Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 14:34:47  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Туркменский газ и трубопроводная дипломатия США  (Прочитано 1206 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106509

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Января 2014, 06:12:07 »

Николай БОБКИН

Туркменский газ и трубопроводная дипломатия США



 Помощник государственного секретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Ниша Десаи Бисвал начала поездку в Центральную Азию с Туркменистана. Президент Барак Обама передал с ней слова благодарности туркменскому лидеру Гурбангулы Бердымухамедову за его международные инициативы по обеспечению мира, стабильности и безопасности в Центральноазиатском регионе, а также выразил уверенность, что проект газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан - Индия (ТАПИ) протяженностью более 1700 километров и мощностью около 30 млрд. кубометров газа в год будет осуществлен. Судя по итогам визита представителя Госдепа, обсуждение темы ТАПИ было главной целью её переговоров в Ашхабаде. Вашингтон пытается убедить туркменскую сторону в том, что с безопасностью газопровода, идущего через Афганистан, проблем не будет. «Мы уверены, что этот проект может быть и должен быть осуществлен. Мы уверены, что можно найти решение проблемы безопасности», - заявила госпожа Бисвал.

На чем основана уверенность американцев, остается загадкой. Еще несколько месяцев назад Агентство США по международному развитию (USAID), финансирующее проект ТАПИ, заблокировало его осуществление из-за неопределённости, связанной с выводом в 2014 году международных сил безопасности из Афганистана, где ситуация не только не улучшается, но и имеет явные признаки перерастания в гражданскую войну. В докладе Разведывательного сообщества США «Оценка мировых угроз в 2013 году» признается, что попытки достижения безопасности особенно хрупки в тех районах, где ответственность переходит к Афганским национальным силам безопасности, которым потребуется международная помощь. Талибы все ещё способны бросить вызов Соединённым Штатам.

По сути, американцы настаивают на строительстве газопровода в условиях боевой обстановки. В Афганистане есть районы, где власть центрального правительства весьма слаба, а местные органы управления отличаются крайней коррумпированностью и безответственностью, что позволяет талибам сохранять рычаги воздействия на обстановку на юге, юго-востоке и востоке страны. Вооруженные отряды повстанцев продолжают целенаправленно атаковать дорожно-транспортные сети и пользуются значительным влиянием в сельских районах. При этом увеличился размер вооруженных групп, что проявилось, например, при совершенном осенью 2013 года кратковременном захвате окружного административного центра на юге Бадахшана. В ближайшей перспективе наиболее вероятен неоформленный раздел сфер влияния. Позиции талибов будут усиливаться. Не исключена резкая дестабилизация страны и гражданская война.

Тем не менее правительство США демонстрирует глубокую заинтересованность во взаимодействии с Туркменистаном по реализации проекта ТАПИ, предлагая вариант его строительства в горной безлюдной местности. Безопасность трубопровода, как планируется, будет обеспечиваться с воздуха, хотя, по оценкам самих американцев, у афганских ВВС для этого возможностей нет. Более того, в Пакистане газопровод должен быть проложен в обход зоны племён, где обстановка не менее боевая, чем в Афганистане. В таких условиях найти инвесторов, готовых финансировать работы на огромной территории двух крайне нестабильных государств, очень сложно, нужны серьезные государственные гарантии. Частный консорциум во главе с американской компанией «Юнокал» от участия в финансировании проекта отказался, главным инвестором назначено государственное агентство USAID. Американским налогоплательщикам, которые в прошлом году оплачивали пребывание своих войск в Афганистане в размере 12 млн. долларов ежедневно, теперь придется раскошелиться на проект ТАПИ, стоимость которого оценивается в 8 млрд. долларов.

Экономическая нецелесообразность проекта ТАПИ для США стала очевидна именно сейчас. Китай сделал для американцев этот проект бесполезным, став главным распорядителем газовых ресурсов Центральной Азии. Экспроприация планов Вашингтона состоялась в результате заключения между государственным концерном «Туркменгаз» и китайской компанией CNPC контракта на продажу 25 млрд. кубометров газа в год. Сделка доводит общий объём поставок в Китай туркменского газа до 65 млрд. кубометров. Параллельно достигнуты договорённости по планируемому новому направлению газопровода Туркменистан – Китай (направление D) для дополнительных поставок. Газовые соглашения позволили принять совместную декларацию об установлении отношений стратегического партнёрства между Туркменистаном и КНР. Декларация была подкреплена соглашением о сотрудничестве по финансированию второго этапа обустройства газового месторождения Галкыныш, а также контрактом на проектирование и строительство объекта по производству на этом месторождении товарного газа в объёме 30 млрд. кубометров в год. Получив контроль над сырьевой базой, Китай фактически уже прибрал ТАПИ к рукам. США вроде бы и не возражают. В чем же интерес американцев?

Во-первых, после 11 сентября 2001 г. Афганистан стал первым объектом всемирной войны США с терроризмом, а страны Центральной Азии были объявлены Вашингтоном «прифронтовыми государствами». Неспособность США добиться политического урегулирования в оккупированных американскими войсками Афганистане, а ранее и в Ираке вызывают естественные сомнения в адекватности стратегии Белого дома. Накануне вывода войск из Афганистана возрастает вероятность переноса нестабильности оттуда в соседние страны. Налицо стремление Вашингтона сохранить стратегические приобретения, сделанные в Центральной Азии, навязав центрально-азиатским странам своё сотрудничество. Уйти из Афганистана, потеряв в регионе свое влияние, для американцев недопустимо. Это относится и к Центральной Азии, и к Пакистану, и к Ирану.

Во-вторых, Иран также стремится организовать поставки своего газа в Пакистан, в марте 2013 года президенты этих стран официально открыли заключительный этап строительства газопровода «Мир». Строительство иранской части газопровода, длина которого, по разным оценкам, составляет около 1150 километров, почти закончено, начались работы по продлению трубы на пакистанской территории, протяженность этого участка составит примерно 780 километров, стоимость будущих работ оценивается в 1,5 миллиарда долларов. Ожидается, что Пакистан начнет получать газ из трубопровода к декабрю 2014 года (то же самое планировалось и для газопровода ТАПИ). Согласно договору, подписанному на 25 лет, ИРИ будет ежегодно экспортировать в Пакистан по новому иранскому газопроводу 7 млрд. 800 млн. кубометров природного газа. Официальный Тегеран не скрывает своей особой заинтересованности в реализации этого проекта и готов идти на существенные уступки Пакистану. Американцы возражают. Заместитель государственного секретаря США по Европе и Евразии Виктория Нуланд указала на то, что проект газопровода между Ираном и Пакистаном может послужить причиной для новых санкций и против Тегерана, и против Исламабада. Нуланд отметила, что Пакистан избрал неверный путь, заключив энергетическое соглашение с Ираном, и наказание санкциями неизбежно.

В-третьих, США неизменно верны своему стремлению не допустить роста международного влияния России. Стратегические интересы США в центрально-азиатском регионе впервые были четко зафиксированы в апреле 1997 г. в специальном докладе, направленном в конгресс Госдепом. В документе указывалось, что США не откажутся от претензий в Центральной Азии, в том числе и в области «расширения и диверсификации» мировых энергетических маршрутов. Контуры такой диверсификации очевидны: в ущерб России, в обход Ирана и во вред Китаю. Напомним, что и Транскаспийский газопровод из Туркменистана в Азербайджан появился в 1996 году как проект, альтернативный российско-турецкому проекту «Голубой поток». Это совпало с объявлением Соединёнными Штатами Черноморско-Каспийского региона зоной своих стратегических интересов. Сейчас главную поддержку проекту оказывает ЕС, а США как бы отошли на задний план. Тем не менее именно США в августе 2010 года выделили Азербайджану почти 2 млн. долларов для подготовки нового ТЭО проекта с учетом возможности участия в нем Казахстана.

Американское вторжение в Афганистан, одну из самых отсталых в мире стран, не дало в плане борьбы с терроризмом ровным счётом ничего. После свержения режима талибов под их контролем остаётся не менее четверти территории Афганистана. Деятельность США в интересах мира и стабильности в Афганистане, по сути, прекращена; сотрудничество в этой области с соседними державами, в частности с Россией, американцам больше не нужно. К Центральной Азии американская администрация продолжает относиться как к полю стратегической конкуренции с соседними державами, прежде всего с Россией, а теперь ещё и с Китаем. Только поэтому американцы и продолжают предлагать территорию мятежного Афганистана в качестве «безопасного» коридора для энергетического транзита от Каспийского моря через Центральную Азию в Пакистан и Индию… И отказываются видеть, что взаимное недоверие двух последних завело в тупик все переговоры по энергетическим проектам с их участием и уже превращает ТАПИ в газопровод, ведущий в никуда.
 
http://www.fondsk.ru/news/2014/01/16/turkmenskij-gaz-i-truboprovodnaja-diplomatija-ssha-25196.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!