Русская беседа
 
27 Апреля 2024, 03:08:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя перед Богоявлением  (Прочитано 2749 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Января 2016, 07:14:30 »

Глас вопиющего в пустыне

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю пред Богоявлением



В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа».

Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» — это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия — от вечности. Начало Евангелия от Матфея — родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки — Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка — Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его.

А где для нас начало Евангелия? Для верующего человека Евангелие начинается, когда Христос входит в его ум и сердце Своей благодатью. Мы узнаём, что есть жизнь вечная, есть истинный Бог, ставший человеком. Все тайны нашего спасения, запечатленные в четырех Евангелиях, открываются нам, когда мы благодатно приобщаемся тайне нашего рождения от воды и Духа.

Как говорит пророк Малахия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Святой Иоанн Предтеча называется Ангелом, потому что он, больший из всех, рожденных женами, «сподобившийся коснутися верху Творца мира», первый из людей, который увидит явление Бога Пресвятой Троицы во святом Крещении. Он называется Ангелом, потому что первым из людей показывает, что Бог может сделать с человеком — восстановить его в бессмертном, небесном, Ангельском достоинстве.

Он называется Ангелом, говорят святые отцы, потому что в самой высокой степени являет в своей жизни послушание Богу и смирение. В этом тайна Ангелов и каждого человека. Иоанн был избран прежде своего рождения. Еще во чреве матери исполнился он Духа Святого, уготовляясь к своему необыкновенному служению — быть Предтечей Самого Бога, явившегося на земле. Зная Духом Святым о своем высоком призвании, он удаляется в пустыню и в течение долгих лет совершает там подвиг молитвы, послушания и смирения, прежде чем явиться с проповедью покаяния всему миру. Он — Ангел, потому что свободен от всего земного, от того, что обычно ищут люди. Подобно Ангелу, он видит внутреннее человека, самую суть его души. Он не смотрит на плоть человека, которая прикрывает душу, а прозревает самую глубину его, и обращается к этой глубине. Он знает своим тридцатилетним подвигом молитвы в пустыне, что все, что в мире существует, — от Бога. Все, что люди дают друг другу, они от Бога берут. Поэтому он весь устремлен к Богу. У него нет страха, ибо он знает, что никто ничего не может сделать на земле, если Бог не попустит ради Своей благой цели.

Предтеча говорит об исполнении пророчества: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Что такое «пустыня»? Народ приходит к Предтече в пустыню, чтобы исповедовать грехи свои. Но здесь есть больший смысл. Это души человеческие, не имеющие Бога. Пустыня — это все человечество, которое иссохло от грехов, как лишенная капли влаги земля.

Почему проповедь Иоанна была столь действенной, и толпы выходили слушать его и принимали Крещение, которое было только тенью того, что совершается сегодня? Постараемся в меру своих сил научиться у большего из рожденных женами двум существенным вещам, определяющим его служение. Это был человек, который поистине любил Бога и жил благою вестью о спасении. Не только его слова — вся его жизнь была обличением современной ему жизни. Пустыня, в которой он жил, его одежда из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах (имеющие мягкие одежды живут во дворцах, говорит Христос), и пища беднейших из бедных — акриды и дикий мед — все это свидетельствует о его великой простоте и причастности к страданиям народа, его нищете.

Не о бессмысленном внешнем подражании, как он сам учит, идет речь, а о том, чтобы боль и раны народа стали нашей личной болью и нашими личными ранами. О том, что проповедь о сокровищах на небесах невозможна для тех, кто думает, как собрать сокровища на земле. И слова о блаженстве нищеты не могут достигнуть никого, если они произносятся из душевного и телесного комфорта.

Погружение в Иорданскую воду не было новым обрядом, но своим пророчеством Предтеча придает ему новый смысл. Но самое главное — и в этом все служение Предтечи — он возвещает, что вслед его идет Некто, Который в действительности Сильнейший его. Настолько сильнейший, что он считает себя недостойным исполнить служение раба — наклонившись, развязать ремень обуви Его: «Я крещу вас в воде, но Он будет крестить вас Духом Святым».

Господь покажет, что значит Его Крещение. Водою и Кровью, истекающими из прободенного копием ребра, водою и Духом Святым, огнем Пятидесятницы. Мы, священники, крестим сегодня тоже водою, но Господь, Который идет впереди каждого человека, через смерть и Воскресение присутствует всегда среди таинства Церкви и крестит всех Духом Святым. Когда мы произносим страшные, святые слова, небо сочетается с землею, Бог соединяется с человеком. Но принятие этого дара нами и теми, кто входит в воду, зависит от того, насколько мы все, стоящие здесь, оказываемся достойными этих слов.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/16/glas_vopiyuwego_v_pustyne/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 17 Января 2016, 07:25:50 »

Слово в неделю перед Богоявлением



Слово епископа Гатчинского Амвросия в неделю перед Богоявлением в Соборе святых апостолов Петра и Павла, г. Гатчина

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Qwg5jAzTWXY
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 17 Января 2016, 07:30:31 »

Иеромонах Гавриил (Баглай)

Слово в Неделю пред Богоявлением



 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,  как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.  Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Евангелие от Марка. Глава 1-я, стихи 1-8.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

             Нынешнее воскресенье называется неделей пред Богоявлением. В этот воскресный день положено читать на Литургии 1-е зачало Евангелия от Марка. Апостол Марк, согласно Преданию, отразил в своем Евангелии устную проповедь апостола Петра. Именно так начиналась проповедь апостолов, как мы слышали с вами только что.

            Апостолы – эти глашатаи Небесного Царя – обращались к собравшемуся окрест народу с благовестием. Само греческое слово «евангелие» дословно переводится на русский язык – как «благая весть». Как можно вкратце выразить эту Благую весть? О чем нам говорит Евангелие? Оно говорит о том, Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим, чтобы человек сделался сыном Божиим. Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он[1].  Чтобы мы соделались, по слову апостола Петра, причастниками Божеского естества (2Петр. 1: 4) И для исполнения этой цели Бог посылает пред Собой Ангела, о котором пророчески провозгласил устами чествуемого ныне пророка Малахии, сказав: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3:1). И вот, приходит из иудейской пустыни предшествующий Слову Глас – сей Иоанн, который возгласил: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте ... стези Богу нашему (Ис.40: 3). По словам блаженного Феофилакта: Путь означает Новый завет, а стези – завет Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть, к Новому завету должны были приготовиться иудеи, а стези Ветхого исправить: ибо хотя некогда они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

            Обращаясь к собравшемуся народу, Иоанн Креститель, говорит: я крестил вас водою, а Он – Христос – будет крестить вас Духом Святым. Славянское слово «крещение» можно перевести на современный русский язык как «омовение». [Например, крестить посуду – значит вымыть ее в воде]. Иоанн крестил приходящий к нему народ, как нам о том говорит евангелист Марк, проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов. Таким образом Иоанново крещение служило лишь прообразом и приготовляло народ к крещению Христову, которое омывает не только телеса, но и души человеческие очищает от всякого греха и скверны.

            Мы знаем, что ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом истинного Агнца Божия, закланного на Кресте, чтобы Его Кровью омылись людские прегрешения. Так и Иоанн Предтеча погружал людей в воду, прообразуя тем самым смерть и погребение Христа. Ибо мы – христиане – крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим.6: 3), как об этом ясно учит апостол Павел. Если Иоанново крещение лишь пред'изображало смерть Христа, то крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа погребает нас со Христом дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим 6: 4).

            Все мы – кто в младенчестве, кто во взрослом возрасте – приняли святое Крещение. Но многие ли из нас задумывались: что погружаясь в воды крещальной купели мы тáинственно погребаемся со Христом, мы умираем для жизни плотской, греховной, чтобы восстать со Христом для жизни вечной, духовной, святой. Но чтó значит: восстать со Христом? Это значит облечься во Христа. Как Христос облекся человеческой плотью, так душа наша облекается Божеством Христовым. Сено прикасается Огню. Сей Огнь Божества очищает наши души, просвещает наши сердца, умудряет наш разум, наставляет нас на всяку истину. Так почему же мы пребываем в нерадении? почему блуждаем в горах, как заблудившиеся овцы? почему мы не горим, а тлеем? Спросим же себя самих! Спросим, восплачем и возопиим: "О, Владыко, не прогневайся на ны зело, нижé помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко Благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем".    Аминь.

[1] Свт. Ириней Лионский. Против ересей.

http://www.n-jerusalem.ru/slovo/prop/text/163844.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 17 Января 2016, 07:36:43 »

Слово в Неделю пред Богоявлением (Высоко-Петровский монастырь)



 Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь продолжает готовить нас к празднику Крещения Господня, или Просвещения, или Богоявления. Все эти три слова отражают суть и содержание этого дня.
Богоявление постольку, поскольку Господь открывает Себя в трех Лицах на Иордане. Просвещение потому, что через сие Таинство, заложенное Господом Иисусом Христом – Крещение – мы просвещаемся Духом Святым, обновляемся. И сегодняшняя Неделя называется Неделей перед Просвещением.

Мы слышали только что с вами Святое Евангелие, в котором апостол и евангелист Марк повествует о начале дел Господа и Спасителя и об Ангеле, как называют Предтечу, который был послан пред лицем Господним. «Прямыми сделайте пути Господни», – говорит нам Святое Евангелие. Что же это за пути прямые, которые необходимо было Иоанну Предтече приготовить перед пришествием Господа?

Безусловно, это упоминание имеет историческое значение, потому что в древности, когда государи, фараоны, вельможи великого сословия шествовали куда-то, то с соответственною торжественностью обставлялось это путешествие. Заблаговременно высылались работники, которые готовили дорогу – она должна была быть прямой, проходить по открытой местности, чтобы еще более свидетельствовать о том, кто этой дорогой будет шествовать. И это упоминание – «прямыми сделайте пути Господни», – относящееся к Иоанну, говорит, конечно, не о том, что Иоанн Предтеча должен был предуготовать какую-то особенную дорогу, по которой бы шел Господь к Иордану, но речь идет о другой дороге – дороге, которую Предтеча своим служением и своей проповедью должен был проложить для Господа в человеческое сердце. И эта дорога, по которой Господь может войти и пребывать в человеке, является дорогой покаяния, ибо вся проповедь Предтечи была направлена на покаяние, призыв людей к покаянию.

Мы знаем, что греческое слово «покаяние» еще переводится как «изменение» и, безусловно, отображает суть происхоящего процесса. Вчера в Евангелии, которое также готовило нас к празднику Богоявления, святой апостол, упоминая о речи Иоанна Предтечи в пустыне, говорил следующее: «Принесите плоды достойные покаяния». Значит, покаяние – это не только исповедание грехов. Покаяние должно иметь плод, и плод покаяния, безусловно, выражается в делах.

О каком покаянии можно говорить, если не происходит изменения нашей жизни? Если мы не воспринимаем Бога как Господа и Спасителя своего? Если мы не понимаем всего того, что происходит в нашей жизни? Безусловно, восприятие Бога как своего личного Спасителя затмевают в нашем сердце и в нашем уме постоянные жизненные заботы. Одно за другим – дела, и уже даже храм Божий становится обычным, банальным явлением в нашей жизни. Мы настолько иногда привыкаем к храму, настолько, бывает, привыкаем даже к своим послушаниям в храме, что в церковь приходим, как в общественное учреждение, как в магазин, как в метро, не отдавая себе отчета, куда мы входим, и с Кем мы встречаемся под сводами этого святого храма. «Что же, – спросят многие, – заботы этого мира не нужны нам? Может быть, нам перестать заботиться о своих близких? Может быть, нам перестать есть и спать?» Бывает, и часто, задают такие вопросы. Житейские заботы, безусловно, важны в человеческой жизни, но и в них может присутствовать Господь.

Житейские заботы присутствовали у Спасителя 30 лет Его жизни в Назарете, когда Он был плотником и каменщиком, когда входил под своды Своего дома, когда Пречистая Богоматерь готовила для Него трапезу, и Он после многих трудов отдыхал. Но Святое Евангелие не повествует нам об этих годах жизни Спасителя, не считая их самыми важными в Его служении. И Пречистая Богоматерь среди забот этой жизни всегда находила Господа, общаясь с Ним. Лишь один раз мы видим, как праведный Иосиф и Богоматерь потеряли Спасителя Отроком в Иерусалиме во время праздника, когда собиралось множество людей в город. И что же они сделали? Они в течение трех дней среди этой толпы искали Господа и Спасителя, искали своего дивного Отрока и нашли Его, обрели Его – обрели под сводами храма, где Он сидел и учил, и разговаривал с учеными мужами, с законниками и фарисеями.

Так и в нашей жизни возможно всегда иметь память о Спасителе, иметь молитву в сердце среди многих и многих житейских забот. И наше сердце безошибочно подскажет нам, когда восприятие Бога утрачивается в нашей жизни, когда кажется – вот был Господь, мы чувствовали Его, и вдруг Его нет. Тогда мы должны особенно усердно стремиться в храм Божий, научаемые Священным Писанием, чтобы здесь, под сводами храма, восстановить утраченную связь с Богом, обрести Христа и Спасителя в свое сердце.

Не только заботы, не только попечение о благе наших ближних и о благосостоянии наших домов в состоянии лишить нас общения с Богом. Чаще всего – это неправда нашей жизни, это грех, который мы совершаем. Он отделяет нас от Бога, он не дает нам видеть эту Божественную славу, он не дает нам говорить с Ним. И вот тогда мы и должны исправить пути, ведущие Господа в нашу жизнь, и принести плод достойный покаяния, исповедав свой грех, не просто «сдав» его на исповеди священнику, как часто бывает (иные даже говорят о «сдаче» некоторых грехов). Должно наступить то состояние, когда мы будем оплакивать этот грех, оплакивать время и нашу волю, которая позволила этому греху войти в нашу жизнь, когда для нас не будет другого пути, как только возрыдать о своей собственной безрассудности и оплакать свою греховную свободную волю перед лицом Божиим, испросив у Него прощения, испросив у Него отпущения наших грехов, испросив Его великой неизреченной милости и человеколюбия.

Плод достойный покаяния – это изменение нашей жизни, это изменение нашего отношения к Богу, это изменение нашего отношения к Церкви, к нашим близким и к самим себе, и если наша совесть говорит, что дорога в наше сердце не прямая, не достойная шествования по ней Господа, мы должны выпрямить эту дорогу исправлением нашей жизни – так, как учит нас Святая Церковь, так, как учил святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

И тогда праздник не будет явлением, не причастным нашей жизни, но наполнится смыслом, содержанием. Мы войдем в это праздничное торжественное содержание, Бог откроет Себя нам. Мы будем чувствовать Его в своей жизни, Он будет в ней действовать. И это будет не схоластическое учение, а собственно христианская жизнь, к которой всех нас и призывает сегодня Святая Церковь.

Аминь.

Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский

http://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/propovedi/slovo-v-nedelyu-pred-bogojavleniem-vysoko-petrovskii-monastyr-/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 17 Января 2016, 07:42:12 »

Свящ. Димитрий Познанский, Киев

Неделя перед Богоявлением



С праздником!

Нынешнее воскресенье именуется Церковью "Неделей перед Богоявлением", то есть воскресным днем перед праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение — это одновременно призыв к покаянию перед явным пришествием Христа в мир, Его выходом на проповедь, и эсхатологическое предвозвещение Второго Пришествия Господня: «…Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои». В древности и Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день.

Довольно символично, что в нынешнем году эсхатологическая проповедь Иоанна Предтечи о покаянии совпадает с праздником обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и петровским гражданским Новым годом. Как рассуждает об этом святитель Феофан Заторник, "в духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь в точь представляет то, чем по Апостолу, должно быть обрезание сердца, — о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании, в Новый год сходятся в одном — внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом т. е. не только подумать так но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне".

Не случайно десница святого Предтечи посетила наше отечество в преддверии нового года, который, несомненно, вводит нас в новый период истории человечества. Пророчества святых о будущем России, ее возрождении и духовной миссии в мире в ближайшее время бесспорно предстанут пред нами со всей актуальностью. При этом необходимо помнить, что Бог не лишал человека свободы выбора. Поэтому обетования Господни и пророчества святых будут настолько восприняты нами, насколько мы сами захотим вверить свою судьбу деснице Божьей.

Самоуверенное, наглое умонастроение, попытки основать свое мировоззрение и деятельность на поверхностных амбициях, тщеславии и самомнении только удаляют нас от духовного содержания нынешнего дня, выраженного нынешним Евангелием: покаяние — условие как личного спасения, так и спасения отечества. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).

http://www.pravaya.ru/news/10528
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 17 Января 2016, 07:47:55 »

Глас вопиющего в пустыне

Неделя пред Богоявлением.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

У каждого из нас есть неотъемлемая возможность выбора: быть голосом толпы, орущей “Распни Его!”, или быть голосом пророка, а значит, и гласом Божиим – гласом вопиющего в пустыне.

На миру, говорят, и смерть красна. В толпе единомышленников, а правильней было бы сказать, единогрешников, то есть людей, одержимых той же страстью, что и ты сам, в толпе – грешить не стыдно и не страшно. В «своей» компании, между себе подобных можно, видимо, не слишком заботиться о личной ответственности: “Все убивают, и я убиваю», «Все врут, и я вру”. Конечно, только в толпе, когда ненависть соседа умножена моей ненавистью, можно, ничего не боясь, завопить в безумной решимости: “Кровь Его на нас и на детях наших” (Мф.27.25). Коллективная ответственность – это всегда коллективная безответственность, потому что всякий грешник надеется, что толпа, как война, “всё спишет”. Увы, отметины греха, как рубцы на миокарде, никуда не исчезнут, и на Страшном Суде мне не на кого будет оглянуться в поисках поддержки, и не будет там спины, за которую я мог бы спрятаться! Бог будет судить не коллектив, не народ, к которому я принадлежал, а лично меня.

Но память об этом Божьем Суде тихо тает в наших умах и душах, заглушаемая, как пшеница плевелами, соображениями сиюминутной выгоды, попечениями плоти, страстным желанием во что бы то ни стало доказать свою правоту. Поэтому люди, для которых мы, такие, какие мы есть, являемся образом, иконой Церкви, изумляются и негодуют, глядя на нас, христиан. Поэтому не спешат они каяться, не торопятся меняться: те, кто готовит их путь в Церковь, те, кто Богом послан в мир проповедовать Благую Весть о Вечной Жизни, часто настолько далеки от Евангельского идеала, что следовать за ними вовсе не хочется.

Не хочется следовать за нами! И вот почему. Потому что мы как-то позабыли о важнейшем условии проповеди покаяния: перед тем как спасать мир, нужно уйти в пустыню, то есть отказаться от солидарной безответственности толпы и, не дожидаясь Страшного Суда, прямо сейчас, один на один предстать своему Богу.

Потому Иоанн Креститель и стал Предтечей Господа, что отказался от себя, “отвергся себя и, взяв Крест” (Мк.10.21), последовал за Голосом, звавшим его. Потому он и сам стал Голосом Бога, что забыл о себе, о своих правах, о своих желаниях и надеждах.

И Сам Господь, и Его Предтеча, и все святые, уподобившиеся Господу, прошли этот путь оставления мира и удаления в пустыню. И неважно, что для Марии Египетской это была буквально та же пустыня, что и для Иоанна Крестителя, страшная, безжизненная Иудейская пустыня, простиравшаяся между Иерусалимом и Иорданом, а для преподобного Серафима Саровского – глухие леса Средней России. Я рискну даже предположить, что уйти в пустыню можно и не сходя со своего места, не выезжая никуда из родного города, не совершая паломничеств в дальние монастыри, потому что всё, что составляет существенное делание пустынножителя, – это хранение сердца, хранение помыслов, хранение языка от единственного реального зла: греха. У многих из нас есть иллюзия, что в одиночестве, в пустынной изоляции, легче избежать греховных помыслов и соблазнов, поэтому иные исповедники прямо так и говорят на исповеди: “Я живу один, какие у меня грехи?” Вот ведь как! И Предтеча Господень, и выдающийся подвижник Антоний Великий, и множество иных отцов-пустынников находили, с чем бороться в пустынном одиночестве, Сам Спаситель во время сорокадневного искушения противостоял соблазнам сатаны, а нам, людям простым и незатейливым, бороться, конечно, не с кем и не с чем.

Всё это – результат окаменения сердца, духовной дрёмы, ленивого благодушия уснувшей совести. Такому “благоустроенному” христианину никакая пустыня не поможет. За таким проповедником никакие толпы ищущих истины не пойдут. А пойдут за ним такие же, как он сам, искатели духовного комфорта и сладостных душевных переживаний, для которых и монастырь, и пустыня – не место тяжкой и мучительной борьбы с самим собой, а некий духовный дом отдыха, где можно, удобно устроившись, порассуждать о грехах и соблазнах погибающего мира.

Чтобы стать на самом деле гласом вопиющего в пустыне, чтобы стать тем, кто позовёт за собой ищущих новой жизни, ищущих правды Божией, надо действительно закричать от боли, от отчаяния, от страха. Надо воистину сбежать от греха, насилующего тебя, как сбежала в безжизненную пустыню Мария Египетская. А для этого, конечно, надо понять, что ты – грешник, что тебе помочь никто, кроме Бога, не может. Надо, подобно Иоанну Предтече, отвергнуться себя, отказаться от своих прав, своих интересов и стать только Божьим Голосом. Голосом, зовущим к покаянию, к новой жизни. Голосом, который поёт не о самом себе, а о том прекрасном и вечном, что открыл ему Бог. Тогд-то и потянутся к нам, христианам последних времён, “слепые, хромые, сухие, чающие движения воды”. Потянутся не для нового, ещё не виданного развлечения скучающих глаз, а для покаяния и прощения грехов. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

http://www.hram.info/propovedi/voskresnye_propovedi/nedelya_pered_bogoyavleniem/glas_vopiyushchego_v_pustyne/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 17 Января 2016, 08:25:04 »

Cхиархимандрит Кирилл (Михличенко)

Слово в неделю перед Богоявлением



Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Богом любезные отцы, братья, матери и сестры. Сегодняшний воскресный день в Святой Церкви называется неделя перед Богоявлением. А сегодняшний праздничный день наводит наш ум на размышление о том, что Господь наш Иисус Христос совершал для людей здесь на земле. Господь своей щедрой рукой благодетельствует нам с вами. Он идёт к нам, прежде того, нежели мы Его об этом попросим. Так ли это? Человек только рождается на свет, а Господом Иисусом Христом для человека готовы величайшие блага, таинства Крещения, Миропомазывания, Причащения, через которые человек очищается от греха, освящается благодатию Святаго Духа, вступает в самое тесное единение с Господом Иисусом Христом.

Но вот человек, по своей слабости не может удержаться на высоте христианской чистоты и святости. Человек оскверняется грехом. Но и здесь Господь идёт навстречу человеку, предлагает ему для врачевания Таинство Покаяния. Даже наше немощное тело на случай телесных болезней подкрепляется Таинством Елеоосвящения и Соборования. Да и каждый шаг христианина не может быть без благодати Божией. Человек ещё только собирается произнести молитвы, свои прошения, а мы уже с вами слышим от Господа, что наша молитва будет услышана. Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Но постигают человека неудачи христианина. Обрушиваются на него беды, несчастья. Окружают нас с вами скорби. А Господь говорит: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». Подвергается христианин насмешкам, издевательствам за веру православную, а Господь утешает нас и говорит: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах».

Всем нам, братья и сёстры, известно сколько горя, сколько слёз приносит нам с вами смерть близкого и любимого человека. Господь и здесь утешает людей, а усопшему обещает воскресение. Господь говорит: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт».

Берем с вами сегодняшний день и завтрашний. Сегодня день Сочельника Крещенского и завтра совершается чин великого освящения воды, специально каждый христианин приходит в храм Божий, чтобы взять с собой Крещенскую воду. Ибо этой водой мы с вами регулируем баланс свежей воды в своём доме, потому что Крещенская вода разбавляется до бесконечности, а если это так, то горсть для нас ничего не значит.

А вот что о сегодняшнем дне ещё рассказано в житии святых за 25 января. Был один человек страннолюбивый, он был богат и любил принимать у себя странников. Он их упокаивал, угощал своей трапезой, и, как своим господам, он служил за столом вместе со своими домочадцами. Однажды к этому страннолюбцу пришёл один незнакомый человек и привёл с собой ещё множество незнакомцев. Страннолюбец принял, упокоил их, напитал их и по своим делам отлучился, чтобы взять сосуд с водой, чтобы по своей любви умыть ноги путникам. Хозяин был удивлён тем, что среди присутствующих не увидел незнакомца, который привёл других людей к нему. Он недоумевал, почему же и куда делся этот человек? Вопрос разрешился лишь только на следующий день, когда Сам Господь Иисус Христос явился ему во сне и сказал ему: «В другие дни ты принимал Меня в лице Моих младших братьев, а вчера ты принял Меня».

О чём это говорит, братья и сёстры? Вся наша христианская жизнь окружена попечениями, заботами со стороны Бога. Бог нас с вами не оставляет ни на один час. Господь странствует у нас с вами, как странствовал во время Своей земной жизни. Он странствует и сейчас с нами. Господь приходит к нам раньше, нежели мы к Нему воззовём. А поэтому Господь, проповедуя нам любовь, мир, утешение в скорбях, несчастьях Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Вот эти слова Господа нашего Иисуса Христа, пусть будут для нас с вами великим, нерушимым законом нашей жизни. Будем внимать с вами этому закону! Будем следовать с вами этому закону! Будем прославлять Господа Иисуса Христа за Его милости к нам, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, всегда и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!

http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=propoved-kirilla-mihlichenko-nedelia-pered-bogoiavleniem
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 15 Января 2023, 01:16:53 »


Слово в Неделю перед Богоявлением





Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 
(Евангелие от Марка гл. 1, ст. 1 – 8 )




Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику — Крещению Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня читалось Евангелие Недели перед Просвещением, в котором говорилось, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему.

О каком пути идет речь? — О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя. Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человека. Для этого и был послан величайший из рожденных женами (см.: Мф. 11:11) Иоанн Креститель. Еще до его рождения Ангел возвестил о нем, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Затем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь готовил его на великий подвиг — обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суете житейской иудеев к грядущему Спасителю. Что же такое великое повелел Господь делать Иоанну Предтече для того, чтобы подготовить людей к принятию Христа, Сына Божия? Что столь важное должен был он проповедовать? — Одно средство возвещал он, и оно одно составляло существо всей его деятельности — покаяние.

Сердце, погрязшее в суете, сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни, такое сердце не может принять Господа, не может уверовать в Него. По слову Божию,  в лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, — если и вошла, — в теле, порабощенном греху (см.: Прем. 1:4). Уверовать во Христа, Сына Божия, можно только через покаяние. Оно непременное условие истинной веры. Поэтому для принятия Спасителя и потребовалась особая сила духа столь великого человека, как Иоанн Предтеча, чтобы побудить людей покаянием очистить свое сердце и тело от всяких страстей, от греховных дел, слов и помышлений.

Слово Божие и Святые Отцы называют покаяние вторым Крещением. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Как в храме пребывает Господь, благодать Божия, так и в крещаемого входит Господь со Отцом и Святым Духом. В Таинстве Крещения человек, с верою принявший Таинство, не просто и не только получает прощение всех своих грехов, но и особый только в этом Таинстве подаваемый Дар — духовное семя, «закваску» нового человека, так что крестившийся весь облекается в Самого Господа.

Если бы после Крещения человек не грешил, то он был бы святым, подобным Ангелам, даже выше их. В нем пребывал бы и действовал Господь, действовала сила Божия. Но, увы, мы и после крещения творим всевозможные грехи и ими удаляем от себя Господа. Очиститься от грехов, вернуть благодать Божию, умолить Господа, чтобы Он не отошел от нас, а пребывал с нами, можно лишь глубоким покаянием, сокрушением сердечным, слезами о том, что мы все время согрешаем, оскорбляем Господа, нарушаем Его святую волю, губим свою душу. Только искренним покаянием можно очистить себя. И всякого искренне кающегося Господь прощает, очищает и Сам входит в очищенную душу, как в храм Свой.

Через покаяние и израильский народ нужно было подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (см.: Мк. 1:7, 8 ).

Каким был человек во времена Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому и ныне, чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, от всякой нечистоты. Должно стараться жить так, как учит Господь, т. е. очищать свою душу от всех грехов. Тогда только делается человек способным уверовать в Бога, уверовать в Господа Иисуса Христа. Другого пути нет. Не красноречием или доказательствами можно убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: если хочешь узнать, есть ли Бог, то прежде покайся, очисти себя от грехов, и тогда твоя душа сделается способной и принять Евангелие, и уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа.

Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие — это не просто книга. Оно — живое, в нем явно пребывает Дух Божий. Как мы, когда что-то говорим, то тем самым выражаем самих себя, свои мысли, свое настроение, так и в Евангелии Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.

Человеку осуетившемуся, не очистившему себя понуждением к жизни по совести и покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту сердца нераскаянного. Как много и среди нас тех, которые называют себя верующими, христианами, а Евангелия читать не могут и не читают его,  не понуждают себя к этому, свидетельствуя тем самым перед самими собой всю фальшь своего христианства, своей веры.

Если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно ненужная, неинтересная книга, если он не берется за него, а когда с трудом и начинает читать, то без всякого интереса, это вернейший признак того, что душа его замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые или фанатично неверующие — они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что диавол всегда противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие.

Господь, родившись среди скота и навоза, в вертепе, показал этим, что Он может прийти и в самую грешную душу и очистить ее от грязи и страстей, но лишь при условии, если человек осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Если же человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не придет к нему, и он останется тогда той бесплодной смоковницей, которую срубают и в огонь вечный бросают (см.: Мф. 21:18–22).

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и ближе верующему, все больше и глубже говорит с душой человеческой, ее все явственнее и сильнее радует каждое его слово, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, Который присутствует и говорит в Своем Евангелии.

И вновь повторяю: как во времена Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и уверовать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием, в противном случае человек был не способен принять Его, что видим на примере книжников, фарисеев, старцев, первосвященников, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя и не покаялись в грехах своих, —  так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также будем не способны ни читать Евангелие, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша будет подобна трости, колеблемой ветром: сказал кто-то против веры, и мы уже отвергаемся Господа. Другой сказал за нее, и мы опять, кажется, поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога. И если мы не потрудимся над очищением души своей от грехов, не покаемся искренно, то не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас, и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники, фарисеи, лицемеры.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же, что был при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во времена Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, есть Церковь, есть двухтысячелетняя история христианства, есть миллионы примеров преображающего воздействия благодати Божией на человека, у нас есть замечательные образы великих святых, которые искренним покаянием из глубин греха взошли на вершины чистоты и духовного совершенства. Не отвергнем же своей леностью и небрежением зова Церкви, прибегнем к спасительному покаянию мытаря, блудницы, разбойника, чтобы Господь милосердный и нас вместе с ними принял в свои вечные обители. Аминь.


Игумен Никон (Воробьев)

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 17 Января 2023, 01:54:45 »


Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице



   

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей перед Богоявлением. Это последний воскресный день перед праздником Богоявления, и евангельское чтение (Мк. 1:1-8) посвящено в первую очередь воспоминанию о крещении, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. И воспоминание это имеет отношение не только к крещению людей от Иоанна, но в большей степени к тому, что принес Сам Господь.

Иоанн совершал крещение, которое вписывалось в духовную, культурную, богослужебную традицию Ветхого Завета. Люди приходили к священным водам реки Иордан, чтобы через погружение в воду освободиться от своих грехов. А Господь Иисус Христос, по слову того же пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, пришел крестить не только водой, но и Духом Своим Святым.

Что это означает? Это означает, что с пришествием в мир Христа Спасителя погружение в воду, которое мы совершаем во время крещения, — это не просто омовение человека, не просто некий символический акт, каковым оно было в Ветхом Завете, но великое Божие Таинство. Господь, через погружение в воду крещаемого во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, не просто освобождает от первородного греха, но и дает силы к тому, чтобы человек на своем жизненном пути имел возможность бороться с грехом и побеждать грех.

Ничего подобного не было в ветхозаветном крещении — в том, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Почему? Да потому что Дух Святый был низведен на род человеческий, на последователей Господа и Спасителя, именно как результат Его крестной Жертвы. В ответ на Жертву, принесенную Спасителем за весь род человеческий, за всех и за вся, Бог Отец посылает Святого Духа, Который живет и действует среди людей.

Святой Дух распространяет Свое влияние на весь мир в ответ на молитву и веру людей, но пребывает Святой Дух в общине верующих, то есть в Церкви Божией. В этом смысле верующие Нового Завета имеют куда больше силы, чем те, кто служил Истинному Богу до пришествия в мир Спасителя. И это не наша человеческая сила. Если бы мы опирались на свою человеческую силу, то от нашей христианской общины ничего бы не осталось — так много всего произошло за эти тысячи лет после основания Церкви. И прямые гонения от язычников, и гонения от тех, кто искажал веру Христову и пытался сбить Церковь с пути истинного, как то было при Арии, осужденном I Вселенским Собором, и многих последующих лжеучителях, которые через воздействие на разум, используя тогдашнюю философию, стремились убедить христиан в том, что следует верить не так, как они были научены святыми апостолами. Но мы знаем, что Церковь преодолела все эти искушения, хотя многие из еретических учений поддерживались императорской властью и несогласных нередко подвергали репрессиям. Церковь выстояла.

Но что говорить о стародавних временах? А если вспомнить про недавние времена в нашей многострадальной стране, про нашу многострадальную Церковь? Сколько сил было брошено, сколько давления оказывалось, чтобы оторвать людей от веры в Бога! Вся мощь огромной сверхдержавы направлялась в идеологической борьбе в первую очередь против христианской веры. Но ничего не получилось! И не потому, что Церковь была такая сильная, особенно в советское время, ведь люди с положением, с образованием в храм не ходили; а те, кто оставался верующим, скрывали свою веру и никак не могли бороться за сохранение веры в нашей стране. Но вера сохранилась! Через великие скорби и страдания прошли наши отцы и деды, а веру сохранили.

Сейчас все человечество вошло в еще более соблазнительную и опасную для веры эпоху, когда никто с Церковью и верой христианской как бы не борется, но создается такая система ценностей, создаются такие целеполагания, которые уводят человека от веры. Без всякого давления человек сам уходит от веры. Ему предлагается построить рай здесь, на земле, ему ставят простую и понятную цель — иметь больше, жить красивее. Не очень-то думать о том, что происходит в твоей душе, — достаточно окружить себя благополучием и комфортом, и на это работает сегодня мощная машина убеждений.

В нашей стране, прошедшей через горнило жесточайших гонений на Церковь, сегодня не оказывается никакого давления на верующих, никто не уводит людей от Церкви. Наоборот, многие общественные силы сегодня вместе с Церковью работают на то, чтобы укреплялось нравственное начало в жизни народа. Надеемся, что эти общие усилия приведут к положительным результатам и, конечно, во многом уже приводят.

Сегодня мы говорим обо всем этом, вспоминая преподобного Серафима Саровского. Потому что преподобный Серафим является ярчайшим примером того, как человеческая слабость, человеческая ограниченность — ведь он был инвалидом, больным человеком, — восполняется силой Божественной благодати. Представить себе невозможно, как согбенный старец, страдавший физическими болезнями, ушел в саровские леса и там на камне молился, жил один, ничего не боясь, — потому что с ним была благодать Божия. И даже когда дикий зверь, медведь, приходил к нему, святой кормил его хлебом с рук, совсем не боясь дикой природы, потому что с ним был Бог.

Замечательный пример того, как Божественная благодать преодолевает болезни, слабости, страхи, разного рода угрозы, помогает и нам, людям XXI века, оставаться на единственно правильном пути, отражая всякие соблазны, всякие искушения и, оставаясь верными Христу, сохранять веру в Господа, сохранять силу молитвы и помнить, что в ответ на эту молитву и на эту веру Господь творит чудеса. И великий пример святого преподобного Серафима Саровского и являет такое чудо, когда Божественная благодать преодолевает и человеческую немощь, и человеческую болезнь, и согбенный старец-схимник превращается в гиганта, обладающего огромной силой духа. Такой силой, которая помогает преодолевать самые неблагоприятные, даже опасные для жизни обстоятельства.

Преподобный Серафим является символом того, как человеческая слабость восполняется Божественной благодатью. А если применить все к нашей жизни, к нашим временам, то сегодня мы действительно находимся среди многих искушений, и многие соблазны воздействуют на сознание современного человека, в том числе православного христианина. Иногда кажется, что невозможно всему этому сопротивляться — так много факторов работает против того, чтобы хранилась вера в сердце, чтобы человек жил религиозной жизнью. Тем не менее еще и еще раз хочу сказать: по молитвам святых угодников Божиих, в земле нашей просиявших, в том числе по молитвам преподобного Серафима, сегодня в стране нашей, в народе нашем возрождается вера православная. Вопреки всем влияниям, которые оказываются и прямо, и косвенно, чтобы эта вера потеряла силу, чтобы эта вера перестала вдохновлять народ и обращать его взоры к Богу и ко спасению.

Пусть предстательство преподобного Серафима Саровского, великого угодника земли нашей, помогает и дальше каждому из нас и всем нам вместе, русским православным людям — когда я говорю «русским», имею в виду всех тех, кто душой и сердцем связан с Россией, живет ее надеждами и живет ее жизнью, — укреплять свою веру и способность оставаться верными Христу, невзирая ни на какие искушения, соблазны, притяжения века сего, часто очень опасные для человека и для всего мира. Молитвами преподобного Серафима Саровского, чудотворца, да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого из нас для Царствия Божиего. Аминь.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

16 января 2023 г.


https://pravoslavie.ru/150477.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!