(окончание)Но вот что рассказал А. Н. Муравьев в одном из «Римских писем»: «Две крестьянки из Пензенской губернии, мать, лишенная владения ног, и 20-летняя дочь ее, одни отправились из России на телеге в одну лошадь в свое дальнее путешествие без денег и без языка, расспрашивая, как могли, где дорога в Бари. Так бывало в средние века, когда толпы крестоносцев спрашивали у проходящих: куда идти в Иерусалим? Дочь правила лошадью и ходила за матерью, которую сама переносила из телеги в гостиницу и из гостиницы в телегу; денег они не брали и не просили подаяния, но принимали с благодарностью пищу для себя и корм для лошади, которая сделалась членом их семьи. Везде принимали их с изумлением; кое-где над ними смеялись, но покровительство святителя, ради коего предприняли свой подвиг, им сопутствовало, потому что одни по самым опасным местам достигли Неаполя, доказав на опыте, что может вера. Тут посланник наш убедил их оставить у него свою повозку и дал им средства ехать в почтовой карете до Бари и обратно. Они возвратились благополучно и, совершив данный ими обет, отправились опять тем же образом на родину».[61]
Множество препятствий пришлось преодолеть и самому А. Н. Муравьеву прежде чем «чуднымъ устройствомъ» он попал в Миру Ликийскую. Она «лежитъ вне пути пароходовъ» и нужно было «св. Николаю послать… попутную бурю противъ Миры», чтобы корабль отклонился от «назначенного пути». После утомительного двухчасового пути по берегу реки, «по стезе, едва проложенной среди развалин», паломники, наконец, «увидели предъ собою, на довольно обширной равнине, у подошвы горы, увенчанной замкомъ, величественные развалины бывшей обители новаго Сиона, основанной дядею великого Чудотворца, где самъ онъ святительствовалъ столько летъ, и сердце наше исполнилось живейшей радости».
Приблизившись, путники стали тщательно осматривать святыню. «Малая гробовая церковь Святителя Николая, тесная и низкая, сложенная сводомъ изъ тесаныхъ камней и даже отчасти подземная, представилась первая моимъ взорамъ… спустился я несколькими ступенями въ темное преддверие святилища, отделенное стеною отъ внутренней его части: глубокий мракъ царствовал внутри храма». «Когда несколько привыкли к нему глаза и зажжены были три убогия лампады предъ иконостасомъ и над самою гробницею, могли бы рассмотреть все горькое убожество и вместе неоцененное сокровище сей церкви». Далее следует описание самой гробницы. «Низкая четвероугольная гробница Святителя, обложенная по краямъ мраморомъ, хорошо изваяннымъ, но отчасти отбитымъ, с обширнымъ отверстием по средине, отколе похищена была некогда рака, уцелела еще отъ буйства времени и людей. Длина ея до осьми четвертей (141,6 см– В. Г.) не более трехъ ширина (53,1 см – В. Г.), а высота – одна четверть (17,7 см – В. Г.); внутри глубокая яма, наполненная землею, которую однако я могъ, хотя и с трудомъ, достать рукою». Это описание автор снабдил историческим комментарием. «Достойно внимания, что разорение Миры, полчищами Турецкими, последовало в 1087 году, около 50 летъ, после того как Калабрийцы увезли съ собою мощи великаго угодника, в ихъ городъ Бари; быть может промыслъ Божий, собственно для того и попустилъ сие похищение, чтобы спасти св. останки Чудотворца от рукъ неверныхъ».
Но подобное положение дел никак не должно больше продолжаться. Удручающий вид гробницы свт. Николая вызвал у А. Н. Муравьева целую бурю эмоций. «Сюда, сюда, в пустынную Миру Ликийскую, а не в Калабрийский чуждый намъ городъ Баръ должны стремится благочестивые православные поклонники, чтобы достойно почтить память великого Чудотворца Николая, надъ его гробомъ». Доводы, приведенные А. Н. Муравьевым в пользу этого мнения, показывают, что он был вполне осведомлен о разнице в почитании мощей, существующей между православными и католиками, прежде всего в Бари. Ведь, хотя «здесь стоятъ развалины храма надъ древнимъ гробомъ, а тамъ великолепная церковь надъ новымъ гробомъ Чудотворца, но сокровище мощей его одинаково недоступно, здесь и тамъ, и обе гробницы какъ бы равно упразднены. По западному обычаю, не открывается никому святыня мощей, и только, подъ престоломъ нижней церкви, указываютъ в Барахъ мраморную раку, хранящую въ себе сие сокровище, и то сквозь малое отверстие, глубоко подъ землею, едва видна сия драгоценная рака. Въ Мире же Ликийской, хотя и упраздненъ гробъ и открыта могила, изъ коей похищена святыня, но самое место освящено долголетними молитвами Святителя, и конечно ближе его сердцу священная его кафедра, имъ самимъ сооруженная, нежели чуждые ему дальние Бары»[62].
Именно паломничество А. Н. Муравьева в Миры Ликийские и его призыв восстановить здесь кафедральный храм свт. Николая, как известно, послужил созданию так называемого мирликийского капитала. Строительство в Мирах было сорвано из-за жесткой позиции турецкой администрации, а накопленные средства пошли впоследствии, парадоксальным, учитывая позицию самого А. Н. Муравьева, образом, все-таки на строительство православного храма во имя свт. Николая и странноприимного дома именно в Бари[63].
Как мы видим, русская паломническая литература, «открыв» для себя свт. Николая на самом раннем этапе своего существования, продолжала почитать все реликвии, связанные с его именем, во все последующие века.
[1] См. об этом: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточном культе Николая Мирликийского). М., 1982. С. 21.
[2] См.: Антонин (Капустин), архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский // Труды Киевской духовной академии, 1869. II. 6; см. также его работу «Еще о свят. Николае Мирликийском», опубл. в тех же трудах (1873. IV. 12).
[3] Falconius Nic. Carm. Sancti confessoris pontificis et celeberrimi thaumaturgi Nicolai Acta primigenia. Neapoli. 1751. Наилучшей публикацией «иного жития» считается изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaos in der griechischen Kiche. Bd. I: Texte.Leipzig,Berlin. 1913. S.1–55. См. об этом: The Life of St. Nicholas of Sion / Ed. byI. Ševčenko and N.P. Ševčenko.Brookline (Mass.), 1984; Cioffari G. San Nicola nella critica storica.Bari, 1987. P. 261–266, 311–319.
[4] Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. СПб., 1881 (на обложке – 1882). С.19–22.
[5] Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Отдел гуманитарно-общественных наук. Т. 2. Одесса, 1922. С. 123–127. См. также: Виноградов А. Ю. Греческая житийная традиция свт. Николая. Проблемы и перспективы // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С.102-106.
[6] Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI–первая пол. XIV в. Л., 1987. С. 169; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. С. 215; Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С.119–120.
[7] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989 (репринт: М., 1871). С. 218, 453–459.
[8] Там же. С.219. Г. Подскальски довольно подробно пересказал эту редакцию жития в своей монографии (С. 218–219).
[9] Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце. С. 127–129.
[10] Крутова М. С. . Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.132. См. также: Бугаевский А. В. Проблема создания нового обобщающего труда о святителе Николае Мирликийском // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. См. также: Виноградов А. Ю. Святой Николай между агиографией и археологией // Добрый кормчий… С.36-55.
[11] См., например: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 62 (со ссылкой на работу Vita S. Barthelemy).
[12] «Хожение» игумена Даниила в Святую землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 22.
[13] Сводку таких древнейших свидетельств см.: Murjanoff M. Zur Geschichte der Verehrung des heiligen Nikolaus. // Archiv für Liturgiewissenschaft. Bd 10/1.Regensburg, 1967.
[14] Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.126–127.
[15] «Хожение» игумена Даниила… С.18.
[16] В. А. Мошин придерживался даты 1090–1091 гг. См.: Мошин В. А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей // Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 77.
[17] Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей… С. 21.
[18] См.: Легких В. И. Некоторые особенности становления службы на перенесение мощей святителя Николая // Правило веры и образ кротости… Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 370. Ср.: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. СПб., 1899. С.18-20. См. также: Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002. С.214–215, 229.
[19] Первые упоминания праздника 9 мая в древнерусских месяцесловах и богослужебных книгах относятся ко второй половине XIII в. См. : Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв.М., 2001. С. 102–103. См. также: Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. С. 236.
[20] Там же. С. 228–255.
[21] Хожение на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца // Книга хожений. Записки русских путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 148.
[22] См.: Антонин (Капустин), архим. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Труды Киевской духовной академии, 1870. II, 5.
[23] Чоффари Джерардо. Перенесение мощей святителя Николая в латинских источниках XI в. и в русских рукописях // Правило веры и образ кротости… С.161-162 (здесь дается ссылка на публикацию Н. А. Казаковой «Первоначальная редакция «Хождения на Флорентийский собор» и приводится цитата из этого хождения). См. также:Cioffari G. S.Nicola nella critica storica, ed.C.S.N.,Bari, 1988. Однако в своем путеводителе он уже не столь категоричен и, рассказывая о мощах свт. Николая в Бари, уточняет, что здесь находится «около 75 процентов скелета» и добавляет: «Недостающая часть Св. Мощей находится в различных церквях мира, прежде всего в Венеции. Венецианцы предприняли несколько путешествий в Миры в 1099–1100 гг., и похитили кости из нескольких древних захоронений древней базилики св. Николая. В связи с этим выявление Св. Мощей Св. Николая среди венецианских реликвий затруднительно» (Собор во имя Св. Николая в Бари. Краткий историко-художественный путеводитель. Составил от. Gerardo Cioffari o.p. Бари, <б. г.>. С.52).
[24] Красовский А. Установление в Русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град // Труды Киевской духовной академии. 1874. XII. С.521-585.
[25] Шляпкин И. Русское поучение XI в.о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881. С.3-23.
[26] См.: Православная энциклопедия. Т.VII. М., 2004. С. 601–613.
[27] См.: Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699. М., 1992 (по указателям).
[28] Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697–1699 гг., веденный состоявшим при Великом посольстве русском к владетелям разных стран Европы // Россия и Запад: горизонты взаимопонимания. Литературные источники первой четверти XVIII века. М., 2000. С. 195. Вопрос об авторстве этих путевых записок долгое время оставался открытым: в XVIII и начале XIX вв. их авторство ошибочно приписывали самому Петру I, затем предполагалось, что автором был Б. И. Куракин (И. Ф. Горбунов), также назывались имена Б. П. Шереметева, П. А. Толстого, И. А., И. М. и Ф. А. Головиных. Немецкий историк Ф. Оттен считает наиболее вероятным претендентом на авторство А. М. Апраксина, современная исследовательница Н. Д. Блудилина называет Г. И. Головкина. Однако будущий канцлер и будущий граф Г. И. Головкин оставался во время Великого посольства в Москве и переписывался с царем, путешествовавшим по Европе. Эти письма опубликованы в изд.: Письма и бумаги Императора Петра Великого. Т. 1: 1688─1701. СПб.,1688. См. также: Записки неизвестной особы о путешествии по Германии, Голландии и Италии // Записки русских путешественников XVI–XVII вв. М., 1988. С. 463–464 (комментарии Н. И. Прокофьева). Авторы последней публикации на эту тему «с уверенностью» называют имя автора путевого дневника: стольник Алексей Петрович Измайлов. См.: Гузевич Д., Гузевич И., при участии Х. Ван Конингсбрюгге. Путевые записки Великой особы (1697-99) // Проблемы источниковедения. Вып. 4. 2008.
[29] См.: Григорович-Барский В. Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч. I. 1723–1727 гг. М., 2004. С. 190–191. Все последующие цитаты приводятся по этому изданию.
[30] Путешествие братьев Демидовых по Европе. Письма и подневные Журналы 1750–1761 годы. М., 2006. С. 167, 388. Комментаторы настоящего издания Ю. Н. Беспятых, С. Н. Искюля и П. И. Хотеева полагают, что речь идет о церкви San Nicolo dei Mendicoli, которая была заложена в XII в. и строилась вплоть до XVI в.
[31] Corner F. Notizie storiche delle chiese e monastery di Venezia e di Torcello. Padova, 1763.
[32] См.: Martino L. Le reliquie di S. Nicola.Bari, 1987.
[33] См.: Paludet L. G. Ricognizione delle reliquie di S. Nicola L. I. E. F.,Vicenza,1994. См. подробнее: Ястребов Алексий, свщ. Венеция – хранительница мощей святителя Николая Чудотворца (www. veneziarussa. info).
[34] Журнал путешествия… С. 196.
[35] Записка путешествия графа Бориса Петровича Шереметева в Европейские государства // Россия и Запад: горизонты взаимопонимания… С.102–103.
[36] Анненков П. В. Парижские письма. М., 1984. С. 26.
[37] Там же. С. 141–142.
[38] Путешествие стольника П. А. Толстого… С.120–122.
[39] Об этом же он писал и в своей монографии. См.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды В. Г. Барского. СПб., 1885.
[40] Григорович-Барский В. Г. Странствования… С.67–68.
[41] Там же. С.72, 116.
[42] Там же. С. 124–132. Пересказ этого фрагмента странствований В. Г. Григоровича-Барского, помещенный в кн. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России (СПб., 1899. С.97–106), сделан весьма неудовлетворительно и с произвольными пропусками.
[43] Вот что сказано о sancta manna в современном путеводителе о. Дж. Чоффари: «Это вода, которая образуется в гробнице Святителя еще со времени пребывания Св. Мощей в Мирах… На протяжении веков эту жидкость называли по разному, например, олеум или унгуентум (русские называют ее миро, а греки мирон). В действительности, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты, как установило исследование, проведенное в1925 г. в химической лаборатории университета города Бари. Происхождение этой воды объясняют по-разному. Некоторые считают его чудесным, говоря, что жидкость образуется из Мощей Святителя, другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы… Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара… Почитание Св. Манны не прекращено, поскольку вода, собирающаяся в гробнице, находясь в контакте с Св. Мощами и оставаясь чистой, является реликвией. Кроме того, по утверждениям многих верующих, с Св. Манной они получили исцеление. С другой стороны, отношение к Св. Манне является личным делом каждого верующего и почитание Св. Манны не может считаться обязательным» (Собор во имя Св. Николая в Бари… С.53–54).
[44] Там же. С. 131–133. См. также: Талалай М. Г. Русское паломничество в Бари // Чоффари отец Джерардо. Свт. Николай чудотворец. Житие, чудеса, легенды. Бари, 2005.
[45] Там же. С.67.
[46] Странствования В. Г. Григоровича-Барского… Ч. II. 1728–1744 гг., М., 2005. С. 127–128. См. об этом также: Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето // Белоброва О. А. Очерки русской художественной культуры XVI–XX вв. М., 2005. С.348–358.
[47] В «Письмах из-за границы» П. В. Анненков привел следующее «благочестивое предание», рассказывающее о судьбе Дома Богородицы и услышанное им в1841 г. в Лорето: «Дом Марии был во время переворотов в Сирии покрыт облаком от нечестивых глаз; потом ангелы перенесли его в Далмацию. Три года стоял он в Далмации, не производя большого влияния на христианский мир; тогда ангелы перенесли его в Лоретто. Иезуиты основали тут монастырь, и богатство всей католической Европы потекло к нему. Французы ограбили церковь и монастырь в 1798 году; теперь, однакож, снова сокровищницы их полнеют, и богатеет сам город, производящий торговлю одними четками, серебряными сердечками, коронками из цветов и другими вещами для приношения знаменитой Лореттской Мадонне» (Анненков П. В. Парижские письма. С. 26).
[48] Цит. по: Порфирий (Успенский) епископ. Святыни земли Италийской. (Из путевых записок 1854 года). М., 1996. С. 130–131.
[49] См. подробнее: там же. С.129–130 (примечания).
[50] Цит. по: Житие и чудеса св. Николая Чудотворца… С. 113.
[51] Следует заметить, что частицы мощей свт. Николая сохранялись в XIX в. в Благовещенском соборе Московского кремля, в церкви Трех Святителей, бывшем Сетунском соборе, что под Ивановской колокольней. См.: Путешествие иркутянина в Бар-град… С. 25; современный справочник-путеводитель «Святыни земель московских» (М., 2002. С. 102) называет местами сохранения частиц мощей свт. Николая храм Всех святых на Кулишках, храм Михаила Архангела в Тропареве и храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. В Санкт-Петербурге частица мощей свт. Николая сохраняется по сей день в Никольском соборе, куда она была передана императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I в1847 г., после ее путешествия по Южной Италии. См.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 99. Между тем митрополит Евгений (Болховитинов), описывая реликвии Киевского Софийского собора, уже не называет мощей свт. Николая. См.: Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. С. 47–48. Не упоминается о них и в «Описании Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843–1853 годах. Киев, 1854. С. 62–63. Все это заставило Д. Г. Хрусталева заключить: «Удивляет, что никаких мощей (даже частицы) Николая Чудотворца уже в XVIII в. в России не было» и предположить, что «реликвии, доставленные Феодором, были утрачены еще в древности» (Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. С. 253. Прим. b). Об этих реликвиях см. в нашей статье выше.
[52] Странствования В. Г. Григоровича-Барского…. Ч.I. С. 278.
[53] Пелгримация, или путешественникъ честнаго иеромонаха Ипполита Вишенского во святый градъ Иерусалимъ. М., 1877. С. 29.
[54] Муравьев А. Н. Римские письма. Т. II. СПб., 1846, С. 306–307.
[55] Путешествие иркутянина в Бар-град для поклонения мощам святителя Николая чудотворца. СПб., 1861. С. 8.
[56] Ушаков Ф. Ф. адмирал. Документы. Т.III. М., 1956. С. 85.
[57] Кипренский Орест. Переписка. Документы. Свидетельства современников. СПб., 1994. С. 179–180.
[58] Путешествие иркутянина в Бар-град… С. 20.
[59] Талалай М. Г. Русское паломничество в Бари // Чоффари отец Джерардо. Свт. Николай Чудотворец… С. 87.
[60] Кекин А. Л. Из Петербурга в Рим, Бари, Неаполь, Александрию, Каир, Иерусалим, Константинополь и Батуми. СПб., 1888. С. 37.
[61] Муравьев А. Н. Римские письма. Т. II. СПб., 1846. С. 305–306. На обратном пути в Петербурге обе крестьянки были приняты и обласканы Николаем I.
[62] Муравьев А. Н. Письма с Востока. Ч. II. 1849–1850 гг., М., 2005. С.211–214.
[63] См. об этом: Дмитревский А. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде; Щусев А. Странноприимный дом и храм во имя святителя Николая Мирликийского в городе Бари в Италии // У гробницы святителя Николая Чудотворца. Русские паломники в Мирах и Бари. М., 2005. С. 60–114, 120–125. См. также: Талалай М. Г. Русское паломничество в Бари… С.88–91.
Виктор Гуминский
http://www.voskres.ru/podvizhniki/guminskiy.htm