Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 06:21:28  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Жизнь поперек реки  (Прочитано 1828 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 15 Января 2014, 19:52:47 »

Жизнь поперек реки

К творческому портрету русского поэта Александра Нестругина

Обычно критики ищут истоки творчества в биографии. Но в данном случае она как раз не дает ответа на вопрос,  откуда в нашей литературе появился большой русский поэт Александр Нестругин. Официальную  биографию его  можно уложить в несколько строк. Родился первого января 1954 года в селе Скрипниково Калачеевского района Воронежской области. Затерянное в степи Скрипниково редко упоминается  в   хрониках, так как  довольно далеко отстоит даже от межрайонных коммуникаций. Детство запомнилось Саше огородом, да рано проснувшейся страстью к рыбной ловле.  О пересыхающей  речке  своего отрочества Криуше он позже напишет: «Она – как ссадинка, как ранка, // Что вроде скоро заживет».    Окончил юрфак ВГУ. Вернулся в родные места. Начинал следователем прокуратуры, работал адвокатом. С 1987 года судья, а с 1993-го и до последнего времени председатель Петропавловского районного суда, ныне упраздненного.
Маленький, сугубо сельский район. Южная окраина области.  Служба, которая обязывала всегда «быть в форме», быть разборчивым в общении. Притом, что,  о нем,  как о справедливом и неподкупном  судье, по ту сторону решетки ходят легенды,   с теми,  кому выносил приговор,   водки не выпьешь. И даже на природе, выбирая место для рыбалки,  он старается  не соприкасаться с бывшими «клиентами».  Зачем напоминать себе и людям о былом. 
С коллегами из других  ведомств у Нестругина  дружбы особой   тоже   не вышло. Он всегда служил только Закону. Принципиальность его  с одной стороны снискала большое   уважение в профессиональной среде. А  с другой,  была препятствием для карьерного роста. Ведь и после так называемого «укрупнения малосоставных районных судов»   с образованием  межрайонного  суда, он мог бы продолжать служить  рядовым судьей. Но он привык служить только Закону, его духу  и букве. Учитывать какие-либо внесудебные обстоятельства, пожелания и  соображения он уже просто не смог бы. Поэтому принял непростое  для себя решение – уйти на «заслуженный отдых».
С Музой он стал дружить еще в студенческие годы. Для юноши с пылкой лирической душой, с мощным внутренним темпераментом стихи стали отдушиной  среди уголовных дел, протоколов и повесток.
Надо сказать, он рано осознал и определил природу своего таланта:
Дождь ли в липах прошумит,
Чиркнет жёлтый лист о крышу –
И зачем всё сердце  слышит?
Откликается. Щемит…
По-видимому, в этом и заключается основа поэтического таланта. Обостренное чувство жизни, особая чувствительность. Как тут не вспомнить Ивана Бунина, который обладал столь острым зрением, что видел звезды, различимые лишь через телескоп, и такое  же обоняние и  слух. Бунин  слышал за несколько вёрст колокольчик, по звуку определяя, кто из знакомых едет.
Возможно,  Александр Нестругин уступает великому земляку в  физиологии восприятия мира, но вполне может конкурировать с ним в способности слышать сердцем, в интимности отношений с окружающим миром . Вот лишь один маленький пример. В стихотворении «Ночная роща» вот как поэт описывает встречу свою с ней:
Нет для меня верней, тревожней,
Заветней, нескольких минут,
Когда твой шепот осторожный
Вершины темные вернут
Душе, в которой столько мрака…
 Поэт  слышит как ранней  весной «Грачи кричат на языке победном» и как «Подранки// Вмерзают в охрипший камыш», видит  как «кружится, нежится в свадебной дрожи// И в гибель не верит свою» поденка, мотылек, срок жизни которого не превышает и дня, как «Лодка  – под белый восторг камышей – // Кружит  по затиши». Ему  внятны: «Пустых озер вода слепая» и в  мокром лесу: «Злоба спичек. Плач дровишек…» Но вершиной этой доверительности,  интимной близости поэта с природой, наверное, можно считать его разговор с озером:
Вовсе не глухи вода и камыш,
Немы лишь, немы лишь…
Что ж ты в потёмках пришло и стоишь,
Озеро Немереж?
Я и не звал тебя – просто шептал
Что-то потерянно…
Так как ольховник, когда облетал
В стынущей темени.
Сколько настоящей поэзии! Какая трогательная картина! При этом  Нестругин никогда не переступает черту, не срывается в слащавую умильность.  Лирику Нестругина отличает редкая в нашей поэзии трезвость и ясность. Поэт распахнут всем ветрам,  откровенен, но  всегда по-мужски сдержан.
Его талант был замечен и отмечен  довольно рано. Может поэтому, еще при прежней власти, когда  можно было  с партбилетом в кармане и с безупречной биографией сделать литературную карьеру, попасть в обойму и неплохо кормиться, был соблазн у Нестругина «уйти в литературу». Но он вовремя понял, что не способен «мелькать, о книжке хлопотать», «зубрить словарь лакейской лести, ловить момент, искать ходы…».   И предпочел «слушать, не перебивая» голоса своей малой Родины.
При всей его любви к озерам, к прудам «с камышами»… Притом, что ему близок  одинокий озерный кулик, «такой же нескладеха» как он,  «и длинноног, и длиннонос»,     великая русская река стала главным событием жизни и поэзии Александра Нестругина. И не только потому, что в селе Петропавловка, в юго-восточном глухом углу области, на берегу Толучеевки,  западный берег которой высится меловыми округлостями… Иные шутники говорят, что это сама Россия повернулась к этому райцентру задом. Не только потому, что для человека «с умом и талантом» в этих местах  кроме рыбалки найти занятие по душе трудно. Для поэта река больше чем река. Это  вещь в себе, нечто большое, цельное и живое. Вечно меняющаяся  водная артерия земли  стала рекой его жизни с неизменным праздником угасания и воскресения природы. Смотрите,  как поэт переживает мартовское свидание с рекой, когда только-только «вздрогнул лед береговой»:
Он вздрогнул, треснул, оседая…
И к свету мчит из-подо льда
Задорная и молодая,
Озорноглазая вода!
Еще мороз, вечерний воин,
Смирит веселие не раз,
Но черноглазинки промоин
Манят сильней девичьих глаз!
А потом, потом…
Река, теряя берега,
Так нерасчётлива по-женски…
Ей не страшны любые жертвы,
Когда растаяли снега...
 ----------------------------
И в алых тальниках она
Стоит до времени, тишая, –
Стоит , как девочка большая,
Не зная, в чём её вина…
В таких случаях говорят: это любовь! Река стала и судьбой  и музой. Но для поэта река и одна из главных координат  его мира. «Скажешь «К Дону», слышится: «Домой». Наверху Млечный Путь. А внизу: «Тихий Дон, задумчивый как жизнь,//Держит путь к станице той казачьей // К той земле, где Шолохов лежит…»
Испытывая притяжение  другого жизненного магнита, большого города с его возможностями и соблазнами, поэт выбрал высокий донской берег с белоствольными осокорями. Однако, это не значит, что в выбранном им  мире нет сомнений и мучительных раздумий, нет беспросветной тоски и горького одиночества. Кто знает, как часто  в его душе «отзываются годы», когда,  как и для всех мальчишек родившихся в глуши,  все «текучие воды вели» «к берегам незнакомых держав…». В такие минуты  сам по себе возникал вопрос: «Может, это еще и не поздно// Вдоль по рекам, а не поперёк?»   
В этом же ряду и стихотворение о том как «пароходик, хваткий малый,// Свистит заливисто барже// И вьётся флаг его линялый// В неизъяснимом кураже!» Но вот они проплывают мимо согнувшегося в лодке рыбака,  уносят  простенький музыкальный мотив, и  смущенный  «близостью стальною» поэт признаётся:
И мне себя немного жалко,
Как будто зря прождал гостей.
Ведь у меня одна рыбалка
Из всех пленительных страстей!
Всё гнусь в лодчонке год за годом…
И снилось мне не раз уже:
Я сам весёлым пароходом
Свищу чумазенькой барже!
Правда, когда случаются  календарные  праздники наяву, поэт  « сторонясь, хмельных, развязных//Друг друга рвущих за грудки» он опять предпочитает извечный праздник «Сходящей в сумерки реки».
 Интересно, что и в совсем уже поздних стихах этот мотив-соблазн пожить вдоль реки у поэта неожиданно всплыл в сознании. Он вспомнил прибившегося невесть откуда в его  деревню бывшего моряка и  как рвался «куда-то с тоской // С пустодворья застиранный тельник…» и как его шаги на крутояр отзывались в мальчишеских душах отголосками «безбрежного гула».   И вот ключевая строфа:
В этой местности мало потех…
Но поверх чабреца и бурьяна
Человек, не похожий на всех!
Находил – синеву океана!
Ну а  в стихах своих совсем недавних по времени, уже стоя, как он считает,  «на переправе»,  поэт Александр Нестругин делает окончательный выбор. Утверждается в мысли, что счастье наше, «не за морем – за ближней излучиной». Здесь он проводит Засечную Черту, чтобы от новых ордынцев защищать «судьбу и свет даривший» ему райцентр, близкий ему мир.   Об этом же его полуязыческая молитва-завещание:
Гаснущий свой костёр я небесам отдам,
Чтобы алел их край – от моего огня…
О, ночь речная, здесь – и, если можешь, там –
Там, где застынет воск – не забывай меня!
Только хочется сказать поэту. Не спеши Александр Гаврилович кричать: «Давай перевоз!». Живи долго и радуй нас своими  стихами и добрым светом души. Многая тебе лета!

Святослав Иванов

http://www.voskres.ru/literature/critics/ivanov6.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!