано узнавать милосердие Божие, тем глубже будет наше покаяние. Когда мы предстоим перед Крестом Христовым, мы видим, как велика наша ответственность. В конце концов, Бог не занимается подсчетами. Он хочет показать нам Своей любовью, что единственная наша подлинная вина - в том, что мы не умеем любить. Но Бог идет дальше. Он дает нам Свою любовь, чтобы научить нас любить. Он пришел к людям, чтобы дать благодать прощения и дар любви.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. В тайне милосердия открывается апостолу и через него всем людям служение Христа - как Пророка и Законодателя, Царя над миром видимым и невидимым и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей. Если мы подлинно приняли этот дар, вся наша жизнь должна стать таинством покаяния - предстоянием перед Крестом и Евангелием.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/29/apostol_i_evangelist_matfej/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77836

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 29 Ноября 2015, 12:04:42 »

«Следуй за Мною»

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти апостола и евангелиста Матфея



Один епископ, проповедуя о силе покаяния, сказал: «Если кто-нибудь скажет вам, что кусок угля стал алмазом, что червь превратился в орла, а волк — в овцу, кто поверит этому? Никто. Уголь останется углем, червь — червем, и волк — волком. Они не изменяют своего естества. Но то, что нельзя увидеть в физическом мире, может произойти в нравственном и духовном — в мире Божественной благодати. Поистине, эти изменения могут быть просто потрясающими».

Кто был Матфей, прежде чем стал учеником Христовым? Он был грешником, весь черный, как уголь. Он был подобен червю, ползающему в грязной земле. Он был волком, разрывающим овец на куски. И вот совершилось великое преображение: уголь стал сияющим алмазом, червь — орлом, парящим среди небесных высот, волк — овцой Христовой, грешник — святым. Как это произошло?

Обратим внимание на то, как рассказывает об этом Евангелие. Чем занимался Матфей или Левий, когда впервые призвал его Христос? Есть профессии, благородство которых никто не осмелится подвергнуть сомнению, — такие, например, как земледелец, пастух, рыбак, плотник. Эти люди зарабатывают свой хлеб в поте лица своего. Но некоторые профессии, по самой своей природе, совершенно греховны, и они не заслуживают именоваться профессиями. В них так много возможностей для греха, что если не быть к себе внимательным, можно, занимаясь ими, навредить сильно другим и себя погубить.

Матфей был сборщиком податей — не таким, какими являются у нас бедные работники налоговых служб, собирающие установленное законом для государства, хотя и они, если нет у них страха Божия и совести, могут легко искуситься деньгами и злоупотребить своей профессией. Сборщики налогов, мытари во времена земной жизни Христа, приобретали право на свою деятельность и могли вести себя как угодно, пользуясь наивностью людей, живших в страхе перед могущественным Римом. Вместо того, чтобы взять, например, 100 монет, они брали 200, 300, 500. Скупые, жадные, не брезгующие ничем, эти мытари были кровопийцами народа, собирая много денег и богатея день ото дня. А сколько сегодня в нашей стране развелось таких воров — не поддается никакому сравнению!

Матфей был сборщиком податей. Все ненавидели его, смотрели на него с отвращением. Но был один, кто не ненавидел его и не обходил его стороной. Этот один был Христос. Будучи Богом, Христос видел не только внешнюю сторону человека, но также и внутреннюю. Сердцеведец Господь видел и видит глубины человеческого сердца. Он видел, что в глубине сердца Матфея, за поверхностным слоем зла и обмана было желание добра, которое ждало возможности, подобно искре, вспыхнуть и загореться святым огнем, попаляющим всякое зло.

Такая возможность наступила. Это был благословенный момент, стоящий вечности. Христос увидел Матфея у его конторки ожидающего, наподобие паука, очередную жертву. Христос взглянул на Матфея и увидел, что этот человек может совершенно перемениться. Господь сказал ему: «Следуй за Мною». Это значит: «Матфей, оставь свое дело, иди со Мной и стань Моим учеником». Не возражая, не колеблясь, не откладывая, Матфей оставил все и пошел за Христом. Он всему золоту мира предпочел любовь и следование за Христом.

День, когда Матфей решился следовать за Христом, был счастливейшим днем его жизни. О, если бы у всех людей наступил такой же счастливый день в их жизни! Для Матфея и для всякого подлинно верующего человека счастливейшим днем его жизни был день, когда он сподобился узнать Христа — узнать не внешне, не формально, но существенно, духовно и уверовать в Него как в Спасителя его души. Не зная как выразить свою радость, Матфей приготовил праздничный пир. Он пригласил к себе Христа. Многие мытари и грешники также были позваны им. Христос — за одним столом с мытарями и грешниками! Это было соблазном для фарисеев, которые считали себя праведными. Но Христос сказал им (и эти его слова — обличение вчерашних и сегодняшних фарисеев и утешение грешникам всех времен): «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

С этого времени Матфей вместе с другими учениками следовал за Христом. Он был вместе с ними в Сионской горнице, когда воскресший Христос пришел и сказал: «Мир вам». Он был там, откуда Христос вознесся на небо. Он был со всею Церковью в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на учеников и просветил их.

Исполненный веры, надежды и любви, Матфей принял также жребий апостольского служения. Он обошел множество мест и достиг даже Эфиопии. Он ревностно проповедовал Христа, привлекая к Нему словом и чудесами множество людей. В конце он принял мученический венец. Евангелие, которое он написал, сделало его имя известным всем векам и народам. Именно это Евангелие возвещает о страшном дне Последнего Суда, когда судьбы всех определятся на вечные времена.

Совершая память святого евангелиста Матфея, постараемся услышать и мы спасительный зов Христа: «Следуй за Мною». И сегодня есть души, которые слышат этот голос и, отвергнувшись себя, следуют за распятым и воскресшим Христом. Есть среди них такие, кто продолжает нести миру апостольскую проповедь о Христе. Однако слова: «Следуй за Мною» обращены не только к ним, но ко всем христианам. Христос не зовет нас в дальние страны проповедовать о Нем. Он зовет нас оставить наши греховные страсти и следовать за Ним высоким и трудным путем веры и правды. Все мы призваны подражать апостолу Матфею, как он — Христу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/28/sleduj_za_mnoyu/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77836

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 22 Августа 2017, 11:51:38 »

22 августа - память Апостола Матфия



Житие апостола Матфия

Свя­той апо­стол Мат­фий ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на; с ран­не­го дет­ства он изу­чал За­кон Бо­жий по свя­щен­ным кни­гам под ру­ко­вод­ством свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. Ко­гда Гос­подь Иисус Хри­стос явил Се­бя ми­ру, свя­той Мат­фий уве­ро­вал в Него как в Мес­сию, неот­ступ­но сле­до­вал за Ним и был из­бран в чис­ло 70 уче­ни­ков, ко­то­рых Гос­подь «по­сы­лал по два пред ли­цем Сво­им» (Лк.10:1). По Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­стол Мат­фий был из­бран по жре­бию в чис­ло 12 апо­сто­лов вме­сто от­пад­ше­го Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1:15-26). По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­стол Мат­фий про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Иеру­са­ли­ме и в Иудее вме­сте с про­чи­ми апо­сто­ла­ми (Деян.6:2, 8:14). Из Иеру­са­ли­ма с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Ан­дре­ем хо­дил в Ан­тио­хию Си­рий­скую, был в кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ти­ане и в Си­но­пе. Здесь апо­сто­ла Мат­фия за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, из ко­то­рой он был чу­дес­но осво­бож­ден апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. По­сле это­го апо­стол Мат­фий пу­те­ше­ство­вал в Ама­сию, го­род на бе­ре­гу Пон­та. Во вре­мя 3-го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Ан­дрея свя­той Мат­фий был с ним в Едес­се и Се­ва­стии. По цер­ков­но­му пре­да­нию, он был с про­по­ве­дью в Эфи­о­пии Пон­тий­ской (ны­неш­няя За­пад­ная Гру­зия), Ма­ке­до­нии, мно­го­крат­но под­вер­га­ясь смер­тель­ной опас­но­сти, но Гос­подь со­хра­нял его жи­вым для даль­ней­шей про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Од­на­жды языч­ни­ки за­ста­ви­ли апо­сто­ла вы­пить отрав­лен­ное пи­тье. Апо­стол вы­пил его и не толь­ко сам остал­ся невре­ди­мым, но ис­це­лил и дру­гих уз­ни­ков, ослеп­ших от это­го пи­тья. Ко­гда свя­той Мат­фий вы­шел из тем­ни­цы, языч­ни­ки тщет­но ис­ка­ли его, так как он сде­лал­ся для них неви­ди­мым. В дру­гой раз, ко­гда языч­ни­ки в яро­сти бро­си­лись, чтобы убить апо­сто­ла, зем­ля раз­верз­лась и по­гло­ти­ла их. Апо­стол Мат­фий вер­нул­ся в Иудею и не пе­ре­ста­вал про­све­щать сво­их со­оте­че­ствен­ни­ков све­том уче­ния Хри­сто­ва. Он тво­рил ве­ли­кие чу­де­са Име­нем Гос­по­да Иису­са и об­ра­тил очень мно­гих к ве­ре во Хри­ста. Иудей­ский пер­во­свя­щен­ник Анан, нена­ви­дев­ший Хри­ста, дав­ший ра­нее по­ве­ле­ние сбро­сить с вы­со­ты хра­ма апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, при­ка­зал взять апо­сто­ла Мат­фия и пред­ста­вить на суд си­нед­ри­о­на в Иеру­са­ли­ме. Нече­сти­вый Анан про­из­нес речь, в ко­то­рой ко­щун­ствен­но ху­лил Гос­по­да. В от­вет апо­стол Мат­фий по­ка­зал на про­ро­че­ствах Вет­хо­го За­ве­та, что Иисус Хри­стос – Ис­тин­ный Бог, Мес­сия, обе­щан­ный Бо­гом Из­ра­и­лю, Сын Бо­жий, Еди­но­сущ­ный и Со­веч­ный Бо­гу От­цу. По­сле этих слов апо­стол Мат­фий был осуж­ден си­нед­ри­о­ном на смерть и по­бит кам­ня­ми. Ко­гда свя­той Мат­фий был уже мертв, иудеи, скры­вая пре­ступ­ле­ние, от­сек­ли ему го­ло­ву как про­тив­ни­ку ке­са­ря. (По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, апо­сто­ла Мат­фия рас­пя­ли на кре­сте. Неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что он скон­чал­ся в Кол­хи­де). Смерть за Хри­ста и ве­нец му­че­ни­ка апо­стол Мат­фий вос­при­нял око­ло 63 го­да.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=efmG9K6DJhQ

http://ruskline.ru/video/2017/avgust/22/22_avgusta_pamyat_apostola_matfiya/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77836

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 29 Ноября 2019, 13:18:13 »

Апостол Матфей

29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея



Матфей, до его обращения ко Христу, был мытарем - сборщиком податей. Услышав глас Христа: "Иди за мной",  он оставил свою должность и, уверовав, пошел за Спасителем.

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/QBMn640eJGY

https://tsargrad.tv/saint/apostol-matfej_37001
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 77836

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 29 Ноября 2019, 14:12:50 »

Избрание презираемого всеми

Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти апостола и евангелиста Матфея



В Евангелии от Матфея апостол называет себя «Матфей мытарь», что, несомненно, свидетельствует о его глубоком смирении, так как мытари были презираемы всеми. Начало служения апостола — его призвание Господом. «Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною», — читаем мы в Евангелии. Сборщиков пошлин — мытарей — ненавидели за их нечестность, действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками.

«Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос — абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви — вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.

А мы, учимся ли мы у апостолов и всех святых по-настоящему следовать за нашим Господом? Способны ли мы быть независимыми от того, «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них ярлыкам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви?

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Для Матфея это призвание Господом — праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же, как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается.

«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости — значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено, и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист.

Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение?

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь — к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя — вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех — это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры — познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер-святых. «Вся Церковь, — говорит преподобный Исаак Сирин, — есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому — только по дару общения со Христом — она свята.

Жизнь апостола Матфея — исполнение этих слов Спасителя: «Пойдите, научитесь». Приняв дар Духа Святого в Пятидесятницу, научившись сам, он пошел, чтобы научить других, что значит Христово милосердие. Вначале он проповедовал среди своих соотечественников. Затем обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои апостольские труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Несмотря на благодеяния, которые он сотворил эфиоплянам и самому правителю этой страны, исцелив его от беснования, тот предал его страшным пыткам огнем. Но святой апостол не отступил от проповеди и после смерти. Он обратил своего убийцу к вере, явив ему многие чудеса через свои святые мощи. Столь глубоко вошел в жизнь этого человека проповедник Креста Христова и Воскресения, что при крещении он просил дать ему имя «Матфей». Новый Матфей сокрушил идолы в своем царстве и привел весь свой народ к Церкви. Приняв епископство, он продолжил дело просвещения народа. Так побеждает Христос Своим милосердием самых ожесточенных в мире людей. Так действует из века в век и до скончания века благодать слова Божия через святое Евангелие, надписанное именами лучших Христовых учеников. Так приобщается к тайне спасения бесчисленное множество потерявших всякую надежду грешников.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/29/izbranie_preziraemogo_vsemi
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!