Нечаянная радость благодаренияСлово протоиерея Александра Шаргунова на евангельское чтение об исцелении десяти прокаженныхСегодняшнее Евангелие — об исцелении десяти прокаженных. «Не десять ли очистились? Где же девять?» — вопрошает Господь. Не являемся ли мы теми девятью исцеленными, которые не возвратились воздать славу Богу? И хотя мы пришли сюда, чтобы участвовать в Евхаристии, то есть в таинстве благодарения, где мы находимся на самом деле, насколько правдивы наши сердца? Господь ждет нас. Он скорбит, когда не видит, что мы возвращаемся к Нему. Для чего же мы здесь? И как нам возвратиться к Богу?
Диагноз нашей болезни известен — неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18: 13). Когда нам плохо, мы поступаем, как эти десять прокаженных. Мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы правильно поступаем, но почему мы поступаем так? Потому что хотим получить избавление от скорби или болезни? А Сам Он нужен ли нам? Почему мы обращаемся к Нему? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас все хорошо — редко, когда такое бывает, но все-таки бывает, — почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо. Или мы не можем благодарить, пока не получим от Него дар благодати? Какие удивительные созвучия: благодать, благодарить и дарить благо! Апостол Павел часто напоминает: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4: 7). Почему мы ведем себя так, будто если все у нас хорошо, то это благодаря нам самим?
Бывает также, что мы так подавлены бременем тревог и забот, что нам просто в голову не приходит благодарить Бога. Нам надо пробиться сквозь эту внешнюю видимость, сквозь эту толщу неблагодарности, и увидеть, что Бог никогда не оставляет нас. Даже если все у нас плохо и беды измучили нас, Бог и через них совершает наше новое рождение. И Дух Святой непрерывно ходатайствует за нас. Почему же мы забываем об этом? Нам мешает быть всегда благодарными Богу наше беспокойство о том, что происходит с нами и вокруг нас, и неуверенность на всех уровнях в нашем будущем. Погружаясь в мимотекущую суету, мы забываем о подлинно настоящем. Том настоящем, которое не только обыденность сегодняшнего дня, а настоящее нашего Бога Отца, присутствующего с нами, дающего нам хлеб наш насущный каждый день.
Так как же нам возвратиться к Нему с благодарностью? Как избавиться от такой привычной инертности, как стать живыми людьми, всегда исполненными подлинного изумления перед дарами Божиими? Для этого нам надо, снова вспомним прекрасное слово преподобного Серафима Саровского, обрести решимость. Он говорит о жизни, смыслом и целью которой является стяжание Духа Святого. Благодарение не приходит одно. Надо сильно возжелать этого дара благодати. И прежде всего необходимо научиться узнаванию того, что Бог дает. Во Христе Иисусе открывается нам чудо Отца Небесного и сила Духа Святого, всегда исполненные новизны. Эта новизна бесконечна, и нам никогда невозможно познать ее в достаточной мере. И мы тоже, несмотря на утомительную, как говорит Екклезиаст, повторность, остаемся всегда новыми. Если бы мы знали, как Бог чудесно одаряет нас, мы благодарили бы Его непрестанно. Господь наш благ, Он даром, ни за что, дарит нам Свое благо, а мы ищем своей выгоды. Его милосердие неисследимо, оно всегда предлагается нам. Надо чтобы мы уподобились Ему — даром Его благодати, чтобы всегда на новой глубине узнавать Его.
Господь дает нам образ. Всякий раз, когда Он молится, Он начинает с благодарения. Святые отцы говорят, что наша молитва становится подлинно христианской только тогда, когда Христос молится в нас. И значит, все заключается в том, чтобы мы жизнью своей давали Духу Святому действовать в нас. Он научит нас прежде всего благодарению — что бы с нами ни происходило и какими бы мы ни были. Возвратиться ко Христу — это и есть покаяние — значит совершить переход от принятия даров к узнаванию Того, Кто их дал нам. Мы знаем Его дары — в них узнаем мы Того, Кто дарит благо, Того, Кто един Благ. Того, Кто отдает Себя нам. Эту тайну знают родители, отдающие себя своим детям. Но если дети ограничатся подарками, которые получают, они, как говорится, начнут портиться. Во всех смыслах этого слова — так, как портятся плоды. И только когда их взор обращен к родителям, происходит подлинное узнавание ими полученного дара — в благодарении. Насколько бесконечно больше открывается эта радость там, где мы предстоим пред Отцом нашим Небесным! Он все дал нам и дает в Своем Единородном Сыне. Не будем испорченными, неблагодарными, себялюбивыми детьми, в то время как нам дается возможность непрестанно становиться новорожденными чадами Отца нашего Небесного в Духе Святом.
Не забудем, что благодарение, действие благодати — именно действие, а не просто переживание нами возвышенных чувств. Когда наше сердце радостно устремляется к любящему нас, мы находим способы засвидетельствовать свою благодарность. В конце концов, смысл христианской жизни заключается в том, чтобы искать и находить эти возможности.
Есть еще одна замечательная подробность, которую Господь открывает нам в этом событии. Только самарянин, «иноплеменник сей», изумленный и потрясенный, возвращается ко Христу и падает ниц к ногам Его. Именно это делаем мы в центральный момент Евхаристии, когда все изменено и преображено, оттого что Отец Небесный дает Духа Своего Святого, и священник падает ниц перед престолом Божиим, и мы с ним. В нашей сердечной молитве мы можем жить этим моментом, сокровенно длящемся во времени. Надо чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались так ко Господу — падая ниц перед Ним, сознавая смиренно всем нашим существом, что мы земля и прах, из которых Он создал нас. В житии святителя Иоасафа Белгородского, память которого Церковь будет совершать завтра, есть рассказ, как, объезжая свою епархию, он остановился в доме одного священника и не мог заснуть. Во время молитвы Господь показал ему, что на полке между цветочными горшками находятся запасные Святые Дары, завернутые в бумажку. Со страхом и трепетом святитель перенес их на стол посреди комнаты, зажег перед ними свечу, и, как перед престолом, всю ночь, преклонив колена, молился. Священник, допустивший такое небрежение к святыне, был запрещен в служении. А нам этот случай оставлен в напоминание, что значит Евхаристия, и кому и как открывает Господь духовное зрение к узнаванию присутствия Божия. Молитва это память сердца, а неблагодарность — небрежение к святыне и забвение. Память сердца дает нам услышать, как Господь говорит нам: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». Быть спасенным это больше, чем быть исцеленным, больше, чем преходящее исцеление от какой угодно болезни. Если коснется нас благодать благодарения, мы не сможем молчать. Не столько словами, сколько тем, что мы есть, наша вера будет свидетельствовать о Благой Вести — о чуде, что каждый человек любим Богом и призван быть спасенным, не только исцеленным. Это будет наша Нечаянная Радость — праздник чудотворной иконы с таким именованием мы совершаем сегодня. Этой радости Пресвятая, Преблагословенная, исполненная Христова смирения, Божия Матерь приобщает нас в Своем гимне, который стал благодарением всей Церкви.
Пусть каждый день как в храме звучит в нашем сердце эта песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Чтобы Ее предстательством мы обрели способность без конца возвращаться к Богу, как бы ни поражала нас проказа греха. И через это благодарение возвещать всем, кто способен услышать, о ничем непобедимой Божией и нашей победе.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей Россииhttp://ruskline.ru/news_rl/2013/12/21/nechayannaya_radost_blagodareniya/