(окончание)***
Нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес с выразительным отчеством Адольфович подводил итоги года и проводил совещание (есть много записей в интернете!) в таком духе: «Сучий пес, ты как работаешь? Кандауров, ты слышишь меня? Скажи громко, что слышишь! Если не исправишься, я тебя на ноль умножу! Понял?!» Вот оно, торжество «европейской демократии». И даже польская кличка «пся крев» – меркнет. А ведь Харьков – столичный город. Не раз на этих страницах я рассказывал о Неделе русского языка, которая в начале зимы проходит в центре Слобожанщины. В этом году писатели России и Украины будут отмечать 360-летие Рады в соседнем Белгороде 16–17 января.
Профессор Киево-Могилянской академии – центра русофобии (здесь даже в туалетах нельзя говорить по-русски – студенты доносят на преподавателей) – доктор исторических наук Юрий Мыцык составил своеобразный реестр Переяславских мифологем и первую же обозначил так: «1. Украинцы и русские никогда между собой не враждовали». О, тут профессор сел на своего любимого конька и принялся с упоением перечислять: «Во-первых, за всю историю украинско-российских отношений, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, насчитывается около двух десятков войн, причем половина из них приходится на период до 1648 года. Москва пыталась завоевать Великое княжество Литовское, а украинцы и белорусы в составе его армии давали достойный ответ. Стоит вспомнить блестящую победу над московским войском под Оршей (1514), походы Сагайдачного и Михайла Дорошенко на Москву, за Урал и до берегов Северного Ледовитого океана в начале XVII века. Пикантный факт: гетман Богдан Хмельницкий отличился в Смоленской войне против Московии, за что король Владислав IV наградил его почетным оружием. Иван Богун со своими казаками доходил аж до Мордовии». И так далее. А читал ли он историю других стран, лепя свою историю Украины? Как создавалось германское государство, какие войны между княжествами и землями велись, что сталось с пруссами и полабскими славянами? Нельзя же мыслить на уровне начальной школы с картинками-пугалками. Кстати, в России поют про того же Сагайдачного и Дорошенко: было да быльем поросло, в баллады отлилось и по степи разнеслось. Кстати, в центре пушкинско-гончаровского села Ярополец находится могила гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко. Может, кто не знает такого предшественника Мазепы? В 1669 году он заключил с турецким султаном унизительный договор о подданстве, в результате чего на Украину вошла Русская армия. В 1676 году в Чигирине гетман сдался войскам воеводы Ромодановского. Принял присягу и был отправлен в Москву. В 1679 году назначен воеводой в Вятку, но в 1685-м его пожалели и даровали во владение село Ярополче, где отступник умер в 1698 году. Так что ж теперь, разрушать усыпальницу, беря пример с майданутых варваров, которые памятник Ленину свалили?
На Николу зимнего, 19 декабря 2013 года, в Доме ученых Харькова состоялась конференция «510 лет единства», посвященная вхождению Северских и Слобожанских земель в состав России. В ней приняли участие историки, деятели русских патриотических организаций Харьковщины, преподаватели вузов, представители учреждений культуры, студенты. Конференцию вел Сергей Моисеев – руководитель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая». Идея конференции была предложена Владимиром Алексеевым, народным депутатом Верховной рады Украины двух созывов, а ныне депутатом Харьковского областного совета. Идея возникла на основе его исторических изысканий и размышлений. С доклада «Предтеча Переяславской рады» и начались на конференции творческие выступления. «Тот, кто интересуется историей отечества, знает, – подчеркнул докладчик, – что в январе 2014 года исполнится 360 лет Переяславской раде. В советское время это историческое событие имело памятное определение – «воссоединение Украины с Россией», а прежде его называли даже «воссоединение Руси». Духовно неразделимый народ, населяющий Слобожанщину (сегодня это Харьковская, Белгородская и частично Сумская и Воронежская области), ежегодно празднует день Переяславской рады. Но сегодня следует сделать также некоторые принципиальные уточнения как по духу, так и по датам». В частности, исследователь Алексеев, как и многие историки, утверждает, что следует сломать стереотип, гласящий, что в 1654 году произошло «воссоединение Украины с Россией», а не переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русского царя. Участники конференции предложили вести воссоединительный отсчет от даты более давней, отделенной от нас полутысячелетием.
По решению Переяславской рады и высоких делегаций в состав Русского государства вошли земли, находившиеся под контролем гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого, а это лишь 10–12 процентов от территории нынешней Украины – часть территорий нынешних Полтавской, Сумской, Киевской и Черниговской областей. Вся остальная территория Украины – это, без преувеличений, плоды побед российского оружия, искусства российской дипломатии, а также, как говорится, подарки «старшего брата» в советский период отечественной истории. Если говорить конкретно, то при Екатерине II Правобережье Днепра было освобождено от власти Речи Посполитой, а Северное Причерноморье (Новороссия) отвоевано у турок и татар. Не забудем также, что Донецко-Криворожская республика была ликвидирована благодаря Ленину, вследствие чего промышленные регионы Донбасса и Приднепровья стали частью Украины; большевики понимали, что без пролетариата аграрной Украине будет очень трудно. А Сталин, как известно, «подарил» УССР Галицию, Волынь, Закарпатье, Северную Буковину и Южную Бессарабию, ну а Хрущёв прирезал не только Крым с городом особого статуса – Севастополем, но и Путивль оторвал от Курской области.
Факты свидетельствуют, что территория нынешней Харьковщины юридически стала частью Русского государства еще в самом начале XVI века, а именно в 1503 году. После разорения разрозненных русских княжеств Батыем они стали добычей Литвы, которая усилилась как государство Европы. «Но, пребывая на довольно низком уровне культурного развития, – говорит исследователь, – Литва впитала в себя культурные достижения покоренной Руси, так что некоторые историки считают, что на определенном этапе существовало две Руси – Московская и Литовская». Вследствие католической экспансии на рубеже XV иXVI веков в Литве усилились гонения на православных. Религиозные противоречия стали одной из причин обострения отношений между Русским государством и Литвой. В этих условиях князья Симеон Черниговский, владевший Черниговом (неслучайно герб Чернигова – двуглавый орел), Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), убоявшись окатоличивания, обратились к Великому князю Ивану III с просьбой избавить их от литовского ига, принять с вотчинами в состав Русского государства. В результате Иван III начал войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась в 1503 году. Московская Русь отвоевала ряд земель, среди них – Северские земли (включая Путивль и Гомель), в общей сложности 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел.
Исследователь подчеркивает: за прошедшие пять веков фактически трижды предпринимались попытки Запада оторвать Харьковщину от Русского Мiра, изгнать отсюда русский язык и культуру, и всегда такие действия осуществлялись под иностранным патронатом, ввергая харьковчан в пучину бедствий и лишений. И неизменно заканчивались провалом как при попытках кайзера в 1918 году, так и фюрера в 1941–1943 годах. Наверняка провалится и нынешняя…
***
Вспоминается в эти январские дни, как еще на 325-летие Переясловской рады мне довелось выступать в Переяславле-Хмельницком вместе с украинскими поэтами, которые, вроде Дмитра Павляычко, писали такие барабанные стихи про Ленина и дружбу народов, что неловко слушать было. А ведь в городе – от истории дух захватывало! Переяславль Русский впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией. Имя города означает «перенял славу». По легенде, в IX веке на месте города русское войско одержало победу над печенегами, после того как безымянный киевский кожемяка сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу».
При возникновении Переяславля (Преслава) к нему перешла роль религиозного центра Среднего Поднепровья, потому что резиденцией первых митрополитов Руси был не Киев, а Переяславль. Да, это был удивительный город – маленький (31 тысяча жителей), очень чистый, музейно-игрушечный. Сейчас померкшему городу уже больше 1100 лет, это один из древнейших городов Руси. Город-музей – такое звание Переяслав-Хмельницкому присвоено не зря: там 27 музеев! Городок любил и работал в нем Тарас Шевченко, в Переяславе родился и жил архитектор В.И. Заболотный, спроектировавший здание Верховной рады Украины в Киеве, где сегодня парализована работа парламента. В Переяславе несколько лет жил и работал Григорий Саввич Сковорода, которого так перевели на украинскую мову, что он себя самого не уразумел бы. Наконец, тут родился и учился кумир еврейского мира писатель Шолом-Алейхем (Соломон Рабинович). Скажите мне, Христа ради, кем бы все эти люди были без русского мира, без русского языка?
Политик Виктор Березка («Украинский выбор») заявил: «На днях я планирую побывать в Переяслав-Хмельницком и встретиться с руководством города по поводу того, что им известно о возможных событиях к этой дате. Хотя, естественно, основные обязательства по проведению этого мероприятия надо уже сейчас возлагать на киевские (города и области) структуры движения «Украинский выбор». Сама история нам велит использовать эту дату для оглашения отношения к этому событию перед всей Украиной, руководство которой несет своей деятельностью, неожиданно сменившейся ориентацией, отпечаток игнорирования уроков давней истории. Но следует помнить, что всегда, как только Украина пыталась в лице своих недальновидных правителей оторваться от русского мира, ее ожидали не лучшие времена… Не исключено, что ультранационалисты попытаются провести определенный шабаш в этом некогда славном, ныне провинциальном хиреющем городке, в котором все вокруг хранит печать исторических событий не только 360-летия, но еще и более древних. Здесь в первые годы после 1991 года депутатом Черноволом проводилась акция расторжения договора о дружбе с российским народом».
Вот что такое демократия по-украински! Кто тогда уполномочил Черновола? За Хмельницким-то стояло казацкое реальное войско, православные горожане, старшина, а за популистом – только оголтелые сторонники «Руха». То же самое происходит на майдане. Кто и как выдвигал этих сторонников евровыбора – западенцев-халявщиков, политиканов-горлопанов?
Майдан в Киеве должен оставаться до президентских выборов 2015 года, считает изможденный (одни зубы и очки остались) лидер парламентской фракции «Батькiвщина» Арсений Яценюк. «Майдан должен оставаться в центре Киева как сердце украинской свободы, как определенный мобилизационный пункт. Но мы сможем победить только тогда, когда Майданом станет вся Украина – от Запада до Востока». А вот что написал о «сердце свободы» известный писатель Олег Бузина в памфлете «Болотные кикиморы майдана»: «Ведь изначально это место, через которое в Киев ворвался по замерзшей трясине в 1240 году Батый, называлось КОЗЬИМ БОЛОТОМ. В майдан его переименовали только в 1991 году в честь украинской независимости. В очередной раз я подивился сказочной символике происходящих событий. Коза – животное дьявольское. Недаром у черта козьи рожки. Ну а раз есть БОЛОТО и КОЗЫ – значит, и КИКИМОРЫ должны быть где-то рядом...
Первая кикимора обнаружилась прямо на сцене Евромайдана. Ее звали певица Руслана. Она отплясывала свои «Дикие танцы» и обещала сжечь себя, если Майдан закончится неудачей. Хитрая бестия! Не для того голосовал я за НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ в 1991 году, чтобы житель Евросоюза безграмотный матерщинник Кличко вместе с конфетным лавочником и отставным львовским фельдшером сдали ее в рабство с потрохами европейским кобылам и пидорам – эштонам и вестервелле. Мы – потомки Руси. Такие же, как русские и белорусы. Русь никому не кланялась. Русь сама все брала, что плохо лежало. А Украина лежит, КАК НАДО. Как раз между Евросоюзом и Российской Федерацией».
Да, лежит пока, почесываясь от грязи майдана. Но накануне Рождества наконец-то выпал снег и скрасил безобразия матерщинника, лавочника и бывшего фельдшера. Даже стихи написались:
Завидую всем коллегам
Из Киева,
где светло:
Майдан засыпает снегом,
Летящим под Рождество.
С извечным восторгом русским
Я слушаю снежный хруст,
И стал горнолыжным спуском
Андреевский славный спуск.
Я, помню, ушел, заплакав,
Увидев как страшный сон,
Что дом, где рожден Булгаков,
Был краскою осквернен.
Как много на свете дурней,
Не ведающих о том,
Что нет ничего культурней,
Чем Гоголь, Вернадский, Патон.
Пустите таких в Европу –
Они ей покажут, блин!
Я выпью в Сочельник стопку
За славу родных равнин,
За то, чтобы вровень с веком
Пройти нам над злой чертой…
Майдан засыпает снегом –
Славянскою чистотой.
Вспомним и справим юбилей объединительной Переяславской рады, дабы имя русское не померкло в веках и не заляпалось грязью или, не дай Бог, кровью.
Александр Бобров
http://www.voskres.ru/bratstvo/bobrov.htm